Значение слова казаться. Значение слова «казаться

Я не смотрю сериалы и не читаю желтую прессу. я не знаю в лицо своих соседей по площадке, и в моем подъезде всегда горит свет.

Я выстроил события в окружающем мире так, чтобы мое ускорение было постоянным. Меня окружают тщательно отфильтрованные временем друзья, имеющие четко запротоколированные недостатки подчиненные и надежные партнеры. У меня есть своя, хоть и небольшая, но Империя. Я знаю, сколько каждый служитель моей Империи приносит мне, сколько я даю ему и насколько я могу ему доверять.

И есть только один человек, о доверии к которому я не задумывался уже много лет. Он настолько же близок мне, насколько неожиданны были бы сомнения относительно него.

Это моя жена.

Она была рядом со мной, когда я был никем. Рядом, когда я становился, рядом и сейчас… Рядом ли?

Я достигал того, чего хотел, думая, что наши желания едины. Я чувствовал ее любовь и полностью доверял, когда поднимался. Достигнув масштабов иного порядка, я перестал обсуждать с ней дела, затрагивая только действительно знаковые события.
Я дал ей все. Я дал НАМ и нашим детям все!

Любишь ли ты меня?

И ведь в ее глазах это "Да" отражается заглавными буквами. Так почему же она мне ИЗМЕНЯЕТ?!!




Я знаю имя, фамилию, отчество, адрес, возраст, семейное положение, номер телефона, номер машины, место работы, метраж квартиры, размер противогаза и стоимость оторвать этому человеку оба его стремления к приятной жизни. Мне это несложно. Я не могу понять ее! Если я сейчас вышвырну ее за порог, она окажется на уровне той многолетней давности, когда букет цветов был величайшим подарком в жизни, а показанная полярная звезда - приобщением к общей тайне. Но ей-то уже далеко не восемнадцать, и трубочки уже не по 22 копейки... О чем она думает?

Ладно, пусть это будет месть. Да, она у меня далеко не единственная в жизни. Да, у меня были женщины, с которыми складывались более-менее длительные отношения. Да, черт возьми, я ей изменял! Но не надо забывать, кто я, а кто она. И кто мы друг для друга в этой жизни!

Так какого же черта я вдруг узнаю о том, что она "встречается" и "проводит время"? Мы достаточно долго живем вместе, чтобы взаимодействие из тактильно-вербальной сферы перешло в область ощущений. Я вижу ее. Я "вижу" ее насквозь. Я видел ее рост и тот момент, когда она остановилась. Нас слишком много связывает, чтобы я мог просто так ее выкинуть. Раньше мы росли вместе, сейчас - только я.

Меняясь, я научился приспосабливаться к ней, любить ее, "остающуюся" со мной, и я всегда к ней возвращаюсь. Получается, что, допуская эту женщину в собственный мир, я рисковал. И чем дальше, тем рисковал все больше и больше, открываясь ей. Узнавая меня, она обретала дополнительные рычаги воздействия на меня для получения желаемого. Я создал ей спокойную жизнь, так какого хрена ей надо?

Может быть, просто секс? У мужчины самая эрогенная зона - это мозги, у женщины самая эрогенная зона - это мужчина. Более эрогенного, чем я, для нее не существует, это без сомнения. Тогда может интрига, опасность, игра? А во что играем, Солнышко?

Основной женский инстинкт удовлетворен, дом - полная чаша, дети в надлежащих им сотах, ручей рядом и климат перманентно субтропический. То есть, задница полностью прикрыта, и переживать за ближайшие несколько поколений потомков не стоит. Но что же тогда свербит в этом объекте прикрытия?

Может врожденное, Дарвиным и Фрейдом неистребимое женское блядство, основанное на множественности самцов и стремлении к увеличению вероятности зачатия, так удачно купированное эволюцией до множественности оргазмов?

И трижды прав Ерофеев, произнося: "Каким бы ты ни был гением, ты не лишен вероятности того, что твоя жена может оказаться гулящей"? Я жил с ней много лет. Я растил ее под себя и думал, что знаю все, чего от нее можно ожидать… а выясняется, что проморгал самое главное.

И в какой момент пропала любовь? Я воспринимаю это только так. А может любовь не пропала? В безвыходной ситуации человек мобилизуется и открывает порою для самого себя целый ряд собственных возможностей. Я не ожидаю от своих людей квазипрорывов. Все они мною изучены и классифицированы. И я знаю, чего ожидать от них в критических ситуациях. Но собственную жену я так не анализировал.

Кадр из фильма Sex Doll

2 марта на экраны выходит триллер Sex Doll . Сильви Веред сняла картину о темной стороне Лондона и жизни элитных девушек по вызову. Главная героиня, француженка Виржини, самоотверженно зарабатывает большие деньги. Девушка завоевала уважение в своей среде и стремительно двигалась к успеху, пока не повстречала юного британца Руперта. Бедняга решил спасти Виржини от падения.

Расскажите, как появился фильм Sex Doll ?

После фильма «Исповедь сына века», к которому я впервые написала адаптированный сценарий, мне захотелось вернуться к сценарию оригинальному. Вернуться к близкой мне истории о женщине. Я приступила к работе над Sex Doll практически сразу после «Стеллы». В конце концов, я отложила сценарий «Стеллы» в сторону, чтобы глубже понять Мюссе. Мне нужно было отвлечься.

Какова нынешняя связь между «Стеллой», «Исповедью сына века» и Sex Doll?

Персонажи этих фильмов – потерянные дети, которые, в принципе, не должны иметь права на любовь. Однако, несмотря на затаенные обиды, они решают пуститься на ее поиски. Попытка найти свое место в обществе и приручить любовь – меня интересуют именно эти темы.

Почему?

