«Тёмная ночь души» и духовное пробуждение. Темная ночь души. Роберто Ассаджиоли Философское значение темной ночи души

На пике духовного успеха часто случается нечто, чего мы меньше всего ждем. Обычно это бывает в возрасте от тридцати до пятидесяти лет. Последователи умножаются, люди получаю благословения, приходит признание. И вдруг случается нечто очень неприятное. Этот личный кризис многие называют темной ночью души. Уверенности, которая была у нас в прошлом, оказывается недостаточно. Мы ставим под вопрос все, чему когда-либо верили, все, что когда-либо делали. Мы ощущаем себя неудачниками. Нам кажется, что мы ничего не можем сделать как надо. Мы надломлены. Наш мир рушится. Вера, которая успешно поддерживала нас до сих пор, куда-то испаряется. Все наши ответы превращаются в вопросы. Бог либо скрывается из виду, либо вырывается из той удобной упаковки, в которой мы Его годами держали. Мы опускаемся на дно отчаяния, нам кажется, что все кончилось. Мы натыкаемся на глухую стену. Кажется, что идти дальше некуда. Духовный путь завел в тупик. Мы спасали других, но не можем спасти себя. Мы ощущаем полное одиночество и богооставленность.

В Библии много примеров этого феномена. Классический пример – это Иов, который ничем не заслужил того, что с ним случилась ужасная трагедия, и одновременно разразился внутренний кризис, породивший депрессию на грани самоубийства (Иов 3:1-26). Я вспоминаю Иону, чья пророческая карьера шла неплохо, пока его по повелению Божьему не поглотила большая рыба. Я вспоминаю об Илии, который после величайшего триумфа на горе Кармил внезапно погрузился в глубочайшее отчаяние (3 Цар. 19:3-4). Я думаю об Иисусе, которому только открылась Его славная миссия, но Он оказался на сорок дней в пустыне, искушаемый сатаной.

Кажется, что темная ночь души – это конец всех духовных чаяний и устремлений. Но это не так. На самом деле это приглашение к более глубоким отношениям с Богом. Она показывает, что все наши свершения, все добрые дела были в достаточной степени продиктованы нашими амбициями, эгоизмом или стремлением угодить окружающим. Мы обнаруживаем, что наше ясное видение цели было чужим видением, позаимствованным скорее у других людей и/или у церкви, чем данным Богом. Мы понимаем, что хотя Бог, которого мы знали раньше, был реальным, но теперь нам нужно снова познакомиться с Ним, как если бы мы никогда Его не знали.

Темная ночь души может быть вызвана разными причинами. Она может просто совпасть с периодом в жизни, который многие называют «кризисом среднего возраста». Он обычно случается с людьми между тридцатью и пятьюдесятью. Она может быть вызвана внешним событием, таким как непослушный ребенок, потеря работы, смерть близкого человека. Иногда она начинается с внутренней проблемы, такой как болезнь, или вскрытие старой эмоциональной раны, которая до этого момента казалась оставшейся в прошлом. Темная ночь души может просто наступить вследствие чувства, что Бог ушел из нашей жизни. Мы ищем Его и не можем найти.



Молодой психиатр однажды спросил меня: «А какая разница между темной ночью души и клинической депрессией?» Я согласился, что есть такое состояние, как клиническая депрессия, весьма мрачное состояние, вызванное нарушением химического баланса в организме или другими расстройствами. Но темная ночь души – это такая депрессия, которая приходит, как призыв от Бога углубить свои отношения с Ним. Она может сопровождаться клиническими симптомами депрессии, но также включает в себя такую важную составляющую, как духовный кризис.

Большинство духовных людей беспокоит это состояние. Они верили, что Божье присутствие должно успокаивать душу, укрощать страхи и приносить радость на жизненном пути. Темная ночь души кажется им поворотом не в ту сторону, признаком того, что они где-то сбились с духовного пути. У них есть искушение «побороть это», вернуться назад к предыдущему состоянию. Их «я» восстает и противится этому опыту. Они могут испытывать вину и стыд, ощущать, что они заслужили это переживание. Они могут заняться самобичеванием и в некотором смысле смаковать свое горе.

Духовные лидеры полагают, что темная ночь души – удел других, к ним это не имеет никакого отношения. От них ждут силы и уверенности в Боге. Им кажется, что они должны скрывать эти мрачные переживания от других и даже от самих себя. Они могут ощущать себя невероятно одинокими, как будто никто другой не переживал этого опыта раньше. Но, как бы себя ни чувствовал человек, это мрачное состояние является в действительности призывом Божьим. Это добрый знак. Это знак того, что Бог глубоко участвует в нашей жизни. Хотя сомнения могут быть отрицательным фактором для духовности, но темная ночь души – это сомнение, ведущее к более глубокой вере.



Невозможно скоротать темную ночь души, работая по 60 часов в неделю или пытаясь игнорировать ее. Эти болезненные чувства приходят в нашу жизнь с определенной целью. Бог использует эту горькую чашу, чтобы люди полностью испили ее и извлекли из нее необходимый урок. Самое лучшее лекарство от темной ночи души – это частое уединение, дающее возможность слышать голос Божий, понять, что Он говорит, думать и размышлять. Наставник высокого уровня может также оказать ценную помощь в этот период. Это должен быть человек, который пережил темную ночь души и пошел дальше, усвоив те уроки, что Бог желал преподать ему посредством нее.

Есть две опасности, о которых следует помнить возможным наставникам тех людей, кто переживает темную ночь души. Во-первых, у них есть искушение избежать этого опыта и вернуться назад на третью стадию. Там был успех, там все шло прекрасно. Там, казалось, Бог был близок. Есть искушение отвергнуть темную ночь души и вернуться туда, где вы были успешны. И это даже может хорошо получиться. Вы возвращаетесь к той деятельности, которой успешно занимались раньше. Вы делаете то же, что и раньше. И большинство людей, возможно, даже не заметят разницы в вашем служении. Проблема в том, что вы, глубоко внутри, будете знать, что Бог призывал вас, но вы сказали «нет». Человек становится таким, какого я называю «бесплодным деревом». Он плывет по волнам лидерства и успеха, но чего-то в нем не хватает. Он попался в ловушку успеха, а суть духовной жизни исчезла. Исходя из своего опыта обучения тысяч пасторов на протяжении многих лет я могу предположить, что 50-60% пасторов прошли такой путь и это, возможно, является одной из причин, по которой многие церкви мертвы духовно.

Приблизительно 25% духовных лидеров пошли в другом направлении. Они рассматривают темную ночь души, как переживание, ставящее под вопрос весь их духовный путь, которым они шли до этого. Они полагают, что эта темная ночь не есть призыв от Бога, но ее причина в том, что религиозное направление, к которому они присоединились на второй стадии, является ошибочным. Темная ночь души потрясает основания уверенности, свойственной второй и третьей стадиям. Все иллюзии могут рассеяться, и от уверенности не остается и следа. Обыкновенно, разрушение иллюзий – здоровый процесс. Но темная ночь души заканчивается отступлением, если человек оставляет все, во что верит и отвергает весь свой предыдущий духовный путь, ошибочно полагая, что другое религиозное течение лишено подобных духовных недостатков. Я не хочу сказать, что переход из одного религиозного течения в другое не может быть продуктивным. Просто такой переход должен быть продиктован верными причинами. Исходя из моего опыта, примерно четверть пасторов оставляют церковь, переживая темную ночь души. Не найдя подходящего наставника, они истолковывают этот призыв Божий как призыв сменить одну деноминацию на другую или вообще оставить всякую веру.

Примерно десять или пятнадцать процентов из идущих духовным путем остаются в церкви, усвоив уроки Божии, которые Он хотел им преподать, и переходят на четвертую

стадию. С помощью наставников высокого уровня (находящихся на стадии четыре и выше) они начинают все больше понимать, что все их служение было сосредоточено вокруг их самих. Они осознают, что все их духовные усилия до сего дня были продиктованы в большей степени их эгоизмом или ожиданиями других людей и церкви. В период темной ночи они учатся слышать призыв Божий отказаться от своего «я» и вступить с Богом в такие близкие отношения, о каких они раньше и не помышляли. Они учатся смотреть на себя так, как смотрит Бог и принимать тот факт, что они всего лишь люди и их возможности ограничены. Они начинают учиться прощать себя и других. Их любовь к себе становится глубже (так как они обнаруживают, насколько сильно их любит Бог) и вместе с этим растет их любовь к ближним. Раньше они все это знали на уровне разума, но теперь глубоко впитывают эти истины сердцем и вбирают их в себя, становясь все более цельными людьми.

