План рассказа об образе жизни общественных насекомых. Биология в лицее. Общие черты общественного устройства насекомых

Много видов высокоразвитых насекомых (термиты, пчёлы, муравьи, осы) живут в сложных сообществах. У них настолько хорошо выверенная организация, что порой они напоминают „суперорганизм", который приводится в действие маткой-королевой.

БОЛЬШИЕ СЕМЬИ

В многочисленных "государствах" насекомых, которые образуют термиты, муравьи, некоторые виды пчёл и ос, каждый член сообщества - матка, рабочие особи, солдаты и трутни - выполняет свою, чётко регламентированную функцию. Подобное разделение труда является основным условием существования колонии. Отдельные особи такого сообщества настолько зависимы друг от друга, что уже не могут самостоятельно существовать. Например, рабочих термитов охраняют хорошо „вооружённые" солдаты, которые не способны выжить без рабочих, поскольку самостоятельно добывать пищу не могут и зависят от рабочих - те их кормят. В свою очередь, рабочие и солдаты не способны размножаться. Функция воспроизведения потомства лежит на матке, вокруг которой и формируется колония. Живёт матка внутри гнезда, её кормят рабочие, а солдаты защищают. Все пчёлы одной колонии, а их может быть около 80 000, являются потомками одной матки и старшими сёстрами новорождённым особям. Все они являются генетическими близнецами, поэтому имеют сильно развитый социальный инстинкт.

ОБРАЗОВАНИЕ КОЛОНИИ

Осенью, с наступлением холодов, погибают все особи колонии ос, за исключением оплодотворённых маток. Незадолго до того, как исчезнет гнездо, в колонии ос появляется несколько половозрелых пар, которые улетают и спариваются. Самцы вскоре погибают, а самки, чувствуя приближение зимы, прячутся в тёплых местах. Весной оплодотворённые матки выходят из укрытий и каждая из них строит гнездо из обработанной специальными ферментами древесины, состоящее из 10-12 шестигранных ячеек. В эти ячейки матки помещают яйца. Личинок королева-матка кормит кашицей из полупереваренных насекомых. Личинки быстро растут и вскоре превращаются в бесплодных рабочих ос. После появления на свет рабочих матка никакими хозяйственными делами больше не занимается, она только откладывает яйца, а рабочие строят новые ячейки, заботятся о яйцах и выращивают личинок. Общественная система некоторых видов муравьёв и термитов несколько сложнее. Рабочие муравьи делятся на несколько каст, в зависимости от работы, которую они выполняют. На одних, например, лежит задача опрыскивать врагов муравьиной кислотой, т. е. вести своеобразную „химическую войну", а на других - доставлять нектар на склад. Личинки термитов представляют собой миниатюрные копии взрослых особей. Из них развиваются солдаты, которые имеют мощные челюсти или жалящий аппарат, который выделяет липкое вещество, которое может стать ловушкой для врагов. Рабочие и солдаты термитов - бескрылые и слепые особи.

ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ

У большинства видов насекомых, за исключением периода размножения, потребность в общении отсутствует. У общественных насекомых, наоборот, коммуникация между членами колонии является жизненно необходимой. У некоторых видов развилась совершенная система передачи информации. Для этого часто используется язык телодвижений. Например, медоносные пчёлы с помощью специального танца очень точно сообщают своим одноплеменницам по улью о дороге до места, где, по их данным, находится источник нектара. Муравьи пользуются другим методом. Найдя значительный источник пищи, они возвращаются в муравейник, оставляя за собой стойкий пахучий след. Другие муравьи, следуя по этой тропе, также оставляют свои пахучие отметки, что является ориентиром для остальных членов колонии. Очень большую роль в жизнедеятельности всех видов общественных насекомых играют феромоны. Голодные личинки выделяют особое вещество, которое является сигналом „накорми меня". Матка выделяет свои феромоны и таким образом посылает собственный сигнал рабочим, напоминая об их обязанностях. Через определённые промежутки времени рабочие обмениваются с маткой выделениями желёз, и таким образом между ними поддерживаются тесные взаимоотношения. Сообщество многих насекомых, потерявшее матку, обречено на гибель: насекомые не знают, что им делать, например, рабочие перестают работать. Рабочие пчёлы, оставшись без матки, могут вырастить новую: для этого они строят специальные ячейки и выкармливают личинки особой пищей.

