Речевая характеристика. Речь и ее особенности

2. Не непонятно

http://www.vspu.ru/~axiology/vik/status12.htm

3. Статья http://www.philol.msu.ru/rus/gorn/arso/zlat2.htm

Л.В. Златоустова, Е.И. Галяшина

Распознавание индивидуальных и групповых акустико-перцептивных характеристик говорящего по звучащей речи

Предпосылки распознавания речевых характеристик говорящего.

В прикладных исследованиях звучащей речи с целью оценки релевантных для распознавания по речи индивидуальных и групповых свойств личности говорящего до настоящего времени основной проблемой все еще остается разработка надежных методик идентификации и диагностики говорящего.

Для криминалистических приложений исследований звучащей речи актуальны задачи установления личности говорящего человека по звукозаписям звучащей речи. В последнее время стало очевидно, что "узнаваемости" голоса в бытовом понимании для надежного и достоверного отождествления личности не достаточно. Существует довольно большая вероятность фальсификации, подделки звукозаписи, когда вместо голоса одного человека на ней может быть зафиксирована звучащая речь совершенно другого лица с похожими голосовыми качествами.

Непременным условием для распознавания говорящего по звучащей речи является наличие сравнительных образов или эталонных записей голоса и речи. При этом успех распознавания во многом зависит от степени сопоставимости сравниваемых речевых объектов.

Однако, часто лицо, чей голос оказывается зафиксированным на пленке неизвестно, его необходимо разыскать. Поэтому для ограничения и сужения круга проверяемых лиц осуществляется групповая идентификация на основе диагностического психолингвистического исследования записанного устного текста. Первая задача, встающая перед экспертами - это определение категориальных свойств личности говорящего (образования, сферы профессиональных интересов, регионального диалекта и т.д.), чтобы в дальнейшем, когда будет определен круг подозреваемых лиц, можно было бы получить их сравнительные образцы голоса и речи для дальнейшей идентификации или верификации говорящего.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что специфика прикладных речевых исследований применительно к задачам криминалистики в отличие от других во многом обусловлена методологией криминалистики и судебной экспертизы, что во многом определяет степень сложности речевого исследования.

Криминалистическая идентификация (лат. - identifico, отождествляю) это процесс (и одновременно метод и цель познания) установления тождества объекта или личности по совокупности общих и частных признаков. Современная теория идентификации, как известно, базируется на принципе индивидуальности объектов, их относительной неизменности, на возможности выделения их характеризующих общих и частных признаков. Совокупность этих признаков позволяет осуществить идентификацию объекта.

В отличие от идентификации криминалистическая диагностика - это частный метод познания, позволяющий получить представление о механизме преступного действия на основе его отражения в объектах материального мира. Диагностика устанавливает фактическое обстоятельство на основе самих материальных объектов, их следов, иных отображений, сопутствующих совершению преступления, путем исследования свойств объекта, отображений объекта, соотношений фактов и т.д., то есть устанавливает все виды связей между объектами. Теоретическая основа диагностики - принципиальная возможность познания событий, явлений объектов по их отражениям.

В связи с вышеназванными причинами применительно к прикладным исследованиям звучащей речи, связанным с распознаванием речи и диагностикой голоса, приоритетным становится установление корреляции параметров речевого сигнала и классификационными характеристиками говорящего (его принадлежность к различным возрастным, социальным, профессиональным и диалектным группам) по отраженным в его речевом сигнале языковым признакам.

Трудности диагностического и идентификационного исследования речевых особенностей говорящего заключаются в том, что эксперту приходится работать с большим многообразием речевых реализаций, обусловленных экстралингвистическими факторами. До настоящего времени нет, сколько-нибудь приемлемых по надежности и достоверности автоматических систем речевого распознавания на материале русского языка. В условиях реальной криминалистической практики добиться 100% правильной текстонезависимой идентификации говорящего, используя самый современный математический аппарат пока не удается.

Используются два подхода к решению проблемы распознавания говорящего по речевому сигналу - текстонезависимый и текстозависимый. Текстонезависимая идентификация основана на алгоритмическом анализе речевого сигнала и математических методах его параметрического описания.

Не вдаваясь в детали можно констатировать, что эффективность подобных автоматических систем крайне низка, так как не существует универсальных параметров описывающих речь, устойчивых к шумам и искажениям, к имитации и сознательной маскировки говорящим. Кроме того, вариативность речевого сигнала в пределах языковой системы достаточно высока, зависима от многих взаимосвязанных факторов, не всегда поддающихся формализованному описанию.

То есть трудности в создании автоматических речевых систем во многом связаны со сложностью и специфичностью самого исследуемого объекта - звучащей речи. Но задачи распознавания бывают абсолютно разной сложности, от минимальной - сепарации голосов по дифференциальным признакам, верификации говорящих на конечном множестве при наличии известных эталонов, до максимальной - идентификации на открытом множестве в неограниченном пространстве детерминирующих факторов.

Для того, чтобы на практике получить достоверное решение о тождестве или различии говорящих по фонограммам их речи можно применять различный подход, позволяющий сузить круг рассматриваемых факторов и снизить сложность задачи. Это возможно в тех случаях, когда известно, что круг идентифицируемых лиц ограничен. Например, необходимо атрибутировать по принадлежности говорящим реплики в полилоге в условиях маскировки речевого сигналами различными помехами и шумами. В подобной задаче решение о дифференциации реплик по принадлежности участникам разговора достигается за счет выделения одной-двух классификационных особенностей, манифестирующих о принадлежности говорящего к различным социумам или диалектным группам.

Допустим, известно, что множество говорящих, чья речь записана на фонограмме конечно. Речь одного участника разговора нормативна, в речи другого проявляются остаточные диалектные явления южно-великорусского происхождения, а речь третьего (при полном соответствии лексической и грамматической норме) характеризуется специфичной тембральной просторечной окраской. Наличие подобных классификационных особенностей позволяет дифференцировать говорящих и атрибутировать реплики с одноименными характеристиками по принадлежности.

Актуальная проблема прикладных исследований звучащей речи возможность дифференциации признаков, которые манифестируют о принадлежности устного текста к конкретному функциональному стилю, от тех, что указывают на принадлежность говорящего к неким социальным или региональным группам носителей русского языка, а также сугубо индивидуальных речевых предпочтений, речевых привычек, навыков и умений говорящего. Здесь звучащая речь - выступает одновременно как объект собственно акустического, лингвистического, социо- и психо-диагностического и идентификационного исследования. Вычленение признаков, характеризующих функциональный стиль речи, группу людей или конкретного индивида - предмет отдельного прикладного направления исследования звучащей речи.

