Как стать концертным фотографом. Всё, что Вам нужно знать о концертной фотографии. — И все же, случается, что фанаты мешают снимать

Статей про концертную фотографию в рунете очень мало, а хороших — вообще единицы.

Одну из таких действительно полезных и интересных статей в соавторстве написали четыре концертных фотографа:

Ксения Марушкевич (balsara ), Аскар Ибрагимов (_tsukasa ), Александр Войтехович (blyg ), Владимир Астапкович (astapkovich_v ).

Статья получилась в трех частях и рассказывает про все аспекты съемки концертов — от получения аккредитации, подготовки и проведения съемки до обработки концертных фотографий и презентации результатов.

Первая часть цикла «Концертная фотография» посвящена общим сведениями, аккредитации и обсуждению необходимой для работы фототехники.

Вступление

Эта статья адресована тем, кто решил попробовать свои силы в концертной фотосъемке, но мы также надеемся, что и опытные фотографы смогут почерпнуть для себя из этой статьи что-то полезное.

Может показаться, что съемка концертов подразумевает общение со звездами сцены, известность в фотографических кругах и публикации в прессе.

В этой статье мы попробуем рассказать, насколько это представление соответствует действительности, и что может быть полезно начинающему концертному фотографу.

Итак, запаситесь терпением, поскольку именно оно является одним из главных качеств, необходимых в концертной фотографии.

Большая часть вашего времени будет уходить не на съемку и общение со звёздами, а на ожидание — ответа промоутера, начала концерта, выступления следующей группы. Прибавьте к этому необходимость поиска контактов ответственных за фотоаккредитацию лиц, суету, связанную с требованием редакции прислать все немедленно, и тяжелую сумку, с которой вам придётся проводить на концерте когда пару часов, а иногда и весь день и вы получите примерное представление о рабочем дне концертного фотографа.

Если, несмотря не все эти сложности, у вас не пропал интерес к этому занятию, то начнём наше описание с самого первого шага.

Аккредитация

Прежде всего нужно получить разрешение снимать на концерте. Иногда достаточно доплатить, на некоторые небольшие концерты можно просто прийти с камерой.

Однако в большинстве случаев нужно исходить из того, что вам потребуется аккредитация, то есть особое разрешение. Оно чаще всего дает право бесплатно посетить концерт и снимать из «фотопита», зоны перед сценой, отгороженной от зрителей. Как узнать, у кого спрашивать?

Для начала поищите информацию об организаторе концерта и его контакты. Их знают ответственные лица в клубе или зале, где будет проходить концерт, они есть на сайте агенства или группы, наконец, её могут сообщить сами исполнители.

Администрация концертного зала, организатор выступления и исполнители обладают правом разрешить вам съемку. Если малоизвестная группа, возможно, просто будет рада, что их концерт хоть кто-то будет фотографировать, то по мере увеличения известности группы растёт и количество желающих получить аккредитацию.

Аккредитация возможна на большинство мероприятий, однако ваша заявка должна выглядеть убедительно. Предложите какому-либо сайту, занимающемуся публикацией обзоров концертов, подготовить для них набор снимков и краткий отчет. При этом, конечно, нужно показать уже имеющиеся фотографии, чтобы дать представление о ваших возможностях.

Это не обязательно должны быть концертные снимки — если вы делаете качественные ночные фотографии и портреты, то для многих тематических сайтов этого опыта может быть достаточно. Помните, что организаторы, которым будет отослан запрос на вашу аккредитацию, обращают внимание, аккредитуетесь ли вы от крупного печатного издания или мелкого сайта.

В случае больших концертов и фестивалей, только десятая, а то и сотая часть запросов на аккредитацию получает положительный ответ, так что мелкие сетевые или печатные издания, не имеющие ещё фотографий или отчетов с подобных мероприятий, имеют довольно плохие шансы. Организаторы концертов и фестивалей могут также иметь различные предпочтения в отношении целевой аудитории — одни дают аккредитации в первую очередь местным журналистам, а другие предпочитают международные издания.

Узкоспециализированные фестивали могут вообще не быть заинтересованы в фотографах вне ограниченного круга изданий. Смысл аккредитации репортеров на мероприятие состоит для организаторов в первую очередь в широкой и по возможности положительной рекламе проекта.

Что делать, если сайт, заинтересованный в вашей работе, найти не удалось, либо от знакомого вам издания уже аккредитуется другой репортер?

Не исключена возможность, что организаторы концерта или сама группа могут разрешить вам снимать в обмен на предоставление снимков для сайта группы или клуба. В этом случае подготовьте краткое письмо с адресом вашей страницы (блога или фотогалереи на популярном ресурсе) и характеристикой себя.

Напишите, например, что вы серьезный энтузиаст концертной фотографии, поклонник творчества этой группы и хотели бы запечатлеть этот концерт для нужд группы или организаторов. Приведите несколько ссылок на ваши лучшие фотографии.

Ссылку на плохо отсортированный набор снимков за последние несколько лет давать не следует — у организаторов не будет ни времени, ни желания на поиск действительно качественных фотографий, так что весь показательный материал должен располагаться непосредственно по адресу указанной страницы, причём фотографии известных групп, если они есть, должны быть видны в первую очередь.

Каких-либо особенных ритуалов и формальностей в процессе подачи заявки на аккредитацию нет – важно просто следовать здравому смыслу и деловой логике, не наседать слишком активно на ответственное лицо и быть готовым спокойно принять отказ.

Разумный формат письма можно представить в следующем виде: «я, такой-то, хотел бы получить аккредитацию на такое-то мероприятие от такого-то издания». Можно также кратко описать основную тематику сайта или журнала, тиража или статистику посещаемости, хотя эта информация не всегда интересует организаторов. В конце дайте ссылки на ваши лучшие фотографии и, конечно же, вашу контактную информацию. Часто издания предоставляют шаблон запроса аккредитации.

В случае положительного ответа не забудьте в кратчайшие сроки прислать группе и вашему изданию результат. Хорошие фотографии, понравившиеся музыкантам, могут оказаться на сайте, а если очень повезет – то и на афишах либо буклетах, что может способствовать дальнейшему успешному общению с данной командой и организатором концертов.

Стоит упомянуть, что в большинстве случаев материальных благ занятие концертной фотографией не приносит. Чаще всего вы будете работать за возможность бесплатных проходов на концерты и, возможно, бекстейдж.

Деньги могут принести: заказ съемки от группы; публикация в коммерческом издании, платящим гонорары; использование ваших фотографий в рекламе и продукции групп. Публикации на сайтах, содержащих концертные репортажи, и размещение снимков в небольшом разрешении на сайтах групп, как правило, не оплачиваются.

Однако в любом случае при размещении снимков должны быть указаны ваше имя и координаты, что может быть неплохой рекламой вас как фотографа. Не рассчитывайте на всеобщее признание с самого начала вашей карьеры, на то, что очень известные группы используют именно ваш снимок у себя на странице или на афише.

Если же ваш случай предполагает оплату – не дешевите. Вы тратите много сил и времени на получение снимков, и будет неправильно, если на ваших фото заработает кто-то другой, а заказывающий фотографии привыкнет получать их задаром.

Оцените, что ваш заказчик может вам реально предложить, и договаривайтесь – цена снимка может очень различаться, в зависимости от того, используется ваша фотография в небольшой заметке или на обожке диска. Но, с другой стороны, не будьте жадными – подарив известному музыканту качественный снимок, вы получите его расположение и возможность работать с ним дальше.

Фототехника и прочие полезные вещи

Если вы серьезно настроены регулярно фотографировать концерты, то при выборе камеры следует обращать внимание на уровень шума при высоких значениях ISO.

Один из главных врагов концертной съемки – слабое и быстро меняющееся освещение на сцене и, как следствие, необходимость использования высокой чувствительности при съемке, либо увеличение экспозиции снимка при постобработке.

При поиске сведений о камере и тестов на шумы можно воспользоваться страницами с обзорами и форумом сайта dpreview.com, к которому недавно добавился сайт dxomark.com. Не полагайтесь только на рекламу, обещающую слабые шумы до определённой чувствительности — это полуправда, так как при попытке высветлить тени шумы заявят о себе.

