Урок английского языка на тему "Употребление артикля с географическими названиями" (10 класс). Определенный артикль План урока определенный артикль

Практическая работа №11.

Тема: Артикли в английском языке. The English Articles

Задачиурока:

1.Совершенствование грамматических навыков по теме Артикли в английском языке. The English Articles

1. Совершенствование навыков слуха.

2.Совершенствование навыков чтения.

Ход урока

Артикли в английском языке. The English Articles

Перед большинством существительных в английском языке употребляется артикль, чего не бывает в русском языке. По этой причине артикли и случаи их употребления представляют особый интерес.

Как часть речи, артикль используется для выражения категории (не)определённости существительных. Существует два вида артиклей:определённый (the) и неопределённый (a/an). Бывают случаи, когда артикль вовсе не употребляется, и это называется нулевой артикль (zero article).

Определённый артикль, соответственно, указывает на то, что объект/субъект определён ситуацией, а неопределённый, говорит о неопределённости. Рассмотрим на примере:

He is a doctor. - Онврач.(один из многих врачей, неопределённый)
He is the doctor who helped me. - Он (тот) врач.который помог мне. (именно этот врач, определённый).

В плане частоты употребления, определённый артикль самый распространённый, а неопределённый артикль встречается реже остальных. Существует ряд правил о том, когда и где употреблять артикли.

I. Для начала рассмотрим несколько правило неопределённых артиклях a/an.
1. Неопределённые артикли употребляются только с единственным число существительных. Например:
It is a table. - Это стол. These are tables. - Этостолы.
It is an umbrella. - Этозонт.These are umbrellas. - Это зонты.

2. Неопределённые артикли часто употребляются с названиями профессий. Например:
Luke is a musician. - Люкмузыкант.
She is an artist. - Онахудожница.
Глядя на примеры в пунктах 1 и 2, можно сделать вывод, что неопределённый артикль a употребляется со словами, начинающимися с согласных букв, а артикль an - перед словами, начинающимися с гласных букв: a, e, i, o, u (все гласные, кроме y). Вот ещё несколько примеров:
a book - an ice-cream (книга - мороженое)
a flower - an eagle (цветок - орёл)

3. Также неопределённые артикли употребляются, если предмет разговора упоминается впервые, т.е. пока неопределён. Например:
It"s a dog. The dog is brown. - Это собака (одна из многих, мы не знаем какая). (Эта) собака коричневая. (уже известно о какой собаке идёт речь, так как она упоминалась в первом предложении).

4. Ну и последнее правило о неопределённых артиклях, это употребление в некоторых устойчивых выражениях. Их лучше стараться запоминать, так как они не поддаются правилам. Например:
Have a good day! (Желаю тебе хорошего дня!)
half an hour (полчаса)
a few (несколько, некоторые)
once a week (один раз в неделю) и некоторые другие.

Чтобы закрепить правила употребления неопределённого артикля, давайте изучим некоторые английские пословицы. Ведь с фольклорными выражениями всегда лучше запоминается язык.

Set a beggar on horseback and he"ll ride to the devil. - Посади нищего на коня, и он помчится к самому дьяволу (дословный перевод). Посади свинью за стол, она и ноги на стол. (литературный перевод).

There is more than one way to kill a cat. - Существуетболееодногоспособаубитькошку./Свет клином не сошёлся.

Like a needle in a haystack. - Как иголка в стогу сена.

An apple a day keeps the doctor away. - Яблоко в день уберегает от доктора./Кто яблоко в день съедает, тот у доктора не бывает.

To buy a pig in a poke. - Купить свинью в мешке./Покупать кота в мешке.

Эти пословицы в некотором роде использовали сразу несколько правил: существительное в единственном числе, неопределённый субъект, один из многих, первое упоминание. Авыражение an apple a day относитсякустойчивымоборотам (once a week, once a day, once a month).

II. А теперь рассмотрим случаи употребления определённого артикля the .
1. Как уже упоминалось ранее, определённый артикль используется с уже встречающимися в предыдущем предложении словами. Например:
It is a book. The book is interesting. (Этокнига.(Данная)Книга интересна.

2. Также определённый артикль используется с вещами, которые заранее нам известны и определёны. Например:
Close the door, please! - Закрой(те) дверь, пожалуйста! (Наверняка известно какую дверь, так как она одна в комнате и мы точно понимаем, что закрыть нужно именно её).

3. Таким образом, определённый артикль используется со всеми вещами и понятиями в мире, которые уникальны, т.е единственные в своём роде. Например:
the sun (солнце), the moon (луна), the world (мир), the earth (земля), the sky (небо) ит.д.

4. Определённый артикль употребляется с некоторыми географическими названиями: морями, океанами, реками, горными цепями, некоторыми странами (обычно федерации, республики, штаты и т.д.) Например:
The Atlantic Ocean - Атлантический океан
The Black Sea - Чёрное море
The Mississippi - река Мисисипи
The Alps - Альпы

Список стран: the UK (the United Kingdom) - Соединённое Королевство, the USA (the United States of America) - Соединённые Штаты Америки, the Czech Republic - Чешская Республика, the RF (the Russian Federation ) - Российская Федерация, the Netherlands - Нидерланды, the UAE (the United Arab Emirates) - ОАЭ (Объединённые Арабские Эмираты).

5. Определённый артикль также употребляется перед названиями театров, кинотеатров.музеев, галерей, отелей и некоторых достопримечательностей. Например:
The Ritz Hotel (Отель Ритц), The Odeon (кинотеатр Одеон), The Hermitage (музей Эрмитаж), The Bolshoi Theatre (Большой Театр), The Tate Gallery(Галерея Тейт) и т.д.