В то же время языковые, социальные, территориально-диалектные, психо-физиологические и индивидуальные особенности говорящего присущи каждой языковой личности и в той или иной степени проявляются в каждом речевом акте, что обуславливает возможность их выявления и классификации.

Для того, чтобы решить задачу распознавания говорящего по речи из звучащего речевого потока вычленяются параметры, которые являются отражением индивидуальных свойств говорящего.

Надо отметить, что на исследование обычно представляют две или более записей звучащей речи. Одна запись - это, так называемая спорная фонограмма голоса и речи неизвестного (устанавливаемого) лица. Такая запись фигурирует в качестве вещественного доказательства. Чтобы подтвердить принадлежность записи звучащей речи конкретному подозреваемому лицу, у него отбираются сравнительные образцы. Эти образцы выступают в качестве идентифицирующего объекта. Образцы звучащей речи подозреваемого лица для сравнительного исследования должны обладать свойством несомненности происхождения от конкретного объекта, а также характеризоваться сопоставимыми лингвистическими и экстралингвистическими признаками, позволяющими проводить сравнение с идентифицируемыми объектами.

При отборе сравнительных образцов часто повторяются типичные ошибки, затрудняющие или делающие идентификацию говорящего невозможной. Следователи обычно предлагают прочитать публицистический (газетный, журнальный) или художественный письменный текст в то время как на спорной фонограмме записана спонтанная или квазиспонтанная речь говорящего.

Для успешного решения задачи идентификации сравниваемые речевые реализации должны быть близки. При отождествлении говорящего производится попарное сравнение двух или более человек по звучащей речи, то есть опосредованно через их акустическое и слуховое представление в виде двух векторов параметров, выделенных из сравниваемых фрагментов звучащего текста. Тогда как при диагностике проводится сравнение и классификация выделенного вектора речевых параметров с некими абстрактными знаниями о группе или классе людей, объединенных по данному признаку, например, территориальному диалекту. В обоих случаях в процессе исследования звучащей речи выявляются комплексы признаков, которые классифицируются и ранжируются по виду их происхождения, указывающего на принадлежность к группе или классу людей. Индивидуально-конкретное тождество говорящего на открытом множестве может быть установлено в том случае, когда совокупность выделенных признаков неповторима, то есть искомая группа оказывается равна индивиду. Групповая идентификация ограничивает круг людей, обладающих общими речевыми особенностями.

Таким образом, распознавание индивида или группы лиц, объединенных по одному или иному признаку, по комплексу речевых параметров обусловлено рядом объективных лингвистических и экстралингвистических факторов.

В ходе решения реальных экспертных задач на практике приходится иметь дело с теми спорными фонограммами, которые представлены на исследование, независимо от того в каких ситуациях и обстоятельствах они записаны. Для обеспечения максимальной сопоставимости и обеспечения достоверной индивидуально-конкретной или групповой идентификации необходимо, чтобы сравнительные образцы звучащей речи, как уже сказано, были сопоставимы со спорной фонограммой по форме представления речевого материала. Подчеркнем, что крайне нежелательно представление звукозаписи в виде чтения для сравнения со спонтанной речевой реализацией.

Система просодических единиц является общей для всех видов функциональных стилей звучащей речи (включая слоги, ритмические структуры фонетических слов, синтагмы и их ритмические модели, фразы, фоноабзацы), но их распределение, частотность и вероятность встречаемости специфичны для разных функциональных стилей звучащей речи (Златоустова Л.В., 1993 г.).

Дело в том, что комбинаторика лексических и грамматических единиц разных функциональных стилей во многом определяет выбор единиц просодического уровня. Так, например, говорящий читает текст в совершенно иной манере, чем он спонтанно говорит, использует разные синтаксические, лексические и просодические модели при пересказе или озвучивании письменного текста.

Механизм процесс порождения звучащей речи и речевая стратегия говорящего меняется (иногда очень существенно) в зависимости от функционального стиля речи, специфические характеристики которого преимущественно зависят от ситуации, целевой установки и коммуникативного намерения даже в рамках реализации одного текста. В то же время в пределах одной ситуации с изменением коммуникативного задания и мотивации можно встретить неоднородность речевых стратегий и способов их выражения в разных функциональных стилях.

В реальной практике чаще всего в качестве так называемого спорного речевого материала представляют звукозаписи спонтанных устных текстов, а в качестве сравнительных образцов звукозаписи допросов у следователя в форме кратких или развернутых ответов на заранее сформулированные письменные вопросы или в виде чтения письменного текста.

Поэтому для того, чтобы получить достоверные результаты сравнительного исследования речевых реализаций, требуется определить языковые средства, экстралингвистические условия и коммуникативную установку говорящего, которые формируют разные виды функциональных стилей.

Квалификация функциональных стилей звучащего текста.

Прежде всего, рассмотрим факторы конституиирущие функциональные стили русской звучащей речи. Необходимо отметить, что эта проблема до сих пор не имеет однозначной трактовки среди лингвистов. Требует дополнительного рассмотрения проблема квалификации спонтанности/подготовленности реплик-ответов говорящего, отвечающего на вопросы следователя в процессе допроса. Функциональный стиль ответа, доведенного до автоматизма на близкую и знакомую тему, можно определить как квазиспонтанный стиль с учетом возможного обдумывания. При определенной ситуации, целевой установке и мотивации в случае неожидаемого вопроса речь допрашиваемого можно квалифицировать как спонтанную. Понятно, что специфическое оформление спонтанной речи на фонетическом, семантико-синтаксическом и лексико-семантическом по полярным признакам отличает спонтанную речь от чтения письменного текста. Эти различия существенны для решения прикладных задач распознавания диктора.

Очевидно, что для того, чтобы отличить специфические характеристики оформления различных функциональных стилей от индивидуальной стилистической манеры реализации звучащей речи конкретным индивидом необходимо разграничить разновидности функциональных стилей по квалификационным признакам.

Для оценки и выявления квалификационных признаков спонтанных текстов речи различной тематики был проведен анализ звукозаписей, представлявшихся авторам на экспертизы по уголовным и гражданским делам. При этом звукозаписи содержали монологические и диалогические тексты на тему рассказа о различных событиях и обстоятельствах, в том числе связанных с фактами совершения различных преступлений, беседы на деловые темы, обсуждения различных бытовых проблем, доклады и выступления на совещаниях, отчеты о проделанной работе или состоянии дел в различных организациях и формированиях, указания, наставления и приказы, а также развернутые мотивированные жалобы, просьбы и заявления, чтение протоколов допросов, чистосердечные признания, показания на допросах в судебном заседании, при проведении следственных действий в ходе предварительного расследования (показания на месте происшествия, на очной ставке и т.д.).

