Первый кубанский летчик. Забытые герои России. Первый ас России. Вячеслав Матвеевич Ткачёв. Возвращение на родину

Ткачёв Вячеслав Матвеевич - генерал-майор авиации, выдающийся военный лётчик, Георгиевский кавалер.

Родился Вячеслав 24 Сентября (6 октября) 1885 года в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области (нынешняя Адыгея) в семье войскового старшины. Отец, Матвей Васильевич, в Крымскую войну 1853-1856 получил орден Св. Георгия 4 класса и дослужился до звания войскового старшины. Дед Василий отличился в 1829 году при взятии турецкой крепости Анапа и был удостоен личного дворянства.

30 августа 1904 года вступил в службу по окончании Нижегородского кадетского корпуса и зачислен юнкером рядового звания на правах вольноопределяющегося 1-го разряда в Константиновское артиллерийское училище.

30 июня 1906 года по окончании училища был выпущен хорунжим во 2-ю Кубанскую казачью артиллерийскую батарею, а летом 1908 года переведен в 5-ю Кубанскую казачью батарею. 6 мая 1909 года высочайшим приказом за выслугу лет произведен в сотники.

6 сентября 1910 года сотник Ткачёв определен офицером-воспитателем в Одесском кадетском корпусе. Увидев в одесском небе полеты аэроплана увлекается авиацией и с разрешения начальства поступает в частную авиашколу, в которой учится в свободное от службы время.

В 1911 году окончил авиашколу Одесского аэроклуба. Получив диплом гражданского пилота, Ткачёв добивается в октябре направления на учёбу в Севастопольскую офицерскую школу авиационного отдела Воздушного Флота (ОША ОВФ).

11 декабря 1912 года сдал экзамен на звание летчика в ОША ОВФ и 5 января 1913 года получил назначение в 7-ю воздухоплавательную роту. После расформирования 7-й воздухоплавательной роты в июне 1913 году принял участие в формировании первой крупной авиационной единицы русской армии - 3-й авиационной роты в Киеве, где затем проходил службу в 11-м корпусном авиаотряде вместе с Петром Нестеровым. 5 октября 1913 года высочайшим приказом произведен в подъесаулы со старшинством с 22 апреля 1913 года.

12 (25) октября 1913 года он совершает рекордный перелёт на «Ньюпоре» по маршруту Киев - Одесса - Керчь - Тамань - Екатеринодар общей протяженностью в 1500 верст. Несмотря на неблагоприятную осеннюю погоду и другие тяжелые условия, Ткачёв блестяще выполнил и эту задачу, за что Киевское общество воздухоплавания присудило ему золотой знак «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелёт».

10 марта 1914 года откомандирован в 4-ю авиароту по её формировании, и в тот же день подъесаул Ткачёв назначен командиром XX авиационного отряда, приданного штабу 4-й армии. В начальный период войны Ткачёв совершил несколько очень важных для русского командования разведывательных полётов за что Приказом армии Юго-Западного фронта от 24 Ноября 1914 года за № 290 был награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени (первый среди лётчиков).

В декабре 1914 года на участке Юго-Западного фронта командир авиационного отряда подъесаул В. М. Ткачёв, имея при себе из оружия лишь пистолет «Наган», первым среди русских пилотов, атаковал немецкий аэроплан «Альбатрос» и своими действиями заставил противника ретироваться.

В период с 4 по 7 июня 1915 года - несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись с немецким аэропланом, вооружённым пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство.

4 июля 1915 году, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки.

1 августа 1916 года В. М. Ткачёв сбил австрийский аэроплан «Авиатик», причём аппарат и оба лётчика попали в руки русских воинов.

В 1916 году - войсковой старшина и начальник 11-го авиадивизиона (с 21 апреля 1916), а затем - инспектор авиации Юго-Западного фронта (с 3 сентября 1916). Награжден Золотым оружием «За храбрость» (10 сентября 1916).

11 января 1917 года высочайшим приказом от 20 декабря 1916 года из войскового старшины переименован в подполковники с зачислением по инженерным войскам. После Февральской революции Ткачёв занимает пост начальника Авиаканца (Авиационная Все материалы).

9 июня 1917 года Ткачёв был назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего, сокращенно - авиадарм (авиация действующей армии, с 26 июня 1917), по сути - глава авиации России.

В 1917 году Ткачёв завершил работу над первым в своем роде в истории развития русской авиации пособием - «Материалы по тактике воздушного боя», составленным на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916 года. В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России.

19 ноября 1917 года, узнав о предстоящем занятии Ставки главковерха прибывшими петроградскими солдатами во главе с новым Верховным Главнокомандующим прапорщиком Крыленко, Ткачёв подал рапорт об отставке, а на следующий день, не дожидаясь ответа, самовольно уехал на фронт. В оставленной записке он обратился к Председателю авиасовета с заключительным возванием, которое стало по сути реквиемом русскому Военно-воздушному флоту:

"Председателю авиасовета. Захват Ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение. Передо мною стояла проблема: остаться на занимаемой должности, подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им свое неподчинение. Впрочем, разрешение данного вопроса первым способом не могло совершенно иметь места, так как по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчиняюсь ли я самозванцу Крыленко или нет. Таким образом, с появлением большевиков в Ставке я погибал для авиации. Считая своим нравственным долгом перед Родиной в ее тяжелые дни испытаний работать, борясь всеми силами и средствами с ужасным ядом, несущимся преступниками народа и государства - большевиками, а не сидеть под арестом, я подал рапорт 19 ноября Начальнику Штаба с просьбой об увольнении меня от занимаемой должности и о назначении моим заместителем одного из следующих кандидатов: полковника Коновалова, Степанова или Кравцевича и, сдав временно должность полковнику Нижевскому, 20 ноября я покинул Ставку, подав рапорт об отъезде на фронт. В лице Авиасовета, я каюсь перед всей родной мне авиацией в своих страданиях теперь. Меня можно упрекнуть за то, что я в тяжелую минуту покинул свой ответственный пост, но этим я ускорил свой уход только на несколько часов. Я прошу Авиасовет прийти на помощь моему заместителю всем своим авторитетом и возможными средствами для спасения авиации от полного развала. Молю сохранить для будущей обновленной России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего мощного воздушного флота. Подписал Полковник Ткачев."

В декабре 1917 года В. М. Ткачёв, опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, бежал на Кубань, с двумя арестами и побегами по пути.

В начале 1918 года участвовал рядовым в боях белого партизанского отряда полковника Кузнецова против войск Северо-Кавказской Советской республики. Отряд должен был прикрывать переправу через Кубань главных сил под командованием В. Л. Покровского, но в силу сложившихся обстоятельств был окружен, и Вячеслав Матвеевич оказался в плену у красных. С марта по август 1918 года полковник Ткачёв находился в Майкопской тюрьме, а 7 сентября большевики были выбиты из Майкопа, после чего Ткачёв поступил в распоряжение Краевого правительства. Поскольку авиации у белых практически не было, то Вячеслава Матвеевича в качестве войскового старшины Кубанской чрезвычайной миссии отправляют на Украину, к гетману Павло Скоропадскому. История умалчивает, насколько удачной была эта миссия, но, во всяком случае, ему удалось кое-что добыть из авиационного имущества, поскольку после возвращения в Екатеринодар он приступил к формированию 1-го Кубанского авиаотряда, а с 12 декабря его назначают командиром вновь созданного Кубанского авиационного отряда. Отряд к тому времени уже имел 8 самолетов с соответствующим числом летчиков, и около 150 обслуживающего рядового состава. Сражался с Красной Армией, был ранен под Царициным, выздоровел, вновь вернулся в строй.