6. Артикли могут стоять не только перед существительными, но и перед прилагательными. В частности перед прилагательными в превосходной степени (самый большой, самый лучший и т.д). Например:
the best game - самая лучшая игра
the most interesting book - самая интересная книга
the most beautiful actress - самая красивая актриса

7. Интересный случай употребления определённого артикля - классовое обобщение. Это могут быть как существительные, так и прилагательные. Например:
the bourgeoisie - буржуазия
the poor - бедные, the rich - богатые

8. Определённый артикль употребляется перед порядковыми числительными. Например:
the first (первый), the second (второй), the third (третий) и т.д.

9. Также правильно употреблять определённый артикль перед названиями музыкальных инструментов. Например:
play the piano (violin, flute, etc.) - играть на пианино (скрипке, флейте, и т.д.)

10. В употреблении определённого артикля также встречаются фиксированные фразы или устойчивые выражения, которые желательно запоминать. Среди них:
in the morning (утром), in the afternoon (днём), in the evening (вечером), the other (другой), the next (следующий), the last (последний), the beginning/the end (начало/конец), the top/the bottom (верхушка/низ), to the right/left (направо/налево), on the whole (в целом) и некоторые другие.

Также как в случае с неопределёнными артиклями, существует целый ряд традиционных английских пословиц и идиом, которые помогут лучше понять строение языка. Например:

At the ends of the earth. - На краю земли./У чёрта на куличках. (пункты 3 и 10)

Of two evils choose the least. - Из двух зол выбирают наименьшее. (пункт 6)

One law for the rich, and another for the poor. - Один закон для богатых, другой для бедных./Закон - что дышло: куда повернул, туда и вышло./ Богатым закон не писан. (пункт 7)

Tell that to the marines. - Расскажите это морским солдатам./Расскажи это своей бабушке. (пункт 7)

The best fish swim near the bottom. - Лучшая рыба плавает внизу./Хорошее легко не даётся. (пункты 6 и 10)

The busiest man finds the most leisure. - Самый занятой человек находит больше всего досуга./Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает.(пункт 6)

Fish begins to stink at the head. - Рыбаначинаетгнитьсголовы.(пункт 2)

Follow the river and you"ll get to the sea. - Следуй за рекой и доберёшься до моря./По нитке до клубка дойдёшь. (пункт 4)

III. Рассмотрим правила и примеры понятия нулевой артикль (zero article).
1. В первую очередь нулевой артикль всегда употребляется перед именами. Например:
Mary is one of my friends. - Мэри-одна из моих друзей.
He never talks to John. - Он никогда не говорит с Джоном.

2. Также нулевой артикль часто употребляется для обобщения, перед неисчисляемыми существительными и перед исчисляемыми во множественном числе.Например:
I like hamburgers. - Я (вообще) люблю гамбургеры (обобщение, исчисляемые существительные во множественном числе).
Faith is very important. - Вера очень важна. (обобщение, неисчисляемое абстрактное существительное).

3. Нулевой артикль употребляется перед некоторыми географическими названиями и городскими объектами, но отличными от случаев употребления артикля the. Например, перед названиями многих стран мира, перед городами, озёрами, горами, континентами, улицами, парками и т.д. Рассмотрим на примерах:
England (Англия), Spain (Испания), Georgia (Грузия), Moscow (Москва), Baikal (озеро Байкал), Everest (Эверест), Europe (Европа), Africa (Африка),Central Park (Центральный парк), Baker Street (улица Бейкер стрит) и т.д.

4. Многие календарные слова и названия употребляются с нулевым артиклем. Среди них: времена года, месяцы и дни недели. Например:
Our school starts in September. - Наша школа начинается в сентябре.
Spring is my favourite season. - Весна-моёлюбимоевремягода.
We don"t study on Saturdays. - Мынеучимсяпосубботам.

5 . Нулевой артикль также встречается в устойчивых выражениях. Вот несколько часто употребляемых фраз:
at home/work (дома/на работе), go to school (ходить в школу), have breakfast/lunch/dinner (завтракать/обедать/ужинать), at night (ночью), on holiday (в отпуске) и т.д.

Подытоживая правила использования нулевого артикля, приведу в пример несколько английских пословиц:

Caution is the parent of safety. - Осторожность рождает безопасность./Бережёного бог бережёт (пункт 2)

Beauty lies in lover"s eyes. - Крастота-в глазах любящего. (пункт 2)

Jack of all trades is master of none. - Джек (человек), который берётся за все ремесла, не владеет ни одним./За всё браться - ничего не уметь. (пункт 1)

Money has no smell. - Деньгинепахнут.(пункт 2)

Actions speak louder than words. - Действия говорят громче слов./О человеке судят по его делам. (пункт 2)

All roads lead to Rome. - Все дороги ведут в Рим. (пункт 3)

Success is never blamed! - Успех никогда не осуждают!/Победителей не судят! (пункт 2)

На этой оптимистичной ноте урок заканчивается. Теперь Вы знаете в каких случаях употреблять английские артикли, а также знакомы со многими новыми выражениями и пословицами. Не забывайте время от времени повторять правила и использовать пословицы

Домашнее задание. Артикли.

Тема урока: Артикль (The Article )

план-конспект составил:

Цель :

Сформировать у обучающихся представление об артикле , как определителе имени существительного.

