Акваланг авм 1м время под водой. Лпи - обучение. Баллонный блок с ремнями подвески

Описание аппарата АВМ-1М

Аппарат предназначен для автономных спусков под воду на глубины до 40 метров.

Технические характеристики:

  • Рабочее давление - 150 атм
  • Установочное давление редуктора - 5-7 атм
  • Давление срабатывания предохранительного клапана - 9-11 атм
  • Давление резервного запаса воздуха - 30 атм
  • Емкость баллонов - 2 по 7 литров
  • Запас воздуха в баллонах 2 по 7 литров на 150 атм (2100 литров)
  • Масса аппарата на воздухе с пустыми баллонами - 20,8 кг
  • Масса аппарата на воздухе с полными (заправленными до рабочего давления 150 ати) баллонами - 23,5 кг
  • Плавучесть в пресной воде:
    - с пустыми баллонами - положительная - 0,6 кг
    - с полными баллонами - отрицательная - 2 кг

Аппарат АВМ-1м состоит из следующих основных частей:

  1. Гофрированные трубки вдоха и выдоха
  2. Загубник
  3. Мундштучная коробка
  4. Оголовье
  5. Вентиль подачи воздуха
  6. Плечевые ремни
  7. Хомут крепления баллонов
  8. Ремень для соединения плечевых ремней
  9. Пенопластовая вставка
  10. Пряжки для крепления ремней
  11. Поясной ремень
  12. Пряжка поясного ремня
  13. Карабин крепления брасового ремня
  14. Брасовый ремень
  15. Баллоны
  16. Шланг манометра высокого давления
  17. Манометр высокого давления и указатель минимального давления
  18. Зарядный штуцер
  19. Редуктор и легочный автомат

Редуктор и легочный автомат

Детали редуктора:

(17)переходник,
(16)сетчатый фильтр,
(18)клапан редуктора с фторопластовой вставкой,
(15)двухплечевой рычаг,

(14) мембрана редуктора,
(13)толкатель,
(12)пружина толкателя,
(11)регулировочная гайка,
(10)предохранительный клапан,
(9)регулировочная гайка и пружина предохранительного клапана.

Детали легочного автомата:
(1) штуцер для присоединения гофрированного шланга выдоха,
(3) крышка корпуса легочного автомата,
(4) лепестковый клапан выдоха,
(6) мембрана легочного автомата с жестким центром,
(2) нижний рычаг легочного автомата,
(7) верхний рычаг легочного автомата,
(8) штуцер для присоединения гофрированного шланга вдоха,
(5) гайка и шайба для крепления мембраны редуктора,
(22) регулировочный винт верхнего рычага,
(21) седло клапана легочного автомата,
(20) клапан легочного автомата с пружиной,
(19) регулировочная гайка.


Работа аппарата
При закрытом запорном вентиле под действием своей пружины, толкатель, двигаясь влево, давит на двухплечевой рычаг, рычаг поворачивается по часовой стрелке вокруг своей оси, при этом клапан редуктора находится в свободном состоянии.
После открытия запорного вентиля воздух открывает клапан и заполняет полость редуктора до тех пор, пока мембрана редуктора, выгибаясь вверх, не повернет двухплечевой рычаг вокруг своей оси, против часовой стрелки. Двухплечевой рычаг повернется, когда давление в полости редуктора сравняется с давлением регулировки пружины толкателя (установочное давление 5-7 ати). При этом двухплечевой рычаг своим верхним рычагом давит и закрывает клапан редуктора, а нижним рычагом перемещает толкатель вправо и сжимает пружину. Таким образом, в полости редуктора воздух находится под установочным давлением.


б) При вдохе во внутренней полости лёгочного автомата создаётся разрежение, мембрана автомата прогибается и давит на верхний рычаг. Верхний рычаг давит на нижний, а тот в свою очередь площадкой своего регулировочного винта давит на шток клапана легочного автомата. Клапан сжимает свою пружину и открывает доступ воздуха из полости редуктора в полость легочного автомата и далее к пловцу.

в) При окончании вдоха прогиб мембраны легочного автомата уменьшается, ослабевает давление на рычаги, и клапан автомата под действием своей пружины закрывается (садится на седло). Одновременно падает давление в полости редуктора, вступает в работу толкатель с пружиной, открывается клапан редуктора, и воздух из баллонов поступает в полость редуктора до достижения установочного давления.

г) В случае неисправности редуктора и повышении в нем давления выше установочного, вступает в работу предохранительный клапан. Пружина предохранительного клапана сжимается, клапан отходит от седла, и излишки воздуха вытравливаются в воду. Срабатывание предохранительного клапана служит сигналом о неисправности редуктора, водолаз должен немедленно приступить к подъёму на поверхность.
Для того чтобы сделать вдох, водолаз должен создать определенное разрежение над мембраной легочного автомата (примерно 50 мм. водного столба).

