Изготовление столешниц из искусственного камня своими руками. Как сделать столешницу из искусственного камня своими руками – покажем и расскажем. Виды возможных повреждений

Одним из важнейших элементов кухонного гарнитура является надежная столешница для рабочего стола. В недалёком прошлом эти детали изготавливалась из толстой плиты ДСП c так называемым гигиеническим покрытием - пластиковым листом. Однако, такой вариант показал свою несостоятельность - пластик быстро приходит в негодность, так как его легко повредить. А рисунок, нанесенный на его поверхность, быстро стирается, и столешница теряет свой эстетичный внешний вид.

На смену таким столешницам пришел более практичный материал - искусственный камень. Он, едва появившись на отечественном рынке, быстро завоевал популярность у потребителя. Однако, стоимость этой функциональной детали кухонного гарнитура - достаточно высока, поэтому столешница из искусственного камня своими руками - очень даже неплохой вариант для владельцев жилья, привыкших большинство хозяйственных задач решать самостоятельно.

Что такое искусственный камень?

Из чего производится искусственный камень

Для начала стоит разобраться в том, что принято называть искусственным камнем, и из чего его изготавливают.

Изготовление бетонной столешницы

Для бетонной столешницы могут потребоваться разные материалы, в зависимости от того, какая технология выбрана для ее изготовления. Далее в таблице будет представлен способ, предложенный американскими умельцами, который позволяет сделать изделие более легким. Для этого процесса потребуются следующие материалы:

  • Цемент марки ПЦ300.
  • Просеянный песок.
  • Полимер грунт для упрочнения раствора.
  • Цветной пигмент выбирается на усмотрение владельца кухни.
  • Добавки, которые способны придать поверхности декоративность (как правило, для этой цели выбирается каменная крошка).
  • Стекловолоконная фибра для армирования отливки.
  • Деревянные рейки разной длины.
  • Отрезки МДФ или ДСП с гладкими влагостойкими поверхностями - для формирования опалубки.
  • Герметик, силикон, восковая паста, ацетон.
  • Экструдированный пенополистирол.
  • Саморезы.

Из инструментов необходимо подготовить:


  • Емкость для замешивания раствора и миксер.
  • Воздушный распылитель.
  • Шлифовальная машинка с разными насадками.
  • Стамески разного размера.
  • Шпатель.
  • Валик металлический для трамбовки

Из средств индивидуальной защиты потребуются строительные очки, респиратор, резиновые перчатки.

В таблице ниже представлен порядок работ по изготовлению облегченной бетонной столешницы по американской технологии.

