Выкупная операция. Выкупная сделка Выкупная операция по реформе 1861 г кратко


Важным мероприятием финансовых реформ 60-х гг. XIX в. стала выкупная операция. Правительство кредитовало проведение крестьянской реформы на основе Положений от 19 февраля 1861 г., отменявших крепостное право в России. Крестьяне, выкупая усадьбу у помещика, получали от государства ссуду, составлявшую 75-80% стоимости земли. Эта сумма полностью зачислялась на счет помещика. Крестьяне должны были погасить ссуду выкупными платежами в течение 49 лет из расчета 6% годовых. Выкупные ссуды и платежи были рассчитаны по величине дореформенного капитализированного оброка. Помимо ссуды крестьянин вносил сумму, эквивалентную 20-25% стоимости земли. На практике дополнительные платежи выплачивались в рассрочку до 10 лет или вообще не взимались. От дополнительных платежей были освобождены удельные крестьяне, на которых в 1863 г. было распространено выкупное положение.
Правительство, проводя выкупную операцию, преследовало свои финансовые интересы. Выкупные суммы выдавались помещикам только после вычета ипотечных и иных долгов государственным кредитным учреждениям. Выдача осуществлялась 5%-ми банковскими билетами и выкупными свидетельствами. Таким образом, из 902 млн р., предназначенных к выдаче, правительство удержало с помещиков за долги 316 млн р. Выкупная операция, как известно, официально продолжалась до 1 января 1907 г. За первые 20 лет из 10 млн бывших помещичьих крестьян на выкуп перешли почти 8 млн. В декабре 1881 г. правительство принимает решение перевести остальных на обязательный выкуп. С 1886 г. все оброки государственных крестьян увеличились примерно на 60% и превратились в выкупные платежи со сроком их погашения 44 года.
Государство в ходе проведения крестьянской реформы получило ощутимые выгоды - выкупная стоимость земли превышала ее рыночную цену. В черноземных губерниях разница в пользу государства составила 56 млн р., в нечерноземных - 62 млн р. и т.д. Всего за время операции правительство получило с крестьян 1,6 млрд р. Кроме того, частично удалось взыскать многолетнюю ипотечную задолженность помещиков.
Важной чертой финансовой реформы того периода стала отмена винных откупов. Это было не простое решение. С 1781 г. государство получило от них 10 млн р., в начале XIX в. - 12 млн р. (25% всех доходов). В 1859-1863 гг. откупа дали казне 128 млн р. (40% доходов государства). Откупщики в начале 1860-х гг. получали совокупный доход, оцениваемый в 220 млн р. Спаивание населения вызывало резкие протесты, особенно в крестьянской среде, набирало силу движение за трезвость. С 1 января 1863 г. нинные откупа ликвидировались и постепенно (до 1883 г.) заменялись акцизом. Для сбора нового налога создавались губернские и уездные акцизные управления.
Российский внешний долг, состоявший в значительной части из старых 5-6%-х облигаций, к середине 1880-х гг. требовал консолидации. Необходимость конверсии старых займов в новые отмечал еще Н.Х. Бунге. Провел обменную операцию И.А. Вышнеградский. С декабря 1888 г. на парижской бирже выпускались новые 4%-е займы. На выручку от них выкупались облигации старых займов, держатели могли также просто обменять старые на новые. При И.А. Вышнеградском было конвертировано российских облигаций на сумму 1,7 млрд р. Тосударственный долг вырос на 277 млн р. Платежи растягивались на 81 год, что позволяло сократить ежегодные внешние отчисления из бюджета. Ценные российские бумаги переместились на французский рынок. На этом фундаменте окреп будущий политический союз.
Конвертируя внешние обязательства, правительство не забы- нало и о внутренних. К концу 1880-х гг. Минфин уже не имел возможности в полном объеме и в установленные сроки обслуживать государственный долг. Для облегчения внутренних расчетов правительство удлинило сроки погашения займов, проведя их консолидацию, и уменьшило выплаты по процентам, проведя конверсию. За пять лет (1889-1894) было конвертировано займов на 2664 млн р.
Основным видом ценных государственных бумаг стала облигация 4%-й ренты, заменившая многие прежде обращавшиеся свидетельства. Новые бумаги имели купоны с указанием суммы годового платежа владельцу с учетом процентов. С октября 1895 г. купоны со сроком оплаты до 6 месяцев и свидетельства без купонов получили право свободно обращаться наравне с денежными знаками. Постепенно новая рента заменила не только почти все внутренние займы, но и часть казенных железнодорожных акций и облигаций.
Правительство стимулировало распространение ренты, считая ее наиболее подходящей для российских условий. Свидетельства принимались в уплату казенных платежей, под них выдавали ссуды из госбанка на льготных условиях. В 1898 г. был установлен паритет 4%-й ренты на иностранную валюту, что должно было способствовать ее продвижению на внешний рынок. Эта мера, однако, не дала ожидаемого эффекта. В 1900 г. за границей разошлись свидетельства только на 300 млн р. Треть этой суммы вернулась в Россию при первых признаках финансового кризиса в 1900 г.
Политика, проводимая И.А. Вышнеградским, способствовала некоторому улучшению финансового положения государства. В 1888 г. хороший урожай и увеличение экспорта позволили впервые добиться обыкновенного бездефицитного бюджета. Вексельный курс рубля постоянно рос, что вызывало падение доходов экспортеров и снижение цен на импортные товары. Министр финансов опасался обвала рубля в результате международных и внутренних спекуляций. Для укрепления национальной валюты планировалось начать ускоренную подготовку к введению золотого стандарта и свободного размена кредитных билетов на золото по курсу 62,5 к. золотом за 1 бумажный рубль. Вместе с тем разрешалось производить временные выпуски кредитных билетов «во всех случаях, когда по состоянию кассы Госбанка... то признано будет необходимым».
Тем временем карьера И.А. Вышнеградского клонилась к закату. В 1891 г. вывоз хлеба составил 391 млн. пудов. Сильный неурожай этой же осенью поставил российское крестьянство на грань голода. Экспорт сельхозпродукции был запрещен. Голодающим было выделено 160 млн р. Попытка произвести внешний 3%-й золотой заем на 125 млн р. провалилась. Минфин скупал за границей собственные облигации. Деятельность И.А. Вышнеградского подверглась резкой критике в печати. В мае 1892 г. он заболел и был вынужден подать в отставку.