Как можно послужить кому-либо, кто проходит через период темной ночи души? Это нужно делать очень терпеливо. Наставники высокого уровня очень ценны в этот период. Страдающие люди выплеснут на вас свою боль, разочарование, гнев и одиночество. Не предлагайте им ответов, как делали друзья Иова. Просто будьте рядом. Избегайте шоковой терапии, просто слушайте и сопереживайте их борьбе с болезненными воспоминаниями и горем. Поделитесь с ними опытом вашей темной ночи души (если вы не прошли через нее, возможно, вы не сможете им особо помочь). Убедите их, что то, через что они проходят – это нормальное явление в жизни с Богом. Поразмышляйте с ними над историями Илии, Иова, Петра и Иисуса. Пусть от вас исходит принятие, становясь знаком того, что Бог принимает их. Простите их, где необходимо, и побудите испытать прощение Божье. В большинстве случаев наступает день, когда ночная тьма рассеивается, и они могут идти вперед. Возможно, некоторым людям приходится переживать темную ночь души не однажды, чтобы достичь необходимого результата, но если они не сходят с пути, то смогут пойти дальше.

Тень смерти, страданий и мук ада чувствуется особенно остро, и это приходит из ощущения, что ты покинут Богом... и в душе возникает ужасное предчувствие, что так будет всегда... Душа видит себя в самом центре разнообразнейших форм зла, среди жалкого несовершенства, опустошенной, жаждущей понимания и брошенной во тьму .
Сан-Хуан де ля Крус, "Темная ночь души"

Неудачи - это не свидетельства иллюзорной слабости или несостоятельности, это катастрофа Эго. В этом и заключается их духовный смысл.

Станислав ГРОФ
ТЕМНАЯ НОЧЬ ДУШИ (отрывок)<


На следующих страницах будут описаны некоторые наиболее общие критические и вызывающие затруднения типы переживаний, которые выходят на поверхность из сложного и запутанного внутреннего мира личности во время процесса трансформации и которые нам знакомы как по собственному опыту, так и по сообщениям других людей. Мы надеемся, что не обескуражим читателя тем, что начнем сейчас разбираться в этих тяжелых переживаниях. Темная ночь души - это только один аспект духовного путешествия, и есть много других, гораздо более приятных.
Цель нашего исследования этой темы состоит, во-первых, в том, чтобы выразить необычную последовательность состояний во время процесса трансформации. Хотя существует много исключений, но большинству людей, переживающих духовный кризис, все-таки приходится погружаться в темные области и проходить через них, прежде чем они достигнут состояния свободы, света и умиротворения. Для тех, кто предпринимает такой путь, положительные ощущения часто представляются потом более значимыми и интенсивными по контрасту с теми тяжелыми переживаниями, с которыми приходилось сталкиваться ранее. Подобно тому, как восход солнца воспринимается особенно ярким и вселяющим надежду после длинной зимней ночи, так и радость кажется особенно сильной после боли.
Помня об этом, можно задать следующий вопрос: чем являются те темные области, через которые человеку, может быть, придется проходить? На что они похожи? И какого рода конфликты могут возникнуть там?
Для некоторых людей, находящихся в духовном кризисе - как в его драматических, так и в более мягких формах, - задача прожить еще один день, задача сохранить возможность действовать обычным образом может стать серьезным вызовом. Нормальная, кажущаяся простой деятельность, которая является частью повседневной жизни, может внезапно стать затруднительной или вызывающей депрессию. Часто индивиды, находящиеся в кризисе, наполнены внутренними переживаниями, которые настолько насыщены эмоциями, мощью и энергетической силой, что бывает трудно отделить живые и яркие образы внутреннего мира от событий внешней реальности. В таких ситуациях часто бывает сложно поддерживать концентрацию внимания, и это может вызывать большие затруднения у людей, переживающих кризис. Причиной паники могут стать и быстрые, частые перемены состояний сознания. Неспособные функционировать своим обычным образом, люди в такой ситуации чувствуют свое бессилие, неэффективность и вину.
Одна женщина так описывала свои проблемы: "Я могла видеть и понимать, что есть дела, которые нужно сделать по дому, но у меня было такое чувство, что существует некая стена между мной и этими делами, которые раньше я выполняла без всяких усилий. Я помнила, что мне нужно выйти, чтобы сделать кое-какую работу в саду, и знала, что эта деятельность может быть полезной. Однако у меня возникало такое чувство, что если я уйду так далеко, то могу взорваться. На всех тех артистических и творческих проектах, которые меня так радовали раньше, сейчас было слишком трудно сфокусироваться. И даже игра с моими детьми казалась мне слишком сложной задачей. Единственное, что я могла делать в это время, это кое-как заботиться о себе".
Среди наиболее тяжелых и беспокоящих состояний, с которыми обычно приходится сталкиваться человеку, переживающему духовный кризис, можно назвать чувство страха, ощущение собственного безумия и озабоченность смертью. Хотя эти состояния часто являются неизбежными, необходимыми и центральными частями целительного процесса, они могут становиться пугающими и преобладающими, в особенности когда отсутствует поддержка со стороны других людей.
Из раскрывающихся врат бессознательного на поверхность вырывается большое разнообразие подавленных эмоций и воспоминаний. Когда человек сталкивается со специфическими воспоминаниями или переживаниями из личностных либо надличностных, трансперсональных, областей, у него могут появляться переживания, связанные со страхом, одиночеством, безумием и смертью. У человека могут оживать воспоминания о пережитых тяжелых болезнях, угрожающих жизни случаях или о других беспокоящих событиях из младенчества и детства. Также может быть заново пережито биологическое рождение со всеми его сложными, хаотическими и динамическими проявлениями.
Человек может также столкнуться с переживаниями страха, одиночества, безумия или смерти во время трансперсональных состояний, возникающих из коллективного бессознательного или даже из областей вселенского масштаба. Трансперсональные области содержат в себе как светлые, так и темные элементы; страх могут вызывать и те и другие, "позитивные" и "негативные". Кто-то может бороться с чудовищным мифологическим демоном или пережить заново битву, бывшую в другой эпохе, - чувство тревоги и страха в таких ситуациях неизбежны. Тот факт, что чувство страха иногда возникает и тогда, когда индивид движется в области света и красоты, может озадачить. В следующей главе мы обсудим тот вызов, который содержится в "позитивных" реальностях.
Многие люди проводят годы с ощущением, что их привычный мир Хорошо организован и что они имеют полную власть над своей жизнью. Когда они открывают, что отнюдь не полностью контролируют траекторию своего бытия, то могут переживать чувство чрезвычайной свободы. Но бывает, что люди пугаются этого, особенно если они полностью отождествляют себя со своим исполненным постоянных нагрузок образом жизни. Они будут спрашивать самих себя: "Если не я контролирую свою жизнь, то тогда кто же? И является ли он, она или оно - то, что управляет моей жизнью, - вполне заслуживающим доверия? Могу ли я отдать себя некой неведомой силе и знать, что эта сила позаботится обо мне?"
Сталкиваясь со страхом утраты контроля, ум и "эго" становятся очень изощренными в своих усилиях зацепиться за что-либо; люди, находящиеся в таких ситуациях, могут создавать сложные системы опровержения, убеждая самих себя, что тот образ жизни, который они ведут, совершенно замечателен и что нет никакой необходимости в каких-либо изменениях, либо что те изменения, которые они ощущают, просто иллюзорны. Эти люди могут пытаться интеллектуально интерпретировать те состояния ума, которые они переживают, создавая утонченные теории для того, чтобы объяснить их. Или же они могут пытаться просто избегать этих состояний вообще. Иногда само чувство беспокойства становится защитой: когда человек цепляется за свое чувство страха, это может вполне успешно предохранять его от слишком быстрого роста.
Существует другая форма утраты контроля, далеко не столь постепенная и более драматичная. Находясь в духовном кризисе, человек может почувствовать себя переполненным мощными эпизодами переживаний, во время которых он полностью утрачивает контроль над своим поведением. В таких ситуациях индивид может взорваться от гнева, заливаться слезами, сильно дрожать или пронзительно кричать - так, как никогда раньше этого не делал. Такое беспрепятственное освобождение эмоций может быть чрезвычайно освобождающим, но, прежде чем оно произойдет, человек может пережить чрезвычайно сильный страх перед силой своих чувств и сопротивление этой силе. После такого взрыва индивид чувствует себя испуганным и стыдится того, что позволил проявиться своей экспрессии с такой силой.