По характеру выражаемых эмоций звукозаписи содержали тексты, с нейтральной, эмоционально-возбужденной и эмоционально-подавленной окраской.

Анализ всего массива звучащих текстов (около 80 часов звучания фонограмм устного текста) показал, что образованные носители русского языка, обладающие высокой языковой компетенцией, сохраняя собственные индивидуальные речевые предпочтения, навыки и умения, проявляют общие черты, свойственные определенному стилю речи. При этом диалектные и просторечные сферы речевой коммуникации маркировались в силу специфики самой речевой реализации.

Таким образом, оказалось возможным, выделить квалификационные признаки функциональных и сопоставить их с типологией форм звучащих текстов исходя из анализа и способов их формирования и реализации (Златоустова Л.В., 1993г.). В результате удалось квалифицировать тексты по следующим категориям:

1. Чтение написанного и обдуманного текста (монолог, диалог и полилог)

1.1. Чтение "своего" письменного текста.

1.2. Чтение "чужого" письменного текста.

2. Пересказ написанного или прочитанного письменного текста.

2.1. Пересказ "своего" письменного текста.

2.2. Пересказ "чужого" письменного текста.

2.3. Воспроизведение суфлированной речи.

3. Подготовленный текст, но не сформированный в виде полного письменного текста, написанный в виде набросков, тезисов или плана (например, лекция, доклад, выступление, отчет).

4. Квазиспонтанный, подготовленный (обдуманный), но не написанный текст (например, ответы при допросе у следователя или в суде, ответы на экзамене, выступление на митинге, на совещании).

5. Спонтанный (неподготовленный текст).

Как видно, основными признаками, различающими указанные виды текстов, является признак наличие/отсутствие письменного аналога, признак "свой"/"чужой", для чтения и пересказа, признак "подготовленности"/"неподготовленности" звучащего текста. Указанные звучащие тексты различаются также просодическими способами выражения модальных и эмоциональных значений.

Надо отметить, что в основе дифференциации функциональных стилей и их рубрикации положена коммуникативная установка говорящего, включая лингвистические и экстралингвистические факторы.

То есть можно выделить четыре формы реализации звучащего текста:1) озвучивание письменного текста, в виде чтения или воспроизведения по памяти, 2) устное изложение подготовленного текста, 3) порождение квазиспонтанного звучащего текста и 4) продуцирование спонтанного устного текста.

Порождение устного текста в виде изложения подготовленного текста, порождения квазиспонтанного текста и особенно продуцирование спонтанной звучащей речи принципиально отличается от чтения или воспроизведения письменного текста по памяти спецификой просодического и грамматического оформления.

При этом сравнительный анализ звучащих текстов различных функциональных стилей показал, что для задачи распознавания индивидуальных и групповых свойств личности наиболее представительными и репрезентативными оказывается спонтанно порожденные устные тексты, так как в них наиболее полно и системно проявляются речевые навыки и привычки говорящего, а также признаки, которые остаются за пределами сознательного контроля при речепроизводстве, так называемые остаточные диалектные или иноязычные проявления.

Более того, спонтанный текст в максимальной степени содержит признаки психо-физиологических свойств речевых особенностей человека. Особенно показатели кратковременной и долговременной памяти, потребностно-мотивационные условия реализации речи. Спонтанность как дифференциальный признак проявляется в просодическом и мелодическом оформлении звучащего текста. Особенности спонтанности речи увеличиваются в условиях ограничения времени на подготовку или обдумывание (одновременное обдумывание и порождение) в рамках кратковременной памяти, объем которой обусловлен индивидуальными психофизиологическими свойствами личности.

Этим фактором детерминируется универсальная специфика просодического и мелодического оформления фраз и фоноабзацев в виде нанизывания синтагм однотипного мелодического образования, синтагм, оканчивающихся ровным или небольшим подъемом движения (модели незавершенности или неконечного завершения). Другая универсальная характеристика спонтанной и квазиспонтанной речи - это наличие речевых сбоев и пауз-хезитаций (неуверенности, выбора лексемы или синтаксической модели). Надо отметить, что количество и качество пауз-хезитаций зависит от ряда условий (речевых навыков публичной речи, объем аудитории, сложность обсуждаемой тематики, степень знакомства говорящего с предметом речи и т.д.). Так, например, если человек средне владеет речевыми навыками, отмечается значительно большее число речевых сбоев, меньшее число осложненных синтаксических структур, сокращение типов придаточных конструкций (определительных и дополнительных). При этом снижается доля бессоюзных предложений с увеличением числа придаточных, с подчинительными союзами или союзными словами, но увеличивается число пауз-хезитаций, заполненных лексическими или звуковыми элементами. При высокой степени развития навыков публичной речи паузы имеют среднестатистическое время, типичное для рассматриваемых фрагментов.

Здесь надо отметить, что в рамках одного функционального стиля могут встречаться различные фонетические стили. Фонетический стиль по Щербе Л.В. (1974 г.) может быть полным или неполным (разговорным). В реальной звучащей речи полный стиль произнесения, отражающий "идеальный фонетический состав слова", практически не встречается, добавим - за редким исключением. Так, полный стиль произнесения может встретиться при скандировании, когда используются модальные конструкции, выражающие отношение говорящего, и целевую установку - фиксировать внимание слушающего на каком-то факте или действии. Подобные высказывания можно встретить при наличии мотивации воздействия на слушателя, например, в речи педагогов, учителей, воспитателей. Например, встречается утрированное, по слоговое произнесение модальных конструкций с растягиванием гласных в безударных слогах:

"Пов-то-ря-ю - этот прибор называется а-риф-мометр".

Другой пример - это декламация - публичное выступление политического деятеля перед телекамерами, когда каждая синтагма оказывается равна одному или двум фонетическим словам с ярко выраженным фразовым выделительным акцентом, принуждая слушающего осмысливать каждое сказанное слово.

Например,

"Не так - сели - пересядьте"

Такая манера речи свойственна, например, литургической проповеди с установкой воздействия на слушателей. При этом отмечается аналогичная структура синтагм в одно или два фонетических слова. Здесь нужно сказать, что подобная манера речи говорящего, доведенная до автоматизма, проявляется и в неожидаемых ситуациях, например, даже при допросе у следователя, что является одним из критериев степени выраженности индивидуальных признаков речи.