В мае 1919 года авиаотряд Ткачёва поддерживал Кавказскую Добровольческую армию Врангеля в боях с 10-й армией РККА.

"Авиаотряд, под начальством испытанного лётчика полковника Ткачёва работал энергично и точно: ни одно движение противника не оставалось незамеченным. Куда бы ни уехал Командующий, где бы ни остановился, везде разыскивали его воздушные птицы по георгиевскому штандарту. Один за другим спускались пилоты к штабу, докладывали сведения о противнике и, получив новую задачу, снова взвивались на воздух."

Командующий Кавказской армии высоко оценил способности Ткачёва и 8 мая 1919 года он назначается начальником авиаотряда Кавказской армии, к тому же ему фактически подчинили 4-й Добровольческий авиаотряд, 4-й Донской самолетный и даже 47-й авиадивизион, состоявший из английских добровольцев, а 19 мая произвели в генерал-майоры, хотя официально это звание было подтверждено лишь в начале 1920 года. В 1920 году Ткачёв командует авиаотрядом Кубанской армии, одновременно являясь (с 1919 года) членом Кубанского краевого правительства по внутренним делам.

В апреле 1920 года В. М. Ткачёв назначается начальником авиации Вооруженных Сил Юга России, а после отставки командующего Добровольческой армии Деникина 28 апреля 1920 года - начальником авиации Русской армии генерал-лейтенанта Врангеля. Во время одного из боёв этой компании В. М. Ткачёв встретился в воздухе с командиром противостоящего ему формирования Красного Воздушного Флота Петром Межераупом. Этому случаю, который свёл в личном единоборстве командиров двух авиационных армий, суждено было стать единственным в истории авиации. Это произошло неподалеку от Мелитополя. Ткачёв, возглавлявший группу из 6 DH-9 (de Havilland), был атакован парой «Ньюпоров», один из которых пилотировал Межерауп. После воздушного боя, продолжавшегося в течение 45 минут (самолёт Ткачёва был повреждён в 5 местах), обе стороны вышли из боя и направились на свои базы.

В. М. Ткачёв был награжден союзниками за воинскую доблесть английским военным орденом DSO (англ. Distinguished Service Order). А 22 июня 1920 года одним из первых представителей Белого движения был награжден орденом Св. Николая Чудотворца 2-й степени.

После краха Белого движения генерал Ткачёв, наставляя своих учеников, говорил: «Авиатор без дела не останется, но имейте в виду: мы должны поступить в авиацию такого государства, которое никогда не будет воевать с нашей Родиной». Вячеслав Матвеевич вынужден был эмигрировать сначала в Турцию, откуда он перебрался в Сербию и некоторое время служил в инспекции авиации Королевства СХС. Поскольку формально Русская армия не распускалась, карьера Ткачёва продолжалась: в 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации.

В Югославии В. М. Ткачёв проявляет большую заботу по устройству русских летчиков, являясь с 1924 по 1934 год председателем общества воздушного флота 4-го отдела Русского общевоинского союза (РОВС). Работает в Русской Сокольской организации (ставящей целью физическое и духовное совершенствование русского народа как части единого славянского мира), других эмигрантских организациях, служит в Штабе инспекции югославской авиации.

После отставки в 1934 году Вячеслав Матвеевич поселился в Нови Саде, преподает в русской мужской гимназии. Здесь он становится основателем и первым старостой Сокольского общества. В 1937 году Ткачёв официально получает гражданство Югославии. С 1938 по 1941-й год он является редактором журнала «Пути Русского Сокольства» - органа Краевого Союза Русского Сокола в Югославии.

В 1941 году он стал походным атаманом Кубанского казачьего Войска, участвует в формировании казачьих подразделений Русского корпуса. На параде 29 октября 1941 года, посвященном прибытию в Белград Гвардейского дивизиона, он обратился к казакам со следующими словами: «Прибывший Гвардейский Дивизион свершил небывалый в истории народов подвиг, сохранив себя в течение 20 лет эмигрантского безвременья. Обостренное чувство долга, преданность и верность своим штандартам, как символу утерянной Родины, вписали в историю Русской Армии и Казачества бессмертную страницу».

В начале Второй мировой войны Вячеслав Матвеевич перебирался в Белград, где стал преподавать тактику воздушных сил на организованных в Белграде Высших Военно-Научных Курсах генерала Н. Н. Головина, на которых проходили обучение офицерские кадры Русского Корпуса. По отзывам современников, читаемый им курс лекций имел «особую солидность и ценность».

Позднее он отстранился от антисоветской деятельности, отошёл от участия в многочисленных эмигрантских организациях, проявил демонстративное несотрудничество с оккупировавшими страну фашистами и работал преподавателем в школах. Из дневника В. М. Ткачёва: «Немало разочарований пришлость мне пережить в стане белых. Я не нашел того, что ожидал. Но жребий был брошен. И как впитавший в себя с детства дух дисциплины, я подчинился власти на Юге России и добросовестно исполнял все даваемые мне поручения. Таким образом, не шкурные соображения, не политические убеждения, а только лишь чувство патриотизма толкнуло меня еще в 1917 году на антисоветский путь. А в результате я 24 года, тоскуя по Родине, прожил эмигрантом в Югославии».

Когда в октябре 1944 года к Белграду подходили советские войска, В. М. Ткачёв наотрез отказался эвакуироваться. Для себя решил: пусть лучше расстреляют свои, чем искать прибежище в стане врага. 20 октября 1944 года Вячеслав Матвеевич был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта. Был отправлен в Москву, на Лубянку, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет по статье 58. Жену его в СССР депортировать не стали и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых.

Отсидев в лагерях ГУЛАГа 10 лет, 11 февраля 1955 года был выпущен без права жительства в больших городах. Получив гражданство СССР, поселился на Кубани, в Краснодаре, где работал в артели инвалидов-переплетчиков им. Чапаева за 27 рублей 60 копеек. Подрабатывал - писал заметки в газеты, книгу «Русский сокол» о своем друге - Нестерове. В 1956 году его разыскала жена, звала его к себе, и вроде даже была возможность уехать, но он написал ей: «Мне слишком дорого далась родина, лучше ты ко мне переезжай». Так они и не встретились больше.

Умер В. М. Ткачёв 25 марта 1965 году в нищете в Краснодаре. Похоронен на Славянском кладбище.

Тридцать лет спустя после кончины Вячеслава Матвеевича Ткачева Родина воздала русскому летчику по заслугам. 23 сентября 1995 года в связи со 110-летием со дня рождения на доме N 82 по улице Шаумяна в Краснодаре, где он жил последние годы, Главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник авиации Петр Дейнекин в торжественной обстановке открыл мемориальную доску, На митинге выступили атаман Союза казаков России Александр Мартынов, глава администрации Краснодарского края Евгений Харитонов, курсант Краснодарского ВВАУЛ Алексей Дьяченко. Были отданы воинские почести. В небе над центральной площадью города продемонстрировала свое летное искусство пилотажная группа «Стрижи». Время вернуло из забвения имя прославленного русского летчика Вячеслава Ткачева. Большую роль в восстановлении исторической правды в отношении земляка сыграло Всекубанское казачье войско. В Краснодаре Ткачеву собираются поставить памятник. Однако лучшим памятником ему станут его книги, которые обязательно будут изданы и найдут своего читателя.

В Российской Федерации посмертно изданы мемуары генерала В.М. Ткачева, однако некоторые историки указывают на то, что эти мемуары были в значительной степени сфальсифицированы советскими цензорами.