ОДИНОЧЕСТВО.

Одиночество - еще один неотъемлемый компонент духовного кризиса. Оно может переживаться в - широком диапазоне - от смутного и неопределенного чувства своем отделенности от других людей и от мира до глубокого и полного поглощения экзистенциальным отчуждением. Некоторые из ощущений внутренней изоляции связаны с тем, что люди во время переживания духовного кризиса сталкиваются лицом к лицу с необычными состояниями сознания, которые отличаются от повседневных переживаний их друзей и членов семьи, и они никогда не слышали, чтобы кто-то описывал что-либо подобное. Однако экзистенциальное одиночество кажется чем-то таким, что имеет очень мало общего с какими-либо личностными или иными внешними влияниями.
Многие люди, переживающие процесс трансформации, чувствуют свою изоляцию от других из-за самой природы тех переживаний, с которыми сталкиваются. Поскольку внутренний мир становится в это время более активным, то человек чувствует потребность временно отвлечься от повседневной деятельности, будучи озабоченным своими интенсивными чувствами, мыслями и внутренними процессами. Значимость отношений с другими людьми может угаснуть, и человек может даже чувствовать нарушение связей с привычным для него ощущением того, кем он является. Когда это происходит, человек переживает полностью поглощающее его чувство отделенности от самого себя, от других людей и от окружающего мира. Для тех, кто находится в таком состоянии, недоступны обычное человеческое тепло и поддержка.
Молодой учитель рассказывал нам о чувстве одиночества, пережитого им во время духовного кризиса: "Хотя я привычно ложился ночью в постель с женой, я чувствовал полное и безусловное одиночество. На протяжении моего кризиса жена оказывала мне большую помощь и пыталась создать для меня комфортные условия. Но во время периода, когда я чувствовал одиночество, все, что бы она ни делала, не помогало мне - ни ласковые объятия, ни любая степень поддержки".
Мы часто слышали, как индивиды, переживающие духовный кризис, говорили: "Никто не проходил через это раньше. Я - единственный, кто чувствует это!" Такие люди не только ощущают, что этот процесс уникален и неповторим для них, но и убеждены в том, что никто в истории не переживал ничего подобного. Может быть, именно потому они так убеждены в специфичности своих переживаний, что только некий, вызывающий доверие терапевт или учитель, способен им симпатизировать и помогать. Сильные эмоции и незнакомые ощущения у таких людей иногда настолько далеко уводят их от предыдущего существования, что они легко могут предположить, что они ненормальны. Они чувствуют, что с ними творится нечто-то неладное и что никто не может понять их. Если такие люди обращаются к тем психотерапевтам, которые мистифицируют их, то чувство интенсивной изоляции у них только возрастает.
Во время экзистенциального кризиса человек чувствует свою оторванность от своей глубинной сущности, от высшей силы, от Бога - а человек, как бы то ни было, зависит именно от того нечто, которое находится за пределами его индивидуальных ресурсов и обеспечивает его силой и вдохновением. Результатом этого является наиболее опустошительный вид одиночества, тотальное и полное экзистенциальное отчуждение, которое проникает во все бытие человека. Это было выражено в словах одной женщины, переживавшей духовный кризис: "Я была окружена огромным одиночеством. У меня было такое чувство, что каждая клетка моего существа находилась в состоянии полнейшего одиночества. Я представляла себя стоящей на скале, пронизываемой ветром и смотрящей в черное небо, томящейся по чувству единства с Богом, но передо мной была только чернота. Это было нечто большее, чем человеческая покинутость; это чувство было тотальным".
Это глубокое чувство изолированности может приходить ко многим людям, вне зависимости от их личной истории, и это часто является главным компонентом духовной трансформации. Ирина Твиди, женщина из России, обучавшаяся у суфийского мастера в Индии, писала в своей книге "Огненная бездна":
"Великая отделенность была здесь... странное, особенное чувство полного одиночества... его нельзя было сравнить ни с одним из тех состояний одиночества, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Все казалось темным и безжизненным. Нигде, ни в чем не было ни смысла, ни цели. Не было Бога, которому можно было бы молиться. Не было надежды. Не было вообще ничего".
Это чувство предельной изоляции было выражено в одинокой молитве Иисуса, распятого на кресте: "Мой Бог, почему Ты покинул Меня?" Люди, оказавшиеся в таком состоянии, пытаясь объяснить степень своего фундаментального чувства, часто приводят пример Христа в этот самый тяжелый момент его жизни. Они не могут найти никакой связи с Божественным, и вместо этого вынуждены терпеть болезненное чувство отверженности Богом. Даже когда такой человек окружен любовью и поддержкой, он может быть наполнен глубоким и мучительным одиночеством. Когда человек нисходит в бездну экзистенциального отчуждения, то человеческое тепло, сколь бы большим оно ни было, ничего не способно изменить.
Те, кто сталкивается с экзистенциальным кризисом, не только чувствуют свою изолированность, но чувствуют и свою совершенную незначительность, подобно бесполезным пылинкам в огромном космосе. Вся Вселенная кажется абсурдной и бессмысленной, а любая человеческая деятельность кажется тривиальной. Эти люди могут воспринимать все человечество как погруженное в ничтожное, подобное мышиной возне существование, не имеющее ни пользы, ни смысла. Когда эти люди находятся в таком состоянии, им кажется, что не существует никакого космического порядка, и у них отсутствует всякий контакт с духовной силой. Им кажется, что нет никакого выхода из их ничтожного состояния.

ИЗОЛИРУЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Человек во время духовного кризиса может пытаться на некоторое время быть "иным". В нашей культуре установившихся норм и жесткого расчета человек, который начинает внутренне изменяться, может показаться не вполне здоровым. Он может однажды проявить свое состояние, начав на работе или за обеденным столом рассказывать о своих новых идеях или открытиях - например, о своих ощущениях, связанных со смертью, или задавать вопросы о своем рождении; может заговорить о воспоминаниях, связанных с долго скрываемыми подробностями семейной истории; о необычных перспективах решения мировых проблем или о фундаментальной природе Вселенной.
Отвлеченность этих проблем и та настойчивость, с которой человек говорит о них, могут привести к тому, что коллеги, друзья и члены семьи начнут испытывать отчуждение от него, что только усилит уже и без того возникшее чувство одиночества. У человека могут измениться интересы и ценности, и он может больше не захотеть участвовать в какой-либо деятельности. Или же его, например, может больше не привлекать идея провести вечер с друзьями за бутылкой, что приведет к тому, что он может произвести на других неприятное впечатление.
Люди, находящиеся в такой ситуации, испытывают весьма необычные чувства, связанные с самой природой тех переживаний, через которые проходят. Они могут чувствовать себя растущими и изменяющимися в отличие от всего остального мира, настолько застывшего в неподвижности, что никто не может последовать за ними. Или же эти люди могут увлечься такой деятельностью, которую не поддерживают их близкие. У человека может внезапно проявиться интерес к молитве, к медитации, к некоторым эзотерическим системам, таким, как астрология или алхимия, что будет казаться "странным" для семьи и друзей и только усилит их желание отвернуться от такого человека.
Люди, находящиеся в трансформативном процессе, могут резко изменить свой внешний вид. Они могут обрить голову или, наоборот, отращивать волосы; могут выражать привязанность к одежде, явно отличающейся от нормы. Ряд примеров этого можно найти в психоделической культуре шестидесятых и семидесятых, когда многие имели духовные инсайты, но не стали выражать их способами, приемлемыми для общества, а предпочли направить эти инсайты на формирование отдельной "контркультуры", с характерными для нее экспрессивной одеждой, украшениями, длинными волосами и даже ярко раскрашенными автомобилями.
Другие примеры можно найти в различных религиозных группах. Посвященные в дзен-буддизм могут обрить голову и жить в демонстративной простоте.
Последователи гуру Раджниша не только носят одежду определенного цвета, но и надевают четки с портретом учителя посередине, называемые мала, меняя свои обычные имена на имена в индийском стиле. Последователи ортодоксального иудаизма часто носят ермолки и длинные бороды, ведя строго религиозный образ жизни. Те, кто причисляет себя к сообществу последователей духовной практики, будут проявлять терпимость к подобным формам поведения или даже поощрять их. Однако те, кто принимает внезапно решение следовать таким явно экспрессивным формам поведения, на некоторое время окажутся в ситуации, когда будут лишены всякой поддержки, и могут чувствовать еще большую изоляцию.
Для многих из тех, кто переживает духовный кризис, трансформация происходит без таких резких внешних проявлений своего отчуждения. Но бывают и очевидные изменения в поведении. Для некоторых такие новые способы поведения - это временный этап духовного развития, а для иных они могут стать постоянной частью их нового образа жизни.

