Пограничники что они делают. Пограничный слэнг. Как становятся пограничниками

Немало мальчишек–школьников с детства мечтают носить зеленые погоны. Где можно сегодня получить образование и какие появились новые специальности? Об этом рассказывает заместитель начальника управления подготовки - начальник отдела профессионального образования Госпогранкомитета полковник Игорь Коваленко.

- Игорь Владимирович, не за горами вступительная кампания 2016 года. Каковы ее особенности?

Можно сказать, что она уже началась. Пусть юноши и девушки еще не проходили централизованного тестирования и даже еще не до конца определились с выбором военной специальности. Но в этом и заключается особенность профессии: каждый претендент на офицерское звание обязан пройти своего рода «фильтр» в виде предварительного и окончательного профессионального отбора и только после этого проходить этапы вступительной кампании наравне с обычным абитуриентом.

- Что такое профессиональный отбор и что он в себя включает?

Это особая процедура, цель которой - определить пригодность человека к военной службе и конкретной специальности. Надо понимать, что наша служба требует стрессоустойчивости, сочетания решительности и разумной осторожности, умения моментально ориентироваться в сложных и опасных ситуациях и, конечно, физической выносливости. Проверку придется проходить два раза: на этапах предварительного и окончательного профессионального отбора. Например, в ходе профессионально–психологического обследования специалисты оценивают предполагаемый уровень адаптации кандидата к условиям военной службы, успешность освоения им военной специальности, прогнозируют его развитие на перспективу. Степень выносливости и силы определяется в ходе сдачи нормативов по физической подготовке.

Шанс стать офицером–пограничником получат лучшие из лучших. Но не стоит расстраиваться и тем, кто не прошел по конкурсу: есть и другие пути. Во–первых, все юноши по завершении работы приемной комиссии получают предложение поступить на службу по контракту. В перспективе, имея положительные характеристики, юноша может окончить любое учреждение образования по гражданской специальности, родственной военной, и заслужить право быть назначенным на офицерскую должность. Во–вторых, можно пойти на срочную военную службу и через год подать рапорт на поступление: при этом законодательство гарантирует молодому человеку льготы.

- В каких учреждениях образования готовят будущих офицеров–пограничников?

Флагманом является Институт пограничной службы. Из стен этого учреждения ежегодно выходят не менее ста высококвалифицированных профессионалов по четырем основным специальностям: пограничная служба, пограничный контроль, оперативная деятельность, идеологическая работа. Это всесторонне подготовленные офицеры.

В интересах органов пограничной службы подготовку офицерских кадров ведут также Белорусский государственный университет, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники и, естественно, Военная академия и Академия МВД. Среди новаций - специализация «Вычислительные системы и сети специального назначения» на военном факультете БГУИР. Также впервые по нашему заказу на военно–транспортном факультете Белорусского государственного университета транспорта будут готовиться офицерские кадры по специальности «Управление подразделениями транспортных войск»: направление «восстановление и строительство транспортных коммуникаций». В целом же обеспечивается подготовка офицеров по 35 специальностям в 11 учреждениях высшего образования Беларуси и в 9 вузах России.

- От обучения в российских вузах не планируете отказываться?

Создание собственного Института пограничной службы, широкие возможности Министерства обороны, военных факультетов в гражданских вузах позволили нам значительно сократить подготовку в образовательных учреждениях России. Например, в нынешнем году мы завершаем обучение в Московском и Голицынском пограничных институтах. Но по отдельным специальностям, где потребность в кадрах незначительна, вести подготовку в Беларуси экономически нецелесообразно. Речь идет о «штучных» специалистах по дефицитным специальностям, качество подготовки которых подтверждается ежегодным заказом. На сегодня руководством Госпогранкомитета принято решение о подготовке офицеров в Калининградском пограничном институте, Череповецком высшем военном инженерном училище радиоэлектроники и военно–морском политехническом институте военного учебно–научного центра ВМФ «Военно–морская академия».

Подчеркну, что в учреждениях образования Беларуси накоплен богатейший опыт преподавания различных дисциплин технической или гуманитарной направленности. Там, где уже есть опытный профессорско–преподавательский состав, достаточно нарастить военную составляющую. В этом нам неоценимую помощь оказывают коллеги из Министерства обороны, выделяя квоты на подготовку офицеров для пограничной службы на военных факультетах. Благодаря Министерству внутренних дел и Министерству по чрезвычайным ситуациям курсанты–пограничники проходят обучение в Академии МВД и в Командно–инженерном институте МЧС.