Однако во всех разновидностях функционального стиля звучащая речь имеет неоднородности с точки зрения соотношения полного и неполного произносительного стиля.

Так, спонтанная речь обладает большей долей неполного стиля произнесения, чем чтение. В спонтанной речи у говорящего в наибольшей степени проявляются излюбленные речевые модели. Тогда как при чтении большое влияние на реализацию единиц сегментного и суперсегментного уровней оказывает графика, техника чтения, знакомство говорящего с текстом, качество зрения, освещенность и другие экстралингвистические факторы.

В разных коммуникативных ситуациях на форму реализации звучащего текста влияет значительное число экстралингвистических моментов, таких как отношения между говорящим и слушающим, наличие фактора ограничения по времени, внешняя обстановка и т.д. Владея инвентарем лексем и синтаксических конструкций говорящий в спонтанной форме речи способен порождать неограниченное число речевых высказываний, распознаваемых слушающим.

Так, в пределах звукозаписи одного и того же звучащего текста исходя из коммуникативного намерения и экстралингвистической ситуации допроса говорящий может продуцировать различные формы речи. Ему может быть предложено прочитать письменный текст, он может отвечать на самые разные как ожидаемые им, так и неожиданные вопросы, давать заранее обдуманные и согласованные с адвокатом показания и т.д. и т.п.

При этом необходимо отметить, что единицы лексического и грамматического уровней закреплены как единицы языка и употребляются логично и последовательно, в случае если человек владеет языком, на котором осуществляется речевое общение. Нужно иметь в виду и возможное намеренное искажение индивидуальной манеры речи, когда говорящий в силу определенных условий и обстоятельств желает создать впечатление иной стилистической манеры или иного стиля речи, отличного от присущей ему манеры. Причем изменению в первую очередь подвергаются лексические и грамматические элементы.

Например, употребление деепричастий не свойственно спонтанной речи. Однако, иногда, оперируя небольшим запасом синтаксических моделей, говорящий употребляет значительное число деепричастий для создания восприятия плавности речи, или чтобы замаскировать присущую ему манеру речи. Такие ситуации не редки при отборе сравнительных образцов, когда говорящий сознательно контролирует свои высказывания, избегает употреблять "любимые" им слова и выражения, использует нейтральную частотную лексику, нанизывая стандартные синтаксические конструкции и грамматические формы.

Для спонтанной формы звучащей речи типично "нанизывание" наиболее часто встречаемых просодических и мелодических моделей. Реально просодических моделей достаточно много, но их реализация может быть ограничена рамками диалогической формы речи, где просодические параметры детерминированы вопросами-ответами. Это связано с тем, что синтаксическое строение спонтанного звучащего текста имеет свою специфику, выражающуюся в сокращении типов синтаксических моделей высказываний и сокращения числа осложненных конструкций.

В мелодическом оформлении спонтанные тексты также связываются в единое целое посредством последовательного нанизывания однотипных ритмико-мелодических схем синтагм. Наиболее часто встречаются модели неконечного завершения и модели слабой незавершенности с ровным движением тона или небольшим подъемом мелодики на завершителе синтагмы.

В конкретных задачах распознавания индивидуальных и групповых характеристик говорящего спонтанные и квазиспонтанные устные тексты реализуются во множестве просодем, фразовых акцентов и индивидуальных особенностей реализации единиц всех языковых уровней в пределах широкой литературной нормы. При этом сама специфика спонтанной и квазиспонтанной формы речи диктует особую форму реализации конечной цели в виде раскрытия темы сообщения блоками единиц кратковременной памяти, что соответственно маркируется сигналами незавершенности процесса речевого порождения.

Таким образом, при определении стратегии и тактики всего речевого исследования необходимо учитывать лингвистические и экстралингвистические факторы.

Здесь следует сделать еще одно замечание. В просторечной и диалектной сферах речевой коммуникации социодиалектные и региональные проявления на лексическом и грамматическом уровнях, как правило, выражены более ярко и могут быть детерминированы в силу маркированности самой речи. Иногда при классификации категориальных свойств говорящего не требуется детальный фонетический анализ звучащего текста, изобилующего выраженным использованием стилистически маркированных лексем и синтаксических конструкций (жаргонизмов, профессионализмов и диалектизмов), прямо указывающих на профессиональную или социальную принадлежность говорящего. При условии, безусловно, исключения возможной мимикрии, или преднамеренной маскировки, которые в криминалистических приложениях следует всегда иметь в виду.

Речь (англ. discourse) - познавательный процесс, связанный с использованием языка для представления, сохранения в устной или письменной форме и последующей переработки разнообразной информации, а также для обмена ею с другими людьми; один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения1.
Человек - существо социальное, а речь является основным средством человеческого общения. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать разнообразную информацию, в частности - такую, которая несёт большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.
По своему жизненному значению речь многофункциональна. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Выделяют две основные функции речи (рис. 17).

Коммуникативная функция речи состоит в передаче информации от одного человека другому и используется в различных видах общения. Сигнификативная функция связана с тем, что слова всегда нечто обозначают и для человека становятся символами предметов и явлений окружающего мира, «вторыми» сигналами (в отличие от первых - стимулов, поступающих от физических объектов).
Кроме того, выделяют следующие функции: интеллектуальную - речь служит для человека средством мышления; регуляторную - с помощью речи человек управляет собственной психикой и поведением; психодиагностическую - по особенностям речи человека можно судить о его психических процессах, свойствах и состояниях; психотерапевтическую - с помощью речи люди могут оказывать терапевтическое влияние на себя и других (оказывать поддержу и т.д.).
Физиологическая основа речи. Поведение человека регулируется не только первой (как у животных), но и второй (словесной) сигнальной системой. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Способность понимать, а затем и произносить слова возникает у ребёнка в результате ассоциации определённых звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Выделяют две «стороны» речи: экспрессивную и импрессивную (рис. 18).