Любовь, обращенная к себе и своей работе, сейчас представляет собой, скорее, разрушительную силу. Мы запрограммированы на то, чтобы существовать в некоем обличье, казаться, а не быть. Любовь же - единственная ценность, ускользающая от общества потребления. Любовь нельзя купить. Иногда мне кажется, нам хотят внушить, что торговля телом – это один из, в общем-то, «нормальных» способов добиться успеха, то есть заработать деньги на жизнь. Конечно, не мне судить и говорить, хорошо это или плохо. Я могу лишь сказать, что за нигилизмом и одержимостью деньгами всегда скрываются угнетенность и страдания.

Значит, именно эти размышления привели к созданию Sex Doll , фильма, в котором рассказывается история об элитной проститутке из Лондона в исполнении Афсии Эрзи?

«Стелла» – автобиографичный фильм, Sex Doll – тоже очень личная история, но вовсе не потому, что я сама была девушкой по вызову! Дело в том, что моя бабушка со стороны отца в прошлом была проституткой, ей же стала двоюродная сестра, с которой мы вместе росли. В моей семье страх такого будущего всегда витал в воздухе. Мне всегда казалось, что я каким-то образом знала, что значит быть шлюхой, не испытывая при этом каких-либо иллюзий и не окружая эту профессию романтическим флером. Для моей семьи это занятие не было ни романтичным, ни гламурным, проституция воспринималась, как то, что может спасти от нищеты, когда выбирать уже не из чего. Такой путь могут избрать девушки из неблагополучного общества, а юноши, например, становятся преступниками. Если бы в моей жизни не появилась литература, если бы я не училась в одном из парижских лицеев, возможно, меня бы постигла такая же судьба.

Никто не ожидал, что на эту роль будет выбрана Афсия Эрзи. Когда именно вы представили ее в образе девушки по вызову?

Я сразу же о ней подумала. Я встретила ее на вечеринке, мы перекинулись буквально несколькими словами, но что-то в ней меня зацепило. Афсия – идеальная актриса на эту роль, потому что у нее очень богатая палитра сценических навыков. Она постоянно меняется – может быть то нежной, то жесткой, выглядеть, как взрослая женщина, а через секунду напоминать 12-летнюю девчонку, что пришлось очень кстати для фильма, который скорее предполагает чувственный, а не социологический анализ. Красота Афсии неосознанна, а еще она, как стойкий оловянный солдатик, – умеет работать, и это мне в ней нравится. Она родилась на севере Марселя, и ее роль в фильме Алена Гироди «Король побега» в этих кварталах считают скорее неприемлемой, но у нее хватило духу сняться в этом фильме, пусть она и не кичится этим. Она решительно отказывается от навязанных ей рамок поведения, эта смелость чувствуется в ней.

Собирали ли вы специальную информацию для фильма?

Во время работы над сценарием мы с Афсией встретились с двумя девушками по вызову, и их хладнокровный, расчетливый взгляд на мир подтвердил мое интуитивное знание. Такие девушки всегда откладывают жизнь на потом, когда удастся накопить денег, купить квартиру…Их настоящее скомкано, похоже на пустоту, которую нужно чем-то заполнить, уходя от реальности с помощью разговоров, иногда наркотиков. И каждая из них следует одним и тем же правилам – никакой дружбы, любви, настоящих отношений вне этого общества, никаких проявлений чувств. Их тело отделено от души, поэтому они сами себе не принадлежат. Они отрицают свои страдания. Отрицают свое существование, чтобы продолжать жить. Именно это переживает Виржиния.

Кто Виржиния конкретно для Вас?

Виржиния в глубине души – ребенок, который оказался в жестоком мире. У нее есть все: молодость, красота, деньги и власть над мужчинами, то есть все то, что сегодня имеет ценность. Но она очень одинока. Ею движут телесные побуждения, а уж потом разум. Так происходит потому, что она отделила свое тело от души.

Учитывая сюжет, у вас мог получиться достаточно откровенный фильм. Тем не менее, сцены секса Виржиния и ее клиентов в Sex Doll угадываются лишь в зарисовках в духе импрессионизма. В такие моменты в кадр попадают крупные планы лиц мужчин и разукрашенного румянами лица Виржини я , которая смотрит в никуда. Почему вы выбрали такую технику?

Я не хотела потворствовать сексуальности. Sex Doll – это, скорее, сказка, изящное произведение без излишних претензий. Это прежде всего история о любви. Нужно всегда продолжать верить в любовь, даже если вы поставили на ней крест! Когда Виржиния встречает Руперта (Эш Стаймест), в мире проституции происходит встреча двух детей. Между ними пробегает искра. Боль, с которой Виржиния со временем смирилась, дает о себе знать…Она находит любовь, родственную душу. Вот доказательство, тому, что у нее есть душа.

Как появился персонаж Руперта, своего рода ангела-хранителя, который посвятил свою жизнь спасению молодых проституток?

Мне запал в душу документальный фильм о молодых людях, которым поручили поиск пропавших девушек из стран Востока. Их деятельность финансировали семейные и гуманитарные ассоциации.

В 1997 г. в Вашем первом полнометражном фильме «Брат» вы раскрыли талант Эммы де Кон. Сейчас в Sex Doll вы снова открыли миру молодого актера, на этот раз мужчину-модель, англичанина Эша Стайместа. Как вы нашли его?

Я искала определенный типаж. Актера, который воплотил бы в себе прошлую жизнь, как бы будучи ее продолжением, при этом не нуждаясь в объяснениях и психоанализе. Я провела кастинг в Лондоне, потому что надеялась на типичные качества англичан. Это ни к чему не привело. В конце концов, в интернете я нашла информацию об Эше Стайместе, но он был в Лос-Анджелесе. Мы обменялись несколькими фразами через Skype – мне свойствена быстрота мысли, а у него импульсивный темперамент. Он прочитал сценарий и сказал, что смог бы выразить эти эмоции. Уже через неделю Эш вылетел в Лондон!

Как развивалась его карьера?

