Минеральные источники и их значение. Источники минеральных вод. Нейтральные минеральные воды

Картины Федора Васильева представлены в Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях Ялты и Одессы. По воспоминаниям современников, он был очень трудолюбив, от его «магического карандаша» не могла ускользнуть ни одна деталь.

Если бы ни его упорство и страсть к живописи, то мир искусства мог бы и не узнать его фамилии. Мальчик родился в семье бедного петербургского почтового чиновника. Из-за нехватки денег юноша в 12 лет пошел работать в главный почтамт, но, тем не менее не забросил свое увлечение рисованием. Когда ему исполнилось 15 лет, он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где познакомился с выдающимися художниками.

Его хорошим другом стал Иван Крамской. Несмотря на разницу в возрасте (Иван Иванович на 13 лет был старше Федора), они стали очень близки. Сохранилось письмо живописца, в котором он признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гор-дость моя не была бы так основа-тельна, если бы я не встретился с Вами в жизни... Вы - точно часть меня самого, и часть очень дорогая, Ваше развитие - мое развитие. Ваша жизнь - отзывается в моей...»

Автопортрет Федора Васильева. Фото: Public Domain

Немалую роль в становлении Васильева как художника сыграл и Иван Шишкин. Он учил юношу переносить увиденное на холст с предельной точностью, рассказывал о мастерстве рисунка. Со временем они даже стали родственниками: Шишкин женился на Евгении Васильевой, сестре Федора.

Сохранилось несколько писем, которые молодой художник отправлял чете Шишкиных. Одно из них от 11 августа 1872 года было написано из Ялты, куда художник перебрался из-за болезни легких.

«Я работаю, как и всегда, только приходится работать из-за денег, что меня всегда весьма огорчает; великий князь Владимир Александрович, который уже получил одну мою картину, заказал еще четыре, от которых я не мог отделаться, хотя и пробовал; еще, к довершению печали, эти картины нужно окончить к сроку, к 24 декабря; так что начатые картины так, значит, и пропадут даром, да и на конкурс в нынешнем году не удалось написать, так как время остается только январь да февраль будущего года, а Вы небось опять такую штуку выдвинете, что опасно мне и рассчитывать писать».

Довести работу до конца ему не удалось: через два месяца, 6 октября 1873 года, он скончался..

«Волжские лагуны», 1870 год

Картина «Волжские лагуны» привлекла большой интерес на посмертной выставке картин Фёдора Васильева. Фото: Public Domain

В 1870 году 20-летний Федор Васильев отправился в путешествие по Волге вместе со своими художниками Ильей Репиным и Евгением Макаровым. Годы спустя Илья Ефимович в своей книге «Далекое близкое» писал, что молодой человек поразил спутников своей манерой работы и стал для старших товарищей «превосходным учителем»: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски под-ражали Васильеву и до обожания верили ему. Этот живой блестя-щий пример исключал всякие спо-ры и не допускал рассуждений; он был для всех нас превосходным учителем».

По его словам, «его тон-ко заостренный карандаш с быст-ротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листику его карманного альбомчика и обрисо-вывал верно и впечатлительно це-лую картину крутого берега с по-кривившимися над кручей доми-ками, заборчиками, чахлыми де-ревцами и остроконечными коло-кольнями вдали...»

Этюды, сделанные во время поездки, в дальнейшем послужили основой для нескольких картин, в том числе «Волжские лагуны».

В будущем полотно попало в собрание Павла Третьякова. Он забрал ее после посмертной выставки картин художника в 1874 году в счёт долга, который Васильев не смог выплатить меценату из-за своей болезни и смерти.

«Вид на Волге. Барки», 1870 год

В настоящее время полотно экспонируется в Петербурге в Русском музее. Фото: Public Domain

Эта картина также была написана после путешествия по Волге.

Через год после смерти художника ее выставили на всеобщее обозрение, где на нее обратил внимание Третьяков. Сохранилось его письмо Ивану Крамскому, в котором он писал, что должен иметь ее своей коллекции.

«Я решил, что для известной уже Вам моей цели, мне непременно нужно иметь Васильева пейзаж с барками, так как этот экземпляр дает понятие, какой бы он также был замечательный маринист; и вот я вчера послал Вам телеграмму; я уверен, что Вы сочувствуете моей такой усиленной любви к произведениям Васильева…», - писал он.

Однако его планам не суждено было сбыться. В настоящее время полотно экспонируется в Петербурге в Русском музее.

«Оттепель», 1871 год

Великий князь Александр Александрович заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель». Фото: Public Domain

«Картина «Оттепель» такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная (не в смысле детства) и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая себе право гражданства между другими, и хотя решительно новая, но имеющая корни где-то далеко», - так описал эту работу Васильева Иван Крамской.

«Оттепель» впервые была представлена на суд зрителей в ходе конкурсной выставки Общества поощрения художников, на которой она удостоилась первой премии. В том же 1871 году ее смогли увидеть и москвичи: она участвовала в выставке МОЛХа -Московского общества любителей художеств.

Искусствоведы отмечают, что это полотно сделало Васильева по-настоящему знаменитым. Молодому человеку стали предлагать сделать авторские копии картины. Одному из заказчиков он не смог отказать - великому князю Александру Александровичу, будущему императору Александру III.

Пейзаж, выполненный несколько в другой цветовой гамме, украсил Аничков дворец, откуда в 1872 году отправился на Лондонскую ежегодную международную выставку. У англичан картина удостоилась восторженных отзывов.

Сейчас копия, сделанная для Александра III, представлена в Русском музее. Оригинал же можно увидеть в одном из залов Третьяковской галереи.

«Мокрый луг», 1872 год

Картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников. Фото: Public Domain

Работая над «Оттепелью», Васильев подорвал здоровье. Вскоре врачам стало понятно, что они имеют дело не с простой простудой, а с туберкулезом. Для поправки здоровья Федору предложили поехать в Крым.

Уже на полуострове Васильев создает картину «Мокрый луг», написанную им по его воспоминаниям. В 1872 году полотно было представлено на выставке Общества поощрения художников, где заняла второе место, уступив работе его шурина - Ивана Шишкина.