Термиты

Общественную структуру термитов составляют три типа насекомых: матка (королева), солдаты и рабочие.
Матка : живёт в центре колонии. Она имеет большое тело с гипертрофированными яичниками (длиной до 10 см), которые постоянно производят яйца - много миллионов яиц в течение всей жизни. Крылатый самец, который оплодотворил самку, погибает. Матка живёт около 10 лет.
Солдаты : большие и темнее рабочих, с большими головами и чрезвычайно крепкими челюстями. Они охраняют и защищают колонию от врагов.
Рабочие : маленькие, мягкотелые насекомые белого цвета. Они строят гнездо и поддерживают в нём порядок. В отличие от других общественных насекомых, рабочие термиты бывают обоих полов.

Муравьи

Почти все виды муравьёв являются общественными насекомыми. Они живут в муравейниках.
Матка : единственная её задача - заботиться о продолжении рода, откладывать яйца.
Рабочие : бескрылые стерильные самцы длиной до 30 мм. Они ухаживают за маткой, личинками, строят и ремонтируют муравейник. Если на муравейник нападают враги и некому „воевать", то рабочие защищают колонию.
Солдаты : подобно рабочим особям бескрылые и бесплодные, но несколько крупнее, с большими головами и мощными челюстями. Их задача - защищать муравейник от врагов

Пчёлы

Пчёлы живут в сообществах, насчитывающих до 60 000 насекомых.
Матка : единственная во всей колонии. Матка управляет ульем и откладывает яйца. Органы для сбора пыльцы у неё отсутствуют, поэтому её кормят рабочие.
Рабочие : собирают с цветов пыльцу и нектар, кормят молодь, матку, трутней и охраняют колонию. Строят соты, состоящие из правильных шестиугольных ячеек, которые являются хранилищем мёда и инкубатором для яиц. Рабочие пчёлы сообщают друг другу информацию о богатых едой местах с помощью специального танца, точно указывая расстояние до них и направление полёта.
Трутни : единственное их назначение -оплодотворение матки. Трутней кормят рабочие пчёлы. После спаривания они погибают.

Осы

Некоторые общественные виды ос живут большими колониями. В отличие от пчёл и термитов, гнездом пользуются лишь в течение одного лета. Осенью все осы вымирают. Зимуют только оплодотворённые самки-основательницы, которые весной строят новое гнездо. Гнёзда осы строят из целлюлозы - кусочков дерева, смешанных со слюной.

Насекомые, живущие единой общиной: муравьи, осы, пчёлы и термиты – всегда вызывали у людей особый интерес и удивление. Это нашло отражение в многочисленных мифах, легендах и преданиях. В древнегреческой мифологии муравьи были символом богини Деметры. А одним из самых древних изображений, найденным в Европе, оказалась Царица Улья. Общественные насекомые играют важнейшую роль практически во всех экосистемах суши. Осы и большая часть муравьёв выступают как хищники, термиты, особенно в тропических экосистемах, – как важнейшие разрушители растительных остатков, а общественные пчёлы являются опылителями многих диких и культурных растений и производителями целебных продуктов.
Иерархические внутрисемейные связи и сложные структуры взаимодействия между членами сообщества до сих пор привлекают пристальное внимание учёных. Разгадать загадку коллективного разума животных человечество пыталось ещё с древности, и, судя по тому, что наши предки для имиджа богов использовали образы насекомых, говорит о том, что данный секрет был ими понят и активно применялся для управления человеческими сообществами.
В чём суть этого феномена природы?! Что же происходит?

ПЧЁЛЫ - ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ. В мире животных с Николаем Дроздовым. Видео (00:04:59)

Гнёзда общественных насекомых: пчёл, ос и муравьёв. Видео (00:45:14)

Насекомых, живущих большими семьями, называют социальными. Членов семьи социальных насекомых делят на две группы: самцов и самок, которые выполняют функцию размножения, и рабочих, не участвуют в размножении, а совместно выполняют все работы по поддержанию жизни семьи и охраняют особей первой группы. Образуют семьи только представители двух рядов: Перепончатокрылые и Термиты.

