Экологический мини-проект «Осень золотая. Творческий проект "Сезонные изменения в природе: осенние явления" II. Постановка темы и задач урока

Учебный проект

на тему:

«Жизнь растений осенью»

Руководитель проекта: КалиеваГульназ Ильдаровна, учитель МБОУ «Красноярская СОШ №1»


Жизнь растений осенью

Листопад – уникальное явление

Осень в литературе и живописи

Выставка творческих работ детей

Итоги проекта


Характеристика проекта: краткосрочный, межпредметный, с творческими работами детей

Цели проекта:

-изучить признаки осени;

-дать понятие природному явлению «листопад»;

-познакомиться с художественными произведениями об осени;

-оформить детскую выставку рисунков на тему: «Госпожа Осень»;

  • Провести конкурс загадок об осени.

Краткая аннотация к проекту: проект расширяет знания детей об осени, прививает любовь к родной природе, учит восхищаться художественным словом и красками осени.


Основополагающий вопрос: Почему мы любим осень?

Учебные вопросы:

-Чем интересна жизнь растений осенью?

  • Почему листопад – уникальное явление природы?
  • Почему осень любимая пора поэтов и художников?
  • Какие чувства могут выражать детские рисунки?
  • Какие интересные осенние факты встретились нам в природе?
  • Какие цветы украшают осенние грядки?
  • За что мы любим осень?

  • Растения готовятся к зиме.
  • Осенью окончательно формируются почки растений.
  • Многие растения накапливают запасы питательных веществ.
  • Многолетние травы накапливают запасы в корневищах, клубнях, луковицах.
  • Главная примета осени в наших краях – листопад.
  • Пышный ковёр опавших листьев важен для лесных растений и животных.
  • Опавшие листья образуют подстилку, которая закрывает почву и предохраняет её от промерзания.

Жизнь растений осенью

У большинства древесных растений переход в состояние покоя выражается осенним листопадом, которому предшествует осенняя окраска листьев. Листья берёз становятся светло-жёлтыми; рябины – пунцово - красными; осины – оранжевыми; ольхи – мутного буро-зелёного оттенка. Осенняя перемена распространяется на кустарники, травы и хвойное дерево лиственницу. Листопад называют уникальным явлением осени.


Загадки об осени

Утром мы во двор идём-

Рыжий Егорка

Упал на озёрко,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

Сам не утонул

И летят, летят, летят… (О …)

И воды не всколыхнул.

(О… лист)

Листья жёлтые летят,

Пришла без красок и без кисти

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

И перекрасила все листья.

Как ковёр ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто… (Л…)


Угадай-ка!

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(Иван Б…)

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

Осень – “Унылая пора…”, любимое время года поэтов, философов, романтиков и меланхоликов. Стихи про осень “закружат” словами-ветрами, “моросят” строфами-дождями, “пестрят” эпитетами-листьями… Почувствуйте дыхание осени в осенних стихах для детей и взрослых.


Стихи поэтов об осени

Листопад, листопад, Все звено примчалось в сад, Прибежала Шурочка.

Заглянула осень в сад – Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – Стесняется.

Листья (слышите?) шуршат: Шурочка, Шурочка…

Ливень листьев кружевной Шелестит о ней одной: Шурочка, Шурочка…

(Агния Б…)


Яркие краски осени (Конкурс «Мой осенний садик»)




Наше творчество Выставка «Госпожа Осень»







Итоги проекта

Осень – это самая яркая пора года и, несмотря на приближение холодов, садовые участки часто украшены не только обилием красок опавших листьев, но и цветов. Часто они цветут до самых заморозков. Зависит это от климата. Листопад – уникальное явление природы. Мы любим осень за изобилие овощей, яркие краски и поэтические строки.