«Мокрый луг» был приобретен Павлом Третьяковым, который специально приехал в Петербург еще до начала выставки.

«В Крымских горах», 1873 год

«Настоящая картина — ни на что уже не похожа, никому не подражает — ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, даже местами плохо, но это — гениально», - такую восторженную характеристику дал полотну Иван Крамской.

По его мнению, глядя на татарскую повозку, запряженную волами, зритель невольно попадает внутрь этой истории: «покорно стоит под соснами, слушает какой-то шум в вышине над головою».

Эта картина стала одной из последних работ Васильева. Известно, что изначально он планировал использовать широкое полотно, но потом передумал, выбрав вертикаль. Тем самым, считают искусствоведы, он хотел подчеркнуть высоту гор и устремленность вверх.

Есть картины, которые чем-то "цепляют за душу". Одна из них - картина Фёдора Васильева "Оттепель" (1871)
Наряду с "Грачами" Саврасова и "Мартом" Левитана это одно из лучших произведений о ранней весне

Природа нехотя просыпается от зимнего сна. В этом пробуждении нет радости. Ржавые тона тающего снега, превращающегося в липкую грязь, туманная даль и мутное слезящееся небо, одинокие фигурки усталых пешеходов ещё усиливают тревожное тягостное настроение. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. Васильев продолжает своё открытие русской природы, стремясь разглядеть в ней самое сокровенное, неповторимое, что свойственно только ей: певучую мягкость линий, очерчивающих холмы и пригорки, тусклую нежность красок, пустынный простор полей

И ещё в картине явственно ощущается движение... Движение в сторону весны


Картина имела большой, даже огромный для молодого художника успех. Её купил П. М. Третьяков. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художеств, "Оттепель" получила первую премию. В следующем году посланная в Лондон на Всемирную выставку "Оттепель" вызвала восторженную статью английского рецензента. Копию картины, несмотря на её пессимистическую тональность, художнику заказали для императорской семьи

Другая известная картина художника - "Мокрый луг", написана в 1872 году, когда Васильев переехал в Крым из-за неизлечимой болезни. При этом столь родной для художника пейзаж средней полосы выполнен не с натуры, а по зарисовкам, сделанным ранее

Очень хорошо на картине передан воздух, это очень важно в пейзаже, воздух, напоённый влажным, густым запахом лугов и приболотных трав. Состояние неба, облаков гармонирует с водной поверхностью на мокром луге. Здесь мне нравится светотеневой рисунок картины, тень от облаков. От пейзажа исходит какое-то "ощущение неясной томительности"

Обе эти картины выставлены в Третьяковской галерее

Фёдор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но оставил после себя замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом. Перед его холстом, особенно когда он писал или переписывал облака, в изумлении останавливались и Крамской, и Репин. В его пейзажах всегда присутствует живое волнение художника, влюблённого в красоту природы

Значительную роль в становлении художника сыграл крупнейший пейзажист И. И. Шишкин. Вместе с ним Васильев работал два лета подряд. Для молодого живописца, склонного видеть мир взволнованно и поэтично, трудно было найти более полезную школу
Лето, проведённое на Валааме, подготовило художника к самостоятельной работе

"Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин"

Ге Н.Н.

Более подробно о художнике и его творчестве здесь.

Картина Федора Васильева «Оттепель» была написана в 1871 году. Но славу и всеобщее признание она получила лишь через десятки лет после смерти художника. Она продолжает основные традиции русской живописи.

На переднем плане полотна изображена проселочная дорога. Не смотря на то, что весь пейзаж выполнен в темных тонах, угадывается время года – ранняя весна. Птицы сбиваются в стайки и летят к дороге в поисках пищи, которая могла остаться под слоем тающего снега. В центре пейзажа девочка завет пойти пожилого крестьянина к стайке пугливых птиц. Сапоги двух путников вязнут в оттаявшей дорожной грязи.

Задний фон картины представлен участками деревьев, голые ветви которых начинают избавляться от снежного покрывала. Одинокая избушка кажется ветхой и пустой. Но можно заметить, что из трубы ее стелется жидкий дымок, а значит в ней теплится жизнь. Пожухлая трава робко выглядывает на свет из-под рыхлого снега. Начинают оттаивать прошлогодние ветки, одиноко лежащие в центре полотна.

Особенным предстает небо на полотне. Оно представлено оттенками от белого до темно фиолетового цветов. Лучи солнца все еще не могут пробиться через толстое покрывало серых туч. Но время весны уже наступило и это чувствуется не только по тающему снегу. Все полотно дышит пробуждением природы от долгого сна. Суровая зима уже позади, она уступила дорогу более теплому времени году.

Картина «Оттепель» позволяет зрителю переместится в день молодой весны, почувствовать отступление холодов и насладится красивым пейзажем весенней природы. По особенному печально и торжественно в такие дни, воздух все еще свеж, но за щеки уже не кусает мороз.

Ф.Васильев – русский художник конца 19 века. Он внес свой неотъемлемый вклад в развитие живописи. Полотна художника не выделяются яркостью красок, но природа, изображенная на них, дышит и живет. Каждое его полотно позволяет окунуться в волнительный и прекрасный мир.

Описание картины Васильева Оттепель

Фёдор Александрович Васильев – известный русский художник, который как никто может показать красивое в некрасивом. Кажется, что такое нельзя совместить. А этот художник мог. Такой по своему описанию и является картина «Оттепель».

Картина Фёдора Александровича выглядит темной, мрачной и унылой. Зритель видит, как белоснежный покров земли превращается в грязь и слякоть. А тучи стремительно затягивают небо плотной пеленой темно-синих цветов.

Но какая же красота таится в этой картине. Ведь растаявший снег, превратившийся в грязь, низко летающие птицы над полями – всё говорит о скором приходе весны. Зима уступает место весне, плавно направляясь далеко-далеко к горизонту. Так и приходят на ум строчки Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета о надвигающейся весне, которой вся природа дает дорогу.

Весны заждались все: деревья, стоящие на заднем плане с остатками инея, ветхая избушка, расположенная по правую сторону и, конечно же, маленькая девочка, показывающая дедушке куда-то далеко. Может и там, за границами картины потекли ручьи, шумя и звеня.

