Старообрядческое подмосковье - история в фотографиях

Старообрядческое Подмосковье December 6th, 2014

Ну вот друзья, решил я собрать вместе- староверческие церкви и моленные Подмосковья.
Конечно же не скромно, но начну со своей деревни Середнево))), вообще то она уже- Новая Москва, даже недавно сделали замер- где же находится центр, так сказать- Обшей Москвы... "Нулевой километр" оказалси в соседней от нас деревни- Филимонки. Во как!
Хоть у нас и нет своей церкви, но в домашней моленной, молились аж- Высокопреосвященный Леонтий, Архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Митрополит, да плюс еще два епископа Древлеправославия.
2013г.

Очень хочется в етот список добавить- калужские церкви, но будем соблюдать теперяшнею географию.
В список попытаюсь вставить как и действующие храмы, так и бывшие.
Фото постараюсь использовать свои, но так же и из свободных сайтов тырнета.
Заранее благодарю- за прекрасный альбом подмосковных старообрядческих церквей- Шурова Олега.


Вначале, хочу предоставить выписку из "Памятной книги Московской губернии на 1914 год"

"Список старообрядческих общин г. Москвы и Московской губернии"

г. Москва
1. Свято-Никольская Община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, но не приемлющих окружного послания (Басманной ч., 1-го уч., Лефортовский пер., д. №8). Зарегистрирована 21 декабря 1906 г.
2. Старообрядческая Община при Покровско-Успенском храме (Лефортовск. ч., 1-го уч., Ирининская ул. и Гаврик. пер., д. Трегубова). Зарегистрирована 21 декабря 1906 г.
3. Первая Московская Община старообрядцев безпоповского поморского законобрачного согласия (Леф. ч., 1-го уч., Бол. Переведеновка, д. №29). Зарегистрирована 21 декабря 1906 г.
4. Тверская старообрядческая Община (Сущ. ч., 2-го уч., 1-я Тверская-Ямская, д. Титова). Зарегистрирована 21 декабря 1906 г.
5. Замоскворецкая старообрядческая Община (Яким. ч., 2-го уч., Калужская пл., д. Бочаровых). Зарегистрирована 10 января 1907 г.
6. Московская старообрядческая Община Рогожского кладбища (Ново-Андрониевск. уч., Рогожский богадельный дом). Зарегистрирована 25 января 1907 г.
7. Старообрядческая Введенская Община (Леф. ч., 2 уч., Генеральная ул., д. Лебедева). Зарегистрирована 11 февраля 1907 г.
8. Старообрядческая Остоженская Община (Преч. ч., 1-го уч., Ушаковск. пер., д. Рябушинского). Зарегистрирована 11 февраля 1907
9. Вторая Московская Община старообрядцев безпоповского поморского брачного согласия (Басманной ч., 1-го уч., Токмаков пер., д.№17). Зарегистрирована 13 марта 1907 г.
10. Московская Община христиан древле-православно-кафолического исповедания и благочестия поморского согласия (Леф. ч., 2-го уч., Преображенский богадельный дом). Зарегистрирована 31 марта 1907 г.
11. Сергие-Вакховская старообрядческая Община (Рог. ч., 2-го уч., Золоторожский пер., дом Вас. Балашова С-вей). Зарегистрирована 31 мая 1907 г.
12. Успенская старообрядческая Община (Леф. ч., 1-го уч., Рыкунов пер., д. №4). Зарегистрирована 21 декабря 1907 г.
13. Никольско-Рогожская старообрядческая Община (Рогож. ч., 2-го уч., 3-я Рогожская и М. Андрон. ул., д. №№20 и 21). Зарегистрирована 7 марта 1908 г.
14. Московская Каринкинская старообрядческая Община (Рогож. ч., 2-го уч., Б. Вокзальный пер., д. №16). Зарегистрирована 12 марта 1908 г.
15. Тихвинская старообрядческая Община (Серпухов. ч., 2-го уч., Криво-Рыбников пер., д. №10). Зарегистрирована 1 сентября 1909
16. Таганская старообрядческая Община при храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы (Рогож. ч., 3-го уч., Таганск. площ., дом Баулиных). Зарегистрирована 17 июня 1910 г.
17. Никольско-Смоленская старообрядческая Община (Хамовнич. ч., 2-го уч., Воронухина Гора с. д. №22). Зарегистрирована 21 сентября 1912 г.

Московский уезд
1. Казанская старообрядческая Община (дер. Новинки Нагатинской вол. Московского у.). Зарегистрирована 4 августа 1909 г.
2. Троицкая старообрядческая Община (село Борисово Царицынской вол. Московского у.). Зарегистрирована 13 января 1912 г.
3. Преображенская старообрядческая Община (село Люберцы Выхинской вол. Московского у.). Зарегистрирована 11 мая 1912 г.

Богородский уезд
1. Покровская старообрядческая Христианская Община не приемлющих окружного послания (дер. Смолево Карповской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 21 декабря 1906 г.
2. Покровская старообрядческая Община, приемлющая священство Белокриницкой иерархии, но не приемлющая окружного послания (дер. Молоково Карповской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 20 января 1907 г.
3. Богородско-Глуховская старообрядческая Община (г. Богородск, Средняя ул., д. Курнина) Зарегистрирована 20 февраля 1907 г.
4. Свято-Дмитриевская старообрядческая Община Павловского посада (Павловский посад, д. Чернышевой). Зарегистрирована 6 апреля 1907 г.
5. Покровская старообрядческая Община (дер. Новая Запонорской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 3 июля 1907 г.
6. Зуевская старообрядческая Община поморского брачного согласия (село Зуево Зуевской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 12 июля 1907 г.
7. Дрезенская старообрядческая Община (дер. Рудино Теренинской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 18 июля 1907 г.
8. Тимковская старообрядческая Община (дер. Тимково Буньковской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 28 ноября 1907 г.
9. Барско-Дубровская старообрядческая Община (дер. Барская Дуброва Зуевской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 4 января 1908 г.
10. Большедворская старообрядческая Община (дер. Большой Двор Буньковской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 7 февраля 1908 г.
11. Панкратовская Белокриницкая старообрядческая Община (дер. Панкратово Беззубовской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 12 марта 1908 г.
12. Покровско-Сергиевская старообрядческая Община (дер. Стенинская Запонорской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 10 июня 1908 г.
13. Зуево-Орехово-Никольская старообрядческая Община не приемлющих окружного послания (село Зуево Зуевской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 30 декабря 1908 г.
14. Никулинская старообрядческая Община (дер. Никулино Зуевской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 10 июля 1909 г.
15. Кузнецовская старообрядческая Община (дер. Кузнецы Буньковской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 14 августа 1909 г.
16. Коровинская старообрядческая Община (дер. Коровино Теренинской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 25 февраля 1910 г.
17. Улитинская старообрядческая Община (дер. Улитино Игнатьевской вол. Богородского у.). Зарегистрирована 3 апреля 1912 г.