Видео по теме

Выкупная операция - государственная кредитная операция, проведённая правительством Российской империи в связи с уничтожением крепостного права (Крестьянская реформа 1861 года). Операция была проведена с целью способствовать переходу надельной земли в собственность крестьян. До выкупа крестьяне, оставаясь лично свободными, продолжали расплачиваться за пользование помещичьей землёй через барщину и оброк (так называемые «Временнообязанные крестьяне»).

Суть операции
Выкупная операция осуществлялась согласно «Положению о выкупе»: «правительство ссужает под приобретаемые крестьянами земли определенную сумму, с рассрочкою уплаты её на продолжительный срок» (ст. 4-я). Для получения средств на ссуды правительство выпустило особые процентные бумаги, как это бывает при обыкновенном долгосрочном кредите. Рассрочка была установлена в 49 1/2 лет с ежегодной выплатой крестьянами правительству 6% от суммы задолженности.
Правительство принимало на себя уплату процентов и капитала по выданным помещикам процентным бумагам, а крестьяне делались из временнообязанных крестьянами-собственниками и становились в непосредственное отношение к правительству по уплате процентов и погашения по выданным выкупным ссудам.

Правила выкупа
Крестьяне могли выкупить усадьбу независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной усадьбы выкупную сумму, исчисленную на основании 13 - 19 статей Положения о выкупе, должны были внести сами крестьяне сполна. Выкупная ссуда имела место только при приобретении крестьянами усадебной оседлости вместе с полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались.
Выкуп же земли, как общее правило, был поставлен в зависимость от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем случае размер вознаграждения определялся только выкупной ссудой, и помещик терял право на дополнительные платежи. О дополнительных платежах, которые всецело зависели от соглашения между помещиками и крестьянами, статистических данных нет, а потому в настоящее время нельзя выяснить точно действительную стоимость выкупленных крестьянами наделов (по данным БСЭ, дополнительные платежи составляли обычно 20-25 % выкупной ссуды). Для определения размера выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим образом. Годовой оброк, установленный в пользу помещика за отведенный в постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов, то есть помножался на шестнадцать и две трети. Из исчисленной таким образом капитальной суммы, которую называли выкупной оценкой, помещику выдавалось 80% (при приобретении крестьянами полного по уставной грамоте надела) или 75% (при уменьшенном наделе); иногда же допускалась и ссуда полностью (статья 67 Положения о выкупе).
Из 6% ежегодной выплаты ½% предназначалось правительством для покрытия расходов по организации и ведению выкупной операции, а остальные 5½% - на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и на погашение выкупного долга.
Положение о выкупе допускало также досрочное погашение (статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115). Из этих статей в особенности большое практическое значение имела 165 статья, по которой каждый отдельный домохозяин имел право внести выкупную сумму, следующую с него по расчёту, за находящейся в его пользовании надел, и требовать затем выдела ему соответственного участка, который становился его частной собственностью. Эта статья расшатывала общинное землевладение. Выкуп по 165 статье в конце XIX века прогрессивно возрастал: до 1882 года было выкуплено 47 735 душевых наделов в количестве 178 тысяч десятин, а к 1887 году цифра эта поднялась до 101 413 душевых наделов, в количестве 394 504 десятин, то есть за 6 лет (1882-1887) выкуплено больше чем вдвое наделов и земли против того, сколько было выкуплено за 20 предшествовавших лет.