Ряд Перепончатокрылые объединяет насекомых с полным превращением, которые имеют по две пары прозрачных крыльев, сросшиеся (рис. 69). Еще одной особенностью перепончатокрылых является то, что самцы появляются на свет только из неоплодотворенных яиц. Ряд Перепончатокрылые насчитывает около 90000 видов насекомых.

Развитые перепончатокрылые - жалящие насекомые: осы, пчелы, муравьи. Все они заботятся о своем потомстве.

Осы - и социальные, и одиночные насекомые. Они выкармливают личинок животной пищей, которую добывают, парализуя своих жертв с помощью жала. Взрослые осы питаются нектаром растений или выделениями тлей. Гнезда они строят из своеобразного полуфабриката бумаги: челюстями отгрызают маленькие волоконца древесины, увлажняют их слюной и перетирают.

Жизненный цикл семьи лесной осы, распространенной в лесах Украины, такой. Весной из хранилища - какой-то трещины в древесине - вылетает самка. В удобном месте она устраивает гнездо, свисающий с потолка хранилища и состоит из нескольких ячеек. В каждую ячейку самка откладывает по яйцу, из которого появляется личинка. Самка выкармливает личинок пережеванную насекомыми. Она приносит им пищу, будто птичка, кормит птенцов. Личинки окукливаются, а после стадии куколки превращаются в рабочих. Теперь они сами устраивают гнезда и заботятся о новых личинок. Кроме того, рабочие кормят самку, единственная обязанность которой - откладывать яйца. Рабочие - тоже самки, но они не участвуют в процессе размножения. Внешне самки-рабочие не отличаются от самки-царицы и после ее гибели способны сами откладывать яйца. В течение лета количество особей в гнезде растет, семья увеличивается. В конце лета из яиц появляются не рабочие, а полноценные самки и самцы спариваются. Затем самцы умирают, а самки прячутся до весны. С наступлением зимы в гнезде «разыгрывается настоящая трагедия»: старая самка и рабочие убивают всех личинок и куколок, не успели развиться, а потом и сами умирают.

Шершни - это большие осы, которые очень больно жалят. Свое гнездо они устраивают в дуплах деревьев. Как строительный материал для гнезда используют не древесину, а кору ветвей молодых берез. Личинок выкармливают насекомыми, в том числе и медоносными пчелами.

Пчелы. Медоносная пчела - один из немногих видов насекомых, которых человек одомашнил (рис. 70). Пчелиная семья состоит из матки (царицы), рабочих (недоразвитых самок, которые, в отличие от ос, не способны к размножению) и самцов-трутней. После спаривания трутней не пускают в ульи, поэтому они погибают или пчелы-рабочие их убивают. Личинки пчел развиваются в восковых ячейках, из которых пчелы выстраивают специальные ряды - соты.

Знаешь ли ты, что для выработки 1 кг меда пчела приносит в улей 150000 порций нектара из 100000000 цветков, преодолевая при этом расстояние до 300 000 км? Этого достаточно, чтобы 5 раз обогнуть земной шар по экватору.

Молодые пчелы-рабочие выполняют разнообразную работу: чистят ячейки сотов, выкармливают личинок, матку, строят соты, а затем начинают собирать пыльцу и нектар из цветков.

В новые места пчелы переселяются семьями, называются роями и состоят из матки и рабочих.

Пчелы - очень полезные насекомые. Во-первых, они дают мед - вкусный и питательный продукт. Во-вторых, из сотов получают воск, который используют для изготовления лаков и красок, а также в электротехнической промышленности. В-третьих, эти насекомые производят пчелиный клей, или прополис, который обладает противомикробным действием, способствует заживлению ран. В состав прополиса входят смолистые вещества, воск, пыльца и т.п.. Пчелы используют прополис для замазывания щелей в стенках ульев, а человек - в медицине. Однако самое главное - пчелы опыляют растения.

Шмели - это, по сути, большие пчелы. Они ведут социальный образ жизни. Свои гнезда устраивают в укромных местах. Ранней весной единичные самки летают низко над землей, отыскивая место для основания новой семьи - щель или какую-то норку в земле. Гнездо шмеля шаровидные и состоит из нескольких ячеек. В одной ячейке развиваются личинки, а в других содержатся запасы меда. Развитие личинок длится 20-ЗО дней. С куколок выходят особи-рабочие, значительно меньше по размерам, чем матка. После гибели царицы рабочие способны размножаться.