ПРОЕКТ
по биологии на тему «Осенние явления в природе».
Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.
Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.
Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.
План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.
2. Изменения у растений.
3. Изменения у животных.
4. Вывод.
Содержание.
Изменения осенью в неживой природе.
Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.
Загадка: Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь).
Приметы: Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.
Изменения у растений.
Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются....начинается листопад - золотая осень!
Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.
Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
Приметы:
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.
Изменения у животных.
Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.
Приметы:
Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.
4. Вывод.
В ходе работы над проектом мы систематизировались знания по теме: «Осенние явления в природе». Мы узнали, что живая и неживая природа осенью изменяется, регрессирует, засыпает. На экскурсии мы осознали красоту осенней природы. В ходе проекта мы работали с информацией: искали загадки, приметы и стихи об осени. Нами были подготовлены доклад, презентация и выступление по теме проекта.


Приложенные файлы

Разделы: Начальная школа

«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай потрогать – и я пойму»

Китайская пословица

Тема: Творческий проект. Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Цель: формирование познавательных процессов на уроках окружающего мира и экологической культуры личности младшего школьника;

Детская цель проекта: собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени.

Задачи:

  • способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях;
  • способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
  • способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания;
  • способствовать воспитанию юного друга природы Тисульского района.

Оборудование:

  • Для учителя:
    • магнитофон;
    • аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Октябрь»;
    • репродукции картин И.Левитан «Золотая осень»;
    • И.С.Остроухов «Золотая осень»;
    • И.Э.Грабарь «Рябинка»;
    • аудиозапись «Лесная азбука».
  • Для учеников:
    • фотографии, иллюстрации об осени;
    • разрезные картинки с изображением живой и неживой природы;
    • карточки с народными приметами, загадками;
    • акварель, альбомные листы чистой бумаги;
    • книги об осени;
    • дневник наблюдений.

Проблема урока: раскрыть тайны осени.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и задач урока

1 этап

Звучит аудиозапись «Лесная азбука». «Неожиданно» почтальон приносит письмо.

Куда: Урюпинская средняя общеобразовательная школа.
Кому: ученикам 2 класса
Обратный адрес: Заячья поляна леса.

Здравствуйте, уважаемые второклассники!

На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава ещё зелёная, а другие – что небо ещё серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнётся зима, а другие думают, что осень ещё только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе, и, наверное, сможете определить – наступила ли осень? Говорят, что идёт она к нам через ваш посёлок. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу?
Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев очень непростое!
Надеемся на вашу помощь!

Заячье собрание.
Лесная поляна.

– А как вы, ребята, считаете, наступила ли осень?
– Итак, наша цель – узнать, наступила ли осень?
– Что для этого нужно сделать?

Проблема: Раскрыть тайны осени.

III. Формирование знаний, умений, навыков

– Кто хочет совершить путешествие в лес чудес?
– А в лесу много тайн, и для этого нам нужно распределиться по командам.

Игра «Дружные ребята»

Предлагается четыре набора «Пифагор». Нужно собрать картинки из отдельных деталей. Отгадать загадки, нарисовать отгадки, придумать название команды и положить в сундучок народной мудрости.
(«Растения», «Животные», «Здоровье», «Погода»).

Загадки на тему «Растения»

Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина)

Никто не пугает
А она вся дрожит. (Осина)

Разбежались на опушке
В белых платьицах подружки. (Берёзы)

Загадки на тему «Животные»

По поднебесью верёвка протянулась. (Журавль)

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха)

Загадки на тему «Погода»

Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)

Синенькая шубёнка
Весь мир покрыла. (Небо)

Щука хвостом махнула,
Лес погнула. (Ветер)

Загадки на тему «Здоровье»

С виду – клин. Развернёшь – блин. (Зонтик)

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шапка)

С одного бока – лес,
А с другого – поле. (Шуба, пальто)

«Добро пожаловать, осень!»

Задание командам: написать письмо зайцам.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь».

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём – ка, дружок, по тропинке гурьбой
Ответы искать под осенним шатром.

Работа с календарём погоды

2 этап

Остановка «Осенняя»

Чтение стихов об осени, в которых звучат приметы. Это приметы живой или неживой природы. Нужно их выделить.

ПОГОДА

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…

РАСТЕНИЯ

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…

ЖИВОТНЫЕ

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.