Указатель минимального давления

Указатель минимального давления и соединенный с ним манометр служат для контроля за расходованием воздуха из баллонов аппарата. В прозрачной воде можно пользоваться манометром, в мутной воде или ночью - указателем минимального давления. Указатель (корпус указателя) крепится к левому плечевому ремню. Для крепления указателя используется специальный держатель, который позволяет водолазу вращать указатель для удобства съема показаний. Корпус указателя имеет каналы, идущие к манометру и к диафрагме указателя. Указатель минимального давления взводится перед открытием запорного вентиля. Для того чтобы взвести указатель, необходимо нажать пальцем на головку штока указателя (5) рис.7, и удерживать её, затем открыть запорный вентиль. После открытия вентиля воздух высокого давления проходит по латунной трубке к зарядному штуцеру, а затем по резиновому шлангу высокого давления поступает к указателю минимального давления и к манометру. Под давлением воздуха диафрагма (10) указателя прогибается и, преодолевая усилие пружины, перемещает стопорный шток (8), который входит за выступ взведенного штока указателя (5). После этого можно перестать удерживать головку штока указателя, указатель останется во взведенном положении. Когда давление в баллонах приблизится к резерву (30 ати), пружина стопорного штока начнет перемещаться и указатель с небольшим щелчком, под действием своей пружины (6) выйдет из зацепления. Щелчок можно услышать в воде. Периодически ощупывая указатель, можно определять в каком положении находится шток указателя. И, следовательно, определить, когда наступит резервный запас воздуха. Далее давление нужно контролировать по манометру.


Регулировка аппарата АВМ-1М

  • Регулировка установочного давления редуктора;
  • Регулировка срабатывания предохранительного клапана;
  • Регулировка срабатывания указателя минимального давления;
  • Регулировка рычагов легочного автомата (сопротивления при вдохе);
  • Регулировка клапана легочного автомата.

Перед регулировкой необходимо замерить величину установочного давления редуктора. Для замера необходимо:

  1. установить редуктор на аппарат;
  2. закрыть запорный вентиль;
  3. вместо заглушки легочного автомата (19а), установить контрольный манометр;
  4. открыть запорный вентиль;
  5. прочитать показания на контрольном манометре.

Приступить к регулировке, если необходимо (установочное давление редуктора 5-7 атм):

  1. выкрутить корпус предохранительного клапана;
  2. специальным ключом или отверткой откручивать или закручивать регулировочную гайку (11) рис.3, регулировочная гайка сжимает или разжимает пружину толкателя (12), если сжимает - установочное давление увеличивается, если разжимает - уменьшается;
  3. установить предохранительный клапан на место;
  4. произвести замер установочного давления;
  5. если получившаяся величина отличается от требуемой, приступить вновь к регулировке;

Регулировка срабатывания предохранительного клапана:

  1. установить контрольный манометр как в регулировке установочного давления;
  2. снять крышку легочного автомата (3) рис.3
  3. откинуть рычаги (2) и (7);
  4. открыть запорный вентиль;
  5. рукояткой отвертки или ключом надавить на гайку (5), когда начнет срабатывать предохранительный клапан, на контрольном манометре прочитать показания;
  6. если показания отличаются от требуемых (9-11 ати), приступить к регулировке (сжимать или разжимать пружину клапана);
  7. после регулировки, собрать редуктор и легочный автомат.

Регулировка положения рычагов легочного автомата (сопротивления при вдохе) Расстояние между верхним рычагом (7) рис.3 и мембраной (6), определяет величину сопротивления при вдохе.

  1. снять крышку легочного автомата (3) рис.3;
  2. вытащить мембрану легочного автомата (6);
  3. вместо мембраны, на корпус положить линейку, расстояние между линейкой и верхним рычагом должно быть примерно 3 мм;
  4. вращая регулировочный винт нижнего рычага (22), добиться нужного положения рычагов и мембраны;
  5. собрать легочный автомат.

Рабочая проверка
При эксплуатации любого акваланга, перед каждым спуском необходимо делать рабочую проверку.
Проведение рабочей проверки не занимает много времени и не требует особых усилий. И правильно выполненная рабочая проверка снаряжения позволит вам избежать многих неприятностей.

  1. Проверка давления в баллонах.
    Снять показания с манометра
  2. Внешний осмотр.
    Проверить комплектацию и правильность сборки акваланга (крепление редуктора, легочного автомата, хомуты, ремни и т. д.), взять акваланг за ремни и легко встряхнуть. Подогнать ремни по фигуре.
  3. Проверка на герметичность.
    а) Сухая.
    При закрытых вентилях попытаться сделать вдох из легочного автомата. При этом проверяется герметичность мембраны, клапанов выдоха, соединений. Все исправно если вдох сделать не удается.
    б) Мокрая.
    Открыть все вентили. Легочный автомат поместить под баллон, и опустить баллон в воду. При наличии пузырьков воздуха из-под соединений, акваланг неисправен.
  4. Проверка указателя минимального давления.
    Взвести указатель минимального давления и открыть вентиль подачи воздуха. Затем перекрыть вентиль подачи воздуха и, наблюдая за показаниями манометра, произвести медленный вдох из аппарата. Отметить показание манометра, на котором срабатывает указатель минимального давления, оно должно составлять порядка 30 атм.

О лучших местах для дайвинга в Норвегии рассказывает Кристиан Скауге , редактор норвежского журнала о дайвинге «Dykking «.

Водоворот Сальстраумен
Самый сильный в мире водоворот имеет удивительные возможности для дайвинга. В этом районе можно встретить большое количество огромных зубаток и большие косяки рыб.