Ранней весной 1965 года в полуподвальной коммуналке на окраине Краснодара умер одинокий старик, которого звали Вячеслав Матвеевич Ткачев. Никто из его соседей не знал, что когда-то этот человек носил золотые генеральские погоны и командовал Военно-воздушными силами России на фронтах Первой мировой войны, а потом возглавлял авиацию Русской армии генерала Врангеля...

В.М.Ткачев родился 25 сентября 1885 года в кубанской станице Келлермесской. Потомственный казак, он мог бы подобно большинству своих односельчан стать лихим наездником-рубакой. Но тяга к знаниям привела его сначала в Нижегородский имени графа Аракчеева кадетский корпус, а затем - в Константиновское артиллерийское училище, ведь именно артиллеристы считались наиболее образованными представителями офицерского корпуса. В 1906-м Ткачев начал службу во 2-й Кубанской конной батарее. Потом он решил попробовать себя в педагогике и стал офицером-воспитателем Одесского кадетского корпуса.


В 1911 году Вячеслав Матвеевич впервые увидел летящий над городом аэроплан, и с тех пор на всю жизнь «заболел» авиацией. Он упросил командование разрешить ему пройти курс летной подготовки в Одесском аэроклубе. Получив диплом гражданского пилота, Ткачев по рекомендации тогдашнего «куратора» российской авиации Великого Князя Алексея Михайловича поступил в Севастопольскую военную авиашколу, которую через год закончил с отличием. В 1913-м В.М.Ткачев служит в Киеве, в 11 -м корпусном авиаотряде. Его сослуживцем и другом был знаменитый летчик П.Н.Нестеров, впервые выполнивший на самолете «мертвую петлю» (впоследствии эта фигура высшего пилотажа была названа его именем), а в августе 1914-го - совершивший первый в мире воздушный таран.

К началу Первой мировой войны подъесаул Ткачев назначен командиром 20-го корпусного авиаотряда, расквартированного в городе Лида. Главной и фактически единственной боевой задачей аэропланов в те времена была разведка. Командир отряда Ткачев не только отправлял своих подчиненных на задания, но и сам нередко совершал наиболее рискованные разведывательные полеты над вражескими тылами. В одном из таких дальних рейдов он обнаружил крупное скопление не-приятельских войск, но на обратном пути осколок зенитного снаряда про¬бил маслобак его самолета. Масло начало вытекать, а это грозило остановкой двигателя, вынужденной посадкой за линией фронта и пленом. Однако Ткачев, не растерявшись, сумел дотянуться до бака ногой, заткнуть пробоину носком ботинка и привести аэроплан на свою территорию. За доставленные с риском для жизни ценные разведданные, а также за мужество и находчивость 24 ноября 1914 года он первым среди российских авиаторов был удостоен почетной награды - ордена Святого Георгия 4-й степени.

Ткачёв (стоит второй слева) среди участников Одесской авиационной школы во главе с командующим войсками ОВО генерал-адъютантом Н. П. Зарубаевым и президентом аэроклуба А. А. Анатра, 1911

В.М.Ткачев в кабине разведчика «Моран-парасоль», русско-германский фронт, зима 1914-1915 годов

Есаул Ткачев с авиаторами 20-го корпусного авиаотряда в ангаре возле «Морана-парасоля»

В дальнейшем Ткачев продолжал участвовать в боевых операциях, действуя умело и самоотверженно, о чем свидетельствуют боевые сводки:

«С 4 по 7 Июня 1915 года, несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, В.М. Ткачев неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись в немецким аэропланом, вооружённым пулеметом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство. 4 Июля, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки»

Во времена Первой мировой войны Ткачев проявил себя как отважный летчик и умелый организатор, теоретик боевого применения авиации. Благодаря сочетанию этих качеств он стал командиром авиадивизиона, а в августе 1916-го, уже в звании подполковника, возглавил первую российскую боевую авиагруппу (сокращенно - 1-ю БАГ), состоявшую из трех истребительных авиаотрядов. Назначением группы было прикрытие наземных войск от налетов вражеской авиации, защита своих разведчиков и бомбардировщиков от воздушного противника, а главное - уничтожение германо-австрийских самолетов в воздухе.

И с этой задачей группа Ткачева справлялась блестяще. Начиная с сентября 1916 года немцам пришлось прекратить бомбардировки российских войск в районе Луцка, где базировалась 1-я БАГ, а наши разведчики могли беспрепятствен¬но решать свои задачи, не опасаясь перехвата. Летчики авиагруппы за два месяца сбили более десятка вражеских аэропланов, а для остальных надежно «закрыли» небо над фронтом.

Поначалу в группу входили не только истребители, которых еще не хватало, но и вооруженные пулеметами двухместные разведчики. На одной из таких машин - «Моране-парасоле» Ткачев совместно с летнабом поручиком Хризосколео 14 августа 1916 года одержал воздушную победу, сбив австрийский аэроплан «Авиатик» В.II. Успех русских летчиков подтвердили наземные войска, зафиксировавшие падение вражеского самолета.

В.М.Ткачев в кабине «Ньюпора» IV с подвешенной под фюзеляжем осколочно-фугасной авиабомбой

В начале 1917 года тридцатидвухлетний Ткачев стал Инспектором авиации Юго-Западного фронта. Тогда же вышла из печати его книга «Материал по тактике воздушного боя» - первое в России учебное пособие для фронтового летчика и командира авиаот¬ряда. В этой книге автор на основе успешного боевого опыта 1-й БАГ сформулировал основы стратегии и тактики истребительной авиации, а также описал важнейшие практичес¬кие приемы воздушного боя.

Вершиной служебной карьеры В.М.Ткачева за годы Мировой войны стала должность начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания (ПУАиВ), принятая им 9 июня 1917 года. Такое название носил главный штаб боевой авиации, которому подчинялись все авиачасти, сосредоточенные на русско-германском фронте, от Черного моря до Балтики. Начальником ПУАиВ Вячеслав Матвеевич стал еще будучи подполковником, но уже в августе ему было присвоено звание полковника. Должность Ткачева имела еще и другое название - начальник авиации действующей армии, сокращенно - авиадарм.

В тот период, когда Ткачев возглавлял российскую фронтовую авиацию, отмечены ее наивысшие достижения. За несколько месяцев русские летчики сбили больше вражеских самолетов, чем за три пред¬шествующих года войны. Несомненно, в этом есть немалая заслуга их командира.

Подобно большинству офицеров, Ткачев враждебно воспринял октябрьский переворот. Да это и не удивительно, учитывая, что захват власти большевиками повлек за собой разложение армии, катастрофическое падение дисциплины и волну дезертирства. Случаи открытого неподчинения приказам и даже солдатских расправ над своими офицерами стали обычным явлением на фронте.

При этом надо отметить, что авиации гораздо дольше, чем другим родам войск удавалось сохранять боеспособность. Даже в ноябре 1917-го, когда пехотинцы массово бросали окопы и бежали в тыл, авиаторы продолжали летать на задания и даже сбивать вражеские самолеты. Однако повальная дезорганизация неизбежно затронула и авиачасти. Ткачеву больно было видеть, как гибнет то, чему он посвятил все свои силы, знания и опыт.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения полковника, стало прибытие в его штаб абсолютно не разбирающегося в авиации большевистского комиссара Крыленко из балтийских матросов, которому Ткачев должен был сдать свои полномочия. Вячеслав Матвеевич подал заявление об увольнении с должности, покинул Управление авиации и уехал на Кубань, оставив записку, в которой были такие слова:

«Захват Ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение. Передо мной стояла проблема: подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им свое неподчинение. Впрочем, решение данного вопроса первым способом не могло иметь места, так как, по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчинюсь я самозванцу Крыленко или нет. (...) Молю сохранить для будущей России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего воздушного флота»

Рассказ о том, как Ткачев пробирался «по бурлящей России» с бывшего фронта на Кубань, мог бы стать сюжетом для приключенческого романа. Ему приходилось переодеваться в солдатское обмундирование, его дважды арестовывали, но оба раза он сумел бежать. В марте 1918-го Ткачев добрался до Майкопа, занятого красными, и там его арестовали в третий раз. Более четырех месяцев Вячеслав Матвеевич провел в городской тюрьме, пока в августе его и других заключенных не освободили вступившие в город части Добровольческой армии генерала Деникина.

