Личность как субъект и объект политической жизни. Курсовая работа: Личность как субъект политики. Политическая социализация личности

Введение

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе и главным образом на политическую власть.Какую бы значительную роль ни играли социальные группы,массовые общественные движения,политические партии,в конечном счете ее главным субъектом выступает личность,поскольку сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержанием и направленность политического процесса,всей политической жизни общества.

Понятие «человеческое измерение политики» прочно вошло в политический лексикон конца XX в. Включенность граждан в общественно-политический процесс как сознательных его участников провозглашается повсеместно идеалом большинства политических доктрин, движений,организаций. Разумеется,конкретная политическая практика достаточно далека от этого идеала. Поэтому разработка вопросов, связанных с политической ролью личности, является важной для современной политической практики.Личностное измерение политики имеет исключительно важное значение при анализе текущих политических процессов,конфликтов и ситуаций.Проблема личностного фактора в политики –это проблема соотношения личности и общества, личности и государства, процессов политической социализации личности и ее участия в политической жизни.


Глава1.ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

Проблема личности имеет в политической науке, по меньшей мере три главных аспекта:

1. Собственно человек с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми;

2. Личность как представитель группы:статусной, классовой,социально-этнической,элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена организации, парламентария;

3. Личность как сознательный,активный участник общественной и политической жизни человека, который обычно взаимодействует с властью и выступает субъектом и объектом воздействия политики.

Место человека в политической жизни в общем плане рассматривалось во многих политических учениях.Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них –учения Конфуция, Платона и Аристотеля.

Конфуций разработал патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство представлялось как одна большая патриархальная семья, в которой вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, т.е пассивного, бессознательного участника политики.

В политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политической роли заведомо исключается и человек выступает лишь объектом власти.

В учении Аристотеля политическая жизнь общества рассматривалась в соотношении с природой человека. Аристотель считает индивида существом политическим по своей природе в силу его естественной предопределенности жить в обществе, коллективе.В государстве как высшей форме общения людей реализуется природа человека-индивид становится органической частью живого и целостного политического организма. Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином,но в отличие от Платона он-противник огосударствления общества. В целом же Аристотель, как и его предшественники, не отделяет личность и общество от государства.

В политической концепции Макиавелли человек рассматривался как начало негативное, а отношение между людьми характеризовались формулой «человек человеку - волк». Люди объединяются в толпу темных и необразованных людей. По Макиавелли,правитель должен считать всех людей злыми. Однако он был и теоретиком организационного поведения людей. С его именем связана теория элит, технология эффективного лидерства.

Роль личности в политике в общем плане рассматривалась во многих политических учениях.Однако преобладающим было рассмотрение роли выдающихся политиков в соотношении с деятельностью народных масс, классов или даже толпы. В политических учениях речь шла преимущественно о политической роли выдающихся личностей- государственных деятелей, руководителей политических движений, идеологов, вождей и т.е. тех, кто оказывал заметное влияние на политику и массы. Поэтому политика часто персонифицируется, получает имя того, кто ее определял или осуществлял. При этом менее всего оказался разработанным вопрос о роли в политике «рядовой» или «массовой» личности. И только во второй половине XXв. под влиянием крушения тоталитарных режимов и дальнейшей демократизации общественной жизни этому направлению в политических учениях стали уделять достаточно серьезное внимание.

Политика в любом проявлении так или иначе отражается в судьбах простых людей. В этом смысле можно говорить о том, что конечным объектом политики всегда выступает рядовой гражданин. Это обстоятельство обусловливает активную позицию рядового гражданина в политической жизни, т.е. чтобы он выступал в качестве субъекта политики.

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальны, социально- культурные и политико – правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его жизненных потребностей. Замечено, что чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования. Уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека.

Необходимым условием обеспечения эффективных возможностей влияния личности на государство и его органы является политическая культура личности, в особенности такой фактор культуры, как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это значит, что неграмотный человек вне лично осознанной политики, является объектом политических действий а не их субъектом. И наоборот, чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам.

