Чайлдфри: а не мнима ли свобода? Что такое чайлдфри по-русски

В последнее десятилетие внимание общества в нашей стране всё чаще останавливается на движении чайлдфри. Некоторых откровенно возмущает их позиция, другие же относятся к ней равнодушно, так как она является свободным выбором конкретных людей и не затрагивает интересов общества в целом.

В любом случае, следует внимательно рассмотреть, кто такие чайлдфри и чего они добиваются, прежде, чем высказывать своё осуждающее либо одобрительное мнение.

Что значит «чайлдфри» по-русски?

Как несложно догадаться, слово «чайлдфри» , или «childfree» — это английское слово, которое по-русски означает «свобода от детей» . Так себя называют люди, которые принципиально отказываются рожать собственных , предпочитая реализовывать себя в других сферах деятельности, далеких от отцовства или материнства. При этом они вовсе не проявляют по отношению к детям отрицательных эмоций, а некоторые из них успешно занимаются педагогической деятельностью.

Не следует путать чайлдфри с другим общественным движением – чайлдхейт (childhate) , которое характеризуется резко негативным отношением к детям. В отличие от них, чайлдфри относятся к детворе вполне дружелюбно или, в крайнем случае, равнодушно.

Как появились чайлдфри?

Во все времена, начиная с глубокой древности, в обществе находились люди, не считавшие обязательным для себя обзаведение потомством и участие в воспитании детей. Для знати эта проблема решалась легко – уход за детьми поручался слугам, представителям социальных низов было сложнее полностью отказаться от обзаведения детьми и участия в их воспитании.


Общественное мнение, как правило, относилось к таким людям резко негативно. Бездетных не по своей воле было принято жалеть. Те же, кто сознательно отказывался от роли родителя, вызывали в обществе возмущение либо не воспринимались социально полноценными людьми. Впрочем, при отсутствии надежной контрацепции, многим приходилось становиться матерями и отцами в силу биологических законов.

Всё изменилось в 70-х годах ХХ века, когда различные виды контрацептивов прочно вошли в жизнь обычных людей. Первыми, кто рискнул во всеуслышание объявить о праве женщин не рожать детей, если они не хотят этого, были , Ширли Радл и Элен Пек. По их инициативе в США была создана первая общественная организация чайлдфри – Национальное общество не-родителей (NON). В 80-х годах оно было преобразовано в движение чайлдфри, в котором сегодня принимают участие представители обоих полов.

Почему люди становятся чайлдфри?

Причин, по которым некоторые люди выбирают осознанную бездетность, немало, но психологи сумели выделить четыре основных:

— сильные негативные эмоции по отношению к собственному детству и бессознательное нежелание повторить для своего ребёнка этот отрицательный опыт;

— безответственность, нежелание отвечать за ребёнка, тратить на него материальные ресурсы и душевные силы, стремление наслаждаться жизнью без помех в виде детей;

— стремление сделать карьеру, достигнуть высокого профессионального роста, реализовать себя в науке, бизнесе, искусстве и т.д., чему рождение ребёнка может помешать;

— бунтарство, желание идти вразрез с общественным мнением, которое до сих пор считает деторождение обязанностью каждого взрослого человека.

Некоторые психологи склонны называть стремление к бездетности репродуктивной импотенцией, возникающей вследствие угнетения половой и репродуктивной функции стрессовыми состояниями, присущими современному конкурентному обществу, а также многочисленными нарушениями половой социализации.


В любом случае, если человек принял осознанное решение отказаться от рождения и воспитания детей – это его личная позиция. Если чайлдфри не пропагандируют своих взглядов и не навязывают их подрастающему поколению, то решение оставаться бездетными не должно каким-то образом затрагивать тех, кто выбрал нелёгкий, наполненный ответственностью и любовью путь матери или отца.


Вы наверняка слышали, как очередная известная персона во всеуслышание признается в нежелании заводить детей. И количество таких публичных заявлений увеличивается. Всему виной постоянно растущее, привлекающее в свои ряды все больше людей сообщество чайлдфри. Возникают новые международные организации и развиваются социальные сети для объединения в борьбе с давлением общества сторонников традиционной модели семьи.

Добровольно несчастна или сознательно свободна?

Childfree в дословном переводе с английского означает «свободный от детей» . Это движение людей, объединенных общей идеей отказа от рождения наследников, которые, по их мнению, ограничивают свободу личности.

Тех, кто неспособен в силу состояния здоровья иметь потомство, нельзя считать чайлдфри. Эта идеология предполагает сознательный выбор, а в случае бесплодия такого нет. Вы можете завести ребенка, но не хотите? Тогда найдете единомышленников среди «свободных от детей». Если не уверены, хотите ли иметь детей, или решили отложить их рождение, к категории чайлдфри вы не относитесь.

Приверженцы идеи отказа от деторождения считают, что это выбор представителей развитого общества . По статистике именно среди высокообразованных женщин выше процент осознанно бездетных. Явление отказа от потомства не ново, но в последнее время приобрело большие масштабы. Новые средства коммуникаций позволили упростить поиск единомышленников и популяризацию своих идей. Чайлдфри становятся увереннее в борьбе с мнением большей части общества, не принимающей их жизненную позицию. Тем не менее до сих пор не все готовы открыто признаться, что хотят посвятить жизнь исключительно себе.

Публичные люди, в том числе представители шоу-бизнеса, демонстрируя свои убеждения, придают более скромным идеологическим братьям и сестрам уверенность в правильности сделанного выбора.

Звезды-чайлдфри

Вам наверняка знакомы женщины, о которых пойдет речь дальше. Очевидно, что они обладают огромной силой духа. Ведь на фоне голливудского беби-бума они не боятся открыто высказываться за отказ от детей.