В.М.Ткачев перед очередным боевым вылетом

Заправка бензином аэроплана «Моран» О. На правом колесе стоит Вячеслав Ткачев

Сразу после освобождения Ткачев без колебаний вступил в белую армию. Летом 1918 года на занятой добровольцами территории юга России начали создаваться первые белогвардейские авиационные отряды. Один из таких отрядов - 1-й Кубанский возглавил бывший авиадарм. Поначалу в отряде было всего несколько старых изношенных аэропланов, найденных в ремонтных мастерских, но постепенно численность белой авиации росла за счет трофеев и поставок авиатехники из Англии.

К маю 1919-го в 1-м Кубанском было уже около десятка боеспособных машин. В этом месяце отряд прошел боевое крещение в битве у станицы Великокняжеская. Летчики под руководством Ткачева атаковали бомбами и пулеметным огнем красную конницу Буденного и Думенко, посеяв панику и хаос в рядах противника. Это позволило белым кавалеристам генерала Улагая легко прорвать фронт и начать стремительное наступление на Царицын. Ткачев, как это бывало и раньше, лично принял участие в боях. В ходе штурмовки он получил ранение пулей, выпущенной с земли, но сумел вернуться на свой аэродром и благополучно посадить машину. После непродолжительного лечения Вячеслав Матвеевич вернулся в строй.

В июне 1919 года 1-й Кубанский авиаотряд перебросили под Царицын для оказания воздушной поддержки белой армии при штурме города. 30 июня сильно укрепленный город, прозванный «красным Верденом», был взят. Красные отошли на север, к Камышину. Аэропланы бомбили и обстреливали отступавшего противника, нанеся ему большие потери. В дальнейшим 1-й Кубанский отряд пополнился людьми и самолетами, что позволило преобразовать его в авиадивизион. Новой авиачастью по-прежнему командовал Вячеслав Ткачев.

Победа под Царицыным не стала переломным моментом в Гражданской войне. Осенью деникинская армия, наступавшая на Москву, была разбита превосходящими силами красных. Белым пришлось отходить все дальше на юг, пока в апреле 1920 года они не оказались запертыми на Крымском полуострове.

В этот момент на военном небосклоне снова взошла звезда авиадарма Ткачева. Генерал Врангель, сменивший ушедшего в отставку Деникина, 14 апреля назначил его главнокомандующим всей белой авиацией. Одновременно 34-летнему летчику было присвоено звание генерал-майора.

Самолеты Анатра «Анасаль» Кубанского авиадивизиона, зима 1919-1920 годов

Это случилось буквально на следующий день после того как 12 аэропланов под командованием Ткачева рассеяли дивизию красных, пытавшуюся прорваться через Перекоп. В Крыму организационный и военный талант Ткачева раскрылся в полной мере. Под его руководством малочисленные белогвардейские летчики стали грозной силой.

Ткачев уделял много времени боевой подготовке пилотов, обучению их умению летать строем и слаженно действовать в группе, точно следуя приказам командира. Для лучшей заметности в воздухе командирские машины получили особые цветные обозначения (яркая окраска капотов и широкие полосы вокруг фюзеляжей). Кроме того, каждый авиаотряд получил собственные, "элементы быстрой идентификации" в виде индивидуальной раскраски рулей поворота (разно¬цветными полосами, черно-белыми квадратами и т.д.).

Ткачёв среди пилотов организованного им 1-го Кубанского казачьего авиаотряда, 1919

Истребитель Сопвич «Кэмел» Кубанского дивизиона и английский летчик Сэмюэл Кинкэйд. воеавший совместно с кубанцами на Волге в 1919 году

Ткачев разработал систему взаимодействия авиации и наземных войск с помощью визуальных сигналов, в те времена радиосвязь на самолетах отсутствовала. В частности, была внедрена методика подачи сигналов летчикам с земли при помощи геометрических фигур, выложенных из белых полотнищ, хорошо различимых с большой высоты. К примеру, буква «Т» выложенная возле штаба полка или дивизии, означала, что командир части требует от летчика немедленной посадки для передачи важного сообщения. Форма фигур периодически менялась, чтобы не дать красным возможности с помощью ложных сигналов ввести летчиков в заблуждение или заманить их в ловушку.

Авиаторы в свою очередь передавали донесения и приказы на землю с помощью сбрасываемых вымпелов или различных комбинаций цветных сигнальных ракет. А когда в Симферопольском авиапарке местные умельцы установили на двух самолетах радиостанции, эффективность и оперативность воздушных разведок еще более возросла. Необходимо отметить, что столь четкой и отлаженной системы взаимосвязи «между небом и землей», как та, что организовал Ткачев, не было ни в других белых армиях, ни у красных.

Легкий бомбардировщик «Де Хэвилленд» ОН. 9, состоявший на вооружении одного из отрядов авиации Русской армии, которой командовал В.М.Ткачев

Не меньшее внимание уделялось и укреплению воинской дисциплины, заметно пошатнувшейся после тяжелых поражений белой армии зимой 1919-20 годов. Так, согласно приказу авиадарма, суровым взысканиям (вплоть до разжалования в рядовые и перевода в пехоту) подвергались авиаторы, позволявшие себе появиться на аэродроме в нетрезвом виде.

Организационные мероприятия и обучение белым летчикам приходилось сочетать с почти непрерывным участием в боях. К примеру, за два дня, 7 и 8 июня, они совершили более 150 вылетов на разведку и бомбардировку, поддерживая наступление белой армии. С учетом того, что под командованием Ткачева находилось всего 35 аэропланов, причем часть из них была неисправна, каждый экипаж выполнял за день не менее трех боевых вылетов. За эти успешные действия Ткачев одним из первых был награжден орденом Николая Чудотворца, учрежденного Врангелем в 1920 году.

Летчики Русской армии возле «Де Хэвилленда» с оригинальным рисунком на капоте, Крым, 1920 год

К концу июня накал боев еще более возрос. Красная кавалерия под командованием комкора Жлобы прорвала фронт и устремилась к Перекопу, грозя отрезать от Крыма белогвардейцев, воевавших в Северной Таврии. У Жлобы было свыше десяти тысяч конников при поддержке артиллерии и бронеавтомобилей. Казалось, что остановить их невозможно, поскольку у белогвардейцев на данном участке фронта не было никаких резервов.

В этой ситуации Врангель обратился к авиации как к своей последней надежде. И авиаторы не подвели. Ранним утром 29 июня 13 бомбардировщиков «Де-Хэвилленд», ведомых самим Ткачевым, появились над расположившимися на ночлег красными кавалеристами. При первых же врывах бомб кони бросились врассыпную. Обезумев от грохота, они сбрасывали и топтали седоков, опрокидывали тачанки и артиллерийские повозки. Освободившись от бомбовой нагрузки, летчики поливали противника пулеметным огнем.