Иллюстрация Краткое описание выполняемой операции
Как уже говорилось выше, шаблон формы столешницы можно создать по месту ее установки.
Проще это сделать, если старая столешница еще не демонтирована, или же ее планируется использовать в качестве основания. Для этого процесса необходимо подготовить рейки по размеру сторон столешницы.
Их выкладывают ровно по ее краям и склеивают по углам, например, с помощью силиконового термоклея.
После склеивания элементов шаблона, их, не снимая с места, необходимо разметить, указав переднюю и заднюю сторону.
Особенно это важно сделать, если столешница имеет прямоугольную или квадратную форму. При такой форме можно легко ошибиться в ходе монтажа готового изделия на место.
После этого готовый шаблон переносится на подходящий по размеру стол, имеющий идеально гладкую и влагостойкую поверхность. От качества основания будет зависеть, насколько гладкой и ровной получится поверхность столешницы.
Шаблон лучше временно зафиксировать в двух-трех местах, в одном положении – для того, чтобы он не сдвигался в ходе монтажа опалубки.
Далее, с внешней стороны шаблона по всему его периметру устанавливаются детали опалубки. В данном случае они изготовлены из ДСП с пластиковым покрытием, так как внутренние стенки опалубки должны, так же, как и основание, иметь гладкую поверхность и быть влагонепроницаемыми.
Высота стенок соответствует толщине будущей столешницы.
После того как детали опалубки будут подогнаны и выставлены, наружные швы необходимо проклеить силиконовым термоклеем. Он зафиксирует стенки формы на основании.
После того как стыки будут проклеены, шаблон, закрепленный внутри опалубки, демонтируется. Он уже свою роль сыграл и больше не понадобится.
Края стенок, подогнанные под углом в 45 градусов, склеиваются силиконом, который обеспечит герметичность шва.
А это очень важно для удержания влаги в растворе – чтобы он застывал и набирал прочность в оптимальных условиях.
Следующим этапом идет обработка внутренних стыков и стенок восковой пастой.
Нанесение состава производится мягкой салфеткой.
Далее, на внутренние швы опалубки тонкой полосой наносится силиконовый герметик, который надежно герметизирует форму.
После того, как силикон будет нанесен, его необходимо равномерно распределить по шву с помощью круглого пластикового стержня диаметром в 10÷15 мм.
Эта операция поможет полностью заполнить зазор между основанием и стенками, придаст округлую форму краям, а также соберет излишек силикона.
Далее, следует дождаться, пока силикон окончательно полимеризуется.
Затем все излишки, оставшиеся на стенках и основании, аккуратно снимаются. Удаляются они довольно легко благодаря ранее нанесенному на поверхности воску.
Очистку опалубки необходимо произвести тщательно, иначе выступающие неровности силикона отпечатаются на столешнице, а ее углы должны получиться четкими – это важно.
Следующим шагом замешивается первая партия бетонного раствора.
Смесь составляется из цемента М300, очищенного песка, воды, полимер-грунта и цветового пигмента, в пропорции 1/2,4/0,3/0,2 (без учета пигмента).
Цвет и количество пигмента выбирается на усмотрение мастера. В данном случае в бетон добавлен темно-серый цвет.
Замешивание раствора производится с помощью строительного миксера или электродрели с соответствующей насадкой.
Перед тем как перейти к работе с бетоном, все внутренние поверхности опалубки тщательно протираются ацетоном.
Благодаря такой обработке основание и стенки обезжирятся и дадут возможность раствору ровно распределиться по поверхностям.
Подготовленный бетонный раствор заливается в воздушный распылитель, с помощью которого он будет наноситься на внутренние поверхности формы-опалубки.
Процесс напыления производится медленно, так как раствор должен равномерно распределяться по поверхностям.
Раствор наносится слоем в 1,5÷2 мм - он предназначен для создания хорошей гладкой поверхности столешницы.
В принципе, этот слой как раз и будет впоследствии подвергаться шлифовке и полировке.
После того как нанесенный раствор растечется, сверху него рассыпается тонким слоем или даже фрагментарно мелкий камень или другие наполнители.
Они проявятся после шлифовки поверхности столешницы и придадут ей декоративный внешний вид.
Далее, замешивается вторая часть раствора в тех же пропорциях, но в него уже добавляются стекловолоконная фибра.
Эта добавка используется для армирования конструкции - она упрочнит и укрепит столешницу.
Фибра засыпается в готовый раствор и тщательно перемешивается миксером.
Готовый раствор с фибровым наполнением выкладывается на поверхность основания опалубки и аккуратно распределяется вручную по всей форме.
Толщина бетонного слоя должна составлять порядка 10 мм.
Каждый уложенный бетонный слой уплотняется специальным валиком, который разравняет поверхность и удалит воздушные пузыри из раствора.
Процесс уплотнения происходит такими же движениями, как при окрашивании поверхности, с приложением умеренного усилия на валик.
На обработанную поверхность выкладывается еще один слой бетона.
Раствор также вручную распределяется внутри опалубки, его толщина должна составлять тоже 10 мм. Затем бетон уплотняется валиком.
На этой иллюстрации хорошо показан процесс распределения второго слоя и его толщина.
При уплотнении бетона валиком, на него не стоит нажимать слишком сильно.
Остальное пространство опалубки также можно послойно заполнить раствором по аналогичной методике. Однако, при таком подходе столешница получится очень тяжелой.
Чтобы сделать ее значительно легче, в демонстрируемом примере мастера использовали экструдированный пенополистирол. Его толщина должна быть такой, чтобы после укладки на уже нанесенный слой бетона верхняя плоскость листа совпала с высотой стенок опалубки.
Размер вырезаемых фрагментов материала должен быть меньше ширины и длины внутреннего пространство опалубки на 140 мм. То есть при укладке листа в центральной части пространства опалубки между ее стенками и пенополистирольным вкладышем должен образоваться просвет шириной в 70 мм, куда впоследствии будет укладываться бетонный раствор.
Чтобы вкладыши из пенополистирола сохранили необходимое месторасположение и не были случайно смещены при укладке раствора, их следует зафиксировать. Это можно сделать рейками, которые прикручиваются саморезами к торцевым сторонам стенок опалубки.
Важно – пенополистирольные вставки должны свободно лежать на уже уложенном растворе, но вжимать их в бетон - не следует.
Рейки устанавливаются в нескольких местах по всему периметру опалубки.
Посоле фиксации вкладышей свободное пространство между стенками опалубки и пенополистиролом плотно заполняется раствором.
В труднодоступные места, например, полости, образовавшиеся под рейками, раствор укладывается вручную и максимально, насколько это возможно, разравнивается.
Укладка производится вплоть до уровня верхних краев бортиков опалубки – они служат своеобразными маяками для выравнивания раствора.
После того как опалубка будет полностью заполнена раствором, полученная заготовка оставляется сохнуть минимум на три дня.
Через указанный срок прочность застывшего раствора проверяется - по нему аккуратно постукивают маленьким молоточком.
Затем демонтируются прижимные рейки.
Выступающие части застывшего бетона необходимо удалить.
Этот процесс производится шлифовальной машинкой (болгаркой) с установленным на ней алмазным диском.
Шлифовка проводится круговыми движениями.
После того как бетонные поверхности будут подровнены, переходят к удалению пенополистирольных вкладышей.
Их демонтируют с помощью стамесок - материал легко подцепляется и ломается.
Завершив демонтаж пенополистирольного заполнения, все внутренние поверхности столешницы следует хорошенько очистить и пропылесосить.
Следующим шагом со столешницы снимается опалубка.
Этот процесс необходимо производить очень аккуратно, чтобы не повредить углы застывшей бетонной конструкции – она еще не набрала окончательную прочность.
После снятия опалубки нижний край столешницы шлифуется вручную.
Теперь пришло время поднять столешницу.
Для этого ее аккуратно отделяют от поверхности основания, для начала «подрезая» по периметру с помощью шпателя.
Затем, слегка приподняв плиту, между двумя поверхностями вставляют деревянные бруски или отрезки доски толщиной в 15÷20 мм.
Это необходимо для того, чтобы можно было в образовавшийся зазор просунуть пальцы для лучшего захвата тяжелого изделия при его поднятии.
После этого столешницу можно полностью поднять.
Такую облегченную конструкцию переместить намного проще, нежели столешницу, полностью выполненную из бетона.
Но все равно потребуются скоординированные усилия нескольких человек.
Следующие этапы работы производятся в условиях улицы.
Для этого столешницу выносят из помещения и укладывают на надежное основание лицевой стороной вверх. При переносе изделия его следует удерживать вертикально, чтобы не создавать напряжения на излом плоскости, способного вызвать трещину.
Поверхность столешницы необходимо очень тщательно отшлифовать.
Для этой цели используется шлифовальная машинка с установленным на ней «мокрым» шлифовальным алмазным диском.
Шлифовка производится с добавлением воды, круговыми движениями.
После завершения шлифовки проявится узор от уложенных камешков, песка и стекловолокна.
Нельзя также исключить небольшие раковины-пустоты от воздушных пузырей. Эти полости следует ликвидировать.
Чтобы избавиться от раковин, замешивается цементный раствор без песка и стекловолокна. Он вручную растирается по поверхности столешницы, а также по ее торцам.
Нанесенный раствор разглаживается, насколько это возможно.
После того как цемент высохнет, поверхность вновь шлифуется.
На эксцентриковую шлифовальную машинку устанавливается сначала наждачная насадка с зернистостью № 80, затем ее меняют на № 100, а чтобы получить идеально гладкую поверхность в завершение используется наждачная бумага с зернистостью № 220.
Шлифование производится круговыми движениями.
Сначала шлифуется основная поверхность, затем торцевые стороны столешницы.
Этот этап работ должен быть проведен с максимальной тщательностью.
Отшлифованная столешница далее полируется специальным защитным герметиком для бетонных поверхностей.
Он наносится на поверхность мягкой тканью и втирается круговыми движениями. Этот состав сохнет 10÷15 минут и создает защитную пленку.
Такую обработку столешницы следует производить в несколько слоев. Чтобы поддерживать изделие в должном состоянии, покрытие наносится и растирается ежегодно.
Крепление бетонной столешницы к основанию производится на клеевой состав типа «жидкие гвозди».
В случае если в столешнице необходимо сделать проемы для кухонной мойки или варочной плиты, то изначально с них делаются замеры, переносятся на основание и ограждаются элементами опалубки. Раствор выкладывается на всю поверхность, кроме областей, где будут находиться необходимые проемы.
При изготовлении столешниц из бетона могут быть использованы пигменты различных оттенков, добавки из разных материалов, а также белый цемент.
Выбор этих веществ зависит от предпочтений мастера и владельцев кухни.

Существуют и другие способы изготовления бетонных столешниц с полным заполнением опалубки бетонным раствором. В этом случае стекловолокна для укрепления плиты будет недостаточно, поэтому для армирования используется металлическая сетка.


Если планируется изготавливать столешницу из бетона со скругленными углами, то производя монтаж опалубки, в углах на герметик приклеиваются вырезанные по лекалам детали из экструдированного пенополистирола или другого гибкого, но прочного материала.


Однако, не следует забывать, что столешница, состоящая полностью из бетона, да плюс еще и с металлическим армирующим каркасом, получится очень тяжелой. Поэтому имеет смысл обратить внимание на идею, поданную американскими мастерами.

Столешница из листового акрилового камня

Изготовление столешницы из листового акрилового камня - это самый простой вариант из всех существующих. Прежде всего потому, что не потребуется монтировать форму-опалубку для заливки, так как искусственный камень уже готов к применению.

Материалы и инструменты

Для того чтобы сделать столешницу из этого материала, потребуется:


  • Один или два листа акрилового камня, в зависимости от размера изделия. Стандартные параметры листа составляют 3760×760 мм, а их толщина варьируется от 3 до 12 мм. При использовании листов большей толщины изделие получится более прочным. Кроме того, такой материал, как это ни парадоксально, намного легче обрабатывать.

  • Влагостойкая фанера, имеющая толщину в 30 мм. Не рекомендуется использовать МДФ или ДСП, так как они склонны к набуханию при длительном воздействии влаги. Этот процесс может привести к деформации или повреждению каменной поверхности, так как фанера и акрил будут взаимодействовать между собой.
  • Двухкомпонентный клей для скрепления перечисленных выше материалов. Для монтажа одного листа акрилового камня потребуется 150÷200 мл.

Инструменты, необходимые для работы, несколько отличаются от тех, что применялись в создании бетонной столешницы:

  • Шлифовальная машинка.
  • Электрический лобзик.
  • с фрезой из твердых сплавов.
  • Дисковая пила для раскроя фанеры.
  • Электрическая дрель.
  • Струбцины.
  • Пистолет для использования двухкомпонентного клея.
  • Направляющая шина.
  • Пылесос.
  • Рулетка, строительный угольник, линейка и карандаш.