Низкий уровень шума при высоких значениях ISO позволяет делать фотографии даже при минимальном количестве света. Гитарист, стоявший в глубине сцены был сфотографирован на Canon 5D, 200/2,8 на 2,8, 1/200, ISO3200.
Фото: Battlelore
(c) А. Войтехович

Второе, что вам потребуется от камеры – умение снимать серии с высокой скоростью и большой объем буфера. На концертах некоторых особенно резвых исполнителей даже трёх кадров в секунду может быть недостаточно. Кроме того, обратите внимание на реальную скорость записи на карточку, поскольку при съемке серий в raw-формате она может оказаться очень важным фактором.

Общеизвестно, что карточек памяти никогда не бывает много. В среднем следует рассчитывать для начала на 200-300 снимков на каждую группу, а, если повезет снимать весь концерт, то и гораздо больше.

Важно, чтобы это были быстрые и надёжные карточки – обзоры по ним легко найти в сети. Скорость записи влияет на оперативности освобождения буфера камеры от очередной серии. Как правило, производители дорогих известных карточек, такие как Sandisk и Lexar, свои цены оправдывают.

Если на карточке осталось мало места, то лучше поменять её перед выступлением следующей группы, вместо того чтобы спешно производить замену в во время выступления.

Также не помешает иметь под рукой запасную флешку или две, если основная закончится в процессе съемки. Подумайте заранее, как вы будете менять карточки в условиях фотопита, и в чем их хранить – в кармане или фотосумке.

Если вам кажутся удобней карманы, то держите в одном заполненные карточки, а в другом чистые. Желательно, чтобы карманы надежно закрывались, поскольку когда вы будете перемещаться в фотопите или по территории фестиваля, есть вероятность того, что из открытого кармана драгоценный отснятый материал может выпасть.

Для хранения карточек в продаже можно найти, например, сумочки на две флешки, цепляющиеся на кольце к ремню, пластиковые боксы, кармашки и коробочки.

Альтернативой большому количеству флешек может стать так называемый «фотобанк» — устройства, представляющие собой жесткий диск с аккумулятором и картридером. Автономные и позволяющие освободить флешку за несколько минут, они могут вполне конкурировать по цене с несколькими дорогими флешками, при этом обладая заметно большей ёмкостью.

При выборе фотобанка следует обязательно узнать, с какой скоростью он будет читать карточки и поддерживает ли он вашу модификацию карты. Многие дешевые фотобанки будут копировать большой объем часами, тогда как хорошим показателем скорости будет являться 20 Мб/с и более. Очевидно, что время жизни батареи тоже имеет значение.

Фотобанки бывают как простые, с примитивным экранчиком, где выводится информация о процентах скопированного, так и усовершенствованные, позволяющие копировать со скоростью порядка 40 Мб\с и просматривать снимки в raw формате, хотя скорость просмотра raw файлов довольно невысокая и экран сильно уступает по качеству экрану камеры.

Фотобанки могут быть интересны в первую очередь людям, которым требуется снимать так много, что двух-трёх флешек явно не хватит. Второй случай, когда стоит задуматься о приобретении фотобанка — специальные поездки на многодневные фестивали, когда винчестеров ноутбука не хватает или вес ноутбука критичен.

Во время многодневных фестивалей, как WGT в Лейпциге, количество сделанных фотографий может исчисляться тысячами. В таких случаях выбор подходящего способа хранения фотографий очень важен.
(c) А. Войтехович

Одна из полезных мелочей, которые стоит иметь при себе всегда – чистящий карандаш для оптики, также известный по имени торговой марки Lenspen.

В объектив со сцены и со стороны зрителей могут попасть пот, вода, алкогольные и безалкогольные напитки. В этом случае вам будет чем заняться в ожидании следующей группы

Если вы собираетесь не просто на концерт одной группы, а на фестиваль, и планируете в процессе сьёмки менять обьективы, то непременно возьмите с собой фотогрушу для обдувания матрицы, чтобы у вас была возможность бытро почистить матрицу камеры. Это может показаться странным, поскольку многих фотографов пугает только одна мысль о чистке матрицы в полевых условиях, но часто это необходимо.

Фестивали на открытом воздухе обычно проводятся летом, и в сухую погоду в воздухе летает много пыли, так что есть опасность, что при смене обьектива в камеру залетит соринка, которая при следующем срабатывании затвора приземлится на матрице и основательно испортит вам фотографии. В этом случае вам пригодится фотогруша. Против мелких лёгких соринок она чаще всего не помогает, скорее наоборот, может добавить новых. Но небольшие пылинки заметны на фотографиях не будут, а большие и тяжёлые удаляются с помощью груши очень хорошо.

При работе на открытом воздухе, особенно в ветреную сухую погоду, советуем проверять чистоту матрицы после выступления каждой группы. Напомним вкратце, как это следует делать: возьмите лист белой бумаги, поставьте на камере максимальное диафрагменное число и отключите автофокус. Теперь сделайте кадр и проверьте, нет ли на снимке тёмных пятен от крупных соринок.

Мелкие точки в данных условиях вас не должны беспокоить — так как вы чаще всего будете фотографировать на открытой диафрагме, то небольшие пылинки на фотографиях видны не будут, ими вы можете заняться, когда вернётесь домой и сможете почитить матрицу в более удобных условиях.

Если у вас под рукой нет листа бумаги, то его можно заменить более-менее равномерно окрашенной стеной. После этой проверки не забудьте снова включить автофокус.

Фестиваль Mera Luna проходит на бывшем лётном поле, покрытом песком и сухой травой. В жаркую погоду очень велика вероятность, что при смене объективов на матрицу попадёт пыль.
Фото: Mera Luna 2008
(c)А. Войтехович

Стоит ли использовать защитные фильтры ? На ваше усмотрение, но учтите, что они могут снижать контраст снимков и давать допольнительные блики от жёсткого света, бьющего прямо в объектив.

При наличии фотопита о необходимости защитного фильтра ещё можно подумать, но если вы будете снимать из толпы, в условиях темного зала, забитого веселящейся и нетрезвой публикой, он просто необходим.

Экономить на фильтрах не стоит. В концертных условиях очень заметна разница между дешёвыми фильтрами, дающими блики и низкий контраст на снимках и дорогими, гораздо меньше влияющими на результат. Кроме того, последние притягивают меньше пыли, которой, как уже упоминалось, может быть немало в условиях концертов на открытом воздухе.

Таким образом, покупка качественного дорогого фильтра более чем оправдана.

Так ли нужны бленды ? Для некоторых объективов с конструктивными особенностями в виде сильно выступающей передней линзы это единственный метод избежать бликов и боковой засветки.

Конечно, блики можно потом стереть или постараться приглушить при обработке, но подобная ретушь – занятие неблагодарное, скучное, требующее навыка, и, безусловно, проще сразу исключить возможные блики.

Помимо светозащиты, бленда служит дополнительной защитой передней линзы объектива от повреждений. Бленды бывают пластмассовые, железные, резиновые и даже самодельные, которые можно вырезать из бумаги по имеющимся в сети выкройкам.

Преимущества резиновых бленд – их можно быстро сложить и развернуть, не надо снимать с объектива для одевания крышки. У них есть одинственный минус — они твердеют на морозе и гибкость возвращается только минут через пятнадцать.

Пластмассовые бленды менее удобны в транспортировке и хранении, но, будучи жестким продолжением объектива, лучше защищают от механических воздействий. Как правило, они спроектированы так, чтобы на них можно было безопасно поставить перевёрнутый объектив, что пригодится при быстрой смене оптики в полевых условиях.

На многих концертах использование вспышек запрещено организатором, обычно это оговаривается при получении аккредитации.

Если же такого ограничения не существует, либо вы намереваетесь фотографировать не только исполнителей, но и публику, то не помешает захватить с собой внешнюю вспышку. Хотя у большинства фотоаппаратов есть встроенная вспышка, возможности её очень ограничены.