Шмели - одна из наиболее уязвимых групп насекомых. Во многих странах Европы за вылов только одного шмеля взимается большой штраф. Однако, несмотря на охранные мероприятия, многие виды этих полезных мохнатых насекомых, напоминающих плюшевых мишек, уже практически исчезло. Из 38 видов шмелей, живущих на территории нашей страны, особой охраны нуждаются 10 видов.

Знаешь ли ты, что в мире насекомых встречаются шмели-«кукушки», откладывающих яйца в свободные ячейки гнезд других видов шмелей? Поскольку все шмели очень похожи, то к личинкам, которые появились из чужих яиц, хозяева гнезд относятся, как к собственным.

Термиты належть к насекомым с неполным метаморфозом. По образу жизни и особенностями внешнего строения они подобны муравьев, их часто так и называют - «белые муравьи». Термиты живут многочисленными семьями в почве или древесине и почти не появляются на поверхности. Они сооружают огромные конусообразные здания, похожие на муравейники, где живут миллионы особей. Колонии термитов состоят из крылатых самцов, матки (царицы) и рабочих. Наибольшие по размеру особи-рабочие становятся солдатами, они крепкие челюсти, поэтому их назначение - охранять гнездо. Остальные рабочие добывают корм для солдат и матки, которые не способны самостоятельно питаться. Летать могут только самцы и царицы, но после брачного лета самцы погибают, а оплодотворенная самка теряет крылья и начинает откладывать яйца. На территории Украины в степной зоне живут термиты лишь одного вида - светобоязни термиты.

Социальные насекомые образуют семьи, состоящие из самцов и самок, способных размножаться, и особей-рабочих, которые их обслуживают. Такое распределение особей по функциям - особое явление в мире животных.

Проверь себя. 1. Каких насекомых называют одиночными, а каких - социальными? 2. Каковы отличительные черты перепончатокрылых насекомых? 3. Опиши жизненный цикл семьи лесной осы. 4. Чем отличается жизнь пчелиной семьи от жизни семьи ос? 5. Как образуется муравьиная семья?

Тема урока : Пчелы и муравьи- общественные насекомые. Полезные насекомые, насекомые вредители. Значение в природе и жизни человека.

Цели урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; рассказать о их роли в природе и жизни человека; раскрыть разнообразие насекомых – вредителей, их отрицательную роль в практической деятельности человека; обозначить значение насекомых в природе и жизни человека.

Оборудование: коллекция насекомых, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: таблицы, листы бумаги, фломастеры.

Ход урока:

I. орг. момент (1 мин) II. Актуализация опорных знаний (10 мин) Тестовая работа со взаимопроверкой.

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Вариант 1.

А. Стрекозы Б. Прямокрылые В. Клопы

  1. Две пары крыльев.
  2. Личинка имеет маску.

Вариант 2.

Какие особенности характерны для насекомых из отряда

А. Бабочки Б. Двукрылые В. Перепончатокрылые

  1. Развитие с полным превращением.
  2. Развитие с неполным превращением.
  3. Две пары крыльев.
  4. Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.
  5. Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.
  6. Передние крылья более плотные, чем задние.
  7. Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.
  8. На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.
  9. Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.
  10. Ротовой аппарат лижущего типа.
  11. Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.
  12. У личинок ротовой аппарат грызущего типа.
  13. Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.
  14. Личинка имеет маску.

Вариант 1. А: 2,3,14; Б : 2, 3,7,12,13; В : 2,6,11

Вариант 2. А: 1,3,8,9,12 Б: 1,4,10,11 В: 1,3

III. Активизация познавательной деятельности . (2 мин)

Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни, но есть насекомые, которые живут большими группами. Какие это насекомые? (пчелы, муравьи, термиты) Называют таких насекомых общественные и живут они семьями.

IV. изучение нового материала (25мин)

Рассказ учителя.

Как вы думаете какие из этих насекомых уже давно сделались домашними животными человека? (пчелы)

Где живут пчелы? (улей)

Мед и воск вместе с мехами у наших предков- славян считались главными предметами торговли. Мед использовался вместо сахара, воск использовался в свечах. В те времена еще не было пасек и для пчел человек предоставлял дупла лесных деревьев- «бортни»-бортничество. При этом ульи зачастую разорялись.

В начале XIXвека украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный рамочный улей, который используется до сих пор.

