Чем постпозитивизм отличается от неопозитивизма. Позитивизм и неопозитивизм как первые формы философии науки. Философия позитивизма и постпозитивизма

Еще в конце 19 – начале 20 века в западной философии оформляется позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж. Милль и др.), высказавший идеи «положительного знания» и очищения философии от метафизических иллюзий. Позитивизм стремился обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к бурно растущему естественнонаучному знанию.

Так, О.Конт предложил признать положение о том, что наука должна опираться не на философию, а на самою себя, свершившимся фактом. В ходе дальнейшего развития позитивизма мировоззренческая сторона научной деятельности постепенно «выводится за скобки». Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и познания, основных положений онтологии и гносеологии (Д. Миль, Г. Спенсер). Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание, методы которого автоматически переносятся на другие науки, в том числе социально-гуманитарные. Эти идеи позитивистской философии вполне объяснимы бурным развитием естественнонаучного знания в 19 – 20 веках, а также необоснованностью претензий классической философии стать «фундаментом» наук, систематизируя и методологически выверяя их содержание.

Так называемый «второй позитивизм» (эмпириокритицизм - Мах, Авенариус) претендовал на создание абсолютно новой философии, основанной на «естественном понятии о мире» и устраняющей такие «мнимые» проблемы, как соотношение бытия и мышления, субъекта и объекта. Внешнее и внутреннее (среда и Я) представляются здесь как неразрывно связанные, находящиеся в «принципиальной координации». Они составлены из однородных элементов мира (ощущений), которые в одной связи выступает как физические, в другой – как психические. Так же и содержание опыта описывается как нейтральное – ни материальное, ни идеальное, и представляет в конечном итоге поток ощущений. Эмпириокритицизм объявляет себя философией естествознания ХХ века.

Дальнейшее развитие позитивизма связано с формированием неопозитивизма (Б.Рассел, Дж. Мур и др.) и аналитической философии (основатель - Л. Витгенштейн), позднее, со становлением постпозитивизма – Т.Кун, К.Поппер, И. Лакатос и др.

Главной своей задачей неопозитивизм считает анализ логических и математических конструкций, лежащих в основе построения научного знания. Здесь разрабатываются фундаментальные принципы, на основе которых, по мнению неопозитивистов, и развивается наука. Это:

Принцип верификации (необходимость сравнения положений науки с данными простого опыта),

Принцип конвенционализма (в основе принятия аналитических положений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции) ученых, выбор подобных положений определяется их ясностью, полезностью, простотой и т.д.),



Принцип физикализма (все предложения в эмпирических науках, в конечном счете, должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют общий базис – физику).

Аналитическая философия во главу угла ставит изучение языка (стихию языка), центральными проблемами здесь становятся понимание, смысл, коммуникация. Поскольку философия не дает нового знания, то её задача – осуществление анализа языковых и логических выражений, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей. Начиная с работ Д.Мура, неопозитивизм сближается с аналитической философией и переходит от анализа математических и логических структур к исследованию функционирования обыденного языка.

Аналитическая философия и постпозитивизм в своих рамках сформировали интересную и плодотворную философию науки. Здесь приоритетным для исследования становится разработка анализа и динамики научного знания. Утверждается, что развитие науки есть процесс смены связанных между собой теорий, который обусловлен самими правилами исследования. Революции в науке, согласно идеям Куна, являются сменой господствующей парадигмы (общей научной картины мира), происходящей вследствие «взрыва» изнутри старой парадигмы. Основным критерием научности теории новая философия считает принцип её проверяемости (верифицируемость) и опровержимости (фальсифицируемость).

Как особый философский направление позитивизм сложился в 30-х годах XIX в. Первые положения позитивизма сформулировал французский философ Огюст Конт (1798-1857). Созвучные им были положения английских философов Джона Стюарта Милля (1806-1873) и Герберта Спенсера (1820-1903).

Основным принципом позитивизма утверждение: настоящее, "положительное" (Конт: "слово" положительное "означает реальное, в противоположность химерические") знания можно получить только как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, а философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Конт провозгласил решительный разрыв с философской ("метафизической") традицией. Он утверждал, что наука не нуждается философии, которая стояла над ней. Однако это не исключает существования синтеза научного звания, по которому можно сохранить старое название "философии". Так, философия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук. Ее претензии на раскрытие причин и сущности процессов или явлений, по Конту, должны быть выброшены из науки. Наука не объясняет, а только описывает явления и отвечает не на вопрос "почему", а на вопрос "как". Реальное знание дает лишь ощущение, фактическое существование чувственных вещей. Положительное оказывается тождественным содержания "ощутимо-фактического" существование. Но игнорирование вопросов причинности, сущности возникновения, становления действительности va других философских проблем привело к развитию агностического учение о непознаваемости объективной реальности, в сущность которой можно проникнуть только с помощью религии (в частности, по мнению Спенсера), а не с помощью науки.

В конце XIX в. позитивизм переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания, коренным пересмотром понятий в физике на рубеже XIX-XX вв. Ведь прогресс науки отрицал и обесценивал те "синтетические" обобщение, которые рассматривались позитивизмом как вечные и неоспоримые достижения науки. На смену так называемому "первому позитивизма" приходит "второй позитивизм".

Это заставило вновь поднять вопрос о месте философии в системе наук.

Превращен позитивизм вступает в новый, второй этап своего развития - эмпириокритицизм (махизм). Создателями его стали Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896). Классическим ньютоновской представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силу и т.д. Мах противопоставил релятивистское понимание этих категорий, утверждая, что они субъективны по своему происхождению. Мир, по мнению Маха, является "комплексом ощущений", а потому: задачей науки является только описание этих "ощущений".

Р. Авенариус центральным понятием философии считал опыт, в котором он стремится растворить противоположность материи и духа, физического и психического. Учение Авенариуса о "принципиальной координации" ("без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Объективную истину Авенариус подменяет биологической ценностью по "принципу наименьшей траты сил".

