Мифологическая концепция (М. Мюллер). Система конструирования одежды (кроя) «М. Мюллер и сын» (M.Müller&Sohn) М мюллер и сын

06 декабря 1823 - 28 октября 1900

немецкий и английский филолог, специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии

Биография

В 1868 году он стал профессором сравнительного языкознания в Оксфорде. Также преподавал санскрит.

Макс Мюллер скончался в Оксфорде в возрасте 76 лет.

Деятельность

Обширная деятельность Макса Мюллера протекала в трёх областях: индийская филология, история религии и лингвистика. Его монументальное издание «Риг-веды» (Rigveda-Samhita, together with the commentary of Sayanacarya, Лондон, 1849-1873; 2-е издание 1890-1892, в 4 томах) является одним из выдающихся достижений XIX века.

Макс Мюллер по праву считается одним из основателей современного религиоведения. Он пытался использовать уже достаточно разработанные методы сравнительной филологии в области изучения мифологии и религии. М. Мюллер был убежден, что знание древних языков даёт возможность исследователю проникнуть в тайники человеческой души и обнаружить истинный смысл религиозной веры древних людей, воспроизвести те ощущения и впечатления, которые связывались в их сознании с именами богов, с мифами и легендами о них.

В области истории религии Макс Мюллер отстаивал концепцию «естественного» происхождения мифов - в частности, в своей работе «Очерки сравнительной мифологии» (Essay on Comparative Mythology; 1856). Он считал, что человек персонифицирует явления природы и обожествляет солнце, луну, гром, небо; боги - это прилагательные, которые становятся «именами», а мифологию можно назвать «болезнью языка». Таким образом, мифология оказывается тесно связанной с лингвистикой. Макс Мюллер известен также своими работами в области лингвистики. В свое время пользовалась успехом его работа «Наука о языке» (The Science of Language, Лондон, 1861-1863), которая была опубликована на русском языке в журнале А.А. Хованского «Филологические записки» в 1866 г.

Также именно с его книги «Шесть систем индийской философии» (1899) в индологии закрепляется постулат о шести даршанах.

Основные работы

  • «Сравнительная мифология» (1856),
  • «Стружки из немецкой мастерской» (1867-1875),
  • «Введение в науку о религии» (1873),
  • «Естественная религия» (1889),
  • «Физическая религия» (1891),
  • «Антропологическая религия» (1892),
  • «Теософия, или психологическая религия» (1897),
  • «Шесть систем индийской философии» (1899).

Система кроя «М.Мюллер и сын» известна по всему миру и более 70% швейных производств мира работают на основе данной методики. Имя Михаэля Мюллера известно практически всем, при этом мало кто знает какой человек скрывается за этим именем.






Михаэль Мюллер родился в 1852 году в Мюнхине . Его юные года пришли на время расцвета роскоши второго рококо. Именно в эти годы были изобретены первые швейные машины Вильсона Зингера с вертикально двигающейся иглой. Переход на промышленное изготовления одежды требовал новые подходы к построению лекал. Эту пустуюшую нишу и занял М. Мюллер.

Достаточно долгое время в 80-х годах XIX века Михаэль работал главным закройщиком на фирме «Бах» . Именно там он досконально изучил анатомию человека и различные телосложения человека. И на основе анатомически-математических вычислениях разработал свою методику точного построения выкроек.

В 1891 году М. Мюллер покинул занимаемую должность на фирме «Бах» и 1 ноября 1891 года недалеко от площади Гартенплатц основал «Германскую школу одежды».



Со временем система разработанная Мюллером получила название «Будущее» и заметьте это было оправдывающее себя название, хотя со временем в профессиональных кругах ее назвали «Система Мюллера» .

В 1895 году выходит первый журнал выпущенный школой «Элегантная мужская мода» .

К этому времени подрастает сын Михаэля Франц Ксавер (1874-1937), которого Мюллер вводит в свое предприятие как компаньена.

С приходом Франца в школе происходят некоторые изменения. В первую очередь была переименована школа и с этого времени она называлась «Школа кроя М.Мюллер и сын». Также школа начала значительно расширяться.

В 1902 году к школе добавляется типография, которая значительно снизила затраты школы на печать своей литературы, а также, что было важно для того времени позволила печатать модные эскизы как только они появлялись.

Вплоть до 1908 года предприятие продолжала активно расширяться.

На 58 году жизни в 1910 году Михаэль покинул работу на семейном предприятие и в 1914 году умер, оставив свое дело на сыновей. Франц продолжал дело в качестве руководителя, Адольф руководил типографией, а Йозеф являлся совладельцем фирмы.