ЗДОРОВЬЕ

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт.

Физпауза

«Рябинка»

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится – смеётся.
(Наклоны в сторону.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер.

Остановка художников «Волшебное письмо»

В этом письме не нужны нам чернила!
Яркими красками
С кистью в руке
Будем писать на таком языке:
Листья на дереве –
Краскою пёстрой,
Краской оранжевой –
Осеннее солнце,
Синею краской –
Прозрачное небо,
Птиц и зверей
Разноцветными оставим –
Целый рассказ мы из красок составим!
Этот рассказ наш –
Об осени, о лесе –
Дети читать будут
В каждом классе.
Тронет он душу
Любого народа:
Краскам
Не требуется
Перевода!

Художники должны выполнить задание – раскрасить заданный рисунок так, чтобы он соответствовал осеннему времени года. Рисунок может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению художников.

Остановка «Копилка народной мудрости» – знатоков народных примет, пословиц.

ПОГОДА

Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.

ЗДОРОВЬЕ

Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Река начинается с ручейка, а спорт со здоровья.
Всякое дело поправимо, если человек здоров.

РАСТЕНИЯ

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.

ЖИВОТНЫЕ

Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.

Остановка «Осенняя мелодия» – исполнение песен об осени.

«Осень»

Музыка М.Красева, слова М.Ивенсен(«Погода»)

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли…
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.

«Скворушка прощается»

Музыка Т. Потапенко, слова М. Ивенсен(«Животные»)

Осень-непогодушка.
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.

Припев:

Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается.

В путь дорогу – дальнюю
Скворушке лететь.
Песенку прощальную
Как ему не спеть?

Припев :

Где ты, солнце вешнее,
Ясный небосвод?
Над пустой скворечнею
Скворушка поёт.

Припев.

«Зверобика» («Здоровье)

Уселась кошка на окошко
И стала лапой уши мыть.
Понаблюдай за ней немножко
И все движения повтори.
!,2,3 – ну-ка, повтори,
3,4,5 – повтори опять (2 раза)
Очень хорошо!

«Во поле берёза стояла»

Русская народная песня («Растения»)

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Лю-ли, лю-ли, стояла,
Лю-ли, лю-ли, стояла

Некому берёзу заломати,
Некому кудрявую заломати.
Лю-ли, лю-ли, стояла,
Лю-ли, лю-ли,стояла.

Остановка «В гостях у пернатых»

Остановка «Листопад»

Сбор осенних листьев. (На цветной бумаге нарисовать и вырезать осенние листья).
По окончании путешествия дети оформляют газету с рисунками и рассказами об увиденном на маршруте. Каждая команда готовит своё сообщение.

IV. Итог урока

3 этап.

Подведение итогов

  • Защита проекта «Тайны осени» (рисунки, стихи, рассказы);
  • Составление текста на письмо с Заячьей поляны;
  • Рефлексия «Волшебное дерево».
  • Выявление самых дружных, смекалистых. Вручение текста песен о лесе.
  • Исполнение песенки про дождик. Музыка Ю.Энтина (Из телефильма «Незнайка с нашего двора»)

Урок биологии в 6-м классе по теме «Осенние изменения в жизни растений,листопад". учитель ХрящеваТ. А.

Тема: «Осенние изменения в жизни растений, листопад»

Цель урока : расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.

Задачи урока:

  • Расширение знаний о листопаде как процессе выделения у растений.
  • Развитие коммуникативных умений и умений работать в группе.
  • Воспитание любви к окружающей природе.
  • Отработка навыков составления японского стиха синквейн.

Оборудование: репродукции картин осени, работы обучающихся, листья из бумаги.

ТСО: гербарии листьев, репродукции осени, бумага, учебники, видеофильм «Жизнь растений», презентация по теме «Листопад», мультимедийный проектор.

Задачи урока:

  • расширение знаний о листопаде;
  • систематизирование творческой активности, создание условий для ее проявления
  • развитие коммуникативных умений;
  • формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
  • формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
  • формирование навыков работы в группе.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим необычное занятие. Давайте вспомним, как выглядит природа

в период,многими любимый.