Попытки толковать реальность как ощущение и переживание привели к краху эмпириокритицизма (второго этапа позитивизма). На смену ему приходят новые виды позитивистской философии - нео и постпозитивизм.

Нео формируется в 20-е годы XX в.. Его основные идеи изложены в книге австро-английского философа Людвига Витгенштейна (1889- 1951) "Логико-философский трактат" (1921). Это - своеобразный манифест нео.

Впервые идеи нео четко проявились в деятельности Венского кружка, на основе которого сформировалась течение логического позитивизма. Здесь четко прослеживается эволюция позитивизма от обоснования научного знания к анализу языка, выражений человека, из которых выводится сущность мира и самого человека. Здесь под видом очищения философии от "псевдопроблем" и "псевдовисловлювань" устраняются с нее чисто философские проблемы.

По мнению неопозитивистов, очистке философии способствует разработанная ими процедура верификации (проверки). Она предусматривает проверку высказываний (терминов), непосредственное сравнение познавательных образов с фактами объективной реальности. По Витгенштейн, мир представляет собой совокупность фактов, и поэтому он является универсумом языка. В связи с этим задачей философии является четкость высказываний, предложений. Так, функцией философии является разъяснение деятельности человека в языковом мире. Философия - это не теория, а деятельность, целью которой является четкость высказываний.

Все высказывания и понятия, по мнению Витгенштейна, распределяются на осмысленные (истинные) и научно неосмысленные ложны, то есть бессмысленны. Человек должен оперировать только осмысленными положениями и понятиями. Дурацкими положениями и понятиями есть все философские положения и понятия, поскольку они являются наиболее общими и не поддаются верификации (проверке) и не могут быть сведены к первичным, атомарных высказываний, фиксирующих конкретный факт реальности.

Согласно этой логике бессмысленно, например, говорить: "есть материя", "Нет материи", "материя первична, сознание вторично» или спрашивать "есть Бог?" и т. д. Аналогично бессмысленными является понятие "капитализм", "коммунизм", "борьба за мир", "человечество", "фашизм", "безработица", "общественный прогресс" и т. Потому что эти "псевдоположення" и "псевдопонятиями» не обнаруживаются.

С этих позиций логические позитивисты и этику называют лженаукой, поскольку моральные высказывания не поддаются непосредственной эмпирической проверке.

В связи с тем, что нео не удалось найти научных критериев оценки высказываний, начинается новый цикл поисков, нео вступает (конец 50-х - начало 60-х pp. XX в.) К новому этапу своего развития - постпозитивизму.

У истоков постпозитивизму стоит австрийский философ Карл Поппер (1902-1994) - автор концепции "критического рационализма". К. Поппер сделал попытку преодолеть трудности, возникшие в логическом позитивизме и связанные с абсолютизацией роли эмпирических данных человеческого познания (субъективно понимаемых факторов). Он предложил заменить "верификацию", целью которой является установление истинности утверждений путем их подтверждения фактам, так называемой фальсификацией, то есть поисками фактов, которые не подтверждают, а опровергают определенное утверждение. Так, К. Поппер заявляет, что факты не могут подтверждать ни теоретического положения, но способны их опровергать. Любые утверждения немедленно разрушаются как только появляется хотя бы один факт, что им противоречит. Доказательство этому - судьба выражения "все лебеди белые", который был опровергнут, когда стало известно факт наличия в Австралии черных лебедей.

Таким образом, попперовской критический рационализм - механическая замена верификации фальсификацией. Это приводит к отказу признания объективной истины. Даже сам термин "истина" заменен термином "оправданность".

По сути, фальсификации не порывала с неопозитивизмом, логическим позитивизмом, как это стремился доказать сам Поппер. Фактически, он занимался подчисткой, а не критикой философских концепций, разрабатываемых неопозитивистами.

В отличие от классического рационализма XVII- XVIII вв. критическом рационализма Поппера чужая уверенность человека в его возможности познать окружающую действительность. Тотальный критицизм Поппера перерастает в иррационализм, поскольку он подвергает сомнению способности человеческого разума.

Философия Поппера противоречива. Идеалистические упражнения в его философии сосуществуют с глубокими мыслями о движении и роль познания субъективного мира человека.

Говоря вообще о философии Поппера, следует подчеркнуть, что она не вышла за пределы позитивистских принципов, хотя и является их своеобразным развитием. За эти пределы не вышли и другие представители "критической" оппозиции позитивизма и неопозитивизма, которые в философской литературе получили название "постпозитивизму".

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия.

Основоположником позитивизма явился О. Конт , который провозгласил разрыв позитивной науки с философией. Его последователями были Дж. Милль и Г. Спенсер.

Классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.

Все человеческое знание делится на позитивное , связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое , ориентированное на способы установления должного. Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находится за пределами истинной оценки. Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал.

Неопозитивизм – вторая форма данного направления. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественно-научного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма. Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей.

Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии:

  • первая, начальная стадия связана с именами О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля, Э.Ренана, Н.Михайловского и др.;
  • вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Богданов и др.), оформилась в конце XIX - начале XX века;
  • третья стадия - неопозитивизм, или логический позитивизм.

В первой половине XIX века бурно развиваются математика, физика, химия; Ч.Дарвин создает эволюционную теорию, возникает микробиология. Достижения науки внедряются в жизнь. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим. Создаются проекты с помощью науки улучшить человеческие качества, избавиться от социальных противоречий. Возникают попытки распространить благотворное влияние науки на области, далекие от научного воздействия, - этику, литературу, психологию. Наконец, появляется потребность усилить эффективность науки, критически осмысливая ее инструментарий. Сложные отношения складываются к этому времени между специальными науками и философией. Безграничное доверие к философии - "царице наук" - сменилось скептическим к ней отношением; стало явным стремление освободиться от ее диктата. Против философии выступали как те мыслители, которым претили претензии философии на якобы строго научное решение "человеческих" проблем (С.Кьеркегор), так и сциентистски настроенные исследователи, считавшие традиционную "метафизику" далекой от подлинных запросов науки. Критическое отношение к философии со стороны различных философских школ было необходимым этапом в деле самоопределения философии, выявления ее подлинного места в культуре.