Кэмерон Диаз


Ей уже сорок три, но в планах рождение детей так и не появилось. По признанию актрисы, она любит малышей, но не готова иметь собственных. Их отсутствие, как она считает, позволяет воплощать в жизнь мечты. Диаз признается, что ее жизнь прекрасна без детей, и менять ничего не собирается. Одной из причин своего успеха она считает именно бездетность. По мнению популярной актрисы, многие женщины не настолько увлечены своим материнством, как хотят показать обществу. Просто они боятся осуждения окружающих, которое наверняка обрушится на них в случае признания в нежелании иметь детей, и следуют стандартной модели жизни. А Кэмерон не боится кривотолков и готова противостоять давлению.

Общество очень давит на женщин и навязывает им общепринятый образ жизни. В моем случае это касается детей, все считают, что я обязана обзавестись ребенком и упрекают меня в том, что я не хочу иметь детей.

Опра Уинфри


Ей 61. Очевидно, что любимица Америки уже не порадует наследником своих поклонников. Опра объясняет свое нежелание иметь детей тем, что она была лишена заботы, будучи ребенком, и не научилась заботиться о ком-либо. Скромный опыт ухода за чужими детьми стал для лучшей ведущей мира шокирующим. Она призналась, что окончательно утвердилась в решении отказаться от роли матери после того, как на протяжении целого дня должна была присматривать за ребенком.

Полученная Опрой в молодости сильная психологическая травма могла стать фактором, сделавшим ее чайлдфри. Как утверждают некоторые источники, у нее есть опыт материнства, но трагичный. Опра забеременела совсем юной, выносила ребенка, но потеряла сразу после рождения. Это событие настолько травмировало женщину, что вопрос о возможном материнстве был закрыт навсегда.

Дита фон Тиз


Сложно себе представить Королеву бурлеска с младенцем у груди. Судя по всему, этого и не произойдет. 43-летняя Дита имеет две на ее взгляд веские причины для отказа от материнства. Она слишком востребована и предана своей работе, чтобы позволить себе уйти в отпуск по уходу за ребенком. К тому же звезда очень трепетно относится к своему телу. Возможно, дополнительным фактором, повлиявшим на принятие Дитой решения остаться бездетной, стало отсутствие среди ее мужчин желающего стать отцом ее ребенка. Но надежда остается. Звезда утверждает, что если забеременеет, изменит свои взгляды.

Раньше я думала, что к 28 годам буду замужем и выйду на пенсию. Я тогда и представить не могла, что моя карьера будет в самом разгаре. Если бы я забеременела, я бы пересмотрела свои взгляды, но, если даже этого не случится, я не перестану считать себя женщиной.

Дженнифер Энистон

В свои 46 Дженнифер не перестает вызывать интерес у журналистов и обывателей, как потенциальная мать. Каждое посещение ею гинеколога или несколько дополнительных сантиметров, появившихся в области талии, порождают слухи о беременности. Энистон признается, что устала от несправедливости, давления общественности, которая воспринимает ее как неполноценную женщину только за нежелание заводить детей. Правда или нет, но актриса утверждает, что вполне довольна своей жизнью, и отсутствие в ее особняке детских криков ее совершенно не угнетает. Однако поклонники звезды не оставляют надежд увидеть ее в роли мамы.

Мне не нравится давление, которое люди оказывают на меня как на женщину, утверждая, что я провалилась, потому что у меня нет потомства. Обо мне продолжают говорить, что я была сфокусирована на карьере и на себе, поэтому не захотела стать матерью и это очень эгоистично. Не думаю, что это справедливо.

Наоми Кэмпбелл


Знаменитый тяжелый характер Наоми не стал мягче и к 45 годам. Всех своих мужчин она доводит до белого каления. Жертвами чар Черной пантеры стали выдающиеся актеры Роберт де Ниро и Сильвестр Сталлоне, выдающийся мастер танца Хоакин Кортес, а также многие другие значительные творческие единицы и признанные сердцееды. И ни один из них не был удостоен звания отца ребенка Наоми Кэмпбелл. Супермодель утверждает, что если ребенок будет ей послан свыше, она примет это как должное, но принуждать себя заводить детей не собирается. Однако, с каждым годом Наоми становится все менее убежденной чайлдфри.

Если Бог даст мне детей, то так тому и быть. Но я не давлю на себя. Пусть события развиваются естественным путем. Я живу сегодняшним моментом, и меня все устраивает.

Рене Зеллвегер


Еще одна популярная актриса за сорок без детей. Рене считает, что рождение ребенка равносильно добровольному рабству. Дожив до 46 лет, она ни разу не задавалась вопросом, не родить ли наследника, или не желает признаваться в таких порывах. Рене отлично справляется с обязанностями тети, но ценит эту роль именно за возможность играть ее тогда, когда сама этого захочет.

Настоящий европейский человек отличается множеством открытых возможностей. Общество пришло к тому, что человек имеет выбор. Личность свободна выбирать профессию, стиль жизни, сексуальную ориентацию, партнера, хобби; свободна быть чудаковатой, участвовать в той или иной субкультуре. Все это общество более - менее позволяет личности.

Конечно, остается много нетерпимых и агрессивных людей, но в целом современное европейское общество, к которому мы стремимся приблизиться, позволяет личности делать свободный выбор. Во всем, но не в желании иметь ребенка. Человек, а особенно женщина, которая заявляет другим о своем нежелании иметь ребенка, подвергается общественному порицанию. Но таких людей становится все больше, и они создают феномен под названием «.

(от английского childfree - свободный от детей, добровольная бездетность) - движение, участников которого объединяют отсутствие детей и сознательное нежелание их иметь. Этим же словом обозначаются участники этого движения. При этом речь идет не о тех людях, которые сознательно откладывают рождение ребенка на потом, и не о тех, кто не может иметь детей, а о тех, кто не желает их иметь вообще.

Чайлдфри не движение!