Их развитие происходит асинхронно и обеспечивается различными механизмами: одни отделы и центры мозга задействованы при акустическом и оптическом восприятии речи, другие - при двигательной регуляции голосового аппарата. В целом деятельность второй сигнальной системы обеспечивается функцией двигательного, слухового и зрительного анализаторов, а ведущая роль в регуляции речи принадлежит лобным отделам коры больших полушарий головного мозга.
Важным при изучении речи является рассмотрение её соотношения с языком, ведь речь представляет собой способность и умение им пользоваться.
Речь и язык - не одно и то же, они едины, но не тождественны. Основная функция сознания человека - это осознание, или отражение, бытия (явлений окружающего мира, отношений между ними, себя в этом мире и т.д.). Эту функцию язык и речь выполняют одним специфическим способом - они отражают бытие, обозначая его. В этом и состоит единство речи и языка.
Различия между ними заключаются в следующем. Язык - это система звуковых, словесных и грамматических средств, система символов; это историческое, культурное образование, в котором фиксируются формы общественного мышления, обобщённые значения, отражающие общественный опыт. Языки возникают, существуют и развиваются по своим собственным законам. Современных языков, на которых говорят люди, насчитывается несколько тысяч, но кроме них существует значительное количество так называемых «мёртвых», ныне не используемых, а также специфических «искусственных» языков. Речь - это деятельность общения посредством языка. В речи выражается психология отдельно взятого человека или некоторой группы людей (например, профессиональной, возрастной), для которых характерны данные конкретные особенности речи. Язык же отражает в себе психологию целого народа, для которого он является родным, со всеми его исторически сложившимися национальными особенностями.
Речь и слово. В структуре слова различают три компонента (рис. 19).

Слово является знаком, с помощью которого человек обозначает предметы (их качества, действия, которые с ними можно производить и т.п.); так осуществляется предметная соотнесённость слова.
Связь слова с предметом не реальная, природой предусмотренная, а «идеальная», но при этом она исторична: слово имеет свою историю, независимую от нас жизнь. Не каждый предмет сам по себе имеет отдельное, своё собственное название. Человечество объединяет некоторое множество предметов в один класс (т.е. обобщает на основании выделения их существенных свойств) и в своём языке использует для этого класса одно слово - понятие. Слова-понятия позволяют выходить в познании предметов и явлений окружающего мира за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано через органы чувств. При этом понятия с течением времени могут развиваться за счёт обогащения своего объёма и содержания. Другими словами, хотя связь слова с предметом является основной и определяющей для его значения, эта связь опосредованная - через обобщённое содержание слова, т.е. - через понятие.
Обобщённое отражение предметного содержания составляет значение слова. Значение является «единицей» одновременно и языка, и речи, связующим звеном между ними. Когда человек осваивает значение слова, он познаёт предмет с точки зрения его существенных свойств и функций в системе человеческой деятельности. Этот факт является основанием для отнесения речи к группе психических явлений, объединённых общим названием - «познавательные процессы».
Смыслы одних и тех же слов для разных людей могут быть различны, хотя их значения одинаковы. Смысл как компонент, выделяемый в слове, не универсален и может выступать в нескольких аспектах. Во-первых, смысл и значение «пересекаются» (смысл слова - в тех свойствах и предназначении предмета, который оно обозначает). Но, во-вторых, слова имеют определённые «смысловые поля» - так, что в разных контекстах (ситуациях, группах и т.п.) приобретают смыслы, отличные от прямого значения. В-третьих, при частом употреблении слова в определённом, «непрямом» понятийном контексте изначально дополнительное смысловое содержание присоединяется к прежнему значению и закрепляется за словом. В-четвёртых, любое слово приобретает для каждого конкретного человека личностный смысл, неразрывно связанный с его жизнедеятельностью, мотивами и целями (слово вызывает сугубо личные мысли, чувства и т.п.).
Виды речи. Выделяют несколько оснований для классификации речи (рис. 20).

Каждая из структур, типов и видов речи имеет свои специфические особенности и может быть представлена как образование той или иной степени сложности.
Так, кроме слов звуковая речь включает ряд звуковых явлений и выразительных качеств голоса, таких как темп речи, модуляция высоты голоса, ритм, тембр, интонация, дикция, специфические звуки (смех, хмыканье и пр.). Жестовая речь, во-первых, может быть представлена общепринятыми жестами (с закреплёнными за ними в той или иной культуре значениями), экспрессивными (сопровождающими высказывание и служащими для большей выразительности речи) или специальными (например, язык глухонемых, принятые в некоторых профессиональных группах жесты). Во-вторых, выразительные средства могут быть классифицированы на мимику (сокращения мышц лица) и пантомимику (движения конечностей, туловища и головы). В- третьих, собственно жесты могут быть классифицированы на «иллюстраторы», «регуляторы», «эмблемы», «адапторы», «аффекторы» и т.д.
Фонетико-фонематическая (от греч. phone - голос, звук) структура речи связана с овладением звуковым составом языка, лексическая (от греч. lexis - слово) - его словарным составом, а грамматическая (от лат. gramma - запись, буква) - его строением (способами словообразования, сочетания слов в предложения и т.п.).
Устной называют речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определённые наборы звуков; письменной - речь, предполагающую передачу её содержания с помощью изображения на материальных носителях символов (знаков, букв, иероглифов и т.п.).
Диалогическая речь предполагает участие, как минимум, двух человек, причём речевые высказывания одного являются реакциями на реплики другого. Монологическая речь принадлежит одному человеку; она может произноситься и в присутствии других людей (например, при выступлении с докладом перед публикой), но не предполагает речевых реакций воспринимающих.
Внешней называют звучащую, осознаваемую речь, которой мы пользуемся в повседневном общении для обмена информацией с другими людьми. Внутренняя речь участвует в управлении психическими процессами и поведением человека: на её уровне мысли отливаются в словесные формулировки, возникают команды, которые человек даёт себе и которые сам выполняет, реализуя их в поведении. Она является производной формой от внешней речи, но значительно от неё отличается: не имеет очевидных для окружающих внешних проявлений; нередко не осознаётся самим человеком; допускает «короткие замыкания» (в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся).
Речь играет первостепенную роль в формировании сознания, т.е. того, что принципиально отличает человека от животных. В системе других психических процессов основным и определяющим является отношение речи к мышлению. Поскольку речь является формой существования мысли, они находятся в единстве, но при этом неправильно отождествлять их друг с другом и полагать, что мышление - это «речь минус звук». Мышление и речь отличаются друг от друга в своём строении, функционировании и развитии.
Единство речи и мышления заключается в значении слова. С одной стороны, значение - это компонент слова, с другой стороны, значение - это обобщение, т.е. акт и результат мышления. При овладении ребёнком родной речью постепенно возрастает «уровень» значения слова, т.е. уровень обобщения свойств и качеств предметов, обозначаемых данным словом. В психологии речи уровень значения характеризует степень сформированности лексической структуры речи. В психологии мышления уровень обобщения характеризует развитость мышления ребёнка.
Речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Значительные различия между ними связаны с тем, что речь подчиняется законам грамматического строя языка, а мышление - логике. Но процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов, т.е. словесное выражение регулируется идейным содержанием нашей мысли. А мышление, создавая речевую форму, само формируется: мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся, не вполне оформившихся опорных точек; как правило, в этот момент в сознании доминирует переживание её смысла для данного человека. От этой мысли (тенденции, процесса) переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы.
Речь оказывает значительное влияние и на все другие психические процессы. С помощью речи, контролируемой и произвольно регулируемой человеком, становится возможным управление восприятием, вниманием, памятью, воображением. «Словесная» ориентировка человека в мире регулирует его восприятие и внимание, смысловое обобщение информации и её представление в виде понятий даёт возможность в значительно больших объёмах и в течение более длительного времени хранить запоминаемую информацию и т.д.

