Общество и природа определение. Конспект лекций по философии. Исторические формы отношения человека и природы

Общество и природа - явления, которые не могут существо­вать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселен­ной. Природа представляет собой совокупность естественных ус­ловий существования всего живого. Она возникла задолго до по­явления человека. Историю природы можно считать начавшейся с образования Земли и зарождения первых форм жизни на ней. «Живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир получили название биосфера.

Человек также составляет часть биосферы. Он выделился из мира животных около двух миллионов лет назад, и только около 40 тысяч лет назад появился человек современного типа - homo sapiens . Тогда же зародилось человеческое общество. На протяжении всего времени существования человечества общество и природа тесно взаимодействовали между собой. Человек был частью при­роды и вынужден был считаться с ее законами. Однако в отличие от других живых существ человек приспособился к тяжелым усло­виям борьбы за выживание и начал использовать природу в своих целях. Он брал у природы пропитание, использовал естественные укрытия, например пещеры, в качестве жилищ, а затем научился добывать огонь. Огонь позволял древним людям обогреться в хо­лодное время, отогнать хищников, изменить за счет термическо­го приготовления качество пищи. С началом использования огня и появлением орудий труда человек все больше оказывал воздей­ствие на природу. Причиной масштабных пожаров в древности были, видимо, не только природные явления (молнии, изверже­ния вулканов и т.д.), но и неосторожное использование огня че­ловеком. С увеличением численности людей все больше истребля­лось животных, составлявших рацион человека.

В течение столетий жизнь первобытных людей практически не менялась. Основной целью было выживание. В сложных климати­ческих условиях одному человеку выжить было не под силу. При существовании примитивных орудий труда обеспечить себя про­питанием, защитить от хищников и т.д. мог только коллектив людей. Поэтому основой организации и источником власти в первобыт­ном обществе стал род (родовая община), все члены которого со­стояли в родстве между собой.

Первоначально семья была полигамной . Родство устанавлива­лось по материнской линии, так как мать ребенка была известна, а отец - нет. Женщина в этих условиях занимала главное положе­ние (матриархат) . Со временем, в связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства, все большую роль играла мужская физическая сила. А с упорядочением отношений между полами и появлением парной семьи родство стало переда­ваться по отцу. На смену матриархату пришел патриархат.

Экономика первобытного общества носила присваивающий ха­рактер , основывалась на общественной собственности и уравни­тельном распределении продукции. Производительность труда была низкой, поэтому все, что производилось, потреблялось.

Исчезновение крупных животных, вызванное климатически­ми изменениями (потепление климата, отступление ледника) и массовым истреблением их людьми, заставило человека искать новые источники пищи. Он начал приручать диких животных и выращивать съедобные растения. Так произошел переход от при­сваивающей экономики к производящей . В итоге положение человека в сфере получения продуктов питания стало более стабильным. Он стал меньше зависеть от капризов природы.

Увеличение количества населения привело к расширению по­севных площадей и возрастанию поголовья домашнего скота. Че­ловек стал бороться с теми явлениями природы, которые мешали его жизнедеятельности. Он вырубал леса, уничтожал сорняковые растения, истреблял хищных животных, опасных для скота.

Убийство некоторых видов животных иногда вызывалось не объективной необходимостью, а желанием людей, в первую оче­редь вождей, королей и т.д., показать свою силу и ловкость в схватке один на один со страшным зверем. Так были уничтожены туры -- огромные быки, жившие на территории современных Литвы, Белоруссии, Польши. Их участь чуть было не разделили зубры. В период расцвета Древнего Рима нередки были гладиатор­ские бои с участием диких хищных животных.

С появлением капиталистических отношений и промышленно­го производства воздействие человека на природу стало усили­ваться. 200-300 лет назад никто не заботился об экологии. Обыч­ным явлением было бесконтрольное использование природных ресурсов - лесов, вод, недр земли. Отходы промышленного про­изводства сливались в реки и озера, сваливались за воротами про­мышленных предприятий, что превращало цветущие поля в без­жизненную пустыню, а водоемы - в зловонные ямы. Массовым стало истребление слонов, носорогов, моржей ради пользующих­ся спросом клыков. В погоне за прибылью многочисленные предприниматели уничтожали целые лежбища морских котиков ради их ценного меха. Исчезновение многих видов животных и растений было вызвано изменением условий их существования. Они просто не смогли за короткое время приспособиться к изме­ненной человеком среде обитания.