Бронницкий уезд
1. Михаило-Архангельская старообрядческая Община, приемлющая священство Белокриницкой иерархии, но не приемлющая окружного послания (дер. Чулково Чулковской вол. Бронницкого у.). Зарегистрирована 21 декабря 1906 г.
2. Михаило-Архангельская окружническая старообрядческая Община (дер. Чулково Чулковской вол. Бронницкого у.). Зарегистрирована 9 марта 1907 г.
3. Тураевская старообрядческая Община (дер. Тураево Мячковской вол. Бронницкого у.). Зарегистрирована 9 марта 1907 г.
4. Вознесенская старообрядческая Община (дер. Локтево Вохринской вол. Бронницкого у.). Зарегистрирована 13 марта 1907 г.
5. Хорловская старообрядческая Община (дер. Хорлово Усмерской вол. Бронницкого у.). Зарегистрирована 10 апреля 1907 г.
6. Бронницкая Михаило-Архангельская старообрядческая Община (г. Бронницы). Зарегистрирована 18 апреля 1907 г.
7. Речицкая Община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, но не приемлющих окружного послания (село Речицы Гжельской вол. Бронницкого у.). Зарегистрирована 16 мая 1907 г.
8. Осташевская старообрядческая Община (село Осташево Усмерской вол. Бронницкого у.). Зарегистрирована 12 июля 1907 г.
9. Климовская Казанская Белокриницкая старообрядческая Община (дер. Климово Усмерской вол. Бронницкого у.). Зарегистрирована 7 февраля 1908 г.
10. Никольская старообрядческая Община (дер. Исаково Усмерской вол. Бронницкого у.). Зарегистрирована 3 июля 1908 г.
11. Троицкая старообрядческая Община (дер. Усадищи Усмерской вол. Бронницкого у.). Зарегистрирована 3 июля 1908 г.
12. Ново-Харитоновская во имя св. Великомученика Георгия старообрядческая Община (дер. Ново-Харитоново Гжельской вол. Бронницкого у.). Зарегистрирована 18 февраля 1912 г.

Верейский уезд
1. Верейская старообрядческая Община (г. Верея). Зарегистрирована 3 июля 1907 г.

Волоколамский уезд
1. Дмитровская старообрядческая Община (дер. Кельч-Острог Плосковской вол. Волоколамского у.). Зарегистрирована 28 апреля 1908 г.
2. Курьяновская старообрядческая Община старопоморского благочестия (дер. Курьяново Бухоловской вол. Волоколамского у.). Зарегистрирована 20 февраля 1909 г.

Дмитровский уезд
1. Сергиевская старообрядческая Община (Сергиевский посад). Зарегистрирована 22 июня 1907 г.

Клинский уезд
1. Некрасинская старообрядческая Община последователей Федосьевского толка безпоповцев (дер. Некрасино Петровской вол. Клинского у.). Зарегистрирована 20 января 1907 г.

Коломенский уезд
1. Лукерьинская Община Старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, но не приемлющих окружного послания (село Лукерьино Сандыревской вол. Коломенского у.). Зарегистрирована 17 апреля 1907 г.
2. Елкинская старообрядческая Община приемлющих священство Белокриницкой иерархии (дер. Елкино Колыберевской вол. Коломенского у.). Зарегистрирована 3 июля 1907 г.
3. Коломенско-Покровская старообрядческая Община (г. Коломна, д. Марковкиной). Зарегистрирована 7 марта 1908 г.
4. Коломенская старообрядческая Община (г. Коломна). Зарегистрирована 20 февраля 1909 г.

Можайский уезд
1. Прозоровская старообрядческая Община Австрийской Белокриницкой иерархии (дер. Прозорово Канаевской вол. Можайского у.). Зарегистрирована 6 июня 1907 г.

Рузский уезд
1. Безпоповщинская старообрядческая Община (дер. Якшино Судниковской вол. Рузского у.). Зарегистрирована 25 января 1907 г.

Серпуховский уезд
1. Глазовская старообрядческая Община (дер. Глазово Высотской вол. Серпуховского у.). Зарегистрирована 6 июня 1907 г.

ЦИАМ, ф. 54 «Московское Губернское Правление, г. Москва»
опись 109 дело 57

«Реестр старообрядческих общин Московской губернии 1908-1912» .


Старообрядческие общины регистрировались и действовали в соответствии с законом от 17 октября 1906 г. "Именной высочайший Указ. О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов" (см. док-нт http://dlib.rsl.ru/viewer/01002874761#?page=2) . Дело представляет собой официальный реестр старообрядческих общин, в который вносились записи при их регистрации. Деревни, указанные в реестре как планируемый приход Общества, составляли его "костяк" и обычно жители именно этих деревень и подавали совместно прошения о регистрации своих Обществ.
Так примерно выглядит запись в реестре: лл. 8об.-9 "Уполномоченный от старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии, крестьян деревень Панкратовской, Горшковой, Земневой, Мосягиной и Пищевой, сельский староста д. Панкратовской Куприан Викулов Волков обратился с ходатайством о разрешении учредить в д. Панкратовской старообрядческую общину под наименованием "Панкратовская во имя Святого Великомученика Никиты старообрядцев белокриницкой иерархии община". При этом означенный Волков заявил 1) что просители приемлют священство белокриницкой иерархии 2) что они имеют священника, рукоположенного в сан иерея Московским старообрядческим архиепископом, 3) что деятельность их общины будет распроостраняться на помянутые выше селения и 4) что богослужения будут совершаться в молитвенном доме, находящемся в д. Панкратовской, который они впоследствии желают преобразовать в храм."
Заявление поступило 21 февраля и 6 марта 1908 г.
Разрешение губернского или областного правления от 12 марта 1908 г.
Извещение о регистрации отослано 27 мая 1908 г. №928 и 929

"Карта раскольничьих селений Московской губернии" 1871г.

1.церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Заборье
Московская обл., г. Серпухов, ул. Чехова, 83

2. церковь Рожества Христова
Моск.обл.,П-Посадского р-на., п.Большие дворы, ул.Красавиной д.79-а.


построена в 1908г. при помощи крупного богородского фабриканта Арсения Ивановича Морозова.

3.
Московская обл.,Наро-Фоминский р-н г. Верея,ул.Советская,15 о.Иоанн Михеев Евгенеевич

4. церковь Успение Пресвятой Богородицы.
Моск.обл., Серпуховский р-н, д. Глазово (улицы нет)
Каменная однокупольная церковь с колокольней, выстроенная в 1905-1907 вместо прежде бывшей моленной. Принадлежала старообрядческой общине, приемлющей окружное послание. Закрыта в нач. 1960-х, к 1990-м пришла в аварийное состояние, своды обвалились. В сер. 2000-х возвращена верующим, начат ремонт.
http://alxlav.livejournal.com/7036.html

5. церковь Воздвижения Честнаго Креста Господня
Моск.обл.,Орехово-Зуевский р-н., д. Давыдово о.Иоанн Гусев

6.церковь Св.великомуч. Георгия Победоносца.
Моск. Обл.,Егорьевск,ул.Карла Маркса д.42 о. Василий Кадочников

7. церковь Пророка Илии
Моск.обл. Воскресенский р-н, д.Елкино ул. Совхозная, 18 обслужив.о.Василий Кадочников


Храм св. пророка Илии в дер. Елкино Коломенского уезда Московской губернии во время поднятия колоколов.
1 марта 1909 года.(журнал Церковь. М., N11, 15 марта 1909 г.)

8. церковь Св. Николы на Посаде
Моск.обл., г. Коломна, ул..Посадская 18. о.Михаил Рожков

фото 20-х a_dedushkin

9. церковь Покрова Пресвятыя Богородицы
Моск.обл.,Орехово-Зуевский р-н.,п/о Соболево д.Молоково о.Константин Лукичев
Община старообрядцев-неокружников в Молоково была зарегистрирована в 1907. Деревянная одноглавая церковь с колокольней, построенная в 1910, закрыта в 1930-х, сломана после войны. В 2002-2004 на её месте на средства А. В. Коржакова построен новый деревянный клетский храм в духе зодчества Русского Севера с отдельно стоящей шатровой колокольней.


Старообрядческий храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в дер. Молокове Богородского уезда Московской губернии.Освящен 3 января 1910 года. [Церковь. М., N34, 22 августа 1910 г., с. 859]

10. церковь Рожества Пресвятой Богородицы
Моск.обл.,г.Орехово-Зуево ул.Совхозная 15.