Задачи:

Образовательные:

1) познакомить обучающихся с определением артикля, как служебной части речи , обозначить различия между неопределённым и определенным артиклем;

2) объяснить правила употребления форм неопределенного артикля и нормы произношения определенного артикля;

2) сформировать у обучающихся представления об основных случаях употребления определенного и неопределенного артикля в речи, рассмотреть случаи употребления существительных без артикля;

3) научить употреблять в речи неопределенный и определенный артикль на уровне подстановочных и трансформационных упражнений

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные качества обучающихся, познавательный интерес и компетенции в области языковой подготовки;

2) сформировать мотивацию к самостоятельному поиску необходимой информации;

3) развивать самостоятельность, умение использовать справочную информацию;

Воспитательные:

1) воспитывать потребность в осмыслении и систематизации полученной информации;

2) воспитывать у обучающихся аккуратность при выполнении практических заданий.

Учебные вопросы:

1. Артикль.

2. Неопределенный артикль.

3. Определенный артикль.

4. Нулевой артикль.

5. Практические упражнения.

Время урока: 80 минут.

Место проведения урока: кабинет иностранного языка .

Тип урока: урок изучение нового материала.

Метод проведения урока: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Форма проведения урока: лекция и учебный практикум.

Оборудование и оснащение:

1) литература:

Учебник английского языка для 10 класса . Под редакцией. - М.: Академия, 2009.

Учебник английского языка для 10 класса. Под редакцией. - М.: Высшая школа, 2003.

Учебник английского языка для учреждений НПО. Под редакцией. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008.

Минаев пособие. Английский язык в таблицах. - М.: Дрофа, Русский язык, 2000.

2) дидактический материал (раздаточный материал: текст лекции и практические задания).

Ход урока.

1. Организационная часть.

Начало урока. Приветствие.

Отметка по журналу теоретического обучения присутствующих и отсутствующих обучающихся.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Актуализация темы урока

Часто при изучении английского языка люди сталкиваются с проблемой использования артикля.

Артикли – одно из богатств английского языка… и большая проблема для тех, кто говорит на других языках, где артиклей нет.

Большинству русскоязычных студентов, изучающих английский язык, достаточно трудно понять категорию определённости-неопределённости, которой оперируют носители английского... Требуется настоящая перестройка ума, перенастройка логики.

Для того чтобы понять сущность самого явления артиклей в английском языке, необходимо упомянуть, что их не было в древний период и о действительных причинах их возникновения можно только предполагать. Существует версия, что в какой-то момент развития языкового сознания стала ощущаться необходимость указывать с помощью специального формального средства, как употреблено слово, в каком объеме понятия. Эта потребность предположительно возникла вследствие необходимости более точной передачи содержания мысли.

Таким образом, артикль является важным языковым средством, обеспечивающим точное выражение и правильное понимание мыслей в английском языке. Неумелое пользование артиклем в речи ведёт либо к искажению смысла высказывания, либо к взаимному непониманию собеседников.

Кроме того артикли играют большую эмоциональную роль в английском языке, а также говорят об уровне образованности человека.

Цель нашей сегодняшней работы – попытаться определить и систематизировать правила использования неопределенного и определенного артиклей, правила неупотребления артиклей, чтобы в будущем избежать ошибок в речи.

3. Основная часть (с составлением краткого конспекта обучающимися по ходу объяснения учебного материала преподавателем) .

3.1 АРТИКЛЬ (THE ARTICLE)

Артикль - это служебное слово, определяющее существительное. В английском языке два артикля: неопределенный и определенный.

Артикль не употребляется, в основном, в следующих случаях:

1. Перед существительными неисчисляемыми, обозначающими абстрактные понятия:

Не likes music.
Он любит музыку.

2. Перед существительными неисчисляемыми, обозначающими вещество, массу, если не указывается количество этого вещества:

I prefer hot and strong coffee to tea.
Я предпочитаю горячий и крепкий кофе чаю.

3. Перед существительными во множественном числе , если в подобном случае в единственном числе перед ними употребляется неопределенный артикль:

There is a book on the table. На столе (есть) книга.
There are books on the table. На столе (есть) книги.

4. Перед существительными, определяемыми количественным числительным, притяжательным
или указательным местоимением или словами North(ern), South(ern), West(ern), а иногда словами
last, next:

This work must be done today.
Эта работа должна быть сделана сегодня.

Our messroom is on the second floor.
Наша столовая на третьем этаже.

I"ll come to your place next week.
Я к вам приду на следующей неделе.

5. Перед существительными, являющимися именной частью сказуемого, обозначающими должность, единственную в данной обстановке:

After graduating from the Poltava Teachers Institute A. S. Makarenko was appointed director of the school for orphans.
Когда окончил Полтавский педагогический институт, его назначили директором школы для детей-сирот.

6. Перед названиями стран, континентов, городов, улиц, гор, островов, озер и т. д., а также перед именами и фамилиями:

I lived in Gorky Street in Moscow.
Я жил на улице Горького в Москве.

Elbrus is the highest mountain in the Caucasus.
Эльбрус-самая высокая гора на Кавказе.

7. Перед названиями времен года, месяцев, дней недели:

Usually students have no classes in summer.
У студентов летом обычно не бывает занятий.

8. Перед существительными dinner, breakfast, supper, tea, day, night, evening, morning, school, college, hospital и др., когда они имеют абстрактное значение:

My son goes to school.
Мой сын учится в школе.

Dinner is always ready at two.
Обед всегда готов в два часа.