(Звучит музыка. На экране кадры фильма «Входим в осень»

Кто скажет в какое время года сняли фильм?

А какое время года сейчас на дворе?Эта тема часто звучит в песнях стихах прозе

Как описывают поэты это время года?

Учащиеся читают стихи:

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Алексей Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....

Славная осень

Николай Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждет, когда зимой суровой
Его сорвет и бросит вниз
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому еще не раз зацвесть.
(М. Ковалевский)

Учитель: Такими словами поэты воспевают осень: рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума - начало осени переходит в золотую осень.(c лайды на тему осени).

А какие у вас возникают ассоциации со словом осень (листопад,дожди,тучи)?

А знаете ли вы,что деревья имеют разную окраску осенью

Демонстрация гербариев для показа

Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев: светло-желтую - клены, грабы и березы; буровато-желтую - дубы; пунцово-красную - вишня, рябина, барбарис; пурпуровую - черемуха; фиолетовую - бирючина, бересклет; оранжевую - осина; мутно-буро-зеленую - ольха.

К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины. Спустя 5-10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый. Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели - лиственницы европейской. Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки - всюду виден яркий прощальный наряд. На багряном фоне листопадных растений ярко выделяются зеленые сосны, ели, пихты, можжевельники.

В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3-7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.

Как вы думаете:о каком явлении мы сейчас говорим? (листопад)

II . Тма нашего урока: листопад.

1. Существует ряд примет, связанных с листопадом. Назовем их.

Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя. (слайды)

Листья осины лежат на земле кверху лицом - зима будет холодная, кверху изнанкой - теплая.

Прежде времени лист опадает - к долгой зиме.

Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

Запишем на доске ваши ассоциации, связанные с осенью и листопадом: холод, ветер, грусть, Пушкин, желтый и т.д. Систематизируем собранный материал, составим схему - кластер:

2. Почему листья меняют цвет? Самостоятельная работа с текстом.

Работа с текстом параграфа. Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы

Ученик: При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) - ксантофилл и каротин. В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная - фиолетовую, щелочная - синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.

Учитель: Почему листья падают?

Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается Учитель: Назовем и запишем те процессы, которые сопровождают листопад. Ученики:

-

- Лист меняет цвет.

- Лист падает.

-

- Лист отрывается.

- В листьях разрушается хлорофилл.

- Лист становится бурым.

III . Закрепление материала

1. Учитель: разместите в данном перечне элементы в порядке протекания процессов. Проверим- В листьях разрушается хлорофилл.

- Лист меняет цвет.

- Лист накапливает ненужные вещества.

- Между листом и стеблем образуется пробковый слой.

- Лист становится бурым.

- Лист отрывается.

- Лист падает.

2. Работа с материалом.

Учитель: Мы проговорили, что мы уже знаем. А все ли мы узнали? Переходим к фразе: “Я хочу узнать…”. Работаем с учебником (“Биология: бактерии, грибы, растения”, 6-й класс,В,С, Кучменко 2014.). Прочитайте текст параграфа

Беседа по поставленным знакам.

Учитель: Ответьте на вопрос - какое значение имеет листопад для растений?

Ученик: Листопад позволяет растению экономить воду, растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, предотвращается обламывание ветвей зимой под тяжестью снега.

Учитель: Заключением этого этапа станет знакомство с вашими проектами. При защите работы можно задавать вопросы.

IV . Защита проектов.