11. церковь Рожества Пресвятой Богородицы в Корнево.
Моск.обл.,г.Павловский-Посад ул.Интернациоальная, д.101. о.Михаил Егоров

На етом месте стояла деревянная церковь (сгорела в 1993г)

12. церковь Иконы Божией Матери Казанская
Моск.обл. Орехово-Зуевский р-н., п/о Ильинский, д.Слободище о.Александр Ежуков


XVIII в., перестроена в нач. ХХ в. Фотография. Кон. ХХ в.

13. церковь во имя Рожества Пресвятой Богородицы
Моск.Обл. г.Лыткарено,пос.Тураево, ул.Промзона стр.2-б
- из истории
- о кладбище
-200-летний юбилей

14. церковь Святителя Николы
Моск.обл.Орехово-Зуевский р-н,п/о Абрамовка дер. Устьяново о.Алексей Евгеньевич Михеев


построена 1908-1911 гг. , фото 1988г.

15.церковь Св. Троицы
Моск.обл. Егоревский р-н.,с.Шувое, ул. Гражданская,45. о.Алексей Михеев

16. церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы
Московская область, Орехово-Зуевский район, с. Губино, настоятель о.Александр Селин

17. молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы.
Московская область, Орехово-Зуевский район, поселок Беливо

18.моленная Покрова Пресвятой Богородицы
Мос.обл., Орехо-Зуевский р-н, д.Смолево

19. церковь во имя св. благоверной Анны Кашинской
Мос.обл.,Павлово-Посадского район, д. Кузнецы

20. церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Мос. обл.,Орехово-Зуевский район, д. Мисцево

21.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Мос.обл.,Орехово-Зуевский район, д. Селиваниха


22. церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина
Мос.обл. ,Орехово-Зуевский район,п. Чистое Северное

23. Моленная в Новинках.
Мос. обл.Орехово-Зуевский р-н., д. Новинка

24.Моленная во имя Николы чудотворца.
Мос.обл., г.Орехово-Зуево, ул.Совхозная, д.15

25. Церковь Захарии и Елисаветы.
(недействующая)
Московская обл., г. Ногинск, Нижегородская пл.(хлебокомбинат)
Год постройки:Между 1910 и 1912. Архитектор:Бондаренко И.Е.
о истории храма-

26.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Московская обл., Орехово-Зуевский район, с.Никулино
(недействующая)
Старообрядческая окружническая община зарегистрирована в Никулино в 1909 году. Деревянная одноглавая церковь с колокольней выстроена в 1915 году на участке М.Д. Клопова при содействии купца А.И. Морозова. Закрыта в конце 1930-х годов.


фото 1988г. А. Агафонов

27. церковь Николы Чудотворца
Московская обл., Орехово-Зуевский район, с. Абрамовка
(недействующая)

Сейчас, действует- моленная.

28. Место бывшего старообрядческого скита.Старообрядческий молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы
Московская обл., Орехово-Зуевский район,Беливо

29. Место старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Московская обл., Орехово-Зуевский район, с.Богородское

Дом Федора Моисеевича Исаева. На завалинке хозяин с сыном Никифором и внуками. начало XXвека.
фото Юрия Исаева.

30. Старообрядческая часовня Никиты Великомученика.
Московская обл., Егорьевский район, Гвозна, урочище

31. Старообрядческая часовня Николы Чудотворца
Московская обл., Орехово-Зуевский район,Давыдово


Свт. Никола Чудотворец. Икона написана в дер. Давыдово. 20-40-е гг. ХХ в. (частное собрание)

32.
Московская обл., Павлово-посадский район, Данилово

33. Место бывшей Дубровской старообрядческой церкви
Московская обл., Орехово-Зуевский район,Дуброво
Тут находилась -небольшая деревянная одноглавая церковь простой архитектуры, выстроенная по проекту 1917 вместо молитвенного дома неокружнической общины. Сломана в сер. ХХ в.

34. Бывшая Елизаровская старообрядческая моленная.
Московская обл., Орехово-Зуевский район,Елизарово
Старообрядческая моленная неокружнической общины. Перед революцией, по всей видимости, помещалась в кирпичном здании без явных следов церковной архитектуры. Закрыта в 1938 под клуб, к 1960-м заброшена, в настоящее время находится в руинированном состоянии.


Как и во многих других деревнях Гуслиц, в Елизарово было развито искусство иконописи. В середине XIX века в Елизарово открылась иконописная мастерская, которая функционировала до 1919 года. Она имела связи с иконописными мастерскими Москвы и с иконописцами Мстёры. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве икона В. К. Чикалова из Елизарово была удостоена денежной премии.
До революции среди гусляков (жителей Гуслиц) было довольно много разбойников и конокрадов. Значительное число конокрадов было родом из Елизарово и Костино. Похищенных лошадей, как правило, продавали в соседнем Егорьевске, который тогда входил состав Рязанской губернии, и следовательно не был в компетенции полиции Московской губернии.

35. место бывшей старообрядческой церкви Никиты Великомученика
Московская обл., Орехово-Зуевский район,д. Загряжская
Деревянная церковь простой архитектуры, построена в 1906-1907 при помощи А. И. Морозова на основе построенной в 1898 моленной. Принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1930-х, возвращена верующим в 1945. Сгорела в кон. 1960-х.

36. Петропавловская часовня и родник.
Московская обл., Орехово-Зуевский район, не далеко от с.Красное
По предварительным данным - это самый мощный родник в районе. Несколько десятков тонн в сутки!!! Дебет родника - 5 тн. в час. Родник освещен в честь св. Петра и Павла. Он посещается жителями Шатуры и слывёт, как исцеляющий.

37. - Место старообрядческого молитвенного дома Преображения
Московская обл., Орехово-Зуевский район, д.Заволенье

38. Бывшая старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Московская обл., Орехово-Зуевский район,Красная Дубрава
Небольшая кирпичная одноглавая церковь, построенная в 1908 на средства бр. Нажёсткиных, Морозовых и др. Принадлежала окружнической общине. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны. Сейчас используется как котельная.

церковь в дер. Барская Дуброва Богородского уезда Московской губернии.
[журнал Церковь. М., N28, 12 июля 1909 г., с. 869]

39. Храм дер. Стенинской Богородского уезда Московской губернии.
Московская обл.Орехово-Зуевский р-н, д. Стенинская
не сохранилась, фото- журнал Церковь. М., N29, 20 июля 1908 г

внутри церкви.

40.старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Зуеве
Московская обл., Орехово-Зуевский район,
журнал Церковь, N7, 15 февраля 1909 г.

Кирпичный однокупольный храм в псевдорусском стиле, выстроенный вместо деревянного молитвенного дома в 1906-1908 на участке Соловьёвых. Имелись Никольский и муч. Никиты приделы. Принадлежал окружнической общине. Закрыт не позже 1930-х, перестроен - сломан купол, надстроен второй этаж. В настоящее время занят фабричным цехом. Фото 2009 года

41. Проект храма в дер.Новой Запонорской волости Богородского уезда
Московская обл. Ногинский р-он.
журнал Церковь, N25, 21 июня 1909 г.

42.храм на лопатинской фабрике т-ва Т. В. Кацепова
Московская обл., Воскресенск.
Внутренний вид храма на лопатинской фабрике т-ва Т. В. Кацепова с-вей в Московской губернии, близ ст. Воскресенск Моск.-Каз. ж.д.[Церковь. М., N 13, 29 марта 1909 г., с. 457]

43.Храм дер. Петрушиной Богородского уезда Московской губернии.

44. старообрядческий храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в г. Коломне Московской губернии.
Мос. обл. г.Коломна, в районе ж/д вокзала.