ПЕРЕЖИВАНИЕ СОСТОЯНИЯ "БЕЗУМИЯ"

Во время духовного кризиса роль логического ума часто ослабевает и многоцветный, богатый мир интуиции, вдохновения и воображения начинает преобладать. Здравый смысл становится ограничивающим фактором, и подлинные откровения начинают приходить из чего-то такого, что находится за пределами интеллекта. Для некоторых индивидов эти путешествия в области визионерского опыта могут быть спонтанными, возбуждающими и творческими. Но чаще все это, явно связанное не с теми состояниями, которые считаются нормальными, приводит многих людей к выводу о том, что они сходят с ума.
Ослабление рациональности - естественная часть духовного развития - часто приводит к исчезновению старых ограничений традиционного мышления, и это иногда может служить предзнаменованием появления нового, более широкого понимания и большего вдохновения. При этом то, что исчезает, на самом деле является отнюдь не способностью здраво рассуждать - хотя иногда может оказаться и такое, - а лишь теми ограничениями в познании, которые держат человека в состоянии зажатости и неспособности к изменениям.
В то время, когда это происходит, последовательное мышление кажется иногда невозможным, и человек испытывает ментальную озабоченность тем, что его сознательный ум подвергается напору высвобождающегося из бессознательного. Неожиданно могут возникать странные и беспокоящие эмоции, и рациональность, когда-то бывшая такой привычной, оказывается бесполезной в попытках объяснения происходящего. Этот момент в духовном развитии может быть очень пугающим. Однако если индивид действительно вовлечен в процесс самораскрытия, то все эти беспокойства скоро пройдут, а сам этот момент может оказаться очень важным этапом трансформации.
Некоторые духовные традиции предлагают альтернативное видение "безумия" такого рода. "Священное безумие", или "божественное безумие" известно и признается различными духовными учениями, и оно считается ими отличающимся от обычного сумасшествия, воспринимаясь как форма опьянения Божественным, которое дает человеку чрезвычайные способности и духовные наставления. В таких традициях, как суфизм и культура индейцев Америки, сакральные фигуры дураков, или шутов, являются воплощением этого состояния. Почитаемые провидцы, пророки и мистики часто описываются как вдохновленные именно таким безумием.
Божественное безумие было описано греческим философом Платоном как дар богов:
"Величайшее благословение приходит через безумие, таи, как будто безумие и в самом деле послание небес. Это в состоянии безумия прорицательницы в Дельфах и жрицы Додоны достигали того, за что им благодарны в Греции и государства, и отдельные люди. Когда эти прорицатели находятся в здравом уме, они могут очень мало или даже вообще ничего... поэтому безумие и является божественным даром, приходящим по милости богов".
В культуре, существующей на острове Окинава, такое состояние называется камидари. Это тот период, во время которого дух человека страдает, время испытаний, когда человек не может действовать рационально. Сообщество поддерживает таких индивидов, признавая, что их необычное состояние - признак близости к Богу. Кроме того, этот человек почитается как имеющий божественную миссию - может быть, миссию целителя или учителя.

СТОЛКНОВЕНИЕ С СИМВОЛИЧЕСКОЙ СМЕРТЬЮ

Конфронтация с проявлениями смерти - центральная часть процесса трансформации и объединяющий компонент большинства духовных кризисов. Это часть мощного цикла смерти-возрождения, в котором то, что действительно умирает, является старым способом бытия, тормозившим рост индивида. С этой точки зрения каждый в той или иной форме умирает много раз на протяжении своей жизни. Во многих традициях сама идея "умирания до смерти" принципиально важна для духовного развития. Уяснение того, что смерть - часть непрерывной последовательности жизни, освобождает человека от страха смерти и открывает перед ним возможность переживания бессмертия.
В XVII веке христианский монах Абрахам из Санта-Клары писал: "Человек, который умер еще до своей смерти, во время смерти не умирает".
Описание встречи со своей собственной смертью дано в книге "Игра сознания" Свами Муктананды. Он ярко описывает не только опыт умирания, но и движение к возрождению:
"Меня ужасала смерть. Моя прана (дыхание, жизненная сила) прекращала свое движение. Мой ум не мог больше функционировать. Я чувствовал, как моя прана уходит из тела... Я утрачивал все силы моего тела. Подобно умирающему, рот которого открывается, а руки вытягиваются, я издал странный звук и упал на пол... Я полностью потерял сознание.Я пришел в себя примерно через полтора часа, и мне казалось забавным говорить самому себе: "Я не так давно умер, но я опять жив!" Я встал, чувствуя глубокий покой, любовь и радость. Я осознавал, что пережил смерть... Теперь я знал, что значит умереть, и смерть перестала быть страшной для меня. Я стал полностью бесстрашным".
Встреча со смертью может проявляться в различных формах. Одна из них - это конфронтация со своей собственной смертностью. Тот, кто избегает тем, связанных со смертью, будет скорее всего иметь трудности в приобретении глубокого внутреннего опыта, который показывает человеку, что его жизнь является преходящей и что смерть неизбежна. Многие люди бессознательно сохраняют детское представление о том, что они бессмертны, и когда сталкиваются с трагедиями жизни, отвергают их с обычным утверждением: "Это случается с другими людьми. Со мной этого не произойдет".
Когда духовный кризис приводит таких людей к сущностному пониманию их смертности, они начинают испытывать чрезвычайное сопротивление. Они будут делать все, что угодно, лишь бы избежать того, что их пугает: возможно, будут пытаться приостановить происходящий с ними процесс с помощью усердной работы, чрезмерной общительности, кратких и случайных отношений или с помощью принятия подавляющих лекарств или алкоголя. В беседах они могут избегать темы смерти или пытаться осмеивать ее, переходя на относительно более безопасные темы разговора. Иные могут вдруг резко осознать процесс старения, как своего собственного, так и других людей, близких к ним.
Некоторые приходят к неожиданному осознанию непрочности жизни, как в случае, который описывает один пациент, учитель по профессии: "Некоторое время я с несерьезностью относился к идее своей собственной смертности. Мне были знакомы кое-какие идеи христианства и буддизма о непрерывности всего существующего, но я никогда не принимал это, как что-то, относящееся непосредственно ко мне. Потом настал день, когда взорвался космический корабль "Челленджер". Я наблюдал это по телевизору и видел, как семь астронавтов помахали на прощание рукой и поднялись в космический корабль, который стал их смертельной ловушкой. У них не было возможности узнать, что это последние минуты их жизни. В это мгновение все они были уверены в своей жизни, которая скоро оборвалась. Наблюдая эту ужасную драму, я как будто сам переживал ее. Правду писали философы: наша жизнь эфемерна, и все мы в действительности имеем только мгновение настоящего. Ни прошлого, ни будущего - только настоящее".
Такое открытие может опустошить людей, не склонных или не готовых столкнуться со своим страхом смерти, но оно же может стать освобождающим для тех, кто готов принять факт своей смертности, так как полное принятие смерти может освободить их для того, чтобы наслаждаться каждым мгновением жизни.
Другой тип таких переживаний - смерть ограниченного образа мысли или образа жизни. Когда человек начинает изменяться, он может найти необходимым отбросить некоторые ограничения, которые препятствуют его росту. Иногда это происходит почти по своей воле, посредством весьма регулярной терапии или духовной практики, которая вынуждает человека сознательно освободиться от старых ограничений. Бывает, что это вообще происходит само собой, как естественная часть развития этого человека.
Однако для многих людей, переживающих духовный кризис, этот процесс является быстрым и неожиданным. Внезапно они чувствуют, что их комфорт и безопасность исчезают, как будто они получили некий толчок в неизвестном направлении. Знакомые способы бытия не кажутся больше подходящими и сменяются новыми. Индивид, с которым происходит такая перемена, чувствует себя неспособным зацепиться за какие-либо проявления жизни, испытывает страх и не может вернуться к старому поведению и старым интересам. Человек может чувствовать, что все, чем он когда-то был, к чему проявлял внимание, сейчас умирает. И этот процесс необратим. Таким образом, человек может быть поглощен огромной тоской по своей умирающей старой сущности.
Состояние освобождения от различных ролей, отношений, от мира и от самого себя - еще одна форма символической смерти. Это хорошо известно различным духовным системам как первейшая цель внутреннего развития. Такое освобождение от старого является необходимым в жизни событием, и оно естественно происходит в момент смерти - в то время, когда каждое человеческое существо полностью понимает, что мы не сможем унести с собой те материальные вещи, которые нам принадлежат, наши земные роли и все наши отношения с тем миром, который покидаем. Практика медитации и другие формы самоисследования приводят искателей к столкновению с этими переживаниями еще до того, как наступает момент физической смерти. Такие переживания дают людям свободу для того, чтобы они могли полнее радоваться всему, что имеют в жизни.
Поэт Т.С. Эллиот писал:

Стремясь обладать тем, чем ты не обладаешь,
Ты должен будешь идти по пути освобождения от обладания.
В стремлении туда, где тебя нет,
Ты должен будешь пройти по тому пути, на котором тебя еще нет.

В буддизме привязанность или пристрастие к проявлениям материального мира считается корнем всех страданий, а отказ от этой привязанности - ключ к духовному освобождению. Подобная идея есть и в других традициях, и ее же выражал Патанджали в Йога-Сутрах: "Отсутствием всякого потворствования себе в тот момент, когда семена привязанности к страданиям разрушены, достигается чистое бытие".
Более или менее радикальная отрешенность регулярно возникает во время процесса духовного кризиса, и если это происходит, оно может приводить к усилению стресса и замешательства. Когда человек начинает изменяться, его отношение к любимым людям, к деятельности, к привычным ролям в жизни тоже начинает меняться. Мужчина, полагающий, что его семья принадлежит ему, вдруг обнаруживает, что привязанность к жене и детям лишь приносит ему большую боль. Он может также получить прозрение, что единственной постоянной вещью в жизни являются изменения и что он, возможно, будет утрачивать все то, что, как он думал, принадлежит ему.
Открытия такого рода могут привести к осознанию того, что смерть в конечном счете уравнивает всех, и даже если человек отрицает ее реальность в своей жизни, все равно когда-то нужно будет отдать ей дань. Во время прохождения через эти переживания, индивидам приходится подвергаться болезненному состоянию, неспособности заниматься повседневными делами, к которым они привязаны, что, как им кажется, увековечивает их страдания. Процесс отрешения от привязанностей сам по себе - форма смерти, смерти привязанностей. В некоторых людях этот импульс к отрешенности весьма силен, они начинают бояться, что таким образом они действительно готовятся к нависшей над ними смерти.
У индивидов на этой стадии духовного самопроявления часто возникает неправильное представление, что завершение изменений, происходящих с ними, будет означать полный отход от значимых в их повседневной жизни связей, и это приведет к смешению этой новой потребности во внутренней отрешенности к внешними проявлениями отстраненности. Такие люди могут испытывать настоятельную внутреннюю потребность в освобождении от всех ограничивающих их условий, и если у них нет откровения, что этот процесс отрешения может завершиться полностью на внутреннем уровне, они ошибочно начинают переносить это в свою повседневную жизнь. В шестидесятые годы и в начале семидесятых многие из тех людей, которые достигли этой стадии с помощью экспериментов с изменяющими сознание техниками и психотропными веществами, также проявляли это во внешних формах поведения, действительно оставляя свою семью и социальные роли, создавая, таким образом, контркультуру, пытавшуюся воплотить в себе их новооткрытое понимание.
На одном из наших семинаров присутствовал юрист, который достиг такого же критического момента во время своего духовного путешествия и, обращаясь к нам, с отчаянием спросил: "Означает ли это, что я должен оставить все, для чего я трудился все это время? Я люблю свою семью и свою работу. Я женат уже двадцать лет и очень привязан к своей жене. Моя юридическая практика процветает, мне нравится заниматься тем, что я делаю. Но все внутри меня говорит мне, что я должен прийти к тому, чтобы бросить все это. Может быть, я близок к смерти? Что мне делать?"
После обсуждения этого он признал, что нет необходимости отказываться от своего вполне неплохого и продуктивного образа жизни и что процесс его духовного раскрытия отнюдь не ведет его к физической смерти. Наоборот, он достиг обычной и вполне естественной стадии отрешенности, на которой у него появилась потребность отказаться от эмоциональной привязанности к некоторым важным элементам своей жизни. Он оказался способным понять, что все то, чему нужно умереть на этой стадии, - это лишь его ограниченное, делающее его самого зажатым отношение к привычным для него ролям, и что внутреннее отбрасывание их может в высшей мере освободить его для того, чтобы он функционировал более эффективно.
Важным путем переживания символической смерти во время трансформации является смерть "эго". Во время процесса духовного самопроявления человек движется от относительно ограниченного способа бытия к новым, более широким условиям. Иногда для полноты этого сдвига необходимо, чтобы старые формы существования "умерли", открыв путь для проявления нового "я" человека; "эго" должно быть разрушено, прежде чем станет возможным новое, более широкое "я". Это и называется смертью "эго". На самом деле это не смерть того "эго", которое необходимо для функционирования в повседневной реальности; это смерть старых структур личности и малоэффективных способов бытия в мире, что необходимо для достижения более счастливого и более свободного существования.
Ананда К. Кумарасвами писал об этом: "Нет такого существа, которое могло бы достичь высшего уровня бытия без прекращения своего обычного существования".
Смерть "эго" может происходить постепенно, на протяжении длительного периода времени, а может случиться внезапно и с огромной силой. Хотя это один из наиболее полезных и наиболее целительных моментов в духовной эволюции, он может восприниматься как катастрофа. На протяжении этой стадии процесс умирания может иногда быть очень реалистическим, как будто это уже не символическое переживание, а настоящая биологическая катастрофа. Как правило, человек при этом пока еще не может увидеть находящееся по другую сторону того, что воспринимается как тотальное разрушение "эго" и что является более широким, всеобъемлющим чувством своей подлинной сущности. Следующие строки из "Феникса" Д. Лоуренса отражают природу этого опустошающего, но трансформирующего процесса:

Желаешь ли ты быть выжатой губкой,
очищенным до предела, вычеркнутым из жизни,
ставшим ничем?
Желаешь ли ты быть ставшим ничем?
Погрузившимся в забвение?
Если нет, то ты не желаешь по-настоящему измениться.

Когда люди погружаются в процесс смерти "эго", они часто чувствуют себя настолько переполненными этими переживаниями и опустошенными, что все, что они есть или чем они были, кажется им сжавшимся в точку без всякой надежды на какое-либо обновление. В то время как все отождествления у этих индивидов разрушаются, они утрачивают свою уверенность в своем месте в этом мире, в том, что они действительно являются родителями, работниками и вообще эффективно действующими человеческими существами. Старые интересы оказываются неуместными, этические убеждения изменяются, друзья уходят, и сам человек утрачивает уверенность в том, что может эффективно функционировать в повседневной жизни. Во внутреннем мире они могут переживать постепенную утрату идентичности и ощущать, что их сущность на физическом, эмоциональном и духовном уровнях разрушена неожиданной силой. Такие люди могут чувствовать, что они на самом деле умирают, внезапно сталкиваясь при этом со своим глубочайшим страхом.
С помощью терапии, духовной практики и других форм самоисследования появляется возможность завершить символический процесс умирания на внутреннем уровне. Человек может умереть внутренне, оставаясь при этом живым и здоровым.