Несмотря на различные формы проявления позитивистских идей, разное время и место их формирования, все три этапа эволюции позитивизма имеют общие особенности.

Претензии традиционной философии ("метафизики") с ее поисками "начал и причин", сверхчувственных субстанций, стоящих за рамками возможностей опытного знания, признаются неосновательными.

Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена; по крайней мере лишена статуса "науки наук".

Процесс познания становится единственным предметом философии как строгой науки; изучение процесса познания не должно оказаться в плену односторонних материалистических или идеалистических подходов, не должно поддаваться аргументации этих противоборствующих философских школ.

Процесс познания един, однороден, поэтому применение научных методов возможно не только при изучении природы, но и общества и человека. Наконец, наука - не только модель человеческого познания, но и основное средство переустройства и совершенствования жизни.

Сциентизм (лат. scientia - наука) - позиция, согласно которой научное знание - оптимальная основа человеческой жизнедеятельности. Идеалом научного знания является естественно-научное знание. Противоположностью этой позиции является антисциентизм, в рамках которого развиваются идеи о враждебности науки человеку, о невозможности построить человеческую жизнь на научной основе.

Эта школа имеет и другие названия, такие, как неопозитивизм логический позитивизм, современный эмпиризм. Ее представители считают себя наследниками анг­лийского эмпиризма Локка, Юма, Беркли.

Неопозитивизм берет свое начало с образования в 1922 г. Вен­ ского кружка , в который входили профессора философии, логики, физики и других наук (М. Шлик, О. Нейрат, Г. Фейгель, Э. Нагель, К. Гёдель и др.). В 1926 г. в Вену был приглашен Рудольф Карнап (1891-1970), который стал центральной фигурой в дискуссиях кружка. Огромное влияние на членов кружка оказали труды Б. Рассела и Л. Витгенштейна.

В 1929 г. был издан манифест «Научное понимание мира. Вен­ский кружок », где были сформулированы задачи этой школы. С 1930 по 1939 гг . Венский кружок выпускает специальный журнал познание, а с 1938 г. - «Международную энциклопедию унифици­рованной науки ». Проводится ряд философских конгрессов в евро­пейских столицах. В начале Второй мировой войны Венский кру­жок прекратил свое существование в связи с эмиграцией многих его членов из Австрии. Ведущие представители этого кружка в эмиграции создали в Великобритании школу Кембриджских анали­тиков, а в США - школу логического эмпиризма.

Неопозитивисты считают , что есть только два вида научного зна­ния , научных высказываний, обладающих значениями:

Все то, что относится к частным дисциплинам, - все эмпи­рические науки;

Логика и математика, являющиеся инструментом упорядочения и построения эмпирического знания.

В этом разделении знания для философии не остается места. Неопозитивисты заявили, что философия - не наука, а просто деятельность по прояснению языка науки. Тем самым в центр ис­следований ставится анализ языка науки. Именно эту задачу реша­ет логический позитивизм - одна из школ неопозитивизма . То, что в традиционной философии называлось теорией познания, неопо­зитивизм большей частью относит к психологии, якобы исследую­щей способы и пути получения истинного знания.

Основная проблема философии науки , а логический позити­визм и является ею, - рассмотрение логической структуры науч­ных теорий и анализ значений научных высказываний. Для выяс­нения значений научных предложений неопозитивисты выдвинули так называемый принцип верификации (от лат. - истинный и - дела ) - подтверждение. Он применим только к высказыва­ниям эмпирического характера, т.е. проверяемым наблюдением . Значение предложения проверяется в опыте. Так, находясь в аэро­порту, мы можем непосредственно соотнести смысл предложения: «Самолет Москва - Курск вылетает в 18 часов» - с наблюдаемым событием, т.е. наглядно убедиться в его истинности. Но можно проверить это и опосредованно, заглянув в расписание. В результа­те таких проверок предложения могут оказаться как истинными, так и ложными. Такого рода предложения входят в область научных, эмпириче­ски проверяемых. Все остальные предложения являются либо бес­смысленными, как, например, «метр весит три килограмма», либо неосмысленными и поэтому незначимыми. Так, предложение из работы Гегеля «Абсолютное находится вне времени» проверить не­возможно. Следовательно, оно неосмысленно и тем самым не име­ет научного значения, хотя построено грамматически правильно.


Со временем логические позитивисты заменили формулировку верификации положением подтверждаемости или испытуемое. Так, если мы можем вывести из какого-то общего положения такие предложения, которые можно подтвердить на опыте, то это общее положение считается истинным.

Многие трудности у логических позитивистов проистекали из-за двусмысленности и узости понятия «опыт», который они пони­мали в основном как наблюдаемость и субъективную переживаемость. Однако понятие «опыт» подразумевает и реальный экспери­мент, и наблюдение, и сложившиеся у субъекта схемы, и прошлые знания, навыки в соответствующих областях.

Другое затруднение возникло в связи с тем, что научное знание интерсубъективно , т.е. общезначимо, принимается всеми и может быть сообщено каждому, в то время как переживание субъекта личностно и субъективно. Проблема интерсубъективности воспри­ятий возникла еще у субъективного идеалиста Д. Беркли , который решает ее, вводя в свою систему Бога, якобы вкладывающего в нас ощущения и потому обеспечивающего единство и гармонию наших переживаний. Для неопозитивистов единственное удостоверение общезначимости наших восприятий, например, красного цвета, заключается в том, что большинство воспринимает данный цвет именно как красный.

Подчеркивается, что логика и математика основаны на конвен­ции, т.е. соглашении ученых друг с другом о принятии той или иной логико-математической структуры для упорядочения опыта в зависимости от ее удобства и простоты . Безусловно, момент кон-венционизма играет роль в выборе того или другого искусственного языка в математике и логике. Тем не менее этот выбор решается не просто соглашением, а содержательно обусловлен теми задачами, которые должна решать соответствующая логико-математическая структура. Так, например, существует ряд языков для компьютеров и каждый имеет свои преимущества для решения определенных конкретных задач.