Гюлен
В водоёмах коммуны Гюлен, к югу от Согне-фьорда, находятся затонувшие корабли периода второй мировой войны, например, корабль «Франкевальд», который практически не пострадал.

Лофотенские острова
Лофотенские острова – одно из самых красивых мест в Норвегии, где уникальна не только природа, но и подводный мир. Водоворот Москенесстраумен – это настоящее эльдорадо для дайверов. Здесь вас ждёт удивительный мир водорослей, прозрачная вода, огромное количество различных рыб и обломки удивительных предметов. Зимой здесь можно понырять вместе с касатками.

Нарвик
Город Нарвик — норвежская столица рэк-дайвинга. Здесь лежат обломки немецких, английских и норвежских кораблей с 1940 года. В озере Нартвикванне вы сможет найти даже немецкий самолёт-истрибитель.

Южная Норвегия (регион Сёрланде)
На южном побережье Норвегии можно найти много останков кораблей периода второй мировой войны, например, линкор «Сиэтл», обломки которого лежат у берегов города Кристиансанд. Побережье Южной Норвегии имеет также очень богатый подводный мир – почему бы не попробовать поймать краба к ужину?

Нэрёй
Этот регион знаменит удивительным и разнообразным миром морских водорослей. Здесь вас ждёт увлекательное погружение вдоль коралловых стен, большое количество затонувших кораблей и множество возможностей для ловли крабов и собирания гребешков. Поэтому совсем неудивительно, что этот регион Центральной Норвегии пользуется большой популярностью среди любителей подводной фотосъемки.

Озеро Люгнстёйлсватне
В 1908 году вследствие оползня была затоплена целая долина с маленькой деревушкой. Сегодня озеро Люгнстёйлсватне — очень популярное место среди дайверов со всего мира. Озеро находится на Западной Норвегии, в красивейшей долине Нордангсдален, недалеко от исторического отеля Hotel Union Øye, расположенном напротив Йорунд-фьорда.

Трондхеймс-фьорд
Дайверы и морские биологи приезжают со всего мира в это удивительное место, чтобы увидеть редкие экземпляры глубокого подводного мира. Например, химер, акул и коралловые рифы на глубине 35 метров с поверхности моря. В Трондхеймс-фьорде также можно увидеть обломки военных самолётов периода второй мировой войны. Дайвинг можно совместить с посещением столицы региона, Трондхейма.

Губерния Финнмарк
В прибрежных водах губернии Финнмарк вы сможете увидеть королевского краба. Некоторые дайвинг-центры организовывают туры, где Вы сможете поймать краба, а потом приготовить его себе. Также любители подводных сокровищ найдут для себя занятие в городе Киркенесе, где лежат затонувшие самолёты и корабли второй мировой войны.

Губерния Мёре
Побережье губернии Мёре богато морскими водорослями, изобилием рыб, возможностями для дайвинга в глубокие ущелья и в поисках затонувших интересных предметов. Около берегов города Олесунд лежат несколько интересных затонувших кораблей. Водоворот Скодьестраумен – удивительное место, где красота местной природы ни чуть не уступает красоте подводного мира. Это место идеально подходит для дайвинга по течению.

3.7 Дыхательные аппараты с открытой схемой дыхания

Дыхательные аппараты с открытой схемой дыхания входят в комплект легководолазного снаряжения с выдохом в воду для работы (плавания) под водой как с подачей воздуха по шлангу с поверхности, так и автономно от баллонов аппарата.

Воздушно-баллонный аппарат АВМ-1м (рис. 3.26) - автономный аппарат, работающий на сжатом воздухе. Входит в комплект снаряжения для плавания. Состоит из воздушных баллонов, жестко скрепленных между собой, запорного вентиля, дыхательного автомата, мундштучной коробки с загубником, гофрированных трубок вдоха и выдоха, выносного указателя минимального давления с манометром и крепежных наплечно-поясных ремней, пенопластовой вставки, позволяющей регулировать вес аппарата в воде (приводить к нулевой плавучести).

Рис. 3.26. Воздушнобаллонный аппарат АВМ-1м: 1 - клапанная коробка; 2 - оголовье; 3 - дыхательный автомат; 4 - запорный вентиль; 5 - пенопластовая вставка; 6 - крепежные ремни; 7 - баллоны; 8 - выносной указатель минимального давления с манометром


В некоторых описаниях встречаются аппараты АВМ-1м-2 и АВМ-4, разновидность аппарата АВМ-1м. Они отличаются наличием третьего баллона и физиологического указателя минимального давления.

Воздушнобаллонный аппарат АВМ-3 (рис. 3.27) входит в состав снаряжения СВУ. В отличие от АВМ-1м имеет панель, на которой смонтированы все части аппарата. Дыхательный автомат АВМ-3 позволяет подавать воздух на дыхание из своих баллонов и по шлангу с поверхности от ручной помпы, корабельной магистрали или из транспортного баллона.


Рис. 3.27. Воздушнобаллонный аппарат АВМ-3: 1 - трубка вдоха; 2 - клапанная коробка с атмосферным клапаном; 3- трубка выдоха; 4- дыхательный автомат; 5 - плечевой ремень; 6 - баллоны; 7 - пенопластовая вставка; 8- поясной ремень; 9 - предохранительный клапан редуктора; 10 - запорный вентиль; 11 - зарядный штуцер; 12 - редуктор; 13 - манометр; 14 - клапан резервной подачи; 15 - водолазный шланг


Редуктор исключен из конструкции автомата и установлен на арматуре баллонов. Вместо выносного указателя минимального давления АВМ-3 имеет клапан резервной подачи воздуха. Вся арматура аппарата закрыта съемными щитками, чтобы избежать зацепления при работах в затопленных отсеках.