Существенной предпосылкой активного политического участия является также политико- правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти, участия членов общества на всех стадиях политического решения.

Таким образом, политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно- политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

Тема2.ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Проблема личности как субъекта политической деятельности не сводится только к условиям, в которых осуществляются ее политические функции. Многое зависит от политической активности человека, от степени реализации им своей роли субъекта политики. В этом отношении обычно выделяют два аспекта – участие рядовых граждан в общественно- политической жизни и политическую деятельность лиц, для которых политика становится практически профессиональным занятием.

Для обозначения действия рядовых граждан в сфере политики применяется понятие «политическое участие». Под ним обычно подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся ни политическими лидерами, ни функционерами властных структур или политических партий. Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс.

Политическая активность граждан различна. В современных демократиях политическая активность граждан появляется главным образом участием в голосовании на выборах, референдумах, в различных формах давления на властные структуры при принятии и реализации тех или иных важных решений.

Важнейшим механизмом вовлечения граждан в политический процесс является деятельность политических партий, общественно- политических организаций и движений. Именно они выступают чаще всего инициатором и организаторами таких действий граждан, как участие в избирательных кампаниях, демонстрациях, митингах, сборе подписей под петициями и т.д. Основная масса населения проявляет умеренный интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим участием в мероприятиях местных органов. Резкое повышение политической активности происходит в периоды политической нестабильности. Однако такая активность может носить деструктивный характер.

Участие граждан в политике является одним из центральных индикаторов качественных особенностей политических систем, степени их демократизма. В демократическом обществе это участие массовое, свободное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. В авторитарном обществе часть населения полностью или частично отстраняется от участия в политике. Тоталитарное же, наоборот, стремится к мобилизационному вовлечению в ритуальные действия поддержки режима максимальной доли населения.

С точки зрения политической субъектности выделяется следующие основные типы личности:

a) личность с высокой политической активностью, участвующая в политической жизни. Активисты постоянно интересуются политическими проблемами и информированы о них. Это может быть гражданин- член политической или общественной организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность; общественный, общественно- политический деятель; профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием; политический руководитель, лидер высшей инстанции- формальный или неформальной;

В решении проблемы «личность – политика» важно определить место и роль человека в общественной жизни, в политической деятельности, в управлении государством. Большинство политических доктрин исходят из интересов человека, его свободы, как приоритетной ценности. Поступательное движение общества есть движение от несвободы к свободе, в ходе которого реализуются творческие возможности личности, воплощаются общечеловеческие ценности и демократические идеалы. Все развитие общества, начиная с экономики и кончая духовной сферой, направлено на удовлетворение потребностей человека, на его всестороннее развитие. Зависит ли экономика от человека? Конечно. От того, какое место занимает человек в производстве, от того, как он ведет себя на производстве, от его трудовой активности, добросовестности, заинтересованности в труде и т.п. Социальная сфера и социальные отношения непосредственно зависят от человека и его способности реализовать все экономические успехи для обеспечения жизни, быта, условий труда. В развитии политической системы очень много зависит от политической зрелости, образованности, инициативы человека. Усиление внимания к личности, социальным ее качествам, общественному и политическому сознанию и поведению тесно связано с реорганизацией системы образования, воспитания, культуры, морали.

Понятие «личность», выражая социальную сущность человека, существует в неразрывной связи с понятием «общество». Личность - это человек, воплощающий конкретно-исторические общественные отношения, оказывающий воздействие на них в меру своих сил и способностей и в зависимости от положения, которое он занимает в обществе.

Психологически политическая активность личности обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму,то есть общности, отождествлять себя со своей нацией, социальным слоем, группой, политической партией, объединением. Зачастую человек приобщается к политике, чтобы стать именно частью социальной общности. Это избавляет от одиночества, дает почувствовать силы и способности влиять на ход политических процессов. Научный подход к определению места и роли личности в обществе дает возможность показать, при каких условиях личность становится подлинным субъектом социальных отношений, субъектом власти, определить социальный статус личности.