На картине нет ни одного яркого оттенка, но чувствуется теплота, исходящая, должно быть от маленькой девочки, смеющейся и искренне ждущей весну. Цвета, которые мы наблюдает в основном темные и безрадостные. Особенное внимание стоит обратить на задний фон, который убаюкивает всю природу. Но стоит лишь поднять взгляд в верхний правый угол, как можно увидеть то самое наступление тепла, которым пропитана вся картина. Как много он вселяет надежды в окружающую среду.

А в середине картины птицы, уже не просто летающие в небе, а опустившиеся на землю, начинают искать пропитание, будто чувствуя, что вот-вот из земли полезут жучки и червяки.

Кажется, будто художник, писавший эту картину, передает свое унылое настроение или же усталость от такого мрачного времени года. Но и название у этой картины непростое. «Оттепель». В этом слове так и таится слово «тепло», которое вот-вот настигнет всех жителей этой деревни.

Картина Фёдора Александровича стала знаменита очень быстро и известна по сей день. Вот именно так удается великому художнику изображать красивое в некрасивом.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Любовь Любимовна в рассказе Муму Тургенева

    Образ Любви Любимовной в произведении Тургенева “Муму” вышел довольно неоднозначным, ведь автор имел цель специально сделать его именно таким.

    Здравствуй, дорогая бабушка! Я очень по тебе скучаю и очень тебя люблю. Как же давно я тебя не видела! Как у тебя дела? У меня все супер! У нас в школе есть отряд ЮИД.

Картина «Оттепель» Васильева находится в том же зале Третьяковки, что и «Грачи прилетели» Саврасова. Они висят на противоположных стенах. И написаны они были художниками в один и тот же год. В 1871 году. И при схожих обстоятельствах. Оба художника, не вместе, выезжали на этюды на Волгу, чтобы наполнить душу новыми впечатлениями. И публика с этими волнующими душу пейзажами тоже познакомилась в одно время. И оба эти пейзажа тоже оказались лучшими в творческой жизни обоих художников.

Но есть и различия между двумя изображениями нашей природы. Если от картины Саврасова исходит чувство радости, принесённой на крыльях вернувшихся домой птиц, чувство возрождения природы и начало только светлого и доброго в жизни вообще, то, когда я стою перед не очень большой картиной «Оттепель», я чувствую, как душа моя наполняется совсем другими настроениями.

Мне хочется поведать о моих собственных ощущениях, которые охватывают мою душу при созерцании этой оттепели. Допускаю, что кто-то может и не согласиться о мной.

Вот, к примеру, что касается Грачей. Эта картина звучит, она звенит от гомона черных птиц. Она наполнена звуками пробуждения природы, радостным шумом и хлопаньем крыльев птиц, вернувшихся наконец в родные места. На Родину. А еще мы видим и слышим весеннюю капель, журчание первых ручьев, наполненных талой водой. А если напрячь воображение, то мы услышим ещё и ток берёзового сока, поднимающегося от корней к самым верхним веточкам неказистых деревьев. Мы чувствуем, как всё видимое пространство очень скоро раскрасится в зелёный цвет. А в иконографии это цвет жизни.

А вот «Оттепель». Слово такое хорошее. Тепло, добро. Переход от давящего злого холода, от которого нужно защищаться, который убивает, который заставляет замереть всю окружающую природу. Холод, который останавливает жизнь и движение, который убивает все природные звуки на всем обширном пространстве нашей земли.

На картине «Оттепель» царит тишина. Нет звуков и нет шумного хлопанья крыльев, знаменующих начало новой жизнь. Хотя мы и видим каких-то птиц на размытой дороге. Скорее всего ворон, которые никуда и не улетали.

Тишина не простая. Она проникнута неслышным напором природных сил готовых к пробуждению. Они находятся ещё в тихой полудрёме и неподвижности. Ну вот ещё чуть-чуть и зазвенит капель, и старый пень берёзкой вновь захочет стать.

А ещё меня охватывает чувство одиночества и тоски, и ничтожности человека перед силами природы.

Да, одиночества. Вот на картине Саврасова нет людей. А у Васильева они есть. Мы видим старика и маленькую девочку, укутанную в нехитрые одежды. Девочке лет семь, она тянет ручонку с каким-то вопросом, обращаясь к дедуле. То, что они не местные – это можно предположить по котомке на спине старика. С котомкой в соседнюю деревенскую избу в гости не ходят.

Но вот удивительная вещь. Вот если бы не было этих двух фигур на дороге, то меня просто восхитил бы пейзаж сам по себе. Но я вижу старика и внучку его, и моя душа сразу же, как ни странно проникается грустью и печалью. Присутствие человека на этом пейзаже рождает в моей душе чувство беспомощности перед могучими силами природы. Силы, которые проявляют себя вне воли человека. Они показывают всё его ничтожество перед вечностью и неизмеримостью всего небесного пространства, прописанного волшебной кистью художника.

*****
Я гляжу на картину, и у меня нет сомнение, что пейзаж написан большим мастером, профессионально владеющим кистью. Как чудно он передает красками предвесеннее состояние природы. Посмотрите, как прописаны заиндевевшие деревья, набухший от талой воды снег, покрывающей ещё поля, и вот эту размытую дорогу со следами полозьев саней. Дорогу, по которой бредут в неизвестную даль путники. Пейзаж, напоминающий великих голландцев.

А вы знаете, сколько лет было нашему мастеру. Девятнадцать лет! Вдумайтесь в это. Я не понимаю, откуда у него это взялось. Чтобы так живописать природу, надо не только время, чтобы достигнуть такого мастерства, но надо чтобы тебя ещё и Бог в темечко поцеловал. И одарил тебя талантом необыкновенным.

И откуда же взялся этот гениальный мальчик. Это так его называл великий Репин. Родился мальчик Федя в семье мелкого почтового служащего. И был он незаконнорожденным. Он знал, что почтмейстер был не его папа, хотя и носил в отчестве его имя. И это ему не нравилось. Жизнь в детстве – сплошная нужда.

А рисовать так хотелось. И он стал работать в 12 лет за какие-то копейки в мастерской реставратора. Почему? А потому что это позволяло мальчику ходить в рисовальную школу при Обществе поощрения художников. А там ему кто-то ещё сказал, что у него нет таланта. Но к счастью в этой школе преподавал художник Крамской.