Рис. 3.28. Воздушнобаллонный аппарат АВМ-5: 1 - редуктор с запорным вентилем и клапаном резервного воздуха; 2 - дыхательный автомат; 3 - баллон


Воздушнобаллонные аппараты АВМ-5, АВМ-6, АВМ-7 и АВМ-8 двухбаллонные с выносным дыхательным автоматом и клапаном резервной подачи воздуха с тяговым приводом включения (рис. 3.28). Выносной автомат связан подводящим шлангом с редуктором, который совмещен с запорным вентилем на арматуре баллонов. Баллоны имеют пластмассовые башмаки, что позволяет ставить аппарат и вертикально.

Аппараты АВМ-5 и АВМ-6 различаются емкостью баллонов и относятся к группе автономно-шланговых, а АВМ-7 и АВМ-8 - к группе автономных аппаратов. При автономном использовании все аппараты могут применяться в однобаллонном и в двухбаллонном вариантах. Аппараты АВМ-5 и АВМ-6 при использовании в шланговом варианте могут применяться только с двумя баллонами, при этом один из баллонов аппарата выполняет роль емкости низкого давления для уменьшения сопротивления вдоху, а второй - служит для сохранения резервного воздуха на случай внезапного прекращения подачи воздуха по шлангу с поверхности. Аппараты комплектуются грузовым ремнем, маской ВМ-4 и арматурой для перехода на однобаллонный вариант. Поставляются в укладочном ящике.

Воздушнобаллонный аппарат «Украина» - двухбаллонный, заспинный с двумя запорными вентилями. Отличается от АВМ-1м наличием двух запорных вентилей баллонов, конструкцией дыхательного автомата и уплотнением арматуры. В этом аппарате отсутствует редуктор. Воздух из баллонов поступает непосредственно к клапану автомата. Вместо выносного манометра в нем применен звуковой сигнализатор. Аппарат входит в состав снаряжения для плавания и применяется в спасательной службе ОСВОД и в спортивных клубах.

Воздушнобаллонный аппарат «Украина-2» аналогичен аппарату АВМ-7. В основном используется в спортивных целях.

Шланговые аппараты ШАП-40 и ШАП-62 (рис. 3.29, 3.30) являются разновидностью воздушнобаллонных аппаратов. Дыхание в них обеспечивается воздухом, подаваемым по шлангу с поверхности, а воздух в баллонах аппарата служит резервным запасом и используется в случае прекращения подачи воздуха по шлангу. Шланговые аппараты применяются главным образом для спасательных работ и работ на ограниченных площадях, но требующих для выполнения длительного времени.

Дыхательные (легочные) автоматы аппаратов с открытой схемой дыхания предназначены для автоматической подачи воздуха при вдохе (воздушнобаллонные и шланговые аппараты) с некоторой величиной разрежения в полости автомата. Они могут быть с клапаном прямого действия (с давлением под клапан воздух стремится открыть клапан) и обратного (с давлением воздуха на клапан). Дыхательные автоматы подразделяют на одно- и двухступенчатые.

Дыхательный автомат аппарата АВМ-1м (рис. 3.31) - обратного действия, совмещен с редуктором. Клапан открывается рычагами, на которые давит мембрана, когда образуется разрежение. Воздух в полости автомата подается пульсирующим потоком на вдох. При выдохе клапан закрыт. Клапан выдоха размещен в корпусе автомата над мембраной.


Рис. 3.29. Шланговый аппарат ШАП-40: 1 - трубка вдоха; 2 - мундштучная коробка; 3 - трубка выдоха; 4 - оголовье; 5 - дыхательный автомат; 6 - плечевой ремень; 7 - баллон; 8 - поясной ремень; 9 - запорный вентиль; 10 - зарядный штуцер; 11 - каркас; 12 - водолазный шланг



Рис. 3.30. Шланговый аппарат ШАП-62: 1 - трубка вдоха; 2 - клапанная коробка с атмосферным клапаном; 3 - трубка выдоха; 4 - защитный кожух; 5 - плечевой ремень; 6 - панель с обкладкой из пористой резины; 7 - дыхательный автомат; 8 - штуцер для подсоединения водолазного шланга; 9 - зарядный штуцер; 10 - поясной ремень с быстроразъемным замком; 11 - запорный вентиль; 12 - соединительная арматура; 13 - редуктор; 14 - баллон



Рис. 3.31. Дыхательный автомат аппарата АВМ-1м с редуктором: 1 - крышка; 2 - верхний рычаг; 3- мембрана; 4 - клапан выдоха; 5 - нижний рычаг; 6 - корпус автомата - 7 - седло клапана; 8 - клапан автомата; 9 - входной штуцер; 10 - сетчатый фильтр; 11 - клапан редуктора; 12 - предохранительный клапан


Дыхательный автомат аппаратов АВМ-3 и ШАП-62 (рис. 3.32) - обратного действия, с вынесенным редуктором на подводящую магистраль. Автомат имеет штуцер для подсоединения шланга подачи воздуха с поверхности. Действие автомата аналогично действию дыхательного автомата аппаратов АВМ-1м.