Что же такое социальный статус личности? Это место личности в общественной системе по отношению к другим индивидам и группам, совокупность ее социальных функций, а также ее оценка и самооценка, т.е. понимание человеком своей социальной значимости.Социальный статус личности характеризуется по экономическим, профессиональным и другим признакам.

Статус тесно связан с политической ролью личности. Политическая роль - динамичная сторона статуса, его функция, определенное поведение. Каждый человек не только занимает место в социальной, политической структуре общества, но и выполняет соответствующие этому месту функции. Политическими ролями личности могут выступать роль избирателя, депутата, члена политической партии, общественно-политической организации, участника митинга, демонстрации и т.п.

Таким образом, мерой политики, движущим началом политической активности нации, класса, политической партии, политического движения и т.п. является именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели.

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных типа: социальный и институциональный.

Социальный охватывает индивидов и различные социальные слои, в том числе профессиональные, этнические, демографические и другие группы.

Институциональныйвключает государство, политические партии, профессиональные союзы, политические движения, группы интересов и т.п.

Иногда выделяется и третий тип субъектов политики - функциональный, охватывающий социальные институты, предназначенные для решения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, учебные заведения, корпорации, спортивные ассоциации, добровольные общества и т.п.

В зависимости от осознанности и степени участия в политической деятельности американский политолог Габриэль Алмонд выделяет три группы субъектов политики. Во-первых, субъекты, ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (политические партии, политические движения и т.п.). Во-вторых,субъекты, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли. В-третьих, субъекты - подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь.

Быть субъектом политики, т.е. ее сознательным проводником, можно лишь в условиях демократического общества, где господствуют политические права и свободы, имеет место полнота и достоверность информации, гласность, возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения, по своему усмотрению участвовать в различных формах политической жизни.

Тоталитарные и авторитарные режимы, в которых политическая жизнь строго регламентируется государством или партией, характеризуются отсутствием возможностей для самостоятельного, творческого участия личности в политике. Здесь личность выступает не субъектом, а лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли. При этом не исключается ее участие в политической жизни (демонстрации, шествия, различного рода политические акции), которое, однако, осуществляется формально на добровольной, а по существу на принудительной основе. Советское время богато примерами такого рода.

Объектом политики личность может выступать и в условиях демократического режима, но лишь постольку, поскольку она обязана соблюдать конституцию, законы, распоряжения правительства, нормы общежития и другие предписания, обеспечивающие нормальную, цивилизованную жизнь общества.

В последние годы обозначились две противоречивые тенденции взаимоотношениймежду личностью и политикой: повышение интереса к политике, т.к. она существенно влияет на жизнь каждого человека, и падение доверияк ее официальным представителям, постоянно прибегающим ко лжи и обману народа, не выполняющим своих обещаний и предвыборных программ.

В связи с этим, возможно ли говорить о личности как субъекте политики? Термин «субъект политики» относится к тому, кто творит политику, принимает в ней активное и осознанное участие. Политология считает основным субъектом политики социальную группу,интересы и способ функционирования которой и определяют возможную сферу политической деятельности личности. В этом плане личность оказывается вторичным, производным и служебным субъектом политики, не столько субъектом совокупности общественных отношений, сколько непосредственным субъектом политической практики.

Не профессиональный политик, а «средний» человек становится субъектом политики, если он знает, каковы социальные потребности и интересы различных социальных групп, чем обусловлены противоречия между ними, каковы пути решения этих противоречий, какова связь между его собственными потребностями и интересами и состоянием социальных возможностей их удовлетворения. Но и этого недостаточно. Личность как субъект политики должна ориентироваться в правилах и механизмах политической «игры» в обществе, знать, какое она хочет и может занять место в этой игре. Только при этих условиях личность становится полноправным субъектом политики.

Объективные факторы политической активности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность), так и негативно (насильственно включая ее в политическую жизнь). Личность может определенное время жить вне политики, но такая изоляция искусственна: когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность обязательно включается в политическую деятельность.

