Литература по теме самообразования. Темы учителей по самообразованию. Теоретические аспекты успешной подготовки учащихся к прохождению централизованного тестирования(губейко с.п.)

Одна из величайших тайн человеческого мозга - сновидения. Ученые до сих пор пытаются разгадать ее и понять, как, зачем и благодаря чему мозг создает сны. Давно известно, что повреждение определенных областей мозга влияет на поведение. Оказалось, что и на сновидения тоже.

Молодой ученый начал поиски истины с классического нервно-анатомического расследования. Работая в отделении нейрохирургии сначала в больнице Йоханнесбурга, потом в Лондоне, Солмс получил возможность тщательно обследовать всех пациентов, у которых диагностировали поражения мозга (их еще называют очаговыми поражениями) независимо от того, чем они были вызваны - ударом, опухолью или травмой, как у его брата. Он допытывался у пациентов, в какой степени заболевание или травма изменили их сновидения и изменили ли.

Эти опросы немедленно принесли плоды: опрошенные с поражением теменной доли сказали, что вообще перестали видеть сны.

Темнота перед глазами

Солмс наблюдал еще один неожиданный пример. Он обнаружил отчеты об исчезновении сновидений у больных с поражением как правой, так и левой сторон сегмента, расположенного глубоко в середине лобной доли. У одного из пациентов такое поражение было вызвано ударом ножа в глаз - в результате ранения у негбыли повреждены обе стороны средней части мозга, у других была опухоль, которую называют глиома-бабочка из-за того, что она накрывает белое вещество словно крыльями.

Ткань в этой пораженной области называется белым веществом, поскольку в ней множество нейронных путей, покрытых блестящей белой жировой оболочкой. Эти пути позволяют нейронным сигналам на большой скорости преодолевать большие расстояния, - .

Но у Солмса было всего девять таких пациентов, и он боялся, что для серьезных научных выводов этого недостаточно. Поражения этой хорошо защищенной области встречались нечасто, но, когда Солмс решил обратиться к медицинским отчетам за предыдущие десятилетия, он наткнулся на настоящую золотую жилу.

Удивительно, но у материалах для исследования позаботилась не природа, а хирурги.

Пролетая над гнездом кукушки

В 1950–1960-х годах одним из методов лечения шизофрении и других бредовых расстройств была модифицированная версия префронтальной лоботомии - хирургической процедуры, которой усмирили Макмерфи, героя романа Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки». Хирурги обнаружили, что могли излечить пациентов от галлюцинаций, сделав разрез как раз в той области мозга, которая была повреждена у тех девяти пациентов Солмса, которые больше не видели снов.

Эта более мягкая версия операции называлась префронтальной лейкотомией. Солмс же был поражен: «Об этом черным по белому писали много лет, но никто не удосужился обратить на это внимание», - .

Солмс обнаружил, что большинство прооперированных, а такие операции производились в течение многих лет, также говорили о том, что перестали видеть сны. И у тех, кто подвергался операции, и у девяти пациентов из отчетов, найденных Солмсом, наблюдались сходные изменения в поведении. Они становились вялыми, апатичными, их ничего не интересовало. Все сходилось.

Солмс предположил, что дофамин включает сновидения - потому что лекарства, которыми лечат шизофреников и которые глушат галлюцинации, действуют просто и понятно: они блокируют подачу дофамина в вентромедиальный отдел переднего мозга.

Система «я этого хочу»

Вентромедиальный отдел переднего мозга - область белого вещества, которую иногда еще называют поисковой системой. В ходе экспериментов над животными стало известно, что она работает на полную мощь, когда у животного появляется мотив в виде удовлетворения его первичных потребностей или в получении удовольствия: поиск пищи или преследование полового партнера.

Эксперименты над животными прояснили многое, - .

Когда людей изучали с помощью медицинской визуализации, эта область мозга также вспыхивала, например у наркоманов, если им показывали слайды с изображением принадлежностей для наркоманских забав, или у курильщиков, отчаянно пытающихся отыскать сигарету. В общем, вентромедиальный отдел переднего мозга можно назвать системой «я этого хочу».

Солмс был убежден, что именно он - а не примитивный мозговой ствол, как считали другие ученые, - и является той важнейшей структурой, которая необходима для создания сновидений.

Работы Солмса оказали огромное влияние на понимание природы сновидений и подтолкнули других ученых к совершению любопытных открытий.