10 сентября 1910 года состоялось поднятие святых крестов. Храм строится на земле коломенской старообрядческой общины на её деньги по проекту архитектора Н. Г. Мартьянова.
[журнал Церковь. М., N45, 7 ноября 1910 г., с.1122]

45. храм во имя явления св. иконы Божией Матери Казанской
в дер. Климове Бронницкого уезда Московской губернии.

46. Старообрядческий храм Параскевы Пятницы в пос. Дрезна, Московской губернии.

47. Часовня на месте явления иконы св. великомученика Никиты в 2,5 версты oт дер. Челховой Московской губернии.
[Церковь. М., N49, 6 декабря 1909 г., с. 1381]

48. Церковь Димитрия Солунского в Кельч-Остроге
Московская обл., Шаховской р-н, д. Орешки (ранее Волоколамский у., д. Кельч-Острог)
[Церковь. М., N47, 20 ноября 1911 г., с. 1236]

ныне, существует моленная Димитрия Солунского, в 40-х шла служба, сейчас в заброшенном виде.

49.Моленные дома старообрядцев села Борисово
село Борисово Царицынской вол. Московского у., ныне- г.Москва.

13 января 1912 г. в селе была зарегистрирована Троицкая старообрядческая община. Её временный храм находился в доме крестьянина И. В. Балыкова, а незадолго до 1917 г. община выстроила новую одноэтажную деревянную церковь с колокольней, закрытую в 1925 г. По другим данным, старообрядческая двухэтажная молельня находилась в доме на Южной ул. села, купленном в 1913 г. для этой цели у крестьянина Леонова.

Дом Балыковых

Дом Коротковых (на Южной улице).

50. Казанская моленная дер. Новинки Нагатинской вол. Московского у.
Ныне г. Москва, м. Коломенское, ул. Новинки

В 1763 г. начался сюда приток старообрядческого населения, вскоре соста-вившего большинство и сделавшего деревню одним из центров старо-обрядчества этого района.
На плане Московского уезда, составленном по материалам Гене-рального межевания 1766 г., деревня показана вытянутой вдоль Но-винского озера. В 1797 г. Новинки перешли в подчинение вновь образованного Коломенского приказа Удельного ведомства. Население деревни быстро возрастало. Если в 1816 г. здесь было 60 семейств, в которых по ревизским сказкам насчитывалось 215 мужчин и 236 женщин, то уже в 1859 г. в 91 дворе проживало 367 мужчин и 375 женщин. По меньшей мере, от 60 до 75% населения составляли старо-обрядцы (в 1826 г. их было 327 чел., в 1865 г. - 585 чел). Здесь находилась их часовня (молельня). В 1835 г. в деревне отк-рылось старообрядческое училище, которое до 1839 г. находилось при этой часовне, а затем было закрыто по распоряжению управляю-щего Московской удельной конторой (в 1840 г. оно оказалось пере-несенным в соседнее с. Коломенское, к тамошней часовне). http://lib-in.narod.ru/nag-sadVC.html

51. Церковь Троицы Живоначальной в с. Усадище
Мос. обл. д.Усадище (Усмерская волость, Бронницкийуезд) ныне Воскресенский р-н.

52. Преображенская старообрядческая церковь в селе Люберцы Выхинской вол. Московского у.
Московская обл., Люберецкий р-н, г. Люберцы, ул. Звуковая, 3 (центр, возле парка)

Небольшая каменная церковь, выстроенная только после революции. Закрыта в 1931, частично разрушена. В 1960-х встроена в здание городского музея.

Октябрьский проспект, 1921г.

«Село Новое, позже ставшее Ново-Харитоновым и расположенное на реке Дорка, появилось на месте старой сгоревшей в XVII веке деревни Харитоново. Ново-Харитоново - родина Кузнецовых, крупнейших фарфоровых монополистов, заводчиков, построивших немало заводов по всей России, переносивших на эти предприятия керамическую культуру Гжели, а главное, направлявших в другие художественные центры гжельских мастеров. Уроженцы Гжели Кузнецовы никогда не порывали с ней связей. Здесь находились их предприятия, а также заводы их родственников по женской линии - братьев Акулиных. В Ново-Харитоново с конца XIX века вплоть до 1917 года помещалась контора «Товарищества М.С.Кузнецова» -гжельское отделение. В 1912 году на кузнецовские деньги архитектором И.Бондаренко была построена шатровая старообрядческая церковь св.Георгия, в честь столетия Бородинской битвы. Инициатором строительства был крупнейший русский фабрикант, двоюродный брат фарфорового магната, основателя «Товарищества» И.Е.Кузнецов. В храме находился фаянсовый эмалевый иконостас, удостоенный награды на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, и керамический склеп, построенный И.Е.Кузнецовым для себя и своей супруги. Ново-Харитоново старообрядческое село. Именно старообрядцам-заводчикам всегда были присущи предприимчивость и тонкий вкус, позволившие им организовать в России целый ряд высокохудожественных производств, до XXI века остающихся значительными центрами традиционной культуры.

По указателю селений и жителей уездов Московской губернии 1852 года в деревне первого стана Ново-Харитоново проживало 244 душ мужского пола, 274 женского, было 52 двора и несколько керамических заводов: фаянсовый завод Кузнецова (основанный в 1810 году), фарфоровый завод Терентия Кузнецова и фаянсовая фабрика Захара Малыгина (основанная в 1832 году). В 1869 году появилось фарфоровое заведение Авдотьи Кузнецовой и два глиняных завода Василия Максимова и Анисима Семенова. В 1891 году завод Кузнецова перешел к его зятю, мужу сестры Анисиму Акулину, который производил фарфор и фаянс. После смерти Анисима, заводом владели вплоть до 1917 года его сыновья Иван и Семен, разделив на два предприятия и приложив немалые усилия для расширения и развития производства. В 1918 году в Гжель прибыл председатель профсоюза работников стекла и фарфора Николай Иванович Законов. На собрании рабочих было принято решение национализировать оба завода Акулиных. Но до Новой экономической политики предприятия не работали.

Старообрядческая церковь Георгия Победоносца в Новохаритоново. До нач. ХХ в. молитвенный дом размещался в частном доме. Затем на средства И. Е. Кузнецова был построен кирпичный шатровый храм с невысокой звонницей у угла, хороший образец стиля модерн. Церковь принадлежала неокружнической общине. Закрыта в 1929, занята складом. Открыта в 1990, отремонтирована, ныне принадлежит Древлеправославной Церкви (новозыбковцам). Фото 2004 года.

Ногинск
Краевед Л.А. Рыбина (Москва) в своем докладе на краеведческой конференции в г. Ногинске 2 февраля 1997 года (между прочим, 1997 год – это уже история!) указывает:

«Важнейшим законодательным актом, определившим систему местных органов власти и управления в России, было “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”, изданное Екатериной II в 1775 году. На основании этого закона в 1781 году Московская губерния была разукрупнена и разделена на 15 уездов, в числе которых был и Богородский уезд. Уездным городом стало ямское село Рогожи, располагавшееся на правом берегу реки Клязьмы, в 50 верстах от Москвы на Большой Владимирской дороге. “Учреждение для управления губерний” определило структуру, функции и задачи местных административно- полицейских государственных учреждений».

Описание возникновения Богородска достаточно распространенное, но я привел именно как выдержку из работы Л.А. Рыбиной не случайно. Дело в том, что называется этот ее доклад: «Обзор состава и содержания фондов Центрального исторического архива г. Москвы по истории Богородского уезда». Полагаю, что и сегодня такая информация не потеряла своей полезности.

Здание бывшей старообрядческой церкви Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы в Ногинске. Одноглавый храм старообрядцев-окружников со звонницей, стилизующий мотивы псковского зодчества и модерна, хороший образец неорусского стиля. Выстроен на средства А. И. Морозова. Имелись Никольский и Покровский приделы. Закрыт не позднее 1930-х, венчания сломаны. Занят бараночным цехом хлебокомбината. Фото 2009 года.