3.2 НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛЬ (THE INDEFINITE ARTICLE)

1. Неопределенный артикль а произошёл от числительного one один, поэтому может определять только исчисляемые существительные единственного числа.

Неопределенный артикль имеет две формы: a, если стоящее после него слово начинается с согласного звука:

a book - книга
a flag - флаг

и an, если стоящее после него слово начинается с гласного звука:

an army - армия
an hour"s walk - часовая прогулка

2. Неопределенный артикль употребляется в следующих случаях:

a. Если о предмете (или лице) упоминается впервые и он не известен собеседнику:

A boy is standing at the window. У окна стоит мальчик (какой-то неизвестный мальчик).

b. Если предмет (или лицо) рассматривается как один из многих таких же, на что чаще всего указывает определение:

My elder brother lives in a big city. Мой старший брат живет в большом городе (в одном из многих больших городов).

c. Если о предмете (или лице) говорится как о представителе всего класса:

A cadet is a student of a military school. Курсант - это учащийся военного училища (любой курсант).

d. Если существительное является именной частью составного именного сказуемого:

My friend"s father is a worker and my father is an officer. Отец моего друга-рабочий, а мой отец-офицер.

e. После слов rather, quite, such, what (в восклицательных предложениях) и после оборота there + to be, стоящих перед исчисляемыми существительными:

She was such a good student!
Она была такой хорошей студенткой!

There is a forest near our village.
Около нашей деревни есть лес.

f. В словосочетаниях once a day (week, month, year), at a time, in a minute, not a word, когда неопределенный артикль по своему значению соответствует числительному one один:

I"ll be back in a minute.
Я вернусь через (одну) минуту.

She uttered not a word.
Она не произнесла ни (одного) слова.

g. В словосочетаниях a great deal (of), a number (of), a great many, a little, a few и др., а также в словосочетаниях to be at a loss, to be in a hurry, as a rule, it"s a shame, it"s a pity, to have a walk, to have a smoke и др.:

Let"s have a rest!
Давайте отдохнем!

It"s a pity I was not present at your lecture.
Жаль, что я не присутствовал на вашей лекции.

3.3 ОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛЬ (THE DEFINITE ARTICLE)

1. Определенный артикль the произошел от указательного местоимения this этот и может определять исчисляемые и неисчисляемые существительные как в единственном, так и во множественном числе.

Определенный артикль имеет два варианта произношения:[зэ] если за ним следует слово, начинающееся с согласного звука:

the theatre - театр

и, [зи] если следующее за ним слово начинается с гласного звука:

the apple - яблоко
the English lesson - урок английского языка

2. Определенный артикль обычно употребляется в следующих случаях:

a. Если о существительном уже упоминалось или из контекста ясно, о каком предмете (или лице) идет речь:

This is a map. The map is large.
Это-карта. Карта (о которой упоминалось в первом предложении) большая.

My children are in the village.
Мои дети в деревне (собеседникам известно, о какой деревне идет речь).

b. Если существительное является единственным в своем роде или в данной ситуации:

"The Red Book of the USSR" was published in 1978.
"Красная книга СССР" была опубликована в 1978 году.

c. Если существительное определяется порядковым числительным или прилагательным в превосходной степени:

The first wealth is health.
Здоровье - первое богатство.

d. Если существительное имеет определение ограничивающего характера, отвечающее на вопросы какой?, чей?, который?, которое может быть выражено либо существительным с предлогом, либо придаточным определительным предложением, либо причастным оборотом:

People who have a sense of humour usually have the power of sympathy strongly developed.
Люди, обладающие чувством юмора, обычно обладают сильно развитым чувством сопереживания.

e. Перед существительными, обозначающими вещество, если речь идет об определенном количестве этого вещества, что иногда можно видеть из контекста:

Pass the milk, please.
Передай, пожалуйста, молоко.

The water in the glass is very cold.
Вода в стакане очень холодная.

f. Перед существительными, обозначающими части суток:

I get up at seven in the morning.
Я встаю в семь утра.

g. Перед фамилиями, употребленными во множественном числе для обозначения членов одной и той же семьи:

Не used to come to the Simonovs on Sundays.
По воскресеньям он обычно приходил к Симоновым.

h. Перед названиями театров, кинотеатров, музеев, картинных галерей, гостиниц, кораблей, газет, журналов и т. п.:

The British Museum was founded in 1753.
Британский музей был основан в 1753 году.

The Kremlin Palace of Congresses near the Troitsky gates was opened on October 17, 1961.
Кремлевский Дворец съездов около Троицких ворот открылся 17 октября 1961 года.

i. Перед названиями рек, морей, океанов, горных цепей, частей света:

Have you ever been to the Black Sea shore?
Вы когда-нибудь были на побережье Черного моря?

The Urals divide the territory of Russia into European and Asian parts.
Уральские горы делят территорию России на европейскую и азиатскую части.

The Volga is the longest river in Europe.
Волга-самая длинная река в Европе.

j. Перед названиями грамматических категорий (времени, наклонения, залога, падежа и т. п.):

Some verbs in the Russian language are never used in the Passive Voice.
В русском языке некоторые глаголы никогда не употребляются в страдательном залоге.

k. Перед названиями народов, национальностей:

When at Rome, do as the Romans do.
Когда находишься в Риме, поступай, как поступают римляне.

l. Перед следующими названиями стран, местностей и городов:

the Ukraine Украина
the Crimea Крым
the Caucasus Кавказ
the Congo Конго
the Netherlands Нидерланды
the Hague Гаага
the Lebanon Ливан
l like the sunny Crimea.
Я люблю солнечный Крым.

m. Перед географическими названиями, представляющими собой сочетание нарицательного существительного с предшествующим определяемым словом:

the United States - Соединенные Штаты
the English Channel - Английский канал (Ла-Манш)

4. Практическая часть.