Рис. 3.32. Дыхательный автомат аппарата АВМ-3: 1 - крышка; 2 - мембрана; 3 - регулировочный винт; 4 - седло клапана; 5 - подводящий штуцер; 6 - фильтр; 7 - клапан автомата; 8 - штуцер водолазного шланга; 9 - нижний рычаг; 10 - верхний рычаг, 11 - корпус автомата


Дыхательный автомат аппарата «Украина» (рис. 3.33) - обратного действия, одноступенчатый. Воздух высокого давления поступает из баллона непосредственно под клапан. При вдохе возникает разрежение в полости автомата, мембрана прогибается и посредством рычагов открывает клапан и пропускает воздух. При выдохе разрежение под мембраной исчезает, и клапан закрывается.


Рис. 3.33. Дыхательный автомат аппарата «Украина»: 1 - клапан выдоха; 2 - верхний рычаг; 3 - крышка автомата; 4 - нижний рычаг; 5 - мембрана; 6 - крышка мембраны; 7 - хомут; 8 - корпус автомата; 9 - седло клапана; 10 - клапан; 11 - подводящий штуцер; 12- манжета; 13 - шток указателя минимального давления; 14 - свисток указателя; 15 - рукоятка взвода указателя; 16 - поворотная ось


Дыхательный автомат аппаратов АВМ-5, АВМ-6 и «Украина-2» (рис. 3.34) - обратного действия, корпус автомата изготовляется в двух вариантах: за одно целое со штуцером для присоединения загубника или со штуцером для присоединения автомата к гидрокомбинезону. В корпусе автомата смонтированы мембрана, рычаг и клапаны выдоха. Клапан автомата - качающей конструкции, установлен в штуцере для подвода воздуха. Средуцированный воздух подается к автомату по гибкому шлангу.

Дыхательный автомат аппарата ШАП-40 отличается от автомата аппарата АВМ-1м наличием штуцера для присоединения водолазного шланга и звукового указателя минимального давления.


Рис. 3.34. Дыхательный автомат аппаратов АВМ-5, АВМ-6 и «Украина-2»: 1 - крышка; 2 - рычаг клапана; 3 - рычаг ручного привода; 4 - клапан; 5 - подводящий штуцер с седлом клапана; 6 - фильтр; 7, 9 - клапаны выдоха; 8 - отбойный щиток; 10 - корпус


Редукторы автоматов и дыхательных аппаратов (рис. 3.35) выполняют две функции: снижают высокое давление газа до промежуточного заданного значения, поддерживают постоянство подачи газа и давления за редуктором в заданном пределе при значительном изменении давления на входе (в баллонах аппарата). Наибольшее распространение получили три типа: безрычажные прямого и обратного действия и рычажные прямого действия.

В редукторах прямого действия высокое давление газа стремится открыть клапан, в редукторах обратного действия, наоборот, давление газа стремится закрыть клапан редуктора. Рычажные редукторы прямого действия применены в аппаратах АВМ-1м, АВМ-1м-2, АВМ-3, ШАП-40, ШАП-62.

Указатели минимального давления дыхательных аппаратов - устройства, сигнализирующие о снижении давления газа в баллонах аппарата до заданной величины. Принцип действия указателей основан на взаимодействии двух силсилы давления газа в баллонах и противодействующей силы пружины. Указатель срабатывает, когда сила давления газа становится меньше силы пружины. В дыхательных аппаратах применяются указатели трех конструкций: штоковый (он же бывает и выносной), дюзовый и звуковой.


Рис. 3.35 Рычажный редуктор прямого действия аппарата АВМ-3: 1 - подводящий штуцер; 2 - корпус редуктора; 3 - регулирующая втулка; 4 - мембрана; 5 - предохранительный клапан; 6 - отводящий штуцер; 7 - рычаг; 8 - толкатель; 9 - регулирующий винт; 10 - клапан редуктора


Штоковый указатель аппарата (рис. 3.36) устанавливается непосредственно на корпусе редуктора или выносится на шланге. При контроле за давлением положение штока прощупывается рукой. На аппаратах АВМ-1, АВМ-1м штоковый указатель снабжен манометром и вынесен вперед на гибком высоконапорном шланге из красно- медной, свитой в спираль трубки, покрытой резиновой оболочкой.


Рис. 3.36. Штоковый выносной указатель минимального давления аппарата АВМ-1м: 1 - манометр; 2 - мембрана; 3 - тройник; 4 - высоконапорный шланг; 5 - шток; 6 - регулирующая гайка; 7 - указатель с пуговкой; 8 - корпус указателя


При открытых вентилях баллонов шланг указателя всегда находится под давлением, и повреждение его может привести к разгерметизации всей магистрали баллонов. Указатель взводится нажатием на пуговку штока перед открытием вентилей баллонов. При падении давления в баллонах до установленного минимума шток и контрольный сектор (стрелка) манометра возвращаются в первоначальное положение.