Впоследствии самими представителями логиче­ского позитивизма было подвергнуто сомнению жесткое противо­поставление аналитического, формального и синтетического, эм­пирического знания и показана их соотносительность.

Следующая концепция неопозитивизма связана с проблемой унификации знаний , сведением всех наук к наиболее развитой в настоящее время научной дисциплине. Эта попытка сведения, редуци­рования явилась своеобразным повторением стремления философов XVII-XVIII вв. объяснять все явления действительности классиче­ской механикой. В научном познании, безусловно, существует важ­ная процедура объяснения неизвестного известным, сведения слож­ного к простому. Однако необходимо помнить о границах такого сведения, которые не должны искажать реальное положение вещей.

На смену методологии неопозитивизма пришло новое направление в философии - постпозити­визм. Постпозитивистский этап в развитии мето­дологии научного познания представлен трудами таких философов, как К. Поппер (1902-1994), Т. Кун (1922), И. Лакатос (1922-1974), С. Тулмш (1922), П. Фейерабенд (1924), Д. Агасси (1927) и др.

Начало постпозитивизма связывается с выходом в свет основной методологической работы Поппера «Логика научного открытия» (1959) и книги Куна (1962). В целом этот этап характеризуется большим разнообразием методологических концепций, которые часто противоречат друг другу. Однако можно выделить и некоторые общие черты данного направления. Так, в кон­цепциях постпозитивистов происходит ослабление внимания к про­блемам формальной логики, что было характерно для предыдущего этапа позитивизма.

Главная проблема в постпозитивизме - объяснение разви­тия науки, исследование логики и роста научного знания. Его представи­телей интересуют прежде всего следующие вопросы: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в научном сооб­ществе, каковы критерии выбора конкури­рующих научных теорий и т.п.

Прежде всего следует обратиться к та­кому направлению внутри постпозитивиз­ма, как критический рационализм . Его представители пытаются в первую очередь разграничить сферы рациональности (науки) и псевдонауки (метафизики и идеологии).

Основатель этого направления - анг­лийский философ и социолог Карл Раймунд Поппер . По его мнению, наука и в целом рациональность должны стать сдерживающими факторами против распространения иррациональ­ного духа тоталитаризма и социальной демагогии, утверждение ко­торых привело в XX столетии к неслыханным бедствиям для чело­вечества. Второй аспект критического рационализма связан с тем, что рационализм Поппер противопоставляет эмпиризму неопози­тивистов. Рационализм выступает здесь как важнейшая характери­стика научного метода и научного знания. Следует отметить, рационализм в понимании представителей этого направления - особая норма поведения ученого, который при обосновании научных выводов не должен бояться никаких оп­ровержений своих предположений и гипотез.

Рационализм, следо­вательно, предполагает открытость для критики, опирающуюся, конечно, на факты и научную методологию. Рационализм включает в себя принцип фальсификации . Этот принцип и был предложен Поппером в качестве кри­терия разграничения науки от метафизики как альтернатива прин­ципу верификации в неопозитивизме . Он полагал, что законы нау­ки не сводимы к наблюдению и, следовательно, не верифицируе­мы.

Наука, таким образом, нуждается не в принципе верификации, а в принципе фальсификации, то есть научным может считаться такое утверждение, которое возможно опровергнуть опытным пу­тем и, если при попытках его опровержения, оно остается не опро­вергнутым. Наличие же фактов, противоречащих научной теории, фальсифицирует ее и поэтому вынуждает ученых отказаться от этой теории. Если опровержение теории отсутствует, то она считается истинной . Рост научного знания как раз и состоит в выдвижении новых смелых гипотез и их опровержений, фальсификации, в ре­зультате чего и решаются научные проблемы.

Введение принципа фальсификации нацеливало ученых на по­стоянную открытость научной теории для критики. В связи с этим следует отметить, что Поппер рассматривает истину и науку как процесс, но процесс не линейный (то есть постоянно прогресси­рующий) и не кумулятивный (то есть связанный с простым добав­лением новых знаний). Научные теории, по его мнению, в своем развитии независимы друг от друга, хотя и способствуют общему росту научного знания. Важным следствием введения принципа фальсификации в науку явилось признание того положения, что знание имеет гипотетический, предположительный характер.

Однако следует отметить, что Поппер при этом абсолютизиро­вал принцип относительности развития научных теорий, независи­мость их развития друг от друга так же, как он абсолютизировал и сам принцип фальсификации. В соответствии со своей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный переход от одних проблем к другим . Философско-методологическая концеп­ция Поппера оказывается связанной с отказом от объективного ха­рактера истинности наших знаний и абсолютизацией его плюрали­стического характера.

Таким образом, начав с оптимистического утверждения О. Конта об интеллектуальном прогрессе и прогрессе науки, кото­рый признавал еще и логический позитивизм, «позитивная фило­софия» на этапе постпозитивизма претерпевает значительную метаморфозу. Устами Поппера она утверждает явный философский пессимизм:

Мы не знаем - мы можем только предполагать .

В области социальной философии Поппер выступил против та­кого подхода в развитии общества, который он назвал историцизмом . Его суть состоит в том , что историцизм видит главную задачу социальных наук в историческом предсказании. Задача эта решается, когда в основе исторической эволюции - усматривают «ритмы», «схемы», «законы» или «тенденции».

Для Поппера такой подход к рассмотрению социальных явле­ний явно не подходит и основное внимание в своих работах по со­циальной философии он уделяет опровержению данной методоло­гии социального познания. Другими словами, он применяет прин­цип фальсификации к той методологии социального познания, ко­торая была разработана в рамках марксистской концепции. В дан­ном случае речь идет об опровержении принципа историзма , широ­ко используемого в марксистской философии, и опровержении того взгляда на развитие истории, который рассматривает ее как закономерный процесс.