Давайте рассмотрим, что же из себя представляет пчелиное семейство.

Сообщение учащегося. Состав пчелиной семьи.(презентация)

По мере рассказа учащиеся заполняют таблицу.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по разделу муравьиная семья, пользуясь учебником стр.135-136.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Пчелиная семья

Муравьиная семья

Член семьи

Особенности, роль

Член семьи

Особенности, роль

Матка

Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц.

Матка (царица)

Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.

Трутень

Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.

Самец

Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.

Рабочие пчелы

Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Рабочий муравей

Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

  • Все справились с заданием?
  • Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Пчелы и муравьи общаются друг с другом при помощи прикосновений и выделяемых веществ. Но только у пчел имеется «язык танца». Видеофрагмент.

Как вы думаете такое сложное поведение можно назвать разумным? (нет)

Их поведение является инстинктивным, бессознательным.

Запись в тетради. Инстинкт- совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Помимо полезных насекомых есть также и вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Изучение материала происходит в процессе беседы. Учащиеся работают с раздаточным материалом: таблицы, насекомые.

Задание : определить к какому отряду относится ваше насекомое и какой вред оно наносит культурным растениям . План ответа:

1. Название отряда.

2. Название насекомого.

3. Признаки отряда.

4. Значение.

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Тли

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Клопы

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Жуки

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Бабочки

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Вши

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Блохи

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Учащиеся записывают ответы в тетрадь. Опрашиваются несколько учащихся. Выставляются оценки.

Дополнительно . Какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми?

В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

Методы

Примеры

Физические

Сбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоема

Химические

Обработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядами

Агротехнические

Смена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомых

Биологические

V. Закрепление материала. (4 мин)

С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

Какие особенности встречаются в семьях?

Какие насекомые вредят сельскохозяйственным растениям? Охарактеризуйте жизнедеятельность некоторых из них.

VI. Рефлексия. (1мин) Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.

VII. Д\З Повторить темы по разделу членистоногие. Подготовка к контрольной работе.

Приложение. Матка по размерам самая крупная пчела в улье 18-20 мм. Имеет длинное брюшко с яйцекладом предназначенное для постоянного откладывания яиц. Самостоятельно не может питаться. Ее кормят рабочие пчелы зобным молочком. В семье всегда только одна. Развивается матка из оплодотворенных яиц. Живет до 5 лет. При появлении другой матки, старая улетает с частью пчёл. Такой процесс называется роение.

Трутни – самцы, с длинными крыльями и крупными глазами. Развиваются из неоплодотворенных яиц. Их задача оплодотворять матку. Живут один сезон. Осенью они погибают, их зажаливают рабочие пчёлы или просто выгоняют из улья.

Рабочие пчелы это бесплодные самки. Рабочие – обеспечивают жизнедеятельность всей семьи (собирают пищу, ухаживают за личинками, кормят их, убирают улей, строят соты, заготавливают мёд). Для выполнения этих функций имеют целый ряд приспособлений:

  • Ротовой аппарат;
  • Тело, покрытое ворсинками;
  • Медовый зобик;
  • Жало- видоизмененный яйцеклад;
  • Задние конечности с корзинками и щёточками.

Cлайд 1

Cлайд 2

Цель урока раскрыть особенности медоносных пчёл и муравьёв в связи с общественным образом жизни; раскрыть их роль в природе и жизни человека; продолжить формирование умений работать с дополнительным материалом и компьютером; воспитывать бережное отношение к природе.

Cлайд 3

Пчелы Класс Насекомые Отряд Перепончатокрылые Надсемейство Пчелиные Вид Пчела медоносная (домашняя)

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Бортничество Это - борти, древнейший первобытный способ пчеловодства, любимого занятия древних славян - обитателей лесов. Здешний крестьянин считает грехом ловить рои: "Пчела - Божья тварь, вольная, грех принуждать её" - говорит он. Пчеловодство издревле составляло значительный промысел: воск вывозился через Днепр в Грецию. Местом кормления пчёл служат здесь многочисленные поляны, покрытые вереском. Вереск цветёт с 1 августа по 15 сентября. В это время миллионы пчёл издают гул, кружась над вереском и собирая нектар.

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Муравейник Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. 2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться. 3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом. 4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. 5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки. 6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна. 7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи. 8. Камеры с яйцами, личинками и куколками. 9. "Коровник", где муравьи содержат тлей. 10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.