Размер выкупных платежей
Выкупные платежи стали для крестьян самой тяжёлой формой прямых налогов; их размер зависел от прежде существовавшего оброка. Однако, выкупные платежи, как можно видеть по способу их исчисления, были меньше оброчных. Эффективно развитие выкупной операции было равносильно замене бессрочных, возвышаемых через каждые 20 лет оброчных платежей за землю, находящуюся только в постоянном пользовании, относительно умеренными срочными платежами за ту же землю, переходящую в собственность крестьян.
В нечернозёмных промысловых губерниях имела место несоразмерность выкупных платежей за землю, определённых на основе оброка (который крестьяне уплачивали, занимаясь отхожим промыслом) со сравнительно низкой ценностью и доходностью земли. В этих губерниях требование помещиками выкупа представляло для них прямой экономический расчет, так как помещик, несмотря на сопряженный с этим отказ от дополнительных взносов и потерю на курсе в процентных бумагах (если он желал реализовать в деньгах выкупную ссуду), в сущности как бы продавал крестьянам землю за цену, далеко превышавшую действительную её стоимость. На 1877 год число сделок по требованию помещиков почти вдвое превышало число сделок по обоюдному соглашению, что несомненно доказывает, что оброчные платежи и основанная на них выкупная стоимость наделов были, в общем, гораздо выше действительной ценности и доходности земли и что выкупная операция была весьма выгодною для помещиков. По относительному проценту выкупных сделок, совершенных по требованию помещиков, на первом месте стояли все промысловые губернии, где более половины выкупных сделок были совершены по требованию помещиков.
Несмотря на сделанное по закону 28 декабря 1881 г. значительное понижение выкупных платежей бывших помещичьих крестьян, выкупные платежи бывших государственных крестьян в большинстве губерний были на 20 и более процентов ниже, чем у бывших помещичьих крестьян.
По оценкам авторов БСЭ, оценка земли по выкупу была значительно выше её цены: в чернозёмных губерниях - 342 млн рублей и 284 млн рублей; в нечернозёмных - 342 млн рублей и 180 млн рублей.
Роль операции в снабжении помещиков капиталом
Крестьянская реформа привела к коренному изменению в способе хозяйничанья или извлечения дохода из земли. Даровой труд отменялся, надо было рассчитывать на наемных рабочих, которые не могли довольствоваться одною натуральной платой. К этому присоединялась еще прежняя задолженность русского землевладения, с одной стороны, и ликвидация, с 1859 года, старых кредитных учреждений - с другой. Ко времени крестьянской реформы в государственных кредитных установлениях состояло в залоге 44 166 имений, на которых числилось долгу 425 503 061 р. При такой громадной задолженности, свидетельствующей о большой нужде помещичьего класса в деньгах, приостановление Высочайшим повелением 16 апреля 1859 года, в видах преобразования государственных кредитных установлений, выдачи из них ссуд под залог помещичьих населенных имений, вызывало настоятельную нужду в новом источнике займов. Устройство частных земельных банков началось только в 1864 году, а до этого времени, с 1861 года, выкупная операция представляла единственный изобильный источник удовлетворения потребности помещиков в капитале.
Положение допускало перевод помещичьего долга прежним кредитным установлениям на надельные земли крестьян, состоявших на оброке, причем с остальной земли снималось запрещение; но этот способ был все-таки менее удобен с точки зрения получения под залог имения возможно большей ссуды, потому что перевод долга допускался лишь в размере 70% выкупной ссуды.
Задолженность дворянского землевладения значительно облегчила финансовую сторону выкупной операции, так как при переводе помещичьих долгов кредитным установлениям на крестьянские наделы не требовалось выпуска процентных бумаг на всю сумму выкупной ссуды. По балансу операции на 1 января года, на 748 531 385 р. 29 к. выкупной ссуды приходилось 302 666 578 р. 88 к. долга помещиков бывшим кредитным установлениям.