Регулируя мощность и направление внешней вспышки, вы можете подстветить выступающих артистов. Это может быть особенно полезно, если на сцене нет тумана, который рассеивает свет и если исполнители стоят на самом краю сцены, когда софиты освещают их вертикально сверху, оставляя лица практически в тени и создавая глубокие тени.

Вспышка может быть также полезна и при съёмке концертов на открытом воздухе, когда яркое солнце образует тени на исполнителях.

При использовании вспышки важно помнить, что она не должна быть главным источником света, её влияние не должно искажать настроение, создаваемое освещением на свене.

Для этого вспышку необходимо установить на минус две, а то и на минус три ступени экспозиции, или минимальную мощность. Также не помешает использовать рассеиватели , которые бывают разных видов — от простой матовой пластинки, встроенной во многие вспышки, до пластмассовых насадок и небольших софтбоксов.

В полдень, при солнце, лишь слегка затянутом облаками, лицо исполнителя было в тени и только с помощью вспышки, установленной на минус две ступени, удалось получить равномерно освещённый снимок.
Фото: Project Pitchfork
(c) А. Войтехович

В ясную погоду, когда прямые лучи солнца падают на исполнителей, лица могут быть пересвечены, а тёмная одежда сливаться в сполошное пятно без структуры.
Фото: My Dying Bride
(c) Xeniya Balsara

При работе в клубах со слабым освещением на сцене можно использовать вспышку для получения интересных эффектов.

В этом случае нужно выставить на камере большую выдержку, установить синхронизацию вспышки по второй шторке, а мощность её увеличить. Вспышка зафиксирует исполнителя в движении, а смазанные следы, обусловленные большой выдержкой, добавят фотографии динамичности.

При использовании TTL-вспышек, использующих предварительный импульс для замера необходимой мощности основного импульса, могут возникнуть проблемы при часто меняющемся или пульсирующем освещении: предварительный импульс может замерить одно освещение, но во время основного импульса на сцене свет будет совсем другим.

В этом случае можно попробовать использовать ручную регулировку мощности вспышки, либо смириться с тем, что на части фотографий вспышка будет либо пересвечивать мотив, либо её влияние будет совершенно незаметно.

Обязательно стоит подумать, в чем будет носиться фототехника — в сумке или в рюкзаке . Из сумки в фотопите удобней доставать объективы и карточки, а рюкзак удобней носить. Существуют гибридные разновидности, которые можно использовать и как сумку, и как рюкзак.

Существенные моменты – переносное хранилище вашей фототехники должно быть удобным для быстрого использования и обеспечивающим защиту при пинках, роняниях, проливании всевозможных жидкостей и при дожде.

Сумка и рюкзак, которые вы используете для хранения техники, не всегда удобны на концерте. Если количество техники, которую вы берёте с собой, невелико, можно воспользоваться фотопоясом, который удобен тем, что не даёт нагрузку на спину.

Этот фактор следует учитывать на мероприятиях, длящихся несколько часов и при ограниченной возможности передвижения в зале. Вряд ли ли зрителям доставит удовольствие человек, который будет продираться сквозь толпу с сумкой размером с небольшой сундук, пусть даже и движимый чувством прекрасного.

Кроме того, из фотопояса технику легче и быстрее доставать, также с ним удобнее менять объективы в фотопите. Поэтому стоит заранее продумать, какое оборудование следует брать с собой и как разместить технику в пределах сумки или в фотопоясе.

Если у вас с собой один фотоаппарат и несколько объективов, то будет лучше наиболее часто используемый объектив оставить на камере, а оставшиеся объективы убрать.

Если же у вас с собою два фотоаппарата, то вы можете навинтить на их два чаще всего используемых объектива, например, широкоугольник и телевик, и использовать нужную камеру в зависимости от развития действий на сцене и в зале.

Так как носить долгое время на шее две тяжёлые камеры с тяжёлыми объективами довольно утомительно, то можно подумать заранее, какой камерой вы хотите пользоваться чаще всего. Эту основную камеру повесьте на шею, а ремешок второй перекиньте через одно плечо. Таким образом вы уменьшите как нагрузку на шею, так и вероятность ударов камер друг о друга.

Предварительно убедитесь, что камера не соскальзывает с вашего плеча и что в фотопите достаточно света, чтобы вы не споткнулись, поскольку при этом верятность уцелеть будет в первую очередь у камеры, висящей на шее.

Выбору объективов для концертной съемки посвящено много статей.

Зумы удобны возможностями мгновенно изменить фокусное расстояние, однако имеют несколько существенных недостатков – размеры, вес и отсутствие зумов светлее f/2.8. Достаточно типичные представители этого семейства – это 24-70/2.8 и 70-200/2.8.

Объективы темнее 2,8 для концертной съёмки в крытых помещениях малопригодны. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием могут быть более резкими при открытой диафрагме, давать более красивое размытие, они компактнее и легче, хотя часто не намного дешевле.

Их основное достоинство — возможность адекватной экспозиции при слабом освещении когда светосилы 2.8 уже не хватает.

Главный недостаток этих объективов следует из названия – изменение фокусного расстояния невозможно, а ситуации на сцене могут меняться очень быстро.

Если при концертах с хорошим освещением или на открытом воздухе лучше использовать зумы, то какие объективы стоит брать с собой на концерт со сложным освещением – следует решить в зависимости от особенностей освещения, от поведения музыкантов, наличия и размеров фотопита и прочих условий данного концерта.

Фотографии, сделанные с использованием широкоугольных объективов, сильно искажают пропорции, но могут таким образом вносить динамику в снимок. На фотографиях, сделанных с использованием теле-объектива, пропорции более естественны, исполнителя можно запечатлеть более детально и лучше передать его эмоции во время концерта. Первая фотография сделана с фокусным расстоянием 200 мм, вторая — 17 мм.
Фото: Eisbrecher
(c) А. Войтехович

Использование перспективных искажений на широком угле способно не только добавить динамики, но и существенно усилить образ исполнителя.
Фото: Sotajumala
(c) Аскар Ибрагимов

Кроме того, широкоугольный объектив позволит захватить интересные световые эффекты и создать ощущение пространства, в котором находится музыкант.
Фото: Before the Dawn
(c) Аскар Ибрагимов

Телеобъектив часто применяется в съемках, где требуется эффектно совместить в кадре два плана.
Фото: Алисa
(c) Аскар Ибрагимов

Крайне редко бывает так, что по просьбе артиста или в силу устройства концертного зала фотографов пропускают только на один участок съемки, причем довольно далеко расположенный от сцены.

В данном случае вам будет крайне тяжело обойтись без лонгтома — объектива с фокусным расстоянием 400 мм и более. Поэтому, если вы знаете, что идете в зал, где вам не дадут близко подойти к сцене – не берите лишнюю технику. Телезумов 70-200 и 300-400 мм будет достаточно.

Первый объектив позволит снять общие планы, а второй поможет с крупными и средними. Это тот случай, когда вам может все-таки пригодиться монопод. Для вашего удобства, лучше всего навинтить на фотоаппарт 70-200 мм, а монопод в сложенном виде прикрепить к лонгтому.

С опытом, когда вы привыкнете к супертелевикам, вам, возможно, и не понадобится монопод, но на всякий случай лучше его иметь под рукой.

Порой на съемках без лонгтома просто не обойтись. Только фокусное расстояние в 600 мм позволило запечатлеть крупный план артиста
Фото: Vanessa Mae
(С) В. Астапкович

Не отчаивайтесь, если вам не разрешили снимать возле сцены. Имея лишь телезум 70-200, можно делать неплохие фотографии издалека.
Фото: Eagles
(c) Xeniya Balsara

На концерте Lacrimosa работники службы безопасности по каким-то причинам не разрешили фотографам заходить в фотопит. С фокусным расстоянием 200 мм и камерой, поднятой над головами зрителей, удалось сделать фотографии из глубины зала.
Фото: Lacrimosa
(c) А. Войтехович

Однако, вышеупомянутая ситуация, к счастью, довольно редко встречается и для большинства концертных съемок монопод – вещь ненужная. Чтобы заморозить движения выступающих, требуются выдержки порядка 1\200 и практически все используемые при концертной фотографии объективы позволяют при такой выдержке снимать с рук.