С развитием научно-технического прогресса воздействие об­щества на природу все более усиливается. Особенно показателен в этом плане XX век. Именно в это время появилось массовое производство, человек научился использовать атомную энергию и начал покорение космоса. И именно в это время появились но­вые, более мощные источники загрязнения природы, причем каж­дый из нас, сам того не зная, участвует в этом процессе. Сейчас практически у каждой семьи есть автомобиль. Мы хорошо усвои­ли известную мысль о том, что автомобиль не роскошь, а сред­ство передвижения. Но миллионы автомобилей на планете выде­ляют такое количество вредных выхлопных газов, что воздух, осо­бенно в крупных городах, становится сильно загрязненным. Это, и свою очередь, является причиной многих болезней.

В процессе своей жизнедеятельности человек «производит» огромное количество бытового мусора, который в большинстве случаев скапливается на свалках и часто там сжигается, выделяя в атмосферу вредные вещества. Особую опасность для всего живою представляют ядерные отходы, период полураспада которых со­ставляет тысячи лет.

Природа не смиряется с такими действиями человека. Она от­вечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями, с кото­рыми человечество пока справиться не в силах. В прошлые века частые эпидемии приводили к массовой гибели людей. Сейчас практически неизлечимыми считаются рак, СПИД, атипичная пневмония.

XX в. стал не только временем апогея воздействия человека на природу. Человечество стали задумываться о том, как предотвра­тить пагубные последствия научно-технического развития. Осо­бенно важным стали строительство и совершенствование очист­ных сооружений при заводах и фабриках, создание безотходных и энергосберегающих технологий, строительство предприятий по пе­реработке бытовых отходов.

Конструкторами разных стран уже созданы опытные модели экологически чистых автомобилей, работающих на электричестве и солнечной энергии. Но массовое производство их пока не нача­лось из-за предполагаемой большой цены на них.

Во многих странах созданы заповедники и национальные пар­ки, на территории которых запрещена активная деятельность че­ловека, а животные и растения существуют в естественных усло­виях. Исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся мероприятия по разведению исчезающих видов животных в нево­ле. Государства принимают законы, устанавливающие ответствен­ность за нанесение вреда природе.

Но силами одного государства невозможно решить все эколо­гические проблемы, так как они носят глобальный, т.е. общепла­нетарный, характер. Сотрудничество государств в экологической сфере проявляется в заключении договоров по вопросам охраны природы. Часть из них касается вопросов разоружения. В 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. В последующие годы к этому договору присоедини­лось более ста государств. Вопросам охраны природы посвящены такие международные правовые документы, как Договор об Антарктиде 1959 г., объявляющий Антарктиду нейтральной территорией, предназначенной только для научных исследований, и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха 1979 г.

Большуюработу по охране природы проводят и международ­ные экологические организации. В 1948 г. был создан Междуна­родный союз охраны природы, и 1963 г. - Всемирный Фонд ди­кой природы, а в 1971 г. - «Гринпис» («Зеленый мир»). Активисты «Гринписа» борются против истребления животных, в том числе китов. Они преграждают путь китобойным судам, не давая им приблизиться к этим морским обитателям. «Гринпис» организует пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивает другие ненасильствен­ные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических про­блем.

В нашей стране существует обширное экологическое законо­дательство. Конституция Российской Федерации объявляет зем­лю и природные ресурсы основой жизни и деятельности народов России (ст. 9) и провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением (ст. 42). Важнейшим источником экологическо­го права служит закон «Об охране окружающей природной сре­ды» 1991 г., формулирующий общие положения охраны природы. Его дополняют такие документы российского природоохранного законодательства, как закон о санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения, закон об охране животного мира, закон об охране атмосферного воздуха, закон о недрах, земельный кодекс, водный кодекс и др. Нормы экологического права содержатся в уголовном кодексе и кодексе об административных правонаруше­ниях. Они устанавливают меры ответственности за причинение вреда природе. Такие деяния, как уничтожение лесов, браконьер­ство, загрязнение водоемов и воздуха, порча памятников приро­ды, влекут за собой уголовную ответственность с лишением сво­боды на разные сроки.

Но сколько бы, ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических про­блем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны остав­лять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда вели­ка опасность возникновения пожара, собирать растения, занесен­ные в Красную книгу. Необходимо прививать подрастающему поколению основы экологической культуры посредством эколо­гического образования и воспитания. Основная роль в этом долж­на принадлежать родителям, учебным заведениям, средствам мас­совой информации.