Обязательный выкуп
Действие причин, заставлявших помещиков соглашаться на выкуп или требовать его, с течением времени постепенно ослабевало, так что к 1880-м годам временнообязанных крестьян оставалось еще свыше 15%. Наибольшее число временнообязанных крестьян оставалось в тех местностях, где помещику казалось невыгодным требовать выкупа или согласиться на выкупную сделку при условиях, желательных для крестьян. Положение временнообязанных крестьян, по собранным правительством сведениям, оказывалось крайне неудовлетворительным и в общем гораздо худшим, чем положение крестьян-собственников в той же местности - а между тем надеяться на добровольный выкуп с каждым годом становилось труднее. Временнообязанные отношения крестьян грозили в некоторых местностях превратиться в вечнообязательные. Ввиду такого положения дела, правительство установило, законом 1881 года, обязательный выкуп, с 1 января 1883 года, для всех крестьян, остававшихся еще к тому времени во временнообязанных отношениях.
В 9 Западных губерниях (Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Подольской и Волынской) обязательный выкуп был введен указами 1863 года. Применение его началось для некоторых местностей этой области с мая и сентября 1863 года, для других - с 1 января 1864 года.
На Кавказе и в Закавказье обязательный выкуп был введён только в 1912-1913 годах.

Выкуп земли удельными и государственными крестьянами
Кроме бывших помещичьих крестьян выкуп земель, в силу особых законов и на несколько иных основаниях, был распространен и на две другие обособленные группы: на крестьян удельныхи государственных. По положению 26 июня 1863 года о поземельном устройстве крестьян государевых, дворцовых и удельных имений, все находившиеся в пользовании этих крестьян земли были предоставлены им не в постоянное пользование, как при наделении помещичьих крестьян, а в собственность, с применением обязательного выкупа. Удельное ведомство предоставило крестьянам в собственность те земли, которые находились в их пользовании, не увеличивая прежних платежей, а обращая их в выкупные, платимые в течение 49 лет. Для определения выкупной суммы, следующей с удельных крестьян, их прежний оброк за отведенные им земли капитализировался из 6% (умножались на 16 2/3); с полученной таким образом выкупной суммы крестьяне должны вносить в течение 49 лет в доход удельного или дворцового ведомства по 6 коп. с рубля. Таким образом, выкуп земель бывшими удельными крестьянами был совершён без посредства выкупной операции, то есть без выдачи уделу капитальной суммы процентными бумагами.
Вначале по положению 24 ноября 1866 года о поземельном устройстве бывших государственных крестьян, за этими крестьянами были закреплены в постоянное пользование их наделы, с платежом так называемой оброчной подати (и лесного налога за лесные наделы), устанавливаемой в неизменном размере на каждые 20 лет. Таким образом, первая переоброчка должна была наступить в 1886 году; но с приближением этого срока было решено оброчную подать превратить в выкупные платежи. Мнение государственного совета от 28 мая 1885 преобразовало оброчную подать на основаниях, необходимых для окончательного её выкупа в сорокачетырехлетний срок, с 1 января 1887 года, с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить её выкупных платежей превышала не более чем на 45 процентов нынешнюю общую сумму этой подати и чтобы распределение выкупных платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов.

Ход операции
Наибольшее число выкупных сделок было заключено в первое время по освобождении. К 1864 году из всего числа бывших крепостных приступило к выкупу 16,7%.
На 1 января 1877 года в 39 губерниях, состоящих на общем положении, число утверждённых выкупных сделок было 61 784; из них состоялось по соглашению с помещиком 21 598 (35%) и по одностороннему требованию помещиков 40 186 (65%).
Несмотря на недоимки в 16-17 миллионов рублей по выкупным платежам, вызванные переоценкой ценности земли, выкупная операция в целом за первые 20 лет принесла 40 миллионов рублей прибыли. В связи с этим по указу от 28 декабря 1881 года выкупные платежи были понижены:

  • общее понижение - для всех бывших помещичьих крестьян, как состоявших в то время на выкупе, так и имевших перейти на выкуп, в силу изданного одновременно указа о прекращении обязательных отношений крестьян с 1 января 1883 года, было определено в один рубль с душевого надела - в губерниях и местностях «великороссийского положения» и в 6% с годового оклада выкупного платежа - в местностях, состоящих «на малороссийском положении».
  • добавочное, или специальное понижение, для тех селений бывших помещичьих крестьян, хозяйство которых вследствие неблагоприятных обстоятельств пришло в упадок.
Совокупное, общее и специальное понижение выкупных платежей по 49 губерниям определилось в 10 965 474 рублей, что составило 27 % годового оклада этих платежей до понижения; но по отдельным губерниям, а тем более по уездам и селениям, этот процент колеблется в весьма широких пределах, от 16% (Херсонская губерния) до 92% (Олонецкая губерния). В 25 уездах выкупные платежи были понижены наполовину и более против прежнего оклада, а в 57 понижение составило не более 16%. Из общей суммы понижения выкупных платежей 58% (6 382 204 рубля) пошло на общее понижение, а 42% (4 583 270 рублей) на понижение специальное.
С 1861 года по 1906 год с бывших помещичьих крестьян было получено свыше 1,6 млрд рублей; доход правительства составил около 700 млн рублей.