P.S. Если хотите раз в 2 недели получать самые интересные статьи из нашего блога, подписывайтесь

Мы все прекрасно знаем, что сон отражение внутреннего мира сновидца. Сон - это всегда он и о нем. Однако, я уверена, что это только часть правды. Наше бессознательное настолько многогранно и бесконечно, что человек не способен открыть все его тайны. Наше бессознательное это Вселенная, а сновидение - телескоп. Невероятно мощный телескоп, позволяющий увидеть и разглядеть многие тайны Вселенной, но они всего лишь маленькая песчинка в океане Бессознательного. Человечество тысячелетиями открывает эти тайны, но ему не дано открыть и миллионной доли Внутреннего Космоса. Да сновидение - это мир Сновидца, но не только.

Я глубоко убеждена, что сновидение - это такой же способ коммуникации между людьми, как речь, как письма и телефонные разговоры, с той лишь разницей, что наяву мы коммуницируем на уровне эго, а во сне на уровне нашего подсознания. Если представить канал коммуникаций в виде нитей, соединяющих человечество, то нити внешних коммуникаций прикреплены к головам людей, а нити сновидческих коммуникаций в районе пупка.

Свидетельством тому, что сновидения являются средством коммуникации между людьми служат всем известные случаи, когда мы видим во сне человека с которым не общались много лет, и сразу после этого получаем от него письмо или даже встречаемся. Кроме того, всем известны случаи, когда супруги после тяжелого развода перестают общаться, но при этом во снах часто видят друг друга.

Смею сравнить сновидения с черными дырами, при этом из планеты в черную дыру они превращаются в онтогенезе. Детям снятся очень прямолинейные сны. Если девочка поссорилась с подружкой, то с большой долей вероятности во сне она увидит эту самую подружку. Но с течением жизни сны усложняются, вступают в действие механизмы сновидения, обозначенные З.Фрейдом, такие как сгущения, смещения, преломления. Сновидений становится меньше, но они увеличивают плотность смысловой нагрузки, превращаясь в черную дыру, втягивающие в свое пространство социальную матрицу окружения человека.

Знаменитый сон Фрейда под названием «Ирма» именно об этом. Анализируя этот сон Фрейд предположил, что Ирма, как объект вместила в себя множество персонажей, окружающего Фрейда в социуме. Это и его старшая дочь, и сама Ирма – пациентка Фрейда, и другая пациентка Фрейда, страдающая удушьем. Но сон Ирмы имел и продолжение в виде смерти самого Фрейда. Он умер от раковой опухоли в ротовой полости, которая была так похожа на образование во рту Ирмы, увиденное Фрейдом во сне за 44 года до собственной смерти.

Сегодня можно предположить, что Ирма и есть сновидец, поглотивший в себя социальную матрицу окружения Фрейда, как черная дыра Вселенной.

Соответственно сон рождается не внутри, и не снаружи, а на стыке многогранных и многоликих миров. Сновидение рождается в ином измерении, не доступном нашему сознанию, но хорошо известному нашему бессознательному.

В качестве примера, я позволю себе привести собственное сновидение, увиденное мною в сентябре 2016 года и выстроить его ассоциативный ряд. Я покажу как мое сновидение как спрут охватывает разные социальные матрицы и втягивает в себя многие персонажи.

Итак, собственно сновидение, вернее его фрагмент.

Я иду в зоомагазин покупать какое-то домашнее животное и мне в нагрузку к нему дают многоэтажную клетку с диким животными. На каждом этаже клетке содержится одно животное. Снизу вверх: крокодил, волк, осел, жираф. Животные очень маленькие, карликовые, но они живые и имеют все повадки своих больших сородичей. Я ставлю клетку на стол. Через два дня я вдруг понимаю, что не кормила их. Я иду к холодильнику и вижу, что у меня есть только морковь. Я решаю покормить только верхние два этажа, а позже поискать где-нибудь мясо для хищников. Я подхожу к клетке и вижу, что звери спят как будто вперемешку. Жираф засунул голову на этаж осла. Лапа волка вроде тоже не на своем этаже находится. Но они настолько обессилены от голода, что не могут даже пошевелиться. Я даю морковь жирафу, но при этом очень удивляюсь тому как он будет ее есть, ведь это же не его пища, он же ест листья. Но жираф с удовольствием съедает морковь, обгрызая ее как кукурузу. Я иду в холодильник за следующей морковкой для осла, но вдруг вижу, что кто-то из детей (возможно мой сын) пытается дать морковь волку. Я не успеваю крикнуть, как это опасно, как волк изворачивается и умудряется перегрызть горло ослу на верхнем этаже. Мне становится очень страшно, и я понимаю, что надо пристрелить волка. Я иду просить об этом свою одноклассницу Свету Т., которая в это время принимает у меня ванну, и я точно знаю, что у нее ружье. Она выходит из ванны и подходит к клетке. Под ней образовывается лужа, и я не понимаю, то ли она описалась, то ли вода с нее натекла. Она соглашается пристрелить волка и достает ружье. Но я не могу на это смотреть и убегаю за дом. Я сижу на заднем дворе дома и жду, пока она выйдет. Но вдруг мне приходит мысль, что крокодил тоже хищник и его надо пристрелить. Я возвращаюсь, что бы попросить ее об этом, но вижу, как она выходит из подъезда.