Его карьера началась, когда ему было 16 лет. В одном из кварталов на окраине Лондона его нашел Эди Слиман и сделал лицом своей мужской линии. Татуированный с ног до головы Эш попал с улиц под свет софитов благодаря своей нестандартной красоте.

Думали ли вы о мадам Клод, когда создавали образ Рафаэль, которую играет несколько раз снявшаяся в ваших фильмах Кароль Рошер?

Когда вместе с Кароль мы искали информацию об англичанке мадам Клод и о других сутенершах, которые добились этого, забравшись на вершину иерархии элитных девушек по вызову, мы поняли, что их жизненный путь одинаков, вплоть до клишированности. Еще мне очень понравился британский сериал «Тайный дневник девушки по вызову», в котором рассказывается о вселенной девушек легкого поведения и о том, как сложно им поддерживать семейные и любовные отношения. Я хотела описать не некую преступную социальную организацию, а отношения между Рафаэль и Виржини, «матерью» и «дочерью». Эти отношения порочны, но отчасти они позволяют дать волю простейшим кратковременным эмоциям.

Полю Ами вы дали роль Кука, подручного Рафаэль.

Мне понравилось, как он играл в «Сюзанне» Кателя Киллевере. Поль хорошо вписывается в дуэт Афсии и Кароль. Не совсем понятно, кто он – большой брат, злодей или добряк. Существует мнение, что в сомнительном обществе клановые и семейные отношения строятся на жесткости, противозаконности. Почему мы приняли решение снимать фильм в Лондоне? Виржини пытается построить новую жизнь вдалеке от севера Франции, где она выросла в большой семье. Во времена Бальзака за новой жизнью ехали в Париж, сегодня - уезжают в Лондон. Я думаю, что столица Великобритании одновременно символизирует классовые отношения, рок и землю обетованную. В Лондоне очень влиятельная французская диаспора. В этом городе больше всего миллиардеров. Для девушек по вызову – это баснословный Эльдорадо.

Как проходили съемки в Лондоне?

Мы оказались в совершенно другой реальности. Работали по-англо-саксонски: везде царила строгая иерархия, порой все подчинялось формальностям. Мне разрешили включить в руководящий состав съемочной группы только двух французов: главного оператора Николя Горена и художницу-гримера, с которыми я привыкла работать. Все остальные члены съемочной группы были британцами. Когда проводишь съемки в Великобритании, понимаешь, что мы, французы, типичные представители романских народов.

Почему, например?

Время приема пищи! Для нас это священный момент единения. В Англии же, наоборот, это не так важно. Пить алкоголь за обедом нельзя, а ужин в четыре часа дня… Но это не главное. Британские актеры невероятно трудолюбивы. Все технические работники – профессионалы своего дела, они ничего не пускают на самотек. Еще в Англии у режиссера совсем другой статус, его функции не так сакрализированы, как у нас.

«Я, каким кажусь себе»?

В психологии существует метод парного сравнения. Суть его в том, что сопоставляются результаты выполнения некоторого задания, теста попарно у людей, которые похожи между собой во всем, кроме того, что интересует исследователя. В каждой паре подростки отличаются друг от друга тем, что один растет в семье и учится в обычной школе, а другой воспитывается и обучается в школе - интернате (5, стр. 164)

ю 1 пара.

На самоподготовке я не всегда делаю уроки. По утрам редко смотрюсь в зеркало. Я всегда встаю после пяти минут. Я ухожу за территорию интерната без разрешения всегда, как только удается. Я думаю только о себе, а ни о ком другом думать не хочу, и если это кому-то надо, все равно не хочу. Я неаккуратный. После школы я пойду в ПТУ, в какое пошлют. Но потом все равно займусь тем, чем хочу. А чем - не скажу. Из уроков мне нравится физкультура и география. У меня часто в голове не бывает никаких мыслей, только песни. В людях мне нравится гордость и смелость. Я считаю себя человеком так себе. Мне нравится в себе неумение ладить с людьми и воспитателями. Но с ребятами я умею ладить. Я люблю играть в карты.

Мне уже 14 лет. Я многое умею - умею копать, строгать, делать любую физическую работу. Я очень люблю работать топором, рубанком, но люблю еще чинить часы. Я умею водить автомобиль, ездить на мотоцикле. Я занимаюсь в секции «хоккей - футбол», но больше люблю футбол. В людях мне нравится честность и смелость. Мой характер мне очень нравится. Он у меня всякий, но чаще средний. Что мне в себе нравится - это то, что я умею дружить. Я дружу со многими (но не со всеми). Еще я очень люблю петь. Я думаю, что я смогу выполнить все свои мечты, если смогу пересилить себя.

ю 2 пара.

Самоописание мальчика из интерната. Я, Л.А., ученик 7 класса. Я высокий, нравлюсь девочкам, у меня хорошая спортивная фигура. Я считаю себя не совсем хорошим человеком, но все-таки не так уж, чтобы и совсем плохим. Раньше мне казалось, что я многое могу и умею, а теперь нет. Мой воспитатель говорит, что я врун, грубый, недобрый, полный эгоист. Но я могу прийти другому на помощь, сделать другому что-нибудь хорошее. Я люблю физкультуру и спорт. Я смелый, хотя в это и не верят. Я считаю, что я вполне умный. Я хотел бы стать шефом дальних перевозок, но, наверное, пойду в ПТУ - 36. Я не выполняю правил внутреннего распорядка, но делаю все так, чтобы меня ругали пореже. Я не коллективист, но люблю сборы и обсуждения.