Кроме того, будет проблематично установить монопод в веселящейся толпе или на небольшом пространстве пита, где, кроме вас, есть и другие фотографы с сумками.

Заметим также, что монопод является длинномерным тяжелым предметом и может быть просто не допущен охраной в зал.

Наконец, следует обязательно иметь с собой беруши . Этот реквизит на самом деле не менее важен, чем камера и карточки памяти. Съемки проходят в шумном зале, более того – непосредственно под колонками.

Подготовка к съемке. Перед концертом. Съемка

Юлия Раскова — молодой красноярский фотограф, специализирующийся на концертной съемке. За достаточно короткое время Юлия успела стать штатным фотографом концертного зала Grand Hall Siberia, а также автором публикаций в различных изданиях, в том числе в журнале Foto&Video. По словам Юлии, фотография не только не отвлекает ее от музыки, но и помогает по-новому взглянуть на творчество любимых музыкантов, а с фанатами, мешающими многим другим фотографам, у нее сложились взаимно уважительные отношения. О том, как не попасть на концерте в слэм и максимально передать в фотографии энергию, идущую со сцены, Юлия рассказывает читателям «Мира Nikon».

— Как вы стали фотографом и когда начали заниматься концертной съемкой?

— По образованию я юрист, но жизнь привела меня к фотографии. Мои отец и дед увлекались фотографией, с самого детства я видела дома камеру, это было не чем-то особенным, а обычной, но очень важной частью моей жизни. Визуальное искусство привлекало меня со школы, и особенно фотография — как возможность запечатлеть ускользающий момент по-своему, придав ему собственные мысли и эмоции. Всерьез заниматься фотографией я стала во время юридической практики, а акцент делала на людях и событиях. Это для меня интересно в фотографии и по сей день. Я просто выходила из дома и снимала все, что так или иначе вызывало эмоциональный отклик, желание нажать на кнопку. Позднее меня привлекли фотостудии, прежде всего возможностью работать со светом: в студии можно было изучать свет, освещать по-своему предметы съемки, достигать различных эффектов благодаря различным схемам постановки света.

Однако меня все равно влекла жизнь, события. Я стала посещать концерты, поскольку со своим графиком работы по восемь часов в день свободное время оставалось только вечером, а вечером в городе проходят в основном вечеринки да концерты. То есть это был для меня самый реальный путь к тому, что я люблю делать больше всего на свете — фотографировать.

Тогда я снимала больше для себя, но при этом анализировала снимки и работала над ошибками. Окончательное желание полностью посвятить себя концертной фотографии оформилось после совместной работы с актером Вадимом Демчогом на его гастролях в Красноярске. Во время нашего сотрудничества я много фотографировала на радио и телевидении, снимала спектакль Вадима Викторовича «Арлекиниада», бекстейдж и репетиции… Снимать приходилось буквально 12 часов в сутки! Времени на сон почти не оставалось, но я приобрела важный опыт взаимодействия фотографа с актером/музыкантом, узнала много нового о том, как делаются шоу.

— Какой музыкальный жанр предпочитаете снимать?

— Мне очень нравится снимать творческих и талантливых людей. Пожалуй, это для меня главный приоритет при выборе съемки. Талантливый гитарист может играть на электрогитаре в рок-группе или же приезжать с сольным концертом и исполнять партии на акустике — жанр для меня не так важен, как то, что на сцене работает действительно талантливый и преданный своему делу человек. Музыкальных жанров очень много, артистов определенного жанра обычно объединяет узнаваемая стилистика исполнения, тексты, музыкальное звучание. Если все-таки попытаться выделить любимый жанр, то это рок в самом широком смысле — как традиционный, так и альтернативный, в том числе металл, пост-гранж. Выступления рок-музыкантов всегда отличаются бешеной энергетикой, сумасшедшей отдачей со сцены, эмоциями фанатов. Плюс ко всему некоторые рокеры колоритно выглядят. Таким исполнителям свойственна экспрессия, повышенная динамика исполнения, особое звучание электрогитар и ударных.

Существует точка зрения, что рок-музыка — это не просто музыкальный жанр, но социокультурный феномен ХХ века, который породил множество различных субкультур. В этом смысле при фотосъемке таких концертов неизменно происходит проникновение в ту или иную субкультуру, которая мне как фотографу не может не быть интересна. На таких концертах я стараюсь фотографировать не только музыкантов, но и зрителей, их взаимодействие друг с другом, реакцию на происходящее. Зрители обычно благосклонно относятся к тому, что их фотографируют, позируют и часто даже просят их сфотографировать. Делать это довольно тяжело, ибо непросто уследить одновременно за тем, что делается в зале и на сцене, но к таким условиям съемки привыкаешь, и со временем вырабатываются привычка, наблюдательность. В конце концов, концерт — это не только музыканты, но и энергия публики.

— И все же, случается, что фанаты мешают снимать?

— Поведение фанатов бывает очень разным, и их влияние, как правило, зависит от места съемки. К примеру, группу 30 Seconds To Mаrs мы снимали из центра большого зала Дворца спорта в районе пульта звукорежиссера, вся фанзона была заполнена людьми, которые вскидывали руки, загораживая весь обзор. Но что поделать, люди приходят на концерт веселиться, а не думать о фотографе. В этих условиях моя задача в том, чтобы суметь улучить момент и сделать достойные кадры. Иногда можно такой ход событий обернуть в свою пользу и создать интересную, знаковую композицию, подчеркнуть эмоциональный фон фронтмена. К примеру, если красным прожектором заливает руки фанатов, то, выставив фокусное расстояние 200 мм, можно получить красное обрамление вокруг фронтмена, одетого во все черное, что в сочетании с его суровым взглядом даст неповторимый кадр.

В более стесненных местах съемки, например, в ночных клубах, люди, наоборот, стараются помочь, пропустить вперед. Помню случай, когда на «горячем» концерте Ill Nino был жуткий слэм (таким сленгом называют толкучку фанатов), а сзади меня стоял совершенно незнакомый молодой человек и сдерживал толпу девушек, которые легко могли бы меня задавить. Мы были незнакомы, я ни о чем его не просила — он просто сделал это сам.

Часто бывает, что в ночном клубе необходимо пройти к сцене, а перед ней стоит плотная толпа. В этом случае люди, особенно молодежь, всегда пропускают, даже помогают пройти, уступают свои места, передвигаются. В таких случаях очень помогает простая вежливость. Но, конечно же, не стоит ждать доброго отношения, если вести себя с людьми некрасиво, грубо пробиваться через толпу, расталкивать всех, заслонять собой обзор с ледяным выражением лица. Таким поведением можно вызвать недовольство окружающих и жалобы организаторов, а это чревато потерей в будущем аккредитации на концерты. Люди пришли на концерт любимого исполнителя, чтобы отдохнуть, для них это праздник, и нужно относиться к этому с уважением. Тогда получишь не только качественные снимки, но и благодарность от людей за эти кадры.

— Есть ли у вас любимые группы?

—Я никогда не была фанаткой какой-либо группы или музыкального направления, предпочитая слушать музыку по настроению в различные периоды жизни. Но простое прослушивание музыкальных произведений несравнимо по энергетике с личным присутствием на концерте — тем более, если в руках фотокамера.

Как правило, выступления тех или иных музыкантов производят на меня сильное впечатление именно после фотосъемки этого выступления, камеру здесь можно сравнить с натянутым нервом, через нее все чувствуется острее — все эмоции, труд артистов. Я привыкла слушать музыку именно на концерте, получая вместе с ней большой заряд эмоций, и теперь наушники уже не приносят столько удовольствия, как раньше.

Довольно часто я общаюсь с музыкантами до начала концерта. Это может быть как общение восемь часов в сутки, так и просто обмен парой слов в гримерке или на саундчеке, перед выходом на сцену. Каждый музыкант для меня — прежде всего человек, который любит свое дело и отдается ему полностью настолько, что посвящают этому свою жизнь, на моих глазах, здесь и сейчас. К этому невозможно не проникнуться симпатией!