Конкретное участие личности в политической деятельности детерминировано двумя факторами:

1) мотивацией, в которой определяющими доминантами являются способности и амбиции (притязания) личности;

2) наличием социальных условий, в которых эти способности и амбиции могут реализоваться.

Оказать влияние на политическую жизнь в тех или иных конкретных условиях может только такая личность, способности и характеристики которой соответствуют текущим политическим запросам.

В целом политическое влияние «рядового» гражданина зависит от следующих факторов:

а) социального статуса личности (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной зрелости);

б) связи его собственных интересов с теми или иными социальными противоречиями и конфликтами;

в) объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей, степени и эффективности реализации требований, предъявляемых к этим ролям;

г) собственных усилий и умения вести политическую деятельность;

д) силы социальных барьеров и ограничений активности личности (групповые привилегии, различного рода цензы: имущественный, образовательный, национальный, религиозный; груз традиций и т.д.);

е) политического сознания и культуры личности, ее политической ориентации, исповедуемой системы ценностей.

Огромное значение в деле развития политической субъектности личности имеет существующая в обществе правовая система, которая определяет границы и допустимые нормы политической активности. Они отражаются в официально провозглашенных (в первую очередь, в Конституции) гражданских правах и обязанностях, и в системе их гарантий (как формальных, так и материальных).


Похожая информация.


План

Личность и политика

Тема 13

1. Личность как субъект и объект политики.

2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы.

3. Политическое участие и его формы.

В политологии под личностью понимается не отдельный индивид и не индивидуальность как таковая, а совокупность вполне определенных, то есть повторяющихся, устойчивых, присущих многим индивидам, качеств. Понятие личности делает акцент на «социальной компоненте» в человеке, которую он развивает, будучи представителем той или иной общности людей. Поэтому личность – это, прежде всего, совокупность тех социальных ролей, которые ей «предписывается» выполнять исходя из вполне определенного социального статуса, занимаемого личностью. В то же время личность обладает способностью формировать собственное отношение к действительности, что получило название направленности личности.

Что же определяет личность в качестве субъекта политики?

Во-первых, наличие у личности определенной «автономии» в обществе, способствующей формированию у нее устойчивых потребностей и интересов;

во-вторых, способность к целепоганию, то есть к постановке и достижению целей и задач своей деятельности;

в-третьих, способность к волевым усилиям («политическая воля») для достижения поставленных целей;

в-четвертых, способность к самонаправленному поведению, то есть к поведению, ориентированному не только на внешние объекты, но и на самого себя как субъекта.

Процесс становления личности как субъекта и тем более качественные состояния достигаемой «субъектности» имеют в реальной практике бесконечное множество вариаций.

По отношению к политической жизни и к политике в целом субъектность личности может проявляться как то или иное сочетание информированности о политике, интереса к ней и конкретного политического участия. Согласно этим критериям в политологии выделяются следующие типы личностей (Е. Вятр):

· «активисты» – активно ищущие информированные люди, положительно настроенные к участию в политической жизни;

· «компетентные наблюдатели» – похожие по характеристикам на первых, но не стремящиеся к активному участию (например, ученые, писатели и др.);

· «компетентные критики» – информированные и интересующиеся, но их отношение к политике и власти является в целом отрицательным (критическим);

· «пассивные граждане» – настроенные, как правило, отрицательно или нейтрально по отношению к власти, не интересующиеся политикой, хотя могут быть и информированы о ней;

· «аполитичные и отчужденные» – мало что знающие о политике, не интересующиеся ею и настроенные резко отрицательно к любому личному участию в политической жизни.



В основе другой типологии лежит различение двух видов отношения индивида к власти: автономного, когда власть ценится в силу каких-либо ее собственных достоинств, и инструментального, когда власть ценится в качестве средства достижения определенных целей; а также двух видов мотивов при «вхождении» человека во власть: эгоцентрических, направленных на собственную личность или ближайшее окружение, и социоцентрических, которые концентрируются на благе какой-либо более широкой группы людей (класса, нации, поселенческой общности) или общества в целом.