Когда самолеты улетели, чтобы пополнить боезапас, красным командирам кое-как удалось собрать уцелевших солдат в походную колонну, но тут последовал новый налет, а за ним - еще один. Вот как сам Ткачев описывал в боевом донесении одну из штурмовок:

«Под моим руководством была атакована колонна корпуса Жлобы у деревни Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 метров, пулеметным огнем совершенно разгромили красных, которые бежали на восток и северо-восток. Все поле было покрыто черными пятнами убитых лошадей и людей. Красными были брошены почти все имевшиеся у них повозки и пулеметные тачанки»

30 июня корпус Жлобы перестал существовать как организованная боевая сила. Мелкие группы всадников, прячась от авиаударов, рассеялись по деревням и хуторам, полностью утратив связь с командованием. Не более двух тысяч из них смогли спастись и выйти к своим. Остальные либо погибли, либо сдались в плен подоспевшим к месту прорыва солдатам врангелевской армии.

Разгром кавалерии Жлобы стал наивысшим достижением белой авиации за всю ее . Даже советская военная наука признавала этот факт, и на его примере курсанты летных училищ РККА изучали тактику действий самолетов против конницы. По сути дела авиаторы впервые оказали решающее влияние на весь ход войны, ведь если бы Жлобе удалось прорваться в практически не защищенный Крым, красные одержали бы победу уже в июле 1920 года.

Но благодаря летчикам Крым устоял, и война продолжалась. В начале августа красные форсировали Днепр в районе Каховки и, не теряя ни минуты, начали возводить на захваченном плацдарме мощные рубежи обороны. Когда белые, подтянув резервы, попытались контратаковать, было уже поздно - Каховка покрылась сетью траншей и проволочных заграждений, ощетинилась артбатареями и пулеметными гнездами. Контратака не удалась, белогвардейцам пришлось отойти с большими потерями.

Врангель снова бросил в бой аэропланы, но тут ткачевцев впервые постигла неудача. Против глубоких окопов, блиндажей и хорошо защищенных артиллерийских позиций пулеметы и мелкие бомбы, имевшиеся на вооружении белой авиации, оказались бессильны. Авианалеты не дали никаких результатов. Тогда белые летчики стали бомбить переправы, по которым шло снабжение каховс¬кой группировки, но в ответ красные начали доставлять на плацдарм бое-припасы и подкрепления ночью.

А тем временем, численность белогвардейских ВВС постепенно таяла, причем не столько из-за потерь, сколько от аварий и поломок крайне изношенных непрерывной боевой работой машин. Если к началу сентября у Ткачева оставалось примерно 30 аэропланов, то уже через месяц - менее 20. С такими силами противостоять Красной армии было нереально, а пополнения не предвиделось, поскольку западные союзники еще летом прекратили поставки.

Дальнейшее известно: 28 октября красные нанесли мощный удар с Каховского плацдарма в направлении Перекопа. Парировать его было нечем. Белым пришлось поспешно отступать в Крым. При этом они уничтожили на прифронтовых аэродромах почти все свои самолеты, которые от ветхости уже не могли подняться в воздух.

11 ноября пали укрепления Турецкого вала, а утром 15-го последний пароход с солдатами белой армии и беженцами отчалил от севастопольской пристани.

Гражданская война закончилась, а для Вячеслава Ткачева начался долгий период жизни на чужбине. Он и его соратники эвакуировались сначала в Галиполи, а потом перебрались в Югославию. Там Ткачеву, как и многим другим эмигрантам, не удалось найти работу по специальности. Он сменил несколько профессий: служил консультантом при штабе югославской армии, работал в частном дунайском речном пароходстве, пока, наконец, не нашел свое новое призвание в педагогике, став начальником внеклассного воспитания русской гимназии в Белграде.

Мемориальная доска на доме, в котором прошли последние годы жизни В. М. Ткачева

В 1933 году В.М. Ткачев совместно с инженером Н. Э. Кадесниковым основал в городе Нови Сад общество «русских соколов» - молодежную военно-патриотическую организацию. Общество занималось духовным и физическим воспитанием подрастающего поколения, учило помнить и любить покинутую родину. В том же году вышла книга Ткачева «Памятка русского сокола», обращенная к членам этой организации.

Когда в мае 1941 года Югославию оккупировали немецко-фашистские войска, многие русские эмигранты, такие как атаманы Краснов и Шкуро, начали сотрудничать с гитлеровцами. Однако Вячеслав Матвеевич наотрез отказался надеть немецкий мундир. Тем не менее, в декабре 1944-го, вскоре после освобождения Белграда Красной армией его арестовал СМЕРШ 3-го Украинского фронта и депортировал в СССР, разлучив с женой, которая осталась в Югославии.

Как бывший белогвардеец и непримиримый враг советской власти он был осужден на 10 лет лагерей. Генерал Ткачев отбыл свой срок «от звонка до звонка» и вышел на свободу в 1955 году. После 35-летних скитаний он вернулся на родную Кубань и поселился в Краснодаре, устроившись работать переплетчиком в артель инвалидов.

Жена, перебравшаяся к тому времени в Париж, написала ему письмо с предложением вновь эмигрировать, пообещав добиться через советское посольство разрешения на выезд. Однако Вячеслав Матвеевич ответил:

«Мне слишком тяжело далось возвращение на родину, и я не хочу вновь ее потерять»

Последние годы жизни Ткачев посвятил увековечению памяти боевых друзей - летчиков Первой мировой войны. Ему удалось написать и издать книгу «Русский сокол» о П.Н.Нестерове, но главный труд его жизни - книга «Крылья России: воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг.» так и не успела выйти в свет при жизни автора.

В.М.Ткачев скончался 25 марта 1965 года и был похоронен на Славянском кладбище Краснодара. В 1994 году на доме, где завершился жизненный путь прославленного летчика, была установлена мемориальная доска. На ее открытие прибыл главком авиации России генерал П. С. Дейнекин, а во время торжественной церемонии в небе над городом в четком парадном строю пронеслись летчики пилотажной группы «Русские витязи».

В.М. Ткачев родился 24 сентября (6 октября) 1885 года на Кубани, в станице Келлермесской. Военное образование получил в Нижегородском аракчеевском корпусе, затем в Константиновском артиллерийском училище. В 1906 году служит во 2-й Кубанской батарее (потом, по некоторым данным, был офицером-воспитателем в Одесском кадетском корпусе).

Увидев в небе полеты аэроплана, В.М. Ткачев увлекается авиацией и в 1911 году по личной инициативе заканчивает частную авиационную школу в Одессе.
Российской армии нужны были летчики, и в 1912 году сотник Ткачев направляется для учебы в офицерскую севастопольскую школу авиационного отдела воздушного флота, которую оканчивает с отличием и наибольшим числом часов налета. После окончания севастопольской школы Ткачев получил распределение в 11-й корпусной авиаотряд, где некоторое время служил вместе с прославленным летчиком П.Н. Нестеровым.

В Киеве Ткачев знакомится с легендарным авиаконструктором Игорем Сикорским и совершает свой перелет по маршруту Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар. В столице Кубанского войска по этому поводу был дан праздничный ужин. Три дня Ткачев демонстрировал летное мастерство в небе над Екатеринодаром.

К началу войны - 1 августа 1914 года он уже был командиром 20-го корпусного авиационного отряда в районе г. Лида.

В августе 1914 года подъесаул Ткачев становится первым летчиком России - георгиевским кавалером (за успешную разведку австрийских тылов и спасение аэроплана). А дело было так. Возвращаясь с разведывательного полета с ценной информацией, подъесаул Ткачев попал под ружейный обстрел. Одна из пуль пробила масляный бак. Понимая, что не сможет долететь до своих, летчик сполз на пол, ногой закрыл пробоину и в таком положении дотянул до русских позиций.