— На каких площадках любите работать?

— У каждой площадки есть свои плюсы и минусы. Я люблю снимать в клубах, так как там можно свободно передвигаться, менять ракурс, непосредственно взаимодействовать с залом, быть ближе к артистам и делать крупные планы. В то же время именно в клубах самый высокий риск повредить оборудование и получить травму. Например, на одном из концертов я снимала в первом ряду, меня задело волной слэма, повалило на пол, и в результате получился хорошенький кровоподтек на лице. Но все могло бы кончиться еще печальнее.
Сложнее работать на крупных площадках, где сцена от 18—20 метров в длину. Здесь труднее всего, когда артисты перемещаются по всей площади, от края до края, достаточно быстро — тогда приходится самой ловко перемещаться, что бывает сделать непросто, ведь, кроме меня, в фотопите есть и другие фотографы. Но зато на таких крупных площадках, как правило, очень хороший и качественный свет в сравнении с ночными клубами, организован фотопит и порядок обеспечивается организаторами гастролей.

— Какой техникой снимаете?

— Я снимаю на Nikon D600 и предпочитаю работать светосильными зум-объективами, поскольку приходится снимать на разных площадках и работать в разных условиях, в том числе и в таких, когда использование фикс-объектива может привести к невозможности быстро среагировать на изменившуюся обстановку и сделать нужный кадр. Иногда единственное доступное для фотографа место на концерте — это пульт звукорежиссера, и в этом случае незаменим телеобъектив. А иногда приходится лавировать в узком фотопите, в котором хотелось бы иметь возможность сделать как общий, так и крупный план исполнителей. Музыканты могут резко подойти близко к сцене и наклониться к фотопиту или же резко уйти на задний план.

Как правило, во время концертов недостаточно света для комфортной съемки, поэтому один из главных критериев при выборе фотокамеры в моей работе — это возможность снимать в условиях недостаточного освещения. Не менее важна надежность автофокуса и скорострельность, а также разрешение матрицы.
Техникой Nikon я пользуюсь очень давно, она ни разу меня не подводила даже в таких сложных условиях съемки, как концертный репортаж, а ведь это повышенная влажность, пыль, встряски, жара или холод. Мне нравится быстрый и точный автофокус Nikon, легкое управление, возможность снимать на высоких значениях ISO и, конечно же, красивая картинка в итоге.

— Дополнительный свет используете?

— Освещение очень многое решает в концертной фотографии. Умение работать с исходными условиями освещения, ориентироваться в цветах, направлении света и использовать все это для создания образа музыканта очень важно в профессии концертного фотографа. Дополнительный свет на концертах, как правило, не используется по нескольким причинам: во-первых, на концертах обычно бывает красивый и разнообразный свет, который создает неповторимую атмосферу музыкального события, подчеркивает фактуру и колорит артистов. Во-вторых, вспышка может отвлекать музыкантов от работы на сцене, мешать зрителям. В нашей практике был случай, когда на концерт в клубе пришел фотограф с большим отражателем и вспышкой и со всем этим оборудованием стал снимать выступающих в первом ряду. В итоге зрители возмутились, было много жалоб. Также вспышки могут мешать работе коллег-фотографов. Ну и, наконец, часто организаторы запрещают использование дополнительных источников света, которые могут помешать музыкантам и зрителям.

При этом все же замечу, что умение работать с дополнительными источниками света (там, где делать это разрешается организаторами) очень важно, потому что при грамотной работе с ними можно создавать замечательные кадры и решать вопросы недостаточного освещения.

— Пользуетесь ли фоторедакторами?

— Я использую для постобработки фоторедакторы, поскольку, как правило, после съемки кадры проходят коррекцию по яркости и контрастности, насыщенности, балансу белого, работе со светом и тенями, иногда — перевод в черно-белое или тонирование изображения там, где это уместно. Но при этом каждый раз первостепенное значение имеет исходный кадр, ведь никакая обработка не придаст истинной красоты кадру, если исходник не был композиционно цельным, или же в нем отсутствует момент, ради которого, собственно, фотограф и нажимал на кнопку. В этом случае при отборе снимков всегда важно отвечать себе на вопрос, чем так примечателен тот или иной кадр, что мы пропускаем его в итоговый отчет, который затем предоставляется на обозрение миллионам зрителей. Фоторедакторы также иногда позволяют подчеркнуть преимущества фотографии. При этом существуют разные степени допустимого вмешательства в кадр. Если съемка производится по заказу, то степень такого вмешательства следует обсудить с заказчиком, у СМИ, как правило, свои требования к возможной корректировке изображения. Если же снимаю для собственного портфолио или вмешательство в кадр не ограничивается, то можно дать волю фантазии. Но не стоит забывать, что хорошая обработка — та, которая не бросается в глаза.

— Какими еще знаниями должен обладать концертный фотограф?

— Эти знания можно условно разделить на три группы. Во-первых, это общие познания в психологии, взаимодействии между собой людей. Во-вторых, знание физики распространения света, механизмов композиционного воздействия на зрителя, умение видеть и ловить тот самый важный эмоциональный момент, действия музыканта с залом или на сцене. Концертная фотография подчиняется общим постулатам в фотографии, которые выразили в своих книгах еще Рудольф Арнхейм, Лидия Дыко, Александр Лапин и многие другие. Третье — это особенности работы собственно концертного фотографа: знание музыкальных направлений, что позволяет предвидеть характер выступления, динамику событий. Не помешает предварительно подготовиться к съемке, ознакомиться с составом группы, выделить постоянных участников и сессионных, посмотреть видеозаписи с концертных выступлений музыкантов в других городах, отметить, на какую часть зала преимущественно работает фронтмен, в какой руке держит микрофон, особенности поведения других участников на сцене. Конечно, немаловажно знать и чувствовать свою фототехнику на интуитивном уровне, знать примерные значения экспозиции, ведь условия освещения могут меняться каждые 10 секунд, и в этом случае важно быстро и точно выставить нужные значения диафрагмы, выдержки и ISO, чтобы не потерять момент и успеть сделать качественный кадр. Еще важно не бегать по всей площадке зала, постоянно щелкая затвором в надежде поймать удачный кадр. Снимать лучше всего в статичном положении, сосредоточив все свое внимание на происходящем в зале и на сцене.

Все это в совокупности позволяет создавать картинку с настроением, способную эмоционально задеть зрителя, а не просто зафиксировать факт нахождения музыканта на сцене. На мой взгляд, концертная фотография также должна рассказывать о концерте нечто большее, чем видно невооруженным глазом. Я считаю, что отличная концертная фотография может передать все: атмосферу концерта, настроение зрителей, характер и черты личности самого музыканта. Задача фотографа — суметь поймать и соединить все это в одном кадре. Очень хороший результат, когда на съемку одного концерта приходится примерно 5—10 хороших кадров, а если среди них нашелся хотя бы один отличный, на котором зрителю захочется остановиться и разглядывать его, то это прекрасно. В свое портфолио я выбираю по 1—2 кадра с каждого концерта, а иногда и вообще ни одного.

— Не мешает ли вам напряжение от съемки слушать музыку?

— Напряжения как такового не возникает, скорее наоборот. Есть что-то экстремальное в этой работе, черпается большая доза адреналина! Каждый исполнитель на сцене выражает себя в своем творчестве, в музыке, в тексте, в этом смысле музыка помогает лучше понять и почувствовать момент и сделать нужный кадр, а фотосъемка — острее воспринять музыку. Прослушивание и фотографирование на концерте — два взаимосвязанных, неразделимых процесса. Другое дело, что с фотооборудованием, конечно же, нельзя пуститься в отрыв, забыть обо всем и просто слушать музыку, но я нисколько об этом не жалею.