История показывает, что если при социоцентрических мотивах, побуждающих людей активно участвовать в политике, подход к власти всегда инструментален (так как в ней видят средство для того, чтобы что-то сделать для общества), то при эгоцентрических мотивах – проявляется как автономное, так и инструментальное к ней отношение. Понятно, что чрезвычайно широкое распространение в исторической практике получило сочетание инструменталистского и эгоцентрических подходов, когда люди ищут во власти средство для получения личных выгод. Такие люди ценят власть не саму по себе, а исходя из того, что она может им дать, хотя они и могут осуществлять ее так, что это принесет выгоду какой-либо общности.

Как и в силу каких причин человек включается в систему политических отношений? Под воздействием каких механизмов формируются его качества как субъекта и объекта политики?

13.2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы

Политическая социализация это усвоение политико-культурных ценностей, политических ориентаций, освоение форм политического поведения, приемлемых (типичных) для данного общества.

В результате политической социализации личность приобщается к системе функционирующих политических отношений, процессов и явлений, что, в свою очередь, способствует обеспечению стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение к существующим политическим нормам и традициям, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Политическая социализация всегда носит конкретно-исторический характер:

· качественные границы процесса социализации задаются особенностями существующей политической системы;

· каждому историческому типу социализации соответствует свой «идеал» политического человека (личности);

· социализация имеет возрастной характер и обладает своими особенностями на каждом из этапов развития личности.

Выделяют два типа политической социализации: прямая (первичная) и косвенная (вторичная).

Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний, установок, навыков.

Косвенная социализация – своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические качества. Так, положительные или отрицательные установки ребенка по отношению к отцу могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду и т.п.).

Политическая социализация личности состоит из нескольких качественных этапов.

Этап политизации: уже в раннем детском возрасте формируется понятие, о том что, кроме взрослых в школе и семье, есть еще внешняя власть.

Этап персонализации: осознание политической власти через символизирующие ее политические фигуры, например через президента, премьер-министра, полицейского.

Этап идеализации: приписывание политическому деятелю исключительно положительных качеств.

Этап институционализации: переход от персонифицированного восприятия политики к более безличному, абстрактному (на уровне восприятия политических институтов).

Изучение политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Например, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период же с 16 до18 лет этот процесс заметно замедляется. При этом, чем старше подросток, тем к значительно большей степени абстракции способно его мышление (используются такие понятия, как права человека, свободы, власть). В отроческий период закладываются мировоззренческие основы личности, которые, как показывает практика, оказываются наиболее устойчивыми.

В западной политологии выделяются четыре основные модели политической социализации (Р. Мерельман).

Системная модель. Характеризуется формированием позитивного отношения к власти, существующему правовому порядку. Важнейшие факторы социализации: семья и школа, а также окружение личности, ее сверстники. Характерна для англо-американской политической культуры.

Гегемонистская модель. Характеризуется формированием у молодежи враждебного отношения к любой социально-политической системе, кроме «своей». Ведущие факторы: средства массовой информации

Плюралистическая модель. Формирование у граждан представлений о своих политических интересах, желания участвовать в реализации своей гражданской позиции. Ведущие факторы: семья, школа, СМИ, партии и группы интересов.

Конфликтная модель. Сводится к формированию лояльности к определенной политической группе и к готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Ведущие факторы: в основном СМИ, партии, группы интересов.

В каждой политической системе социализация имеет свои особенности, связанные с историческими условиями, характером политического режима, преобладающим типом духовных ценностей, политической культуры в целом.