И после этого он поднялся невероятно быстро. Я думаю, не только благодаря своему таланту, но и связям в среде художников. Он познакомился в этой среде с лучшими художниками того времени. Например, Шишкин был женат на сестре Фёдора Васильева. С Репиным ездил на этюды на Волгу. Там его старший друг задумал своих известных «Бурлаков».

Но в этой среди он как-то и не воспринимался очень серьезно. Ну да талант. Несомненный. Но и в то же время от всего его облика не исходила степенность и серьезность, которая должна вроде бы сопутствовать таланту. Это был такой весельчак и хохотун. Он мог и пыль пустить в глаза. Ввернуть словечко по-французски. Хотя языка этого он и не знал. Даже мог и к роялю присесть и сыграть какой-нибудь мотивчик. И бог знает, где он этому научился. Также как и в живописи он был считай самоучкой и в музыке.

А как одевался! Во все самое модное и с иголочки. Вот посмотрите на его портрет, написанным его учителем. Крамским. Кстати этот портрет был представлен на первой выставки Передвижников, идеологом которых и был сам Крамской. Неудачный портрет вряд ли был бы выставлен на столь важном мероприятии. Посмотрите обязательно. Найдете легко в несколько щелчков в Интернете. Молодой человек. Ему чуть за 20. Прекрасный костюм. Белый отложной воротничок. Черный атласный бант на шее. Такой богемный образ художника. Каким то шалопайством веет слегка от этого образа. А на самом деле…

Друг Илья Репин как-то зашёл к нему в убогую мастерскую. И увидел на дешёвых мольбертах нечто восхитившее его до крайности. Он в изумление только и мог ошалело спросить его: «И это всё сделал ты?»

А ещё он говорил о нём так: «Звонкий голос, заразительный смех, чарующее остроумие с тонкой до дерзости насмешкой завоевывали всех своим молодым, веселым интересом к жизни; к этому счастливцу всех тянуло, и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». В этом смысле он мог бы его сравнить с Пушкиным или Моцартом. А он таковым и был в живописи.

*****
Я сравниваю картины Саврасова и Васильева. Можно сравнить и судьбы художников. У Саврасова жизненная стезя вовсе не была усыпана розами. Смерть нескольких детей и трагический, по сути дела, собственный конец. Спившийся нищий художник, умер в больнице для бедных на Хитровке. Но Васильеву судьба уготовила ещё более жестокий конец. Судьба так щедро одарила таким необыкновенным талантом, и она же так была скупа по количеству прожитых им лет. Всего 23 года.

Дорого ему и всем нам далась эта «Оттепель». Простудился он во время поездки. Сильно. И это было началом большой беды, на которую он по своей беспечности и молодости лет не обратил внимания. Да и легко понять, почему. Он пребывал ещё в том возрасте, когда грань опасности и риска для жизни не всегда и видна. Тем более, что болезнь, которая его сразила, так коварна. Так ползуче незаметна. Туберкулёз или как говорили, тогда чахотка Она его стала точить изнутри незаметно.

А потом по возвращении он катался ещё на катке в Петербурге. На морозе. А потом ещё к тому же поехал в Финляндию. Зачем? Поехал с таким же шалопаем перекрикивать водопад Иматра. Была тогда такая популярная забава среди молодежи столичной съездить в это живописнейшее место за 200 км от Петербурга. Там, на этом водопаде бурные потоки воды низвергаются с высоты 18 метров. И через оглушительный грохот и рёв потоков воды надо было доставать друг друга криком, стоя на противоположных берегах. Напрягая в этом крике всю силу своих легких. Драйв такой, выражаясь современным языком. А легкие у Фёдора были уже поражены тяжким смертельным недугом. Это «забава» и стала точкой невозврата по пути к печальному концу.

Что делать? Болезнь! Где искать спасение. Дождливый сырой, промозглый климат Петербурга – благоприятная среда для развития этой болезни. Одно спасение – Крым. Юному дарованию собирают деньги и от все того же общества Поощрения молодым художникам помогают с переездом в наши субтропики. Но нет спасения и там. Болезнь тихо – тихо одолевает.

Я понимаю. Нам всем жребий измерен. Но одно дело, когда этот жребий выпадает на склоне лет, когда тело одрябло и уже по старости еле носит нас, и когда мозги ваши впадаю в маразм, то и остается только сказать спасибо за долгие прожитые годы, дарованные небом. И совсем другое дело, когда он, жребий, рушит всю вашу жизнь в самом расцвете ваших сил. Когда дорога жизни кажется вам ещё длинной – предлинной, до бесконечности, а гнетущая болезнь уже физически безжалостно ставит зримый и ощутимый предел. Вот он! И день за днем он приближается, этот предел И осталось так немного частиц бытия в этом мире.

И всё это в самом расцвете молодых лет. Есть от чего сойти с ума и взвыть от безнадёги и от тоски. А он не сдается, этот шалопай, продолжает рисовать и пишет чудные картины. Для отчета своего пребывания в Крыму, который он должен представить обществу Поощрения, которое дало ему возможность пожить в Крыму.

Он пишет чудесный пейзаж «В Крымских горах». Какие там голландцы! Он превзошёл их. Но этот пейзаж он пишет скорее для Общества поощрения. Его, кстати, купил Сергей Третьяков, о потом передал его своему брату Павлу. Этот пейзаж украсил бы экспозицию любого музея самого высокого ранга. Но к счастью находится он в том же зале картин Саврасова и Васильева.

Картина необыкновенная. Найдите и его тоже в Интернете. И насладитесь его видом. Но… Но это не Россия. А вот для души он пишет совсем другую картину. «Мокрый луг». Пишет по памяти родные места, как обобщенный образ родной стороны. Пишет, как последнее прощай своей Родине. За несколько месяцев до своей кончины. Возможно уже и понимая, что уже не дано ему вернуться.