Самоописание мальчика из массовой школы. Я мальчик, мне 14 лет. Я увлекаюсь плаванием (в бассейне), настольным теннисом, футболом. Я учусь в музыкальной школе. Я очень хочу иметь настоящего друга. Но у меня это плохо получается. Я думаю, что если люди дружат, то они должны дружить всю жизнь и помогать друг другу. Мне нравятся люди смелые, сильные. Когда я закончу школу, я пойду в военное училище. Я люблю заниматься спортом, играть и ходить в школу. У меня много недостатков: главный мой недостаток, у меня нет силы воли и очень плохой, драчливый характер. Но я воспитываю свой характер, стараюсь сделать сначала все дела, а потом идти гулять. Я хочу стать человеком, которого уважают. Мне хочется быть полезным.

Анализ содержания самоописания дает возможность составить представление об образе Я, имеющемся у подростков. Содержание образа Я выражает то, что человек считает в себе наиболее значимым, что, по его мнению, может отличить его от других. Поэтому с психологической точки зрения образ Я имеет ценностно-различительный характер. Из приведенных протоколов видно, что в школе, и в интернате встречаются различные самоописания подростков. И выбраны они были не случайно, так как отражают некоторые типичные для сравниваемых групп тенденции.

А сейчас, мне бы хотелось более подробно остановиться на рассмотрении вопроса о психологических проблемах детей , проживающих в различных условиях (дети из школ - интернатов, лишенных родительского попечительства и дети из массовых школ).

Образ Я

Сравнивая содержание Я у воспитанников интерната и учащихся массовой школы, обнаружилось, что только в той части, которая касается взаимоотношений подростка с другими людьми, оно сходно. Это, по-видимому, отражает сензитивность подросткового возраста к данной проблематике, так как для подростков общение со сверстниками, равна как и перестройка взаимоотношений со взрослыми. При детальном анализе здесь нашлись различия. Школьники, как правило, акцентируют внимание на тех своих качествах, которые помогают или мешают им стать хорошим другом, на своих умениях, я точнее неумениях, трудностях в понимании других людей. У воспитанников интерната такие темы совершенно непопулярны. Сравнение образа Я в данном аспекте создает впечатление, будто воспитанники детского дома более социализированы, лучше умеют подчинить себе ситуацию, использовать ее в своих целях. На деле это не так. Они значительно более инфальтильны, зависимы в поведении, в самооценке от окружающих. В образе Я это, в частности, ярко проявляется в том, что если школьники открыто выражают свое стремление к самостоятельности, протест против опеки и контроля, то и интернате в качестве ценности выделяется прямопротивоположное - признание необходимого контроля над собой. При сравнении самооценок подросток обращает внимание на себя то, что у воспитанников интерната они в большинстве случаев негативны и относятся к личности в целом. Основой для такой самооценки служат отрицательные нравственные качества («злой», «грубый», «врун», «непослушный», «ленивый», «полный эгоист»). У школьников, как правило, отношение к себе положительное, а самооценка обычно носит весьма сложный характер, включая общее принятие - неприятие себя по типу «Я себя люблю - я себя не люблю», оценки своих отдельных умений, достижений, недостатков, а также оценки своего характера как чего-то относительно автономного от Я , с чем подросток ведет борьбу, воспитательную работу и т.п. Типичным высказыванием может служить: «Я хороший, умный и добрый человек, но у меня просто невыносимый характер; больше всего в моем характере мне не нравится его вспыльчивость и вредность, поэтому я воспитываю свой характер».

Любовь к себе

Психологические исследования свидетельствуют, что любовь к себе - одна из важнейших, базовых потребностей человека. На психологическом языке вместо «любви к себе» чаще используются другие слова: принятие себя, Я - концепция, высокая самооценка и т.д. Психологи отмечают, что воспитанники детских учреждений в большинстве в своем имеют негативную Я - концепцию, не уверены в себе. Как показывают исследования, при наличии устойчивой негативной Я - концепции у человека возникает так называемый дискомфорт успеха, когда ему бывает неуютно и даже неприятно, что его хвалят. Дискомфорт успеха объясняются тем, что человеку важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное. В психологии есть такое понятие - идентичность , или самоидентичность . Имеется при этом в виду чувство тождества самому себе, чувство постоянства своего Я. Самоидентичность, чувство Я, формируется у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем у воспитанников детских учреждений этот процесс протекает иначе, чем у «семейных» детей.

Самоидентичность

Центральный кризис идентичности - кризис подросткового возраста. Главным его симптомом считается обостренность, аффективная значимость чувства Я. Как показали данные, у воспитанников интерната это чувство Я практически не выражено. Если разделить высказывания о себе, даваемые подростками в самоописаниях на три категории: 1) типичные для детей дошкольного и младшего школьного возраста; 2) типичные для подростков; 3) типичные для взрослых. И в группе подростков из массовой школы, и в группе воспитанников интерната встречались высказывания всех трех категорий, но если в первой из этих групп высказывания из категории 1) были единичны, а основное их число относилось к категории 2) , то у воспитанников интерната все три категории высказываний по численности оказались примерно равными

Мультипликация материнской заботы

Основную причину развития негативной Я - концепции является то, что ребенок из учреждений с раннего детства имеет дело не с одним любящим и заботливым взрослым, каковым для ребенка обычно является мать, а с множеством постоянно меняющихся взрослых, очень разных и по особенностям своего поведения, и по характеру эмоционального отношения к ребенку. Распределение материнской функции между несколькими воспитателями многие ученые считают не только источником неправильного формирующейся самоидентичности, или Я - концепции, но и вообще фактором, определяющим практически все дефекты психического развития ребенка из детского учреждения. Наиболее однозначны в такой оценке представители психоаналитического направления, полагающие, что мать ничем не заменима для маленького ребенка.

