Сергей есенин подробная биография. Есенин Сергей Александрович – краткая биография. Последние годы жизни

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо , от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ ?

Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою ,
Легкодумна вспыльчивая связь , -
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь , спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: "Добрый вечер!"
Я отвечу: "Добры вечер, miss".

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, -
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925) – великий русский поэт, его лирические стихи представляли новокрестьянскую поэзию, а позднее творчество относится к имажинизму.

Детство

Вряд ли можно отыскать более русское место во всей огромной России, чем Рязанская губерния. Именно там, в Кузьминской волости в небольшом селе Константиново родился гениальный человек поэт Сергей Есенин, любивший свою Русь до щемящей боли в сердце. Так глубоко любить Родину, посвятить ей всю свою жизнь и творчество может лишь настоящий сын земли русской, коим и оказался маленький мальчик, появившийся на свет 3 октября 1895 года.

Семья Есениных была бедная крестьянская. Глава семейства Александр Никитич, будучи ещё ребёнком, пел в хоре при церкви. А в зрелом возрасте служил в московской мясной лавке, поэтому дома бывал наездами на выходные. Такая отцовская служба в Москве послужила поводом для разлада в семье, мать Татьяна Фёдоровна стала работать в Рязани, где сошлась с другим мужчиной Иваном Разгуляевым, от которого потом родила сына Александра. Поэтому Серёжу было решено отправить на воспитание к зажиточному старообрядцу-деду.

Так и получилось, что самое раннее детство Сергея прошло в деревне у бабушки с дедушкой по материнской линии. У деда с бабкой проживали ещё трое их сыновей, были они не женаты, с ними и прошли беззаботные детские годы поэта. Чего-чего, а отчаяния и озорства этим дядькам было не занимать, поэтому уже в три с половиной года они усадили маленького племянника на лошадь без седла и галопом пустили в поле. А потом было обучение плаванию, когда один из дядек сажал с собою маленького Серёжу в лодку, отплывал подальше от берега, снимал с него одежду и, как собачонку, бросал в реку.

Первые, ещё не совсем сознательные, стихи Сергей начал сочинять в раннем возрасте, толчком к этому послужили бабушкины сказки. По вечерам перед сном она очень много рассказывала их маленькому внуку, но у некоторых был плохой конец, это не нравилось Серёже, и он переделывал окончание сказок на свой лад.

Дед настоял, чтобы мальчик начал рано обучаться грамоте. Уже в пять лет Серёжа учился чтению по религиозной литературе, за что среди сельской детворы получил прозвище Серёга-монах, хотя слыл ужасным непоседой, драчуном и постоянно всё его тело было в ссадинах и царапинах.

А ещё будущему поэту очень нравилось, когда пела его мама. Уже в зрелом возрасте он обожал слушать её песни.

Учёба

В 1904 году, когда мальчику было 9 лет, его отдали в Константиновское земское училище. Обучение было четырёхклассное, но Есенин учился 5 лет. Несмотря на отличную успеваемость и постоянное чтение книжек, поведение у него было неудовлетворительное, за что и был оставлен на второй год. А выпускные экзамены всё-таки сдал на сплошные «пятёрки».

К этому времени родители Есенина снова сошлись, и у него родилась сестра Катя. Мама с папой хотели, чтобы Сергей стал учителем, поэтому после земского училища повезли его поступать в церковно-учительскую школу в село Спас-Клепики. В этот период он написал свои первые стихи:

  • «Воспоминания»,
  • «Звёзды»,
  • «Моя жизнь».

Чуть позже он составил два рукописных сборника стихов, его раннее творчество отличалось духовной направленностью. На каникулы Сергей приезжал к родителям в Константиново. Здесь он часто посещал дом местного священника, у которого была отличная церковная библиотека, Серёжа пользовался ею, возможно, это и сыграло роль в направлении его первых произведений. В 1911 году у Сергея родилась вторая сестрёнка Александра.

Переезд в Москву

В 1912 году Сергей окончил обучение в Спасо-Клепиковской школе, получил диплом, как «учитель школы грамоты» и сразу же уехал в Москву. Учительствовать он не стал, сначала устроился работать в мясную лавку, затем поступил в книготорговое товарищество «Культура», где немного послужил в конторе, после этого устроился помощником корректора в типографию. Работая на такой должности, у него появилась возможность сполна заниматься любимым делом – читать книги и писать стихи. Имея немного свободного времени, Есенин вступил в Суриковское литературно-музыкальное объединение, а также стал вольно слушать лекции на историко-философском отделении в Московском университете имени Шанявского.

В 1913 году на работе Сергей познакомился с Анной Изрядновой, которая трудилась там же на должности корректора. Они стали жить, не оформляя свои отношения официально, и в 1914 году у пары родился мальчик Юра (в 1937 его ложно обвинили и расстреляли). В это же время детский журнал «Мирок» напечатал стихи Сергея Есенина, это была первая публикация поэта.

Петроград, служба в армии и женитьба

В скором времени Есенин оставил свою гражданскую супругу с ребёнком и в 1915 году уехал в Петроград, где произошло его знакомство с поэтами Городецким и Блоком, им он читал свои стихи. Там его призвали на войну, но его новые друзья похлопотали и выбили для начинающего поэта назначение в Царскосельский военно-санитарный поезд, который принадлежал Государыне Императрице Александре Фёдоровне. Во время этой службы Есенин особенно сблизился с так называемыми новокрестьянскими поэтами.

В 1916 году увидел свет первый сборник стихов поэта «Радуница», который принёс ему популярность. Есенина стали часто приглашать в Царское Село, где он читал свои стихи императрице и её дочерям. Это были красивые лирические произведения о русской природе и старой Руси, которые всплывали в его памяти из материнских песен и бабушкиных сказок.