Посадив аэроплан на поле и взяв коня, он поскакал в ближайший населенный пункт, где имелся телефон, и передал разведданные. Затем, спасая аэроплан от наступающих австрийцев, Ткачев погрузил его на крестьянскую телегу и вывез из-под носа у наступающего неприятеля. За эту разведку Ткачев награждается Георгиевским крестом IV степени.

В декабре 1914 года подъесаул В.М. Ткачев становится первым летчиком России, сбившим в воздушном бою вражеский самолет. При этом сбил он немецкий «Альбатрос» из личного оружия - револьвера «наган» т.к. в тот период войны аэропланы еще не были оснащены пулеметами. Примеру казака последовали и другие летчики. Чуть позже, когда на аэропланах стали устанавливать для этих целей пулеметы.

В августе 1916 года Ткачев возглавил 1-ю истребительную авиагруппу. Свое первое боевое крещение летчики авиагруппы получили во время прорыва воздушной блокады немецкой авиации в сентябре 1916 года под Луцком. Тогда отважным русским пилотам удалось добиться существенного перелома в борьбе за господство в воздухе, а Ткачев стал первым асом России (по тем временам ас - летчик, сбивший не менее пяти вражеских самолетов).

В начале 1917 года, будучи уже полковником, Ткачев был назначен командиром авиадивизиона, потом - инспектором авиации Юго-Западного фронта, а с 6 июня 1917 года - начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего, по сути - главой авиации России.

В 1917 году Ткачев завершил работу над первым в своем роде в истории развития русской авиации пособием - «Материалы по тактике воздушного боя», составленным на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916 года. В этом документе он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России.

Во времена гражданской войны Ткачев воевал на стороне «белых», получил ранение в боях под Царицыном.

В 1920 году он командует авиацией армии барона Врангеля. Во время одного из боёв этой компании В. М. Ткачёв встретился в воздухе с командиром противостоящего ему формирования Красного Воздушного Флота Петром Межераупом. Этому случаю, который свёл в личном единоборстве командиров двух авиационных армий, суждено было стать единственным в истории авиации . Это произошло неподалеку от Мелитополя. Ткачёв, возглавлявший группу из 6 DH-9 (de Havilland), был атакован парой «Ньюпоров», один из которых пилотировал Межерауп. После воздушного боя, продолжавшегося в течение 45 минут (самолёт Ткачёва был повреждён в 5 местах), обе стороны вышли из боя и направились на свои базы.

Вячеслав Матвеевич вынужден был эмигрировать сначала в Турцию, откуда он перебрался в Сербию и некоторое время служил в инспекции авиации Королевства СХС. Поскольку формально Русская армия не распускалась, карьера Ткачёва продолжалась: в 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации.

В Югославии В. М. Ткачёв проявляет большую заботу по устройству русских летчиков, являясь с 1924 по 1934 год председателем общества воздушного флота 4-го отдела Русского общевоинского союза (РОВС). Работает в Русской Сокольской организации (ставящей целью физическое и духовное совершенствование русского народа как части единого славянского мира), других эмигрантских организациях, служит в Штабе инспекции югославской авиации.

Когда в октябре 1944 года к Белграду подходили советские войска, В.М. Ткачёв наотрез отказался эвакуироваться. 20 октября 1944 года он был арестован СМЕРШем и отправлен в Москву, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет.

Отсидев от «звонка до звонка», Ткачев возвращается на Кубань. Работает переплетчиком, пишет заметки в газеты, книгу «Русский сокол» о своем друге - Нестерове.

В 1956 году его разыскала жена, проживавшая к тому времени в Париже. Она звала его к себе, но он написал ей: «Мне слишком дорого далась Родина, лучше ты ко мне переезжай». Так они и не встретились больше.

25 марта 1965 года легендарного русского авиатора, первого летчика-истребителя России, первого аса России, первого генерала авиации России кубанского казака В.М. Ткачева не стало, но память о нем жива на кубанской земле.

"Летающий казак" Вячеслав Ткачев.