«Психологическая характеристика речи»

ВВЕДЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СЛОВАРЬ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Введение

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей опосредованная языком. Предметом психологии служат закономерности развития и функционирования психики, таких ее процессов, как мышление, познание, общение, эмоции, деятельность, отношения, воображение, творчество, память и запоминание. Все перечисленные здесь явления теснейшим образом связаны с речью, с ее порождением и восприятием, особенно мышление, которое неотделимо от речи и от языка. Естественно, поэтому лингвисты обращались к психологии, а психологи – к языку и речи. Так, А.А. Потебня, основатель психологического направления в языкознании, написал книгу «Мысль и язык» (1862 и 1999). Психолог Л.С. Выгоский исследовал разные аспекты речи, что и составило содержание его книги «Мышление и речь» (1934). Н.И. Жинкин исследовал становление речи ребенка, функционирование аппарата говорения и переходов с мыслительного на акустический код, в результате чего появился труд «Механизмы речи» (1958). Широкое признание получили книги психологов А.Р. Лурия «Язык и сознание» (1979), О.К. Тихомирова «Психология мышления» (1984).

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Широкий размах получила культура речи: диапазон ее интересов – от норм литературного языка до коммуникативной целесообразности выбора средств языка. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными и управляемыми. Правильная речь является показателем интеллектуального развития человека и необходимость знаний о психологическом функционировании речи определяет актуальность данной работы. Актуальность, в свою очередь, определяет цели и задачи работы:

Цель работы – рассмотрение психологической характеристики речи.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

  • Исследовать литературу, которая позволит разобраться в психологии речи и ее составляющих.
  • Систематизировать полученные знания, включающие в себя основные понятия, развитие и патологии речи.
  • Проанализировать данные и сделать заключение о значимости и необходимости развития речи.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части, заключения, словаря, списка использованной литературы и приложения. Название основной части определяет ее содержание.

Психологическая характеристика речи

В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Язык – это одна из форм, в которых существует и передается из поколения в поколение сформированная в обществе программа развития внутреннего мира человека. Язык это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенный смысл и значение. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением (Приложение А).

Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков. Детеныш человека на ранних стадиях развития использует для общения ряд нестандартных, изобретенных им звуковых комплексов, в которых можно видеть эмоционально-образную связь, тождественную реликтовой перворечи. По мере роста и развития растет потребность в общении не только с родителями, что толкает ребенка к употреблению общепринятой для этой группы населения терминологии. Звуковое обшение выполняет комплексные функции:

  1. Эмоциональное выражение мысли (попытки повлиять на отношение оппонента к объекту разговора и, естественно, повлиять на отношение к себе).
  2. Звукоимитация в речи.
  3. Ассоциативное выражение мысли.

2 и 3 являются составными частями первого.

Ассоциация – это подсознательная аналогия с часто встречающимся явлением. Зависит от того к чему применяется эта аналогия-ассоциация.

Звук имеет тот же смысл что и соответствующая им система письменных знаков. Знак – символ или объект, служащий заменителем другого объекта.

Речь является основным средством человеческого общения. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные потребности. Это и естественно, так как общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности… Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств.

Речь выполняет определенные функции (Приложение Б):

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах.

1)Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

2)Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд ее специфических особенностей:

обилие незаконченных синтаксических построений (например: Ну, вообще… созерцание… я могу и для друзей рисовать);

самоперебивы (В России еще много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере);

повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше);

конструкции с именительными темами (Этот мальчишка / он меня каждое утро будит);

подхваты (А – Мы тебя приглашаем… Б – завтра в театр).

Специфические особенности, вызванные неподготовленностью устной речи, указанные выше, не являются речевыми ошибками, так как не мешают пониманию содержания речи, а в некоторых случаях служат важным выразительным средством. Более того, речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком детализирована, состоит исключительно из развернутых предложений, если в ней преобладает прямой порядок слов.

3)Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи.

Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

4)Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники.

Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

5)Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.

6)Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека, она лишена звукового оформления и протекает с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность – характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность.

  • Содержательность речи – это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.
  • Понятность речи – это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
  • Выразительность речи – это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
  • Действенность речи – это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точки зрения.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове, как в понятии, заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков.

Речь представляет собой одну из высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).

Среди наук, изучающих речь в различных ее проявлениях, а также ее особенности, можно выделить лингвистику, психолингвистику, риторику, графологию. При этом под лингвистикой понимается языкознание, наука о языке, как объективной, исторически сложившейся системе кодов, а лингвистический – относящийся к языку. Психолингвистика – это наука, которая исследует (изучает) детерминанты процессы речи (вербалакты) и их восприятие (перцепцию) структурами (моделями) соответствующих (конгруэнтных) языков, лингвистических моделей. Предметом этой науки называют процессы, механизмы кодирования и перекодирования; языковую способность человека; речевую деятельность и закономерности ее моделирования; наконец, соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком, как главной «образующей» образа мира человека, с другой. Графология – учение о почерке; исследование почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально – психических особенностей пишущего. Риторика – наука об ораторском искусстве.

Основной единицей речи и языка считается слово . Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета. Слово дает возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории, оно отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Важнейшая особенность слова состоит в том, что слово осмысленно, т.е. имеет значение. Значение слова – это содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди или принятое индивидом, носителем данной культуры, смысловое содержание того или иного знака. Хотя слово является основной значимой единицей языка, однако информативность и выразительность речи в наибольшей мере обеспечиваются целым высказыванием (текстом) или предложением. В пределах предложения или текста значение слова становится лишь одной из детерминант содержания.

Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного психического развития, так как речь – это средство общения, средство приобретения знаний, формирования и совершенствования психических функций. Существуют определенные требования, предъявляющиеся к речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность, логика, точность, ясность и правильность речи. Для адекватной характеристики развития речи необходимо выделить главные формы речевого взаимодействия:

  • восприятие текста;
  • обмен устными текстами (диалоги, полилоги, ответы на вопросы);
  • развернутая текстовая речь – таким образом,

Основной формой речевого взаимодействия является осмысленное оперирование текстами. Текст характеризуется развернутостью, последовательностью, связанностью, законченностью.

Понимание рассматривается как наиболее важная сторона речевого процесса, так как эта функция обеспечивает осуществление коммуникации, которой присущи разные уровни: на уровне целого текста; на уровне отдельных предложений и слов.

Следующей важной стороной речевой функции является возможность программирования текста-пересказа. Программирование – способность кого-либо к построению программы высказывания и ее вербальной реализации. Она оценивается по умению воспроизводить тексты в соответствии с основным их смыслом.

При оценке речевого развития важно учитывать лексический состав речи – те средства, с помощью которых осуществляется программа пересказа. Лексический состав речи характеризуется признаками: использование собственной лексики адекватно или неадекватно смыслу текста; правильность употребления слов; образование морфологически правильной формы слов.

Под речевой активностью понимается способность индивида без подсказок и длительных пауз развивать свою мысль, строить сюжетный рассказ.

Нарушения и патологии речи. Понятие патологии речи определимо только на основе трех взаимосвязанных критериев:

  1. Социально-психологический подход (отклонения от средней роли).
  2. Психофизиологический подход – с точки зрения функционального нарушения, в котором патологию следует понимать как некоторую результирующую определенного функционального нарушения и требований к функции со стороны общества.
  3. Психолингвистический подход – нарушение языковой способности.

Патологию речи следует противопоставлять остальным отклонениям от норм речевого употребления типа оговорок, перестановок элементов слов, смешений, ошибочных употреблений слов (парафазии).

Спектр различных форм речевой патологии достаточно разнообразен:

Во-первых, это патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и высших психических функций (Прогрессивный паралич, Корсаковский психоз, Болезнь Пика или Альцгеймера, Эпилепсия, Шизофрения, Маниакально-депрессивный психоз).

Во-вторых, это речевые нарушения, коренящиеся в локальных поражениях мозга, но не имеющие ничего общего с психическими болезнями, составляющими предмет изучения психиатрии и патопсихологии.

В-третьих, это речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем – в основном это особенности речи (и ее восприятия) у глухих и глухонемых.

В-четвертых, это речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временными задержками психического развития.

В-пятых, это речевые нарушения, имеющие «исполнительский» характер и связанные с дефектами моторного программирования речи или реализации моторной программы. Их часто называют фонационными расстройствами (Дисфония, Брадилалия, Тахилалия, Заикание, Дислалия, Ринолалия, Дизартрия, Парафазия).

Заключение

Подводя итог, хочется заметить, что знания о психологических особенностях речи имеют важное значение, так как развитие речи неразрывно связано и напрямую зависит от развития познавательных психических процессов, таких как мышление, память, воображение, внимание. Речь является основным средством общения, а без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека – это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Речь необходима людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. Умение общаться естественное качество человека, данное ему от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование. Ведь как сказал Сенека: «Речь – это показатель ума». В процессе речевого общения передается и усваивается социальный опыт; происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов; формируется разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит социализация личности. Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга. В результате общения в целом, и речи в частности, достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие людей, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующих коллективную деятельность. Речь – это психологический процесс формирования и передачи мысли.

Словарь

№ п/п.

Наименование понятия

Речь

система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации

Язык

система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значения и смысл

Внешняя речь

система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли

Внутренняя речь (речь «про себя»)

речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции: внутреннее проговаривание

Монолог

вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника

Диалог

вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчание, жестами) двух и более субъектов

Предикативность

характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствие только слов, относящихся к предикту (сказуемому)

количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности

Лингвистика

языкознание, наука о языке, как объективной, исторически сложившейся системе кодов

Психолингвистика

наука, которая исследует (изучает) детерминантные процессы речи (вербалакты) и их восприятие (перцепцию) структурами (моделями) соответствующих (конгруэнтных) языков, лингвистических моделей

Брадилалия

патологически замедленный темп речи

Тахилалия

патологически ускоренный темп речи

Ринолалия

Дизартрия

нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата

Парафазия

нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи

Список использованной литературы

  1. Аверченко Л.К. Управление общением: Теория и практикум для социального работника: Учебное пособие. – ИНФРА-М, 2006.
  2. Васильева И.И. Коммуникативные свойства высказываний в диалоге // Психологический журнал. – 2004. - №5;
  3. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция в речемыслительных процессах // Психологический журнал. – 2006. - №3;
  4. Галунов В.И., Кородева И.В., Шургая Г.Г. Два возможных механизма восприятия речи // Психологический журнал. – 2005. - №5;
  5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. – метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М: Пед. общество России, 2005;
  6. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005;
  7. Крысько О.Р. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М: Московский психолого-социальный институт, Издательство «Флинта», 2005;
  8. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Психология». – М: Смысл, 2007;
  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. – М.: Наука, 2008;

10. Носенко Э.Л. Попытка системного подхода к анализу речи в состоянии эмоциональной напряженности // Психологический журнал. – 2004. - №6;

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для ВУЗов. – М: Издательский центр «Академия», 2007;

12. Самойленко Е.С. Основные направления экспериментального исследования речи в ситуации общения // Психологический журнал. – 2005. - №4;

13. Словарь современного русского литературного языка. – М.: Прогресс, 2004;

14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М: «Школа – пресс», 2005.