В 1917 году Есенин познакомился с актрисой Зинаидой Райх, с которой в скором времени обвенчался в церкви Вологодской губернии, а потом состоялась свадьба в питерской гостинице «Пассаж». В браке родилось двое детей – голубоглазая и белокурая дочь Таня, и сын Костя. Однако и эту семью Сергей оставил, когда его жена ещё была беременна вторым ребёнком. В 1921 году они официально оформили развод.

Имажинизм

В этот период, во многом благодаря знакомству с поэтом Анатолием Мариенгофом, Есенин увлёкся таким направлением в поэзии, как имажинизм. Увидели свет несколько его новых сборников:

  • «Исповедь хулигана»,
  • «Трерядница»,
  • «Стихи скандалиста»,
  • «Москва кабацкая»,
  • поэма «Пугачёв».

В 1921 году Есенин отправился путешествовать в Среднюю Азию, побывал в Ташкенте, Бухаре и Самарканде, потом поехал в Оренбургскую область и на Урал. Он гулял там по окрестностям и любовался природой здешних краёв, слушал местную музыку и поэзию, принимал участие в литературных вечерах, где читал для публики свои стихи.

Айседора Дункан

Вернувшись из Ташкента, в конце 1921 года у своего знакомого Якулова, Сергей познакомился с Айседорой Дункан, знаменитой танцовщицей из Америки. Поэт не знал английского языка, Айседора не могла свободно изъясняться на русском, тем не менее между ними вспыхнули чувства, причём весьма серьезные, потому что уже через полгода они поженились. Когда он читал ей свои стихи, она не понимала слов, но характеризовала это так: «Я слушала их потому, что это была музыка, и я чувствовала своим сердцем, что их написал гений» .

Общаясь лишь на языке жестов и чувств, они были настолько очарованы друг другом, что своим романом поражали даже самых близких друзей поэта, ведь Айседора была старше Сергея на 18 лет. Весной 1922 года Дункан предстояли длительные гастроли по Европе, куда с ней отправился и её Сергей Александрович, так всегда называла Есенина Айседора.

Поэт побывал во Франции и Бельгии, Германии и Италии, потом довольно длительное время жил в США. Однако там он понял, что здесь его считают лишь тенью великой Айседоры, начал слишком увлекаться алкоголем, что привело к скорому разрыву между супругами. Как говорила сама Дункан: «Я увезла Есенина из России, чтобы спасти его талант для человечества. Я отпускаю его обратно, потому что поняла: без России он жить не может» .

Возвращение в Россию

В конце лета 1923 года Сергей Есенин вернулся на родину. Здесь у поэта случился ещё один непродолжительный роман с переводчицей Надеждой Вольпин, от которого родился сын Александр. В газете «Известия» публиковались записи поэта об Америке «Железный Миргород».

В 1924 году Есенин снова стал увлекаться путешествиями по стране, много раз ездил на родину в Константиново, несколько раз за год побывал в Ленинграде, потом были поездки на Кавказ, в Азербайджан.

Вернувшись в Москву, Есенин всё чаще стал спорить с Мариенгофом, между ними начались разногласия и Сергей заявил, что уходит от имажинизма. После чего он всё чаще становился героем местных газет, которые писали о его драках, пьянстве и дебошах.

Осенью 1925 года он третий раз официально женился, его супругой стала Софья Толстая, внучка писателя Льва Николаевича. Но счастливым брак не получился изначально, постоянные пьянки поэта приводили к ссорам. Его состоянием была обеспокоена не только жена, но и советская власть. В конце осени Софья решила вопрос о госпитализации Есенина в московскую психоневрологическую клинику, об этом знали только самые близкие поэта. Но из клиники он сбежал, снял с книжки в сберкассе все деньги и уехал в Ленинград, где поселился в гостинице «Англетер».

Смерть поэта и память о нём

В этой гостинице, в номере № 5, 28 декабря 1925 года Сергей был найден мёртвым.
Уголовное дело правоохранительные органы возбуждать не стали, несмотря на то, что на теле имелись признаки насильственной смерти. До сих пор официально существует одна-единственная версия – самоубийство. Она объясняется той глубокой депрессией, в которой поэт находился последние месяцы жизни.

Есенина похоронили в последний день уходящего 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

В 80-е годы появились и всё больше стали развиваться версии о том, что поэта убили, а потом инсценировали самоубийство. Такое преступление приписывают людям, работавшим в те годы в ОГПУ. Но пока всё это так и остаётся лишь версиями.

Великий поэт успел за свою такую короткую жизнь оставить потомкам, живущим на Земле, бесценное наследие в виде своей поэзии. Тонкий лирик со знанием народной души мастерски описывал в своих стихах крестьянскую Русь. Многие его произведения положены на музыку, получились превосходные романсы.

Благодарная Россия помнит своего гениального поэта. Во многих городах установлены памятники Сергею Есенину, открыты и действуют дома-музеи в Константиново, Спас-Клепиках, в Санкт-Петербурге и Воронеже, Ташкенте и Баку.

Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925) родился 3 октября 1895 года в Рязанской губернии в селе Константиново (современное название - Есенино) в небогатой крестьянской семье. Свое детство Сергей провел в доме деда, начетчика-старообрядца.