Во многом он был первым. Первый гражданский и военный летчик из казачьего сословия. Первый русский авиатор, совершивший перелет в полторы тысячи верст. Первый летчик России - Георгиевский кавалер, создатель русской истребительной авиации, основоположник русского воздушного боя и разведки, первый командующий авиацией Российской империи в звании генерала.
Единственный из белогвардейских генералов, приговоренный к 10 годам исправительных лагерей в СССР, а также единственный из генералов, написавший и опубликовавший ряд книг при Советской власти.
Но, несмотря на многие заслуги, имя этого человека на долгие годы было вычеркнуто из истории российской военной авиации, которой он отдал большую часть своей жизни. Этим уникальным человеком был наш земляк, уроженец станицы Келермесской генерал авиации Вячеслав Матвеевич Ткачев.
Выдающийся полет.
Казаки Ткачевы стали известны на Кубани с середины XVIII века. Дед будущего генерала авиации сотник Василий Ткачев блеснул удалью в 1829 году при взятии турецкой крепости Анапа и был удостоен личного дворянства. В 1852 году при обороне от горцев аула Сагат-Гирея отличился отец - Матвей Ткачев. Во время Крымской войны он стал Георгиевским кавалером и дослужился до чина войскового старшины. Как дворянин после окончания Кавказской войны он получил участок земли в 182 десятины в юрте Келермесской, на котором позднее возник нынешний хутор Ткачев.
24 сентября (6 октября) 1885 года у Матвея Васильевича и Анастасии Ивановны Ткачевых родился сын, которого назвали редким в то время именем - Вячеслав.
Получив начальное образование на дому, казачонок из Майкопского отдела Кубанской области в десятилетнем возрасте успешно выдержал вступительный экзамен в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. Там он сошелся с озорным Петром Нестеровым, с которым его впоследствии свяжет близкая дружба. В 1906 году Вячеслав Ткачев оканчивает Константиновское императорское артиллерийское училище и служит во 2-й Кубанской батарее. Затем его переводят офицером-воспитателем в Одесский кадетский корпус.
Там в 1911 году он оканчивает частную авиашколу, а уже через год по рекомендации великого князя Александра Михайловича сотника Ткачева направляют в офицерскую Севастопольскую школу авиационного отдела воздушного флота. В школе он стал лучшим учеником с наибольшим налетом. За блестящую учебу его награждают орденом Святой Анны 3-й степени.
После окончания севастопольской школы Вячеслав Ткачев живет в Киеве. Дружит с Петром Нестеровым и Игорем Сикорским. В 1913 году Ткачев на «Ньюпоре» совершает рекордный перелет Киев - Одесса - Керчь - Тамань - Екатеринодар. За этот перелет Киевским обществом воздухоплавания В.М. Ткачев был удостоен золотого жетона с надписью: «За выдающийся полет 1913 г.». Несколько дней он демонстрировал воздушные полеты на аэроплане «Ньюпор». Три дня Ткачев показывал летное мастерство в небе над Екатеринодаром. Горожане закрывали свои лавки, служащие отпрашивались с работы. В это время он побывал и в Келермесской у матери и близких.
В воздушных боях.
В день вступления России в Первую мировую В.М. Ткачева назначили командиром 20-го корпусного авиационного отряда в г.Лиде. С началом войны он стал воздушным разведчиком, вылетая через линию фронта в тыл австро-венгерской армии. Во время одного из вылетов его аэроплан обстреляли, пробив масляный бак. Масло обожгло мужественного авиатора, но он дотянул до своих. Приземлившись, В.М. Ткачев вскочил на коня и отправился в близлежащий городок, чтобы передать разведданные в штаб. Вернувшись к аэроплану, он увидел, что наступающие австрийцы вот-вот его захватят. Он нашел телегу, погрузил на нее аэроплан и вывез его в тыл.
За эту разведку Ткачев награждается Георгиевским крестом IV степени и становится первым летчиком России - Георгиевским кавалером. В декабре 1914 года подъесаул В.М. Ткачев стал первым летчиком России, сбившим в воздушном бою вражеский самолет. Причем немецкий «Альбатрос» он сбил из пистолета. После этого боя на русских аэропланах ставятся пулеметы. Всего на счету В.М. Ткачева было не менее пяти сбитых вражеских самолетов.
В августе 1916 года Ткачев возглавил 1-ю истребительную авиагруппу, в которую вошли 2, 4 и 19-й авиаотряды. Под его руководством и при непосредственном участии были созданы истребительная авиационная группа и три новых авиационных отряда. Ткачев лично вел глубокие тыловые разведки противника, достигая больших результатов.
В начале 1917 года полковник Ткачев был назначен командиром авиадивизиона, потом - инспектором авиации Юго-Западного фронта. В марте 1917 г. он в чине полковника назначается на высший пост генерал-инспектора авиации, а с 6 июня - начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего, по сути главой авиации России. В 1917 году Ткачев завершил работу над первым в истории развития русской авиации пособием «Материалы по тактике воздушного боя». В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России. На исходе войны он был награжден золотым Георгиевским оружием.
В огне Гражданской войны.
После Октябрьской революции Вячеслав Ткачев поддержал белое движение. В декабре 1917 г., опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, В.М. Ткачев бежал из Ставки Верховного главнокомандующего в Могилеве на Кубань. В начале 1918 г. вступил рядовым бойцом в белый партизанский отряд полковника Кузнецова, действовавший против войск Северо-Кавказской Советской республики в районе Майкопа. Попал в плен и едва избежал расстрела, будучи спасен заступившимися за него земляками.
Летом 1918 г. он создает первый авиаотряд на Кубани в составе Добровольческой армии Деникина. До мая 1919 г. Вячеслав Матвеевич командует 1-м Кубанским казачьим авиационным дивизионом. 8 мая 1919 г. он назначается начальником авиаотряда Кавказской армии, а 19 мая производится в генерал-майоры. После успешных действий под станицей Великокняжеской участвовал в боях на Царицынском направлении в июне–июле 1919 г.
В апреле 1920 года он становится начальником авиации Вооруженных сил Юга России, а затем и начальником авиации Русской армии генерала Врангеля. Тогда же награжден орденом Св. Николая Чудотворца 2-й степени.
Вдали от родной земли.
После эвакуации из Крыма русский военный летчик В.М. Ткачев эмигрировал в Югославию. Некоторое время работал редактором авиационного журнала, затем в частном пароходстве. Разработал ряд наставлений и пособий для югославской авиации. Живя в Югославии, проявлял большую заботу об устройстве русских летчиков. В штабе инспекции югославской авиации, где он служит, завязывается его дружба с последним атаманом Майкопского отдела Ф.Я. Даниловым, многочисленными земляками-кубанцами. В 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации Русской армии.
После отставки в 1934 году Вячеслав Матвеевич поселился в Нови Саде, стал преподавать в русской мужской гимназии. В 1937 году Ткачев официально получает гражданство Югославии.
Перед непростым выбором.
Как и многие из русских эмигрантов, В.М. Ткачев воспринимает нападение Германии на СССР как шанс изменить власть на Родине.
В 1941 году он стал походным атаманом Кубанского казачьего войска в Югославии, участвует в формировании казачьих подразделений Русского охранного корпуса в Сербии.
«Немало разочарований пришлось мне пережить в стане белых. Я не нашел того, что ожидал… Не шкурные соображения, не политические убеждения, а только чувство патриотизма толкнуло меня еще в 1917 году на антисоветский путь. А в результате я 24 года, тоскуя по Родине, прожил эмигрантом в Югославии», - писал он позднее в своем дневнике.
При приближении Красной Армии к Белграду он отказался эвакуироваться. 20 октября 1944 года Вячеслав Матвеевич был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта. Был отправлен в Москву, на Лубянку, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет по статье 58.
Жену его в СССР депортировать не стали, и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых.
Отсидев в лагерях ГУЛАГа 10 лет, 11 февраля 1955 года был выпущен без права жительства в больших городах. Получив гражданство СССР, поселился на Кубани, в Краснодаре, где работал в артели инвалидов-переплетчиков им. Чапаева за 27 рублей 60 копеек. Подрабатывал - писал заметки в газеты, книгу «Русский сокол» о своем друге Нестерове. В 1956 году его разыскала жена, звала его к себе, и вроде даже была возможность уехать, но он написал ей: «Мне слишком дорого далась Родина, лучше ты ко мне переезжай». Так они и не встретились больше.
По свидетельствам очевидцев, в последние годы жизни он тосковал о супруге. 24 марта 1965 года, в возрасте 80 лет Вячеслав Матвеевич Ткачев - кубанский казак, военный летчик, генерал-лейтенант скончался в Краснодаре, и был погребен на Славянском кладбище.
За свою долгую жизнь В.М. Ткачев был награжден орденами Святого Станислава 2 и 3-й степеней, Святой Анны 2, 3 и 4-й степеней, Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, золотым Георгиевским оружием, французским «Военным крестом», орденом Святого Николая Чудотворца.
Тридцать лет спустя после кончины Вячеслава Матвеевича Ткачева Родина воздала русскому летчику по заслугам. 23 сентября 1995 года в связи со 110-летием со дня рождения на доме №82 по улице Шаумяна в Краснодаре, где он жил последние годы, главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник авиации Петр Дейнекин в торжественной обстановке открыл мемориальную доску кубанскому казаку-авиатору.
А в июле 2010 года на Свято-Покровском храме станицы Келермесской местными казаками была открыта мемориальная доска именитому земляку-авиатору.