Отмена выкупных платежей
Выкуп всех надельных земель бывших помещичьих крестьян должен был окончиться в 1932 году, но выкупные платежи были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года.
3 ноября 1905 года (при председателе Совета министров С. Ю. Витте, главноуправляющем землеустройством и земледелием Н. Н. Кутлере) были выпущены Высочайший манифест и сопровождающий его указ, по которым выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1906 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 года отменялись полностью. Это решение было чрезвычайно важным и для правительства, и для крестьян. Государство отказалось от крупных бюджетных поступлений, причем в тот момент, когда бюджет имел значительный дефицит, покрывавшийся внешними займами. Крестьяне получили налоговую льготу, распространявшуюся на крестьян, но не на прочих владельцев земли; после этого налогообложение всех земель более не зависело от того, к какому сословию принадлежали их собственники. Хотя крестьяне более не платили выкупных платежей, помещики, сохранившие выкупные обязательства государства (к тому моменту имевшие вид 4 % ренты), продолжали их получать.
Отмена выкупных платежей превратила всю выкупную операцию из прибыльной для бюджета в убыточную (суммарный убыток по выкупной операции составил 386 млн руб.). Было сложено 1.674.000 тыс. рублей долга, подлежащих выплате в рассрочку на различных условиях (выплаты по некоторым долгам должны были продолжаться до 1955 года), при этом текущие выпавшие доходы бюджета составляли около 96 млн руб. в год (5.5 % от доходной части бюджета). В целом, отмена выкупных платежей представляла собой крупнейшую финансовую жертву государства, направленную к решению аграрной проблемы. Все дальнейшие правительственные мероприятия уже не имели столь затратного характера.
Отмена самих выкупных платежей была более конструктивным мероприятием, чем многократно производимое ранее аннулирование неустоек по просроченным платежам (представлявшее собой прямое стимулирование задержек выплат). Однако и это мероприятие поставило общины, выплачивавшие выкупные платежи с задержками и отсрочками, в более выгодное положение, чем общины, завершившие выкуп досрочно. В результате, данное мероприятие было воспринято крестьянами более как отступление правительства перед натиском аграрных волнений лета 1905 года, чем как полезная субсидия. Невыполнение законных обязательств получило некоторую награду, и это послужило одной из причин того, что данная мера (самая дорогостоящая из всех принятых) не достигла главной цели - аграрные волнения к лету 1906 года возобновились с ещё большей силой.
Принципиальным следствием отмены выкупных платежей была потенциальная возможность дальнейшей реформы землевладения. Сельские общества как коллективные владельцы земли и владельцы подворных участков и ранее могли располагать своей землей достаточно свободно, но только при условии, что был завершен её выкуп (или же она была куплена в ходе частных сделок уже после наделения), в противном случае любые операции с землей требовали согласия государства как кредитора. При отмене выкупных платежей сельские общества и владельцы подворных участков улучшили качество своего права собственности.

В других странах
Выкупной операцией в российской литературе назывался выкуп земельных прав у помещиков в разных странах, в том числе:

  • выкуп прав копигольдерами в Англии в середине XIX века. Выкуп производился без финансовой помощи государства, но на основе принятых законов (с 1851 года выкуп был принудительным).
  • выкуп земли крестьянами в южно-немецких государствах в XIX веке на основании государственных постановлений (нем. Ablösungs Gezetze, Ablösungs Ordnung) с финансовой помощью государств.

Правовое положение временнообязанных и крестьян-собстенников по реформе 1861 г.

Это было переломное время, когда царствовал Александр II. Он в отличие от отца понимал, что крепостное право лучше отменить сверху, чем ждать пока его отменят снизу, в связи с чем был создан особый секретный комитет по крестьянским вопросам (по изменению жизни и быта крестьян). Постепенно пришли к выводу о выносе подобных вопросов на широкое обсуждение, для подготовки общественного мнения. Были созданы комитеты подобные секретному, но не секретные, по всем губерниям, а в конце появились реабилитационные комиссии готовившие закон об отмене.

Этот закон был принят 18 февраля 1861 года, а наряду с ним были приняты еще с десяток других законов регламентирующих порядок раскрепощения крестьян причет только крестьян принадлежащих дворянам (о царских и дворцовых крестьянах ничего не говорилось). Содержание этих документов было таково:

1).крестьяне получали личную свободу, свободу передвижения, которая конечно была не полной, так как освободившись от помещиков 2).они стали зависимы от крестьянских общин

3).получили право на образование, кроме особо привилегированных учебных заведений

4).заниматься государственной службой

Но вопрос о земле не был решен сразу.