2. Личность как субъект и объект политики

В решении проблемы «личность – политика» важно определить место и роль человека в общественной жизни, в политической деятельности, в управлении государством. Большинство политических доктрин исходят из интересов человека, его свободы, как приоритетной ценности. Поступательное движение общества есть движение от несвободы к свободе, в ходе которого реализуются творческие возможности личности, воплощаются общечеловеческие ценности и демократические идеалы. Все развитие общества, начиная с экономики и кончая духовной сферой, направлено на удовлетворение потребностей человека, на его всестороннее развитие. Зависит ли экономика от человека? Конечно. От того, какое место занимает человек в производстве, от того, как он ведет себя на производстве, от его трудовой активности, добросовестности, заинтересованности в труде и т.п. Социальная сфера и социальные отношения непосредственно зависят от человека и его способности реализовать все экономические успехи для обеспечения жизни, быта, условий труда. В развитии политической системы очень много зависит от политической зрелости, образованности, инициативы человека. Усиление внимания к личности, социальным ее качествам, общественному и политическому сознанию и поведению тесно связано с реорганизацией системы образования, воспитания, культуры, морали.

Понятие «личность», выражая социальную сущность человека, существует в неразрывной связи с понятием «общество». Личность - это человек, воплощающий конкретно-исторические общественные отношения, оказывающий воздействие на них в меру своих сил и способностей и в зависимости от положения, которое он занимает в обществе.

Психологически политическая активность личности обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, то есть общности, отождествлять себя со своей нацией, социальным слоем, группой, политической партией, объединением. Зачастую человек приобщается к политике, чтобы стать именно частью социальной общности. Это избавляет от одиночества, дает почувствовать силы и способности влиять на ход политических процессов. Научный подход к определению места и роли личности в обществе дает возможность показать, при каких условиях личность становится подлинным субъектом социальных отношений, субъектом власти, определить социальный статус личности.

Что же такое социальный статус личности? Это место личности в общественной системе по отношению к другим индивидам и группам, совокупность ее социальных функций, а также ее оценка и самооценка, т.е. понимание человеком своей социальной значимости. Социальный статус личности характеризуется по экономическим, профессиональным и другим признакам.

Статус тесно связан с политической ролью личности. Политическая роль - динамичная сторона статуса, его функция, определенное поведение. Каждый человек не только занимает место в социальной, политической структуре общества, но и выполняет соответствующие этому месту функции. Политическими ролями личности могут выступать роль избирателя, депутата, члена политической партии, общественно-политической организации, участника митинга, демонстрации и т.п.

Таким образом, мерой политики, движущим началом политической активности нации, класса, политической партии, политического движения и т.п. является именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели.

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных типа: социальный и институциональный.

Социальный охватывает индивидов и различные социальные слои, в том числе профессиональные, этнические, демографические и другие группы.

Институциональный включает государство, политические партии, профессиональные союзы, политические движения, группы интересов и т.п.

Иногда выделяется и третий тип субъектов политики - функциональный, охватывающий социальные институты, предназначенные для решения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, учебные заведения, корпорации, спортивные ассоциации, добровольные общества и т.п.

В зависимости от осознанности и степени участия в политической деятельности американский политолог Габриэль Алмонд выделяет три группы субъектов политики. Во-первых, субъекты, ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (политические партии, политические движения и т.п.). Во-вторых, субъекты, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли. В-третьих, субъекты - подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь.

Быть субъектом политики, т.е. ее сознательным проводником, можно лишь в условиях демократического общества, где господствуют политические права и свободы, имеет место полнота и достоверность информации, гласность, возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения, по своему усмотрению участвовать в различных формах политической жизни.

Тоталитарные и авторитарные режимы, в которых политическая жизнь строго регламентируется государством или партией, характеризуются отсутствием возможностей для самостоятельного, творческого участия личности в политике. Здесь личность выступает не субъектом, а лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли. При этом не исключается ее участие в политической жизни (демонстрации, шествия, различного рода политические акции), которое, однако, осуществляется формально на добровольной, а по существу на принудительной основе. Советское время богато примерами такого рода.

Объектом политики личность может выступать и в условиях демократического режима, но лишь постольку, поскольку она обязана соблюдать конституцию, законы, распоряжения правительства, нормы общежития и другие предписания, обеспечивающие нормальную, цивилизованную жизнь общества.