Общение со взрослыми

>

Внешний рисунок этого общения у воспитанников школ - интернатов значительно отличается то наблюдаемого в обычной школе, в семье. Необходимо отметить два момента в общении воспитанников детского дома со взрослыми: с одной стороны, напряженность данной потребности, а с другой - примитивность и неразвитость форм общения. Д. Боулби и У. Голдфарб зафиксировали подобные факты трудностей в общении со взрослыми и объясняли их тем, что ребенок в детском учреждении с раннего возраста сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях (5, стр. 122)

w Реакция на фрустрацию

«Фрустрация» - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния. Она нередко является причиной неврозов. В связи с этим особое значение имеет проблема толерантности (устойчивости) личности к фрустрации. Ситуация фрустрации возникает в жизни каждого человека, но реагируют на нее люди по-разному. Сопоставление данных по группам интерната и массовой школы выявляет следующие различия между ними: реакции на фрустрацию потребности у детей из массовой школы более разнообразны. В интернате доминируют ответы, содержащие враждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим. Специальный анализ реакций воспитанников в ситуациях конфликтов со взрослыми выявил, что у них доминируют экстрапунитивные реакции, в то время как в массовой школе в аналогичных ситуациях преобладают интропунитивные реакции. Этот факт выглядит как минимум странно на фоне отмечавшейся выше потребности в общении со взрослыми, характерной для детей, воспитывающихся вне семьи.

w Общение с другими детьми

Учитывая особенности жизни в детском учреждении, где дети поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликтов. Это действительно характеризует общение в школе - интернате. Но воспитанники интернатов менее успешны в решении конфликтов в общении и со взрослыми, и со сверстниками, чем учащиеся обычных школ. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е., по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях соответственно неспособность конструктивно решить конфликт. Чтобы понять причины, по которым возникают описанные особенности поведения лишь у воспитанников школы - интерната, недостаточно лишь указать на узость, ограниченность их контактов со взрослыми, с одной стороны, и высокую интенсивность контактов со сверстниками, с другой. Необходим качественный анализ специфики общения детей со взрослыми и сверстниками в условиях детского учреждения. Наблюдения за воспитанниками, у которых не было опыта общения со старшими братьями и сестрами, показали, что дети не имеют к ним родственной привязанности, а в процессе общения их отношения находятся на очень низком уровне (им нечем заняться друг с другом, они не проявляют ни доброжелательности, ни заботы, ни заинтересованности). Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение, нуждаясь в любви и внимания, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

w Профессиональное самоопределение

Подростковый возраст - последний период пребывания большинства оставшихся без родителей детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычной опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к этому. Различия социальных ситуаций развития подростков из массовой школы и их сверстников из интерната обуславливается не только тем, что одни дети воспитываются в семье, а другие - вне семьи, в детском учреждении интернатного типа, но и занимаемым ими неодинаковым «местом в системе доступных им общественных отношений». Важная сторона временной перспективы и у подростков из школы, и у подростков из интерната - представление о будущей профессии, однако их формирование идет разными, по существу противоположными путями. В интернате подростки часто не указывают какую-то конкретную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специальность». Для учеников массовой школы подобное совершенно не характерно. Это может свидетельствовать о том, что учащиеся массовой школы более ориентированы на содержательную сторону выбираемой профессии и меньше задумываются об ее материальной стороне, а выпускники интерната демонстрирует более практичное отношение к данному вопросу. В интернате намного чаще встречаются высказывания, связанные с желанием иметь в скором или более отдаленном будущем материальные ценности: часы, велосипед, автомашину, много денег и т.д.

w Половой вопрос

Дети, социально выбитые из колеи, довольно часто рано развертывают свою половую жизнь. Причиной этого избыточного возбуждения (гиперсексуальности) является невозможность для детей в современной противоречивой социальной и педагогической среде использовать свою энергию по правильным, творческим, радующим ребенка путям. Моментом, благоприятствующим чрезмерно раннему половому развитию, является повышенная врожденная общая возбудимость ребенка (повышенная эмоциональность, реактивность). Большую роль играет также и раннее, социально-половое подражание половой жизни окружающих (при скученности семьи в одной комнате или в условиях беспризорности). Гиперсексуальные дети часто отличаются повышенной невропатичностью, неуровнавешанностью, что объясняется как отрывом их от многих областей окружающей повседневности.

w Феномен «мы»

У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» - чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственная сила, которая создает условие защищенности ребенка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим». Однако внутри своей группы детей, живущие в интернате, чаще всего также обособлены: они могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам: из - за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании; из - за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.

w Особая психологическая проблема - отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно - в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы соседних кварталов. У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствует бережливость и ответственность.

Попробую подытожить результаты проведенного исследования. Для этого предельно схематично представлю данные в таблице, где в первом столбце выпишем изучавшиеся стороны психического развития, личности и поведения, а во втором и третьем - соответственно выводы по интернату.

Предмет исследования

Интернат

Интеллект

1. Ситуационность, наглядность мышления

2. Классификационное мышление

1. Образный характер мышления, наличие идеального плана

2. Творческое мышление

Мотивация

1. Узость и бедность содержания мотивов

2. Привязанность к ситуации

1. Разнообразие и богатство содержания мотивов

2. Свобода от ситуации

Произвольность

Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю

Ориентация на самоконтроль, произвольная саморегуляция

Временная транспектива

Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего

Глубокая перспектива прошлого и будущего

Самосознание

1. Чувство «Мы»

2. Неопределенная идентичность

3. Неприятие себя, недоверие себе

4. Ориентация в самооценке на мнение других

5. Опора на отрицательный эталон в развитии сексуальной идентичности

1. Чувство «Я»

2. Определенная идентичность

3. Принятие себя, доверие к себе

4. ориентация в самооценке на собственные критерии

5. Опора на положительный эталон в развитии сексуальной идентичности

1. Недоверие к другим людям

2. Зависимость

3. Деструктивная агрессия

1. Доверие к другим людям

2. Самостоятельность

3. Конструктивная агрессия

В данной главе я показала, какие психологические проблемы встречаются у детей из школы интерната в сравнении с детьми из обычной школы, как они сами себя оценивают, что они чувствуют и, что переживают, когда рядом нет родных им людей. Если рассмотреть результаты работ о развитии детей в учреждениях, можно отметить:

ю их большинство указывает на невыгодные стороны учреждения, как воспитательной среды для ребенка, плохое развитие детей из учреждений в области интеллекта, чувств, характера.