5).крестьяне находятся на положении временно обязанных до тех, пор, пока не выкупали себе надел земли, объем работ или оброк оговаривался законом и законом же регулировался размер надела и размер платы, зависящий от оброка. Если возникали споры, то нужно было идти к мировому посреднику (специально созданная должность для решения подобных вопросов). Если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал часть, а остальную – государство (которое имело процент с крестьянина)

Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были пиняты центральное и местные положения, в кото­рых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получают личную свободу, и до за­ключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование.

Выкупной договор между помещиком и крестьянской об­щиной утверждался мировым посредником. Усадьбу можно было выкупить в любой момент, полевой надел - с согласия помещика и всей общины. После утверждения договора все отношения сторон (помещик-крестьянин) прекращались, и крестьяне становились собственниками.

Субъектом собственности в большинстве регионов стано­вилась община, в некоторых районах - крестьянский двор. В последнем случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землей. Движимое имущество (и недвижимое, ранее приобретенное крестьянином на имя помещика) ста­новилось собственностью крестьянина. Крестьяне получали право заниматься торговлей, откры­вать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, по­ступать на службу, отлучаться с места жительства.



В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распростране­ны на удельных и государственных крестьян. Крестьяне платили выкуп за усадебную и полевую землю. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получая до реформы. Был установлен годовой 6%-ый ка­питализированный оброк, равнявшийся дореформенным го­довым доходам (оброку) помещика. Таким образом, в основу выкупной операции был положен не капиталистический, а прежний феодальный критерий.

Крестьяне выплачивали 25% выкупной суммы наличными при совершении выкупной сделки, остальную сумму помещи­ки получали из казны (деньгами и ценными бумагами),еекрестьяне должны были вместе с процентами выплачивать в течение 49 лет.

Но крестьяне оставались обособленным в правовом отношении сословием. Крестьян­ская община связывала своих членов круговой порукой: уйти из нее можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга, и при гарантии, что другую половину выплатит общи­на. Можно было уйти из «общества», найдя заместителя. Об­щина могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход разрешал семейные разделы земли.

Волостной сход решал квалифицированным большинст­вом вопросы о замене общинного землепользования участко­вым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов.

Староста являлся фактическим помощником помещика (в период временнообязанного существования), мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту.

Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал незначительные проступки.

Был предусмотрен широкий набор мер, применяемых к недоимщикам: отобрание доходов с недвижимости, отдача в работу или опеку, принудительная продажа движимого и не­движимого имущества должника, отобрание части или всего надела.

Дворянский характер реформы проявился во многих чер­тах: в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков и пр. При выкупе в черноземных районах проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторовихсобственных наделов (земля там была дорогой), а в нечерно­земных - фантастический рост цен за выкупаемую усадьбу. При выкупе выявилась определенная картина: чем меньше был выкупаемый надел, тем больше за него приходилось пла­тить. Здесь явно проявилась скрытая форма выкупа не земли, а личности крестьянина. Помещик хотел получить с него за его свободу. Вместе с тем введение принципа обязательного выкупа было победой государственного интереса над интере­сом помещика.

Неблагоприятными последствиями реформы стали сле­дующие: наделы крестьян уменьшились по сравнению с доре­форменными, а платежи (в сравнении со старым оброком) возросли; община фактически потеряла свои права на поль­зование лесами, лугами и водоемами; крестьяне оставались обособленным сословием.

52. Судебная реформа 1861 г. (53. Общие суды по реформе 1864 г. ?)

Существовали особые суды для дворян, горожан, крестьян, специальные коммерческие, межевые и др. Судебные функции отправляли и административные органы – губернские правления, органы полиции и др. Рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых дверях. Делопроизводство могло тянуться годами. В судебном процессе господствовали инквизиционное начало и теория формальных доказательств.

Работа по подготовке судебной реформы интенсивно пошла после провозглашения крестьянской реформы. К началу 1861 г. на рассмотрение Государственного совета было представлено 14 законопроектов, предлагавших различные измене­ния в структуре судебной системы и судопроизводства.

В конце 1862г. в судебные инстанции был разослан проект “Основных положений судоустройства”, в котором были новые принципы: бессословность суда, отмена системы формальных доказательств и определений об “остановлении в подозрении”. К новым принципам относились: идея отделения суда от администрации, установление состязательности, введение присяжных заседателей.

В ноябре 1864г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы. Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях.

Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судьи, к общим окружные судьи, судебные палаты и т. д.

Реформа судебной системы закрепила новые принципы : отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, прокурорский надзор, несменяемость судей и следователей, выборность. Формирование принципов состязательности в судебном процессе потребовало создания нового специального института-адвокатуры.