Это не конец сна. Я привела лишь серединный фрагмент моего сновидения, который вызвал у меня наибольший эмоциональный отклик.

1. Почему клетка с животными?

За пару дней до сновидения я писала статью о контейнирующей функции сновидения, основная мысль которой сводилась к тому, что видимые в такого рода сновидениях образы выступают контейнерами, сейфами для вытесняемых чувств. Клетка с животными это явная иллюстрация моей статье, я как по ячейкам сейфа, по этажам клетки разложила в животных соответствующие чувства: аутоагрессию, агрессию, упрямство, безразличие.

2. Почему животных надо пристрелить?

Накануне сновидения я смотрела передачу В.Соловьева «Поединок», посвященную выводу абортов из системы ОМС. И там одна из участниц сказала фразу, которая меня зацепила «В нашей стране женщины имеют абортивное сознание». Весь день у меня эта фраза кружилась в голове. И я размышляла над тем, что наше общество в принципе имеет абортивное сознание. Для сохранения психического баланса и душевного равновесия нам легче проблему вырезать, чем ее решать.

Аборт – хирургическое удаление опухолей – вывоз инвалидов ВОВ в начале 50-х на Соловки – исключение из класса неудобного ребенка – развод – запрет абортов. Все, что не хочется решить, надо пристрелить.

Зачем кормить хищников, когда их можно просто пристрелить.

3. Кому нужно, что бы пристрелили животных?

Для кого характерно такой способ решения проблем? Ну конечно для детей. Если ребенок сталкивается с неприятностью он закрывает глаза. Мама показывает малышу фантик от конфеты и ругает его: - Ты опять съел конфету! Ну что ты закрываешь глаза?

А он закрывает глаза просто потому, что в сознании детей живет миф от то, что если он не видит проблему, то ее не существует. Соответственно абортивное сознание присуще детям, следовательно, наше обществ состоит из взрослых детей, имя которым инфантилы. Но, что будет, если мы все вдруг вырастим, как это скажется на обществе. Что такое взросление. Это сепарация, это автономное существование. Может ли быть сильным общество автономно существующих взрослых личностей? Есть ли у нас такое общество? Есть это Европа. Да это общество взрослых, там много благ, но как общество оно потерпело фиаско и иллюстрация тому толпы беженцев из третьего мира, шастающих через границу и держащих в страхе всю Европу. Европу может напугать один человек, неважно с ножом или ружьем. Андерс Беринг Брейвик застрелил 77 человек. А кто его остановил? Два чеченских подростка: Мовсар и Рустам. Они выросли в обществе инфантилов, но им не страшны ружья, потому, что они точно знают, что ружье перестанет стрелять, если по нему долго кидать камнями.

4. Кто должен пристрелить животных?

Самой животным стрелять страшно, надо, что бы это был взрослый. Почему же одноклассница? Все очень просто, сейчас я хожу на тренинг по социальной матрице сновидений, который организовала моя другая одноклассница. Она ведущая тренинга, она тренер, а значит она взрослая, а значит ей и ружье в руки. Но ее зовут Аня, а мне приснилась другая.

5. Почему именно Света Т.?