Орехово-Зуево
К. Нистрем: «Зуево, деревня 2-го стана, Рюмина Николая Гавр., д. с. с., крестьян 271 душа м.п., 334 ж., 93 двора, 83 версты от столицы и 35 от уездн. гор., близ Владимирского тракта».

Здание бывшей старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуево. Кирпичный однокупольный храм в псевдорусском стиле, выстроенный вместо деревянного молитвенного дома в 1906-1908 на участке Соловьёвых. Имелись Никольский и муч. Никиты приделы. Принадлежал окружнической общине. Закрыт не позже 1930-х, перестроен - сломан купол, надстроен второй этаж. В настоящее время занят фабричным цехом. Фото 2009 года

Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуево. Церковь общины старообрядцев белокриницкого согласия, устроенная в 1990 в части здания бывшей беспоповской моленной постройки 1880-х. Остальная часть здания возвращена общине старообрядцев-поморцев. Беспоповская община старообрядцев-поморцев брачного согласия в окрестностях Зуево существовала уже в сер. XVIII в. Кирпичное здание моленной, сооруженное в 1883-1884 на средства Г. И. Зимина, было капитально перестроено в 1911-1913 в неорусском стиле - пристроен притвор с шатровой колокольней, надставлена главка. Существовал Никольский придел. В 1936 храм был закрыт, занят Домом обороны. Открыт в 1990, ремонтируется. Часть здания возвращена беспоповской общине, часть передана общине белокриницкого согласия. Фото 2009 года.

тарообрядческий молитвенный дом Николая Чудотворца в Орехово-Зуево. Частный дом постройки 1946, перестроенный в молитвенный дом в 1973, после сноса старой деревянной “Чёрной” моленной. Деревянное, облицованное кирпичом здание с главкой на кровле. Фото 2009 года.

Острово (Остров, Острова)
К. Нистрем: «Остров, деревня 1-го стана, Госуд. Имущ., 82 души м.п., 81 ж., 28 дворов, 70 верст от столицы, 40 от уездн. гор., близ Коломенского тракта».
В деревне Острово Теренинской волости Богородского уезда родился Силантьев Трофим Васильевич, позднее священник храма Покрова Пресвятой Богородицы Остоженской старообрядческой общины в Москве, учрежденной 10 февраля 1907 года. Община ходатайствовала в Московское губернское правление о выдаче нового паспорта священнику о. Трофиму Васильевичу Силантьеву с женой Ириной Ивановной и детьми: Иваном, Петром, Евгением, Сергеем, Николаем, Прасковью, Лидией, Виктором. Как мы выяснили , племянница Трофима Васильевича Силантьева Евдокия Еремеевна была женой Комарова Михаила Мартияновича из деревни Гора.
Из этой же деревни был Спирин Иван Лаврентьевич (1872-?): депутат 3-й Государственной думы Российской империи от Московской губернии, русский, старообрядец белокриницкой иерархии, крестьянин деревни Остров Теренинской волости Богородского уезда Московской губернии. Получил начальное домашнее образование. Занимался кустарным производством и торговлей (годовой доход - 700 рублей). Избран в Госдуму от съезда уполномоченных от волостей 14.10.1907.

Троицкий женский монастырь старообрядцев-рафаиловцев.
Старообрядческий женский монастырь, созданный на участке, принадлежащем М. П. Остроуховой (игум. Серафиме) в 1997. Первоначально входил в юрисдикцию РПАЦ (”валентиновцев”), в нач. 2000-х перешёл в юрисдикцию ПРЦ (ИПЦ) (”рафаиловцев”). За прошедшие годы выстроены кирпичная ограда, несколько корпусов келий и колокольня. Фото 2009 года.

Павловский Посад
На блоге есть несколько статей, посвященных и старообрядцам деревень и . Корнево ранее относилось к Вохонской, затем – к Игнатьевской волости, а 1929 году вошло в состав города,

Старая Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Корнево. Деревянная церковь в псевдорусском стиле была выстроена в Корнево окружнической общиной при помощи А. И. Морозова в 1916. В годы советской власти она не закрывалась, но в 1993 сгорела. На её месте построена кирпичная одноглавая церковь простой архитектуры. Из семейного архива Башашиных.

Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Павловском Посаде (Корнево). Вновь выстроенное здание. Фото 2009, 2010 и 2013 годов.

Ну вот друзья, решил я собрать вместе- староверческие церкви и моленные Подмосковья.
Конечно же не скромно, но начну со своей деревни Середнево))), вообщето она уже- Новая Москва, даже недавно сделали замер- где же находится центр, так сказать- Обшей Москвы... "Нулевой километр" оказалси в соседней от нас деревни- Филимонки. Во как!
Хоть у нас и нет своей церкви, но в домашней моленной, молились аж- Высокопреосвященный Леонтий, Архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Митрополит, да плюс еще два епископа Древлеправославия.
Кто знат, может еще возведется- храм?

Очень хочется в етот список добавить- калужские церкви, но будем соблюдать теперяшнию географию.
В список попытаюсь вставить как и действующие храмы, так и бывшие.
Фото постораюсь использовать свои, но так же и из свободных сайтов тырнета.
Зарание благодарю- за прекрасный альбом подмосковных старообрядческих церквей- Шурова Олега.

п.с. етот обзорный пост- будет обновляемый, сегодня хватило сил, токмо на действующие храмы РПСЦ.

1. церковь Знамения Пресвятыя Богородицы (был во имя Храм св. великомуч.Георгия)
Моск.обл.,Егорьевский р-н, п/о Ефремовское д.Алешино, священноин. Александр Тимофеев

2. церковь Рожества Христова
Моск.обл.,П-Посадского р-на., п.Большие дворы, ул.Красавиной д.79-а.

построена в 1908г. при помощи крупного богородского фабриканта Арсения Ивановича Морозова.

3.
Московская обл.,Наро-Фоминский р-н г. Верея,ул.Советская,15 о.Иоанн Михеев Евгенеевич

4. церковь Успение Пресвятой Богородицы.
Моск.обл., Серпуховский р-н, д. Глазово (улицы нет)
http://alxlav.livejournal.com/7036.html

5. церковь Воздвижения Честного Креста Господня
Моск.обл.,Орехово-Зуевский р-н., д. Давыдово о.Иоанн Гусев

6.церковь Св.великомуч. Георгия Победоносца.
Моск. Обл.,Егорьевск,ул.Карла Маркса д.42 о. Василий Кадочников

7. церковь Пророка Ильи
Моск.обл. Воскресенский р-н, д.Елкино ул. Совхозная, 18 обслужив.о.Василий Кадочников

8. церковь Св. Николы на Посаде
Моск.обл., г. Коломна, ул..Посадская 18. о.Михаил Рожков

фото 20-х a_dedushkin

9. церковь Покрова Пресвятыя Богородицы
Моск.обл.,Орехово-Зуевский р-н.,п/оСоболево д.Молоково о.Константин Лукичев
Община старообрядцев-неокружников в Молоково была зарегистрирована в 1907. Деревянная одноглавая церковь с колокольней, построенная в 1910, закрыта в 1930-х, сломана после войны. В 2002-2004 на её месте на средства А. В. Коржакова построен новый деревянный клетский храм в духе зодчества Русского Севера с отдельно стоящей шатровой колокольней.