Движение чайлдфри в западных странах из года в год расширяется. Довольно большое количество американских женщин открыто заявляет о своих чайлдфри - взглядах. Среди русских и украинцев количество тех, кто называет себя чайлдфри, тоже растет. Представители этого течения создают свои сообщества в интернете, общаясь на форумах и в блогах.

Сегодня медиа довольно часто говорят о феномене чайлдфри, почти всегда - с осуждающим подтекстом. Но не будем давать оценку, а лишь разберемся, насколько общественное мнение о чайлдфри совпадает с действительностью. Материалом для анализа стали записи в блогах и на форумах чайлдфри. Есть ряд общественных стереотипов относительно чайлдфри.

Чайлдфри активно пропагандируют свою «идеологию».

Это совсем не так. Как правило, приобщиться к чайлдфри человека побуждает вовсе не желание убедить как можно больше людей отказаться от родительства. Скорее, причина в том, что на людей, которые в определенном возрасте не имеют детей, существует постоянное давление ближайшего окружения. Особенно это касается женщин и супружеских пар. На мужчину давление меньше, считая, что ему же «надо сделать карьеру, он еще успеет», а вот женщина считается в обществе той, которая, прежде всего, должна рожать детей. Именно в рождении детей женщина должна видеть смысл своей жизни. Женщину детородного возраста почти никто не спрашивает: «А хочешь ты иметь ребенка?» Родственники, знакомые считают, что женщина априори очень этого желает, и она постоянно слышит: «А когда Вы планируете?», «Смотри, рожай, потому что потом будет поздно» и т.д. Если женщина вдруг говорит, что не желает рожать ребенка, то выслушивает о том, что «это ненормально», «тебе надо лечиться», «ты не понимаешь, ребенок - это самое большое счастье в жизни». И такие разговоры длятся годами. Чайлдфри создают свои сообщества не через желание распространить свои взгляды на мир, а в стремлении найти окружение, которое поддерживает их выбор. Одинокий человек, который постоянно выслушивает от других: «ты урод», «ты ненормальная», «все хотят иметь детей, а ты нет, с этим срочно надо что - то делать», со временем начинает верить, что это так, что она просто ненормальная. В сообществе чайлдфри сознательно бездетные люди чувствуют себя более комфортно, впервые они не должны обосновывать свой выбор.

Как правило, чайлдфри не пытаются убедить своих родственников, друзей и знакомых в том, что ребенок им не нужен. Им это не важно. Большинство чайлдфри - это личности, которые живут довольно напряженной жизнью, делают карьеру, имеют широкий круг интересов. Они не имеют желания кого - то учить, как надо жить, и очень уважают свободу выбора. Более того, чайлдфри достаточно позитивно относятся к родителям, которые хорошо воспитывают своих детей, предъявляют к своему ребенку умеренные требования в отношении к окружению.

Чайлдфри - очень агрессивные люди, ненавидящие детей.

Это не совсем правда. Так, среди чайлдфри являются так называемые чайлдхейт, у которых дети вызывают крайне негативные эмоции. Но они не составляют подавляющее большинство чайлдфри, которое к детям относятся спокойно. Они с удовольствием иногда могут даже пообщаться со своими племянниками или детьми знакомых. На самом деле чайлдфри нетерпимы не к детям как таковым, а к родителям, которые считают, что матери с ребенком все и все должны прощать. К людям, которые требуют от общества постоянных уступок из - за того, что у них дети, и которые считают, что «это ребенок, он не может сделать ничего плохого, потому что ребенок - это ангел, а если я имею ребенка, люди должны понимать, что я имею право на все».

Чайлдфри - неудачники. Они не могут позволить себе ребенка.

Это не правда. Среди чайлдфри большинство - довольно успешные люди со средним и выше среднего уровнем достатка. Чайлдфри хорошо осознают, что воспитание ребенка требует больших затрат, но деньги - не основной элемент мотивации чайлдфри. Большинство из них говорят, что если бы у них было настоящее желание иметь ребенка и воспитывать его, то можно было бы заработать на его содержание. Одновременно с этим чайлдфри присуще повышенное ответственное отношение к проблеме обеспечения ребенка. Они с большим возмущением воспринимают людей, которые рожают детей, не задумываясь над тем, за что они будут их содержать, что смогут им дать. Абсолютное большинство чайлдфри с осуждением смотрит на людей, которые рожают и оставляют своего ребенка, на случаи плохого отношения к детям (домашнего насилия, например). У чайлдфри достаточно высокие стандарты жизни, для них важно иметь высокий уровень доходов.

Чайлдфри - бездушные эгоисты.

Так, в определенной степени эгоизм присущ большинству чайлдфри. Для них очень важно удовлетворить собственные потребности - как материальные, так и духовные. Добровольно бездетные люди очень ценят собственную свободу и возможность заниматься тем, что им нравится. Но здесь мы имеем дело с двойными стандартами в нашем обществе. Попробуем задуматься над тем, какой процент людей в современном обществе являются эгоистами. Считается ли эгоистом человек, который рожает ребенка для того, чтобы «было кому поднести стакан воды»? Какой процент родителей выбирает родительство из - за желания дать новую жизнь, а не для того, чтобы удержать партнера, избежать общественного осуждения («у всех подруг уже есть дети, а у меня нет, что люди скажут?»), решить свои материальные или жилищные проблемы? И почти никто таких родителей не осуждает, обществу нет до этого дела. Однако об эгоизме чайлдфри говорят почти всегда, именно их эгоизм вызывает широкое общественное осуждение.

Чайлдфри - несчастные люди, которые имеют большие психологические проблемы, их надо лечить.