Беседовала Мария Желиховская

Понравилось ли вам интервью? Будем рады увидеть ваши мнения в комментариях. И не забывайте

15 февраля в Центре фотографии имени братьев Люмьер в рамках образовательного проекта «PhotoСреда» состоялся мастер-класс фотографа Александра Света на тему: «Концертная фотография. Как попасть на концерт и получить максимум от ваших фотографий». Александр рассказал гостям обо всех главных аспектах концертной фотографии: начиная с особенностей съемки музыкантов до постобработки.

Свой мастер-класс Александр разделил на три части: практика концертной фотографии, техника и постобработка.

Практика концертной фотографии

Попасть на концерт и попробовать свои силы очень просто, - рассказал Александр. Здесь вам помогут современные интернет-ресурсы. Читайте блоги музыкантов и ведите свои личные, связывайтесь со специализированными изданиями и предлагайте им свои услуги.

Как найти свой стиль

Александр подчеркнул, что, как и в любом другом жанре, в концертной фотографии очень важно найти свой собственный стиль: «Есть огромное количество фотографов, которые снимают, не понимая, что они делают. Вы должны научиться делать такие фотографии, которые будут узнаваемы. Что значит найти свой стиль? Это значит, когда съемка гармонирует с обработкой.

Надо много снимать, с каждым разом у вас будет получаться всё лучше и лучше. Дальше - надо много обрабатывать, пробовать разные варианты и инструменты, экспериментировать».

Изучайте и оценивайте работы других фотографов

Ещё один важный совет Александра - изучать работы других фотографов, причем не только классиков и профессионалов, но и любителей: «У мастеров есть имя. Это значит, что вы им всё прощаете. Вам может всё не понравиться, но вы ему всё простите, потому что он знаменит. Когда вы просматриваете работы даже известных профессионалов, помните, что они тоже люди. Комментируйте и оцениваете их работы со своей собственной точки зрения».

Что нужно снимать на концерте

По мнению Александра Света, фотографов условно можно разделить на две группы: первая - фотохудожники, которые "снимают красивые картинки, которые могут быть абстрактными и нечеткими. Фотохудожнику в первую очередь важно показать собственную мысль. Ко второй группе относятся фотографы, которым важно сделать качественные кадры и показать артистов.

Итак, что же необходимо снимать на концерте:

Зрительный зал. Нужно успеть сделать кадр со сцены, пока не погасили свет.

Портреты артистов: крупные планы. Здесь очень многое зависит от музыкантов, как сказал Александр: «важно следить за мимикой артиста и передать на фотографии ее особенности.

Жестикуляцию артистов, их игру.

Использовать диагональную композицию. «Вы как фотограф решаете очень много. Вы не сможете сделать больше, чем вам дает сцена. Важно показать артиста и его игру со стороны», - подчеркнул Александр.

Делать черно-белые фотографии. По мнению Александра, они «провоцируют рассматривать и более информативны».

Использовать прожекторы для создания яркого концертного образа. «Надо смотреть не на то, какой свет и цвет в фотографии. Свет у всех одинаковый. Артисты тоже одинаковые. А фотографии получаются разными. Надо подмечать, как фотограф использует условия. Даже прожекторы могут очень удачного дополнить образ артиста», - рассказал Александр. Кроме этого, очень удачных результатов можно достичь, если скомпоновать холодный и теплый цветовой контраст.

Работать с разными объективами, чтобы получать разноплановые снимки.

Прислушиваться к внутреннему чутью. «Интуиция подскажет вам, что делать, и в какой момент нажать на кнопку затвора. Ориентируйтесь на внутреннее чутье, используйте даже то, что привыкли считать погрешностями, если вам это нравится. Например, шумы», - рассказал Александр.

Наконец, один из важнейших моментов, по словам Александра - энергетика музыкантов, которую должен прочувствовать фотограф.

Техника для съёмки на концертах

Когда меня спрашивают о том, какую камеру использовать, я отвечаю так: все фотоаппараты одинаковы. Вопрос в том, какой вы можете себе позволить. Ваша задача как фотографа - научиться использовать все возможности своей камеры, - рассказал Александр.

Для концертной съемки нужно иметь несколько объективов. Александр использует и Nikkor 35m f/2.0, Nikkor 24-70 f/2.8 и Nikkor 80-200 f/2.

При всех своих плюсах объективы с фиксированным фокусным расстоянием на концертах будут не очень удобны в первую очередь из-за необходимости делать разноплановые кадры, - поделился своими секретами Александр. - Заказчик не понимает в фотографии, но очень четко чувствует разницу между качественной и некачественной фотографией. Поэтому вы должны выжать максимум из той техники, которая у вас есть. Чем больше вы будете снимать, тем лучше будет ваш внутренний экспозамер.

Демонстрируя свои советы фотографиями, Александр рассказал о том, что вспышка на концерте тоже может быть полезной: «Чтобы научиться работать со вспышкой, надо понимать, что есть естественный свет - тот, который уже есть на площадке. Искусственный свет - это тот, который добавляете вы. Они должны дополнять друг друга».

Что касается параметров выдержки и диафрагмы, то тут универсального совета дать не могу. Учитывая необходимость быстрой съемки, лучше работать в полуавтоматическом режиме, - посоветовал Александр.

Обработка концертных фотографий

Говоря о редакторе для постобработки фотографий, Александр сделал акцент на том, то самое важное - «уметь видеть потенциал кадра для обработки». Сам он использует CaptureOne.


По мнению Александра, далеко не все «погрешности» нужно удалять. Некоторые из них дополняют образ, как, например, это софит, создающий треугольную композицию в кадре и добавляющий особенный шарм.

От того как получить аккредитацию на концерт и с каким оборудованием на него идти, перейдем к главному – каковы же особенности концертной фотосъемки? Прежде всего, нужно определиться с той задачей, которая перед нами стоит. Что мы хотим получить в результате, и какие концертные фотографии можно считать по-настоящему качественными и удачными? С точки зрения композиционной и информативной составляющей, концертная съемка мало чем отличается, например, от групповой или портретной съемки. К ней во многом применимы те же самые правила.

На фотографиях с концерта должны быть представлены все действующие лица – исполнители, музыканты, люди из толпы, приглашенные на сцену. Фокусировка обычно выполняется по глазам исполнителя, как это делается в портретной съемке. Фотографии с нижнего ракурса способны добавить музыканту больше «мощи» и выразительности. Здесь можно использовать довольно стандартные принципы построения композиции.

Но у концертной фотографии все же есть важная особенность. Дело в том, что одного технического качества снимков, фотографий исполнителей крупным планом и общих планов музыкальной группы тут недостаточно. Такими снимками с концертов уже набита вся сеть. В концертной фотографии важно другое – передача эмоций, переживаний музыкантов и их поклонников. От Вас требуется запечатлеть на фотографиях наиболее динамичные и эмоциональные позы, подмечать интересные детали на исполнителе (прическа, одежда, макияж), показать что-то необычное и новое.

Неординарные снимки, на которых переданы эмоции музыкантов, даже пусть с небольшими техническими огрехами ценятся высоко. Соответственно, во время съемки концерта имеет смысл снимать с как можно большего количества ракурсов, пробовать различные построения кадра и в то же время необходимо постоянно следить за тем, что происходит на сцене. Не стоит забывать и о съемке поклонников группы, их яркие и интересные фотографии помогут передать общее настроение концерта.

Если же говорить о технических особенностях концертной съемки, то первое с чем сталкивается любой фотограф – это трудности получения резких кадров в условиях, когда освещение слабое или постоянно меняется, а сами исполнители на сцене двигаются из угла в угол. Съемка в движении, на ходу – не лучший вариант. Наоборот, следует сделать все возможное, чтобы надежно зафиксировать камеру в руках. Нужно привыкнуть фотографировать с задержкой дыхания и буквально замерев на месте.

При подготовке к съемке музыкальной группы или артиста имеет смысл просмотреть галереи концертных съемок или видео выступлений на их официальном сайте, чтобы понять для себя, как данные исполнители ведут себя на сцене. Это поможет заранее определиться с тем, какое место занять в фотопите, чтобы получить фотографии музыкантов с наилучшего ракурса. Для повышения шансов на то, что хотя бы несколько фотографий окажутся резкими, стоит снимать сериями по несколько кадров.