В 1904 году Есенин поступил в четырехклассное земское училище, которое закончил в 1909 году с отличием. Затем он продолжил обучение в закрытой церковно-приходской школе в селе Спас-Клепики. В 1912 году Есенин закончил обучение и получил диплом учителя.
Вскоре Сергей Александрович переезжает в Москву, работает в конторе книгоиздательства "Культура", в типографии И.Д.Сытина.
Есенин много занимается самообразованием, много читает, ходит на лекции в Народный университет имени А.Шанявского. В 1914 году в детском журнале "Мирок" опубликовано первое стихотворение Есенина - "Береза".

В 1915 году поэт переезжает в Петербург, чтобы быть в самой гуще литературной жизни. В Петербурге Есенин сблизился с членами литературной группы "Краса" Н.А.Клюевым, А.М.Ремизовым, С.М.Городецким, которые в своем творчестве воспевали быт русской деревни.

В 1916 году Сергей Есенин издает первый сборник своих стихов "Радуница", центральным образом в котором являлась крестьянская Русь. В это время поэт знакомится с Горьким, с Блоком.

Октябрьскую революцию Сергей Есенин принял восторженно, свое отношение к ней поэт выразил в поэмах "Отчарь" (1917), "Октоих" (1918), "Инония" (1918), "Пантократор" (1919).

В 1919 году Есенин вместе с В.Шершеневичем, Р.Ивневым, А.Мариенгофом создает новое литературное течение - имажинизм. В своем творчестве Сергей Есенин широко использует народные поэтические традиции, его стихи проникнуты необыкновенной лиричностью.

В то же время Есенин пишет и эпические произведения - поэмы "Пугачев" (1920 - 21), затем, после поездки в 1922 - 23 по Европе и США, поэтом написана "Баллада о двадцати шести" (1924), "Анна Снегина" (1925).

Последние дни жизни Сергея Есенина наполнены ощущением обреченности, поэту кажется, что что он становится поэтическим анахронизмом, которому не остается места в окружающем мире. Эта депрессия привела к тому, что 28 декабря, в Ленинграде, Есенин покончил с собой. Похоронен поэт в Москве, на Ваганьковском кладбище.

С ергей Есенин не сразу нашел свое литературное кредо: он бросался из одного направления в другое. Сначала выступал в лаптях и рубахе с новокрестьянскими поэтами, затем, облачившись в пиджак и галстук, создавал с имажинистами новую литературу. В конце концов он отказался от всех школ и стал свободным художником, заявив: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».

«Я отвоевал свою свободу»: детство и юность Сергея Есенина

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Жизнь в русской глубинке с раннего детства вдохновляла мальчика, и уже в девять лет он написал свои первые стихи.

Родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна. 1905. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин (третий справа) среди односельчан. 1909-1910. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин с сестрами Катей и Шурой. 1912. Фотография: cameralabs.org

Начальное образование Сергей Есенин получил в земской школе - будущий поэт закончил ее с отличием. Однако, как он позже вспоминал, учеба никак не отразилась на его становлении и не оставила ничего, «кроме крепкого знания церковнославянского языка» . Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали в Спас-Клепиковскую учительскую школу: родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем. Но Есенин свое призвание видел в поэзии, поэтому в школе продолжал писать стихотворения. Он даже пытался издать в Рязани свой сборник «Больные думы», но книгу не напечатали.

После окончания школы, летом 1912 года, Сергей Есенин приехал в Москву : осенью он должен был поступать в Московский учительский институт. Но наперекор решению родителей устроился в книгоиздательство «Культура» и отказался учиться. «Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи. <...> Эх, теперь, вероятно, ничего мне не видать родного. Ну что ж! Я отвоевал свою свободу» , - писал он другу Григорию Панфилову.

Есенин присылал свои стихи в московские журналы, но их не публиковали. В одном из писем Панфилову поэт признавался: «Особенно душило меня безденежье, но я все-таки твердо вынес удар роковой судьбы, ни к кому не обращался и ни перед кем не заискивал» . Чтобы иметь средства к существованию, молодой поэт подрабатывал продавцом в книжном магазине.

В 1913 году он стал вольнослушателем историко-философского цикла в Московском городском народном университете имени Альфонса Шанявского. Занятия проходили по вечерам, поэтому Есенин легко совмещал их с дневной работой. В это время он служил в типографии Товарищества Ивана Сытина . Сначала работал экспедитором, затем - помощником корректора.

В этот период Есенин увлекся идеями социал-демократической партии. Поэт распространял политические листовки, выступал перед рабочими в заводских районах и агитировал их бороться за свои права. 23 сентября 1913 года Есенин участвовал в общемосковской забастовке против гонений на пролетарскую печать. О происходящем поэт сообщал Панфилову: «Там возле тебя мирно и плавно текут, чередуясь, блаженные дни, а здесь кипит, бурлит и сверлит холодное время, подхватывая на своем течении всякие зародыши правды, стискивает в свои ледяные объятия и несет бог весть куда в далекие края, откуда никто не приходит» .

Аресты демонстрантов, полицейские репрессии, гонения на рабочую печать - все это юный поэт остро переживал и отражал в своих стихотворениях. К тому времени у Есенина собралась книга стихов «Радуница». Некоторые сочинения из сборника он отправил в петербургские журналы, но ни одного ответа так и не получил. Зато московские издания стали печатать поэта: детский журнал «Мирок» опубликовал стихотворения «Береза», «Воробышки», «Пороша», «Село», «Пасхальный благовест», а большевистская газета «Путь правды» напечатала стихотворение «Кузнец».

Скитания поэта в столице

Сергей Есенин (слева) с друзьями. 1913. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин. 1914. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин. Фотография: cameralabs.org

Вскоре жизнь в Москве стала угнетать Есенина. Город все больше казался поэту литературной провинцией, мимо которой проходила реальная общественная и культурная жизнь страны. В письме Панфилову он сетовал: «Москва - это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга » . Так родилось решение переехать в столицу.