В эти годы множество учеников приезжало в Мюнхен из-за границы, что потребовало еще большего расширения. И в 1911 году братья приобрели новое собственное здание за Мюнхенским университетом , где предприятие находилось до 1935 года.

В 1912 году в руководящий состав вошол финансист-коммерсант Отто Георг Кенигер (1884-1975).

В этот период филиалы школы появились в Дюссельдорфе, Гамбурге, Ганновере, Берлине, Франкфурте, Штутгарте , а также в Вене и Барселоне .

В 1930 году появились первые приложения с фотографиями моделей одежды «Обозрение» (Rundschau).

А в 1933 году типография отделилась от школы и издательства Rundschau . И в том же году Отто стал единовластным владельцем «Германской академии одежды» и издательства « Rundschau» . Школа переехала на Омштрассе,15 , где находиться по сегодняшний день.

Таким образом предприятие основанное Михаэлем Мюллером было передано из рук его детей во владение других лиц. Мы не знаем подробностей этой передачи, знаем только то, что система кроя «М.Мюллер и сын» не сменила своего названия по сегодняшний день. Значит Михаэль Мюллер достиг задумманного и его система «Будущее» уже более 125 лет является ведущей системой швейного производства.

Первая из научных концепций происхождения религии возникла в первой половине ХГХ в. в среде немецких филологов, самым ярким представителем которых был Макс Мюллер (1823–1900). Выдающийся исследователь санскрита и индийской культуры, он подошел к проблеме религии с лингвистической стороны, отталкиваясь от изучения классических религиозных текстов Древней Индии, большую часть которых он сам впервые перевел на немецкий язык и тем самым сделал достоянием европейской культуры. Религиозность, по мнению Мюллера, происходит не из чувства божественного откровения (как трактовала религию христианская теология), а служит одним из проявлений чувственного опыта, который человек получает в процессе непосредственного соприкосновения с действительностью.

Не существует сверхъестественной стороны религии, поскольку мыслительная деятельность человека основана исключительно на чувственном восприятии. Именно с помощью чувств познающий субъект получает представление об окружающем мире, который складывается из предметов двоякого рода. Одни из этих предметов легко достижимы и доступны обычным человеческим чувствам (осязанию, обонянию, слуху и т. д.). Другие доступны какому-либо одному чувству, но остаются недосягаемыми для всех остальных. Например, Солнце, Луна и звезды становятся достоянием человеческого мышления посредством зрения, но дотронуться до них невозможно, поэтому их недоступность внушила первобытному человеку представление о Недостижимом и Бесконечном, что в итоге и привело к появлению идеи Бога. Образность, изначально свойственная человеческому мышлению, проявляется в том, что идея Бога не является чистой абстракцией, а всегда существует в виде конкретных вещей или явлений. Солнце изначально не являлось богом, а лишь символизировало идею божественности, но потом метафорическая природа сравнения оказалась забыта и человек стал считать Солнце Богом.

Подобный переход от метафорического понимания к буквальному Мюллер называет «болезнью языка». В своем обыденном языке мы часто употребляем выражение «Солнце встает», тем самым приписывая ему характеристики живого существа. По мнению Мюллера, первобытный человек осознавал условный, метафорический характер этого выражения, но потом почему-то забыл его и стал считать отдельные явления и вещи божествами. Слова, изначально бывшие выражениями, имевшими переносный смысл, впоследствии приобрели самостоятельное значение.

С этой точки зрения религия не развивается, а деградирует, поскольку единственно верное понимание Бога было свойственно именно первобытному человеку. Язык сумел исказить это понимание, поэтому современным людям в качестве религии достались уже жалкие остатки истинной веры.


Наиболее точным методом исследования религии, с точки зрения мифологической концепции, является метод филологических и этимологических исследований, позволяющий раскрыть первоначальный смысл мифов и преданий, закрепленных в священных текстах. Согласно одному из древнегреческих мифов, Аполлон влюбился в Дафну, которая сбежала от него и была превращена разгневанным божеством в лавровый куст. Мюллер предлагает следующую трактовку этого сюжета: Аполлон – солярное (солнечное) божество, а имя Дафна имеет помимо буквального значения «лавровый куст» еще и переносное – «заря». Таким образом, в этом мифе, излагающем обычное природное явление, рассказывается о приходе Солнца на смену утренней заре.