Процесс изготовления акриловой столешницы

В отличие от бетонной столешницы, для акрилового варианта изделия размеры с места его установки должны быть сняты максимально точно. Производя замеры, полученные результаты необходимо сразу же переносить на чертеж, на котором также должны быть обозначены проемы для варочной панели, кухонной мойки и, если это необходимо - для установки смесителя или иного сантехнического или кухонного оборудования.

Цены на столешницу из искусственного камня

столешница из искусственного камня


Чтобы не ошибиться при переносе размеров непосредственно на материал изготовления, рекомендуется сделать шаблон, который будет иметь натуральную величину будущей столешницы. Для создания такой выкройки подойдет картон, который при необходимости можно удлинить, скрепив отдельные листы обычным скотчем. На шаблоне все ошибки можно легко исправить без материальных потерь.

В рассматриваемом примере будет представлена столешница, имеющая размеры 760×605 мм с полосками для обработки торцевых поверхностей высотой 35÷37 мм, а также с пристеночными бортиками с высотой 30÷60 мм. При изготовлении изделия по собственному проекту, понятно, размеры будут совершенно другими.


  • Первым шагом производится перенос размеров и форм отверстий на лист акрилового камня.

  • Используя направляющую шину производят раскрой заготовки. Резка производится по наружной стороне, а затем края столешницы, а также проемов под мойку и варочную плиту, фрезеруются.

  • Следующим этапом столешницу необходимо перевернуть, изнаночной стороной вверх, чтобы сделать рез края под углом в 45 градусов, который необходим для стыковки торцевой стороны изделия с горизонтальной поверхностью.
  • После этого из листа камня раскраиваются торцевые полоски, а также пристенный бортик-плинтус. На обратной стороне торцевых элементов также край фрезеруется под углом в 45 градусов.

В случае если нет желания фрезеровать края акрила под углом в 45 градусов (а это – довольно-таки сложная для исполнения операция), то можно обойтись без этого и поступить другим образом. К фанере сначала наклеивается торцевая кромка, вровень с верней плоскостью, а основная горизонтальная каменная панель монтируется на фанеру со сдвигом на толщину торцевой полосы.


  • Далее, по той же выкройке вырезается фанерное основание под искусственный камень. Если акриловый лист имеет минимальную толщину, то есть в 3 мм, то основание должно состоять исключительно из цельного листа.

Если же толщина акрила достаточно большая, то основание может быть выполнено в виде каркаса. Ширина несущих фанерных элементов варьируется от 70 до 100 мм. Однако, если необходимо сделать надежное, долговечное изделие, то лучше всего в любом случае делать полноценную сплошную основу.

Края фанерной части столешницы также необходимо отфрезеровать — торцевой ровной фрезой.

  • Далее, идет процесс приклеивания. Чтобы добиться хорошей адгезии, акриловые поверхности необходимо обезжирить ацетоном или спиртом.
  • Если края листа и кромки отфрезерованы под углом в 45 градусов, а монтаж каменного листа будет производиться на цельный лист фанеры, то, как правило, сначала наклеивается горизонтальная плита. Нижний край реза должен совпадать с границей фанерной основы.

  • Клей наносится на акрил, затем лист накладывается на фанеру и прижимается к основанию с помощью струбцин. Чтобы расширить прижимную площадь, сверху листа укладываются хорошо обработанные гладкие доски, а уже на них устанавливаются струбцины.
  • После того как клей высохнет, выступившие по краям его излишки аккуратно счищаются стамеской.
  • Далее, на торцы фанерного основания приклеиваются кромочные полоски. При этом на срезы, сделанные под углом в 45 градусов, клей наносится отдельно. Затем производится стыковка резов кромки и горизонтальной панели, в результате чего образуется прямой угол.

До высыхания клея кромка фиксируется на торце столешницы с помощью струбцин.

  • После высыхания клея, примерно, через 7÷8 часов, и снятия струбцин, прямой угол необходимо скруглить с помощью специальной профильной торцевой фрезы, оснащенной роликом (упорным подшипником).

  • Следующим шагом производится шлифовка поверхности столешницы до полуматового блеска.
  • Верхний край пристеночного бортика тоже скругляется. Для этого его закрепляют на рабочем столе и обрабатывают фрезером.
  • Затем, подготовленный бортик приклеивается к задней торцевой части столешницы и также прижимается струбцинами до полного высыхания клея. После чего, излишек клеевой массы аккуратно счищается стамеской.

  • Торцы проемов, предназначенных для установки кухонных приборов и аксессуаров, тщательно обрабатываются прямой торцевой фрезой.

Для того чтобы скрыть истинное происхождение материала столешницы и придать ему максимально естественный вид натурального камня, все поверхности изделия подвергаются полировке, а торцевая кайма - предварительной фрезеровке. Форма выбирается по предпочтению заказчика и в зависимости от толщины акрилового камня. Чаще всего кухонные столешницы рабочего стола просто скругляются, но существует и более сложный рельеф, который применяется для столов гостиных или столовых. Правда, чем проще рельеф, тем легче будет в дальнейшем ухаживать за изделием.


Отфрезерованные кромки сначала затираются наждаком со средней зернистостью, затем влажной наждачной бумагой. А завершающим этапом идет полировка фетром с использованием специальной полировочной пастой.


Полировка поверхности столешницы происходит по тому же принципу, что и ее торцов. Однако если кромки приходится в основном обрабатывать вручную, то для шлифовки большой площади чаще применяется эксцентриковая шлифовальная машинка, на которой меняются насадки. Полировку следует проводить без нажима, так как материал на акриловой основе с каменными вкраплениями может потерять часть пластика верхнего слоя. Результатом интенсивной обработки станет неровная поверхность, так как твердые камни будут выступать из основной плоскости.

Ремонт столешниц из искусственного камня

Как бы то ни было, искусственный материал уступает по прочности и твердости натуральному камню, поэтому на нем чаще возникают различные повреждения. В период эксплуатации необходимо регулярно производить ревизию панели на предмет появления изъянов. И в случае появления небольших разрушений, на начальной стадии, не допуская развития дефектов, их следует отремонтировать.

Повреждения могут быть различными, в зависимости от того, из какого материала изготовлена столешница - это может быть отслоение акрилового камня от основания или же появление на его поверхности пятен от горячих кастрюль или сковородок. Вполне возможны и механические повреждения.

Отслоение может возникнуть при плохой адгезии акрилового листа с основанием, то есть из-за небрежности, допущенной еще на этапе изготовления столешницы. Сколы и царапины образуются от механического воздействия, например, падения на столешницу тяжелого или острого предмета. Иногда на внешнем слое искусственного камня могут возникнуть и трещины, их появление может быть обусловлено его невысоким качеством или же неаккуратным обращением с изделием.


Акриловые столешницы имеют достаточно высокую твердость, но на них иногда все-таки появляются и трещины, и царапины. Однако, они легко удаляются путем проведения полировки. Для этого повреждение в искусственном камне заполняется полировочной пастой, а затем обрабатывается шлифовальной машинкой с фетровой насадкой. Полировка производится от концов трещины или царапины к ее центральной части.


При образовании на искусственном камне скола или глубокой выбоины, в образовавшееся неровность устанавливается акриловая вставка подходящего размера и цвета. Перед ее установкой дефект очищается, обезжиривается и промазывается клеем. Затем на вставку тоже наносится клей, она укладывается в подготовленный провал и прижимается. Излишек клея удаляется, поверхность по возможности выравнивается. Отремонтированный участок шлифуется и полируется.