Художник умирает, а известность и даже слава его растёт. «Оттепель» посылают на международные выставки в Вену и Лондон. Правда, посылают не оригинал, а авторское повторение художника. Потому как оригинал был уже куплен Третьяковым. А она так понравилась Александру Александровичу, будущему императору Александру третьему. Ну как тут не пойти навстречу наследнику трона. Вот для него и сделал Васильев копию. И вот эта копия и была посланная за границу, стяжав для автора известность и даже славу. Она и там за пределами родной стороны тоже вызывает удивление и восхищение. А в столице Англии его вообще хотят видеть у себя, чтобы он и там своей мастерской рукой написал милые сердцу англичанина виды старой доброй Англии. А там знали толк после Констебля в пейзажной живописи. И кто знает. Случись это - и стал бы художник Васильев европейской известностью. К сожалению, он и у нас ныне не входит в первый ряд самых известных русских художников. Чтобы убедиться в этом, спросите особенно у молодежи, знают ли они художника Федора Васильева. Чаще всего вы получите ответ отрицательный.

Но не случилось. Умирал он как раз в это время в Крыму и скончался в сентябре 1873 г. в Ялте. Там же и был похоронен. Он оставил много долгов. Поэтому его друзья Шишкин и Крамской организовали выставку – продажу оставшихся картин. Вырученных денег хватило, чтобы покрыть долги и немалую оставшуюся сумму вручить семье, матери и любимого им младшему брату. Вот и всё.

Но будем помнить слова того же Крамского, сказанные им о своём ученике и друге: «Нет у нас пейзажиста-поэта в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев».

Что такое минеральная вода?

Восточные народы благоговейно относятся к воде, считая ее одним из основных элементов мироздания. Тамошние мудрецы уверены, что вода из целебных источников расслабляет, успокаивает, снимает раздражение, жар и агрессию. История употребления минеральных вод насчитывает многие сотни лет.

В античные времена греки сооружали у целебных источников святилища, посвященные богу Асклепию (римляне в подобных же местах возводили храмы в честь Эскулапа) - покровителю медицины. В Греции археологи обнаружили развалины древней водолечебницы, построенной примерно в VI веке до н.э. Остатки древних бань встречаются и у нас на Кавказе, где не только купались, но и лечились минеральными водами. От поколения к поколению передавались устные предания о чудодейственных свойствах вод, бьющих здесь из-под земли.

История изучения и использования минеральных вод России связана с именем Петра I, 285 лет назад повелевшего своим указом искать в России ключевые воды. По его приказу на Марциальных (железистых) водах в Олонецкой губернии в Карелии был построен первый водолечебный курорт в России. В 1803 г. Александром I было признано государственное значение кавказских минеральных вод и началось изучение их целебных свойств. В 1825 г. была опубликована работа русского химика Г. И. Гесса, изучавшего химический состав и действие российских целебных вод.

Минеральная вода - это дождевая вода, которая много столетий или даже тысячелетий назад ушла глубоко в землю, просачиваясь сквозь расщелины и поры разных слоев породы. При этом в ней растворялись различные минеральные вещества, находящиеся в породе. От просто природной воды из подпочвенных источников и открытых водоемов минеральные воды отличаются составом. Чем глубже они залегают, тем теплее и богаче углекислотой и минеральными веществами. Кроме того, чем глубже проникает в породу вода, тем больше она очищается. В такой воде минеральные вещества накапливаются естественным образом по мере прохождения ее через геологические формации. Таким образом, минеральные воды - это воды, прежде всего подземных источников.

Следует, несомненно, различать питьевую и минеральную воду.

В соответствии с Кодексом Алиментариус - главном пищевом стандартом ООН - эти различия сводятся к следующему:

· минеральная вода добывается из естественных источников или пробуренных скважин, без внешнего влияния на химические и физические свойства природной минеральной воды;

· наличие в воде минеральных солей в определенных пропорциях и присутствие в ней следовых веществ и других составляющих;

· сбор воды осуществляется в условиях, гарантирующих ее исходную микробиологическую чистоту и стабильный химический состав существующих в ней компонентов.

Кто-то сказал, что минеральные воды капризны и требуют деликатного обращения, они нежнее драгоценных вин. Действительно, воду из источника необходимо очень бережно поднять из глубоких недр земли, а затем упаковать в удобную и безопасную тару, чтобы сохранить неизменной ту уникальную программу, которую заложила в нее сама природа.

Минеральная вода лучше усваивается организмом, а попадая в желудок, реагирует с желудочным соком, выделяет углекислоту и стимулирует секреторную деятельность желудка. Повышается аппетит и настроение. Вот почему у тех же французов на обеденном столе рядом с хлебом обязательно стоит бутылочка с водой.

Они и жажду стараются утолить минералкой. Жажда может возникнуть и у здорового человека при потере воды, особенно летом. Причем с потерей воды мы теряем и некоторое количество солей. Компенсировать эту потерю легче всего минеральной водой.

Люди часто увлекаются употреблением минеральной воды, не учитывая, что в ее состав входит свой неповторимый набор химических элементов, что и определяет ее пользу или вред. Большинство любителей минеральной воды пьют ее из-за наличия углекислого газа в ней. Особенно ею увлекаются страдающие от повышенной кислотности и гурманы, покупая любую минеральную воду без разбора - что есть в этот момент в продаже, не думая, что данная минеральная вода вредна для его организма и не для той болезни, которой страдает больной. Минеральная вода предназначена только для лечебных целей и может нанести вред организму, особенно детскому.

Минеральная вода отличается от пресных вод значительной минерализацией: от 0,1% (1 г твердых веществ в 1 л воды) до 5% (50 г твердых веществ в 1 л воды). Вода из источников относится к группе минеральных и при меньшей минерализации, чем 0,1%-й величине сухого остатка, если в ней содержится известное количество специфических элементов, имеющих лечебное значение, к примеру, йод, бром, литий, мышьяк и др.

Если в воде содержится газ, и ее стойкая температура выше 20° С - такую воду даже при малом содержании минеральных веществ относят к группе минеральных. Наибольшим лечебным эффектом обладают минеральные воды с содержанием углекислого газа («Кисловодские источники» и др.), сероводорода («Сочи», «Мацестинские источники») и радона. Существует ряд источников, воды которых не имеют ни определенной минерализации, ни соответствующей температуры, не содержат в надлежащих количествах ни одного из активных элементов (йод, бром, литий, мышьяк, сероводород и др.) и, тем не менее, их относят к категории минеральных и используют для лечения ряда заболеваний. Это связано с тем, что здесь важно учитывать влияние не отдельных компонентов воды, а всей их совокупности.