Обучающиеся выполняют грамматические тесты. Преподаватель индивидуально поясняет непонятные моменты.

4.1 Неопределенный артикль в английском языке.

1. There is … table opposite the chair. … table is very nice.
a) a/A
b) the/A
c) -/The
d) a/The

2. … cat (подразумевается: любая кошка) likes purring. My cat liked meowing as well.
a) The
b) –
c) An
d) A

3. She is so unsociable. She has only … few (несколько) close friends. What … pity!
a) a/a
b) the/the
c) a/-
d) the/a

4. Let’s have … smoke! - It’s … shame! You still smoke … cigars!
a) a/a/-
b) the/the/-
c) -/-
d) a/the/the

5. Why are you always in … hurry? Because … time is … money.
a) the/the/the
b) a/a/a
c) a/-/-
d) -/-/-

6. Please give me … book to read. – Which one? – … book that is on your left.
a) a/The
b) a/A
c) the/A
d) A/A

7. Do you have … car? No, I prefer going on … foot or by …bus.
a) a/a/a
b) the/the/the
c) a/-/the
d) a/-/-

8. She’s … citizen of …USA.
a) a/a
b) a/-
c) the/the
d) a/the

9. My husband works as … pilot. It means that I can go by … air at a low price.
a) a/-
b) a/a
c) the/the
d) -/-

10. Do you read any newspapers? – Yes I read …”Times” and … “Komsomol”.
a) a/a
b) -/-
c) the/the
d) the/a

4.2 Определенный артикль в английском языке.

1. It’s an ancient table. … table was designed by a famous designer in 1966.
a) An
b) A
c) The
d) –

2. He is … third person who has failed to release (не удалось раскрыть) a parachute.
a) the
b) a
c) –
d) an

3. I wanted to be … barber but now I work at … butcher’s.
a) the/the
b) a/the
c) a/a
d) -/the

4. … African elephant (вид этих животных) is not about to die out (вымирать). It’s nothing more than … fib (не более, чем выдумка).
a) a/the
b) the/a
c) the/-
d) -/a

5. … milk that I bought in the supermarket turned sour in just … day.
a) the/the
b) a/a
c) -/-
d) the/a

6. …Sun never rises in …West. - Really? To tell … truth I didn’t know it.
a) a/the/a
b) the/the/the
c) a/a/a
d) -/a/the

7. She is … very poor woman. We have to raise money for her because we ought to help … poor.
a) the/the
b) a/a
c) a/the
d) -/the

8. I like … Ivanovs (про семью). They are … very united family.
a) the/a
b) a/a
c) -/a
d) a/the

9. My city is … most beautiful city.
a) –
b) the
c) a/the
d) a

10. When will be … next stop. There won’t be any stops any more. It was … last stop.
a) a/a
b) a/the
c) the/the
d) the/-

5. Проверка степени усвоения учебного материала.

5.1. Практическая часть.

После выполнения грамматических тестов обучающимся выдаются ключи к заданиям для проверки работы и самооценки.

Ответы к тесту по теме «Неопределенный артикль в английском языке»:
1. d
2. d
3. a
4. a
5. c
6. a
7. d
8. d
9. a
10. c

Ответы к тесту по теме «Определенный артикль в английском языке»:
1. c
2. a
3. b
4. b
5. d
6. b
7. c
8. a
9. c (a most beautiful city – чрезвычайно красивый город, the most beautiful city – самый красивый город).
10. c

5.2 Теоретическая часть

Преподаватель проводит фронтальный опрос обучающихся.

1 вопрос: Что такое артикль?

2 вопрос: От какого слова происходит и что означает неопределенный артикль?

3 вопрос: От какого слова происходит и что означает определенный артикль?

4 вопрос: В каких случаях используется форма неопределенного артикля –a, а в каких – an?

5 вопрос: Какие варианты произношения имеет определенный артикль?

6 вопрос: Назовите основные случаи употребления неопределенного артикля.

7 вопрос: Назовите основные случаи употребления определенного артикля.

8 вопрос: Назовите известные вам случаи употребления нулевого артикля.

Подведение итогов

Преподаватель выставляет оценки в журнал.

Преподаватель под запись диктует домашнее задание.

Домашнее задание:

1. Прочесть и выучить записи в рабочей тетради.

2. Составить (найти) по 3 примера на разные случаи употребления в речи каждого артикля.

Задание для самостоятельной работы:

1. Найти информацию по теме «Использование артикля в английском языке. История вопроса».

План-конспект урока

МКОУ «Рыканская средняя

общеобразовательная школа»

10 класс

Тип урока: Формирование грамматических навыков по теме: «Употребление артикля с географическими названиями».

Тема : “How different the world is?”

Сюжетная линия : “Different landscapes – different countries”

Цель урока (учебная): формирование грамматических навыков по теме: «артикль с географическими названиями».

Сопутствующая задача: развитие умения читать и аудировать с целью полного понимания прочитанного (услышанного).

Образовательная (познавательная) задача: знакомство с особенностями географического положения Америки, Великобритании, Австралии и России.

Развивающая задача: развитие положительных эмоций, волевых качеств, памяти, мышления, воображения; развитие способности к распределению внимания, к непроизвольному запоминанию, к анализу и синтезу.