Дюзовый (физиологический) указатель (рис. 3.37) или клапан резервной подачи воздуха в различном конструктивном исполнении применен в аппаратах АВМ-1м-2, АВМ-3, АВМ-5, АВМ-6 и «Украина-2». Он представляет собой запорное устройство с подвижной запирающей частью и обходным отверстием (дюза). Запирающая часть имеет пружину для удержания клапана прижатым к седлу. При давлении в баллонах, большем минимального, пружина сжата и клапан приподнят над седлом. Воздух при этом свободно проходит по магистрали. При падении давления до минимального клапан под действием пружины опускается на седло и закрывает основной проход. Остается только обходный путь - через дюзу с пропускной способностью 5-10 л/мин. Такого количества воздуха на вдох недостаточно. Резко наступающий недостаток воздуха для дыхания и служит физиологическим сигналом об израсходовании воздуха до минимального (резервного) запаса. Нормальную подачу восстанавливают поворотом штока клапана маховиком или с помощью тяги. При этом клапан поднимается осевым ходом штока и открывает основной проход воздуха.

Звуковой указатель (сигнализатор) применен в аппаратах «Украина» и ШАП-40. Он монтируется в корпусе редуктора и дыхательного автомата (см. рис. 3.33). Принцип конструкции срабатывающего устройства аналогичен штоковому указателю. При падении воздуха в баллонах срабатывает шток и открывается подача воздуха на свисток, который издает характерный резкий звук.

Клапанная и мундштучная коробки (рис. 3.38) служат для подключения дыхательного аппарата к органам дыхания человека. В отличие от мундштучной клапанная коробка имеет пробковый кран и клапаны вдоха и выдоха для распределения потока вдыхаемого и выдыхаемого газа. Коробки изготовляются из цветного металла различными по конструкции: с совмещенным и раздельным корпусом пробкового крана. Резьбовые соединения клапанных коробок всех конструкций одинаковы. На корпусе клапанных коробок многих аппаратов имеется отверстие с грибковидным щитком, предназначенное для переключения на дыхание атмосферным воздухом.

При эксплуатации любого акваланга, перед каждым спуском необходимо делать рабочую проверку.
Проведение рабочей проверки не занимает много времени и не требует особых усилий. Правильно выполненная рабочая проверка снаряжения позволит вам избежать многих неприятностей.

1. Проверить давление в баллонах.
Для этого необходимо прикрепить вместо редуктора, контрольный манометр высокого давления. Закрыть кран на манометре. Открыть вентиля основной и резервной подачи воздуха. На манометре прочитать показания. Затем закрыть вентиля, открыть кран на манометре высокого давления (стравить воздух из манометра), снять манометр.
2. Внешний осмотр.
А) Проверить комплектацию и правильность сборки акваланга (крепление редуктора, легочного автомата, хомуты, ремни и т. д), можно взять акваланг за ремни и легко встряхнуть.
Б) Подогнать ремни
3. Проверка на герметичность
А) Сухая.
При закрытых вентилях попытаться сделать вдох из легочного автомата. При этом проверяется герметичность мембраны, клапанов выдоха, соединений. Все исправно если вдох сделать не удается.
Б) Мокрая.
Открыть все вентиля. Легочный автомат поместить под баллон, и опустить баллон в воду. При наличии пузырьков воздуха из-под соединений, акваланг неисправен.
4. Проверка работы перепускного клапана (резерва).
Открыть вентиль основной подачи воздуха, используя кнопку принудительной подачи воздуха легочного автомата, стравить немного воздуха (примерно 20-30 сек.). Далее открыть вентиль резервной подачи воздуха. При этом вы должны услышать характерный шум перетекающего из баллона в баллон воздуха.
Данная проверка не определяет величину срабатывания перепускного клапана. Проведя все действия вы убеждаетесь, что у вас в акваланге исправный перепускной клапан и как следствие существует резерв.

Регулировки акваланга АВМ-5

1. Регулировка установочного давления редуктора
2. Регулировка срабатывания предохранительного клапана редуктора
3. Регулировка легочного автомата
4. Регулировка работы перепускного клапана (резерва)

Регулировка установочного давления редуктора (8-10 ати)

1. Замер величины установочного давления.
Отсоединить легочный автомат.
К шлангу присоединить контрольный манометр (0-16 ати).
Закрыть кран на контрольном манометре.
Открыть вентиль основной подачи воздуха.
Замерить давление (8-10 ати).
Закрыть вентиль основной подачи воздуха.
Открыть кран на контрольном манометре (стравить воздух)
2. Регулировка.
Открутить крышку редуктора (1) рис.4
Вытащить поршень (2) рис.4 . Для этого в отверстие с резьбой в верхней части поршня ввинтить съемник (или подобрать винт) и дернуть за съемник. Далее поршень легко можно вытащить. Пользоваться отверткой, и пытаться подцепить поршень за край - не рекомендуется.
Для увеличения установочного давления, необходимо сжать пружину редуктора (3) рис.4
Для уменьшения - пружину необходимо ослабить.

Выпускались два вида редукторов.
В первом случае для регулировки установочного давления необходимо под пружину (3), подкладывать или убирать специальные регулировочные шайбы.
Во втором случае необходимо перемешать регулировочную гайку (7) по резьбе втулки (8) рис.4.
И в том и в другом варианте смысл всех действий это сжать или разжать пружину (3)
Далее редуктор собирается и производится опять замер установочного давления.