Согласно точке зрения Поппера , в обществе нет никаких объек­тивных законов развития, поэтому нет возможности и социального прогнозирования. «Нищета историцизма » как раз и состоит в том, что его сторонники, признавая существование объективных исто­рических закономерностей, вместе с тем признают и способность предсказания на этой основе будущего развития человечества. По­зиция Поппера заключается в том, что мы не должны думать, что какой-либо мудрец способен предсказать, что в истории произой­дет в будущем.

Свою социально-философскую концепцию в наиболее полном виде Поппер изложил в работе «Открытое общество и его враги» (1945), которая включает рассмотрение двух противоположных , по его мнению, типов обществ: открытого общества и закрытого об­щества. Под открытым обществом автор имеет в виду общество демократического типа, характеризующееся плюрализмом в эконо­мике, политике, культуре, развитыми социальными структурами, гражданским обществом и правовым государством.

Для членов от­крытого общества характерны типичное рационально-критическое мышление и соответствующая установка поведения, возможность сознательно управлять социальным развитием и формировать госу­дарственные институты в соответствии с демократическими принципами. К закрытым обществам Поппер относит общества докапи­талистические и социалистические. Для них, по его мнению, ха­рактерны такие черты , как неизменность социальных форм функ­ционирования, тоталитаризм, примат коллектива над личностью, идейный догматизм и социальная демагогия.

Западное общество, по словам Поппера, в основном завершило переход к открытому обществу. Вместе с тем в 1992 г., то есть спус­тя полвека после написания книги (а писалась она с 1938- 1943 гг.), он признает, что современные открытые общества Запада «еще далеки от совершенства, будучи не во всем честными и спра­ведливыми». Среди серьезных недостатков западных обществ он называет прежде всего преступность, проявляющуюся во многих формах и в первую очередь в «злоупотреблениях свободой рынка».

В том же 1992 г. в «Письме моим русским читателям », опублико­ванном в качестве предисловия к первому тому книги на русском языке, Поппер (почти уже в девяностолетнем возрасте) пишет, что главная идея открытого общества,- идея власти закона . Вместе с тем он указывает, что «Власть закона: самая насущная потребность Рос­сии». Нельзя не согласиться с автором в том, что воплотить в жизнь хорошее законодательство, превратить его в высшую власть стране гораздо труднее, чем его создать. «Особенно трудна эта задача для России, которая на бумаге уже имела хорошие законы, оставшиеся, к несчастью, бессильными и неиспользуемыми».

Нельзя не согласиться с философом также в том, что для воплощения в жизнь власти закона необходимо подготовить хороших, квалифицированных и честных юристов. Но следует отметить, что основа любого общества - эконо­мическая сфера и для создания правового государства нужна соответ­ствующая экономическая база. Хотя понятно, что последнюю нельзя создать без утверждения власти закона. То есть вопрос должен ста­виться и решаться диалектически.

Заметный вклад в разработку постпозитивистской теории внес американский философ Томас Сэмюэл Кун , один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. Свою концепцию исторической динамики научного знания он изложил в работе «Структура научных революций» (1963).

Особенность развития науки , по Куну , состоит в том, что она ставится в зависимость от господствующего в определенные исто­рические периоды способа деятельности научного сообщества. В связи с этим он вводит в научный оборот понятие «парадигма», которое является одним из важнейших в современном постпозити­визме. Та или иная парадигма - это совокупность убеждений, ценностей и технических средств, применяемых научным сообще­ством и обеспечивающих существование научной традиции.

Под парадигмами, - пишет Кун, - я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают науч­ному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Как правило, парадигма находит свое воплощение в классиче­ских трудах ученых и в учебниках. Она на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в определенной области науки. Формирование общепризнанной парадигмы - показатель зрелости той или иной системы научного знания.

Смена одной научной парадигмы другой представляет собой на­учную революцию. Развитие науки в ключевых точках как раз и осу­ществляется посредством научных революций как скачкообразный процесс.

Работы Куна внесли заметный вклад в философское осмысле­ние науки. Они углубили наши представления о развитии науки и деятельности ученых, раскрыли некоторые диалектические характе­ристики развития науки.

Сегодня постпозитивизм во многом утратил свое былое значение. Это связано с тем, что создание общепризнанной теории развития науки зашло в тупик. Наличие дискуссий, содержащих в рамках самого постпозитивизма множество противоречивых точек зрения, еще раз показало плюралистический характер философ­ского знания.

Позитивизм О. Конта .

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного «положительного » (позитивного ) знания могут быть лишь конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основателем этого направления является Огюст Конт (1798-1857 гг.). Ещё в 30-е гг. XIX в. Конт ввёл термин «позитивизм ». Положительная философия, согласно Конту, может стать единственной твёрдой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями. Он полагал, что миром управляют и двигают идеи, или другими словами, что весь социальный механизм основывается окончательно на мнениях. Именно умственное безначалие является причиной политического и нравственного кризиса современных обществ. Конт считал величайшим злом глубокое несогласие, существующее между умами относительно всех начал, твёрдость и определённость которых есть первое условие истинного общественного порядка.

По мнению Конта, существует основной исторический закон, согласно которому, каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три ступени (теоретических состояния): теологическое (состояние вымысла); метафизическое (состояние абстракции); позитивное или положительное (научное состояние). На первой, теологической , ступени (характеризующейся господством духовенства и военных властей) человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей и сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм). На второй, метафизической , ступени (при господстве философов и юристов) природные явления рассматриваются людьми с позиций абстрактных причин, «идей» и «сил» (по словам Конта, ипостазированных абстракций ). Позитивный этап – это, когда все явления мира люди начинают объяснять не идеей Бога (теологически), не исходя из идей разума (метафизически), а на основании опыта, эксперимента, позитивных (положительных) данных науки. Факты, эксперимент, опыт – вот основания для философских заключений. Каждая наука – сама себе философия, и не нуждается в умозрительных принципах и положениях. Позитивизм рассматривается как философия отрицания философии . На третьей, позитивной , ступени, для которой характерно объединение теории и практики, индивид довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формулирует законы . «Savoir pour prevoir, prevoir pour prevenir » – «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать » – эти слова являются девизом позитивной науки. Основные принципы позитивизма состоят в следующем: 1. Опыт является и первичным, и единственным источником знания. 2. Каждая наука вырабатывает собственные внутренние причины исследования своего объекта. 3. Вещи – это комплексы ощущений. 4. Задача философии – изучение языка и методов науки.