10. церковь Рожества Пресвятой Богородицы
Моск.обл.,г.Орехово-Зуево ул.Совхозная 15.
http://mu-pankratov.livejournal.com/212308.html

11. церковь Рожества Пресвятой Богородицы в Корнево.
Моск.обл.,г.Павловский-Посад ул.Интернациоальная, д.101. о.Михаил Егоров

12. церковь Иконы Божией Матери Казанская
Моск.обл. Орехово-Зуевский р-н., п/о Ильинский, д.Слободище о.Александр Ежуков

XVIII в., перестроена в нач. ХХ в. Фотография. Кон. ХХ в.

13. церковь во имя Рожества Пресвятой Богородицы
Моск.Обл. г.Лыткарено,пос.Тураево, ул.Промзона стр.2-б
http://mu-pankratov.livejournal.com/204028.html - из истории
http://mu-pankratov.livejournal.com/205358.html - о кладбище
http://mu-pankratov.livejournal.com/216867.html -200-летний юбилей

14. церковь Святителя Николы
Моск.обл.Орехово-Зуевский р-н,п/о Абрамовка дер. Устьяново о.Алексей Михеев

построена 1908-1911 гг. , фото 1988г.

15.церковь Св. Троицы
Моск.обл. Егоревский р-н.,с.Шувое, ул. Гражданская,45. о.Алексей Михеев

16. церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы
Московская область, Орехово-Зуевский район, с. Губино, настоятель о.Александр Селин

17. молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы.
Московская область, Орехово-Зуевский район, поселок Беливо

18.моленная Покрова Пресвятой Богородицы
Мос.обл., Орехо-Зуевский р-н, д.Смолево

Храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен в Павловском Посаде и освящён 7 сентября 1997 г. В торжественном богослужении освящения приняли участие преосвященный Зосима, епископ Кишинёвский и всея Молдовы, семь священников, два диакона, чтецы, певцы и большое число молящихся, как местных, так и гостей из Москвы и почти из всех старообрядческих приходов Подмосковья.

Возведён храм был стараниями старообрядческой общины деревни Корнево (ныне вошедшей в черту города) во главе с иереем Михаилом Егоровым на месте небольшой деревянной церкви, сгоревшей в 1993 г. Здание, построенное по подобию древних храмов шатрового стиля (архитектор М.В.Разумов), по высоте превосходит стоящий рядом девятиэтажный дом.

После царского манифеста о веротерпимости народный сход деревни Корнево постановил строить храм (до этого была моленная). Как было принято в здешних местах, новый деревянный храм был построен в поле, позади деревни, на средства известного богородского благотворителя Арсения Ивановича Морозова. Землю пожертвовал Пшеничников Петр Андреевич. Строительство храма во имя Рожества Пресвятой Богородицы началось в 1916 году. В то время настоятелем был о. Никола Глинков.

Перед Великой Отечественной войной деревня Корнево вошла в черту города Павловский Посад. В 1980-х годах все частные дома вокруг храма снесли, начали строить девятиэтажки. Под снос попадал и храм, но началась перестройка и угроза отступила.
Небольшой деревянный храм горел 3 раза, а 23 августа 1993 года сгорел дотла со всеми иконами и утварью, которые были собраны из закрытых церквей в округе: Свято-Дмитриевской церкви в Павловском Посаде, моленной деревни Степурино, церкви Анны Кашинской в деревне Кузнецы. Чудесным образом в пепле нашли неповрежденный антимис. Сомнений не было - надо строить храм заново!

Новый храм имеет два этажа и по высоте превосходит стоящие рядом девятиэтажные дома. Верхний храм был освящен в 1997 году во имя Рожества Богородицы, нижний малый храм в честь великомученика Димитрия пока не освящен, там находится крестильня.
Строительство и благоустройство церкви продолжаются. После реконструкция крыши высота храма увеличилась. В 2013 году храм стал белоснежным: он был оштукатурен и покрашен. В декабре 2013 года были установлены новые купола и кресты. В настоящее время продолжается строительство колокольни.

Белоснежный пятиглавый храм является достопримечательностью района и радует глаз не только прихожан, но и всех жителей окрестных домов. Это единственный старообрядческий храм в Московской области, который всегда был действующим. 57 лет прослужил в нем иерей Даниил Березин, который умер в 1979 году. Затем обслуживал общину о. Антоний Медведев, приезжая из села Губино. После его смерти в 1983 году священники приезжали в Павловский Посад только два раза в год: Великим постом принять исповедь и на престольный праздник Рожества Богородицы.

Около 10 лет храм не имел настоятеля, но молитвенная жизнь продолжалась трудами старосты Евдокии Ермолаевны Березиной и членов церковного совета - бывших певчих Морозовского хора. C 1991 настоятелем храма служит отец Михаил Егоров, рукоположенный митрополитом Алимпием. В 2011 году он был возведен в сан протоиерея митрополитом Корнилием.


Вместо исторической справки

Древлеправославными христианами или старообрядцами (староверами) нынче называются представители русской православной церкви – той ее ветви, которая исторически образовалась из христиан, не принявших церковных нововведений патриарха Никона во второй половине 17 века. Старообрядцы остались верны старым, дониконовским церковным правилам («старой вере»), богослужебным книгам, традициям, бытовым устоям жизни.

Свои реформы Никон (самочинно, без согласия Собора, но при поддержке царя Алексея Михайловича) начал с исправления богослужебных церковных книг и правил на предмет приведения их в соответствие греческим образцам (которые, как выяснилось впоследствии, увы, и сами уже были искаженными).

Во узаконение нововведений Собором на старые книги и обряды, по которым православная Русь благополучно молилась почти 600 лет, были наложены «клятвы», как и на молящихся по-старому. Отныне исконное написание имени Исус заменялось на Иисус, вместо привычного двуперстного крестного знамения было введено троеперстие, а хождение крестным ходом «посолонь» (т.е. по солнцу), было «развернуто» в обратную сторону т.е. против часовой стрелки. Вводился и ряд других новшеств.

Естественно, что многие верующие не могли принять подобных «новин». Российское православие разделилось на две ветви: «старообрядческую» и «новообрядческую», каждая из которых обвиняла другую в расколе церкви. Однако, негативно окрашенное определение «раскольники» употреблялось официальными светскими и церковными властями только применительно к старообрядцам.

Примечательно, что амбициозный Никон скоро вышел из фавора своего покровителя и друга царя Алексея Михайловича, конфликтовал с ним и церковными иерархами, и, в конце концов, на том же Соборе 1666-67 гг. был осужден как еретик и расстрижен в простые монахи. На закате жизни бывший патриарх отрекся от своих реформ, но было поздно: «процесс уже пошел». Прискорбно то, что трагический раскол этот прошел не только по отныне незаживающему расчлененному телу Православной Церкви Христовой, но и по душам и судьбам миллионов русских людей.

Отныне была утрачена традиционная вера в справедливого, мудрого царя, который с этих пор перестал быть для народа «батюшкой». Зримо обозначилось и стало набирать остроту роковое противостояние между народом и властью. Этому в немалой степени способствовали и дальнейшие жесткие (весьма непопулярные в народе) реформаторские деяния императора-«антихриста» Петра I , упразднившего патриаршество в онемечиваемой России, которая навсегда была выбита из своей исторической колеи…

История русского старообрядчества полна драматических и даже трагических страниц, связанных с гонениями, пытками, казнями (особенно во времена правления царевны Софьи и патриарха Иоакима). Приверженцы древлеправославной веры преследовались (и порой весьма жестоко) вплоть до выхода в 1905 году царского указа «Об укреплении начал веротерпимости».

Мы не собираемся в краеведческом издании обсуждать правомерность или целесообразность церковных реформ Никона, ибо это дело церковных историков и богословов. Отсылаем интересующихся в научные и интернет-библиотеки, книжные церковные лавки, архивы. На тему раскола за его 350-летнюю историю написано множество книг, исследований, и, надо полагать, будет написано еще немало. Но только Время опровергнет или подтвердит известное высказывание А.И.Солженицына о расколе русского православия как о «великом церковном преступлении, с которого началась гибель России».