Пятно, появившееся на поверхности от горячей кастрюли или чайника, может быть удалено двумя способами - это шлифовка и полировка, или же промывка столешницы моющим средством и обработка изопропиловым спиртом. В любом случае блеск при полировке необходимо растушевать по поверхности на 250÷300 мм вокруг пятна, чтобы окончательно размыть его границу.

Сложнее справиться с образованием вздутий и свищей на искусственном камне, но это тоже возможно. Работы по их устранению производятся практически так же, как и при ремонте сколов. Вздутие срезается, и образовавшееся углубление заполняется акриловым составом, который должен хорошо просохнуть. После этого поврежденный участок шлифуется и полируется.

Следует предостеречь начинающих, что операции с любым из типов искусственного камня требуют наработанного опыта. Поэтому, выбрав определенный материал для изготовления каменной столешницы, стоит поэкспериментировать, и для начала сделать небольшую доску с соблюдением всех требований технологии. Если процесс пройдет успешно, то можно переходить к большим объемам. В период проведения эксперимента начинающий мастер сможет «почувствовать» материал и понять, как лучше с ним работать.

В завершение публикации – предлагаем посмотреть видеосюжет, в котором мастер делится своим секретом изготовления оригинальной столешницы из искусственного камня.

Видео: Необычный подход к изготовлению рельефной столешницы из искусственного камня

Для мебели в кухне и в ванной очень важна надежность и функциональность. А еще требуется легкость уборки — за чистотой следить нужно обязательно. Многим из этих критериев отвечает столешница из искусственного камня. Но нужно правильно выбрать материал, чтобы не оказалось, что дорогая вещь не оправдала ожиданий.

Виды искусственного камня

В последнее время все четче прослеживается тенденция к использованию в отделке более натуральных материалов. Та же столешница в кухню или ванную. Пусть МДФ может быть и неплохой вариант, но хочется чего-то более надежного и солидного. Самый оптимальный выбор — натуральный камень. Но такой вариант слишком дорог. Более бюджетна столешница из искусственного камня, хотя натуральной ее назвать очень сложно. Только один из видов, и то с натяжкой.

Столешница из искусственного камня смотрится хорошо. Важно, чтобы она еще и в эксплуатации была удобной и «долгоиграющей»

При знакомстве с темой оказывается, что искусственный камень может быть разным. Причем разным кардинально — из различных материалов с разными свойствами. Или используют разные технологии, например, литьевую. Так изготавливаются бесшовные столешницы любой формы. Или наклеивают листовой материал на основу, но тут без швов не обойтись.

Но не торопитесь с выводами. Кажется, что столешница без швов лучше. Возможно. Но при литьевой технологии применяют пластик, а он склонен к появлению царапин. Так что лучше уж хорошо обработанные швы. При высоком качестве выполнения работ они на сложность уборки не влияют, а заметны только с близкого расстояния. В общем, разбираемся с технологиями производства столешниц из искусственного камня.

Столешницы из акрила

Бесшовные столешницы делают из акрилового камня. Это пластик, который продают в жидком виде. В состав могут подмешивать натуральные камни или песок, но основная масса — это, все-таки, пластик со всеми его достоинствами и недостатками. Могут такой материал называть жидкий камень, жидкий мрамор и т.д. Суть не меняется. Разве что под этим наименованием скрывается агломерат. Но тут надо уточнять процент минеральной составляющей. Если он меньше 90%, а в качестве связующего используется акрил, то, как ни крути, это акриловая столешница, а не каменная.

Достоинства — самые разные цвета, варианты композиции, невысокая цена (это если без бешеных накруток). Недостатки — поверхность царапается, боится горячего. После того как появляются царапины, их можно отполировать, но это недешевая услуга. Вид после восстановления на некоторое время восстановится. Но на некоторое время — это до появления новых царапин.

Технология изготовления столешниц из акрилового камня проста. По заданным размерам и форме делают опалубку. В нее заливают акрил, выжидают время до окончательного твердения. Опалубку снимают. Далее, по идее, надо выждать, пока процессы твердения окончательно закончатся. Это порядка двух недель. За это время из пластика испарятся все летучие составляющие, он наберет максимальную прочность. Но фирмы, которые производят литые столешницы, чаще всего, этап выдержки пропускают. Это и время, и затраты — хранение на складах готовой продукции, когда уже можно получить деньги.

А это вид после нескольких месяцев использования. И не сказать, что использование «в жестком режиме». Обычная семья

Этот вариант самый недорогой, привлекательный внешне, но и самый ненадежный. Уже через месяц появляются царапины, которые очень портят внешний вид и настроение обладателей.

Агломерат

Это каменная крошка и немного связующего (4-6%). Большая часть каменной крошки (в идеале 96%) — прочный кварц или гранит. В качестве связующего применяют полиэфир. В состав могут «для цвета и разнообразия» добавлять различные натуральные и не очень камни/вещества. Это может быть мраморная крошка, цветное стекло, блестки и т.д.

Внешне агломерат не отличить от акрила, а вот по эксплуатационным характеристикам они очень могут различаться

Кварцевый или гранитный агломерат намного прочнее. По сути, это камень с небольшим добавлением пластика. Он устойчив к механическим воздействиям. Поцарапать можно, но приложить придется солидные усилия. Если царапины, все-таки появились, их можно заполировать. Процесс этот долгий и нудный. Зато столешница выглядит отлично длительное время.

Продавцы акрила говорят, что кварц и гранит «фонят». Это правда. Многие натуральные камни — тот же мрамор, кварц, гранит — имеют определенный природный радиационный фон. Но основное тут — природный. Он не вредный и на здоровье в таких дозах оказывать влияние не может. Второй «минус», который приписывается натуральным камням — их хрупкость. Ну да. Они раскалываются, если по ним очень сильно ударить. Но действие должно быть приложено точечно и такой силы, что его на кухне просто создать невозможно. В общем, если есть возможность, лучше для столешницы выбрать агломерат.

Листовой искусственный камень

Эта технология применяется, если нужна столешница значительной толщины. Тот же агломерат большой толщины — очень тяжело и дорого. А смысла в применении массива особого нет. Цельный агломерат делают при толщине не более 2-3 см. Если нужна более толстая плита на кухонных шкафах, дешевле облицевать основание.

На основание — влагостойкий МДФ, ДСП или фанеру (фанера — самый лучший вариант) — наклеивают слой «камня». Проклеивают плоскость и торцы. Используют специальный сверхпрочный и быстротвердеющий клей. Клей тонируют в тон с покрытием. После застывания швы, стыки, перепады шлифуют. При хорошо выполненной работе такие столешницы очень долговечны и практичны.

Листовой «камень» существует различный. Это может быть один из видов акрила или агломерат. С агломератом все понятно. Он действительно прочный и надежный. Просто в данном случае чаще применяют более дорогие сорта, например, с мрамором. Листовой акрил — более дешевый вариант. Несмотря на то, что это пластик, по эксплуатационным характеристикам он лучше литьевого собрата.

Собирается столешница на основе из фанеры (лучшее из оснований)

Строит сказать, что и агломерат может быть «не очень». Если в нем применяют крошащийся заполнитель, если связующее недостаточно качественное, будут и царапины, и пятна, и сколы. Если решите заказывать в какой-то фирме, лучше найти тех, кто уже использует их продукцию. И спрашивать о гарантиях. Но учтите, что в наших реалиях, часто одно юридическое лицо закрывают, открывают другое. И все. Все гарантии от юрлица сгорели. Более надежны в этом плане гарантии от частника.

Какую технологию проще освоить самостоятельно

Если говорить о самостоятельном изготовлении, то проще всего сделать столешницу из литьевого акрила. Правда если использовать готовые смеси, цена получится практически такой же, как при заказе на фирме. Следующий по сложности процесс изготовления столешницы — из агломерата. Так как связующего немного, добиться гладкой лицевой поверхности не так просто. Если не пугает длительная шлифовка для получения нормального результата, можно попытаться освоить и эту технологию. Столешница из искусственного камня на основе агломерата — самый лучший выбор в плане долговечности и внешнего вида.