Радостей исток лежит в краю печалей.

Р.М.Рильке

Тень смерти, страданий и мук ада чувствуется особенно остро, и это приходит из ощущения, что ты покинут Богом... и в душе возникает ужасное предчувствие, что так будет всегда... Душа видит себя в самом центре разнообразнейших форм зла, среди жалкого несовершенства, опустошенной, жаждущей понимания и брошенной во тьму.

Сан-Хуан де ля Крус, «Темная ночь души»

"Когда процесс трансформации достигает высшей точки, решающий, последний его этап нередко сопровождается сильными страданиями и внутренней омраченностью. Христианские мистики называли это состояние "Темная Ночь Души". Внешне оно напоминает болезнь, которую психиатры называют депрессивным психозом или меланхолией. Ее признаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния; выраженное чувство собственной недостойности; острое самоосуждение - совершенно безнадежен и проклят; угнетающее чувство парализованности ума, утрата силы воли и самоконтроля, сопротивление и торможение по отношению к любым действиям. Некоторые из этих симптомов могут появляться в менее выраженной форме и на предшествующих стадиях, не достигая, однако, напряженности "темной ночи души"

Мистики прошлого века видели в ней путь к «чистому видению»: «Потому что путь страдания намного надежнее, чем путь радости». Они рассматривали горечь депрессии, как средство оставить мир позади себя и пробиться к сияющему равновесию и гармонии. Это потрясение подобно «вратам великого отчаяния, вратам, открывающим путь к новому бытию». Депрессия или «темная ночь» - это одновременно уничтожение и возрождение.

*Я убежден в том, что человек, не вкусивший горечи отчаяния, еще не познал значения жизни*.

Серен Кьеркегор

Парадоксально, что наряду с восторгом осознания нашей божественной связи, могут возникать сильные чувства депрессии, безумия, безнадежности и одиночества, которые могут длиться в течение нескольких месяцев или лет подряд. Все это происходит, когда мы проходим через это очищение и наше Эго начинает терять свое влияние на нас.

Темная ночь является частью духовного пути. Она переносит нас в скрытые доселе области нашей природы и может выплеснуть на поверхность многие наши недостатки. Тогда их присутствие может быть осознано и позволит очистить от них нашу личность. Все это может быть весьма болезненным и держать человека в состоянии эмоционального сбоя и беспомощности. Жизнь в повседневной реальности, как правило, может стать очень трудной и сложной задачей. Рушатся надежды и планы, и это еще больше погружает в депрессию, но в то же время человек обретает свободу - да, возможно ему не дано оказаться в том единственном спланированном им будущем.

Но если он найдет смелость посмотреть вокруг, то увидит, что у него гораздо больше возможностей. И вполне вероятно, что запланированный путь - не самый лучший путь для его Души. И хорошо бы это было время для раздумий и созерцаний, но чаще всего искаженное депрессивное мышление, постоянно гоняющее по кругу мысли о безысходности, о собственной никчемности, не позволяет реально оценить обстановку. Естественно, для того, чтобы начать что-то новое, необходимы силы, и для этого депрессия должна пройти. Приходится ждать. Иногда очень долго…

*Ибо когда я немощен, тогда я силен.* Апостол Павел

В эту Новую Эру, когда приходящие озарения и способность общаться с Духом превращаются едва ли не в будничное явление, Темная Ночь часто проявляется в исчезновении этих привычных явлений.

Когда, повинуясь высоким законам Духа, Великие Учителя - источники духовной помощи - удаляются, то оставляют благоухающий след, который очень быстро сменяется стеной непроницаемого мрака. Разве может что-нибудь заменить такую близость и взаимную любовь Духа и к Духу? И очень быстро возникает мысль, что так легко отклонить можно только то, что не достойно любви. И начинается мучение.

Похоже, что, когда разыгрывается эта неизбежная драма, духовно начитанные и образованные люди и те, кто одну или две жизни просидел у ног учителя, особо резко реагируют на этот естественный закон, набрасываясь на других или раня самих себя. Те, кто считает себя самыми невинными и чистыми в своих мыслях и делах, переносят Ночь иначе. Эти добровольные изгнанники в нескончаемую муку вынуждены видеть постоянную череду не самых достойных людей, получающих вознаграждение за любую мелочь. Им, кто, по их собственному мнению, больше других заслуживает любви Божией и счастья, кажется, будто они стоят на последнем месте — забытые, обойденные и оставленные.

Лишившиеся дара речи от такого оборота дел и не в силах совладать с собой, они начинают плохо думать и говорить о щедрости по отношению к другим и об их благополучии. Подавленные собственным невезеньем, они почти каждый день видят дурные знаки и сталкиваются с неприятностями. Кажется, чем больше добрых дел они совершают, тем больше погружаются во тьму, из которой не видят выхода.

Хотя этот путь труден и не внушает уверенности, Темная Ночь все же имеет свою ценность для души. Во время Темной Ночи душа очищает себя, сознавая собственные недостатки Пока путь широк, можно подражать посвященному, но когда он в конечном счете сузится, то лишь истинно устремленные смогут вынести все до конца.

* Прими сие страдание, ибо научишься от него.* Овидий.

Некоторые из мистиков полагали, что для души человека будет лучше, если он сам не будет вмешиваться в процесс выхода из депрессии: «Человек в темной ночи знает, что его болезнь может исцелить только Господь. И оттого ему не позволительно самому разгонять темноту искусственными огнями, он должен подождать, пока взойдет солнце Господней любви. Иначе бедствие «ночи» не имело бы смысла»

*Находясь на свету, нельзя ничего увидеть в темноте. Пребывая же в темноте, увидишь все, что находится на свету. * Гуань Инь-Цзы

Как увеличивается расстояние между малым «я» и душой, так увеличивается и расстояние между Светом и Тьмой, Превращая блага жизни не более чем в абстракции и отвлекающие факторы, падающие тяжким бременем на плечи, которые стали вдруг хрупкими и ненадежными.

И если сейчас вы в депрессии - ваши поступки, мысли, мироощущение не такие как обычно, не такие как у окружающих людей. И это еще больше подавляет, заставляя погружаться еще глубже. Но посмотрите вокруг, посмотрите на людей, которые вас окружают. Множество возможностей быть человеком многие из них заменяют на единственную возможность - быть нормальным, быть «как все». Часто это удается, и с каждым годом все тише звучит голос истинного я, все более подавляется неповторимость, это и есть совершенно нормальная депрессия, депрессия самоподавления, когда личность совершает над собой насилие с одной лишь целью - быть нормальным. Вспомните - Depression (от слова depress - подавлять). Везде, где мы подчиняемся воле обстоятельств, вместо того, чтобы самим строить свою собственную жизнь, где мы делаем что-либо по шаблону, ради зарабатывания денег, где в угоду чисто манипулятивному спросу мы перестаем воспринимать собственные потребности - мы живем в совершенно нормальной депрессии.

Если темная ночь вступила вашу жизнь, не сдавайтесь! Вся жизнь представляет собой лишь цепь событий и кризисов, требующих от нас принятия определенных решений. При правильном выходе из кризиса - мы переходим на новую ступень развития, при попытке просто отмахнуться от него - топчемся на месте или вовсе откатываемся назад. Депрессия - это, наверное, один из самых тяжелых кризисов, который человек переживает в течении жизни. И если вы, несмотря на все предосторожности, оказались в этом состоянии, постарайтесь использовать эту ситуацию себе во благо. Когда безумие заканчивается, когда оно, наконец, отпускает и подписывает акт о капитуляции, приходит принятие и доверие, что Бог является частью вас. Эго будет оказывать гораздо меньшее влияние на вашу жизнь, и свет будет освещать новые цели и приключения духовной жизни. Ваш путь будет озарен влиянием божественно синхронных событий, и ваша реальная миссии этой жизни будет разворачиваться перед вами, ставя все на свои места, как по мановению волшебной палочки.