Воспитательная задача: воспитание интереса к иностранному языку, положительного отношения к языку, к культуре народа говорящего на этом языке, уважительного и доброжелательного отношения к носителям иностранного языка.

Речевой материал :

- материал для повторения : desert, plain, coast, hill, forest, ocean, unique, useless, huge, flat, extensive, deep, vast, mountainous, wood, range, prairie, canyon, outback, drought, flood;

- новый речевой материал ( НЛЕ ): the USA, Australia, the UK, Great Britain, Ireland, England, the Pacific Ocean, the Great Sandy, the Great Victoria, the Appalachian Mountains, the Rockies, the Atlantic Ocean, etc.

Новый грамматический материал: article with geographical names.

Оснащение (ТСО) – презентация.

Ход урока

Время

Этап урока, подэтап

Речевые действия учителя

Речевые действия учеников

Оснащение

2мин

I. Орг.момент

Good morning.

I am glad to see you.

Sit down, please.

Let’s start our lesson.

Today, we will learn to use the article with geographical names.

Good morning.

We are glad to see you, too.

4мин

II. Фонетическая зарядка

Dear children! What is the weather like in London? It is foggy and rainy! And I"m sure you know that London is situated on the bank of the Thames.

Let"s listen to the poem about the Thames and the nature in London in autumn.

SYMPHONY IN YELLOW

(by O. Wilde)

An omnibus across the bridge

Crawls like a yellow butterfly,

And, here and there, a passer-by

Shows like a little restless midge.

Big barges full of yellow hay

Are moved against the shadowy wharf.

And, like a yellow silcen scarf,

The thick fog hangs along the quay.

The yellow leaves begin to fade

And flutter from the temple elms,

And at my feet the pale green Thames.

Lies like a rod of rippled jade.

Pupils read the transcription of the following words:

Canada the United States

Spain the South of England

Great Britain the North Africa the Mediterranean

the Pacific (ocean)

the Indian (ocean)

the (English) Channel

the Mediterranean (sea)

the North sea

the Panama Canal

17мин

III .Презентация грамматического материала

Now we’ll talk about the article “the” with geographical names. Read and remember when we use it.

1) Continents.

We do not say "the " with the names of continents:

Example: Africa, Europe, Asia, South America.

2) Countries and states.

We do not usually say "the" with the manes of countries and states:

Example: France, West Germany, Texas, Japan, Nigeria, Florida.

a) But we say "the " with names which include words like: "republic", "union", "kingdom", "states".

Examp1e: the German Federal Republic; the Soviet Union; the United States of America; the United Kingdom.

b) We also use "the" with plural manes.

Example: The Netherlands; The Philippines.

3) Cities.

We do not use "the " with the names of cities, towns villages.

Example: Cairo, New Work, Glasgow, Madrid.

Ex с epti о n: the Hague.

4) Islands.

Island groups usually have plural names with "the ".

Example: the Bahamas, the Canaries, the Canary Islands, the British Isles.

Individual islands usually have singular names without "the ".

Example: Corfu, Sicily, Easter Island.

5) Regions.

We say with "the ":

Example: the Middle East, the Far East, the north of England, the south of Spain, the west of Canada.

But we say without "the ": northern England, southern Spain, western Canada.

6) Mountains.

Mountain ranges usually have plural names with "the ".

Example: the Rocky Mountains, the Rockier, the Andes, the Alps.

But Individual mountains usually have names without "the".

Example: (Mount) Everest, Ben Nevis (in Scotland), (Mount) Etna.

7) Lakes.

Lakes usually have names without "the".

Example: Lake Superior, Lake Constance.

8) Names of oceans , seas, rivers, canals have "the".

Examp1e: the Atlantic (ocean), the Amazon, the Mediterranean (sea), the Thames, the Nile, the Rhine, the Suez Canal, the English Channel, the Indian ocean, the Panama Canal.

N о t e: on maps "the " is not usually included in the name.

Учебник, тетрадь, презинтация

20мин

Автоматизация

Here are some geography questions. You have to choose the right answer. Sometimes you need "the", sometimes not.

1) What is the longest river in the world?

a) Amazon; b) Rhine; c) Nile.

2) Where is Bolivia?

3) Where is Ethiopia?

a) Asia; b) South America; c) Africa.

4) Of Which country is Manila the capital?

a) Indonesia; b) Philippines; c) Japan.

5) Of which country is Stockholm the capital?

a) Norway; b) Denmark; c) Sweden.

6) Which is the largest continent?

a) Africa; b) South America; c) Asia.

7) What is the name of the mountain range in the west of North America?

a) Rocky Mountains; b) Andes; c) Alps.

8) What is the name of the ocean between America and Asia?

a) Atlantic; b) Pacific; c) Indian.

9) What is the name of the sea between Africa and Europe?

a) Black sea; b) Red sea; c) Mediterranean sea.

10) What joins the Atlantic and the Pacific oceans?

a) Suez Canal; b) Panama Canal

Today we are going to have a quiz! For this we are going to have 2 teams. And we need a quiz-master too. I think I"ll be the quiz-master. We want 5 people in each team. So, we have 2 teams. Now, choose a name for yourselves.

Right. The Lions. The Tigers.

Do you all agree on those manes? Remember them!

OK. Now listen to the rules, please!

The rules:

I"m going to ask someone in the first team a question. If he or she can answer correctly I"ll give the team 5 points.

If he or she doesn"t know the answer he can ask his teammates for help and if they get it right I"ll give the team 3 points.