Заметим только, что в 1971 году состоялся Поместный Освященный собор РПЦ, на котором реформа патриарха Никона признана не имеющей ни канонических, ни исторических оснований. Клятвы на старые обряды и на придерживающихся их, сняты, как наложенные «не по доброму разумению», старые книги и обряды признаны «равночестными и спасительными».

Нас, краеведов, больше интересует историческое бытование старообрядчества на территории Богородского уезда, куда входили и вохонские земли. Ведь Вохонский край, будучи вотчиной Троице-Сергиева монастыря (1571-1764 гг.) и получая от него глубокую духовную подпитку, до второй половины XVII века, был «старообрядческим», как и вся православная Россия. Значительная часть вохонцев, не приняв никоновских нововведений, осталась верна старым православным обрядам, традициям, духовно-материальной культуре предков, сохраняя эту верность «древлему благочестию» и по сей день, что вызывает уважение. Ведь древлеправославная традиция – это, пожалуй, единственное, что, несмотря на исторические катаклизмы, сохранила Русская земля (и русская душа) в неизменности за тысячелетие с момента своего Святого Крещения…

Во все времена старообрядцы видели свою задачу и миссию не только в сохранении истинной веры, но и национальной самобытности, русского духа. Нация, потерявшая духовный стержень и утрачивающая самобытность, обречена на вырождение. В наше больное время эта проблема актуальна как никогда…

Примечательно, что до революции наш Богородский уезд по количеству старообрядческого населения значительно превосходил все остальные уезды Московской губернии. Об этом историческом феномене – наш рассказ.

« ГОРАЗДО БОЛЕЕ ТРЕТИ …»

(Старообрядцы в Богородском уезде)

В "Русском энциклопедическом словаре" (СПб., 1874, т. 4, с. 66) о Богородском уезде сообщается: "Жителей муж. 69 271, жен. 71 306, число раскольников составляет гораздо более трети всего населения, а именно 48 149 чел. В этом отношении Богородский уезд составляет весьма замечательную местность в России вообще; особенно крепко гнездится раскол в юго-восточной части уезда, где так называемая Гуслица". По статистическим данным 1869 года, старообрядцев в нашем уезде было 43 254, в то время как во всей Московской губернии их насчитывалось около 85 тысяч (т. е. каждый второй был богородским). Для сравнения: Московский уезд – 16 806, Коломенский – 4 204, Подольский – 652, Звенигородский – 263.

Каковы же были причины столь густого заселения Богородского уезда старообрядца­ми? Во-первых, вековому укреплению «древлеправославного благочестия» в наших краях способствовала близость и опека мощнейшего духовного центра – Троице- Сергиева монастыря (основан в первой половине XIV века, с 1744 г. – Лавра), владевшего Вохонской волостью с 1571 по 1764 год. Религиозно-бытовые домостроевские устои, сложившиеся на нашей территории в средние века, не могли легко и сразу поколебаться и разрушиться реформами патриарха Никона, а затем Петра I .

Во-вторых, немало московских и окрестных ревнителей старой веры, скрываясь от жестоких преследований во времена царевны Со­фьи и патриарха Иоакима, находили убежище в непроходимых лесах и болотах Гуслицкой волости, вошедшей в 1782 году в состав Богородского уезда. (Местность названа так по реке Гуслице).

В ту же Гуслицу пос­ле подавления стрелец­кого бунта 1698 года от гнева Петра бежали кра­мольные стрельцы и боя­ре, большинство из ко­торых ратовали за ста­рую веру. А многих царь и сам сослал в эти пустоши, хорошо известные ему как владения Лопухиных – ближайших родственников его первой супруги Евдокии Лопухиной. В родстве с ними была и знаменитая боярыня Морозова...

В-третьих, старообрядческое население уезда значительно пополнилось в 1812 году за счет православных христиан, спасавшихся от французского нашествия и осевших здесь на постоянное жительство.

Находили в наших местах приют и ревнители древлего благочестия после «выгонок» и разорения известных духовных центров старообрядчества на Керженце, Иргизе, в Стародубье и Ветке. Заметим, что богородские поселения староверов разгромам и «выгонкам» не подвергались вплоть до советского времени. Последний скит в Гуслице был закрыт только в 1928 году, а иноческие келейные поселения в Рахманове, Мисцеве, Губине, Давыдове, Куровском, Орехово-Зуеве существовали еще несколько лет, оставаясь местными светильниками древлеправославной веры.

Итак, оплотом староверия в нашем уезде была Гуслица (Запонорская, Ильинская, Дорховская и Беззубовская волости). Здесь жило 80 процентов всего уездного старооб­рядческого населения, в распоряжении которого в 1886 году насчитывалось более 60 разрешенных и тайных скитов, часовен и моленных (всего по уезду их было более 120).

В Запонорье, Давыдове, Слободищах, Анциферове развивался иконописный промысел, а в селениях Загарского куста – медно­литейный. Предметами церковной утвари собственного производства, а также изумительно украшенными рукописными книгами для церковного пения «по крюкам» гуслицкие мастера обеспечивали не только Богородский уезд, но и соседние.

Церковнопевческая книга «Октай» гуслицкого письма, конец XIX в. Характерная гуслицкая икона с врезанным литым распятием, нач. ХХ в .

(собств. местной старообр. общины) См. также последнюю страницу обложки.

Традиционная грамотность была характерной чертой старообрядческой духовной культуры. Во множестве селений той же Гуслицы существовали так называемые «самород­ные школы», где детей с раннего возраста обучали чтению на церковнославянском языке, древнецерковному пению «по крюкам» (безлинейной нотации), а наиболее способных – каллиграфии. Учителями были местные грамотеи, начетчики, девушки-келейницы.

Немало было в богородской «старообрядческой Палестине» и святых мест, привлекавших окрестных и дальних паломников. Например, у могилы знаменитого подвижника инока-схимника Леонтия (недалеко от дер. Беливо) в отдельные июньские дни собиралось до десяти тысяч богомольцев. Каменное надгробие на могиле было постепенно расколото на мелкие кусочки и разнесено по домам как целебное средство от зубной боли, также и песок с могилы разносился узлами как целебная присыпка от кожных болезней. Местному фабриканту-старообрядцу А.П.Муравлеву пришлось поставить над могилой деревянную часовню для богослужений. Об этом в 1911 году рас­сказала уездная газета «Богородская речь», которая сообщила так­же, что долгое время дороги к месту паломничества «устраивала» за свой счет владелица кирпичных заводов П.И. Милованова.

Благотворительность богатых старообрядцев (в том числе и бого­родских) была традиционным и почетным делом. Считалось, что Богом данный капитал должен служить добрым целям. На устройст­во храмов, больниц, богаделен, школ, библиотек и т. д. немало средств пожертвовали известные не только в нашем уезде старообрядцы: Морозовы, Кузнецовы, Гавриловы, Шибаевы, Балашовы, Зимины, Заглодины, Чернышевы, Барановы, Ширины, Щепетильниковы и др.

Благотворительная деятельность особенно усилилась и расширилась после объявления религиоз­ной свободы и выхода в 1906 году указа о порядке создания старообрядческих общин. Начались повсеместная регистрация этих общин (в Богородске она зарегистриро­вана 20 февраля, а в Павловском Посаде 6 апреля 1907 года) и стро­ительство новых храмов, колоколен, часовен. В одном только Павловском Посаде и его окрестностях за несколько лет было построено шесть церквей, а по уезду – десятки, причем большинство – на пожертвования состоятельных староверов. Например, на храм в дер. Петрушино 25 тыс. рублей дал Торговый дом бр. Гавриловых, лес пожертвовал известный фарфоровый фабрикант М.С. Кузнецов, а «звон» из шести колоколов – Ф.Е. Морозова. Подобных примеров много.