Творческое задание

Учитель: А сейчас составим синквейн на предложенных резных листочках, которые прикрепим к изображенному на листе ватмана дереву на доске. Правила составления синквейна. (учитель раздает каждому)

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна - листопад.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Листопад

Прекрасный, оберегающий.
Отрывается, кружится, падает,
Растение готовится к зиме.
Лист ( слайд)

Выполнение работы: составление синквейна и запись его на нарезанной в форме листьев клена бумаге.(слайд)

Учащиеся зачитывают составленные синквейны и прикрепляют листочки на рисунок дерева на доске. Во время выполнения работы звучит музыка Шопен «Осень»

Заключительное слово учителя: Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы - листопад. Рассмотрели его физиологические основы и определили биологическое значение

Теме листопад и осени посвящали свои работы выдающиеся художники и композиторы,поэты предлагаю вашему вниманию картины известных художников,основная тема-осень.(слайд презент)

Просмотр водеофильма и картин об осени(слайды презентации)

V. Итог урока: учитель благодарит ребят за урок и подготовку,оценивание работ учеников,задание д/з,выставление оценок.

07.04.2015 19:31

Актуализация темы:

Цель работы: изучить причины изменения окраски листьев у деревьев и

кустарников перед листопадом.

Задачи:

в осенний период.

изменяют окраску.

Объект исследования:

Предмет исследования: изменение окраски листьев у деревьев и

кустарников.

Гипотеза: Я предполагаю, что листья меняют окраску на деревьях и кустарниках, потому что дерево заболело или листья боятся холода.

Практическая значимость

Новизна

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Почему осенью листопад"»

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная

школа посёлок Лёвинцы Оричевского района Кировской области

VII районная конференция исследовательских работ и проектов младших

школьников «Я познаю природу»

ПОЧЕМУ ОСЕНЬЮ ЛИСТОПАД

Выполнила работу: ученица 4 класса

Мальцева Александра

Руководитель: Чагина Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов

пгт. Лёвинцы

Введение …………………………………………………… I.Литературный обзор ………………………………………

1.1 Причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников

1.2 Листопад у лиственных деревьев и кустарников …………

1.3 Особенности листопада у разных деревьев и кустарников …

II. Методы исследования

2.1 Этапы работы

2.2 Методики исследования

III. Результаты исследования

Проведение исследований по извлечению пигментов из растительного материала, результаты опытов……

Список литературы …………………………………………….

Приложение …………………………………………………

Введение

Актуализация темы:

Мне всегда было интересно узнать, откуда у осени столько ярких разнообразных красок. Ведь летом все листья зелёного цвета. Почему именно осенью листва меняет окраску, и листья становятся жёлтыми, красными, багровыми. На уроке «Окружающий мир» мы изучали сезонные изменения в природе. Принесли с экскурсии много разноцветных листьев. А вот ответа, почему все листья разной окраски, я так и не получила, тогда решила самостоятельно это выяснить.

Цель работы: изучить причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников перед листопадом.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме.

2. Провести наблюдения за окраской лиственных деревьев и кустарников

в осенний период.

3. Исследовать, почему осенью листья на деревьях и кустарниках

изменяют окраску.

4. Выяснить, почему деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья.

Объект исследования: опавшие листья деревьев и кустарников.

Предмет исследования: изменение окраски листьев у деревьев и кустарников.

Гипотеза: Я предполагаю, что листья меняют окраску на деревьях и кустарниках, потому что дерево заболело и листья боятся холода.

Практическая значимость : умение самим добывать информацию по нужной теме, находить применение полученным знаниям в повседневной жизни, развитие эстетического вкуса, интереса к экологическим проблемам.

Новизна работы заключается в том, что таких исследований в нашей школе ещё никто не проводил, материала в литературе по данной теме недостаточно.

I Литературный обзор

1.1 Что такое листопад

Листопад - естественное опадание листьев у древесных растений и кустарников осенью, связанное с подготовкой растений к зиме и вызванное изменением длины дня. Лишь у немногих (напр., дуб) листья засыхают и постепенно разрушаются; обыкновенно листья, предварительно потерявшие зелёный цвет и ставшие жёлтыми и красными, опадают. Листья могут опадать массой в определённый период или постепенно, по одному в течение длительного времени. Если растение на какой-либо срок теряет все листья, их называют листопадными. Вечнозелёные растения несут листья круглый год, сменяя их периодически 1 .

1.2 Основные осенние сезоны

Осень – одно из четырёх времён года, между летом и зимой. Осень – переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенно понижается температура воздуха.