По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии: математика, астрономия, физика, химия, психология. Психологию Конт подразделяет на биологию и социологию. Социология, благодаря Конту, была разработана в определённую научную систему. Собственно Конт и ввёл термин «социология» в научный обиход. Практической целью социологии, по Конту, является организация человеческого общества. Во взглядах на историю и социологию Конт находился под сильным влиянием Сен-Симона . Определённое место в истории и социологии Конт отводит религии. По его мнению, для того, чтобы ускорить прогресс, необходима активизация чувств с помощью религии, высшим предметом которой (grand etre) является само человечество. Основное требования подобной религии: любовь как принцип; порядок как основа; прогресс как цель. Конт написал 6-томный труд под названием «Курс позитивной философии» (1 т.: «Математика»; 2 т.: «Астрономия и физика»; 3 т.: «Химия и биология»; 4-6 тт.: «Социология»).

В своём становлении позитивизм разделился на логический (задача философии – изучение логики науки) и семантический (задача философии – изучение языка науки).

Неопозитивизм.

Эта школа имеет и другие названия, такие, как логический позитивизм, современный эмпиризм . Её представители считали себя наследниками английского эмпиризма Локка, Юма, Беркли. Неопозитивизм берёт своё начало с образования в 1922 г. Венского кружка , в который входили профессора логики, философии, физики и других наук. Наиболее яркие представители кружка – Мориц Шлик (1882-1936 гг.), Филипп Франк (1884-1966 гг.). В 1926 г. в Вену был приглашён Рудольф Карнап (1891-1970 гг.), который стал центральной фигурой в дискуссиях кружка. Огромное влияние на кружковцев оказали труды Б. Рассела , Л. Витгенштейна . Берлинское «Общество научной философии» было представлено Хансом Рейнхенбахом (1891-1953 гг.). В 1929 г. был издан манифест «Научное понимание мира. Веский кружок», где были сформулированы цели и задачи этой школы. С 1938 г. кружок стал выпускать специальный журнал – «Международную энциклопедию унифицированной науки». В начале Второй мировой войны Венский кружок прекратил своё существование в связи с эмиграцией многих членов из Австрии. Ведущие представители этого кружка в эмиграции в Великобритании создали школу Кембриджских аналитиков, а в США – школу логического эмпиризма.

Неопозитивисты считали, что есть только два вида научного знания , научных высказываний, обладающих знанием: 1) все то, что относится к частным дисциплинам, – все эмпирические науки; 2) логика и математика, являющиеся инструментом упорядочения и построения эмпирического знания. В этом разделении знания философии места не остаётся. Неопозитивисты утверждали, что философия – не наука, а просто деятельность по прояснению языка науки, её логики и методологии. То, что в традиционной философии называлось теорией познания, неопозитивизм большей частью относил к психологии. Основная цель философии науки, а логический позитивизм и является ею, – рассмотрение логической структуры научных теорий и анализ значений научных высказываний. Для достижения которой, неопозитивисты выдвинули так называемый принцип верификации (от лат. verus – истинный и facio – дело) – подтверждение . Он применим только к высказываниям эмпирического характера, т.е. проверяемым наблюдением. Значение каждого предложения проверяется в опыте. Пример : Находясь в аэропорту, мы можем непосредственно соотнести смысл предложения: «Самолёт Москва-Екатеринбург вылетает в 18.00 часов» – с наблюдаемым событием, т.е. наглядно убедиться в его истинности. Но можно проверить это опосредованно, заглянув в расписание. В результате таких проверок предложения могут оказаться как истинными, так и ложными. Такого рода предложения входят в область эмпирических, проверяемых на деле (опыте). Все остальные предложения являются либо бессмысленными, либо неосмысленными и потому незначимыми. Так, предложение из работы Гегеля «Абсолютное находится вне времени» проверить невозможно.

Со временем логические позитивисты заменили формулировку верификации положением подтверждаемости (испытуемости). Определённые трудности у логических позитивистов возникли из-за двусмысленности и узости понятия «опыт », который они понимали в основном как наблюдаемость и субъективную переживаемость. Однако понятие «опыт» подразумевает и реальный эксперимент, и наблюдение, и сложившиеся у субъекта схемы, и прошлые знания, навыки в соответствующих областях. Ещё одно затруднение связано с тем, что научное знание интерсубъективно (общезначимо ), принимается всеми и может быть сообщено каждому, в то время как переживание субъекта личностно . Проблема интерсубъективности возникла ещё у Д. Беркли, который решает её, вводя в свою систему Бога, якобы вкладывающего в нас ощущения и потому обеспечивающего единство и гармонию наших переживаний. Для неопозитивистов единственное удостоверение общезначимости наших восприятий, например, красного цвета, заключается в том, что большинство воспринимает этот цвет именно как красный. Неопозитивисты подчёркивали, что логика и математика основаны на конвенции – т.е. соглашении учёных друг с другом о принятии той или иной логико-математической структуры для упорядочения опыта в зависимости от её удобства и простоты.

Постпозитивизм.

На смену методологии неопозитивизма пришло новое направление в философии – постпозитивизм . Данное направление представлено трудами таких философов, как К. Поппер , Т. Кун , И. Лакатос , П. Фейерабеннд . Начало постпозитивизма связывается с выходом в свет основной методологической работы Поппера «Логика научного открытия» (1959) и книги Куна «Структура научных революций» (1962). Для постпозитивизма характерно ослабление внимания к проблемам формальной логики, что было присуще предыдущему этапу позитивизма. Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, закономерного роста научного знания. Представители постпозитивизма задаются следующими вопросами: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в научном сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий? Внутри постпозитивизма можно выделить ряд направлений, наиболее яркими из которых были – критический рационализм и историко-эволюционистское направление.