Манипуляции по регулировке и замеру производятся до тех пор, пока значение установочного давления не будет равно 8-10ати.

Регулировка срабатывания предохранительного клапана (10-12 ати)

Все инструкции по эксплуатации аквалангов АВМ рекомендуют регулировку срабатывания предохранительного клапана проводить на ремонтно-контрольной установке (РКУ).
Предохранительный клапан навинчивается на специальный штуцер на РКУ. К клапану подается давление, и усилием сжатия пружины (11) рис.5 клапан настраивается на нужное давление.

На практике регулировку выполняют несколько иным способом.
1. Отрегулировать редуктор на установочное давление
2. Открутить контргайку на предохранительном клапане
3. Медленно вращая корпус клапана (12) рис.5 против часовой стрелки, добиться положения, при котором клапан начинает срабатывать.
4. Закрутить корпус клапана (12) на пол оборота по часовой стрелке, при этом клапан прекратит травить воздух.
5. Закрутить контргайку.

Таким образом, мы отрегулируем клапан на давление открытия, которое будет несколько больше установочного давления (на 0,5-2 ати)

Регулировка легочного автомата

В инструкции по эксплуатации акваланга написано, что легочный автомат не подлежит регулировке.
На практике регулировку легкости дыхания (сопротивления на вдохе) можно осуществлять подгибом рычага (5) рис.6. При подгибе рычага меняется расстояние между мембраной (4) и рычагом (5) рис.6 , чем больше расстояние, тем больше сопротивление при вдохе. Следует обратить внимание, что если легочный автомат отрегулирован правильно, то при помещении его в воду, загубником вверх будет произвольно выходить воздух. Если легочный автомат повернуть загубником вниз (как показано на рис.6),воздух перестает выходить.

Регулировка работы перепускного клапана (резерва)

1. Замер давления регулировки перепускного клапана.
При замере данной величины необходимо зарядить аппарат до давления не менее 80 ати.
Отвернуть редуктор и легочный автомат.
При закрытом вентиле резервной подачи воздуха, открыть вентиль основной подачи воздуха.
Стравить воздух.
Когда воздух перестанет выходить, прикрутить к штуцеру (вместо редуктора) контрольный манометр высокого давления (0-250 ати).
Закрыть кран на манометре.
Манометр должен показывать 0 ати.
Далее, открыть вентиль резервной подачи воздуха, и подождать пока давление в баллонах сравняется (будет слышан характерный шум перетекающего воздуха).
Давление, которое покажет манометр, будет соответствовать давлению резервного запаса воздуха.
Умножив, полученную величину на 2, получим давление срабатывания перепускного клапана.
Давление резервного запаса воздуха должно быть в пределах 20-30 ати, соответственно давление срабатывания перепускного клапана должно быть в пределах 40-60ати.
2. Регулировка
Если результаты замера покажут необходимость регулировки.
Стравить остатки воздуха из баллонов.
Ослабить хомуты
Ослабить накидные гайки переходника (можно использовать газовый ключ).
Раздвинуть баллоны и снять переходник (3)
В месте крепления переходника (3) к баллону с вентилями, откроется доступ к регулировочной гайке перепускного клапана.
Сжимая или разжимая пружину перепускного клапана, с помощью регулировочной гайки - изменить настройку. Если необходимо увеличить давление регулировки то сжать пружину (повернуть гайку по часовой стрелке), если уменьшить - разжать пружину.
3. Собрать баллон.
4. Зарядить до 80 ати.
5. Произвести замер.
6. Повторить регулировку если необходимо.

Уплотнительные кольца и смазка аппарата

Для обеспечения герметичности соединений, в аппарате используются резиновые уплотнительные кольца различных диаметров.
Для предотвращения "засыхания", кольца необходимо смазывать. Для смазки используется технический вазелин (ЦИАТИМ 221), или его заменители.
Смазываемое кольцо необходимо поместить в смазку, выдержать некоторое время (5-10 мин.), после этого очистить от излишков смазки и установить на место.
Кроме того в аппарате смазываются трущиеся детали редуктора (поршень). Наносится смазка и затем удаляются ее излишки.

Периодичность проверок аппарата.

Рабочая проверка - перед каждым спуском
Малая проверка (проверка всех регулировок, смазка уплотнительных колец) - перед началом сезона
Полная проверка (малая проверка + полная разборка и сборка) - при получении со склада, в случае сомнения в исправ ности, после длительного хранения

В состав снаряжения входит: дыхательный аппарат АВМ-1М, гидрокомбинезон (гидрокостюм), грузовой пояс и водолазный нож. При спусках в холодную воду применяется шерстяное водолазное белье.

Дыхательный аппарат АВМ-1М является автономным аппаратом легочно-автоматического действия с совмещенной двухступенчатой системой редуцирования воздуха.

Основными узлами аппарата ABM-1M (рис. 28) являются воздушные баллоны, дыхательный автомат и мундштучная коробка с загубникам и дыхательными трубками 4, 5, зарядный штуцер. Аппарат крепится на водолазе двумя плечевыми, поясным и брасовым ремнями.