В последние годы обозначились две противоречивые тенденции взаимоотношений между личностью и политикой: повышение интереса к политике, т.к. она существенно влияет на жизнь каждого человека, и падение доверия к ее официальным представителям, постоянно прибегающим ко лжи и обману народа, не выполняющим своих обещаний и предвыборных программ.

В связи с этим, возможно ли говорить о личности как субъекте политики? Термин «субъект политики» относится к тому, кто творит политику, принимает в ней активное и осознанное участие. Политология считает основным субъектом политики социальную группу, интересы и способ функционирования которой и определяют возможную сферу политической деятельности личности. В этом плане личность оказывается вторичным, производным и служебным субъектом политики, не столько субъектом совокупности общественных отношений, сколько непосредственным субъектом политической практики.

Не профессиональный политик, а «средний» человек становится субъектом политики, если он знает, каковы социальные потребности и интересы различных социальных групп, чем обусловлены противоречия между ними, каковы пути решения этих противоречий, какова связь между его собственными потребностями и интересами и состоянием социальных возможностей их удовлетворения. Но и этого недостаточно. Личность как субъект политики должна ориентироваться в правилах и механизмах политической «игры» в обществе, знать, какое она хочет и может занять место в этой игре. Только при этих условиях личность становится полноправным субъектом политики.

Объективные факторы политической активности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность), так и негативно (насильственно включая ее в политическую жизнь). Личность может определенное время жить вне политики, но такая изоляция искусственна: когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность обязательно включается в политическую деятельность.

Конкретное участие личности в политической деятельности детерминировано двумя факторами:

1) мотивацией, в которой определяющими доминантами являются способности и амбиции (притязания) личности;

2) наличием социальных условий, в которых эти способности и амбиции могут реализоваться.

Оказать влияние на политическую жизнь в тех или иных конкретных условиях может только такая личность, способности и характеристики которой соответствуют текущим политическим запросам.

В целом политическое влияние «рядового» гражданина зависит от следующих факторов:

а) социального статуса личности (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной зрелости);

б) связи его собственных интересов с теми или иными социальными противоречиями и конфликтами;

в) объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей, степени и эффективности реализации требований, предъявляемых к этим ролям;

г) собственных усилий и умения вести политическую деятельность;

д) силы социальных барьеров и ограничений активности личности (групповые привилегии, различного рода цензы: имущественный, образовательный, национальный, религиозный; груз традиций и т.д.);

е) политического сознания и культуры личности, ее политической ориентации, исповедуемой системы ценностей.

Огромное значение в деле развития политической субъектности личности имеет существующая в обществе правовая система, которая определяет границы и допустимые нормы политической активности. Они отражаются в официально провозглашенных (в первую очередь, в Конституции) гражданских правах и обязанностях, и в системе их гарантий (как формальных, так и материальных).


Личность могла участвовать в политической жизни лишь в качестве члена официальных структур с жесткой регламентацией политических функций. В передовых обществах действует тенденция «вывода» личности на передний план в политике. Это предопределяется развитием демократических тенденций в обществе и мире в целом, растущим недоверием к политическим институтам, достижениям ИТР в сфере СМИ. Не...

Отделений функций управления от общества. В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства. Раздел I.Личность как первичный субъект и объект политики Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимают­ся...

... ­ческих государствах мира никак не ставят под сомнение признание ими, равно как и международным сообщест­вом в целом (ООН), статуса личности, любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики. Гарантировать такой статус личности, обеспе­чить реальное или потенциальное превращение каждого гражданина в сознательного и свободного субъекта (субъекта-партиципанта) политики и...

В наше время все так или иначе пытаются решить. 4. Типология и функции лидеров Богатство понятия политического лидерства отражается в его типологии. Существуют разнообразные классификации лидерства. Прежде всего, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное воздействие, основанное на...

1.Личность как субъект и объект политики.