Таким образом, защита природы - дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погибнет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы - нет. В фанта­стических романах и фильмах уже рисуют последствия экологи­ческих катастроф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое существование. Через столетия природа восстановит экологический баланс, но человеку места на Земле уже не останется. На смену ему придут другие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.

Но люди, в отличие от динозавров, разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволя­ет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.

Вопросы и задания

1. Что понимают пол словом «природа»?

2. В чем состоит взаимосвязь человека и природы?

3. Как развивались отношения между обществом и природой на всем протяжении существования человечества?

4. Дайте характеристику первобытного общества. Какой была основ­ная цель объединения людей?

5. Почему со становлением индустриального общества воздействие человека на природу усилилось?

6. Как изменилось отношение человека к природе в XX в.? Почему это произошло?

7. Как в современном мире решаются экологические проблемы?

8. Что такое экологическое законодательство? Какими документами оно представлено в России?

9. Защита природы - дело не только государства, но и каждого человека. Как каждый из нас может способствовать охране природы?

10.Проведите дискуссию на тему «Человек и природа в XXI в.».

Понятие “природа” ученые употребляли в двух значениях. Первое (более широкое) - природа как окружающий мир во всем многообразии проявлений. Второе - природа как биосфера нашей планеты, т.е. оболочка, охваченная жизнью. Жизнь на Земле есть повсюду: в лесах, степях и пустынях, в океане и пресных водоемах, в горах и почве. Там, где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде. Научное знание подчеркивает единство мира. Все живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства, взаимодействует друг с другом, это находит выражение в понятии “экосистема”.

Экосистема - сообщество живых существ и среда их обитания, объединенные в единое целое на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей между отдельными экологическими компонентами. К экосистеме относятся лес, пруд, океан и т.п. Глобальная экосистема - биосфера.

Природа - естественная среда обитания человека, наш общий дом. Наука, изучающая взаимосвязь общества и природы, называется экологией. Взаимосвязь между обществом и природой существовала всегда, на всех этапах человеческой истории. Трудно помыслить жизнь человека вне природы. Хорошо, что это лишь сюжеты фантастических рассказов.

Нельзя нарушать связи существующего в природе, так как могут наступить необратимые последствия. Об этом всегда должен помнить человек, активно вторгающийся в природу. Нарушение экологического равновесия - изменение в экосистеме на длительный или бесконечный срок. Например, вырубка лесов в засушливой зоне может привести к образованию пустыни - устойчивого образования, возникающего взамен лесной экосистемы, находившейся до ее нарушения в равновесии со средой.

Природа - это огромная (до недавнего времени, казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности. Судоходные реки, лес, руда, нефть, уголь - все это активно используется людьми. Необходимо помнить, что есть невозобновляемые природные ресурсы - часть ископаемых природных ресурсов, которая не обладает способностью к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с темпами хозяйственной деятельности человека. К таким ресурсам относятся, в частности, богатства недр. Нарушение равновесия в экологической среде называется экологическим кризисом. Главной причиной экологического кризиса являются огромные масштабы хозяйственной деятельности в эпоху индустриальной цивилизации.

Проявления экологического кризиса: загрязнение окружающей среды, выражаемое прежде всего выбросами в атмосферу отходов современных промышленных предприятий и транспорта; резкое истощение природных ресурсов.

Экологические проблемы предстают сегодня как глобальные. Глобальные в том смысле, что для их решения необходимы усилия всего человечества, так как планета Земля - наш общий дом. Человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Одно из главных условий сохранения равновесия и гармонии с природой - миролюбивое и разумное сосуществование людей друг с другом; необходимо всерьез задуматься об исчерпаемос-ти природных ресурсов; о возможности восстановительных процессов природы.

Как сделать, чтобы преобразования одной сферы жизни общества, например в средствах производства, не влияли негативно на природную среду, чтобы расцвет науки и техники не обесценивал эмоциональную и нравственную сферу? Необходимо сочетание изменений в научно-технической, социальной и духовной сферах; в центр всех видов социального изменения поставить человека; преодолеть далеко зашедшее отчуждение от него всех общественных структур; вернуться к важнейшей истине: Земля - наш общий дом.