В основу преобразований реформы 1864г. был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями. Закон определял сферу юрисдикции мировых судей.

Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Избранная континентальная модель института присяжных заседателей определила организацию и порядок их работы. Присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет, обладающее цензом оседлости (два года).

При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках.

На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение “прямого смысла законов”, просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (в особом порядке судопроизводства). В 1872г. было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела особой важности. Департаменты Сената были кассационными органами для всех судов.

Несмотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с самого начала несла на себе ряд пережитков прошлого.

Предание государственных чиновников суду осуществлялось постановлениями их начальства, а не по решению суда. В 1862г. городская и уездная полиция была объединена в единую полицейскую систему со сложной “иерархической лестницей”. Органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальную репрессивную власть в центре и на местах. С отменой крепостного права длительное время готовилась “тюремная реформа”. Изменилось положение заключенных, стал использоваться их труд, была создана система медицинского обслуживания. Предусматривались другие виды наказаний – заключение в крепость, исправительный дом, арест, ссылка и каторга. Указом 1863г. были отменены телесные наказания для женщин, клеймение, дополнительные телесные наказания. В 1871г. были отменены шпицрутены для ссыльных, в 1885г. отменяются розги.

ВЫКУПНАЯ ОПЕРАЦИЯ, кредитная операция, проведённая в Российской империи при реализации крестьянской реформы 1861 года, которая предусматривала предоставление крестьянам земли главным образом за выкуп. Осуществлялась под контролем Главного выкупного учреждения, с 1895 - Департамента окладных сборов Министерства финансов. Проводилась при выкупе крестьянами у помещика как усадебного (на нём располагались дворы крестьян), так и полевого наделов (последний выкупался крестьянами либо по их соглашению с помещиком, либо по одностороннему требованию помещика). Стоимость выкупа наделов определялась суммой указанного в уставной грамоте (фиксировала отношения между помещиками и так называемыми временнообязанными крестьянами - освободившимися от крепостной зависимости, но ещё не перешедшими на выкуп) ежегодного оброка, капитализированного из 6%. Для осуществления выкупа крестьяне получали от государства выкупную ссуду (единовременно выдавалась помещику пятипроцентными бумагами и выкупными свидетельствами) - 75-80% от стоимости земли; кредит они должны были погасить в течение 49 лет, внося ежегодно 6% от суммы полученной ссуды. При добровольном соглашении крестьян с помещиком последний получал от крестьян дополнительный платёж (обычно 20-25% выкупной ссуды); иногда он заменялся отработками крестьян в имении помещика. При выдаче денег помещику из них вычиталась сумма состоявшего за имением долга «кредитным установлениям». После утверждения выкупной сделки поземельные отношения между помещиками и крестьянами прекращались, последние становились собственниками земли. Первоначально выкупная операция производилась только в отношении состоявших на оброке помещичьих крестьян Европейской России, в 1862 году участие в выкупной операции разрешено крестьянам и барщинных имений Европейской России, в 1863 - удельным крестьянам, в 1864 - помещичьим крестьянам Кавказа и Закавказья. К 1870 году на выкуп перешли около 66% помещичьих крестьян, к 1881 - около 78%. В связи с задолженностью крестьян по выкупным платежам в конце 1881 года они были понижены в среднем на 27% годового оклада. Указом императора Александра III от 28.12.1881 (9.1.1882) установлен перевод всех временно обязанных крестьян на обязательный выкуп с 1(13).1.1883, что было осуществлено в 1880-х - 1-й половине 1890-х годов (на Северном Кавказе и в Закавказье - в 1912-13). Выкупные платежи отменены 1(14).1.1907. В 1861-1906 годах государство выдало помещикам 902 миллиона рублей (из них 316 миллионов удержано для уплаты их долгов банкам), взыскало с бывших помещичьих крестьян свыше 1,6 миллиарда рублей.

Лит.: Лосицкий А. Выкупная операция. СПб., 1906; Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. 3-е изд. М., 1968; Хок С. Банковский кризис, крестьянская реформа и выкупная операция в России. 1857-1861 // Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992.

Как известно в 1861 году началась крестьянская реформа, по-поводу которой я немножко расширил на днях свой кругозор (обнаружив некоторое время назад, что знаю про нее прискорбно мало). Затея при внимательном рассмотрении оказалась весьма любопытной и весьма неоднозначной.

Сначала в общих чертах о реформе: по переписи 57-59 годов в РИ было ок 23 млн крепостных (10.9 млн ревизских душ). В результате реформы они получили гражданские права сельского населения (с нюансами обусловленными выкупом земли) и, за некоторыми исключениями, организовывались в сельские общины (как минимальную единицу самоуправления и податную единицу). Оформление общины, как правового института, как я понимаю, именно продукт реформы 1861 года - не такая уж она "исконная традиция". Свобода перемещения была, замечу, очень умеренной - для этого погасить все обязательства перед общиной, сдать надел, и представить приемное свидетельство той общины, куда крестьянин переходил (при переходе в пределах волости процедура была проще).