Основатель критического рационализма английский философ и социолог Карл Раймунд Поппер (1902-1994 гг.). Рационализм в понимании представителей этой школы – особая норма поведения учёного, который при обосновании научных выводов не должен бояться никаких опровержений своих предположений и гипотез. Рационализм предполагает открытость для критики, опирающуюся, конечно, на факты и научную методологию. Рационализм включает в себя принцип фальсификации (от лат. falsus – ложный и facio – делаю). Этот принцип и был предложен Поппером в качестве критерия разграничения науки и метафизики, а также как альтернатива принципу верификации в неопозитивизме. Поппер полагал, что законы науки не сводимы к наблюдению и, следовательно, не верифицируемы. Научным может считаться такое утверждение, которое возможно опровергнуть опытным путём и, если при попытках его опровержения, оно остаётся не опровергнутым. Наличие же фактов, противоречащих научной теории, фальсифицируют её и потому вынуждают учёных отказаться от этой теории. Если опровержение теории отсутствует, то она считается истинной. Рост научного знания состоит в выдвижении новых смелых гипотез и их опровержений, фальсификации, в результате чего и решаются научные проблемы. «Всякая теория ненадёжна, подвержена ошибкам » – это основное положение принципа фаллибилизма *. Поппер рассматривал рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный переход от одних проблем к другим. Философско-методологическая концепция Поппера связана с отказом от объективного характера истинности наших знаний и абсолютизацией их плюралистического характера. Таким образом, начав с оптимистического утверждения О. Конта об интеллектуальном процессе и прогрессе науки, который признавал ещё и логический позитивизм, «позитивная философия» на этапе постпозитивизма претерпевает значительную метаморфозу. Устами Поппера она утверждает явный философский пессимизм: «Мы не знаем – мы можем только предполагать ».

В области социальной философии Поппер выступает протии историцизма , широко используемого в марксистской философии. Историцизм рассматривает развитие истории как закономерный процесс. Согласно Попперу, в обществе нет никаких объективных законов развития, поэтому нет возможности и социального прогнозирования. Свою социально-философскую концепцию Поппер наиболее полно изложил в работе «Открытое общество и его враги» (1945), которая включает рассмотрение двух противоположных, по его мнению, обществ: открытого общества и закрытого общества. Под открытым обществом автор имеет в виду общество демократического типа, характеризующееся плюрализмом в экономике, политике, культуре, развитыми социальными структурами, гражданским обществом и правовым государством. К закрытым обществам Поппер относил общества докапиталистические и социалистические. Для них характерны такие черты. Как неизменность социальных форм функционирования, тоталитаризм, превалирование коллектива над личностью, идейный догматизм и социальная демагогия. Почти уже в девяностолетнем возрасте Поппер писал, что главная идея открытого общества – идея власти закона. Он указывал, что «Власть закона – самая насущная потребность России» (Поппер, К. Р. Открытое общество и его враги: Пер. с англ. – М. : Феникс, 1992. – 1 т. – С. 8).

Заметный вклад в разработку постпозитивистской теории внёс американский философ Томас Сэмюэл Кун (1899-1922 гг.), один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. Свою концепцию исторической динамики научного знания он изложил в работе «Структура научных революций». Особенность развития науки, по Куну, состоит в том, что она ставится в зависимость от господствующего в определённые исторические периоды способа деятельности научного сообщества. В связи с этим он вводит в научный оборот понятие «парадигма», которое является одним из важнейших в современном постпозитивизме. Та или иная парадигма – это совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принимаемых научным сообществом и обеспечивающим существование научной традиции. «Под парадигмой, – пишет Кун, – я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» (Кун, Т. Структура научных революций: Пер. с англ. – М. : Прогресс, 1977. – С. 11). Формирование общепризнанной парадигмы – показатель зрелости той или иной системы научного знания. Смена одной научной парадигмы другой представляет собой научную революцию. Развитие науки в ключевых точках как раз и осуществляется посредством научных революций как скачкообразный процесс.

Рассмотрим воззрения ряда других постпозитивистов, которые разработали свои собственные концепции. Английский философ Имре Лакатос (1922-1974 гг.) выдвинул методологию научно-исследовательских программ. По Попперу, на смену одной теории приходит другая, старая теория отвергается полностью. Лакатос подчеркнул важность сравнения теорий друг с другом. К тому же сравнивать следует не просто теории, а научно-исследовательские программы. Каждая научно-исследовательская программа содержит несколько теорий. «Твёрдое ядро» программы переходит от одной теории данной программы к другой, а защитный пояс, состоящий из вспомогательных гипотез, может частично разрушаться. Например, «твёрдым ядром» научно-исследовательской программы Ньютона являются три закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество теорий, относящихся к различным отраслям научного знания. Только тогда, когда будет разрушено «твёрдое ядро» программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой. Новая прогрессивная научно-исследовательская программа должна быть более насыщена эмпирическим содержанием, нежели её предшественница. Постпозитивисты справедливо обратили внимание на необходимость тщательного изучения истории развития научного познания. Изучение наук, не сопровождающееся анализом их истории, ведёт к одностороннему знанию, создаёт условия для догматизма.

Американский философ Пол Фейерабенд критикует кумулятивизм, согласно которому развитие науки происходит в результате постепенного накопления знания. Фейерабенд – ярый сторонник тезиса о несоизмеримости теорий. Теории дедуктивно не связаны друг с другом, для них характерны разные тезисы и понятия. Согласно Фейерабенду, плюрализм должен господствовать не только в политике, но и в науке. Существует множество равноправных типов знания. Возможность универсального метода познания Фейерабендом отрицается. Иногда он даже высказывался в том смысле, что «всё позволено», т.е. любая теория приемлема, если только она принимается сообществом учёных. Критерии рациональности не абсолютны, они относительны. Наука, философия, религия и даже магия – всё уместно, всё обладает самостоятельной ценностью.