Этот миф так же связан с двойными стандартами. Большинство людей имеют психологические проблемы. Родительство такие проблемы обостряет, поскольку оно - новый этап в жизни личности, связанный с преодолением психологических кризисов, с проблемами адаптации. Существует распространенный миф о том, что родительство - это лекарство от психологических проблем («тебе плохо, у тебя частые депрессии, тебе надо рожать») и проблем в межличностных отношениях в семье («родишь ему ребенка, все наладится»). Но, как правило, эти «лекарства» действуют с точностью до наоборот. Для того чтобы быть хорошими отцом и матерью, в идеале надо начать с гармонизации собственной личности. Но почему - то это почти никого не смущает. Общество не учитывает то, что мать, которая имеет психологическую травму с детства, передаст ее ребенку, но ее очень смущают психологические проблемы чайлдфри. Почему - то в последнее время стало очень модно говорить о том, что родительство должно быть сознательным. Конечно, такая позиция приводит к снижению демографических показателей. Чайлдфри, как это ни парадоксально, - сторонники осознанного и ответственного родительства, они с уважением относятся к успешным и гармоничным родителям (у русскоязычного чайлдфри - сообщества их называют «адекватные детные»).

Еще один двойной стандарт. Во - первых, чайлдфри, как правило, являются действующими налогоплательщиками. Если следовать этой логике, то современные дети, получая помощь от государства, получают ее частично и с заработков чайлдфри. Женщина, которая всю жизнь работает, имеет высокий уровень заработка и платит налоги, дает возможность другой женщине получать пособие на ребенка, сверх того, она не конкурирует с женщиной - матерью за денежную помощь государства. Если, например, вдруг рождаемость в стране повысится втрое, количество плательщиков налогов и рабочих рук резко уменьшится, а тех, кто нуждается в финансовой помощи государства, - резко увеличится. Кроме того, чайлдфри не очень склонны рассчитывать на помощь государства в старости, они больше задумываются над необходимостью заработать на обеспечены старость. Еще один интересный момент - ни у кого не вызывает осуждение тот факт, что среди современных и будущих пенсионеров есть такие, дети которых покидают страну и не принимают участия в «Содержании поколения, их породившего и вырастившего».

Жизнь чайлдфри лишено смысла, ибо смысл жизни - в продолжении рода.

Это не так. На самом деле смысл жизни - это очень личная категория, и для каждой отдельной личности имеет свой смысл. Но общество с негодованием решает за добровольно бездетных, что если в их жизни нет ребенка, то нет и смысла жизни. Что, в свою очередь, вызывает возмущение и определенную агрессию со стороны чайлдфри - они отстаивают свое право самостоятельно решать, что является для них смыслом жизни.

Итак, разобрав распространенные заблуждения относительно чайлдфри, попробуем выявить и скрытые причины общественной ненависти к этой группе людей. Европейское общество сделало из института родительства культ, в котором ребенок становится сверх-ценностью основным смыслом жизни. Личность не имеет права осознать, что ребенок не приносит ей радости. Итак, имеем классический фрейдистский конфликт между желаниями и общественными установками. Общественная установка не позволяет личности даже осознать тот факт, что дети для нее не является счастьем. Эти чувства вытесняются в бессознательное и вызывают психозащитную реакцию, которую Фрейд называл отрицанием. Вместо того чтобы признать свои не одобряемые обществом чувства, личность начинает демонстрировать активную ненависть к тем, кто эти чувства признает и демонстрирует.

Так, по психоаналитической теории, большинство гомофобов - скрытые гомосексуалисты. Ненависть к чайлдфри вызывается собственным скрытым конфликтом между сказкой о счастливом родительстве и реальностью. Люди, которые действительно получают удовольствие от родительства, которые само-актуализируются в воспитании детей, как правило, относятся к чайлдфри с пониманием. Чье - то нежелание иметь детей не вызывает у них бурного осуждения и ненависти.

Из этого можно сделать вывод, что негативное отношение общества к чайлдфри - это проявление внутренних конфликтов, вызванных тем, что общество мало внимания уделяет проблемам гармоничного, осознанного родительства по собственному выбору.

Отстаивать свое право на выбор в сфере родительства - это тяжелый путь от родительства по принуждению к ответственному родительству по желанию.

Исследование Чайлдфри - мифы и реальность

69 оценок, Средняя оценка: 4.9 из 5

Почему чайлдфри не теряет популярность уже более полувека? В чем гуманность данной идеи? Или наоборот, возможно она не имеет права на существование? Попытаемся разобраться с этической точки зрения, а также рассмотреть влияние такой жизненной позиции на психологическое и физиологическое здоровье последователей.

Что такое чайлдфри?

Исследователи-антропологи сообщают, что во все времена и во всех обществах непременно находились 10% женщин, которые не выполняли функцию материнства. При всем при этом испокон веков нам прививают любовь к матери, материнство воспевают во всех культурах и искусствах, и это неудивительно - только так продолжается человеческий род, только это самая крепкая кровная связь между людьми, растущие поколения нарекают гордостью, надеждой и высочайшей ценностью. Однако каждая ли женщина обязана стать матерью? Притом, что к рождению ребенка всегда причастны двое, именно женщина традиционно берет на себя максимум ответственности за здоровое наследие и за достойное его воспитание. Девочкам с детства прививают уважение к домашнему очагу и ценности семейных уз, а в каждой семье, утверждают консерваторы, должен родиться малыш или несколько детей.

ХХI век рушит любые стереотипы. И если во всеуслышание о себе спешат заявить представители сексуальных меньшинств, то движение "childfree" немного скромнее. Зародилось оно в волнующие 70-е годы прошлого века, когда на карте мира образовывались новые страны, когда формировались субкультуры, а в противовес им контркультуры, когда рушились и преобразовывались принципы не только отдельных личностей, но и различных сообществ. Развитие движения "childfree" берет начало из американского общества, где защитниками прав человека было предложено именно такое обозначение в противовес уже тогда принятому "childless", что означало бездетных, с присущей этому слову некой обреченностью. Своей популярностью движение отчасти обязано распространению среди простых обывателей .