Печально, что подавляющее большинство святынь и одновременно ценных памятников русского церковного зодчества не сохранилось. Тем дороже устоявшие в безбожное лихолетье. Одна из таких уцелевших святынь – гордая и стройная свеча Успенского храма-колокольни на Рогожском кладбище встречает нас с правой стороны от железной дороги при подъезде к Москве. Этот храм, ставший символом нерушимости древлеправославной веры, был построен в 1913 году на пожертвования из­вестных не только в Богородском уезде благотворительниц Марии Федоровны и Феодосии Ермиловны Морозовых (см. рисунок храма на стр. 32).

С возрождением старообрядчества в начале века заметно укрепились его политические, социальные, экономические позиции, возрос духовный потенциал, активизировалась культурная и просветительская деятельность. Был создан даже свой институт. Общество «открыло» для себя истинных хранителей древнерусской духовной культуры и повернулось к ним лицом. В силу перечисленных причин старообрядческое население Богородского уезда продолжало расти и в 1912 году составило уже более 75,3 тыс. человек. (Для сравнения: Московский уезд – 6 тыс., Коломенский – 9,1 тыс., Серпуховской – 2,8 тыс., Подольский – 0,7 тыс.).

Если в самом Богородске, например, в 1902 году жили 173 старообрядца, то в 1908 году их число составило 513, а в 1913 году – уже 885. В Павловском Посаде: 1902 г. – 324, 1913 г. – 1 119. (Данные Московского губернского статистического комитета).

Богородский уезд занимает осо­бое место в истории российского старообрядчества как один из его опорных духовных центров, своего рода цитадель, сохраняющая и умножающая истинных ревнителей древлего благочестия. Немало своих достойных представителей поста­вило богородское уездное священство в храмы Рогожского кладбища – руководящего центра русской православной старообрядческой церкви. Среди этих благоревностных пастырей были священники Елисей Тимофеевич Мелехин, Прокопий Георгиевич Сорокин, Тимофей Иванович Люсин, Иоанн Васильевич Власов. Нельзя забывать, что ро­дом из Богородского уезда были и старообрядческие епископы Антоний, Даниил, Филарет.

Наряду с Гуслицей заслужен­ную славу оплота древлего благо­честия обретает в 1910-е годы Глухово. Происходит это благода­ря неутомимой и плодотворной де­ятельности целого ряда старооб­рядцев-подвижников и в первую очередь главы Компании Богородско-Глуховской мануфактуры Арсения Ивановича Мо­розова, дела и заслуги которого требуют отдельного рассказа. (Ниже см. фото первого в России храма св. Анны Кашинской, построенного в 1909 г. в дер. Кузнецы на средства А.И.Морозова).

Немало старообрядцев и сегодня проживают на территории Павловло-Посадского района – как в самом городе, так и на его окраинных улицах, некогда бывших деревнями – Прокунино, Степурино, Филимоново, Корнево. Семьи потомственных старообрядцев традиционно проживают в селениях: Большие Дворы, Андроново, в селе Казанском, Рахманове, дер.Данилово и др. В городе и районе сейчас действуют два старообрядческих храма: во имя Рождества Богородицы – на Интернациональной улице (настоятель о.Михаил Егоров) и Христорождественский – в Андронове (ул.Красавиной пос. Большие Дворы, настоятель о.Димитрий Коклеев).

Недавно в распоряжение местных старообрядцев передано для восстановления здание бывшего храма во имя святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской в Кузнецах. В 2009 году этот храм будет отмечать свой вековой юбилей.

«ХРАНИТЕЛИ ДРЕВЛЕГО БЛАГО-ЧЕСТИЯ» – так называлась уникальная выставка, проходившая в городском краеведческом музее летом 1994 года в рамках празднования 150-летнего юбилея Павловского Посада.

О бытовании старообрядческих традиций в нашем крае в про­шлом и настоящем рассказывали представленные на выставке мно­гочисленные фотографии, документы, старопечатные и рукописные книги, гектографические и периодические издания начала ХХ века, рисованный и гравированный лубок, медное литье, детали священ­нического облачения из золоченой парчи местного производства, мирская одежда старообрядцев, предметы религиозного обихода, являющиеся образцами декоративно-прикладного искусства.

Характерно, что все представленные в экспозиции предметы, кроме погребальной сосновой колоды (дар местных старообрядцев Курдиных), не являлись музейными экспонатами в общепринятом понимании. Практически все вещи продолжают жить и использоваться по своему назначению в старообрядческой среде.

Сегодня, как и в былые времена, мужчин на богослужениях нередко можно увидеть в традиционных черных кафтанах старого покроя. Без лестовки и подручника не обходится ни один прихожанин. Так же, как и века назад, звучит в храмах торжественное унисонное пение, исполняемое по знаменитым «крюковым» книгам гуслицкого письма. Не забывается церковнославянский язык, строго по древлеправославному чиноположению и старым книгам ведутся службы и совершаются все обряды.

Кто знает, может быть, именно здесь, перед древними святыми образами, незаметным, но ежедневным духовным подвигом и творится таинство сохранения связи времён и поколений в наш безумный и суетный век?..

Верность святоотеческим преданиям и традициям древлего благочестия будет сохраняться до тех пор, пока жива многострадальная и многогрешная, непостижимая и прекрасная русская душа и пока совсем не угаснет в ней память о своих православных корнях и о земле, некогда носившей гордое и светлое имя – Святая Русь.

Фотоприложение

Посещение старообрядческим митрополитом Московским и всея Руси Алимпием Корневской общины в Павловском Посаде в 1993 году.

Приложение

Список старообрядческих моленных на территории нынешнего Павлово-Посадского района (по официальным данным на 1898 год, в алфавитном порядке, с указанием числа молящихся )

В деревне Андреево, существует 30 лет.

Там же, существует около 75 лет. В обеих моленных – 1180 чел.

В деревне Андроновой, существует с 1883 года, разрешения не имеется, молящихся 150 человек.

В деревне Большой двор, существует с 1883 года, разрешения не имеется, молящихся 40 человек.

В деревне Даниловой, существует около 56 лет, молящихся 378 человек.

В деревне Козловой, существует 40 лет, разрешения не имеется, молящихся 70 человек.

В деревне Корневой, существует 30 лет, молящихся 100 чел.

В деревне Кузнецах , существует 25 лет, молящихся 50 человек.

В деревне Назарьевой, существует с 1883 года, разрешения не имеется, молящихся 50 человек.

В Павловском Посаде в доме почетного гражданина Василия Ивановича Чернышева на Царской улице, существовала еще до 1863 года, разрешения не имеется, молящихся до 50 человек.

В Павловском Посаде в доме мещанина Ивана Яковлевича Шишова на Нижней улице, существовала еще до 1863 года, разрешения не имеется, молящихся до 30 человек.

В деревне Перхуровой Новинской волости, существует 80 лет, молящихся 129 человек.

В деревне Прокуниной, открыта после издания закона 1883 года, разрешения нет, молящихся 40 человек.

В деревне Рахмановой в доме братьев Заглодиных, существует с 1883 года, молящихся 70 человек.

В деревне Степуриной, существует с 1883 года, разрешения не имеется, молящихся 30 человек.

В деревне Улитиной, существует 25 лет, разрешения не имеется, молящихся 40 человек.

Там же, существует 30 лет, молящихся 80 человек.

В деревне Шебановой , существует с незапамятных времен, молящихся 329 человек.

В деревне Щекутовой, существует 40 лет, разрешения не имеется, молящихся 40 человек.

(Материал ЦИАМ, ф. 17, оп. 98, д. 675, лл. 63-118)