Питье минеральных вод способствует устранению или смягчению болезненных расстройств и улучшению функций отдельных органов и систем. Такое лечение эффективнее всего при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, а именно: при хронических гастритах, гастродуоденитах, язвенной болезни, энтеритах, колитах, энтероколитах, хронических гепатитах, ангиохолитах, холециститах, желчно-каменной болезни, хронических панкреатитах и др.

Получаемый на питьевых курортах хороший терапевтический эффект является результатом не только питья минеральных вод, но и одновременного воздействия других лечебных факторов: курортного режима, диетического питания, перемены климатических условий, отрыва от домашней и производственной обстановки, перестройки и разгрузки нервной системы под влиянием устранения поводов к неприятным эмоциям и нервно-психической травматизации. С большой пользой применяется лечебная физкультура, гидротерапия, электролечение и др. В условиях курорта минеральная вода, кроме внутреннего применения, используется также и наружно в виде ванн, полуванн, обмываний, обливаний и др.

Минеральные воды могут вводиться внутрь через рот, через прямую кишку и редко - парэнтерально (подкожно, внутримышечно и даже внутривенно). Наряду с питьем минеральные воды, в целях усиления лечебного эффекта применяются промывание и орошение желудка, введение минеральной воды непосредственно в прямую кишку, трансдуоденальное промывание кишечника, клизмы из минеральной воды, капельные клизмы, кишечные ванны, си фонные и подводные промывания кишечника и т. п. Все эти методы чаще всего комбинируются с питьевым лечением.

Питьевые минеральные воды - как правило, подземные (известны также талые, искусственные и др.) воды, которые характеризуются наличием определённых солей и других химических соединений. В зависимости от температуры, выделяют холодные, тёплые и горячие минеральные воды. Некоторые минеральные воды обладают природной радиоактивностью. Отличием минеральной воды от обычной питьевой является более высокий уровень минерализации - порядка 1 г/л.

В зависимости от концентрации солей, природные минеральные воды делят на:

· столовые - минеральная (натуральная) вода пригодна для ежедневного применения, содержание солей в ней не превышает 1 грамма на литр воды. Как правило, она мягкая, приятная на вкус, без постороннего запаха и привкуса. Не случайно на основе столовой воды изготовляются прохладительные напитки; Нормативные документы на минеральные столовые воды отсутствуют. Поэтому критерии отнесения вод к минеральным столовым водам не стандартизованы.

· лечебно-столовые - в этой воде может содержаться от 1 до 10 граммов солей на литр воды. Достоинство лечебно-столовых минеральных вод состоит в их многофункциональности: их можно употреблять как столовый напиток и систематически - для лечения;

· лечебные - самая насыщенная по солевому составу вода. К этой категории относят минеральные воды с минерализацией - более 10 граммов на литр, либо воды с повышенным содержанием активных микроэлементов, например, мышьяка или бора. Ее следует пить строго по рекомендации врача.

По химическому составу различается шесть классов минеральных вод: гидрокарбонатные, хлоридные, сульфатные, смешанные, биологически активные и газированные. Но есть и другая трактовка этой классификации - по ионному составу:

· гидрокарбонатные - эта вода предназначена для тех, кто занимается спортом. Применяются при лечении мочекаменной болезни. Противопоказания - гастрит;

· сульфатные - рекомендуется такая вода тем, у кого наблюдаются проблемы с печенью и желчного пузыря, ожирение и сахарный диабет. Категорически нельзя употреблять такую воду детям и подросткам, т. к. сульфаты препятствуют росту костей;

· хлоридные - такая вода способствует регулировку работы кишечной, желчной путей и печени. Противо-показания к применению (категорически) - повышенное давление;

· магниевые - помогает при стрессовых ситуациях. Противопоказания - склонность к расстройству желудка;

· железистые;

Методика питьевого лечения

Питьевое лечение - это старейший метод внутреннего применения минеральной воды. Курорты Кавказских минеральных вод в начале XIX столетия стали основным центром лечения в России. Характерной чертой питьевого лечения в то время было питье минеральной воды в больших количествах (до 2-3 л в день). В дальнейшем питьевое лечение было упорядочено. Питьевое лечение минеральными водами сочеталось с наружным применением их в виде обычных ванн, полуванн, душевых и дождевых ванн.Лечение минеральными водами, кроме курортов, стало возможным проводить и в больничной, и в домашней обстановке, так как многие минеральные воды стали экспортироваться в большом количестве в бутылках. Минеральные воды пьют в натуральном виде, не смешивая их с другими водами, за исключением концентрированных вод, которые разводят пресной водой во избежание их раздражающего действия на слизистую оболочку желудка и кишечника.

Больным, страдающим запорами, в целях достижения послабляющего эффекта, прибавляли к маломинерализованной воде некоторое количество слабительной воды (баталинской) или небольшое количество сернокислого натрия или сернокислого магния (1-2 ч. л.).

При заболевании верхних дыхательных путей используют питье щелочных и щелочно-соляных вод в смеси с горячим молоком в домашних условиях (бутылочные воды).

Перед началом лечения в каждом случае необходимо решить ряд вопросов:

1) какую воду и какой температуры пить;

2) какова разовая и суточная доза минеральной воды для данного больного;

3) частота приемов и распределение ее в течение дня;

4) место приема минеральной воды: у источника или в лечебном учреждении.

При питьевом лечении на курортах, имеющих свои источники минеральной воды, как правило, воду пьют из источника.

Установлено, что полученная из источника вода при ее длительном хранении, особенно в открытой посуде, подвергается денатурации. Она теряет свою температуру и содержащийся в ней газ. Кроме того, в ее полном составе происходят сдвиги, нарушается полное равновесие, и соли выпадают в осадок. Вода становится мутной, теряет свой натуральный вкус, и это отражается на ее лечебных свойствах.

Лечебную воду нужно пить медленно, не торопясь, небольшими глотками. Такой способ питья особо показан больным с пониженной секрецией желудка, когда необходимо длительное воздействие на слизистую оболочку желудка и заложенные в ней рецепторы в целях стимуляции его секреторной работы.