Подобный метод позволял объяснить некоторые мифы, но его абсолютизация привела к таким спорным утверждениям, что, например, Троянская война также явилась солярным мифом. Рассуждения Мюллера о природе происхождения религии, относительно верные с филологической точки зрения, оказались совершенно не подкреплены историческими данными, поэтому наиболее точной характеристикой, подводящей итог под всей мифологической концепцией, являются слова британского антрополога и религиоведа Эдварда Эванс-При-чарда(1902–1973): «Влияние Макса Мюллера на исследование религии было недолговременным, и сам Мюллер успел его пережить».

)

«Система будущего» или (M.Müller und Sohn) на рубеже веков была не единственной системой кроя, но одной из самых успешных. Она получила всеобщее признание, а Михаэль Мюллер (1852 - 1914) стал непревзойденным консультантом в мире профессионального кроя. Сначала в своей «Германской школе одежды» он учил точному учёту различных анатомических особенностей фигуры при снятии мерок. Никакая другая система не имела для этого столь точного геометрического метода, который делил тело на сегменты и переводил особенности фигуры в измерения длины и ширины.

Система, разработанная Мюллером (M. Muller and Son) стала самым важным вкладом в портновское ремесло, и до сегодняшних дней ее принципы остаются верными и эффективными. Тенденции или модные явления подвержены стремительным изменениям. Однако, любой стиль требует безупречной посадки. Специализируясь на конструировании с идеальной посадкой система «М.Мюллер и сын» (M.Muller und Sohn) выгодно отличается от других. Она строится на методике пропорционального расчета, которая учитывает различные отклонения фигуры от стандарта. Этой методикой легко овладеть, она экономит время и ее очень просто использовать в работе.

    Дополнительно:
  • Список тем журнала «Ателье» по системе конструирования одежды (кроя) «М. Мюллер и сын» (M.Muller&Sohn) (по номерам)

Макс Мюллер родился в 1823 году в Дессау (Германия) в семье немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера (1794-1827). В 1841 году М. Мюллер поступил в Лейпцигский университет, где изучал классические языки, психологию и антропологию. В 1843 г. получил степень доктора философии. В 1844 и 1845 гг. продолжает образование в Берлине и в Париже, где изучает филологию, философию, санскрит и религии Востока. В 1846 г. он переезжает в Лондон, а в 1848 г. - в Оксфорд, где становится профессором современных европейских языков. Макс Мюллер был энциклопедически образованным ученым, специалистом в области классической филологии, древних языков, сравнительного языкознания, сравнительной мифологии, восточных религий и культур. Всё это вместе заложило серьезный фундамент для осознания Мюллером потребности в новой науке – науке о религии, главным методом которой он считал сравнительный метод. Его лекции по «Введению в науку о религии» 1870 года явились одной из отправных точек развития религиоведения. Они были опубликованы еще в 1870 году, но тиражом всего в 16 экземпляров, в 1873 году лекции были переизданы большим тиражом и завоевали всеевропейское признание. Эта работа была переведена на большинство европейских языков, в том числе на русский язык в 1887 году.

В 1875 г. он оставил преподавательскую деятельность, всецело сосредоточившись на издании серии книг «Священные тексты Востока», инициатором которой он являлся. Первоначально эта серия должна была называться «Священные тексты человечества». Всего к началу XX века было издано более 40 томов, подготовка которых служила мощным импульсом развития востоковедения, филологии и религиоведения в Европе. Умер Ф. М. Мюллер в 1900 году в Оксфорде.

Помимо своей огромного научного трудолюбия, М. Мюллер обладал огромным авторитетом среди академических кругов Великобритании, что позволило ему добиться многих важных результатов и непосредственно участвовать в создании облика современного ему востоковедения и религиоведения.

Научные труды М. Мюллера, так же как и его научно-популярные лекции, очень разнообразны. Одной из первых его религиоведческих работ можно считать «Сравнительную мифологию» (1856). Свои заметки и статьи по сравнительной мифологии и религиоведению он издал в «Стружках из немецкой мастерской» (1867-1875, 5 томов). На основе Гиффордских лекций (1888-1892) были изданы работы «Естественная религия» (1889), «Физическая религия» (1891), «Антропологическая религия» (1892), «Теософия, или психологическая религия» (1893). Восточной философии посвящена его известная работа «Шесть систем индийской философии» (1899). Анализ этих работ, в их совокупности, позволил бы лучше воссоздать вклад ученого в классическое религиоведение и, в частности, проследить эволюцию его взглядов на науку о религии.

Многие его мысли стали образцовыми для религиоведения, однако особенно популярным стало высказывание «кто знает одну (религию), не знает ни одной» (здесь он перефразировал парадокс И. В. Гёте: «кто знает один язык, не знает ни одного»).