Последняя «по легкости» технология изготовления столешницы — из листового камня. Очень много точной подрезки, склеивания частей и шлифовки. Нужны профессиональные инструментыдисковая пила с направляющими, лобзик, дисковая шлифовальная машинка с набором дисков для полировки. Еще требуется много струбцин для притягивания и фиксации приклеенных фрагментов.

Столешница из литьевого акрила своими руками

Многим кажется, что цельная столешница без швов — лучший из возможных вариантов. Проще в уходе, не может быть протечек. Это так, но сам материал (акрил) не везде хорош в эксплуатации. Сам акрил — отличный материал. Для ванной столешница из искусственного камня — хороший выбор. Тут очень мало возможностей поцарапать поверхность, нет высоких температур. А влага, пар, мыло и другие моющие средства пластику не страшны. Если вы решили освоить технологию литья акриловой столешницы, можно пробовать сделать ее для ванной комнаты.

Подготовка

Для заливки акрила делают форму. Для ее изготовления используют ламинированный ДСП или МДФ. Если поверхность столешницы должна быть гладкой, материал для опалубки тоже должен быть гладким. Если нужна фактура — она должна быть на форме. После снятия с формы акриловый камень повторит все выемки и бугорки. Поэтому к подбору материала для формы относимся скрупулезно.

Из того же материала делают бортики. Края планок шлифуют сначала более грубым полотном, потом все более тонким наждачным диском. Используют все более уменьшающуюся зернистость. Помним, что все дефекты затем будут отлиты в акриле. И они очень заметны, если камень выбрали однотонный, без вкраплений. Швы герметизируются, выравниваются. Конструкция тщательно очищается, высушивается, затем изнутри покрывается воском.

Изготовление столешницы

К акрилу добавляют наполнители — каменную или мраморную крошку, пигмент, декоративные составляющие. Все перемешивается. В последнюю очередь заливается отвердитель. Заливают акрил в несколько слоев, поэтому добавляют отвердитель только в часть состава.

В готовую опалубку заливается акриловый состав. Распределяют его равномерно по все площади. Он должен растечься по всем элементам формы. При этом нельзя допустить появление пузырей — воздух надо удалять. После того как состав распределили, сверху укладывается лист ДСП, который тоже смазан воском. На ДСП устанавливают груз. Его надо подбирать аккуратно, чтобы состав не выдавило по бокам. Груз оставляют на полчаса. Потом его снимают, подымают ДСП. В форму заливают вторую порцию пластика и оставляют на сутки. За это время акрил отвердеет. Можно снимать опалубку.

Установка на каркас и полировка

После того как сняли плиту из пластика с опалубки, ее крепят на каркас. Акрил — эластичный материал. Даже при толщине в 20-30 мм, он гнется. Чтобы обеспечить стабильность формы и собирают каркас. Его делают из древесины (брус толщиной 50 мм или больше) или из влагостойкой фанеры (толщина 27 мм). Каркас — это планки вдоль передней и задней стойки, поперечные перемычки, установленные с шагом 40-50 см. Также планки ставят в местах опирания на мебельный каркас. Нужны еще усиления в местах наибольшей нагрузки. Это там, где будет устанавливаться варочная поверхность или мойка.

Каркас делают при толщине акрила больше 10 мм. Для более тонкого слоя требуется сплошное основание. То есть, из той же фанеры надо вырезать повторение вашей столешницы и эти два листа склеить между собой. Толщина фанеры — 27 мм или около того. Можно склеить два более тонких листа. Получается дешевле. Для нормальной склейки листы фиксируют струбцинами.

Финальная отделка — шлифовка. Сначала дисками с мелким зерном — от 320 и выше, в финале — насадкой для полировки. Этот этап важен для внешнего вида. Можно убрать большую часть огрехов. Но можно и навредить.

Из листового камня

Казалось бы, из листового пластика или, как его называют, искусственного камня, сделать что-либо не проблема. Так-то оно так. Из листа нарезают детали нужной формы и размера, их склеивают между собой. Швы полируют, убирая заодно и возможные перепады по высоте.

Собранную конструкцию либо наклеивают на сплошное основание (при толщине камня до 10 мм), либо делают каркас из древесины или фанеры. Вроде все несложно. За исключением того, что:

  • Лист материала весит много, ворочать его — то еще удовольствие.
  • Резы должны быть идеальными, подгонка деталей тоже. Для этого требуется профессиональное оборудование и умение с ним обращаться.
  • Стыки проклеиваются и фиксируются струбцинами. Их ставят примерно каждые 20-30 см. Даже для постепенной неспешной работы количество струбцин — порядка десяти.
  • Для шлифовки стыков нужна хорошая шлифмашинка. Можно обойтись и шлифовальными дисками на болгарку. Но инструмент при этом должен быть с возможностью регулировки оборотов.

А так да. Можно сделать столешницу из листового искусственного камня своими руками. Чтобы иметь представление о том, как и о чем идет речь, смотрите видео. Пояснений практически нет, но технология работ прослеживается. Вот только для лучшего соединения деталей (при приклеивании кромки) в основном листе лучше выбрать четверть. Так и шов будет не так заметен, да и соединение более надежное.

Характеристики раковин из искусственного камня. Изготовление раковин из искусственного камня собственными руками.

Аристократичное украшение любого интерьера — каменные умывальники

В связи со стремительным ростом цен на кухонное и сантехническое оборудование, люди начали задумываться о самостоятельном изготовлении раковин из искусственного камня.

Состав и производство раковин из искусственного камня

В состав такого изделия входит композит, состоящий из связующих компонентов. В качестве наполнителя используются природные минералы, а соединяются материалы с помощью смол.

Помимо полимерных связующих и мраморных крошек, используются красители. Большинство современных моделей покрыты гелькоутом – это специальный состав, за счет которого увеличивается стойкость покрытой им поверхности. В результате конструкция получается гладкой и без пор. Подобное покрытие помогает надолго сохранить привлекательность изделия.

Такая конструкция – вид литого изделия. Материал, применяемый для работы, также называют литьевым камнем. С помощью технологии вибролитья можно отлить мойку любой формы и размера.

Материалы, используемые для создания кухонных мини-моек, отличаются специфическими свойствами. Их отличительная черта – устойчивость к различным химическим веществам, а также наличие однородной структуры. К тому же они надежные.


При работе необходимо учитывать некоторые нюансы. Так, при желании можно сделать конструкцию в тон не только столешницы, но и кухонного фартука. Такой вариант идеально подойдет, если цель – сделать кухонное пространство единым.

Еще одна тенденция – модели, цвета контрастного с оттенком столешницы, но при этом сочетающиеся с цветом бытовой техники. Такая вариация подойдет при оформлении интерьера в классическом стиле. Можно использовать ее и для ретро: техника сливочного цвета, а мини-мойка – такого же тона.

Для маленькой квартиры лучше делать неглубокую модель овальной формы.

Преимущества и недостатки

У таких мини-раковин имеются достоинства и недостатки. Среди их преимуществ можно выделить следующие факторы:

  1. Для изготовления используются специальные формы, так что можно подобрать подходящий вариант.
  2. Подобные конструкции практичные, и на них незаметны капли воды.
  3. Дорогие модели могут выдерживать перепады температур, так что на их поверхность можно лить кипяток.
  4. Поверхность такой мини-раковины устойчива к стиранию. При появлении царапин мойку можно восстановить, отшлифовав ее.

Главное преимущество материала – он может имитировать оникс или мрамор. Так что можно потратить меньше денег, но при этом готовая работа будет выглядеть стильно.