Во время концертной съемки из-за нехватки света фотографу приходится делать выбор между смазанностью картинки и шумами. Шумы – это меньшее зло в данном случае, поскольку их можно будет частично убрать в процессе постобработки. Смазанность же изображения исправить впоследствии очень трудно. В этой связи лучше снимать на высоких значениях ISO, нежели стремится увеличивать выдержку. Как правило, приходится использовать чувствительность в районе 1600 единиц ISO.

Снимать следует на открытой диафрагме, чтобы добиться адекватной экспозиции. Выдержку же придется подбирать в зависимости от того, двигается ли снимаемый объект и насколько фотоаппарат надежно держится в Ваших руках (присутствует ли «шевеленка»). В любом случае здесь действует правило — выдержка должна быть короче обратного фокусного расстояния. Для съемки активно движущегося музыканта на сцене понадобятся выдержки короче 1/160 сек. В случае же если Вы фотографируете так называемый «хедбенгинг», то есть размахивание длинными волосами, потребуются использовать выдержки уже короче 1/400 сек. Управлять точкой фокусировки рекомендуется в ручном режиме, поскольку встроенная автоматика камеры просто не сможет распознать, какая из деталей кадра представляет для Вас наибольшую ценность.

Концертная фотография предполагает умение работать со светом. Фотограф должен смотреть на освещение сцены каждый раз, когда он начинает снимать. Во время концерта Вы столкнетесь с постоянным изменением освещения. Как правило, это несколько повторяющихся наборов света. Поэтому Ваша задача будет состоять в том, чтобы осуществить выбор правильной экспозиции в соответствии с меняющимися условиями освещения.

Параметры съемки придется менять под конкретное освещение для получения резких, качественных кадров. Для этого Вам придется использовать точечный замер экспозиции и постоянно обращать внимание на гистограмму, чтобы убедиться в том, что Вы не недоэкспонировали или переэкспонировали снимок. Конечно, очень сложно находить оптимальные настройки буквально на лету, но это приходит с опытом.

Помимо работы со светом, в концертной фотографии очень важен фон, на котором происходит то или иное событие. В этом плане бывает очень интересно, когда во время выступления включают дымовые машины. Дым, освещаемый разноцветными софитами, может быть великолепным фоном, способным улучшить общее восприятие снимка. Он скрывает малопривлекательные конструкции на заднем плане и в то же время прекрасно рассеивает свет, благодаря чему жесткие тени или пересвеченные участки на лицах музыкантов пропадают. Однако дым на сцене может быть и злейшим врагом фотографа. Ведь когда дыма на сцене очень много, музыканты могут буквально пропасть в нем.

Снимать концертные выступления лучше в формате RAW. В этом случае данные сохраняются в 12-14 бит, что в последующей обработке предоставит Вам больше возможностей для улучшения экспозиции. Съемка в формате JPEG будет оправдана только при съемке тех концертов, где присутствует постоянное и качественное освещение для достижения идеальной экспозиции кадра.

Обычно такие условия возникают на open-air фестивалях, то есть на концертах, проводимых на открытом воздухе. Подобные мероприятия, кстати, являются хорошей возможностью снять качественные снимки выступлений при хорошем освещении, что бывает далеко не всегда в концертной фотографии. Формат JPEG также позволяет снимать максимально быстрыми сериями, что в некоторых ситуациях может быть очень востребовано.

В конечном счете, успех концертной фотографии заключается в том, чтобы выхватить камерой какой-либо интересный эпизод или момент из целого потока событий. Это требует предельной концентрации, сосредоточения и опыта, а также умения предсказывать то, что будет происходить на сцене в следующую секунду. Нужно быть очень внимательным к происходящему и быть готовым к тому, чтобы моментально реагировать. С опытом Вы будете быстрее успевать за событиями и сможете размещать в кадре больше интересных деталей.

После съемки, когда фотограф просматривает отснятый материал, из нескольких сотен кадров достойными и интересными обычно оказываются всего не более десяти. Эти кадры отличаются выразительностью, своей энергетикой и передачей атмосферы выступления. Технические моменты при оценке фотографий играют скорее второстепенную роль.

Напоследок, стоит сказать пару слов об обработке отснятого материала. В большинстве случаев постобработка сводится к борьбе с шумами, присутствующими на снимках. Существует множество программных фильтров и плагинов, позволяющих устранить такие шумы. Здесь стоит быть аккуратным – сильно сглаживать картинку не рекомендуется, ведь небольшой шум на концертных фотографиях выглядит вполне естественно и создает у зрителя ощущение реалистичности изображения. Он добавит «фактурности» картинке и не будет сильно заметен. От шума следует избавляться, главным образом, в тех областях, где нет резких деталей, в частности, в районе градиентов.

Впрочем, постобработка может не ограничиваться только устранением шумов. Как уже отмечалось не раз, концертные фотоснимки должны обладать художественной и эмоциональной выразительностью, представлять собой интересную и в то же время красивую картинку. Поэтому при обработке Вы можете вмешиваться в кадр сильнее, в рамках, конечно, умеренного подхода. Можно попробовать избавиться от слишком плоского или тусклого освещения, поиграть с контрастностью и цветовой насыщенностью снимка, использовать различные фильтры и «спецэффекты». Но все же нужно помнить, что Ваша задача состоит в том, чтобы не приукрасить кадр как можно больше, а использовать обработку для устранения недостатков и придания фото законченного вида, соответствующего настроению и атмосфере мероприятия.

Живые концерты — это всегда яркие впечатления, динамика и богатство ярких оттенков. Для обычного зрителя так и есть, а что же они означают для фотографа? Если вы частенько бываете на выступлениях известных артистов, наверняка замечали, как суетливо носятся мастера фотографии, пытаясь поймать самый лучший момент и самый удачный ракурс, воюя с вечно меняющимся светом, яркостью и температурой снимка. Так что правильнее всего будет сказать, что для фотографа концерт — это много и очень много работы. Однако, если вы все же стремитесь снимать живые выступления и делать это качественно, без должной подготовки обойтись не удастся. потому-то мы и подобрали для вас 10 правил, или скорее, советов, которые помогут вам подойти к концертной съемке с готовностью.

    Домашняя работа

Шутки шутками, а готовиться к съемке нужно действительно заранее. Во-первых, внимательно изучите коллектив или артиста, которых предстоит снимать. В этом вам поможет в первую очередь Youtube. Во-первых, он позволит вам познакомиться с динамикой и манерой сценического поведения исполнителя, что имеет огромное значение для конечного результата. Так вы сможете точно знать, чего ожидать от солиста и музыкантов, каких движений, приемов и “фишек”. Тогда же вам сразу станет понятно, как и когда именно караулить удачный кадр.

Не забывайте и о динамике — ведь это едва ли не главное, что должно быть в кадре. Цель концертного фотографа в том, чтобы показать эмоции артиста и публики тем, кто не присутствовал на мероприятии. И конечно, лучший способ — это динамичные активные фото.

Более того, посмотрев и заранее оценив масштаб и направление съемки, вы сможете найти лучшие точки, с которых получатся самые выигрышные кадры. А локация, как известно, для фотографа очень важна.

    Оставьте все лишнее дома

Не менее важно перед походом на концерт оставить дома все лишнее. Тому есть несколько причин — во-первых, вы отправляетесь в людное место и пробираться сквозь толпу с огромной сумкой, полной техники вам будет крайне неудобно. Во-вторых, неудобно будет и тем, кто вас окружает. В третьих, вы никогда не знаете что именно произойдет и вполне может случиться так, что в слэме или в обычном приступе драйва кто-нибудь повредит технику. Поэтому подготовьте камеру и самый удобный объектив, захватите батарейный блок и запасную карту памяти, и смело отправляйтесь снимать мероприятие, не переживая за сохранность всего арсенала. Стандартный набор концертного репортажника — камера (лучше фуллфрейм), 35мм объектив f/2 и внешняя вспышка (она вам пригодится, а почему — об этом мы поговорим позже). Если, конечно, вам предстоит снимать в тепличных условиях пресс-зоны, можно взять с собой запасную амуницию, но точно знайте, что времени для замены стекла у вас скорее всего не будет. Так что отправляйтесь налегке.