*Не бойся страдания. Ты обладаешь сильной душой, а потому и страдаешь сильнее других и стараешься всячески избежать этого. Но страдание ведет к высотам и весь мир благодаря ему становится лучше. * Иван Ефремов

Когда впервые попадаешь в мир вне разума, это действительно кажется безумием: «темная ночь души», сумасшедший мрак души. Это отмечали все религии. По той же причине все религии настаивают на том, что перед проникновением в мир вне разума нужно найти себе Учителя – он будет рядом, он поможет и поддержит. Твой мир начнет разваливаться на части, но Учитель ободрит и вернет надежду. Он поможет тебе понять новое. Вот зачем нужен Учитель – он помогает понять то, что нельзя понять умом. Он помогает выразить то, что не скажешь словами, показать незримое. Он всегда рядом, он находит те средства, что позволят тебе продолжать свой путь, иначе ты можешь испугаться и свернуть с дороги.
Но помните, что бежать некуда. Если свернешь с тропы и помчишься в чащу, тебя охватит настоящая одержимость. Суфии называют таких людей маста, а в Индии они известны как безумные парамахансы. Назад вернуться нельзя, там ведь уже ничего нет. Вперед идти тоже невозможно, кругом темнота. Ты заблудился. Вот почему Будда сказал: «Счастлив тот, кто нашел себе Учителя».
У меня самого Учителя не было. Я искал, но так и не смог его найти. Дело не в том, что я не пытался, – поверьте, я искал очень долго, но так и не нашел. Найти Учителя трудно. Очень трудно найти существо, прекратившее существование. Трудно ощутить присутствие того, кто почти отсутствует. Искатели редко находят того, кто представляет собой просто дверь к Божественному – открытую дверь, через которую легко пройти. Это очень, очень трудно.
Сикхи называют свои храмы гурудвара, «двери Учителя». Вот кто такой Учитель – это дверь. Иисус часто повторял: «Я – врата, я – путь, я – истина. Идите за мной, пройдите сквозь меня. Если не пройдете сквозь меня, ничего не достигнете».
Да, порой бывает и так, что человек не находит Учителя. Если Учителя нет, приходится работать без него, но такое путешествие намного опаснее.
Целый год я пребывал в таком состоянии, что никто не мог бы предсказать, чем это обернется. Целый год я жил так, что с большим трудом поддерживал в себе жизнь. Даже такие простые вещи давались с огромным трудом, потому что у меня напрочь пропал аппетит. Шли дни, а есть мне совсем не хотелось. Шли дни, а я забывал даже попить воды Я заставлял себя есть и пить. Тело стало таким нечувствительным, что я щипал себя, чтобы убедиться, что я еще тут. Я бился головой об стену, пытаясь понять, есть ли у меня еще голова. Только боль могла ненадолго вернуть мне ощущение тела.
По утрам и вечерам я бегал. Я пробегал пять-восемь миль подряд. Все думали, что я свихнулся. Зачем столько бегать? Шестнадцать миль в день! Но я делал это лишь для того, чтобы ощутить себя, чтобы почувствовать, что я все еще существую, чтобы не лишиться связи с самим собой – я просто ждал, пока глаза привыкнут к тому новому, что во мне зарождалось.
Мне приходилось очень стараться. Я ни с кем не говорил: мысли стали такими непоследовательными, что мне было невероятно трудно даже построить фразу. Я мог замолчать на полуслове, потому что забывал, о чем говорил. Я мог застыть посреди дороги, потому что забывал, куда шел. Я мог сидеть с книгой, прочесть полсотни страниц, а потом вдруг спросить себя: «О чем я читал? Ничего не помню». Мое состояние было очень странным…
Есть такая история. В кабинет психиатра врывается пациент и вопит: «Доктор, помогите! Я схожу с ума! Я все забываю! Я не помню, что было год назад и даже вчера. Я схожу с ума!»
«Хм, – сказал психиатр, – и когда вы впервые это заметили?» «Что заметил?» – озадаченно переспросил пациент.
Со мной было то же самое! Мне было трудно даже закончить фразу. Я сидел взаперти в своей комнате. Я молчал, не произносил ни слова, поскольку сказать что-либо означало бы признаться в своем безумии. Так прошел целый год. Я просто лежал на полу, глядел в потолок и считал сначала до ста, а потом в обратном порядке, от ста до единицы. Хоть что-то у меня оставалось – например, эта способность считать по порядку. Все остальное я позабыл. Чтобы снова прийти в себя, найти какую-то точку отсчета, мне понадобился целый год.
ОШО

На страницах сайта я недавно освещала , когда в жизни происходит череда неприятных событий, выбивающая почву из под ног и дающая очень непростые эмоциональные состояния. Статья была ответом на конкретный вопрос, потому что каждая ситуация сугубо индивидуальная, и в статье я пыталась найти общие составляющие и дать практические советы для помощи тем, кто попал в подобную ситуацию.

После мы еще какое-то время работали с написавшей читательницей с ее ситуацией. Ключевым ее моментом были разрушенные личные отношения.

И вот в комментариях к статье « » одна читательница написала следующее:

как Бог дает нам испытаний по силам? люди от них сходят с ума,совершают самоубийства! когда говорят действуй, а жизнь твердит что в данный момент бороться бесполезно, что ни делай- все из рук вон плохо (столкнулась с таким положением в жизни течение половины года)-тогда как? когда помогал людям в жизни, а жизнь тебе за это “твоим же салом по….” и помощи ждать неоткуда,белое превратилось в черное

И я бы хотела ответить отдельной статьей, чтобы прояснить некоторые нюансы.

Во-первых, Бог действительно дает испытания по силам и как бы вам несправедливо это ни казалось – с нами происходит именно то, что должно происходить, то, что запланировано нашей душой ради решения определенных задач.

« в то время, как вы ищете смысл своей жизни, вы уже живете им»

То, что не все справляются – это уже слабость человеческой личности и неумение справиться с ситуацией, добровольный выбор души – прекратить свое пребывание на Земле и уйти отсюда. У нас есть свобода воли и если человек принимает решение- Вселенная молча подчиняется ему. У нас всегда есть право выбора- бороться или сдаваться, принимать или отвергать, идти или стоять.

Следующий момент о паузах в жизни. У меня есть статья про « » — бывают такие моменты в жизни, когда действительно нужно сделать паузу и ничего не делать, но это не значит, что нужно перестать пытаться трансформировать ситуацию. Или просто сидеть и ждать Манны с небес или протянутой руки помощи. Во-первых эту помощь все-таки нужно просить. Если нет физических лиц к кому можно обратиться за поддержкой, можно обращаться к Ангелам-хранителям, Высшим силам, Богу – ходить в церковь и молиться, ходить в парк и бесцельно бродить по улицам, кормить уточек в пруду и голубей в скверах. И мысленно просить дать Вам понять, что сейчас Вы должны делать.

Ждать когда придет решение, озарение, понимание. Медитировать и позволять себе много времени проводить в одиночестве, точнее, уединении – соцерзать природу и красоту, слушать музыку, обратить внимание на тело – поухаживать за ним, ванны, теплый плед и на диван, горячий чай с любимым тортом и смотреть любимый фильм, сделать что-то что вы любите, спорт и упражнения для тела, танцы – нужно разгонять застойную и негативную энергию.

В эти времена нужно работать с внутренними состояниями , а не внешними ситуациями.

Понятно, что в такие моменты человек сильно ушел в минус. Я специально в заголовке написала о беспроСВЕТной жизни, то есть жизни, откуда ушел СВЕТ. Человеку кажется что «Боги покинули его».

И здесь я рекомендую изучить материал о Темной ночи Души – сама статья написана довольно непростым языком, она ченнелинговая, поэтому читается сложно. Здесь я попробую объяснить это проще и приведу цитаты на которые нужно обратить внимание.

Данное явление касается эволюционного развития человека, в какие-то моменты человек может ощущать, что он остался один – его ангельская поддержка перестала действовать, Дух отдалился от него и эта пауза имеет свой смысл.

Темная Ночь представляется совершенно человеческим явлением, когда человек, дотоле считавший себя духовным, а значит, неподвластным абстракциям обыденной жизни,вынужден взглянуть на себя во второй или в третий раз.