Условно осень делится на четыре подсезона.

1 подсезон – начало осени. Начинается с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип, вяза, а заканчивается он тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным, что чаще бывает в последней декаде сентября.

2 подсезон – золотая осень. Длится приблизительно с конца сентября по середину октября. В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет и начинается интенсивное опадение листвы. Постепенно оголяются леса.

3 подсезон – глубокая осень (октябрь). С окончанием листопада у берёзы, осины и вяза начинается и длится глубокая осень. Она продолжается до первого снега (не летящего в воздухе, а того, что хотя бы на день или ночь покроет землю).

4 подсезон – предзимье (первая половина ноября). Последний осенний подсезон, являющийся одновременно переходом к зиме, за что и получил своё название. 2

1.3 Зелёный цвет листьев

Летом все деревья имеют одну окраску – зелёную. А вот осенью те же самые листья приобретают различную окраску. Откуда берутся эти цвета?

Оказывается, листья зелёного цвета потому, что в них содержится особое вещество – хлорофилл. Учёные назвали это вещество хлорофиллом (от греческих слов «хлорос» - зелёный и «филлон» - лист). Хлорофилл считают зелёной кровью растений. Он как будто крошечная кухня внутри каждого листочка! Эта кухня помогает превратить солнечный свет и воду в питание для растений. Наука доказала, что без зелёного листа не только не может жить растение, но не было бы и вообще жизни на Земле. Оказалось, что в клетках листа происходят важнейшие превращения воды и углекислого газа в сахар и крахмал. При этом листья выделяют кислород, которым дышит всё живое на планете. Великий русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев называл лист великой фабрикой жизни. Большую часть жизни Тимирязев посвятил исследованиям хлорофилла. В своей книге «Жизнь растения» он на ярких примерах показал, как питается, растёт, развивается и размножается зелёное растение. Хлорофилл играет главную роль в фотосинтезе. 3 Процесс фотосинтеза можно изобразить вот такой простой формулой.

ВОДА + УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ СВЕТ = ГЛЮКОЗА + КИСЛОРОД

ХЛОРОФИЛЛ

Листья кажутся нам зелёными от большого количества хлорофилловых зёрен, расположенных в листе. Вместе с хлорофиллом в листе есть и другие пигменты 4 - КАРОТИНОИДЫ (жёлтый и оранжевый цвет), АНТОЦИАН (красный цвет и багровый). Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и снова образуется.

Но это происходит только на свету. Поэтому летом, когда солнце светит долго, образование хлорофилла не отстаёт от его разрушения. И лист всё время остаётся зелёным. В это время другие пигменты «дремлют». К концу лета - началу осени дни становятся короче. Деревья чувствуют приближение холода и начинают готовиться к зиме. Света растения уже получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, а ночью не успевает восстановиться. Зелёный свет в листе убывает, и заметным становится жёлтый, багряный или красный оттенок. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Деревья и растения подготавливаются к зиме, и дают нам возможность каждый раз восхищаться их прекрасным разноцветьем. 5

II . Методы исследования

2.1. Этапы работы

1 этап – подготовительный : постановка проблемы, выбор объекта, изучение территории, знакомство с методиками и литературой.

2 этап – экспериментальный : проводился сбор опавших листьев на территории пришкольного участка. Определение незнакомых листьев по атласу-определителю, проведение опытов по окраске листьев.

3 этап – аналитический : анализ результатов исследований, выяснение почему листья изменяют свой цвет в осенний период, экспериментальным путём выяснение от чего зависит окраска листьев на деревьях и кустарниках, выделение растительных пигментов.

4 этап – отчетный : оформление исследовательской работы.

5 этап – информационный : с результатами работы были ознакомлены ученики нашего класса и участники районной конференции.

2.2 Методы работы

2.2.1 Опрос одноклассников о причинах изменения окраски листьев.

2.2.2 Наблюдения за изменением окраски листьев в разные подсезоны

2.2.3 Сбор опавших листьев деревьев: берёзы повислой, клёна

американского, осины, рябины, ольхи серой; кустарников: шиповника

майского, сирени, аронии (черноплодной рябины).