На сегодняшний день следует различать особенности жизненной позиции и мировосприятия трех категорий людей, оказывающихся состоянием на данный момент бездетными:

  • childless (не имеющие детей) - применяется преимущественно по отношению к бездетным на данный момент людям, в том числе и к тем, кто таковым является в силу физиологических особенностей; childless можно назвать молодого человека, который не собирается заводить детей сейчас , который не может этого сделать в силу жизненных приоритетов, социального статуса или медицинских показаний; это, по сути, констатация "сухого факта" о том, что у человека нет детей;
  • childfree (свободные от детей) - применяется по отношению к людям (которые, к слову, могут являться родителями), исповедующим жизненные принципы о том, что дети обременяют и без них спокойно можно обойтись; обычно это лояльные к противоположным жизненным принципам люди, не навязывающие другим свою точку зрения, однако состоянием на данный момент или навсегда не считающие необходимым воспитывать своего наследника; это, по сути, констатация жизненной позиции о том, что человек по жизни должен в полной мере реализовать себя, а не тратить энергию на наследников;
  • childhate (ненавидящие детей) - применяется по отношению к людям, совершенно не приемлющим материнство и отцовство; обычно это агрессивно настроенные по отношению к детям личности, не упускающие возможность сообщить посторонним о своей точке зрения; данная картина мира рассматривается как особенность несостоявшейся личности, больше присуща в подростковом возрасте и с течением лет может полностью преобразоваться; позиция может рассматриваться как переходная, когда незрелая личность подвергает любые традиционные устои сомнениям, если же она проявляется в зрелом возрасте, то расценивается как патология .

Особенность движения чайлдфри в сравнении с его однокоренными словами заключается в том, что это сформировавшаяся и абсолютно обоснованная ее последователем позиция. Приверженцы движения "childfree" в большинстве своем - это люди, в силу своего житейского опыта утвердившиеся во мнении, что дети не являются наивысшей жизненной ценностью, что класть на алтарь их воспитания жизнь точно не стоит, их можно либо не рожать, либо, родив, опекать по минимуму. Такие жизненные убеждения могут быть временными, а могут повлечь за собой абсолютно осознанную бездетность.

Обычно чайлдфри терпимо относятся к детям, но не принимают их присутствия в своей жизни. Вопреки тому, что им можно привести массу преимуществ материнства, каждый из них будет опровергнут, а в противовес ему приведены аргументы в пользу бездетности.

Жизненная позиция "childfree" - это философский вопрос, требующий и взвешенности суждений, и понимания альтернативной точки зрения. Всегда можно найти как преимущества, так и недостатки данного выбора.

Преимущества позиции чайлдфри

Идея чайлдфри может диктоваться самоотверженностью человека и его стремлением посвятить себя высочайшим идеям, как то служение Богу или обществу, что занимает максимум времени и усилий. Это имело место во все времена. В таких обстоятельствах деторождение либо отнимает много времени, либо становление новой личности происходит вне родительского контроля. Полной противоположностью столь благородного и весьма оправданного, взвешенного и взрослого решения считается отказ от материнства с эгоистической и инфантильной точки зрения. В силу этих обстоятельств бездетные женщины, а реже мужчины, утверждают, что живут в свое удовольствие, способны сами добиться необходимого, а дети требуют слишком много сил, внимания, энергетических затрат, что впоследствии совсем не всегда окупается. Между этими двумя крайностями существует масса аргументов, приводимых childfree-сообществами. Некоторые из них существовали издавна, другие навеяны веком глобализации.

Основные из аргументов в пользу чайлдфри:

  • человек принадлежит исключительно себе, это можно использовать во благо, а можно просто "прожечь жизнь";
    • жить ради общества - человек не готов к воспитанию наследника в силу своих жизненных приоритетов, сосредотачивающихся за пределами построения семьи, это осознанный отказ от этого социального института, например, монашество;
    • жить ради себя - человек не готов к воспитанию наследника по причине такого сформировавшегося сознания, в котором нет места такой ценности как дети; так или иначе, но сознательное материнство или отцовство откладывает отпечаток на мировоззрении и образе жизни, что не всегда вписывается в личную систему ценностей;
  • неприятие детей в силу собственного негативного опыта - бездетность в данном случае является следствием психологической травмы, нанесенной нерадивыми родителями или кем-то из близкого окружения человека; например, если человек чувствовал себя ненужным собственной матери, не исключено, что любых детей в последствии он будет воспринимать как обузу;
  • человек в силу жизненных обстоятельств не видит в себе сил и ресурсов для воспитания ребенка - такие люди могут позитивно относиться к чужим детям, а порой даже мечтают о своих, однако бедность, насыщенный рабочий график, отсутствие пары и прочие обстоятельства создают обстановку, в которой воспитание детей кажется или объективно является непосильной ношей;
  • неуверенность в завтрашнем дне и неготовность к высокой и постоянной ответственности - осознанное материнство служит высочайшей ответственностью, которую современные женщины не готовы на себя брать в силу шаткости института брака и нестабильности жизненных обстоятельств;
  • возможность оградить себя от беременности, справедливо считающейся весьма стрессовым и рисковым периодом в жизни женщины; в силу такого рода убеждений чайлдфри полагают, что роды опасны, а боли неоправданны, что вследствие портится фигура, а воспитание ребенка - непосильная психологическая нагрузка;
  • широкие возможности современного глобализированного общества - современный человек стремится максимально реализовать свои потребительские возможности, мы больше берем, чем отдаем, а воспитание ребенка предстает как раз возможностью самоотдачи и самопожертвования; сегодня как никогда реализуются идеи гедонизма, то есть человек спешит наслаждаться жизнью в полной мере, что несколько ограничивается с рождением наследников.