Рис. 28:
а) - аппарат АВМ-1М:
1 - воздушные баллоны; 2 - плечевой ремень; 3 - дыхательный автомат; 4 - шланг выдоха; 5 - мундштучная коробка; ?- шлаЪг вдбха; 7-оголовье; - зарядный штуцер;9 - указатель минимального давления; 10 - поясной ремень; 11 - брасовый ремень; 12 - вентиль; 13 - пенопластовая вставка;
б) - дыхательный автомат ABM-IM в разрезе:
1 - верхний рычаг; 2 - корпус; 3 - мембрана автомата; 4 - крышка; 5 - клапан выдоха; 6 - нижний рычаг; 7 - клапан автомата; 8 - клапан редуктора; 9 - манометр; 10 - указатель минимального давления; 11 - рычаг редуктора; 12 - толкатель; 13 - предохранительный клапан; 14 - мембрана редуктора;
в) - положение частей дыхательного автомата в момент выдоха;
г) - положение частей дыхательного автомата в момент вдоха

Воздушные баллоны изготовляются из легированной стали, вес 7-7,7 кг. На верхней сферической части баллона выбиваются следующие данные: тип и номер баллона, дата испытания и дата последующих испытаний, служащие его паспортом при эксплуатации. В баллон на свинцовом глете ввернута пробка вместе с трубкой высокого давления, нижний конец которой сплющен, a в стенке имеются отверстия для прохода воздуха, что не позволяет попадать частицам окалины с внутренних стенок баллона в дыхательный автомат.

Система воздушных трубок высокого давления служит для соединения баллонов с дыхательным автоматом, зарядным штуцером и указателем минимального давления с манометром. На трубках установлен общий вентиль.

Дыхательный автомат (рис. 28, б) двухступенчатый, предназначен для понижения давления воздуха соответственно глубине погружения и подачи его в необходимом количестве водолазу.

Он состоит из корпуса и крышки, между которыми заключена мембрана. Крышка автомата имеет отверстия, поэтому с внешней стороны мембрана находится под давлением воды.

Автомат имеет две полости, изолированные друг от друга мембраной. В нижней полости - камере редуктора - размещены детали клапана редуктора, понижающего давления сжатого воздуха, поступающего из баллонов, с 150 кгс/см 2 до 5-7 кгс/см 2 . В верхней полости, называемой камерой вдоха, находятся детали клапана автомата, понижающего давление воздуха с 5-7 кгс/см 2 до давления окружающей среды. Автомат имеет предохранительный клапан, стравливающий воздух из камеры редуктора в окружающую среду, если давление в ней превысит 10-.16 кгс/см 2 .

Работа дыхательного автомата. При открытом вентиле воздух из баллонов через клапан редуктора поступает в камеру редуктора. По другому отводу он попадает к указателю минимального давления и манометру.

С увеличением давления в камере редуктора мембрана будет прогибаться в сторону камеры вдоха, поворачивая двуплечий рычаг по часовой стрелке. Давление в камере редуктора повышается до тех пор, пока двуплечий рычаг не прижмет клапан редуктора к седлу и закроет доступ воздуха. Установочное давление в камере редуктора в основном зависит от степени сжатия пружины редуктора, обычно оно равно 5-7 кгс/см 2 .

Когда водолаз делает вдох, в камере вдоха давление понижается, мембрана под действием внешнего давления прогибается внутрь корпуса и нажимает на рычали.

В свою очередь рычаг 6 давит на клапан 7 автомата, открывает его и пропускает воздух из камеры редуктора в камеру вдоха и дальше по шлангу вдоха к дыхательным органам водолаза. Понижение давления в камере редуктора вызывает прогибание мембраны. При этом открывается клапан, редуктора и из баллонов поступает новая порция воздуха. По прекращении вдоха давление в камере вдоха уравнивается с внешним, мембрана занимает первоначальное положение, и клапан автомата перекрывает доступ воздуха в верхнюю полость автомата. Выдыхаемый воздух по шлангу выдоха через лепестковый клапан 5 отводится в воду.

Указатель минимального давления с манометром применяется для контроля за давлением воздуха в баллонах и предупреждает водолаза об израсходовании рабочего запаса воздуха. Указатель минимального давления устроен и действует по такому же принципу, что и в кислородном аппарате.

Манометр аппарата, находясь в герметичном корпусе, имеет шкалу с тремя секторными прорезями и делениями от 0 до 200 кгс/см 2 .

Под шкалой находится подвижной диск с тремя секторами, покрытыми белой краской. Давление определяется по положению одного из белых секторов, появившегося в прорези шкалы.

Мундштучная коробка с загубником и дыхательными трубками соединяет водолаза с дыхательным автоматом, и клапаном выдоха. При помощи затылочных лямок загубник плотно удерживается во рту водолаза.

Зарядный штуцер служит для присоединения аппарата к компрессору при зарядке баллонов воздухом.

Он укрепляется на верхнем хомуте баллона и состоит из корпуса, невозвратного клапана, пружины, седла клапана, сетчатого фильтра, переходника, заглушки с прокладкой. Аппарат имеет зарядную трубку, контрольный манометр и тройник. Зарядную трубку используют при зарядке малолитражных баллонов, присоединяя ее одним концом к зарядному штуцеру аппарата,-а другим - к источнику воздуха. Контрольным манометром пользуются при проверке установочного давления и регулировке редуктора аппарата. Тройник предназначен для присоединения дыхательного аппарата к штуцеру шлема при спуске в гидрокомбинезоне.