2.2.4 Проведение опытов по изменению окраски листьев

Опыты № 1,2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Опыты № 3,4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

III . Результаты исследования

3.1 Результаты опроса одноклассников

Я прочитала в атласе-определителе А.А. Плешакова «От земли до неба» сведения о каждом дереве и кустарнике, который буду изучать, и провела опрос среди одноклассников, пытаясь выяснить, что они думают об изменении окраски листьев перед листопадом.

Опрос одноклассников по теме: «Почему листья меняют окраску?»

3.2 Изменение окраски листьев у деревьев и кустарников в разные

подсезоны осени

Растение

1 подсезон

2 подсезон

3 подсезон

4 подсезон

Берёза повислая

первые жёлтые листочки

обильное пожелтение листвы

окончание листопада

Клён американский

багряный цвет листьев

опадение листвы

жёлтые и ярко-красные листья

окончание листопада

первые красные листочки

обильное покраснение листвы

опадение листвы

Ольха серая

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

окончание листопада

Шиповник майский

первые красные листочки

обильное покраснение листвы

опадение листвы

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

не меняют окраски листья

окончание листопада

пурпурно-красный цвет

опадение листвы

Вывод:

3.3 Результаты опытов

ОПЫТ № 1

Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба

Ход работы : для опыта взяла лист сирени, т. к. в нём есть только один пигмент – хлорофилл. Положила в колбу, залила спиртом и стала наблюдать за происходящим. Через 5-7 минут на нём появились тёмные пятнышки. В том месте, где листочек был немного надорван, появился светло-зелёный цвет. Спирт приобрёл светло-зелёный оттенок. Я ждала ещё 20 минут, но цвет ярче не стал.

Вывод: изменение цвета спирта произошло потому, что хлорофилл растворяется в спирту.

ОПЫТ № 2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба, чашка, штатив, сухое горючее, поднос, спички

Ход работы : теперь я колбу со спиртом, в которой уже лежал лист сирени, решила нагреть на водяной бане. Когда вода в чашке нагрелась,

спирт стал окрашиваться в зелёный цвет. Через 5 минут спирт полностью изменил свою окраску

Вывод: хлорофилл растворяется в спирту, а при нагревании этот процесс происходит быстрее. Крепкая спиртовая вытяжка из зелёных листьев на свету выглядит изумрудно-зелёной.

(Приложение №1)

ОПЫТ № 3

Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, кастрюля, ложка, 9% уксусная кислота

Ход работы: для опыта взяла листья краснокочанной капусты, т. к. в них есть – антоциан, положила в кастрюлю, поставила на огонь. Когда вода закипела, появился бирюзовый оттенок. Затем цвет воды стал более насыщенным. Я капнула прямо в кастрюлю несколько капель 9% уксусной кислоты и вода в кастрюле приобрела два разных оттенка. Там, куда попала кислота, вода стала розовой, а вторая часть воды осталась бирюзовой. Я помешала ложкой воду в кастрюле, и вода стала ярко - розового цвета. Я достала ложкой листочек капусты и увидела, что сейчас он не фиолетовый, а бледно- жёлтый. На проведение опыта я потратила 15 минут.

Вывод: в листьях краснокочанной капусты есть антоциан, который придаёт листьям розовую окраску.

ОПЫТ № 4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, стеклянная кастрюля, тарелка, стакан, 70% уксусная кислота

Ход работы: взяла 3 листа краснокочанной капусты, положила в кастрюлю с водой и поставила на огонь. Когда вода в кастрюле закипела, вода стала менять цвет. Сначала она окрасилась в светло-голубой цвет, затем вода стала зеленоватого оттенка, на листьях появились белёсые пятна. Я решила подольше поварить листья, через 20 минут они стали тёмно-зелёного цвета, а вода приобрела грязно-красный оттенок. Я перелили воду в стаканчик, капнула несколько капель 70% уксусной кислоты, и вода окрасилась в ярко-красный цвет.