О Минском суворовском военном училище, наверное, знают все. А у вас как развивается система довузовского образования?

Из всех действующих в стране кадетских училищ, наверное, ближе всех к нашей специфике - Минское городское кадетское училище № 2. Оно создавалось по инициативе Госпогранкомитета, кадеты носят зеленую фуражку и зеленые погоны. Немаловажно, что директором является офицер–пограничник, находящийся в запасе, - Игорь Сигизмундович Реут. Четыре года в стенах кадетского училища дают ребятам несомненные преимущества при поступлении в вузы.

- Иностранные коллеги проявляют интерес к нашей системе образования?

Заинтересованность в ней возрастает среди представителей стран - участниц СНГ, ОАЭ, Азии. В настоящее время Институт пограничной службы реализует контракты на подготовку военнослужащих Народно–освободительной армии Китая, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана. В прошлом году прошли обучение специалисты служебного собаководства из Узбекистана.

И последнее: профессиональные качества выпускников удовлетворяют их командиров на границе или есть нарекания?

Оценку должны давать не столько командиры, сколько граждане Беларуси и других государств. Пограничник первым встречает гостей нашей страны, и он последний, кого иностранцы видят при выезде. А значит, от него в немалой степени зависит впечатление о государстве. В период обучения курсанты постоянно помнят об этом и во время службы, уверен, будут достойно представлять нашу любимую Беларусь.

Михаил ГЛАДКИЙ.

ПВ были составной частью ВС СССР . Непосредственное руководство ПВ осуществлялось КГБ СССР и подчинённым ему Главным управлением ПВ. Состояли из пограничных округов, отдельных соединений, спеиальных частей и уч. заведений.

К основным обязанностям пограничных войск относятся:

  • обеспечение правил содержания государственной границы;
  • пресечение незаконного изменения прохождения государственной границы на местности;
  • отражать вооружённое вторжение;
  • контролировать соблюдение гражданами и организациями режима государственной границы, пограничной зоны, пропуска через государственную границу;
  • осуществлять пропуск через границу физических лиц и грузов согласно законодательству;
  • оказывать в необходимых случаях поддержку таможенной службе, войскам ПВО , органам государственной безопасности;
  • выявлять и задерживать нарушителей пограничного режима, пресекать попытки незаконного пересечения государственной границы;
  • обеcпечивать выполнение международных обязательств государства по вопросам режима и охраны границы.

См. также

  • Пограничная служба Федеральной службы безопасности России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пограничник" в других словарях:

    Часовой границ, погранец, дозорный границ, защитник рубежей, часовой рубежей, страж границы, дозорный рубежей Словарь русских синонимов. пограничник сущ., кол во синонимов: 8 дозорный границ (6) … Словарь синонимов

    ПОГРАНИЧНИК, пограничника, муж. Военнослужащий в войсках пограничной охраны. Наши славные пограничники держат границы нашей родины на замке. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПОГРАНИЧНИК, а, муж. Военнослужащий пограничных войск. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    пограничник - сущ. Пост. пр.: нариц.; одуш.; конкр.; м. р.; 2 скл. Пограничники2 зорко охраняют рубежи нашей Родины. ЛЗ Военнослужащий войск, предназначенных для охраны государственных границ. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения… … Морфемно-словообразовательный словарь

    М. Военнослужащий в войсках пограничной охраны. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Пограничник, пограничники, пограничника, пограничников, пограничнику, пограничникам, пограничника, пограничников, пограничником, пограничниками, пограничнике, пограничниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    пограничник - погран ичник, а … Русский орфографический словарь

    пограничник - (2 м); мн. пограни/чники, Р. пограни/чников … Орфографический словарь русского языка

    «ПОГРАНИЧНИК» - жур. Погран. войск РФ. Выходит с 1906. (С нач. 1 й мир. войны до 1939 не издавался.) В наст. время его тематика граница, её люди, их проблемы. Распространяется по подписке. Орд. Кр.… … Военный энциклопедический словарь

    А; м. Военнослужащий войск, предназначенных для охраны границ. П. поймал нарушителя … Энциклопедический словарь

Книги

  • Пограничник , Павел Мамонтов. Хрупкий мир, заключенный между Колониями после кровавой войны, вот-вот может рухнуть. Краткий миг передышки Зеленый Город использовал, чтобы собраться с силами и отразить новую угрозу - на…

Военнослужащий в войсках пограничной охраны — профессия престижная и ответственная. Какому человеку подойдёт данный вид деятельности? Что необходимо сделать, дабы получить возможность защищать границы Родины? расскажет о пограничной службе чуть больше, чем ты уже знаешь.