В 1915 году Есенин прибыл Петроград. Он сразу отправился к своему авторитету в мире литературы - Александру Блоку . Тот познакомил его с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким. Известные петроградские авторы дали юноше рекомендательные записки в редакции журналов, и наконец стихи Есенина появились в столичных изданиях.

Лето 1915 года поэт провел в родной деревне. Здесь он подготовил рукопись сборника «Радуница», написал стихотворения «Белая свитка и алый кушак…», «Разбойник», повесть «Яр» , рассказы «Бобыль и Дружок» и «У белой воды» . Поэт собирал народные песни, сказки, частушки и загадки - позже они вошли в сборник «Рязанские побаски, канавушки и страдания».

Вернувшись в Петроград Сергей Есенин стал членом объединения крестьянских писателей «Краса». Вместе с его участниками поэт впервые выступил на открытом литературном вечере. По словам Городецкого, это был «первый публичный успех Есенина» . Вскоре «Краса» распалась, и Сергей Есенин перешел в литературно-художественное общество «Страда». Несмотря на большой успех, он едва сводил концы с концами: выступления почти ничего не приносили.

Поэзия Сергея Есенина

В 1916 году вышел первый сборник - «Радуница». О Есенине заговорили как о самобытном поэте-лирике, художнике «дивных красок», творце, у которого есть будущее. Сам поэт писал: «Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других» .

Вскоре после выхода книги Есенина призвали в армию. Благодаря ходатайству полковника Дмитрия Ломана поэт отправился не на фронт Первой мировой войны , а в Петроградский резерв военных санитаров, оттуда - в Царскосельский лазарет. Своим покровительством Ломан рассчитывал приблизить к себе Есенина и сделать из него придворного поэта. Однако этот расчет не оправдался. Поэт написал ряд свободолюбивых стихотворений: «За темной прядью перелесиц», «Синее небо, цветная дуга...», «Микола».

«Неприятности» настигли Есенина в феврале 1917 года, когда он вновь «отказался написать стихи в честь царя» , - вольнолюбивого поэта отправили на фронт в дисциплинарный батальон. Однако попасть на войну он не успел: началась Февральская революция , вслед за которой все решения царского режима были отменены. В этот период Есенин создал цикл поэм «Товарищ» , «Певущий зов», «Отчарь» и «Октоих», в которых возник образ революции. Сам поэт признавался, что «первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно» .

В марте 1918 года Есенин приехал в Москву. Здесь поэт подготовил к печати сборники стихов «Голубень», «Преображение» и «Сельский часослов», написал теоретический трактат «Ключи Марии» о творчестве и литературе, сочинил поэмы «Инония» и «Иорданская голубица» с библейскими мотивами. Несмотря на то что Сергей Есенин с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, он тяжело переживал ломку крестьянского быта. Эти печальные, ностальгические настроения легли в основу поэмы «Сорокоуст».

Поэт в «передовой линии имажинизма»

Сергей Есенин (слева) и поэт Сергей Городецкий. 1915. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин (справа) и поэт Леонид Каннегисер. 1915. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин (справа) и поэт Николай Клюев. 1916. Фотография: cameralabs.org

На одном из поэтических вечеров 1918 года Сергей Есенин вместе с Анатолием Мариенгофом , Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым решили создать новую школу поэзии - имажинизм. Главной идеей этого литературного направления стала независимость образа (по-латински imago) от действительности. В 1919 году поэты опубликовали декларацию имажинизма. Основной пункт программы они описывали так: «Образ как самоцель. Слово требует освобождения от идеи. <...> Поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова» .

Идеи имажинистов звучали провокационно, но не свежо: декаденты пропагандировали освобождение поэзии от смысла еще до революции. Есенин быстро убедился в несостоятельности новой программы, а основные ее положения позже раскритиковал в статье «Быт и искусство».

Однако порвать отношения с имажинистами Есенину сразу не удалось - он слишком привык к постоянным совместным кутежам. Разгульный образ жизни отразился на творчестве поэта: он создал цикл стихотворений «Москва кабацкая». Из лирики исчезла жизнерадостность и деревенские зарисовки, на смену пришли мрачные пейзажи ночного города, где бродит потерянный лирический герой.

Повседневный быт угнетал поэта: «Живу я как-то по-бивуачному, - жаловался он в одном из писем, - без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко» .

Выход из этого положения Есенин нашел в творчестве. Поэт работал над драматической поэмой «Пугачев» и решил отправиться в путешествие по местам пугачевского движения. В 1921 году Есенин уехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. В поездке поэт закончил поэму и смог отвлечься. Новое произведение публика приняла радушно. Максим Горький писал: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью» , а режиссер Всеволод Мейерхольд планировал поставить поэму в театре РСФСР-1 .

Весной 1922 года Сергей Есенин уехал за границу. Он побывал в Германии , Бельгии, Франции , Италии , Америке. Впечатления поэта от зарубежной поездки были противоречивыми. В своих письмах он отмечал внешнюю красоту - «после нашей разрухи здесь все прибрано и выглажено под утюг» . Но в то же время он не чувствовал в этом духовности: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. <...> Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину» . В путешествии Есенин продолжал работать. Он начал писать драматическую поэму «Страна негодяев» , сделал наброски поэмы «Чёрный человек» .

Личная жизнь Сергея Есенина

С Анной Изрядновой Сергей Есенин познакомился в 1913 году в типографии Сытина. Вместе они не только работали, но учились в университете Шанявского. Вскоре у них завязался роман. Изряднова вспоминала: «Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать - «они нехорошие». Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит... Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить» .