Cлайд 12

Значение муравьев в природе и жизни человека 1)Участвуют в почвообразовательном процессе (рыхление, обогащение кислородом, удобряют, перемешивают); 2)Регулируют численность насекомых – вредителей леса (уничтожают личинок); 3)Муравьи являются единственным опылителем какао. И не будь их, мы никогда не смогли бы попробовать шоколад; 4)Муравьиная кислота является действенным средством против клещей, уничтожающих пчёл. Эти клещи прогрызают хитиновый покров и высасывают гемолимфу.

Cлайд 13

Кастовая система пчёл Матка Рабочие Трутни Охранники (20-21 день) Строители (14-20 день) Кормящие матку (6-14 день) Чистильщики (1-6 день)

Cлайд 14

Кастовая система муравьёв. Бескрылые рабочие Крылатые «разделение труда»: самки-матки самцы -охотники -няньки -строители -фермеры -охранники -«скотоводы» -сборщики падали -сборщики семян

Cлайд 15

Cлайд 16

Муравьи - самое многочисленное по количеству особей семейство насекомых. Да и по количеству видов немногие семейства могут поспорить с ним. Сейчас насчитывается примерно 8 000 видов муравьев, но, учитывая, что каждый год описываются все новые и новые виды и роды и то, что муравьи многих районов земного шара почти не изучены, число это будет значительно увеличено. Все муравьи имеют характерный признак, по которому их можно отличить от любых других перепончатокрылых: между грудью и брюшком у них имеется тонкий стебелек из одного или двух члеников, тогда как у всех остальных перепончатокрылых брюшко непосредственно причленяется к груди.

Cлайд 17

Если у пчел и у ос в пределах одного семейства мы можем наблюдать все этапы перехода от одиночного образа жизни к общественному, то муравьи все без исключения являются общественными насекомыми. В лабораторных условиях отдельные рабочие особи могут дожить до 3-4 лет. Известен случай, когда муравей прожил семь лет. Значительно дольше - до 20 лет - живут самки.

Cлайд 18

Учёные наблюдают жизнь муравьёв в специальных стеклянных муравейниках. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что не все муравьи так трудолюбивы, как это принято считать! Наблюдения показали, что 80% муравьев занимаются общественно полезной работой - чистят жилище, собирают корм; зато остальные - бьют баклуши. Ситуация не изменилась даже после того, как ученые убрали часть "работающих" муравьев. У оставшихся трудяг деятельность закипела с удвоенной силой, а бездельники так и остались не у дел. Возможным объяснением столь странного поведения последних, по словам исследователей, может служить либо их преклонный возраст, либо патологическая лень

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Cлайд 22

Значение пчел в жизни человека Мед. Содержит около 60 различных веществ, главным образом глюкозу и фруктозу и: Ферменты, ускоряющие обмен веществ в организме; Минеральные вещества: Ca, Na, Mg, P, Fe, S, I, Cl, Rd; Микроэлементы: Mn, Si, Al, B, Cr, Cu, Li, Ni, Pb и т.д. Органические кислоты; Витамины; Фитонциды, обладающие противомикробными, противогнилостными, противогрибковыми действиями. Прополис, или пчелиный клей. Содержит эфирные масла, воск, пыльцу. Лечебные свойства: Обезболивающее (сильнее новокаина в 5,2 раза); Противозудное; Противомикробное; Тонизирует организм, повышает иммунитет; Укрепляет эмаль зубов; Обезболивает и размягчает мозоли.

Cлайд 23

Значение пчел в жизни человека Маточное молочко. Содержит минеральные соли, гормоны половые, микроэлементы, витамины и т.д. Лечебное действие: Повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови; Повышает аппетит и повышает вес; Стимулирует рост волос; Улучшает память и зрение; Повышает иммунитет. Воск пчелиный. Богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Обладает противомикробным, питательным и регенерирующим действием. Пчелиный яд. Лечебное действие: Обладает выраженным противовоспалительным, обезболивающим действием; Повышает общую сопротивляемость организма, иммунитет; Противомикробное; Расширяет сосуды; Снижает кровяное давление; Уменьшает вязкость и свертываемость крови; Снижает холестерин в крови.