ю дети практически от своего рождения, подвергаются поражениям значительно больше, чем те дети, которые поступают в учреждение только в школьном возрасте.

ю при обычных условиях, существующих в учреждениях, развитие детей задерживается более всего в области речи и в социальном поведении, однако это не относится абсолютно ко всем случаям; здесь бывают отклонения как в связи с возрастом, так и с возможностью учения.

Все материалы, полученные при изучении особенностей психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, свидетельствуют о том, что личность в этом понимании у них оказывается несформированной или слабо сформированной. У них отмечается: привязанность к ситуации, зависимость от нее, неумение опираться на собственное мнение, реактивность, импульсивность, непосредственность поведенческих реакций, низкий творческий потенциал при преобладании классификационных форм мышления и т.п. Этот общий радикал - дефект личности , проявляется практически во всех сторонах психического развития и поведении детей, лишенных родительского попечительства.

Показаться), кому-чему кем-чем . Иметь какой-нибудь вид, производить впечатление кого-чего-нибудь. «Небо, опрокинутое над степью, кажется страшно глубоким и прозрачным.» Чехов . «Я стараюсь казаться оригиналом.» Л.Толстой . Казаться старше своих лет.

3. в знач. вводного слова кажется, казалось. Как будто, словно, по-видимому (разг.). «Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье.» Пушкин . Вы, кажется, из Москвы? Вот-вот, казалось, дождь польет.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "КАЗАТЬСЯ" в других словарях:

    Показываться, появляться, виднеться, красоваться, видеться, представляться, рисоваться, представлять (являть) собой, представлять из себя, иметь вид чего, напоминать что, дышать, отзываться, пахнуть чем, глядеть, смотреть кем. Не слыть, а быть.… … Словарь синонимов

    КАЗАТЬСЯ, кажусь, кажешься; казался, казалась; кажись; кажущийся; несовер. 1. кем (чем). Иметь тот или иной вид, производить то или иное впечатление. К. умным. К. старше своих лет. 2. безл. То же, что представляться (в 3 знач.). Мне казалось, что … Толковый словарь Ожегова

    казаться - КАЗАТЬСЯ, кажусь, кажешься; несов., куда, к кому. Ирон. Приходить; наве щать кого л. Что то ты на работу и не кажешься. Имитируется прост … Словарь русского арго

    казаться - 1 выглядеться, казаться Стр. 0198 Стр. 0199 Стр. 0200 Стр. 0201 Стр. 0202 2 казаться, сдаваться, представляться, думаться Стр. 0456 Стр. 0457 Стр. 0458 Стр. 0459 Стр. 0460 Ст … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

    казаться - кажу/сь, ка/жешься; ка/жущийся; нсв. (св. показа/ться) см. тж. казалось, кажется 1) а) Иметь какой л. вид, производить впечатление. Она казалась лет двадцати. Каза/ться моложе … Словарь многих выражений

    I несов. неперех. 1. Иметь какой либо вид, производить какое либо впечатление. 2. Восприниматься, осознаваться кем либо, каким либо образом. II несов. неперех.; безл. 1. Представляться в воображении; мерещиться, чудиться. 2. Представляться в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Казаться, кажусь, кажемся, кажешься, кажетесь, кажется, кажутся, кажась, казался, казалась, казалось, казались, кажись, кажитесь, кажущийся, кажущаяся, кажущееся, кажущиеся, кажущегося, кажущейся, кажущегося, кажущихся, кажущемуся, кажущейся,… … Формы слов

    Глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я кажусь, ты кажешься, он/она/оно кажется, мы кажемся, вы кажетесь, они кажутся, казался, казалась, казалось, казались, кажущийся, казавшийся; св. показаться 1. Если кто либо или что либо кажется каким … Толковый словарь Дмитриева

    Мало не кажется (не покажется). Разг. Сильно, очень. Елистратов 1994, 182 … Большой словарь русских поговорок

    казаться - Искон. Возвратн. форма к общеслав. казать «показывать, говорить». См. сказать … Этимологический словарь русского языка

Книги

  • Быть, а не казаться. Размышления об истинном успехе , Кови Стивен Р.. О книге Неопубликованные ранее мысли и идеи Стивена Кови, автора легендарной книги "7 навыков высокоэффективных людей" . Сколь многие из нас предпочитают выдвигать на первый план то, что на…
  • Быть или казаться. Истоки современного театра и психотехника актера , Н. В. Рождественская. В учебном пособии "Быть или казаться" речь идет о двух разных способах сценического существования, лежащих в основе психологического (Станиславский) и игрового (Мейерхольд) театра. Предметом…
403. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я выходил ночью на палубу (1) и мне