Через несколько месяцев после знакомства Есенин и Изряднова начали жить вместе. Есенин почти сразу разочаровался в семейной жизни: свое предназначение он видел в литературе и поэтическом успехе. Изряднова чувствовала себя помехой: «Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоем)» . В 1915 году у них родился сын Юрий, а Есенин оставил Анну.

Первой официальной женой Есенина стала Зинаида Райх . Они познакомились весной 1917 года. К тому моменту Есенин уже был известным поэтом, а она работала секретарем-машинисткой в газете «Дело народа». Есенины жили в Орле , затем переехали в Петроград, оттуда в 1918 году - в Москву. Семейная жизнь вновь не ладилась, и поэт ушел от Райх. Официально они развелись только в 1921 году. В браке у Есениных родилось двое детей - дочь Татьяна и сын Константин.

Сергей Есенин с женой Айседорой Дункан. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин с женой Айседорой Дункан. Фотография: cameralabs.org

Осенью 1921 года Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан . Американская танцовщица приехала в страну на гастроли. Чувства между поэтом и артисткой вспыхнули практически сразу. «Это была глубокая взаимная любовь» , - писал Сергей Городецкий. «Конечно, - добавлял он, - Есенин был влюблен столько же в Дункан, сколько в ее славу, но влюблен был не меньше, чем вообще мог влюбляться» .

В 1922 году Сергей Есенин и Айседора Дункан поженились. Литератор решил сопровождать свою жену на гастролях в Западной Европе и США. Сам он планировал за границей вести творческую пропаганду родины. Друзьям поэт заявлял: «Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт» . Властям обещал наладить в Берлине издательство книг русских поэтов, а в Америке - урегулировать отношения между советским государством и Штатами.

В Советский Союз пара возвратилась в 1923 году, и вскоре супруги расстались. Есенина и Дункан многое разделяло: разница в возрасте (танцовщица была старше поэта на 17 лет), языковой барьер, разница в мировоззрении. Общий товарищ Сергей Коненков писал: «Дункан была яркая, необычная фигура. Она много дала Есенину, но еще больше забрала у него нравственных и душевных сил» .

Сергея Есенина «всегда тяготила семейная неустроенность, отсутствие своего угла» , - писала сестра поэта Александра. Это ощущение не оставило литератора и с новыми отношениями. В 1925 году Есенин познакомился с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого . Через несколько месяцев они поженились. Но и этот брак не осчастливил Есенина: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать» . С Софьей Толстой поэт развелся через полгода совместной жизни.

Болезнь и смерть Сергея Есенина

На родину поэт вернулся только через год. Он распрощался со всеми литературными направлениями, к которым себя когда-то причислял, и заявил: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт» . Он решил стать «певцом новой жизни» и написал историко-революционную поэму «Песнь о великом походе», героическую повесть «Поэма о 36» , стихотворение о революции «Воспоминание».

В сентябре 1924 года Есенин отправился в закавказские республики. За полгода своего путешествия он выпустил две книги стихов - «Русь Советскую» и «Страну Советскую», написал «Балладу о двадцати шести» , стихотворения «Письмо к женщине» , «Мой путь», «Капитан земли», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Цветы», «Памяти Брюсова», начал поэму «Анна Снегина» и цикл стихов «Персидские мотивы».

Иногда поэт приезжал в родную деревню. Здесь он создал стихотворения «Возвращение на родину», «Отговорила роща золотая...», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Видно, так заведено навеки...». Деревенские впечатления позже легли в основу других произведений поэта: «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Не вернусь я в отчий дом...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело...».

К середине 1925 года на смену плодотворному творческому периоду Есенина пришла полоса душевного кризиса. Пессимистические настроения и расшатанные нервы осложнялись физическим недомоганием. Врачи настояли, чтобы поэт прошел курс лечения в психоневрологической клинике.

В больнице Есенин продолжал работать. Здесь он написал «Не гляди на меня с упреком…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Может, поздно, может, слишком рано…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…», которые вошли в цикл «Стихи о которой…». Так и не долечившись в клинике, литератор решил резко порвать с прошлым и уехал в Ленинград. Однако обрести покой писателю не удалось: его постоянно посещали старые знакомые. 28 декабря 1925 года, ослабленный болезнью и депрессивными мыслями, поэт покончил с собой. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.

1. На первых своих публичных выступлениях Сергей Есенин вел себя как необразованный деревенский мужик и говорил голосом, как сказал Владимир Маяковский в своем очерке, словно «ожившее лампадное масло»: «Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем... мы уж как-нибудь... по-нашему... в исконной, посконной» . В литературных салонах поэт и внешне подражал деревенскому парню: чаще всего одет он был в белую рубаху с вышивкой, лапти или валенки, и с гармошкой в руках. Маяковский считал, что таким образом Есенин «рекламировал» свою крестьянскую поэзию, и даже поспорил с ним, что тот «все эти лапти да петушки-гребешки» вскоре оставит. И действительно, как только отношения с крестьянскими поэтами у Есенина разладились, стиль одежды его тоже изменился. Встретив молодого стихотворца уже после революции в галстуке и пиджаке, Маяковский требовал отдать проигрыш.

2. В своем произведении «Пугачев» Сергей Есенин больше всего любил монолог Хлопуши. Он всегда читал его с особым упоением. Максим Горький, присутствовавший на одном из чтений, вспоминал: «Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчеркивало каменные слова Хлопуши» .

3. Монолог Хлопуши долгое время был визитной карточкой Есенина - исполнение автора даже записали на фонограф. На сохранившейся аудиозаписи выступления Есенина отчетливо слышен рязанский акцент: «е» автор произносит как «ей», «о» - как «оу».