Недостатки позиции чайлдфри

Каждый из выше перечисленных аргументов в пользу социального движения бездетных может быть раскритикован и уничтожен. В противовес им приводятся негативные аспекты такой жизненной позиции, однако каждый из них весьма относителен:

  • дети - естественное продолжение рода, их отсутствие делает жизнь бессмысленной; особенно остро это ощущается в старости;
  • дети - ядро семьи; нельзя говорить о полноценности бездетной "ячейки общества", поскольку для пары, в которой есть место любви и уважению, ребенок становится мотивом к свершениям и гордостью;
  • быть родителем во взрослом возрасте - это естественно, традиционно, нормально; хоть и возникает вопрос о том, что считать нормой, однако наличие детей во взрослом возрасте лишает огромного числа осудительных или сочувствующих взглядов;
  • воспитание детей в начале их жизни и их опека родителями в старости - это естественный круговорот природы; на этом строятся семьи, так люди не чувствуют себя одинокими; хотя всегда существуют исключения;
  • дети стабильно наполняют жизнь смыслом - ощущается это и в старости, и ранее, когда человеку надоедает работа, дистанцируются друзья, когда он одинок; всегда можно себя занять, увлечься чем или кем угодно, однако воспитание собственного ребенка во все времена и в любых компаниях позволит заявить о себе как о состоявшейся личности.

Чайлдфри с точки зрения медицины

Женский организм считается здоровым, когда он способен к продолжению рода. Более того, отсутствие родов может самым негативным образом отразиться на здоровье, чему также необходимо отдавать отчет. С другой стороны, и беременность справедливо считается периодом стресса и рисков в жизни женщины, и смертность во время родов никто не отменял. Так или иначе, но за своим здоровьем необходимо следить и поддерживать его, независимо от того, планируете ли вы детей сейчас, в будущем, или вовсе не планируете.

Известна широкая группа заболеваний, при которых наступление беременности является нежелательным и даже опасным. К абсолютным противопоказаниям относят:

  • тяжелый порок сердца с нарушением кровообращения;
  • тяжелая гипертоническая болезнь с нарушениями кровообращения;
  • цирроз печени;
  • заболевания легких с дыхательной недостаточностью;
  • заболевания почек, приводящие к хронической почечной недостаточности (гломерулонефрит и др.);
  • системные болезни соединительной ткани (красная волчанка);
  • онкологические заболевания.

Такого рода заболевания несовместимы с беременностью, она выступает фактором, обостряющим и без того опасные патологии, а в конечном результате развивается состояние, представляющее угрозу и для жизни матери, и для плода.

К временным противопоказаниям, то есть к таким, в период которых необходимо ограничить детородную функцию, но по их прошествии беременность допустима, относят:

  • обострения хронических болезней и инфекционных заболеваний - по причине ослабленного иммунитета и необходимости принимать сильнодействующие лекарства;
  • хирургические (полостные) операции и год после них;
  • резкое снижение веса, анорексия;
  • проведение различных курсов лечения (химиотерапия, облучение) и прием препаратов, противопоказанных при беременности.

Наступление беременности в этих обстоятельствах может представлять опасность для здоровья матери или плода, но по прошествии времени с улучшением состояния здоровья и прекращением приема несовместимых с беременностью препаратов женщина вполне может забеременеть, выносить и родить здорового ребенка.

Осознанный отказ женщины от естественного продолжения рода может обернуться ухудшением здоровья, в частности:

  • отсутствие беременностей впоследствии рискует обернуться гормональным дисбалансом, поскольку беременность и роды всегда сопровождаются гормональными перестройками, отсутствие которых в течение жизненного цикла патологично;
  • неадекватная выработка гормонов, половых в частности, лежит в основе развития злокачественных и доброкачественных новообразований в структуре половых органов;
  • у бездетных женщин раньше наступает климакс, что снова-таки связано с особенностями гормонального фона.

Вместо выводов

Сказать, что преимущества и недостатки чайлдфри относительны, это слишком мало. Это настолько философская и многосторонняя тема, что право на существование имеют обе точки зрения. Дети ни в коем случае не должны стать путем для самореализации, однако становятся. Дети непременно должны появляться на свет и расти в полноценных семьях, однако случается это не всегда. Неосознанное материнство в отдельных случаях с годами способно преобразиться в пример для подражания, однако незапланированные дети могут и поломать жизнь. Можно родить и воспитать нескольких детей, посвятить им свою жизнь, а старость провести в одиночестве. А можно быть убежденным "childfree", но быть любимой тетушкой.

Существует мнение, что бездетные женщины (ведь в бездетности в современном мире больше укоряют дам) существовали во все времена хотя бы для того, чтобы быть опорой для состоявшихся матерей. Задумайтесь, ведь случаются обстоятельства, когда помощь свободной подруги как никогда кстати - в этом и может быть ее миссия.

Так или иначе, но корить женщину за ее отказ от материнства сравним тому, как осуждают матерей-кукушек или карьеристок. Быть или не быть родителем - личный выбор каждого, и гораздо правильнее и честнее не брать на себя ответственность за ребенка вовсе, чем родив его, пустить на самотек.

Мы часто слышим неизвестное нам слово «Чайлдфри». Давайте выясним, кто это такие люди «Чайлдфри» и почему они не хотят детей.

Главный девиз «Чайлдфри» гласит:

«Мы уверены, что в старости легко обойдемся без стакана воды, который подать будет некому. И знаем, что человечество не вымрет, потому что далеко не все последуют нашему примеру и перестанут рожать. С нашей точки зрения, жизнь без детей — это радость.

(из информации группы вк)

«Это здоровые люди, сознательно отказывающиеся от рождения детей: «Чайлдфри (англ. childfree - свободный от детей; англ. childless by choice, voluntary childless - добровольно бездетный) - субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. Основная идея чайлдфри - отказ от детей во имя личной свободы и пропаганда бездетного образа жизни»

(Википедия)

В категорию «чайлфри» не относятся люди, временно не хотящие детей, не могущие их иметь из-за проблем со здоровьем, из-за отсутствия семьи, а также сомневающиеся и не объединяющиеся в коллективы по интересам бездетности. Чайлдфри — именно здоровые, способные к деторождению, молодые женщины и мужчины, отказывающиеся от продолжения рода, пропагандирующие свою идеологию массам, и в целях защиты, и в целях утверждения, отстаивания своих взглядов.