Вывод: этот опыт доказывает, что в листьях растений есть пигмент – антоциан, который придаёт воде красную окраску.

(Приложение № 2)

Общие результаты исследования листьев на предмет выделения пигментов:

опыты

проведение

результаты

вывод

Опыт №1

с листьями сирени

лист сирени опустили в спиртовый раствор

спирт окрасился в светло-зелёный цвет

хлорофилл растворяется в спирту

Опыт №2

с листьями сирени

колбу со спиртом нагревали на водяной бане

спирт приобрёл изумрудно-зелёный цвет

хлорофилл при нагревании

растворяется в спирту быстрее

Опыт №3

листья капусты кипятили в воде, капнули 9% уксусной кислоты

вода окрасилась в розовый цвет

из листьев капусты выделился антоциан

Опыт №4

с листьями краснокочанной капусты

листья капусты кипятили в воде, воду перелили в стакан, капнули 70% уксуса

вода окрасилась в ярко-красный цвет

из листьев капусты выделился антоциан, чем сильнее раствор кислоты, тем ярче цвет

Выводы по результатам исследования:

    Изучив литературу по теме, я узнала, что листопад - это естественное

опадание листьев у деревьев и кустарников, связанное с подготовкой к зиме.

2. Провела наблюдения за окраской листьев деревьев и кустарников осенью и

увидела, что листья окрашены по-разному.

3. Проведя опыты, узнала, что изменение окраски листьев зависит от того,

какой пигмент, кроме хлорофилла, есть в листе.

4. Выяснила, что деревья и кустарники сбрасывают листву, чтобы выжить в

зимний период.

Моя ПЕРВАЯ ГИПОТЕЗА о том, что осенью деревья болеют, и поэтому меняют окраску листьев, не подтвердилась. Но я поняла, что осенняя окраска листьев зависит от того, какой пигмент, кроме хлорофилла есть в листьях.

Моя ВТОРАЯ ГИПОТЕЗА о том, что листья боятся холода и поэтому осенью облетают, тоже не подтвердилась. Но я узнала, что деревьям и кустарникам выгодно сбрасывать листву, чтобы выжить в холодную зиму. Окраска листьев зависит от наличия того или иного пигмента, содержание, которого зависит от длины светового дня.

Список литературы

    Плешаков А. А., От земли до неба. Атлас-определитель [текст]/

М.: Просвещение, - 1998.- 84-91 с.

    Дитрих А., Юрмин. Г., Почемучка. Детская энциклопедия [текст]/

М.: Педагогика-пресс, - 1993. – 182-184 с.

    Детская энциклопедия. Лес [текст]/ - 2003 - № 8. – 24-40 с.

    Граубин Г., Почему осенью листопад [текст]/ М.: Малыш, - 1985. -

    Куркова С. СМ., Сидоренко В. Н. Окружающий мир [текст]/ М.:

Паритет, - 2004. – 27-28 с., 128-129 с.

    Кожевников А. В., Весна и осень в жизни растений [текст]/ М.: Владос, -1983. – 57-59 с.

7. Детская энциклопедия. Мир леса [текст]/ М.: Махаон, 2008. 44-45 с.

8. Сайты в Интернете: www. mne-interesno.su/library/articles/28.xhtml

http://www.countrysideliving.net/ART_Aut

slovari.yandex.ru

Материал из Википедии – свободной

энциклопедии

Приложение № 1

ОПЫТ № 1 и № 2 Выделение из листьев сирени хлорофилла

Рис.1 Рис.2

Приложение № 2

ОПЫТ 3 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Рис.1 Рис.2


Рис.3 Рис.4

Рис.5

ОПЫТ № 4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана

Рис.1 Рис.2

Рис.4

1 slovari.yandex.ru

2 Материал из Википедии – свободной энциклопедии

3 Фотосинтез - процесс образовария в зелёных листьях питательных веществ на свету.

4 Пигменты – органические соединения, которые есть в клетках растений и окрашивающие их.

5 www.mne-interesno.su/library/articles/28.xhtml