4. После возвращения в Москву из зарубежного путешествия Сергей Есенин опубликовал свой стихотворный сборник «Москва кабацкая» в журнале имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В двух предыдущих номерах издания произведения располагались в алфавитном порядке фамилий авторов, в этом же выпуске есенинский цикл следовал за стихами Анатолия Мариенгофа. Этот факт задел Есенина, о чем он сообщил Ассоциации вольнодумцев: «В журнале же «Гостиница» из эстетических чувств и чувств личной обиды отказываюсь участвовать окончательно, тем более что он мариенгофский. Я капризно заявляю, почему Мариенгоф напечатал себя на первой странице, а не меня» .

5. Как-то в разговоре с Мариенгофом Есенин похвастался: «А ведь у меня, Анатолий, за всю жизнь женщин тысячи три было» . На недоверчивую фразу: «Вятка, не бреши!» - поправил: «Ну, триста <...> Ну, тридцать» . Говоря о своих сердечных победах, поэт часто привирал в цифрах, но настоящих влюбленностей у него было немного. Сам Есенин оправдывал свою несостоятельность в семейной жизни любовью к поэзии и искусству.

6. Несмотря на то что в своих стихах Есенин часто писал о деревне, в родном Константинове поэт бывал редко. Анатолий Мариенгоф вспоминал: «За четыре года, которые мы прожили вместе, всего один раз он [Есенин] выбрался в свое Константиново. Собирался прожить там недельки полторы, а прискакал через три дня обратно, отплевываясь, отбрыкиваясь и рассказывая, смеясь, как на другой же день поутру не знал, куда там себя девать от зеленой тоски» . Поэт стремился стать городским жителем и в нарядах, и в образе жизни. Даже в зарубежных поездках ему больше всего нравилась «цивилизация».

Дата рождения:

Место рождения:

Село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Ленинград, СССР

Гражданство:



Род деятельности:

Годы творчества:

Направление:

Новокрестьянские поэты (1914-1918), имажинизм (1918-1923)

Язык произведений:

Профессиональная жизнь

Есенинская символика

Личная жизнь

Улицы, бульвары

Памятники

Прижизненные

Основные

Киновоплощения

(21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния - 28 декабря 1925, Ленинград) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма.

Биография

Родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

По окончании, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Профессиональная жизнь

В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.

В 1915 году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» - 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал в стилизованной «народной» одежде, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерями в Царском Селе.

В 1915-1917 годы Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером, впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого.

В 1917 познакомился и 4 июля того же года обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда. В конце 1919 (или в 1920) Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Сергей Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом.

К 1918 - началу 1920-х относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов.

В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта - «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба - 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв».

В 1921 году поэт ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Несмотря на неформальный характер визита, Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев, Есенин любил бывать в старом городе, чайханах старого города и Урды, слушать узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями. Он совершил также короткую поездку в Самарканд.

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца), где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.

В одной из последних поэм - «Страна негодяев» - поэт очень резко пишет о лидерах современной ему России, что некоторыми могло восприниматься как обличение советской власти. Это привлекло повышенное внимание к нему со стороны правоохранительных органов, в том числе и работников милиции и ОГПУ. В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением (особенно во второй четверти 1920-х годов) иногда сам давал основание для подобного рода критики со стороны своих недоброжелателей. Правление Союза писателей СССР пыталось принять участие в излечении поэта, неоднократно принуждало его лечиться в психиатрических клиниках и курортах, но по-видимому, это не дало результатов. В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти все время поэта. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз в Константиново.

В 1924-1925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустил сборник стихов в типографии «Красный восток», печатался в местном издательстве. Есть версия о том, что здесь же, в мае 1925 года, было написано стихотворное «Послание "евангелисту" Демьяну». Жил в селении Мардакян (пригород Баку). В настоящее время здесь находятся его дом-музей и мемориальная доска.

В 1924 году Сергей Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группировки.

В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 23 декабря 1925 года Есенин покинул клинику и уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер».

Есенинская символика

Из писем Есенина 1911-1913 годов вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910-1913 годов, когда им было написано свыше 60 стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Береза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поет зима - аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.).

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.). «В декабре он бросает работу и отдаётся весь стихам, пишет целыми днями», - вспоминает Изряднова. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письме Панфилову он пишет: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового». Позже поэт отмечал: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы».

В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. В письме к Николаю Клюеву Есенин сообщал: «Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу «крестьянских» поэтов «Краса».

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. М. Горький писал Р. Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

В начале 1916 года выходит из печати первая книга Есенина «Радуница». В названии, содержании большей части стихотворений (1910-1915) и в их отборе видна зависимость Есенина от настроений и вкусов публики.

Творчество Есенина 1914-1917 годов предстает сложным и противоречивым («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др. стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. В книге «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов». Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, это и есть Есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди». И дальше:

Позднее Есенин говорил: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Герой лирики молится «дымящейся земле», «На алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине: «Моя лирика, - говорил позже Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве».

В дореволюционном поэтическом мире Есенин Русь многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и весёлая, справляющая «праздники победные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» (1916) поэт зовёт Русь - «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «весёлой вере», которой теперь привержен он сам. В стихотворении «тучи с ожереба…» (1916) поэт словно бы предсказывает революцию - «преображение» России через «муки и крест», и гражданскую войну.