Чайлдфри в США и России

Страна-родитель термина и идеологии — США, первые группы были созданы в начале 90-х годов 20-го века:

«Термин «childfree» возник в США в противовес слову «childless» («бездетный»). На волне эмансипации «защитники прав человека» придумали термин childfree (детосвободный), утверждая, таким образом, что отсутствие детей - это привилегия «развитого» социума.

История слова несколько неясна; по мнению журналиста «Русского Newsweek» Елена Черненко, слово было введено в 1970-х Национальной Организацией для Не-Родителей США (ныне не существующей). Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network»

Однако еще задолго до введения термина в Америке активно действовала пропаганда бездетности: процент женщин, не желающих рожать детей, вырос с 2,2 в 1982 году до 6,6 в 1995. На сегодняшний день по данным американского Национального Центра Статистики Здравоохранения до 25 % женщин не желают иметь потомство . В стране более 40 организаций с несколькими тысячами участников, отстаивающих права и объединяющих чайлдфри.

Кроме как объединение под идеей отказа рожать чайлдфри могут иметь разные политические и др. взгляды.

После 2000-го года Чайдфри (в том числе единично существующие тогда в нашей стране) начинают упоминаться и в российских СМИ.

Сегодня в российских соцсетях действует больше 50 активных групп, посвященных пропаганде идеологии чайлдфри. На ресурсе ВК сейчас около 75 сообществ, где обсуждается тема добровольно бездетных, из них — с десяток групп, где несколько тысяч участников.

В 2013 году по просьбе прокуратуры Санкт-Петербурга руководство «ВКонтакте» заблокировало несколько страниц (нарушение прав несовершеннолетних), на которых общались чайлдфри, активно призывая к противозаконным действиям по отношению к детям и родителям, пропагандируя обесценивание семейных ценностей.

О российских представителях идеологии чайлдфри в сюжете программы «Время» (первый канал):

Идеология чайлдфри

На самом деле никто не обязан рожать, а также никто никому ничего не должен. Однако несмотря на это, в мире ежегодно рождается более 130 млн детей. Из этого числа больше половины рожают детей, потому что хотят их, еще часть рожает, потому что так получилось, и малый процент дает жизнь людям, появлению которых не рады.

Даже несколько процентов россиянок, вовлеченных в следование идеологии чайлдфри, и их отказ от деторождения — внесет значительную убыточную лепту в генофонд, не говоря уже о 25 % американского населения. Вместе с навязыванием мыслей о зле деторождения пропагандируются и растлевающие суть семьи идеи. Подростки, услышавшие об объединениях, может, и будут рожать, но что останется у некоторых в головах? Ассоциации матери и «свиноматки»? Это само по себе вызывает отвращение к материнству. Даже не то страшно, что они отстаивают (ну не хотите — не рожайте, сидите — молчите в тряпочку, что кричать об этом), а как они это делают. А чайлдфри это делают, унижая, оскорбляя тех, кто обзавелся детьми.

На форумах добровольно бездетные обсуждают причины не иметь детей, среди самых главных: ребенок отравляет жизнь, разрушает брак, с ним невозможно работать, реализовываться, а роды — это вообще отдельная тема… и т.д . Это выглядит по-детски. Хотя возраст дам от 25 и до 35 лет — далеко не детский… Это как рассуждения на тему «завести собачку или нет», и всю оставшуюся жизнь ты ищешь аргументы, чтобы ее не заводить: будет писать где попало, порвет диван, обляпает все шерстью. Заметьте, что те, кто не хочет заводить собак — и не думает об этом, он просто их не заводит. А для чайлдфри это больная мозоль, они принижают детей и до уровня млекопитающих, обесценивают, и всячески культивируют связанные с детьми проблемы. Возможно, есть в них сомнения, по типу, что сильнее всего ненавидят то, что привлекает, но своим яростным противодействием живым веяниям в своей жизни отрешаются от реальности еще сильнее. Как можно понять, что тебе не нужен будет стакан воды в старости, если ты и не дожил до этого момента?

Постоянное упоминание о том, что чайлфри — это в большинстве образованные, неплохо зарабатывающие люди, ставит многих в тупик, ведь советы от тех, кто чего-то добился воспринимаются иначе, чем от тех, кто ничего из себя не представляет. И в данных каждой статистики, особенно зарубежной, обязательно говорится об интеллектуальном уровне чайлдфри, мол, они не дурачки. Для правдоподобности стоит провести подобную статистику среди женщин, ставших матерями и проанализировать результаты в процентном соотношении. Все ли матери так безнадежно глупы, как гласит версия чайлдфри? Конечно, нет… Матери бывают разные, а вот чайлдфри почти все одинаковые, и никакое образование не скрасит их пустое сердце.

Религиозные консерваторы назвали образ жизни чайлдфри восстанием против Бога.

«Имели место внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Папа Иоанн Павел II постановил, что женатые пары, желающие быть бездетными, осуждены. Христианский автор Альберт Мохлер говорит «Парам не дана возможность выбора бездетности, согласно библейскому откровению. Напротив, нам приказано принимать детей с радостью, как Божьи дары, и растить их с заботой и страхом Божьим». Служители церкви подходят к этой теме так же осуждающе, как к гомосексуалистам, гомосексуальным парам и однополым бракам. Они называют чайлдфри «заражёнными» и «бесплодными язычниками»» (Википедия)

Для многих рожающих детей вне веры — это просто продолжение рода, радость, для верующих это еще и познание Бога через чадородие. Но говорить за весь мир, где многие живут по своим похотям, не в тему… В общем, главный грех — неверие, а не отказ от рождения детей, можно рожать, но никаким образом не относиться к церкви. Да и все мы в разной степени приближены к христианскому учению, чтобы надевать на всех одну мерку. В то же время позиция чайлдфри осудительна, и по причине того, что они открыто демонстрируют свое нежелание рожать и ненависть к детям, пропагандируют индивидуализм, эгоизм, что ставит их в ряд к таким персонажам, как люди нетрадиционной ориентации.