А потому, что в моем сне она Ирма. Одна ее нить ведет к тренеру сновидческой группы, а другая совсем к иному персонажу. К персонажу семейной системы моего мужа. Персонажу, который вызывает у меня сильнейшие чувства агрессии и ярости, о которых мне стыдно признаться даже самой себе. Чувства, которые мне приходится контейнировать и рассаживать по клеткам. Чувства, с которыми я не могу справиться, а значит их надо пристрелить. Этого персонажа зовут Света, и она занимается стрельбой из ружья. Конечно, можно предположить, что это сильно притянуто «за уши». Но, когда подобней механизм сновидений встречался и раньше, то можно говорить о закономерности моего бессознательного, а не о случайном совпадении. Месяц назад мне приснился сон, на котором я ехала на Лексусе, и боялась, что муж вернется к первой жене. Мне долго не давала покоя мысль почему именно Лексус. Ни у меня, ни у моих знакомых никогда не было Лексусов, я никогда и не думала о Лексусе. Все оказалась просто. Первую жену мужа, которая во сне вселяет в меня страх, зовут ЛЕна, отсюда и ЛЕксус. При этом, когда я рассказала мужу свой сон, он моментально считал эту ассциацию, а значит это не мираж, а реальность.

Почему я поделилась своим сновидением и ассоциациями к нему? Просто потому, что оно показывает насколько многогранно сновидение, сколько социальных матриц оно опутывает своей паутиной, сколько персонажей оно затягивает своей энергетикой, и рождается оно на стыке миллионов миров в неведомом нашему Эгу измерении млечного пути.

Ольга Ахрамеева

«Чтобы подготовить человека духовно

к самостоятельной жизни надо ввести

его в мир книг»

В. А. Сухомлинский.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников подготовительной группы №12.

Охватываемые образовательные области: коммуникативное развитие, познавательное развитие, социально-личностное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Проблема: снижение интереса к чтению художественной литературы.

Актуальность проекта: Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы. Актуальность выбранной темы определяется тем, что у детей снизился интерес к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Цель проекта: формировать устойчивый интерес к художественной литературе, развивать литературность речи, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Задачи проекта:

Познакомить детей с историей создания сказок;

Развивать у детей умение слушать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и рассуждать;

Развивать связную речь;

Развивать мышление, внимание, память, воображение;

Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;

Воспитывать бережное отношение к книгам, как результату труда многих людей;

Повышение компетентности родителей в вопросах знакомства детей с художественными произведениями – сказками.

Методическая работа по проекту

Формирование потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей;

Повышение профессионального уровня в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;

Развитие способности к самоанализу собственной педагогической деятельности;

Внедрение новых форм организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Вышеизложенные задачи решались посредством различных форм работы с детьми: это ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг; организованные занятия; свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы; сотрудничество с родителями по данной проблеме.

Процесс ежедневного чтения занимал не менее 30 минут в день. Целью ежедневного чтения являлось глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.

После того как книжка была мною прочитана, внимание детей фиксировала на ее содержании, показывала иллюстрации к ней.

Для меня главной целью рассматривания иллюстраций - вызвать детей на разговор. При рассматривании книг мне необходимо было учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.

Чтобы осуществить различные формы работы по приобщению детей к книге, в группе были созданы определенные условия:

Наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.

Наличие портретного фонда детских писателей.

Наличие грамматических словарей для воспитателей.

Организация книжного уголка.

Состав книг в групповом книжном уголке время от времени обновлялся или полностью, или частично не только потому, что книги изнашивались, но и потому, что процесс воспитания детей требовал их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В нашей группе организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Если обнаруживалась потрепанная книга, то мы совместно с детьми ее ремонтировали. В книжном уголке периодически организовывались тематические книжные выставки. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре». Экспонировались иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов. С моей помощью запомнили фамилии таких авторов, как А. С. Пушкин, К. И. Чуковский, Л. Н. Толстой, М. М. Пришвин, С. Я. Маршак, С. В. Михалков.

Проводились короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях. В ходе этих бесед выяснялось, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга. После бесед по прочитанным произведениям предлагалось выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит-дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усвоили такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок. Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя.

Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет

руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, то дети и сами становятся защитниками книги.

Изучая творчество А. С. Пушкина дети выполнили коллективную работу "У Лукоморья дуб зеленый. ", которая заняла I место в городском фестивале детского дошкольного творчества "Хрустальная капелька", а также сделали работу в нетрадиционной технике "Золотая рыбка".



Была организована выставка работ воспитанников "Мои любимые герои сказок", которые впоследствии были направлены на городской конкурс "Листая страницы любимой книги". После подведения итогов дети получили дипломы участников, а Нестерова Анастасия заняла I место.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ:

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

Заключение

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.