Больным с повышенной секрецией и высокой кислотностью воду нужно пить быстро, залпом, чтобы избежать длительного раздражения слизи стой желудка, и способствовать быстрейшему переходу минеральной воды из желудка в кишечник, откуда она должна тормозить выделение желудочного сока.

Быстро следует пить слабительные воды, действие которых должно развиваться в кишечнике. При медленном питье воды температура ее может снизиться, поэтому если назначено питье горячей воды, больной, выпив часть содержимого стакана, может заменить остаток новой порцией горячей воды. Если минеральная вода содержит много газов, а введение их в организм нежелательно (метеоризм, повышенная кислотность желудочного сока и др.), избыток газа может быть удален путем нагрева воды или с помощью продувания ее через трубочку.Если для лечения используется бутылочная вода, необходимо придерживаться мероприятий, которые предохраняют ее от порчи (хранить в прохладном помещении хорошо закупоренной и в горизонтальном положении).

Температура минеральной воды - важный лечебный фактор. Если температура воды выше 50-55° С, ее нужно охлаждать, а холодные воды подогревают. На больших курортах у источников, где производится отпуск минеральной воды, прибегают к помощи механизированного подогрева, используя аппараты с пароводяным или электрическим нагревом. Обычно для питьевого лечения применяют минеральную воду температуры от 10-15 до 45-50° С.

Дозировка минеральной воды. Лечащий врач должен, в зависимости от особенностей минеральной воды, от характера заболевания, его остроты, от состояния больного, решить вопрос о величине разовой и суточной дозы, о числе приемов в течение дня. От правильного разрешения этих вопросов зависит эффект лечения. Величина разовой дозы может колебаться от 1 ст. л. до 1-2 стаканов. Очень осторожной дозировки требуют лечебные воды, содержащие в большом количестве вещества с выраженными формами действия. К примеру, вода из грузинского Зубийского источника содержит мышьяк в количестве 24 мг на 1 л воды, вода источника Мухури-Лугелла, также находящегося в Грузии, имеет высокую минерализацию (54,9 г в 1 л) и большое количество ионов кальция и хлора. Слабительные воды с сильной минерализацией тоже требуют осторожной дозировки.

Минеральные воды мало- и среднеминерализованные, чаще назначают по 200-250 мл или 400-500 мл на один прием, их следует выпивать в два приема с интервалом 15-30 мин между приемами.

При сердечно-сосудистых заболеваниях с неустойчивой компенсацией, при атонии желудка, нарушении его эвакуаторной способности питьевое лечение начинают с 1/4, 1/3 или 1/2 стакана и только по мере привыкания к воде переходят к полной дозе.

Частота приема лечебной воды, как и суточная доза ее, зависит от индивидуальных особенностей больного, от характера минеральной воды и от тех задач, которые ставит перед собой врач. К примеру, в целях воздействия на функцию почек, на обмен веществ, минеральную воду лучше пить утром, натощак. Она быстро попадает в кишечник, всасываясь, попадает в кровь в менее измененном виде, чем в условиях переполненного пищей тонкого кишечника.

В случаях желудочно-кишечных заболеваний питье минеральной воды приурочивают к приемам пищи. И питье воды проводится чаще всего 3 раза в день: утром натощак, перед обедом и перед ужином.

Принято обычно пить минеральную воду за 15-30 мин до еды при сниженной секреции желудка.

При нормальной секреции воду пьют за 45-60 мин до еды. А при повышенной секреции - за 1,5 ч до еды.

При нарушении обмена веществ в сочетании с заболеваниями мочевыводящих путей допускается питье воды, кроме трех основных приемов, и после приема пищи, а общее количество приемов воды за день может быть доведено до 5-6 раз.

Показания к лечебному (внутреннему) применению минеральных вод

Болезни органов пищеварения:

1. Рефлюкс - эзофагит.

2. Хронический гастрит.

2.1. С нормальной секреторной функцией желудка.

2.2. С повышенной секреторной функцией желудка.

2.3. С пониженной секреторной функцией желудка.

3. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

4. Болезни кишечника.

4.1. Синдром раздраженного кишечника с диареей.

4.2. Синдром раздраженного кишечника с запором.

5. Болезни печени: хронический вирусный гепатит, токсичное и медикаментозное поражение печени, жировая дистрофия печени.

6. Болезни желчного пузыря, желчевыводящих путей, поджелудочной железы: хронический холецистит, холангит, холестероз желчного пузыря, желчнокаменная болезнь, хронический панкреатит.

7. Нарушения органов пищеварения после оперативных вмешательств: синдромы оперированного желудка после операции по поводу язвенной болезни, постхолецистэктомические синдромы.

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.

8.1. Сахарный диабет (инсулинзависимый и инсулиннезависимый), нарушение толерантности к глюкозе.

8.2. Ожирение (алиментарное).

8.3. Нарушение обмена липопротеидов.

8.4. Нарушение солевого обмена.

9. Болезни мочеполовой системы: тубулоинтерстициальные болезни (хронический пиелонефрит), мочекаменная болезнь, другие болезни (хронический цистит, уретрит, тригонит).

10. Болезни крови: железодефицитные анемии.

7.2. Воды бальнеологические (для наружного применения)

Углекислые воды. В механизме действия углекислых вод различного химического состава основное значение имеет содержание и концентрация углекислоты. С лечебной целью при наружном применении используются концентрации углекислоты 0,75 - 2,0 г/куб. дм.

Углекислые воды показаны для наружного применения при заболеваниях сердечно - сосудистой, нервной системы, органов дыхания, пищеварения. Они наиболее эффективны при лечении сердечно - сосудистых заболеваний, в том числе при начальных стадиях сердечной недостаточности и нарушениях сердечного ритма. Если углекислые воды имеют высокую минерализацию (20 - 40 г/куб. дм), то при их назначении необходимо учитывать действие солевого состава (подобно хлоридным натриевым водам).