Знаменитый русский летчик Вячеслав Матвеевич Ткачев родился 24 сентября 1885 года в станице Келермесская Майкопского отдела Кубанской области.
По окончании Нижегородского кадетского корпуса, с 1904 г. по 1906 г. обучался в Константиновском артиллерийском училище.
30.06.1906 г. выпущен во 2-ю Кубанскую казачью батарею.
16.03.1909 г. переведен в 5-ю Кубанскую казачью батарею.
С 29.08 по 13.10.1909 г. - и.д. делопроизводителя батареи.
С 18.09.1909 г. по 07.04.1910 г. - заведующий учебной командой.
С 22.06 по 15.08.1910 г. - и.д. заведующего хозяйством.
06.09.1910 г. прикомандирован к Одесскому кадетскому корпусу «для занятия должности офицера-воспитателя».
01.06.1912 г. по собственному желанию откомандирован обратно в часть.
28.09.1912 г. командирован в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота .
17.12.1912 г. сдал экзамен на звание «военного летчика» .
01.01.1913 г. откомандирован в 7-ю воздухоплавательную роту .
С 02.05.1913 г. - во 2-м отряде роты (с 23.06.1913 г. - 11-й авиационный отряд ).
27.06.1913 г. прикомандирован к 3-й авиационной роте .
В октябре 1913 г., с целью тренировки в продолжительности полетов и ориентировки на незнакомой местности, совершил перелет Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар, общей протяженностью в 1500 верст.
С 10.03.1914 г. - начальник 20-го корпусного авиационного отряда .
В марте 1916 г. сдал командование отрядом и отбыл в г.Киев для формирования 11 -го авиационного дивизиона , временно прикомандирован к 3-й авиационной роте.
С 25.03.1916 г. - временно и.д. командующего 11-м авиационным дивизионом.
С 21.04.1916 г. - командующий 11-м авиационным дивизионом .
С 09.09.1916 г. - и.о. Инспектора авиации армий Юго-Западного фронта.
С 24.12.1916 г. - Инспектор авиации армий Юго-Западного фронта .
11.01.1917 г. из войсковых старшин переименован в подполковники с зачислением по инженерным войскам.
09.06.1917 г. назначен исполнять дела начальника Полевого Управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего.
Создал первое в истории Русской военной авиации пособие по тактике ведения воздушного боя (Материал по тактике воздушного боя. Пг., 1917).
В конце ноября 1917 г. покинул ставку в Могилеве и уехал на Кубань.
В начале 1918 г. вступил рядовым бойцом в белый партизанский отряд полковника Кузнецова, действовавший против войск Северо-Кавказской Советской республики в районе г.Майкоп. Попал в плен и едва избежал расстрела, будучи спасен заступившимися за него кубанскими казаками. С приходом ВСЮР на Кубань, в марте 1919 г. сформировал в г. Екатеринодар 1-й Кубанский авиационный отряд .
20 - 21.05.1919 г. с отрядом участвовал в операции в районе станицы Великокняжеская, где совместно с авиационным отрядом Донской армии действовал против частей 10-й красной армии и кавалерийских дивизий С.М.Буденного и В.М.Думенко.
30.05.1919 г. ранен винтовочной пулей с земли во время одной из атак у с.Ивановка.
В июне 1919 г. произведен в генерал-майоры. После успешных действий под станицей Великокняжеская, участвовал в боях на Царицынском направлении в июне-июле 1919 г.
С 01.04.1920 г. - начальник Авиации ВСЮР .
С 14.04.1920 г. - начальник Авиации Русской армии генерала П.Н. Врангеля .
Находясь на своем посту, уделял очень много внимания взаимодействию авиации с сухопутными частями. Разработал целый ряд новых тактических приемов, успешно применявшихся на практике. Ввел новую систему опознавательных знаков на боевых машинах, позволявшую лучше координировать групповые действия авиации. Во время прорыва фронта в северной Таврии кавалерийской ударной группой Д.П.Жлобы, угрожавшей захватом Мелитополя, разработал план операции по сдерживанию красной кавалерии с помощью авиации.
С 15.06 по 21.06.1920 г., действуя в тесном взаимодействии с сухопутными частями Русской армии, в районе деревень Вальдгейм, Черниговка, Гнаденфельд и Михайловка (в долине р.Юшанлы), сумел полностью деморализовать ударную группу Д.П.Жлобы, результатом чего явилось почти полное ее уничтожение.
После эвакуации из Крыма русский военный летчик Ткачев эмигрировал в Югославию . Некоторое время работал редактором авиационного журнала «Воздухоплавни Гласник», затем в частном пароходстве, был консультантом при инспекции авиации Королевства СХС. Разработал ряд наставлений и пособий для югославской авиации. Анализируя опыт применения авиации в Гражданской войне опубликовал работу: Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне // Военный сборник. Кн. 1. Белград, 1921.

Вячеслав Матвеевич Ткачев с супругой в эмиграции.


Проживал в г.Нови-Сад, затем в г.Земун. В период Второй мировой войны - начальник внеклассного воспитания русской молодежи мужской и женской гимназий г. Белград.
30.10.1944 г., с вступлением советских войск на территорию Югославии, был арестован органами МГБ СССР и этапирован в Москву через г.Бухарест.
07.12.1944 г. передан в ведение ГУКР «СМЕРШ» НКО СССР. Обвинен в «сочувствии мировой буржуазии, терроризме и участии в антисоветской организации» .
В августе 1945 г. первый русский военный летчик, получивший орден Святого Георгия был осужден Особым совещанием при МГБ СССР к 10 годам ИТЛ. Отсидел в лагерях ГУЛАГа (Сиблаге, Озерлаге и Лагерном отделении Мордовской АССР) до 05.02.1955 г., когда был выпущен «с погашением в правах» , без права жительства в больших городах. Поселился в г.Краснодар, где жил у своей племянницы. Работал в артели инвалидов им. В.И.Чапаева переплетчиком. Несмотря на нищенское существование, продолжал исследования в области истории авиации в России.
Автор книг: «Русский сокол» (о П.Н.Нестерове), «Крылья России» (об истоках Российской авиации и участии ее в Первой мировой войне), отрывки из которой печатались в журнале «Кубань» в 1962 г.
С 06.06.1961 г. по 25.05.1963 г. занимался в читальном зале Центрального государственного военно-исторического архива (с 1992 г. - РГВИА), выявляя документы по теме: «Прошлое русской авиации 1910-1917 гг.» .
Первый русский летчик ас, Вячеслав Матвеевич Ткачев скончался 25 марта 1965 года Краснодаре. Похоронен на Славянском кладбище Краснодара.

Чины и звания

Хорунжий - 30.06.1906 г.
Сотник - 06.05.1909 г.
Военный летчик - 17.12.1912 г.
Подъесаул - 05.10.1913 г.
Есаул - 15.02.1915 г.
Войсковой старшина - 03.12.1916 г.
Полковник - 25.08.1917 г.

Награды

Золотой жетон Киевского Общества Воздухоплавания с надписью: «За наиболее выдающийся в России перелет в 1913 году» - 1913 г.

Ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени - ВП от 06.05.1910 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени - ВП от 14.02.1913 г.;
Орден Святого Георгия 4-й степени - ВП от 03.02.1915 г. «за то, что 12-го августа 1914 г. произвел смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин-Белжице-Ополе-Юзефов-Анополь-Боров-Госцерадов-Уржендов-Красник-Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения, и несмотря на действительный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полета и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную на него задачу по раскрытию сил и определению направления движения колонн противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенной важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником» ;
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - ВП от 26.02.1915 г. «за отличия в действиях против неприятеля в период боев с 27-го сентября по 21-е октября 1914 г.» ;
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 01.08.1915 г. «за отличия в делах против неприятеля в период боев с 1-го декабря 1914 г. по 1-е июня 1915 г.» ;
Орден Святой Анны 2-й степени с мечами - ВП от 10.12.1915 г. «за отличия в делах против неприятеля при штабе Рижского укрепленного района» ;
Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами - ВП от 24.12.1915 г. «за отличия в период боев с 21-го октября по 1-е декабря 1914 г.»
Георгиевское оружие - ПАФ от 08.05.1917 г. «за то, что, будучи командиром 11-го авиационного дивизиона в чине есаула, во время боев под Тарнополем 25-го мая 1916 г., несмотря на губительный огонь зенитных орудий противника, неоднократно прорывался в тыл противника, производил там разведку и своевременно давал ценные сведения о противнике; при этом, того же 25-го мая встретившись с «Альбатросом» противника, вооруженным пулеметом, вступил с ним в бой и заставил противника обратиться в бегство. 19-го, 21-го и 27-го июня 1916 г. в районе p.p.Липы и Стыри им были добыты и своевременно доставлены в штаб армии сведения особой важности о сосредоточении в этом районе сильной ударной группы противника, угрожавшей прорывом нашего фронта в направлении на Луцк, благодаря чему своевременно принятыми мерами противнику нанесен был полный разгром. 27-го июня во время разведки аппарат подполковника Ткачева был поврежден разорвавшимся снарядом противника, особенно правое крыло, которое во время полета могло деформироваться» .

Французский «Военный крест» - 15.11.1917 г.
За период Гражданской войны награжден орденом Св. Николая Чудотворца - Приказом Главнокомандующего Русской армией № 3294 от 22.06.1920 г.

Выражаем глубокую признательность внуку авиатора Богдашевского - БЕРЕЗИНУ Виктору Владимировичу за любезно предоставленное из семейного архива фото Ткачева А.М. в эмиграции.