But if they give the wrong answer or no answer I"ll ask another team.

If the teammates know the right answer, they"ll score 3 points.

Is everything clear?

So, let"s begin our Quiz!

Geography Quiz

1) Which island is the largest in the world?

2) Is there a sea without shores?

3) Why is the largest ocean called Pacific? Who gave it this name?

4) What is the name of the range of mountains that may be called the centre of Europe?

5) Of what city has it been said that "sea is the street there"?

6) What is the resemblance between Canberra, Ottawa and Wellington?

7) Of what countries are these cities? (Alexandria, Calcutta, Durban, Rio-de-Janeiro, Haifa.)

8) Black, Red, White, Yellow - what word (not colour) can be added to each of these to put them all in the same group?

9) Is there a capital of Asia?

10) In what continents are Normandy, Queensland, Ontario, Texas situated?

11) What are the famous cities on the Ganges and the Nile?

12) Some of the following cities are capitals; some are not. do you know which are which? (Ankara, Athens, Belfast, Brussels, Delhi, Geneva, Glasgow, Karachi, Madrid, New York.)

13) What is the name of the strait where Europe and Africa come closest together?

14) Which is the highest mountain in North America?

15) What is the name of the most southerly state on the Pacific Ocean (the USA)?

Pupils do this task in written form.

1 (a) the Amazon;

2(b) South America;

3(c) Africa;

4(b) the Philippines;

5(c) Sweden;

6(c) Asia;

7(a) the Rocky Mountains (the Rockies);

8(b) the Pacific;

9(c) the Mediterranean Sea;

10(b) the Panama Canal.

1) Greenland.

2) The Sargasso Sea.

3) It was so called by Magellan. During his round the world voyage the Pacific Ocean was absolutely calm.

4) The Alps.

5) Venice.

6) They are the capitals of Australia, Canada and New Zealand.

7) Alexandria - Egypt, Calcutta - India, Durban - South Africa, Rio-de-Janeiro - Brazil, Haifa - Israel.

8) Sea (The Black Sea, The Red Sea, The White Sea, The Yellow Sea).

9) Asia is a continent, not a country; it has no capital.

10) Normandy in Europe, Queensland in Australia, Ontario and Texas in North America.

11) On the Ganges - Calcutta. On the Nile - Alexandria, Cairo.

12) Geneva, Glasgow, New York arc not Capitals.

13) The Straits of Gibraltar (at the western part of the Mediterranean Sea).

14) Mount McKinley.

15) California.

Учебник, тетрадь, презинтация

1 мин

IV.Итог

What new information have you learnt today?

What do you like doing most of all?

Our lesson is over. The bell has gone. Good-bye.

Учебник, тетрадь, презинтация

1 мин

V.Д/З

Ex. 2(3), p. 6; ex. 6, p. 6 (AB, unit I).

АРТИКЛЬ (THE ARTICLE)

Артикль — это служебное слово, определяющее существительное. В английском языке два артикля: неопределенный и определенный .

Артикль не употребляется, в основном, в следующих случаях:

1. Перед существительными неисчисляемыми, обозначающими абстрактные понятия:

Не likes music.
Он любит музыку.

2. Перед существительными неисчисляемыми, обозначающими вещество, массу, если не указывается количество этого вещества:

I prefer hot and strong coffee to tea.
Я предпочитаю горячий и крепкий кофе чаю.

3. Перед существительными во множественном числе, если в подобном случае в единственном числе перед ними употребляется неопределенный артикль:

There is a book on the table. Настоле (есть) книга.
There are books on the table.
На столе (есть) книги.

4. Перед существительными, определяемыми количественным числительным, притяжательным
или указательным местоимением или словами North(ern), South(ern), West(ern), а иногда словами
last, next:

This work must be done today.
Эта работа должна быть сделана сегодня.

Our messroom is on the second floor.
Наша столовая на третьем этаже.

I’ll come to your place next week.
Я к вам приду на следующей неделе.

5. Перед существительными, являющимися именной частью сказуемого, обозначающими должность, единственную в данной обстановке:

After graduating from the Poltava Teachers Institute A. S. Makarenko was appointed director of the school for orphans.
Когда А. С. Макаренко окончил Полтавский педагогический институт, его назначили директором школы для детей-сирот.

6. Перед названиями стран, континентов, городов, улиц, гор, островов, озер и т. д., а также перед именами и фамилиями:

I lived in Gorky Street in Moscow.
Я жил на улице Горького в Москве.

Elbrus is the highest mountain in the Caucasus. Эльбрус-самая высокая гора на Кавказе.

7. Перед названиями времен года, месяцев, дней недели:

Usually students have no classes in summer.
У студентов летом обычно не бывает занятий.

8. Передсуществительными dinner, breakfast, supper, tea, day, night, evening, morning, school, college, hospital идр., когдаониимеютабстрактноезначение:

My son goes to school.
Мой сын учится в школе.

Dinner is always ready at two.
Обед всегда готов в два часа.