Теперь собственно о земельной реформе - то есть об условиях передачи земли крестьянам:

По умоланию, крестьяне получали в пользование приусадебные участки, а община - определенный законом надел из помещичьих земель - тоже в польование. Помещик сохранял право собственности на эти земли, а крестьяне были обязаны оплачивать пользование землей оброком или барщиной - то есть в первом приближении сохранялся дореформенный статус кво (это так называемые "временнообязанные крестьяне").

Обязательства перед помещиком прекращались в случае выкупа земли: возможностей выкупа было несколько - были способы сделать это индивидуально, но основной формой было заключение выкупной сделки сельской общиной: и вот это операция весьма любопытная: во-первых - для выкупа была необходима оценка земли - она осуществлялась из расчета доходности 6% как эквивалента текущих оброчных платежей (то есть если помещик имеет 6 тыс. рублей оброка в год, то земля оценивается в 100 тыс рублей).

Выкуп мог совершаться либо по взаимному согласию помещиков и общины, либо по требованию помещика в одностороннем порядке. Правила выкупа были такие - 75-80% выкупной стоимости оплачивало помещику государство ценными бумагами с доходностью 5% сроком на 49 лет. 20-25% помещик получал по соглашению с крестьянами. Обычно эта сумма выплачивалась в рассрочку в течение 3-10 лет, часто - отработками - как я понимаю, в реальности она могла быть и меньше - как получится. Если выкуп производился по одностороннему требованию помещика, он лишался права требовать эти самые 20-25%. Крестьяне выплачивали ссуду государству равными долями по 6% от ее суммы ежегодно.

Община несла солидарную ответственность по долгам, но только "непроизводственным" имуществом. Фискальная функция видимо была основной причиной учреждения общины. Выкуп по инициативе помещика был преобладающей формой, несмотря на ее вроде бы меньшую выгодность - одна из причин на то была простая - помещикам были нужны деньги, а государство приостановило выдачу кредитов под залог земель. Так же стоит отметить, что на момент реформы помещиками было заложено 2/3 (65.5%) душ, а их долги государству составляли 425.5 млн руб (при общем объеме выкупных ссуд в районе 900 млн руб) - что заметно облегчало реформу.

При выкупе 315 млн рублей долга были переоформлены в долг крестьянских хозяйств в счет выкупных платежей, а остальное помещики выплатили (или не выплатили) сами. В основном все. В 1881 невыкупленные земли были выкуплены принудительно. Выкуп был закончен досрочно указом 5 ноября 1905 года (понятно по каким поводам), в соответствии с которым выкупные платежи прекращались с 1 января 1907 года (распространенное мнение, связывающее это со столыпинской реформой неверно). По фактам в основном все.

Теперь комментарии:

Во-первых - из планово-убыточной операции правительство ухитрилось не вложив ни копейки денег (кроме как в начале для покрытия кассового разрыва), сделать довольно прибыльный бизнес -
По состоянию на 1881 год несмотря на 16-17 млн недоимок, чистый профит составил 40 млн ры.

Во-вторых - еще одной из причин распространенности принудительного выкупа был метод оценки: на плохих землях крестьяне довольно часто уходили на заработки и расчитанная от оброка стоимость там заметно превышала реальную стоимость земли. Так что мнение о "грабительском" характере реформы имеют под собой серьезные основания.

В-третьих - именно реформа создала и закрепила сельскую общину в ее предреволюционном виде (столыпинская реформа была половинчатой и значительного влияния на разрушение общины оказать не успела) и создала и проблемы с эффективностью с/х и направила остроту земельного вопроса против власти и землевладельцев.

Короче говоря - imho именно этой реформой (а именно проявленной фискальной жадностью и стремлением наилучшим образом обеспечить поместное дворянство) правительство заложило под себя хорошую бомбу, которая и рванула в 1917.

Upd: мне подсказывают, что затея с общиной была опробована чуть раньше (в 1838 году) на государственных крестьянах.

Upd2: По поводу "бомбы" - поясню тезис: популярная (и правильная) аргументация, что к 1917 году помещичье землевладение уже не играло серьезной роли, никак не отменяет того факта, что при наличии поместья имеются отношения "арендаторы-землевладелец" - а они всегда конфликтные. Но при этом вместо сравнительно разрозненной массы, арендаторы самим же государством организованы в юридически оформленную организацию - своего рода аналог профсоюза.