Да, есть родители-маргиналы, бросающие своих детей, да, есть дети, которым отдаешь все, а они вырастают и вьют веревки из родителей — но это отдельная тема.

Чайлдфри За эфтаназию больных новорожденных, За аборты при неполноценности ребенка, За абсолютную стерилизацию в молодом возрасте, За поиск смысла жизни вне религии и материнства.

Разговоры об этих людях — еще больше культивируют ценность их идей, и потом это одна из целей, которую они добивались — чтобы о них заговорили, чтобы их заметили, начали бояться, восприняли как серьезное явление. Однако что делать, когда движение набирает обороты, не замечать — не выход… Есть два момента, которые выделяют те, кто пытался разобраться в ситуации: то, что данная идеология за счет объединения забирает под свое крыло и тех, кто сомневался, а не твердо был уверен в том, что не хочет детей; и то, что некоторые из нежелавших потомства, пообщавшись с чайлдфри — сразу передумывают. В первом случае — союз усиливает убежденность каждого, будь они по одиночке — их принципиальность быстро бы растворилась, а так… Во-втором — аргументы почему молодые люди не хотят детей настолько омерзительны, противны, смешны, глупы, что человек, временно заблудившийся в сомнениях рожать или не рожать, сразу прозревает.

Большинство добровольно бездетных оправдывают свою позицию тем, что не видят никакой выгоды от рождения ребенка, одни только минусы. И те, кто защищают чайлдфри, говоря о том, что не все так просто, что они глубокомысленны и не хотят рожать по причинам серьезным (например, не желают делать из детей «пушечное мясо» для государства: армия и т.д., не желают рождать потомков банально на смерть, ведь все умирают) — наверное не читали форумы этих товарищей. Там никаких причин, кроме поверхностного эгоистичного бреда нет . Они рассуждают о родах, как пятерых родившие, они знают о всех пакостях, которые может сотворить ребенок лучше состоявшихся мам, впечатление, что они сидят и изучают все это. Они убеждают себя. Есть даже версия о том, что многие движения развалились бы, если бы не объединении сообщников, единомышленников, они постоянно подогревают друг друга, и не важно, что глупыми аргументами, им нужно быть вместе, вместе они несгибаемы. Они понимают друг друга, тогда как их всех не понимает целый мир, вот они изливают душу разделяющим их «религию», вместе — они сила. А порознь — просто бездетные тетеньки…

Как чайлдфри продвигают свою идею о бездетности, как закрепляют ее в умах друг друга?

Но один аргумент в защиту рождения неоспорим: если бы матери молодых людей приняли в свое время решение отказа рожать детей, то и молодых людей бы не было. Мы все кому-то обязаны жизнью. И только люди пожившие, мудрые понимают фразу о том, что человек остается в своих детях.

«Я мать, и мне все должны» — название статьи «КП» (2010 год) о чайлдфри, а также по совместительству словесная карикатура на всех матерей, постоянно слетающая с языков бездетных.

Так вот, «Я мать, и вы мне все должны» и «Я чалдфри, и я никому ничего не должен» — позиции схожие по степени накала претензий к миру (не все матери считают, что им должны, это опять же извращенное понимание жизни чайлдфри). А по сути то же, что с «матерью»: я — чалдфри, и мне все должны, должны уважать мой выбор, должны уравнять мои права с остальными, должны перестать упрекать меня в моем предпочтении. Столько спеси в защитных аргументах «свободных от детей», что и не похоже на добровольный взрослый выбор, похоже на капризное стучание ногами разбалованного эгоистичного ребенка. Ведь сколько их мира построено на отражении мира, где есть дети: только отрицают, не принимают, и не созидают сами. А те, у кого есть семьи, ну, сделают замечание особо активным представителям идеологии, и живут дальше, у многих гармоничное, спокойное жизнеустройство, пусть обычное, но без эпатажа и надрыва. А чайлдфри сплетут из слов тех, кто обзавелся потомством, тему для обсуждения, нагнетания атмосферы ненависти к образу жизни мам и т.д. Сказанная кем-то фраза: «мы перестаем быть детьми, когда у нас появляются дети». Чайлфри навечно остаются детьми, не ценящими жизни.

Пожилые люди (женщины) очень часто жалеют, что не родили больше детей.

Один здоровый ребенок, особенно в полной семье, вообще никоим образом не ущемляет свободу матери, пары. Это смешно говорить о каких-то сложностях в таких ситуациях, два ребенка — тоже не проблема. По-настоящему сложно, когда в семье 6 детей без стиральной машинки, когда мать-одиночка с больным ребенком/детьми и т.д. Мы разучились жить обычно, сегодня есть множество условий, полно новых граней комфорта: стиральные машинки, памперсы, пеленки-клеенки, кашки-малашки, супер бутылочки для кормления, коляски и кроватки (особенно если б/у) стоят копейки, радио-няни, игрушки для развлечения и отвлечения плачущего ребенка, есть интернет-магазины и многое можно купить не выходя из дома, не мотаясь с коляской по рынкам; если копнуть глубже — сегодня есть электричество, горячая/холодная вода, приемлемый уровень медицины, средства контрацепции (никто же не говорит о том, чтобы рожать десятерых). Наши бабушки-прабабушки рожали (много рожали) и тут же вставали жили дальше, работали, топили печку.