Сабақтың жоспары
Поурочный план
The plan of the lesson
Күні/ Дата/ Date:
Сынып/Класс/Class: 3
Пән/ Предмет/ Subject: English
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: «Articles a/an»
Aim/Мақсаты/Цель урока: To acquaint pupils with articles a/an.
Мақсаты/ Задачи занятия/ Objectives:
білімдік / образовательная/ educational:
­ To activate pupils vocabulary.
­ To practice oral speech.
­ To control knowledge in grammar material.
дамытушылық/ развивающая/ developing:
­ To develop speaking, listening, writing and reading skills.
­ To develop attention, memory.
­ To develop mental activity of the pupils.
тәрбиелік/ воспитательная / bringing­up:
­ To support an interest in the English lesson.
­ To bring­up sense of friendship.
­ To bring­up patriotism.
­ To form communicative skills.
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: cards with the text, toy, interactive board,
books, visual material.
Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan.
1. Greeting
2. Warm­up activity
3. Presentation of new material
4. Physical training
5. Fixing of knowledge
6. Summary

Content
1.
Greeting.
­ Stand up!
­ Сәлеметсіздерме!
Time
limit
Instructional
setting
2
T­Gr
­ Good afternoon my children! I am glad to see you!
­Sit down, please.
­Howe are you Саша?
­What date is it today? (Today is the16 of October)
­What’s the weather like in Kostanay today? (а какая погода в
Костанае сегодня?) (cold­ холодная, or sunny, warm­теплая)
All right (правильно)
2.
Warm­up activity.
10
T – Gr
­ Look at the theme of our lesson and think what today
T – S1
we will study?
­ Посмотрите на тему нашего урока и подумайте, что
же сегодня будем изучать?
­ Как вы думаете, что такое articles a/an?
­ На прошлом уроке мы с вами немного познакомились
с неопределенными артиклями a/an.
­ Today at lesson we are going to repeat the « School
accessories» and acquaint with the new theme on
topic « Аrticles a/an », playing a games, for active
work on lesson you will get a good marks.
­Мы сегодня с вами повторим «Школьные принадлежности»
и познакомимся с новой темой «Артикли a/an », поиграем,
за активную работу на уроке вы получите хорошие оценки.
­ Let’s start our lesson!
­Open your copybooks and write down Today’s date. Today

is the 16th of October.
­ And start our lesson I would like to with the home work.
­Вам было задано выучить новые слова, принадлежащие к
школьным принадлежностям, решить кроссворд и
раскрасить школьные принадлежности по определенным
цветам.
­ Ал бастайық!
­
I read and you listen to me!
Books
I like books
I really do
- Books with stories
And pictures, too.
Books of birds
And things that grow
Books of people
We should know.
Books of animals
And places, too,
I like books I really do!
­ I read and you repeat after me!
­Я читаю, а вы все вместе повторяете за мной.
­Ельдана read the poem.
Who can translate?
Книги.
Я люблю книги,
Я действительно делаю их
­ Книги с рассказами

И фотографии тоже.
Книги про птиц
И то, что растет
Книги про людей
Мы должны знать.
Книги о животных
И места тоже.
Я люблю книги, которые я действительно делаю!
­ Nice. Very good.
3.
Presentation of new material.
13
T­Gr
­And now look at the blackboard.
­А сейчас обратите внимание на доску.
­Неопределенный артикль используется, когда вы
упоминаете что­то впервые или хотите сказать: «какой­то
один», «любой», «один из».
­Артикль a (an) используется только перед исчисляемыми
существительными единственного числа - т.е. перед
такими, где можно мысленно сказать один.
­Исчисляемые существительные - это те, которые можно
посчитать. Например, книги, деревья, собаки и т.д. Во
множественном числе неопределенный артикль не ставится.
Непред.артикли
a an
toy apple
kite elephant
box umbrella
­А сейчас я хотела бы вам раздать вот такие вот памятки,

чтобы вам в дальнейшем было легче поставить нужный
артикль. Обратите внимание на памятку.
(работа с памяткой)
Артикл
ь
A
An
Перед словами, которые начинаются со звука:
b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, w, x, y, z
a, e, i, o, u
4.
Physical training.
2
T­Gr
Touch your shoulders, (прикоснись к плечам)
Touch your nose, (прикоснись к носу)
Touch your ears, (прикоснись к ушам)
Touch your toes. (прикоснись к ногам)
5.
Fixing of knowledge
13
T­Gr
­And now playing a game.
­А сейчас мы с вами поиграем. Я кидаю вам волшебную
игрушку и называю слова, а вы называете подходящий
артикль к этому слову.
­Let’s go!
­ a toy, (an) actress, (a)сумка, (an) artist, a box, (an) apple,
(a) поезд, (an) elephant, (a)қарындаш, (an) orange, (a) rubber,
(an) ear, аю, (a) car, (a) kite, (a) самолет, робот, қалам, a
copybook, линейка, сөздік.
Игра «Хлопай или топай» ­ я вам называю слово с
правильно использованным артиклем, значит, вы хлопаете,
если неправильно, то топаете ногами.
­ (an) toys, (a) actress, (an) сумка, (a) artist, (an) box, (a)
apple, (an) поезд, (a) elephant, (an) қарындаш, (a) orange,
(an) rubber, (a) ears, аю, (an) cars, (an) kite, (an) самолет,
робот, қалам, a copybook, линейка, сөздік.

­ Ok. Nice of you
­Now open your diaries and write down homework.
2
­Вашим домашним заданием, будет выучить, какие
существуют артикли и уметь их различать. На следующий
урок я буду проверять.
А
Р
О
Д
А
А
И
А
Р
66Summary
3
T­Gr
Бүгінгі сабақта біз сендермен бірге қандай тақырыппен
кездестік?
­ What have you learn today? (что вы сегодня узнали?)
­ Did you like our lesson? вам понравился урок?)
Your lesson marks for the lesson (ваши оценки за урок)
­Fife, four,(пять, четыре) оценки
­ Our lesson is over! (наш урок окончен)
Сау болыныз! Bye­bye!