Приложение А

Признаки языка и речи


СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 2
Основная часть работы ……………………………………………………… . 3
1. Основные виды речи.………………………………………………….. 3
2. Стиль речи и речевые особенности личности ………………………. . 6
3. Развитие речи у ребёнка ………………………………………………. 10
Заключение …………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы ……………………………………….. 17

ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражаю­щим закономерности его физиологического, психического и социального разви­тия, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь - это процесс общения людей посредством языка. Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несёт большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.) Без письменной речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причём в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

1. Основные виды речи
Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако ка­кую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной. При этом оба вида имеют определённое сходство. Оно заключается в том, что в современных языках пись­менная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Её главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддержи­ваемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя про­стейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологи­ческом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развёрнутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идёт речь, и может мысленно достроить фразу, произнесённую другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой це­лую фразу. Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Монологиче­ской речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Моноло­гическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им инфор­мация слушателями, т. е. он должен следить не только за своей речью, но и за ауди­торией. Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пас­сивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говоря­щего или слушающего человека. Активная форма речи - это речь говорящего че­ловека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внеш­не это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Очень часто бывает так, что человек хо­рошо понимает речь другого человека, но плохо передаёт свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого. Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Между данными видами речи существуют и более сложные, психологи­ческие различия. Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слу­шающими. В письменной речи дело обстоит иначе - как пишущий, так и читаю­щий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, ко­гда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создаёт определённые преимущества письменной речи перед устной. Письменную ре........

Использованная литература:
· alive-inter.net
· nashaucheba.ru
· www.coolreferat.com

Речевая структура - ϶ᴛᴏ последовательность речевых действий. Когда мы создаем текст мы совершаем определœенную последовательность речевых действий. Речевая структура является обязательной и в ней жестко закреплена последовательность действий. Действия бывают обязательными и факультативными; закрепленными и свободно перемещаемыми. Обязательные действия - ϶ᴛᴏ жанрообразующие действия. Текст - ϶ᴛᴏ цепочка речевых действий, в которой некоторые действия имеют закрепленное место, и в которой некоторые действия являются обязательными. Жанр – текст, построенный по какому-либо типовому правилу. Жанр – отражается в типовой речевой структуре типовой ситуации общения. Стерильных жанров практически не существует.

Информационный текст - ϶ᴛᴏ текст, опирающийся на содержание. Информационные

Характеристика:

Набор сведений, минимальная эмоциональная окраска, не способствуют развитию авторского ʼʼЯʼʼ Аналитические

Характеристика:

Состоят из сведений и их анализа, обычно эмоционально окрашены, способствуют развитию авторского ʼʼЯʼʼ

Образные речи – художественная публицистика, может рассматриваться как часть аналитических групп жанров с образным началом развития.

Речевые особенности информационных жанров:

Выше частота колебаний модальности простых предложений

Движение от общего к частному

Жанрообразующим речевым действием в информационных жанрах выступает констатация факта.

Тексты, относящиеся к жанру заметки, достаточно разнообразны. Автор преследует одну цель - сообщить актуальн, соц значимую инфу. Простейший тип заметки - хроникальная, кот в своем содержании представляет факт или сообщает о событии. Текст хроникальной информации ограничен в связи с этим одним речевым действием: или констатация факта͵ или сообщение о событии. Констатация выражается в виде простого предложения, без средств выразительного начала: вводных слов, частиц, экспрессивной лексики и т. п. Простое предложение обладает ярко выраженной констатирующей модальностью. Невыраженность личностного компонента про изводит впечатление, что сказанное есть абсолютная истина, не зависящая от мнения автора. Другой тип заметки расширенная инфа. Осложнение реч структуры заметки происходит за счёт введения доп информации, которая оформляется в виде других речевых действий, которые не явл обязательными для заметки как жанра и называются факультативными, необязательными: заголовок, цитирование, комментарий, подпись.

Жанрообразующим речевым действием явл констатация факта или сообщение о событии. Для расшир инфы обязательно наличие факультативных речевых действий, набор и общий объём которых определяется конкретной ситуацией.

Другой тип заметки расширенная инфа. Осложнение реч структуры заметки происходит за счёт введения доп информа­ции, которая оформляется в виде других речевых действий, которые не явл обязательными для заметки как жанра и называются фа­культативными, необязательными: заголовок, цитирование, комментарий, подпись.

Жанрообразующим речевым действием явл констатация факта или сообщение о событии. Для расшир инфы обя­зательно наличие факультативных речевых действий, набор и общий объём которых определяется конкретной ситуацией. Перечень факуль­тативных речевых действий далеко не исчерпывается указанными выше. В других конкретных речевых ситуациях могут появиться и описание, и повествование, и обращение к читателю и т. д.

Интервью. Первый тип – информацион интервью, ориентированное на получение информации, характер которой не имеет прямого отношения к личности интер­вьюируемого.

Другой тип - портретнное интервью о личности интервьюируемого. Здесь представляет интерес внутренний мир человека, его при­страстия, привычки.

Информац интервью - способ организации газетного текста͵ монологического по своим сущнос­тным характеристикам. Диалогич форма облегчает восприя­тие. Вопросы выполняют функцию заголовков. Встречаются ситуации, когда интервью делается из уже имеющейся публикации без участия интервьюируемого. Речевая ткань интервью м. б. лишена примет разговорности. По этой причине можно посмот­реть на информационное интервью не как на традиционный жанр, а как на способ подачи содержания, речевого материала.

Портретное интервью имеет другую речевую при­роду. Интересна сама личность, ее мнения, взгляды, оценки, внутренний мир.

Здесь иные речевые отношения между журналистом и собеседником. В случае если в инфор интервью речь собесед­ника направлена только на предмет разговора, то здесь собеседник свободно переходит от предмета речи к личности журналиста.

Здесь есть речевые действия, кот в монологич речи не встречаются и характерны для устной разговорной речи: Вопрос – подтверждение, вопрос – отрицание, выражение журналистом несогласия, провоцирующего разъяс­нение собеседника.

В портр интервью ярко выраженное личностное начало. Причем для его выражения используются ре­сурсы как разговорной, так и книжной речи. Разговорность предполагает коммуникативную близость, лич­ностный, а не официальный характер общения. Разговорные синтаксич кон­струкции генерируют в сознании читающего разговорные интона­ции: неполн предложения, простые, нераспространен, экспрессивная ритмическая организацию текста (парцелляция, к примеру).

Итак, газетное интервью - это прежде всœего форма организа­ции содержания различных материалов, которые по своим функци­ям бывают как чисто информационными, так и аналитическими, иногда с компонентами изобразительности. Степень выраженности личностного начала, соответственно, может колебаться в большом диапазоне.

Речевые особенности репортажа Существенной особенностью речевой структуры репортажа является прямая речь участников события, очевидцев. Это крайне важно для того, чтобы повысить авторитетность информации. Итак, жанрообразующими речевыми действиями в репортаже явл описание (повествование), комментарий, информация, прямая речь персонажа. Синтаксич и лексич хар-ки разн реч действий различны. Внешне это выражается в ритме. От абзаца к абзацу ритм меняется исходя из того, какое речевое действие в абзаце представлено.