Новые подходы человека к системе “природа - общество” связаны с понятием “ноосфера” (Шарден, Лe-Pya, Вернадский), под которой понималась область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью. Согласно Вернадскому, с появлением и развитием человеческого общества биосфера закономерно переходит в ноосферу, поскольку человечество, овладевая законами природы и развивая психику, все более преобразует природу в соответствии со своими потребностями. Ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению за счет выхода человека в космос и проникновения в недра планеты. Понятие “ноосфера” подчеркивает особую роль сознания, разума в регулировании отношений между биосферой и обществом. Прежде всего следует понять, что природа требует от человека такого отношения, как будто она - “другой человек”. Она нуждается в любви, доверии, доброте, сострадании, помощи. Человек и физически, и духовно связан с природой, он должен отдать природе все свое духовное богатство, ибо оно “вложено” в него в ходе эволюционного развития природы, иными словами, современный человек должен пропускать проблемы природы “через себя”, через природу человеческого.

При любых формах социальности человек остается частью природы и космоса, специфическим проявлением феномена жизни. Все проекты переустройства должны исходить из данного факта, основываться прежде всего на необходимости поддержания жизни всей биосферы и возможности существования и развития каждого человеческого существа. Это суровая действительность.

Трудности обеспечения продовольствием растущего населения планеты, возрастающий дефицит легкодоступных энергетических ресурсов, истощение многих видов минерального сырья, дефицит ресурсов пресной воды, растущее загрязнение среды обитания, вымирание многих видов животных и растений - это проблема выживания человека, сохранения его как вида. Современные исследователи перспектив развития человечества все более склоняются к мысли, что человечество не переживет XXI века, если загрязнение природы, варварское использование ее богатств и впредь будут идти такими же масштабами и темпами, как и во второй половине XX века. Обществу придется во многом переосмыслить и перестроить свое мировоззрение. Прежде всего необходимо формирование представлений о целостности мира, единстве и взаимосвязи его составляющих. Должны быть государственные и межгосударственные программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Разработаны основные механизмы реализации этих проблем: экономические (плата за использование природных ресурсов, за загрязнение окружающей среды и т.д.), нормативно-правовые (установление четких норм состояния окружающей среды, системы контроля за соблюдением этих норм, разработка законов об охране природы и т.д.), социально-политические (полная гласность о состоянии окружающей среды).

Многое зависит от того, какое место занимает природа в структуре ценностных ориентаций общества. Сохранение природы, признание ее самоценности необходимо должно быть возведено в этический принцип. Следование принципу сохранения живого есть возвращение человеку самого себя, человеческого в человеке. Это означает, что речь должна идти не просто о сохранении “среды обитания для благополучия человечества” - эгоистической цели, которой можно поступиться временно ради других эгоистических целей (именно этим объясняется половинчатый характер природоохранной деятельности), а о выполнении главного предназначения человека на Земле. Осознание этой миссии не только поможет сдвинуть приоритеты и утвердить экофильную стратегию экономических и социальных преобразований, но и сделает человеческое существование более осмысленным.

Общество и природа находятся в постоянном взаимодействии. Влияние человека на окружающий мир приобрело такие масштабы, что вопрос сохранения природы стал одним из самых актуальных. Узнаем, в чем заключается взаимосвязь общества и природы, что такое экология и какие варианты защиты Земли существуют.

Природа

Существует два определения данного понятия:

  • в широком смысле: мир во всех его формах и проявлениях;
  • в узком смысле: естественные условия жизни человека, или биосфера.

Рассматривая этапы развития человечества, можно проследить, какими были отношения общества и природы.

  • первобытность: человек уважительно относился к природе, обожествляя ее, и не мог наносить ей серьезный вред;
  • с развитием науки и техники человек все больше вторгался в окружающую его природу, используя ее ресурсы;
  • сложился новый общественный уклад, в котором природные ресурсы стало выгодно добывать – для продажи и получения средств.

Сейчас можно говорить о настоящем экологическом кризисе. Наступила дисгармония в отношениях человека и природы. Засорение земли и почвы, возникновение озоновых дыр – эти и многие другие проблемы отражают новую обстановку.

Экология

Загрязнение окружающей среды затрагивает все сферы жизни и заставляет общество разрабатывать способы ее защиты. Существует целая наука - экология, изучающая взаимодействие общества и природы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Экологические проблемы современности:

  • климатические изменения
  • исчерпание полезных ископаемых;
  • загрязнение пресной воды;
  • загрязнение земли и воздуха;
  • уменьшение озонового слоя;
  • радиационное загрязнение;
  • исчезновение многих видов растений и животных и многие другие;
  • распространение опасных вирусов.

“Чумой” 20 века стал СПИД, лекарство от которого до сих пор не изобретено. Современная медицина, несмотря на имеющиеся технологии, способные продлить жизнь человека. не способна уменьшить количество больных, число которых постоянно растет.