При желании можно сочетать такую конструкцию со столешницей, для создания которой использован искусственный камень. Акриловая вариация отлично сочетается с интерьером в любом стиле.


Минусы, следующие:

  • высокая стоимость;
  • большой вес, из-за которого возникают проблемы с перемещением;
  • при падении могут появиться трещины.

Убрать с поверхности красящие вещества можно в течение одного часа. Акриловые аналоги нежелательно очищать с помощью абразивных средств. Накипь и ржавчину тоже нужно убирать вовремя.

Уход

Важный момент при уходе – чистка. Для чистки рекомендуется пользоваться жидкими или кремообразными средствами.

  1. Сначала раковину нужно обработать средством для мытья посуды. Это необходимо, чтобы удалить лишний жир.
  2. Если на дне имеются пятна, рекомендуется их вывести перед началом процедуры чистки.
  3. Далее, на стенки надо нанести небольшое количество чистящего крема.
  4. Через четверть часа нужно смыть водой моющее и насухо вытереть обработанную часть.

Изделие обязательно нужно чистить, чтобы оно сохранило гладкость и блеск. На поверхности при долгой эксплуатации может скопиться соль, в результате чего появляется налет.

Мыть мини-раковину рекомендуется регулярно. Ежедневный уход должен осуществляться с помощью средства для мытья посуды. После нанесения средства раковина должна быть протерта куском мягкой ткани. Дважды в неделю для чистки нужно использовать специальное средство.

Как сделать мойку из искусственного камня?


Чтобы изготовить мини-мойку, можно использовать как акриловый, так и искусственный камень. Правила изготовления при этом будут различаться.

Из акрилового камня

Основные этапы создания мини-мойки следующие:

  • изготовление матрицы – подойдет силикон или сталь;
  • для обработки получившейся матрицы используется специальный состав для уменьшения адгезии, например, гелькоут;
  • собрав форму, следует закрепить ее на вибростоле;
  • для изготовления сырья рекомендуется использовать такие материалы, как гидроксид алюминия, отвердители.

Получившийся раствор следует залить в форму и дать ему остыть. В процессе остывания материал полимеризуется. Получившуюся заготовку необходимо вынуть из формы и зашлифовать края.

Из кварцевого камня


Для изготовления кварцевой мойки помимо искусственного камня понадобится полиэфирная смола.

Процесс изготовления, следующий:

  • горный кварц нужно смешать со смолами в строительном миксере;
  • получившуюся смесь необходимо поместить в форму (в ней компоненты превратятся в однородную массу с помощью вакуумного вибропресса).

Когда получится необходимая форма, изделие нужно обжечь в печи при высокой температуре. В результате смола затвердеет.

Виды раковин из искусственного камня

Для изготовления таких раковин используется не только акрил, отличающийся пластичностью, но и агломерат. Подобный материал на 85% состоит из натуральных веществ. Подобным изделиям не страшен жир и пар.

Особенности внутренней структуры такого материала позволяют изделиям из него, не поглощать воду. Ухаживать за такой раковиной проще, чем за ее аналогами, потому что с поверхности можно очистить даже сложные загрязнения.


При использовании готовых вариаций рекомендуется контролировать, чтобы кран не подтекал. Иначе появится ржавчина. Подобные мойки чувствительны к ударам. Так что нельзя ронять в них столовые приборы, чтобы не появились сколы.

На раковине нельзя разрезать продукты. В противном случае на ней останутся царапины. Не рекомендован резкий перепад температур, чтобы предотвратить появление трещин. Если необходимо слить остатки чая или отвара, после этого мойку следует промыть.

Акриловая раковина, сделанная своими руками, прослужит долго, если не только правильно ее изготовить, но и придерживаться рекомендаций по уходу за ней.

Полезное видео

Обычно столешницы с искусственной имитацией камня изготавливают своими руками либо ради интереса и повышения мастерства, либо с целью освоить серийное производство. В любом случае технологию знать очень важно, и мы хотим вам рассказать об изготовлении «каменных» столешниц из ДСП с полиэфирным покрытием.

Несколько простых правил

Вам понадобится закрытое помещение, должным образом подготовленное. По сути, это так называемая чистая комната 3х4 метра, стены и потолок которой обиты полиэтиленовой пленкой, а пол чисто выметен, вымыт и не образует пыли. Помещение должно иметь хорошую вентиляцию, при этом температура поддерживается не ниже 25 °С.

Уделите внимание контролю качества и безопасности. Работа ведется только в закрытой одежде с длинным рукавом. Поскольку процесс полимеризации сопровождается обильным выделением стирола, работать можно только в целлюлозно-угольных респираторах и защитных очках, этот газ чрезвычайно ядовит. Все действия выполняются только в тряпичных перчатках, никаких жирных следов и отпечатков быть не должно.

Для работы вам понадобится прочный и устойчивый стол 2х2,5 метра и высотой не менее 80 см. Его столешница — лист ДСП толщиной 16 мм, снизу которого прикручена обрешетка из деревянных планок 15х60 мм, поставленных на ребро и образующих решетку с шагом 35х35 см. На поверхности не должно быть стыков и следов крепления, поэтому столешница выравнивается акриловой шпаклевкой и тонко шлифуется. Стол должен быть устойчивым, по нему вам придется ходить, сидеть на краю — столешница при этом не должна прогибаться.

Изготовление формы

Сперва на поверхность стола простым карандашом наносится чертеж столешницы в масштабе 1:1. Отмечаются места установки мойки, ниш для врезки, лицевые кромки и радиусные элементы.

По прямым граням мойки устанавливаются планки ЛДСП высотой 55-60 мм. Все углы и ребра строго прямые, поэтому распил должен вестись на профессиональном оборудовании. Планки фиксируются строго по линиям разметки с помощью термоклея и деревянных кубиков с наружной стороны. Так образуется внешняя опалубка, для формирования радиусных элементов которой используют гибкие пластиковые пластины.

После формирования внешнего контура в него добавляется опалубка вырезов под мойку или варочную поверхность. Если мойка планируется литая, необходимо обзавестись акриловой матрицей. Она приклеивается точно по разметке термоклеем, затем придавливается к столу собственным весом. Выступившие излишки клея нужно срезать сапожным ножом.

Герметизация и подготовка опалубки

Внутренняя поверхность и грани матрицы полностью определяют форму будущего изделия, поэтому никаких огрехов на вертикальных и горизонтальных поверхностях быть не должно. Щели между планками и дощечками заделываются садовым варом, излишки которого срезаются или продавливаются шпателем. Варом же заделываются обрезные торцы ДСП и всевозможные нарушения поверхности, в итоге форма должна принять идеальную геометрию и гладкую поверхность без изъянов. Дополнительно поверх матрицы мойки устанавливается шайба из садового вара, формирующая углубление сливного отверстия.

Для формирования фрезеровки на лицевой кромке, а также для окантовки вырезов и мойки нужно использовать специальную стальную пластину, угол которой подрезан по негативной форме на манер фигурного шпателя. Задача это несложная: угол формы заполняется садовым варом, затем пластиной выглаживается фигурный переход. Важно не наклонять инструмент и плотно прижимать его кромки к столу с опалубкой.

Когда форма полностью готова, на нее наносят слой воска-разделителя, а спустя 20 минут полируют мягкой тканью и обдувают сжатым воздухом. Далее вся поверхность покрывается из ручного распылителя поливиниловым спиртом и оставляется до полного высыхания. Форма готова к заливке.

Химия, смолы, смеси

Для приготовления качественной смеси очень критично точное соблюдение пропорций. Ингредиенты дозируются по массе, взвешивать их нужно цифровыми весами.