Cлайд 24

Вопросы к уроку: Пчелы и муравьи артелями живут, У них работа спора. (Поговорка) 1.Почему пчёл и муравьёв называют общественными насекомыми? 2.Почему из множества насекомых человек выделяет именно этих? 3.Что произойдёт в природе, если они исчезнут? 2012-06-04 19:11:10 - Надежда Александровна Петрова
Интересное о муравьях
Муравьи это интеллектуалы среди насекомых. Они способны ПОСТОЯННО учиться, а попав в самую неожиданную ситуацию, умеют принимать разумные решения. Муравьи долгожители: они могут жить до 20 лет. Муравьи живут огромными семьями и постоянно чему-то учатся. Еще не успевшие освоить ту или иную работу муравьи подражают своим более опытным товарищам и таким образом получают необходимые знания. Однако отнюдь не все муравьи в муравейнике одинаково сообразительны. Среди сотен и тысяч обитателей муравьиного дома выделяются наиболее активные, решительные, которые и становятся инициаторами различных действий. Энтомологи называют их лидерами.
Для того чтобы успешно учиться, нужно обладать хорошей зрительной памятью. У муравьев память очень хорошая. Они хорошо знают свои охотничьи участки и отлично запоминают дорогу домой. Если муравьиную тропу перегородить замысловатым лабиринтом, то любой муравей, поблуждав по его закоулкам, в конце концов найдет выход на эту тропу. И, что особенно интересно, он помнит точный выход из этого лабиринта не меньше четырех суток!
Муравьи обладают очень хорошо развитым чувством времени. Если неподалеку от муравьиной тропы в строго определенное время выставлять кормушку, то муравьи очень быстро запомнят это время и будут точно в срок приходить к кормушке. А после того, как эту кормушку уберут, муравьи будут приходить сюда еще дней пять, появляясь точно в то же самое время.
Муравьи всё делают сообща, во всем помогают друг другу. Крупногабаритные грузы муравьи переносят так: немного потолкавшись, они сдвигают найденный груз с места. Постепенно их действия становятся всё более слаженными. А если добыча обнаружена довольно далеко от муравейника? В этом случае одни муравьи выполняют функции носильщиков, а другие расширяют ближайший вход в муравейник, чтобы можно было протащить туда свою добычу. Даже человекообразные обезьяны не способны трудиться столь слаженно. На виду у большой группы шимпанзе под тяжелый камень, который одной обезьяне сдвинуть не под силу, клали лакомство. Обезьяны по очереди пробовали свои силы, но взяться за этот камень всем вместе и общими усилиями перевернуть его так и не догадались.
А вот еще один пример удивительной муравьиной взаимопомощи. Обитателей одного муравейника научили тянуть за одну из двух ниточек. Если выбор был правильным, то у кормушки открывалась шторка и труженик получал доступ к сахарному сиропу. И очень часто можно было видеть, как за ниточку тянул один муравей, а сиропом лакомился другой.
У муравьев развито мышление!!! Они вполне способны решать довольно сложные логические задачи. Провели следующий эксперимент: рядом с муравейником установили искусственную ромашку с высоким стеблем и необычно длинными, до 15 см, лепестками из твердой бумаги. Лепестков сделали 11, и все они располагались в одном секторе ромашки. На кончик самого верхнего лепестка нанесли капельку сахарного сиропа. Малым лесным муравьям давали 10 минут кормиться на этом лепестке, а затем кончик лепестка отрезали, а каплю сиропа переносили на следующий лепесток и здесь давали муравьям кормиться не больше 10 минут. В течение всего эксперимента каплю помешали на каждый из 11 лепестков. В первых четырех опытах муравьи старательно решали предложенную им логическую задачу. После каждого переноса капли они искали ее по всей ромашке, но главным образом на тех лепестках, где только что кормились. Начиная с пятого опыта поведение муравьев изменилось. Теперь они почти не забегали на лепесток, где раньше лакомились сиропом, а сразу шли на соседний лепесток. Даже после 10-дневного перерыва в опыте они не забыли, как нужно искать корм на бумажной ромашке.
Муравьи умеют и играть. Луговые муравьи хватают друг друга лапками или челюстями, катаются по земле, а потом отпускают партнеров или затаскивают их в муравейник, но вскоре снова выбегают наружу и продолжают играть.

P. S. Очень интересное на сайте