На роль защитников межи государства сгодится не всякий: учебные заведения проводят тщательный отбор среди абитуриентов. Оценивается состояние здоровья, физическая подготовка поступающих, проводится профессионально-психологический отбор (оценка военно-профессиональной направленности и индивидуально-психологических качеств). Не обойтись, конечно же, и без обычных для абитуриента испытаний в виде ЦТ.

Честность, дисциплинированность, стрессоустойчивость, умение быстро принимать решения и работать в команде — важные личностные характеристики бойца. Будни пограничника неоднообразны: один день он борется с рутиной, другой — улаживает ситуацию, в которой жизни людей подвергаются опасности. Только стойкий духом и крепкий телом человек сможет адаптироваться к службе в таких условиях.


Памятник воинам-пограничникам в Гродно. Фото Бориса Мавлютова

Он должен знать государственные законы и правовые акты, которые регулируют пограничную службу, разбираться в технике проверки документов. Для общения понадобится знание психологии и иностранных языков.

Главная задача пограничника — следить за тем, чтобы на расстоянии между пограничными пунктами не происходило ничего противозаконного. Если это наземная граница, то она, как правило, патрулируется пешком или на транспортном средстве. Если граница проходит по морю, то используются плавающие средства передвижения и воздушная техника.

Перепечатка материалов с сайта сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Бурцева Светлана
Занятие по патриотическому воспитанию «Знакомство со службой пограничников»

Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что в мирное время нашу страну охраняет Российская армия, познакомить детей со службой пограничников, воспитывать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа. Воспитывать чувство гордости за воинов-защитников.

Оборудование : Картина «Охрана границы», географическая карта России.

Предварительная работа : беседа «Наши Армия», рисование «Солдат», беседа о празднике День Защитника Отечества.

Словарная работа: граница, государство, пограничник, контрольно-следовая полоса.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, недавно наш народ отмечал праздник - День защитника Отечества, и мы с вами говорили о том, как наша армия мужественно защищала свою Родину. Но и в мирное время есть армия. Для чего нужна армия в мирное время? (Ответы детей) Многие из вас правильно сказали, что в мирное время в армии солдат учат защищать свою страну, если на нее нападет враг. Солдаты тренируются, чтобы стать сильными, они учатся стрелять, пользоваться новой военной техникой.

Воспитатель (выставляет географическую карту) Кто из вас знает, что это такое? (Ответы детей) Это карта. На ней обозначены разные страны. Как узнать, где какая страна расположена? (Предположение детей)

Воспитатель : Одна страна отделена от другой границей. Вот граница нашей страны – России. (Показать указкой границу) Покажите границу России. (Вызвать несколько детей и помочь им провести указкой вдоль границы России)

Воспитатель: А теперь покажите границы других стран (Дети показывают границы других стран, а воспитатель говорит им названия стран – Франция, Германия и т. д.)

Воспитатель : Как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства на территорию другого? (Предположение детей)

Воспитатель: Конечно, из одной страны в другую просто так пройти нельзя, потому что все страны охраняют свои границы. Кто же охраняет границы, как вы думаете?

Дети: Солдаты, военные.

Воспитатель: Как называют военных, которые охраняют границу своего государства?

Дети: Пограничники. (Если дети не ответят, воспитатель сам называет это слово и предлагает детям повторить его хором и индивидуально)

Воспитатель : Пограничники во всех странах охраняют границы своего государства. А как вы думаете, легко это делать? А что вы знаете о работе пограничников? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим картину, которая поможет вам узнать, как охраняют границу нашей Родины пограничники. (Выставить картину «Охрана границы» и дать детям время для самостоятельного рассматривания) Кого вы видите на этой картине?

Дети: Пограничников.