казалось (2) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты (3) и что(" если сойти с парохода, то тут же затеряешься. 1) 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 1,2 4) 2,4 404. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? На ранней заре (1) когда ещё кричат петухи (2) и по-чёрному дымятся избы (3) распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад (4) и утерпишь - побежишь умываться на пруд. 1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1, 3,4 405. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мест которых в предложении должны стоять запятые? За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя был! выстроены врассыпную (3) и не заключены в правильные улицы (4) но показывали довольство обитателей. 1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2,4 4) 1,4 406. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мест которых в предложении должны стоять запятые? Поздней ночью (1) когда на деревне погаснут огни (2) и в небе уже высоко блещет семизвездие Стожар (3) ещё раз пробежишь в сад (4) и доберёшься до шалаша. 1) 1,2,3 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4 407. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мест которых в предложении должны стоять запятые? Мы молчали, но для нас обоих было ясно (1) что эта весна, эти соловьи, этот аромат были созданы только для нас обоих (2) и что (3) на будь их (4) не произошло бы того, что произошло. 1) 1,2,4 2) 1,4 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4 408. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Чтобы идти вперёд (1) чаще оглядывайтесь назад (2) ибо иначе вы забудете (3) откуда вы пришли (4) и куда вам надо идти. 1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3 409. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте, которых в предложении должны стоять запятые? Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим (1) и прекрасным делом (2) или с простым, но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною, как бы весе-(0 она ни прошла (4) и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила. 1) 1,2,3 2) 3 3) 3,4 4)2,3,4 110. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Чем дальше уезжал Оленин от центра России (1) тем дальше каза¬лись от него все его воспоминания(2) и (3) чем ближе подъезжал к Кавказу (4) тем отраднее становилось у него на душе. 1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,4 4) 1,3,4 411. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Дорога становилась всё хуже (1) и мы решительно не знали (2) где мы (3) и куда ехать. 1) 1,2,3 2) 1 3) 1,2 4) 2,3 412. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя¬тых в предложении? Только к рассвету (1) когда озеро покрылось редкими хлопьями чаек (2) и показались рыбачьи паруса (3) он уснул (4) и ему снились Альпы. 1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 1,2,3 4) 1,4 413. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Из страшной глубины пропасти карабкались ввысь буковые и сосно¬вые леса (1) и (2) если вековые деревья не срывались поминутно с отвесных круч (3) то (4) должно быть (5) потому (6) что густой и мудрый плющ, вцепившись одной рукой в скалы, другой держал их за ветки и стволы. 1) 1,2,3,6 2) 1,3,4, 5,6 3) 3,6 4) 1,2,3,4,5,6 414. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сумерки в Средней России - лучший час суток (1) когда ложатся в нежнейшем воздухе едва заметные тени от ветвей (2) и вот-вот над краем леса неожиданно (3) как всегда (4) возникнет серп месяца. 1)1,2 2) 1,3,4 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4 415. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Глядя на сыплющийся снег (1) он говорил (2) что сейчас на юге весна (3) что можно мысленно охватить взглядом огромные пространства (4) что литература призвана делать это во времени и пространств и (6) что нет в мире ничего более покоряющего, чем литература. 1) 1,2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5,6 3)2,3,4,5 4) 1,2,3,4 416. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на м которых в предложении должны стоять запятые? Когда затихает дом (1) и внизу ни на чём не играют (2) я слышу как сквозь вьюгу прорывается и тоскливая (4) и злобная гармоника и к гармонике присоединяются и сердитые (6) и печальные голоса. 1)2,3 2) 1,2,3 3) 2,3,5 4) 2,3,4,5,6

1.В каком перечне на месте всех пропуск1.В каком перечне на месте всех пропусков пишется -ющ?

1)бре..ий,ре..ий,пада...ий,кол..ий
2)дремл..ий,стел..ий,ве..ий,гляд..ий
3)гре..ий,но..ий,пиш..ий,дыш..ий

2).Где хотя бы в одном случае из всего перечня есть ошибка в согласовании слов?
1)красивая тюль,эффективный шампунь,жёлтое такси
2)больной мозоль,серый кенгуру,тёмная вуаль
3)крепкий кофе,белоснежный лебедь,вкусное какао
3)
В Каком ряду во всех словах на месте пропуска ъ пишется?
1)съеш..те,противник сдаст..ся,в..южный
2)п..яняющий,кон..юнктура,возмущаеш..ся
3)отмет..те карандашом,в..ётся,согласит..ся

4)В каком предложении оба слова пишутся слитно?
1)(Во)время моей работы в театре я встречался с (по)истене выдадающимися людьми.
2)(В)последствии,вспоминания слова,взгляды,восклицания,которые казались (мало)значительными,я расшифровывал их и понимал настоящий смысл.
3)Аист выходил,клялся механически и,как мне казалось, тот(час) же забывал об окружающем и (на)виду публики беседовал с тем или другим оркестрантом

5)В каком предложений нужно одну запятую (знаки препинания не расставлены)?
1)Основой для хатки бобра служат старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.
2)Василий Петрович неохотно и почти неучтиво слушал пожилую посетительницу и даже высказал нетерпение.
3)Особые восковые краски применяли как Южной Америке так и в Древнем Египте

(1) Они пошли в сад и сели там на скамью под старым клёном, как четыре года назад. (2) Были темно. (3) - Как же вы поживаете? спросила

Екатерина Ивановна.

(4) - Ничего, живем понемножку, - ответил Старцев.

(5) И я ничего не мог больше придумать. (6) Помолчали.

(7) Я волнуюсь, - сказала Екатерина Ивановна и закрыла руками лицо, - но вы не обращайте внимания. (8) Мне так хорошо дома, я так рада видеть всех и не могу привыкнуть. (9) Сколько воспоминаний! (10) Мне казалось, что мы будем говорить с вами без умолку, до утра.

(11) Теперь он видел близко её лицо, блестящие глаза, и здесь, в темноте, она казалась моложе, чем в комнате, и даже как будто вернулось к ней ее прежнее детское выражение. (12) И в самом деле, она с наивным любопытством смотрела на него, точно хотела поближе разглядеть и понять человека, который когда то любил её так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; её глаза благодарили его за эту любовь. (13) И он вспомнил всё, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомлённый, возвращался к себе домой, и ему вдркг стало грустно и жаль прошлого. (14) В душе затеплился огонек. (15) - А помните, как я провожал вас на вечер в клуб? - сказал он. (16) - Тогда шёл дождь, было темно...

(17) Огонёк все разгарался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь...

(18) - Эх! - сказал он со вздохом. (19) - вы вот спрашиваете, как я поживаю. (20) Как мы поживаем тут? (21) Да никак. (22) Старимся, полнеем, опускаемся. (23) День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... (24) Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. (25) Что хорошего?