Лекция 3: Прагматизм

Предтечей данного направления считается Иеремия Бентам (1840-1904 гг.), который ввёл принцип утилитарности, полезности как основание оценки всех явлений жизни. Основные идеи прагматизма впервые высказал Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914 гг.) – американский философ, логик, математик и естествоиспытатель. Статьи Пирса «Как сделать наши идеи ясными», «Определение веры» послужили первоисточником американского прагматизма. Философские воззрения Пирса сочетают две противоположные тенденции: позитивистскую (эмпирическую) и объективно-идеалистическую, идущую от Платона и Ф. Шеллинга. Он отрицал врождённые идеи и интуитивное познание. Вслед за И. Кантом Пирс утверждал, что исходным пунктом познания выступает «видимость ».

По Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путём рассмотрения всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершённым и опровержимым, гипотетичным. Это относится не только к обыденному знанию и знанию естественнонаучному, но и к математическим и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами . Пирс опровергал механистический детерминизм и отводил большую роль «творчеству случайного » в движении и развитии сущего. Дух не только рационализирует мир, но также вносит в него любовь и гармонию, неотделимые от творческой свободы. Истина в трактовке Пирса – ясное, отчётливое, непротиворечивое на данной стадии развития знания. Истинность знания является надёжным условием результативной практики. Полезность определяет значение истины, её надёжность. Практический интерес – причина нашей заинтересованности в искании истины.

Высшее воплощение Духа, по Пирсу, – Бог, к которому человек обращён всеми своими духовными силами – чувством совершенства, любовью и верой. Рациональные доказательства существования бытия Бога бесполезны, в поведении человека всегда есть рационально необъяснимый, непознаваемый «остаток», направляемый верой.

Пирса также считают одним из основателей математической логики и семиотики.

Другой известный представитель и один из основоположников прагматизма Уильям Джемс (1862-1910 гг.). Согласно Джемсу, философ ищет такой мир, который подходил бы к его темпераменту, и поэтому верит в любую соответственную картину мира. В значительной мере история философии есть история своеобразного столкновения человеческих темпераментов. Темперамент влияет на ход мыслей философа несравненно сильнее, чем любая из его безукоризненно объективных предпосылок. В философии встречается два интеллектуальных типа. Один из них – «мягкий » – рационалист, оперирующий «принципами» (разновидности: интеллектуал, идеалист, оптимист, верующий, индетерминист, монист, догматик ). Другой – «жёсткий » – эмпирик, оперирующий «фактами» (разновидности: сенсуалист, плюралист, материалист, пессимист, неверующий, детерминист, плюралист, скептик ). Джемс утверждает, что необходима посредствующая система: рационалист даёт религию без фактов, эмпиризм даёт факты без религии; следует соединить честное научное обращение с фактами со старой верой в человеческие ценности. Такой посредствующей системой является прагматизм .

Сознанию Джемс приписывал следующие основные признаки: 1) всякое состояние сознания является состоянием определённой личности (это всегда сугубо личное сознание и самосознание); 2) в сознании происходит постоянная смена его состояний – «поток сознания» и он не прерывен; 3) сознание есть активное начало, выбирающее из различных состояний какое-либо определённое, как это чётко проявляется в акте внимания и волевого усилия; 4) ни одно состояние сознания не бывает тождественным с любым иным. В теории познания Джемс исходит из признания исключительной значимости опыта. В своих исследованиях он обращается к конкретному – к фактам, к действиям, отвергая значимость абстрактных, абсолютных начал. Противопоставляя эмпирический метод методу рационалистическому, Джемс создал учение, которое назвал радикальным эмпиризмом . По Джемсу, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков.

Прагматисты, в том числе и Джемс, обвиняли всю прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Философия, по Джемсу, должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий.

Ещё одним виднейшим представителем прагматизма был американский философ Джон Дьюи (1859-1952 гг.). Фундаментальным понятием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. По мнению Дьюи, философия возникла не из удивления, как полагали ещё в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому задача философии заключается в такой организации жизненного опыта, прежде всего, уклада социального бытия, который способствовал бы улучшению образа жизни людей, их существования в мире. Средством для этого должен стать метод науки и разума, который служил бы орудием, инструментом, соответствующим нашим прагматическим устремлениям. Такой метод состоит в установлении испытываемого затруднения или проблемы, которые возникают во всевозможных жизненных ситуациях и вынуждают человека искать средства для целесообразного их решения. Идеи и теории выступают в качестве интеллектуальных инструментов. По Дьюи, истинными идеями, концепциями, ториями будут те, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей. Инструментализм – стержневая идея мыслителя, определяющая суть его философии. При этом средства, которые избираются для решения соответствующих проблем, должны быть не субъективными и произвольными. Они должны отвечать характеру проблемы и поставленной цели, ибо неадекватные средства могут извратить саамы лучшие намерения и цели. Итак, по Дьюи, познание есть инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. А мерило истинности теории – её практическая работоспособность в данной жизненной ситуации. Практическая целесообразность – критерий не только истинности, но и моральности. Под этим углом зрения Дьюи рассматривал, в частности, и проблемы религии. Дьюи полагал, что предложенный им метод инструментализма пригоден для эффективного решения любых проблем в демократическом обществе. Защиту и обоснование именно такого общества Дьюи считал главной как социальной, так и моральной целью, а также смыслом своего философствования.

В заключение можно сказать, что прагматист не склонен рассуждать о постижимости или непостижимости внутреннего смысла бытия. Он предпочитает думать о том, что ведёт к успеху в жизни, а отсюда следует, что задача человека заключается в том, чтобы устроиться в жизни, в мире, а задача философии – помочь ему в этом.


Похожая информация.