Воспитатель : Почему вы решили, что это пограничники?

Дети: Они одеты в военную форму, у них автоматы.

Воспитатель : Давайте внимательнее рассмотрим пограничников. Почему у них такая пятнистая форма?

Дети: Чтобы их не было заметно.

Воспитатель : А что у них в руках еще, кроме автоматов?

Дети : Сумка, кинжал.

Воспитатель : Как вы думаете, что в сумке? (Предположение детей) В этой сумке аптечка. А что может находиться в аптечке? (Предположение детей) Да, там может быть бинт, вата, разные лекарства. А зачем же пограничникам все это нужно?

Дети: ответы детей.

Воспитатель : Мы рассмотрели с вами форму пограничников, но ведь так могут быть одеты все военные. Что вам подсказало, что на этой картине изображены именно пограничники? (Предположение детей)

Воспитатель : А что это такое?

Дети : Столб.

Воспитатель : Это пограничный столб. Такие столбы тянутся вдоль всей границы. Он раскрашен красными и зелеными полосками, а наверху – герб страны. Что вы видите за спиной пограничников?

Дети : Вспаханную полосу, похожую на поле.

Воспитатель : Да, это действительно распаханная полоса, ее называют контрольно-следовая полоса. Вслушайтесь в слово и скажите, для чего нужна эта контрольно-следовая полоса? (Предположения детей)

Воспитатель : Контрольно-следовая полоса проходит вдоль всей границы. Каждое утро проезжает трактор и распахивает ее. Если кто-то с другой стороны границы, из соседнего государства перейдет эту контрольно-следовую полосу, то на ней останутся следы. Пограничники, выходят в дозор, проходят вдоль границы и очень внимательно осматривают контрольно-следовую полосу, чтобы не пропустить следов, оставленных нарушителями. Повторите новое слово – контрольно-следовая полоса. (Дети повторяют слово хором и индивидуально)

Воспитатель : А кого вы еще видите на картине?

Дети: Собаку.

Воспитатель : Что она делает.

Дети : Помогает пограничникам, тянет за собой, идет по следу.

Воспитатель : Какой след учуяла собака?

Дети : Тот, что остался на контрольно-следовой полосе.

Воспитатель : Как вы думаете, кто мог оставить следы на контрольно-следовой полосе?

Дети : Нарушители, шпионы.

Воспитатель: А могли оставить следы животные?

Дети: Да

Воспитател ь: Если будут следы животных, пойдут пограничники по этим следам? (Предположение детей) Пограничники должны проверить, действительно ли следы оставили животные. Ведь нарушители могут надеть на руки и на ноги следы животных и перейти границу, чтобы запутать пограничников. Придумайте, как могло проходить преследование нарушителя? (Направлять развития сюжета – пограничники преследовали настоящих нарушителей; пограничники в конце преследования обнаружили, что границу перешел настоящий медведь)

Воспитатель : Как бы вы назвали эту картину?

Дети : «Случай на границе», «Ошибки пограничников», «Охрана границы» (Выбрать то название, которое больше подходит к данной картине)

Воспитатель : Итак, ребята, мы с вами узнали, как несут свою трудную службу пограничники. Каким должен быть пограничник? (Предположение детей) Да, пограничники должны быть сильными, выносливыми, чтобы суметь задержать нарушителя. Ведь иногда приходиться его долго преследовать и вступать с ним в борьбу. Пограничники должны быть очень внимательными, чтобы заметить, что кто-то перешел границу. Пограничники должны уметь дрессировать своих помощников – собак. Они должны уметь стрелять. Поэтому, чтобы стать такими, им нужно много учиться и тренироваться.

Воспитатель : Как вы думаете, пограничников можно назвать защитниками Отечества?

Дети: Да.

Воспитатель: Пограничники первыми встречают вражеские войска, когда они переходят границу. Они, как и все военные – защитники Отечества. Сейчас я вам прочитаю рассказ В. Коржикова о пограничниках.

В конце НОД дети делятся впечатлениями о прочитанном.

Творческий проект подготовлен в рамках межрайонного конкурса, посвящённого Дню работника органов государственной безопасности РФ

Подготовила: ученица 3 класса Финашина Виктория

Тема: Пограничникам посвящается.

Содержание

1. Вводная часть. Постановка проблемы

2. Основная часть. Творческий проект.