Иногда душе (воплощенной виде личности) приходится даже возвращаться в направлении, обратном тому, в каком она, по ее мнению, двигалась, чтобы восстановить необходимые качества, которые она упустила или оставила позади. .. Необходимо распутать все. Это распутывание и составляет Темную Ночь, которая не исключена даже для самой правильной и совершенной жизни.

Похоже, что, когда разыгрывается эта неизбежная драма, духовно начитанные и образованные люди и те, кто одну или две жизни просидел у ног учителя, особо резко реагируют на этот естественный закон, набрасываясь на других или раня самих себя . Хотя этот путь труден и не внушает уверенности, Темная Ночь все же имеет свою ценность для души. Пока путь широк, можно подражать посвященному, но когда он в конечном счете сузится, то лишь истинно устремленные смогут вынести все до конца .

.. И качество Темной Ночи, и ее длительность определяются расстоянием между малым и Высшим «Я».

Теперь «вместилищу» души, или очищенному сердцу, надлежит видеть свой путь сквозь полумрак своего человеческого состояния, пока оно не сможет видеть во тьме и в конечном итоге - сквозь нее. Всякое ограничение малое «я» воспринимает в этом состоянии как окончательное и решающее, теряя способность к творческому и оригинальному выражению. Каким бы жестоким ни казался этот переход, в конце концов душа и личность сольются воедино и раз и навсегда ясно узнают, где десница Божья и что движет ею.

Старшие Учителя Духа как объективные идеи развитого сознания становятся центральными факторами помощи. Когда, повинуясь высоким законам Духа, они удаляются, то оставляют благоухающий след, который очень быстро сменяется стеной непроницаемого мрака. Разве может что-нибудь заменить такую близость и взаимную любовь Духа и к Духу? И очень быстро возникает мысль, что так легко отклонить можно только то, что не достойно любви. И начинается мучение .

Люди с тонким складом и люди с хорошей интуитивной организацией очень тяжело переносят эту духовную потерю; отсутствие приносит большую горечь , потому что присутствие было очень приятным . Удаление часто носит и личный, и безличный характер.

В описываемое здесь отчаяние впадает намного больше людей, чем можно представить, цепляясь с плачевными результатами за эго и силясь выжать из него обусловленные и вымученные слова. Когда духовная связь почти прекращается, малое «я» остается, чтобы как бы воскрешать себя из мертвых. В отчаянии оно возвращается к своей простоте и невинности, иногда даже рыдая, как дитя, в мольбе не оставлять его больше.

Малое «я» должно начать как бы заново, ибо даже те, кто думает, будто у них ничего нет, извечно обладают всем, и именно в этом им предстоит вновь убедиться . Боги и учителя, которые льстят малому «я» или душе, недостаточно божественны, поэтому за такими переживаниями лишения и скорби часто следует более правильное понимание божественности.

Те, кто считает себя самыми невинными и чистыми в своих мыслях и делах, переносят Ночь иначе. Эти добровольные изгнанники в нескончаемую муку вынуждены видеть постоянную череду не самых достойных людей, получающих вознаграждение за любую мелочь. Им, кто, по их собственному мнению, больше других заслуживает любви Божией и счастья, кажется, будто они стоят на последнем месте - забытые, обойденные и оставленные.

Лишившиеся дара речи от такого оборота дел и не в силах совладать с собой, они начинают плохо думать и говорить о щедрости по отношению к другим и об их благополучии. Подавленные собственным невезеньем, они почти каждый день видят дурные знаки и сталкиваются с неприятностями. Кажется, чем больше добрых дел они совершают, тем больше погружаются во тьму, из которой не видят выхода.

На этом этапе многие начинают верить, будто Бог и впрямь благоволит тьме и тем, кто думает и заботится в первую очередь о самих себе. Когда плохое положение сменяется еще худшим, перед ними встает выбор, жить ли им и получать от жизни, как все, или отстраниться от общества и жить в одиночестве в мире, который больше не принимает их.

Во время Темной Ночи душа очищает себя, сознавая собственные недостатки.

Вместе с личностью она пересматривает все свои реальные и мнимые грехи. Каждая частица и атом многократно увеличиваются, чтобы не упустить никакой детали. При таким увеличении малое «я» не может не видеть своей ничтожности и искусственности.

Как увеличивается расстояние между малым «я» и душой, так увеличивается и расстояние между Светом и Тьмой, Превращая блага жизни не более чем в абстракции и отвлекающие факторы, падающие тяжким бременем на плечи, которые стали вдруг хрупкими и ненадежными.

.. . Сознавая свою вечность, душа радуется Темной Ночи как возможности пересмотреть то, в чем она больше всего не уверена. Она старается продлить свое странствие и смотрит на Темную Ночь лишь как на предрассветный час. А личное «я», думая, будто у него есть лишь одна жизнь, боится колебаний и даже задержек.

Личность усматривает в Темной Ночи результат непройденного экзамена, - экзамена, в котором ее испытали и сочли недостойной. Она ждет лишь заслуженного наказания за свои грехи, но это всего-навсего представления человеческой натуры.

Темная Ночь длится ровно столько, сколько обнаруживаются грехи… нет ничего плохого в том, чтобы устроить себе один раз роскошное пиршество, а на следующий день довольствоваться более простой пищей. День сменяется ночью так же неминуемо, как ночь сменяется днем, и это как нельзя лучше относится и ко всему, что происходит с вами.

Смятение, замешательство и тревога преобладают, когда с наибольшей силой чувствуется разделение. Если вы отделены от дыхания, вы жадно ловите воздух на вдохе и тяжело выдыхаете.

Духовное равновесие восстановится, когда строгие убеждения сменятся признанием новых возможностей.

Темная Ночь души - это явление, связанное с духовным пробуждением, и этого явления не нужно бояться . Темная Ночь не обязательно следует за духовным пробуждением или предшествует ему, ибо и то, и другое суть лишь аспекты расширения души.

Будьте терпеливы, проходя через подобное, и окружайте себя единомышленниками.

Двигайтесь осторожно и неспешно, поскольку ваш путь в течение этого цикла может оставаться неясным.

Пожалейте себя немного, если не можете без этого, но не увязайте в жалости к себе.

Приучите себя видеть в тусклом свете, чтобы иметь возможность помочь другим добиться того же, если вас попросят об этом.

Если происходящее с вами сегодня возвращает вас к подобным моментам, которые как будто выползают прямо из вашего прошлого, признавайте их как таковые. Смотрите на них прямо и честно. Солнце (сын) возвращается в урочный час, и свет достаточно скоро отбросит свою тень. Увязая в трясине, не делайте резких движений. Покоритесь своей судьбе, пока у вас не появится достаточная плавучесть, чтобы добраться до берега. Вы можете перепачкаться, зато не будете побеждены.

Ваш единственный грех - в забвении законов, согласно которым в третьем измерении господствует природа. Эти законы распространяются и на человеческую природу. Средство же заключается в воспоминании и прощении, где необходимо. Свет никогда не отсутствует, но часто определяется по тени.

Помните, что, когда вы разрабатываете новый путь, иногда он оказывается медленным.Новый, более медленный путь бывает лучше исхоженного старого, где нет новых видов и горизонтов.

То есть, в такие моменты у нас есть шанс приблизиться к Богу, но и существует опасность отдаления от него – нам нужно всегда идти к Свету. Зная, что период ночи обязательно сменится утром и терпеливо ждать рассвета.

И последнее, это личные астрологические влияния – у читательницы задавшей первый вопрос было второе Возвращение Сатурна, а у читательницы оставившей комментарий скорее всего были свои транзитные и планетарные влияния, которые имеет смысл изучать и обсуждать во время таких пауз с астрологом для прояснения происходящего.

Темная ночь души

Темная Ночь Души также описана в работах знаменитого психолога и психиатра Станислава Грофа – читайте по ссылкам ниже два хороших материала по теме

Если вы находитесь в подобной ситуации, когда все в вашей жизни рушится и вам нужна профессиональная поддержка и опора — у нас на сайте есть возможность обратиться к специалисту — Психологу и Психотерапевту с многолетним опытом работы. Для заказа консультации и получения детальной информации пожалуйста пройдите по ссылке ниже:

Сделайте это через страницу

Категории: , / / от 22.10.2015