    Отражайте вспышку

Есть два вида концертных фотографов, и оба могут подкрепить свой выбор резонными аргументами. Одни принципиально стараются не использовать в съемках вспышку и полагаться только на освещение, доступное в зале, другие же настаивают на том, что четкие и цельные кадры можно получить только со вспышкой.

В том и в другом случае нужно быть аккуратным, ведь доступный свет может подвести, а вспышка может отвлекать зрителей, да и не все артисты позволяют снимать свои выступления со вспышкой. Так что пользуйтесь вспышкой , но умеренно.

Единственная рекомендация, которую здесь можно дать: всегда стараться отражать вспышку. Если есть возможность — от потолка, если нет — использовать рассеиватель. Рассеиватель софт-бокс Flama FL-B14 легко крепится на вспышку и позволяет смягчить свет в любых условиях. Он обеспечивает натуральный мягкий свет и тени.

    Светосильный объектив

Лучший друг концертного фотографа — это светосила. Конечно, зум-объективы великолепны, и теоретически, они крайне удобны для съемок концертов, но по светосиле они определенно уступают фиксам.

Разумеется, многие фотографы являются на концерт с фуллфрейм камерой и объективом 24-70мм f/2.8. В этом нет ничего плохого, но у нас есть две цели — снять, по максимуму используя доступный в зале свет, и вдобавок не таскаться с тяжелыми устройствами. Именно поэтому удобнее всего использовать стекло с постоянным фокусным расстоянием и с высокой светосилой. Мы вовсе не имеем в виду дорогие объективы, ведь достаточно взять качественный Nikon или Canon 50мм f/1.8

ISO в таком случае можно поднять до 12-13000, а выдержку можно выставить 1/200 или 1/300 секунды. Так что при таких настройках, параметры будут компенсировать друг друга, и можно использовать исключительно доступное в зале освещение, не нарушая реалистичности происходящего в кадре и, собственно, на сцене.

    Избегайте снимать на уровне глаз

Это не так просто, если вы находитесь в большом зале, но если вы попадаете на сцену или снимаете в маленьком клубе, легко допустить ошибку и наделать фото, снятых “в упор”. Преимущество крупных и высоких сцен именно в том, что они позволяют вам получить какой-либо уровень: вы можете снимать снизу, можете забраться на балкон и снять сверху, можете снять сзади или сбоку.

Что касается композиции, в силу движения и постоянной динамики на сцене, нужно всегда быть внимательным. Старайтесь избегать попадания в кадр лишней руки, бегущего на бэкграунде техника и т.д. Либо напротив, используйте их, уходя в сторону репортажа, а не перформанса. Так или иначе, старайтесь немного предугадывать события, чтобы успевать поймать верный кадр, поскольку концерты живые и во время выступления может произойти что угодно как в зале, так и на сцене. Важно при этом быть внимательным и успевать следить не только за тем, что происходит в пределах поля зрения объектива.

    Снимайте в ручном режиме

Казалось бы, логично на бегу выставить и авторежим и потом не отвлекаться на лишние настройки. Однако напротив, снимать концерты пожалуй, лучше всего в полностью ручном режиме. Как минимум, вы научитесь работать с невероятно большим количеством типов света, при этом вы будете иметь четкое понимание того как какая настройка ведет себя в таких условиях, и какой получается результат. Словом, вы будете знать собственную камеру вдоль и поперек. В редких случаях можно выставить приоритет выдержки или приоритет диафрагмы, здесь вам придется действовать по обстоятельствам.

Профессиональные концертные фотографы со стажем, как водится, могут практически на глаз определить экспозицию в зависимости от доступного света. Так что, если хотите стать лучше в этом деле, рекомендуем в целях практики попробовать выставлять экспозицию, не глядя на данные и показатели с камеры, а на глаз и проверять себя каждый раз. Со временем, вы научитесь легко “читать свет”, соответственно, настроиться будет значительно проще.

    Знайте когда менять AF-C на AF-S

Два самых популярных режима автофокуса на камерах Nikon - это AF-C (режим непрерывного продолжительного фокусирования) и AF-S (режим разового фокусирования). Концертному фотографу нужно четко знать, когда менять один на другой. Каждый раз фокусируясь заново можно добиться интересных кадров, но только если субъект не носится по сцене, например, во время акустического сета, когда как правило, динамики на сцене меньше, вполне приемлем AF-S.

А вот AF-C — это куда более подходящий для концертных съемок режим. Не стоит даже упоминать тот факт, что при съемке движущегося объекта это в принципе очевидный выбор.

При съемках в темном помещении даже самая крутая камера может не справиться с “отслеживанием” субъекта, так что придется либо использовать AF-C, но адаптироваться к возможным неудобствам, либо фокусируясь при помощи AF-S& В первом случае пострадает композиция, во втором — динамика. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что среди современных концертных репортажников можно встретить и тех, кто пользуется ручным фокусом.

Так или иначе, у многих современных камер есть центральные точки фокусировки, где чувствительность при низком освещении/контрасте повышена. Если у вас будет минутка — проверьте свою камеру, это того стоит.

    Фотографируйте зрителей

Разумеется нельзя отправиться на концерт и провести все время, развернувшись к сцене. Ваша задача, как фотографа, передать не только то, что происходило непосредственно перед публикой, но передать общую атмосферу, царящую в зале. Поэтому иногда как минимум разворачивайтесь к толпе и делайте снимки фанатов. Как правило, люди охотно позволяют себя снимать, а в порыве радости от полученных впечатлений, частенько могут взаимодействовать с фотографом и улыбаться или показывать какие-нибудь знаки в камеру. Когда они не позируют, вы и вовсе можете поймать чистейшие искренние эмоции. Не забывайте делать кадры, где видно и артиста, и публику, поскольку это и есть те отношения, на которых строится мероприятие.

Иногда отходите назад (совсем назад, в конец зала, за спину звукорежиссера) и снимайте из-за толпы, ведь это даст зрителю настоящее ощущение присутствия, будто он сам наблюдает за происходящим.

    Ловите интересный свет

Мы уже отмечали, что многие предпочитают снимать, пользуясь только доступным в заведении светом. Так вот, на то есть и еще одна причина, которую тоже стоит упомянуть. Таким образом можно поймать интересный свет, например удачно упавший на артиста луч, тень в потоке света и многое другое. То есть не стоит всегда расстраиваться, что вам досталась непростая задача повиноваться воле освещения на площадке.

Есть только одно принципиальное правило, которое касается освещения: избегайте снимать кожу и лица, залитые красным светом. Красный свет не позволяет получить детализированный кадр, спасти который можно только одним способом. Вместо этого, дождитесь пока свет сменится и жмите на заветную кнопку.

В крайнем случае, если не удалось избежать красного света, многие фото можно будет спасти простым переводом в ч/б.

    Ловите детали

Каждый раз, когда вы отправляетесь на съемки, мы говорим вам обращать внимание на детали. Не отступимся и сегодня: примерно за полчаса до начала концерта, у вас есть возможность поймать немало интересных моментов — общение между собой фанатов, инструменты, мелкие детали. Вы можете запечатлеть ожидание и напряжение на лицах фанатов.

После концерта не забудьте снять сетлист, а если вам удастся поймать хотя бы несколько моментов с импровизированной автограф-сессии, считайте, что день более чем удался, ведь вам удалось не только зафиксировать выступление, но и реальное взаимодействие артиста и его зрителя. Это очень богатые на эмоции моменты.

Что ж, вы готовы к первому опыту концертной съемки. Последние пожелания от нас: всегда будьте вежливы с персоналом, поклонниками и коллегами-фотографами и наслаждайтесь музыкой! Если с последним возникли вкусовые проблемы, запаситесь хорошими наушниками-вкладышами, которые помогут немного убавить окружающий шум — например,