3. Загадка.

4. Значение слова «пограничник».

5. История пограничных войск. Древняя Русь.

6. В период Великой Отечественной войны.

7. Современные погранвойска.

8. Помощники пограничников.

9. Гордимся нашими земляками – пограничниками.

10. Будущие защитники Родины.

11. Кто же не мечтает стать пограничником.

12. Рисунки, фото, сочинения.

13. Список используемой литературы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА :

Тип проекта : творческий

По количеству участников : личный

По продолжительности : мини - проект

Срок реализации : ноябрь

Участники проекта : учащиеся, учитель, родители, руководитель школьного музея.

Цель: Я хотела узнать, кто такие пограничники и кто из выпускников школы служили в пограничных войсках.

Задачи: Собрать информацию из разных источников о пограничниках. Систематизировать полученные знания.

Обратиться за помощью к одноклассникам: рисунки, сочинения, стихи.

Познакомиться лично с земляками – пограничниками.

Оформить полученный материал для участия в конкурсе, для использования материала на классном часе.

Воспитывать уважительное отношение и чувство гордости защитникам нашей Родины.

Воспроизведение основных этапов проекта

    Выбор темы.

    Определение целей проекта.

    Разработка основных этапов проекта.

    Выставка рисунков, сочинений, фотографий.

Вопросы проекта: Узнать больше информации о пограничниках.

Продукт проекта: представила собранную и обработанную информацию в виде презентации для районного конкурса и для одноклассников.

Практическая значимость работы: В процессе разработки данной темы узнала значение слова «пограничник», кто были первые пограничники и в какое время, о современных пограничниках и верных помощниках пограничников, а самое главное познакомилась лично с пограничниками – земляками, которые проходили службу в пограничных войсках. Я испытываю огромную гордость за их смелость, отвагу, любовь к своей Родине, к своему народу. Ипока на нашей границе служат настоящие защитники Родины – наша граница на замке!

Моя презентация посвящена подведению итогов над проектом «Пограничникам посвящается». Я выступала в роли историка, была репортером и журналистом, когда расспрашивала наших земляков, которые служили в пограничных войсках, беседовала с руководителем школьного музея. В данном проекте мне помогали мама, учитель, одноклассники. Узнала много нового и интересного из различных источников. Свою работу я представляю в виде устного журнала.

1страница. Кто он?

Это пограничник.

2 страница. Что значит это слово?

Пограничник военнослужащий пограничной охраны;

Пограничный – находящийся или происходящий около границы;

Граница – линия раздела между территориями, рубеж

(из словаря С.И. Ожегова.)

3 страница. Из истории пограничных войск. Древняя Русь.

Предания, дошедшие до наших дней, сохранили имя одного из этих защитников Отечества первого пограничника - богатыря Ильи Муромца.

4 страница. В период Великой Отечественной войны.

Известно высказывание маршала Георгия Жукова:
«Я всегда был спокоен за те участки фронта, которые были поручены пограничникам».

5 страница. Современные погранвойска.

Пограничная служба является структурным подразделением ФСБ России.

6 страница. Помощники пограничников.

Это преданные собаки, немецкая овчарка.

7 страница. Служу России.

Воин российский
В вечном дозоре
На самолёте,
На корабле.
Он охраняет
Мирное море,
Мирное небо,
Мир на земле.

И. Гамазкова.

8 страница. Гордимся нашими земляками – пограничниками.

Евгеньев

Константин Викторович

Р одился 4 декабря 1979 года в поселке Алексеевка, Краснознаменского района .

В 1998 году призвали в ряды Российской Армии в Федеральные пограничные войска рядовым.

Чистяков

Евгений Александрович

родился в поселке Новоколхозное, служил в пограничных войсках.

В 2003 году во время дежурства на заставе со своим

сослуживцем участвовали в задержании нарушителей

границы – группы индусов .

9 страница. Будущие защитники нашей страны.

10 страница.

Пока на нашей границе служат настоящие защитники Родины – наша граница на замке!

Использованная литература:

1. Детская книга «Родничок»

2. Материалы из личного архива Евгеньева К.В.

3. Словарь Ожегова.

4. Материалы из школьного музея.

5. Интернет сайты: APMV RePORTeR . RU

    Детская книга «Родничок»