И на земле и на небе Есенин противопоставляет лишь добрых и злых, «чистых» и «нечистых». Наряду с Богом и его слугами, небесными и земными, у Есенина в 1914-1918 годах действует возможная «нечисть»: лесная, водяная и домашняя. Злая судьба, как думал поэт, коснулась и его родины, наложила свою печать на её образ:

Но и в эти предреволюционные годы поэт верил в то, что заколдованный круг будет разорван. Верил потому, что считал всех «тесной родней»: значит, должно наступить такое время, когда все люди станут «братьями».

Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле - важнейший принцип художественной композиции Есенина. Отсюда один из основных законов его мира - всеобщий метафоризм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все они, по Есенину, дети единой материи-природы. Его дореволюционное творчество отмечено поисками своей концепции мира и человека, которую окончательно сформулировать и помогла поэту революция. В его поэзии мы видим как очеловеченную природу, так и «оприродованного» человека, которому присущи «растительные», «животные» и «космические» черты.

Личная жизнь

В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян в 1937 году).

В 1917-1921 годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой Николаевной Райх, впоследствии женой Всеволода Мейерхольда. Свой «мальчишник» перед венчанием Сергей Есенин устроил в Вологде, в деревянном доме по Малой Духовской улице (ныне ул. Пушкинская, д. 50). Венчание Сергея Есенина и Зинаиды Райх произошло 30 июля 1917 года в церкви Кирика и Иулитты деревни Толстиково Вологодского уезда. Поручителями жениха были Павел Павлович Хитров, крестьянин из деревни Ивановской Спасской волости, и Сергей Михайлович Бараев, крестьянин из села Устья Устьянской волости, поручителями невесты - Алексей Алексеевич Ганин и Дмитрий Дмитриевич Девятков, купеческий сын из города Вологды. А свадьба происходила в здании гостиницы «Пассаж». От этого брака родились дочь Татьяна и сын Константин - впоследствии футбольный журналист.

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он женился 2 мая 1922 года. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе и США. Их брак был краток и в 1923 году Есенин вернулся в Москву.

12 мая 1924 года у Есенина родился сын Александр от переводчицы Надежды Вольпин - впоследствии известный математик и деятель диссидентского движения.

Осенью 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз - на Софье Андреевне Толстой, внучке Л. Н. Толстого.

Гибель

Советская власть беспокоилась о состоянии Есенина. Так, в письме Х. Г. Раковского к Ф. Э. Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит «спасти жизнь известного поэта Есенина - несомненно самого талантливого в нашем Союзе», предлагая: «Пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…». На письме резолюция Дзержинского, адресованная к его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Д. Герсону: «М. б., Вы могли бы заняться?» Рядом пометка Герсона: «Звонил неоднократно - найти Есенина не мог».

28 декабря 1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повешенным на трубе парового отопления. Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью, и по свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать кровью.

По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось. В 1970-1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ.

В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «… опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения… являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева).

Поэзия

С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-1923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).

Список песен на стихи Сергея Есенина

На стихи Есенина написано множество песен:

В 2005 году вышел в свет сборник песен «В этом мире я только прохожий…» на стихи Сергея Есенина в исполнении заслуженного артиста России Анатолия Тукиша.

Память

  • Парк Есенина в Невском районе Санкт-Петербурга на территории Веселого поселка рядом со станцией метро «Улица Дыбенко».
  • Музей Есенина в Спас-Клепиках
  • Рязанский Государственный Университет им. С. А. Есенина
  • Соционический тип (ИЭИ)

Улицы, бульвары

  • Улица Есенина в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
  • Улица Есенина в Новомосковске
  • Улица Есенина в Новосибирске
  • Улица Есенина в Брянске
  • Улица Есенина в Рязани
  • Улица Есенина в Набережных Челнах
  • Улица Есенина в Харькове
  • Улица Есенина в Николаеве (Корабельный р-н)
  • Бульвар Есенина в Екатеринбурге
  • Бульвар Есенина в Липецке
  • Есенинский бульвар в Москве, ЮВАО, Кузьминки
  • Улица Есенинская в Курске
  • Улица Есенина в Минске
  • Улица Есенина в Сызрани
  • Улица Есенина в Кривом Роге
  • Улица Есенина в Нижнем Новгороде
  • Улица Есенина в Ставрополе
  • Улица Есенина в Белгороде
  • Улица Есенина в Саранске
  • Улица Есенина в Перми
  • Улица Есенина в Россоши
  • Улица Есенина в Прокопьевске
  • Улица Есенина в Краснодаре
  • Улица Есенина в Баку
  • Улица Есенина в Тюмени
  • Улица Есенина в Ташкенте
  • Улица Есенина в Южно-Сахалинске
  • Улица Есенина в Подгороденке, пригороде Владивостока

Памятники

  • Памятник в Воронеже
  • Памятник на Тверском бульваре в Москве
  • Барельеф в Москве
  • Памятник на Есенинском бульваре в Москве
  • Памятник в Рязани
  • Памятник на улице Есенина в Санкт-Петербурге
  • Памятник в Таврическом саду в Санкт-Петербурге
  • Памятник в Краснодаре
  • Памятник в Иркутске
  • Памятник в селе Константиново
  • Памятник в Ташкенте
  • Бюст в Иваново
  • Бюст в Спас- Клепиках