Причины экологических проблем:

  • бурная хозяйственная деятельность человека;
  • техногенные аварии (аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 году);
  • истребление растений и животных с целью получения выгоды (морская корова, голубая антилопа и другие).

Научно-технический прогресс способствует исчезновению 50 тысяч видов растений и животных в год. Сжигаемое заводами топливо загрязняет почву и воздух вредными веществами: серой, золой и пылью.

Проблемы развития и даже выживания человечества заставляют людей серьезно задуматься над экологическими проблемами, разрабатывать общие теории природы и общества, создавать и внедрять новые типы отношения к окружающей среде , ее защите и охране:

  • разработка безотходных технологий, очистных сооружений;
  • составление Красных книг;
  • уменьшение использования ядохимикатов;
  • разработка экологических программ.

В мире создаются специальные организации по защите окружающей среды:

  • 1948 г. Международный союз охраны природы;
  • 1971 г. международная организация “Гринпис”;
  • Всемирный фонд дикой природы.

Эти организации занимаются созданием национальных парков, защищают от истребления редких животных, проводят пропаганду защиты живой природы от отходов фабрик, заводов.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему по обществознанию «Общество и природа», мы узнали, что общество неразрывно связано с природой и его существование напрямую от нее зависит. Но человек, развивая хозяйственную деятельность, осваивая природные ресурсы, загрязняя землю, воздух и воду подвергает большой опасности свою жизнь, создавая тем самым глобальные экологические проблемы. Решение этих проблем – одна из главных задач современных государств.

Природа (от гр. physis и лат. natura – возникнуть, быть рожденным) – одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где‑то улучшая ее, а где‑то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Образец задания

C6. Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.

Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно‑энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.

Тема 3. Общество и культура

Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культурами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами.

Система взаимоотношений во многом складывается объективно, под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому они не являются непосредственным продуктом культуры, при всем том, что осознанная деятельность людей влияет на характер и форму этих отношений самым существенным образом.

Образец задания

B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это говорит о широте, многомерности содержания понятия «культура».

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: АББА.

Филимонов Олег

Тема данного исследования – «Общество и природа». Взаимоотношение природы и общества – вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сфер нашей планеты. Мы поговорим с вами о том, как человек и общество влияют на природу, и как она, в свою очередь, оказывает свое влияние на них.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №2»

РЕФЕРАТ

«ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА»

Выполнил:

Обучающийся гр. ТМ-21

Филимонов Олег

2017

Введение.

Тема данного исследования – «Общество и природа». Взаимоотношение природы и общества – вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сфер нашей планеты. Мы поговорим с вами о том, как человек и общество влияют на природу, и как она, в свою очередь, оказывает свое влияние на них.

1. Понятия общество и природа

Давайте для начала определим, что мы называем природой. Так же, как и в случае с обществом, есть два определения природы – в широком и в узком понимании.

В широком смысле природа – это Вселенная, весь материальный мир. В узком природой называется та часть объективного мира, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие и которая является естественным условием человеческой жизни. В узком смысле слова природой называют биосферу . Этот термин в 1875 году ввел австрийский геолог Эдуард Зюсс.

Точно так же, как и общество, природа является саморазвивающейся системой. Ее частями являются литосфера, гидросфера и тропосфера (рис. 1). Природа постоянно развивается.

Рис. 1. Структура биосферы

2. Проблема отношения человека и природы в философии

Отношение к природе в истории общественной мысли неоднократно менялось. Для античной философии характерна идея гармонии человека и природы как живого, одушевленного и упорядоченного Космоса.

В средневековой Европе господствует концепция ущербности природы как результата грехопадения человека. Бог и природа противопоставлены. Природа – последнее, низшее звено лестницы.

Мыслители эпохи Возрождения вновь отождествляли бога и природу. Такая концепция называется «пантеизм».

В раннее Новое время был выдвинут лозунг «Назад к природе», который был популярен по политическим и этическим причинам. Французский философ Жан-Жак Руссо (рис. 2) считал, что наиболее естественен природный человек. В XX веке эту идею восприняло движение «зеленых».

Рис. 2. Ж.-Ж. Руссо

В то же самое время появилось так называемое преобразовательное понимание природы, выраженное во фразе «Природа – не храм, а мастерская. Человек в ней работник». Но с этим были согласны не все.