Сперва готовится основа камня: 30% гелькоута смешивается с 70% сыпучего наполнителя. Перемешивать нужно вручную деревянной палочкой, взбивать эту смесь нельзя. После размешивания отбирается около килограмма основы и закупоривается в пластиковой емкости в качестве ремкомплекта. Количество готового гелькоута — 3,5-4 кг на каждый м 2 поверхности.

Вторая смесь — полиэфирный грунт. Это обычная полиэфирная смола, которая тонируется красящей пастой максимально близко к основному цвету. Для упрочнения грунта и снижения усадки в смолу может добавляться до 40% кальцита. Грунта потребуется от 4 до 6 кг на каждый м 2 столешницы, на среднюю литую мойку расходуется примерно столько же.

Эти смеси могут храниться без доступа кислорода десятилетиями, для их затвердевания нужно добавить около 1-2,5% отвердителя (катализатора). Если температура в помещении ниже рекомендуемой, после размешивания катализатора в смесь вводят небольшое количество кобальта. Химия для жидкого камня продается комплектами и сопровождается исчерпывающей информацией о технике смешивания, пропорциях и характеристиках смеси, именно этим рекомендациям и стоит следовать.

Заливка столешницы

Сперва на подготовленную матрицу напыляют гелькоут с наполнителем, на каждом этапе с катализатором смешивается около 1 кг основы. Среднее время жизни после введения катализатора составляет от 15 до 30 минут. Нанесение ведется максимально тонкими слоями во избежание образования микропор.

Сперва напыляются вертикальные поверхности, при этом нужно следить, чтобы состав не сползал, периодически давая поверхности просыхать. Далее гелькоут наносится максимально укрывистым слоем на горизонтальные участки. Поздравляем, вы сделали первое нанесение. После того как поверхность полимеризуется так, что на ней будет оставаться отпечаток пальца, но смола потеряет липкость, можно приступать ко второму. Всего требуется 3-4 нанесения, в конце выполняется дополнительное покрытие гелькоутом вертикальных лицевых кромок.

Через 40-50 минут столешницу можно заливать. Чуть более трети грунта смешивается с отвердителем, выливается в форму и тщательно разравнивается шпателем. Затем на грунт укладывается заранее раскроенное полотно стеклоткани, придавливается и разглаживается шпателем, чтобы пропитка была максимальной. Теперь нужно оставить половину грунта, а остальное равномерно распределить поверх стеклоткани.

Мойка также обмазывается грунтом на этом этапе, но для ее укрепления используется более толстый стеклохолст.

После проклейки первого слоя, когда армирующая ткань хорошо приглажена и выдавлены все пузырьки воздуха, в форму кладется вкладыш из ДСП. Он вырезается по размерам, на 5 мм меньше формы и каждого из ее элементов, для удобства перемещения можно прикрутить несколько дверных ручек.

Деталь из ДСП не обязательно должна быть цельной, но зазоры более 5-6 мм недопустимы. Во вкладыше нужно проделать 8-10 отверстий на квадратный метр диаметром 6 мм для выхода излишков грунта. Поверх ДСП на 10-15 минут устанавливается гнет около 40 кг/м 2 , можно также распереть вкладыш от потолка тонкими деревянными планками

Пока установлен гнет, производится заливка грунтом всех щелей и зазоров. Когда груз снят, в форму выливается половина оставшегося грунта, загибаются выступающие края стеклоткани и укладывается еще один холст. Поверх него выливаются остатки грунта, они разравниваются шпателем и столешница остается сохнуть и твердеть примерно на 14-16 часов.

Шлифовка и полировка

На следующий день после заливки нужно сбить опалубку молотком и подорвать столешницу, загнав под нее плоский шпатель и поджимая его монтировкой. После вынимается матрица мойки и вся столешница устанавливается на мягких пенопластовых блоках. С изнаночной стороны аккуратно срезаются обводы и выполняется шлифовка тыльной стороны шкурками Р80 и Р120.

После этого столешница переворачивается и тщательно шлифуется с поочередным повышением зернистости от Р80 до Р420, наилучшее качество лицевой поверхности достигается использованием карборунда как абразива. Для обработки рельефных участков и мойки под шлифовальную шкурку устанавливается поролоновая прокладка.

Шлифовку следует проводить дисковой машиной, на последних двух этапах движения исключительно круговые. УШМ и ленточные машинки для этих целей плохо подходят. Если в проекте столешница глянцевая — заключительным этапом будет полировка камня поролоновым кругом с абразивной пастой.

Красота натурального камня ни с чем несравнима. Издревле этот строительный материал использовался при отделке помещений и мебели. Петь о нем дифирамбы можно долго. Но есть у природного камня один большой недостаток – слишком дорогое это удовольствие. Добыча в карьере, перевозка, распил, формовка и шлифовка – слишком затратные процессы, который только увеличивают стоимость изделий. Заменить его раньше можно было лишь деревом, но оно не имело тех качеств, которые бы увеличивали срок эксплуатации.

Но научно-технический прогресс подарил людям возможность иметь у себя в домах дешевую каменную отделку. Это камень искусственный, который обладает всеми теми же качествами и свойствами, что и натуральный, только его цена во много раз ниже. Нас же в этой статье будет интересовать один вопрос – изготовление столешницы из искусственного камня своими руками.

Что такое искусственный камень

Начнем с того, что искусственный камень – это в первую очередь раствор из различных ингредиентов, в состав которых обязательно входит связующий материал. Именно после его застывания композит (а по-другому раствор назвать нельзя) становится прочным, как камень. Поэтому классификация каменного раствора делится по используемому связующему элементу. В настоящее время для этого используется или цемент, или разного вида смолы.

Цементная основа для искусственного камня используется уже давно. Если правильно соблюсти пропорции всех компонентов, то изделие получится очень прочным. В качестве наполнителей для этого используются каменные частички (гранулы). После заливки раствора в форму и затвердевания его производится шлифовка каменной поверхности до зеркального состояния.

Необходимо отметить, что цементная столешница – это большой вес, впрочем, и прошлый век. Сегодня такие крышки для стола уже не изготавливаются. Слишком они тяжелые, долго происходит высыхание изделия, да и на ударные нагрузки такие столешницы испытание не прошли.

  • Небольшой вес, даже можно сказать, малый в сравнении с цементными.
  • Приличная прочность, не уступающая цементным конструкциям.
  • Влагостойкость на уровне 100%.
  • Срок эксплуатации практически бессрочный, если правильно эксплуатировать изделие.
  • Широчайшая гамма расцветок, которую обеспечивают пигменты.
  • Искусственный камень не является радиоактивным, что нельзя сказать о природном. В любом камне всегда присутствует малая доза радиационного фона.
  • Говоря о ремонте столешницы из искусственного камня своими руками, необходимо отметить, что данный процесс совершенно несложный. Зная правила и нюансы проведения ремонтных работ, столешницу можно привести в порядок в домашних условиях, не затрачивая больших денежных средств.

Всем хорошо искусственный камень, но и у него есть свои недостатки.

  • Акриловая столешница не выдерживает больших температур, поэтому ставить на нее горячую посуду не рекомендуется. Максимально она может выдержать температуру до +180С. Кстати, материалы с полиэфирной смолой выдерживают температуру до +600С.
  • В зависимости от используемой смолы изделия через несколько лет эксплуатации могут стать потертыми или на них могут образоваться царапины.

Что касается наполнения искусственного камня, то здесь могут быть использованы гранулы любых каменных пород.

Изготовление столешницы

Существует несколько технологий изготовления столешницы из искусственного камня. Но в любом случае все начинается с подготовки и определения формы изделия, которая должна вписаться в интерьер кухни. То есть, надо взять бумагу и набросать на нее эскиз для столешницы из камня. Форма определяется вкусовыми пристрастиями хозяина дома, а размеры определяются из габаритов кухонного пространства. Все это и надо перенести на бумагу.