(26) - Но у вас работа, благородная цель в жизни. (27) Вы так любили говорить о своей больнице. (28) Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. (29) Теперьвсе барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница. (30) И конечно, я вас не понимала тогда, но потом, в Москве, я часто думала о вас. (31) Я только о вас и думала. (32) Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. (33) Какое счастье! - повторила екатерина Ивановна с увлечением. (34) - Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...

(35) Старцев вспомнил про денежные купюры, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас.

(36) Он встал, что бы идти к дому. (37) - Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни, - продолжала она. (39) - Мы будем видеться, говорить, не правда ли? (40) Обещайте мне. (41) Я не пианистка, на свой счет я уже не заблуждаюсь и не буду при вас ни играть ни говорить о музыке.

(42) Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении её лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращённые на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: "А хорошо, что я тогда не женился".

(43) Он стал прощаться

(По А. П. Чехову*)

А28 Помогите,пожалуйста,найти проблему и аргументы! Затрудняюсь! После уроков нас, детдомовцев, приводили на завод и ставили за станки. Мы д

елали шины для раненых. Каждый день по четыре часа. Однажды мастер сказал весело: - Вот вам первая получка! Талон на рабочий завтрак. Только один. Кто хочет первый? Нас было семь человек, мы стали ссориться. Мастер утешил: - Талоны будут каждый день. Все по очереди сходите. Только учтите, рабочий день начинается рано, и порции по этому талону выдаются до шести утра, Жребий идти первому пал на меня. Черным утром, которое ничем не отличалось от ночи, нянечка разбудила меня: - Эй, вставай! Рабочую порцию проспишь! Зажав в кулаке талон, я шел по дороге. Меня пробирал холод. Из калиток, из проулков и вообще откуда-то из серой мглы появлялись люди. Они заполняли дорогу впереди и позади меня. Я еще никогда не видел на этой дороге так много людей. И мне хотелось все узнать, рабочие ли они и куда они идут. И еще похвалиться: а у меня настоящий рабочий талон! В большой столовой толкался народ. Люди подходили, отдавали талоны, и им сыпали горячую картошку с мясом. И я подошел. Какая-то женщина торопливо сказала:- Мальчик, здесь по рабочим карточкам! Не мешайся! Я протянул талон. Женщина поглядела на меня с уважением: - Ты гляди... Рабочий уже! И она насыпала мне полную тарелку горячей картошки с мясом. Я даже задохнулся от волнения. Целая рабочая порция! Потом я шел домой. И мне казалось, что я стал теперь шире в плечах и выше немного... А навстречу шли и шли по дороге люди. Они тоже были большие и сильные. И я теперь понимал хорошо: это идут те, у кого в карманах есть талоны на рабочие порции.

21. 1. Правильная или неправильная расстановка знаков препинания. Отметьте предложения с пунктуационными

ошибками.

21. 1. Звенит, колдовски бормочет родниковая струя стекая в реку.

2. Врач не волшебник.

3. Орел, острокрылая гордая птица, садится на черный валун.

4. Француз стоял, как вкопанный.

5. Дело не в трусости, а в том, что я знаю что говорю.

22.

23.

4. Что я вчера видел! ...

24.

25.

26.

27. 1. Дверь в палату распахнулась, словно под порывом ветра, и кто-то ворвался внутрь

22. 1. Небо ли такое белое или солью выцвела вода?

2. Йогурт – замечательный завтрак для всей семьи.

3. Спустя два года, в 1612 году, он покинул страну.

4. Одним словом дом, где жил Петя, во всех отношениях был превосходный.

5. Он воспринял звонок о старом долге, как жалкую уловку с моей стороны.

23. 1. За теми деревьями леса, леса, леса.

2. К тишине ожидания примешивался, не столько слышимый, сколько угадываемый шум движения поезда.

3. Спустя мгновение раздался гром.

4. Что я вчера видел! ...

5. Это была улыбка необыкновенно добрая, широкая и мягкая как у разбуженного ребенка.

24. 1. Там где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается.

2. С утра до поздней ночи Федор работал не покладая рук.

3. Уже более недели приезжий господин жил в городе, разъезжая по вечеринкам и обедам и таким образом проводя как говорится очень приятно время.

4. Пьер был одним из тех людей, которые, несмотря на внешнюю слабость характера, не ищут поверенного для своего горя.

5. Мне вспомнилось чье-то изречение: «Храбрым человек становится тогда, когда трусом оставаться значительно опаснее».

25. 1. Гроза рычала все ближе, и земля поглощала ее картавые, глухие, полные недовольства звуки, а я все глядел на красноватые бледные в ярости солнца огни костра.

2. Вслушиваюсь в шорохи, в крики, встречающие весну, – сердце радуется.

3. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска.

4. Мы проходили такими чудными лужайками, где голубели цветы и медовый одуванчик потряхивал золотой головкой.

5. Там, внизу море увлажняет воздух и делает его мягким, отзывчивым и нежным.

26. 1. Как хорошо ты, о море ночное!

2. Вокруг по-прежнему было тихо, спокойно.

3. Повсюду статные силуэты тополей; высокие, стройные они словно свернутые знамена.

4. «Я сторонник конкретных дел, а не разговоров» - сказал губернатор.

5. Жестикулируя, он опрокинул рукавом соусник, и на скатерти образовалась большая лужа, но, кроме меня, казалось, никто не заметил этого.

27. 1. Дверь в палату распахнулась, словно под порывом ветра, и кто-то ворвался внутрь.

2. У Юрия Андреевича захватило дыхание, и громко забилось сердце, когда, сойдя с пролетки, он подошел к парадному и позвонил в него.

3. Поезд стоит как заколдованный: никто не выходит, никто не садится, да и вокзал кажется каким-то сказочным замком, вдруг выросшим из мрака.

4. Врач объяснил, что если пожилой человек, больной гипертонией, становится раздражительным, не стоит пытаться переделать его.

5. «Кому это нужно?» – «Я не знаю кому».