В XVIII веке шведский биолог Карл Линней (рис. 3) в своем труде «Система природы» вводит человека как особый вид homo sapiens. Американский физик и социолог Бенджамин Франклин (рис. 4) дает определение человека как «животного, делающего орудия» (toolmaking animal), а Чарлз Дарвин создает теорию эволюции, согласно которой человек является неотъемлемой частью природы. (рис.5)

Рис. 3. Карл Линней

Рис. 4. Бенджамин Франклин

Рис. 5.Чарльз Дарвин

В XX веке появилась концепция «ноосферы» – «царства разума». Термин ввел в 1927 году французский ученый Эжен Леруа, а его популяризатором и самым известным сторонником теории ноосферы стал В. И. Вернадский.

Кстати, нередко теорию ноосферы поддерживали философы, взгляды которых трудно назвать материалистическими. В середине XX века одним из активных сторонников этой теории был теософ (священник-иезуит) Пьер Тейяр де Шарден.

3. Взаимосвязь общества и природы

Как бы мы ни воспринимали человека – как часть природы или как ее антитезу, – все равно мы признаём, что природа и общество влияют друг на друга. Существует специальная научная дисциплина экология. Так называют сложное объединение научных дисциплин, исследующих взаимодействие живых организмов, человека, человеческих сообществ с окружающей средой.

Этот термин был введен в 1866 году одним из последователей Ч. Дарвина, немецким зоологом Эрнстом Геккелем (рис. 5), который определял экологию как науку об отношениях организмов к окружающей среде. Мы с вами, конечно, говорим в первую очередь не просто об экологии, а о социальной экология – дисциплине, лежащей на стыке естественных, технических, гуманитарных и общественных наук.

Рис. 6. Э. Геккель

Как общество влияет на природу? Оно:

Изучает и использует природу, постоянно расширяя объем и пределы ее использования;

Влияет на структуру окружающей среды;

Влияет на восстановление природы.

Природа, в свою очередь:

Дает средства к существованию;

Влияет на размещение производительных сил;

Влияет на развитие общества;

Может уничтожать результаты человеческой деятельности.

Конечно, степень зависимости общества от природы в процессе развития сокращается. Первые попытки преобразования природы в виде строительства каналов древние египтяне и жители Месопотамии предпринимали еще в IV тысячелетии до нашей эры.

С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных ее последствиях. Так, в свое время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и виноградники на склонах Кавказских гор, как и прекрасные рощи на островах Тихого океана, - дело рук человека. Вместе с тем известны случаи, когда стада домашних животных вытаптывали почву, объедали молодые побеги. Например, об античной Греции говорили, что ее могущество «съели» расплодившиеся козы.

Таким образом, природа остается важнейшим фактором общественного развития.

4. Интересные факты.

Премия Дарвина

Как известно, Чарлз Дарвин считал, что человек и обезьяна имели общих предков. Некоторые наши современники совершают столь идиотские поступки, что иногда кажется, что животные умнее человека.

Таким людям, которые совершили самые идиотские поступки с летальным исходом для себя, присуждается Дарвиновская премия. Среди лауреатов – человек, который попытался распилить гранату; преступник, который спрятался от полиции, перебравшись через стену тюрьмы. В 1982 году премию присудили пожилому американцу, который решил полетать на 50 метеорологических шарах, правда, остался жив.

Владимир Иванович Вернадский

Говорят, время энциклопедистов прошло. Но был в истории нашей страны в ХХ веке ученый, которого часто называют последним энциклопедистом.

Это Владимир Иванович Вернадский (рис. 6). Философ, ученый-геохимик, он был одним из создателей и лидеров партии кадетов, входил во временное правительство Керенского в должности заместителя министра. Организатор и первый президент АН Украины, основатель и ректор Таврического университета.

Условия, необходимые для перехода биосферы в ноосферу: всеобщее равенство, демократия, выход в космос, открытие новых источников энергии, прекращение войн.

Природа мстит человеку?

Нередко кажется, что природа как бы мстит человеку. Катастрофы следуют одна за другой. Но подобные катастрофы бывали и раньше.

В 1883 году произошло извержение вулкана Кракатау (рис. 7), которое практически уничтожило остров. Если до извержения это была гора высотой в несколько сотен метров, то теперь это три острова, разделенные морем (рис. 8).

Рис. 7. Вулкан Кракатау

Рис. 8. Кракатау после извержения

Но это не означает, что люди никак не влияют на подобные катастрофы. В 1980-е годы в СССР была предотвращена возможная катастрофа, вызванная предполагаемым поворотом сибирских рек в Среднюю Азию. Сегодня аналогичный проект реализуется в Китае.

Литература:

  1. Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.