Конечно, проще всего каменную столешницу изготовить прямоугольной без всяких изгибов и скругленностей. С этим справится даже начинающий домашний мастер. Сложнее, если форма изделия будет разноплановой с разными размерами. Непросто также изготовить столешницу П-образной конструкции, в которой дополнительно необходимо сделать отверстия под мойку и варочную панель.

Поэтому начинать изготавливать столешницу из искусственного камня своими руками надо с разметки. Оптимальная ширина – 60 см, длина зависит от собранной мебели, на которую столешница будет устанавливаться.

Изготовление из акрилового камня

Начнем с того, что в продаже есть два варианта данного типа искусственного камня. Это готовые листы размерами 3,66х0,76 м, толщиною 3-12 мм, и так называемый жидкий камень, который можно сформировать самому.

Рассмотрим первый вариант. Итак, перед вами лист, который надо подогнать под размеры эскиза, предварительно нанесен вами на бумагу. Очень важно точно перенести на камень форму и размеры столешницы. Теперь отрезным алмазным диском надо провести по линиям надрезы, придавая заготовке полуфабрикат, но уже практически с точными размерами. Если в столешнице необходимо просверлить отверстия, то это надо сделать именно сейчас.

Теперь при помощи фрезы (хорошего качества) необходимо отшлифовать торцы полученной заготовки. Это также касается и торцов срезанных отверстий. Конечно, толщина листа в этом случае играет немаловажную роль. Но даже 12 мм – это не гарантия высокой прочности, потому что установке на мебельные стойки получится провис, который может стать причиной излома. Поэтому под столешницу надо обязательно установить основу. Для этого обычно используется влагостойкая фанера, потому что кухня – помещение влажное. Не стоит в этом случае использовать такие материалы, как ДСП или ДВП.

Теперь из фанерного листа надо вырезать точно такое же изделия с отверстиями и размерами. После чего оба материала приклеиваются друг на друга двухкомпонентным клеевым составом и стягиваются струбцинами. В таком состоянии они должны пролежать около 7 часов.

Внимание! Если для производства столешницы используется толстый лист заготовки, то основу можно делать не сплошной. Для этого из фанеры можно нарезать полоски шириною 7-8 см, которые равномерно распределяются и приклеиваются к обратной стороне листа из акрилового камня.

Обратите внимание, что с торца лицевой стороны и с боков будет видна фанера, поэтому ее надо закрыть полосками искусственного камня. Для чего они нарезаются из того же листа. Ширина определяется опять-таки вкусовыми пристрастиями, но есть стандартные размеры – 3-4 см. Задний торец надо будет закрыть готовым профилем или плинтусом. Все эти элементы приклеиваются по своим местам тем же клеевым составом. Обращайтесь с клеем аккуратно. Он быстро высыхает, так что здесь придется поспешать, но с должной осторожностью.

И еще один момент. Если изготавливают Г-образную столешницу своими руками, то необходимо в месте стыка двух частей снизу установить полоску фанеры прямо по линии соединения. Она будет играть дополнительное ребро жесткости, что увеличит прочность изделия.

И последний завершающий этап – это шлифовка фанеры каменной столешницы своими руками. Сделать это можно шлифмашинкой.

Изготовление из жидкого камня

Какие материалы необходимы, чтобы приготовить в домашних условиях жидкий камень. Давайте перечислим их.

  • Ацетон в качестве растворителя.
  • Отвердитель, она же смола.
  • Кальцинит – это кальциевая сода или нитрат кальция, который хорошо растворяется в воде. По сути, это удобрение.
  • Эпоксидный гелькоут – это эластичный материал пигментированного типа. Изготавливается на основе смол.
  • Каменные наполнители.

В принципе, основа жидкого камня – это гелькоут, наполнители, отвердитель. Пропорции такие: гелькоут около 60%, отвердитель до 40%, остальное наполнитель. При смешивании должна получиться жидкая пастообразная субстанция. Теперь к вопросу, как сделать столешницу из искусственного камня? Есть две технологии.

Первая заключается в том, что сначала надо подготовить шаблон с формой и размерами. Для этого можно использовать фанеру, ОСП, ДСП или ДПВ. На него слоем 2-4 мм наносится жидкий материал. После высыхания он шлифуется с лицевой стороны.

Вторая технология производства столешниц называется обратной. В ней используются разные материалы, которых нет в предыдущем списке, но они необходимы именно при заливке.

  • Необходимо сделать шаблон из фанерного листа, можно использовать ДСП. Главное, чтобы выбранный лист не был тонким, потому что здесь необходима прочность материала, чтобы выдерживать вес заливаемого раствора. Размер шаблона должен быть больше оригинала на 5 мм с каждой стороны.
  • Вырезаются из фанеры полоски шириною 5 см, и приклеиваем их на шаблон по периметру, используя термоклей. Ставят их на ребро.
  • Если в столешнице будут отверстия, то их надо вырезать и по периметру наклеить на ребро все те же полоски.
  • Для герметичности конструкции стыки бортиков и шаблона можно обмазать пластилином.
  • Теперь полученную форму изнутри надо обмазать воском или любым другим разделительным составом.
  • Все готово, можно заливать жидкий камень.
  • Выдерживаем его полчаса, затем сверху накладываем стеклоткань. Она будет выполнять функции армирующего каркаса для увеличения прочности изделия.
  • Теперь сверху надо залить грунт. Это смесь из кальцита (80%), отвердителя (1%), смолы (8%) и пигментов.
  • Сверху грунтовочного слоя надо уложить еще один шаблон, с помощью которого он равномерно распределиться по нижней форме. То есть, его надо будет заранее вырезать из фанерного листа. Оптимально, если на верхний шаблон уложить небольшой груз, он выдавит излишки грунта, который надо тут же удалить.
  • В таком состоянии конструкция должна простоять полтора часа.
  • После чего груз и шаблон снимаются, и верхняя поверхность шлифуется до зеркального блеска.

Некоторые мастера рекомендуют грунт заливать в два слоя. Это увеличит прочностные характеристики столешницы, изготовленной из жидкого камня своими руками. При этом первый слой заливается из расчета 5 кг на 1 м² поверхности, второй – 3 кг. Учитывайте, что самого жидкого камня уйдет 3-4 кг/м².

Сделанные таким способом столешницы намного прочнее, чем по первой технологии. А соответственно у них и больший срок эксплуатации. Конечно, по времени данная операция занимает много времени, но это стоит того.

Ремонт столешницы из искусственного камня

В принципе, ремонт столешницы из акрила делается по очень простой технологии. К примеру, если на поверхности появилась трещина или царапина. Для этого потребуется все тот же клей, которым к изделию приклеиваются плинтус и бортики.

Необходимо в первую очередь трещину расшить, то есть, увеличить ее ширину. Затем в нее заливается клеевой состав, который после высыхания шлифуется. Все, ремонт закончен.

Если на поверхности появилось вздутие или пятно, то данный участок надо вырезать на глубину 1-2 мм. Это делается фрезой, насаженной на болгарку. Затем из куска такого же готового жидкого камня вырезается меньший кусок, по форме и размерам совпадающий с отрезанным участком. Теперь этот кусок надо приклеить к вырезанному участку. После застывания клея границы заплатки надо расшить, заполнить их клеевым составом, а после высыхания зашлифовать.

Заключение по теме

Необходимо отметить, что технология изготовления столешницы из данного материала является не самой сложной в виду простоты формы самого изделия. К примеру, сделать мойку из искусственного камня своими руками куда сложнее. Ведь это уже объемная конструкция, требующая использования более сложного шаблона. К тому скругления мойки создают определенные трудности в их формировании. Поэтому по понятным причинам ее изготавливают только из жидкого камня.