Сероводородные воды. Для бальнеотерапии используются сероводородные воды концентрации SUM H2S от 10 до 250 мг/куб. дм. При заболеваниях сердечно - сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, пороки сердца) чаще используются небольшие концентрации (25 - 100 мг/куб. дм), тогда как при заболеваниях периферических сосудов, нервной системы, опорно - двигательного аппарата, гинекологических, кожных применяются более высокие концентрации (до 250 мг/куб. дм).

Показания для наружного применения: заболевания системы кровообращения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, гинекологические, кожные, болезни обмена веществ.

Хлоридные натриевые воды. С лечебной целью наружно применяются воды этого класса при концентрациях 10 - 60 г/куб. дм. Доказано, что хлоридные натриевые воды 40 - 60 г/куб. дм оказывают более выраженное противовоспалительное, обезболивающее, иммунокорригирующее действие. Воды концентрации 20 г/куб. дм более часто используются для лечения сердечно - сосудистой патологии.

Показания для наружного применения: заболевания сердечно - сосудистой, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, гинекологические, урологические.

В последние годы получены новые данные, расширившие показания к использованию хлоридных натриевых вод, доказавшие их эффективность при сахарном диабете с микро- и макроангиопатиями, хронических неспецифических заболеваниях легких (хронический бронхит), заболеваниях кожи.

Йодобромные воды. В зависимости от преобладания в хлоридной натриевой воде йода или брома воды могут быть йодобромными, бромиодными, бромными или йодными. Воздействие на организм осуществляется за счет обшей минерализации этих вод и действия биологически активных ионов йода и брома. Именно с действием йода и брома связывают эффективность применения йодобромных вод при атеросклерозе, тиреотоксикозе, дисфункции яичников, более выраженное их седативное, нормализующее основные нервные процессы действие, хотя однозначного ответа на некоторые вопросы нет (тиреотоксикоз).

Показания к наружному применению: заболевания сердечно-сосудистой, центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, гинекологические, кожные, болезни обмена веществ и эндокринных желез.

Радоновые воды. Радоновые воды широко распространены в природе, и имеется многолетний опыт их применения на курортах и во внекурортных условиях.

С лечебной целью используются радоновые воды с концентрацией радона от 5 до 200 нКи/л, при небольших концентрациях радона в воде (5 - 15 нКи/л) применяют особые методики лечения (проточная вода в ванне, бассейн с радоновой водой). При сравнении действия радоновых вод разных концентраций (от 40 до 200 нКи/л) установлено, что с увеличением концентрации происходит нарастание противовоспалительного, обезболивающего, иммунокорригирующего действия; наряду с этим отмечается появление и отрицательных реакций ряда систем организма (вегетативной нервной системы, симпато-адреналовой и др.). Поэтому чаще используются радоновые воды концентрации 20 - 40 - 80 нКи/л, реже - 120 нКи/л и совсем редко 200 - нКи/л и более.

Показания для наружного применения: заболевания сердечно - сосудистой и нервной систем, опорно - двигательного аппарата, гинекологические, урологические, кожные.

Радоновые воды особенно эффективны при заболеваниях органов опоры и движения, периферической нервной системы, кожных, гинекологических в силу их выраженного иммунокорригирующего, противовоспалительного, нормализующего функцию эндокринных желез действия.

Кремнистые термальные воды обычно маломинерализованные, щелочные содержат кремниевую кислоту 50 мг/куб. дм и более. Характерной особенностью этих вод является наличие в них газов, главным образом, азота. В небольших количествах содержится радон.

Показания к наружному применению:заболевания сердечно - сосудистой системы, опорно - двигательного аппарата, периферической нервной системы, гинекологические, кожные, некоторые эндокринные (тиреотоксикоз).

Мышьяковистые воды очень различаются по своему химическому и газовому составу. Поэтому действия мышьяка природных вод на организм нельзя рассматривать изолированно, и роль именно мышьяка (при исследованиях с искусственно приготовленными мышьяковистыми водами) в механизме их действия недостаточно изучена.

Имеется опыт применения мышьяковистых вод при ИБС, функциональных расстройствах нервной системы, тиреотоксикозе и некоторых других.

Показания к наружному применению минеральных лечебных вод

1. Болезни системы кровообращения: ревматические пороки сердца, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, эссенциальная гипотония, кардиомиопатия, болезни периферических артерий и вен.

2. Болезни нервной системы.

2.1. Воспалительные болезни центральной нервной системы.

2.2. Цереброваскулярные болезни.

2.3. Функциональные болезни нервной системы.

2.4. Поражение отдельных нервов, нервных корешков и сплетений; полиневропатии; болезни нервно - мышечного синапса и мышц; последствия травм корешков, сплетений, нервных стволов, спинного и головного мозга; расстройства вегетативной нервной системы.

3. Болезни костно - мышечной системы: артропатии (инфекционные, воспалительные остеоартрозы); системные поражения соединительной ткани; дорсопатии и спондилопатии; болезни мягких тканей; остеопатии и хондропатии.

4. Болезни органов дыхания: хронический обструктивный и необструктивный бронхит.

5. Болезни органов пищеварения: болезни пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки (рефлюкс - эзофагит, хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки); болезни кишечника; болезни печени; болезни желчного пузыря, желчевыводящих путей и поджелудочной железы; нарушения после оперативных вмешательств.

6. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.

6.1. Болезни щитовидной железы.

6.2. Сахарный диабет.

6.3. Ожирение (алиментарное).

7. Болезни мочеполовой системы.

7.1. Тубулоинтерстициальные болезни (хронический пиелонефрит, пиелит и др.); другие болезни мочевой системы (цистит, уретрит, тригонит и др.).

7.2. Мочекаменная болезнь.

7.3. Болезни мужских половых органов (хронический простатит, орхит, эпидидимит и др.).

7.4. Воспалительные и невоспалительные болезни женских половых органов.

8. Болезни кожи: дермит и экзема, папулосквамозные нарушения, крапивница, болезни придатков кожи, рубцы, кератозы и др.

минеральный вода питьевой лечение


Використані джерела:

1. http://www.med.orel.ru/mineral.htm

2. http://www.medn.ru/vodolechenie/3.htm

3. http://www.selivanovskaya.ru/article13.htm

4. http://www.istok-penza.ru/root/encyclopedia/mineral/whatis

5. http://www.vodam.ru/

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D