Издания

Прижизненные

  • Есенин С. А. Радуница. - Петроград: Издание М. В. Аверьянова, 1916. - 62 с.
  • Есенин С. А. Иисус-младенец. - М.: Сегодня, 1918. - ??? с.
  • Есенин С. А. Голубень. - М.: Революционный социализм, 1918. - ??? с.
  • Есенин С. А. Радуница. - 2-е изд. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. - ??? с.
  • Есенин С. А. Сельский часослов. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. - ??? с.
  • Есенин С. А. Преображение. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. - ??? с.
  • Есенин С. А. Голубень. - 2-е изд. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. - ??? с.
  • Есенин С. А. Ключи Марии. - М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. - ??? с.
  • Есенин С. А. Трерядница (издательство, год и место издания не обозначены)
  • Есенин С. А. Триптих. Поэмы. - Берлин: Скифы, 1920. - ??? с.
  • Есенин С. А. Россия и Инония. - Берлин: Скифы, 1920. - ??? с.
  • Есенин С. А. Исповедь хулигана. - 1921. - ??? с.
  • Есенин С. А. Преображение. - 2-е изд. - М.: Имажинисты, 1921. - ??? с.
  • Есенин С. А. Трерядница. - 2-е изд. - М.: Имажинисты, 1921. - ??? с.
  • Есенин С. А. Радуница. - 3-е изд. - М.: Имажинисты, 1921. - ??? с.
  • Есенин С. А. Пугачев. - М.: Имажинисты, 1922. - ??? с. (год издания указан ошибочно)
  • Есенин С. А. Пугачев. - 2-е изд. - Петроград: Эльзевир, 1922. - ??? с.
  • Есенин С. А. Пугачев. - 3-е изд. - Берлин: Русское универсальное издательство, 1922. - ??? с.
  • Есенин С. А. Избранное. - М.: Госиздат, 1922. - ??? с.
  • Есенин С. А. Собрание стихов и поэм. - Т. 1. - Берлин: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. - ??? с. (Второй том не выходил.)
  • Esenin S. Confssion d’un voyou. - Paris, 1922. - ??? (переводы на фр. яз. Франца Элленса и Марии Милославской)
  • Есенин С. А. Стихи скандалиста. - Берлин: Изд-во И. Т. Благова, 1923. - ??? с.
  • Есенин С. А. Москва кабацкая. - Л., 1924. - ??? с. (издательство не обозначено)
  • Есенин С. А. Стихи (1920-24). - М.: Круг, 1924. - ??? с.
  • Есенин С. А. Русь советская. - Баку: Бакинский рабочий, 1924. - ??? с.
  • Есенин С. А. Страна советская. - Тифлис: Советский Кавказ, 1925. - ??? с.
  • Есенин С. А. Песнь о великом походе. - М.: Госиздат, 1925. - ??? с.
  • Есенин С. А. О России и революции. - М.: Современная Россия, 1925. - С.
  • Есенин С. А. Березовый ситец. - М.: Госиздат, 1925. - ??? с.
  • Есенин С. А. Избранные стихи. - М.: Огонек, 1925. - ??? с. (Библиотека «Огонька» № 40)
  • Есенин С. А. Персидские мотивы. - М.: Современная Россия, 1925. - ??? с.

Основные

  • Есенин С. А. Собрание стихотворений в 3-х тт. - М.: Госиздат, 1926.
  • Есенин С. А. Стихи и проза / Сост И. В. Евдокимов, 1927. - ??? с.
  • Есенин С. А. Стихотворения. - Л.: Сов. писатель, 1953. - 392 с. (Библиотека поэта. Малая серия. Издание третье.)
  • Есенин С. А. Стихотворения и поэмы. - Л.: Сов. писатель, 1956. - 438 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. - М.: ГИХЛ, 1960-1962.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 5-ти тт. - 2-е изд. - М.: ГИХЛ, 1966-1968.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 6-ти тт. - М.: Худож. лит., 1978.
  • Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / Сост. и подгот. текста И. С. Эвентова и И. В. Алексахиной, примеч. И. В. Алексахиной. - Л.: Сов. писатель, 1986. - 464 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
  • Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах / Главный редактор Ю. Л. Прокушев. - М.: Наука, Голос, 1995-2000. (Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А. М. Горького) (Т. 1.: Стихотворения; Т. 2.: Стихотворения («маленькие поэмы»); Т. 3.: Поэмы; Т. 4.: Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений»; Т. 5.: Проза; Т. 6.: Письма; Т. 7.: Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др., хронологическая канва жизни и творчества С. А. Есенина, справочные материалы) ISBN 5-02-011245-3.

О поэте

  • Белоусов В. Г. Сергей Есенин. Литературная хроника. В 2-х частях. - М.: Сов. Россия, 1969-1970.
  • Петр Епифанов. Поединок при свете луны. Еще раз о духовном мире поэзии Сергея Есенина.

Альманах «КРЫЛЬЯ ГОЛУБИНЫЕ» выпуск 1/2007, с.50 - 79.

Адреса в Петрограде - Ленинграде

  • 1915 год - квартира С. М. Городецкого - Малая Посадская улица, 14, кв. 8;
  • декабрь 1915 - март 1916 года - Квартира К. А. Расшепиной в доходном доме - набережная реки Фонтанки, 149, кв. 9;
  • 1917 год - доходный дом - Литейный проспект, 49;
  • 1917-1918 годы - квартира П. В. Орешина - 7-я Советская улица, 40;
  • начало 1922 года - гостиница «Англетер» - улица Гоголя, 24;
  • апрель 1924 года - гостиница «Европейская» - улица Ласаля, 1;
  • апрель - июль 1924 года - квартира А. М. Захарова - Гагаринская улица, 1, кв. 12;
  • 24-28 декабря 1925 года - гостиница «Англетер» - улица Гоголя, 24.

Киновоплощения

  • Иван Ченко «Айседора» (Великобритания - Франция, 1968)
  • Сергей Никоненко - «Пой песню, поэт» (СССР, 1971)
  • Дмитрий Муляр - «Золотая голова на плахе» (Россия, 2004)
  • Сергей Безруков - «Есенин» (Россия, 2005)