2.Политическая социализация личности: сущность, этапы, агенты.

3.Права, свободы, обязанности личности в обществе.

1.В цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Человек является не только объектом, но и субъектом политики, ее творцом и исполнителем, когда вовлекается в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления.

Уже в древние времена обсуждались взаимоотношения личности и государства, место человека в политической жизни. Можно выделить три типа соотношения государства и личности : 1) личность для государства; 2) государство для личности; 3) гармоничное соединение личности и государства . Рассмотрим каждый из типов:

1).Личность для государства . В проектах идеального государства Платона личность выступает лишь объектом власти. Платон отдает приоритет государству над индивидом. Государство, руководимое мудрым царем или аристократией, должно утверждать единомыслие и коллективизм, следить за правильностью мыслей, регламентировать жизнь человека. Вопрос о свободе человека, его участии в политических делах не ставится.

2).Государство для личности . Современные демократические государства базируются на либеральном понимании взаимоотношений личности, общества и государства. Именно либерализм разделил эти понятия, утвердил ценность человеческой личности и «от рождения» равенство всех людей, неотчуждаемые права человека: право на жизнь, свободу, собственность. Государство создается с целью защитить естественные права человека.Источником власти выступает индивид, а государство подконтрольно, подотчетно народу.

3).Гармоничное соединение личности и государства . Согласно социальному либерализму государству отводится ряд социальных функций: заботиться о правах человека, социальном обеспечении, трудоустройстве, охране здоровья. Государство должно использоваться для достижения всеобщего блага, поддержания и улучшения качества жизни людей. На основе христианского учения, социал-демократической идеологии утверждаются принципы взаимозависимости личности, общества и государства.

Либеральный принцип уникальной ценности каждого человека означает уважение каждой личности государством и обществом. Принцип солидарности – это ответственное выполнение человеком своих общественных обязанностей, забота каждого о всех и всех о каждом. Третий принцип христианского учения субсидарность означает ответственность каждого человека за свое благополучие. Государство должно оказывать поддержку лишь тем, кто сам не может себя обеспечивать: несовершеннолетним, инвалидам, престарелым.

В современных демократических государствах человек и власть взаимодействуют как в сфере политики, так и в вопросах распределения доходов, социальной политики. Общепризнанным является статус личности как источника власти, первичного и главного субъекта политики.

2.Политическая социализация – это процесс становления и развития политического сознания и политического поведения человека.

Этапы политической социализации :

Политический мир ребенка формируется уже в дошкольный период , наиболее значительное развитие происходит между 11 и 13 годами , собственное политическое «я» вырабатывается к 18 годам , идентификация с политическими партиями и движениями закрепляется в возрасте 20-30 лет, после чего она либо еще более возрастает, либо начинает снижаться.

На раннем этапе индивид получает и осваивает определенную сумму социально-политических знаний. Затем в результате общественно-политической практики эти знания проходят проверку на жизнеспособность и трансформируются в убеждения относительно истинности или ложности социально-политических действий. На основе политических убеждений и анализа собственного опыта складывается политическая ориентация личности. Она выражает не только отношение к политике, но и отношение к действующим в ней силам (к партиям, правительству). Политическая ориентация определяет политическое поведение, т.к. является исходным материалом для определения путей по реализации потребностей человека.

Агенты политической социализации : семья, школа, университет, трудовой коллектив, общественные организации, массовые движения, политические партии.

3.Общепризнанным является статус личности как источника власти, первичного и главного субъекта политики.

Правовой статус личности представляет собой систему признаваемых государством прав, свобод и обязанностей личности. Их содержание закрепляется в конституциях и определяется реальными общественными отношениями.

Классификация прав человека .

1).Права человека принято подразделять на гражданские , политические, экономические, социальные и культурные .

2).Принято также деление всех прав на негативные и позитивные , которое связано с негативным и позитивным пониманием свободы. Негативное значение свободы определяется как отсутствие принуждения, позитивное – как свобода выбора, способность человека к достижению своих целей. Негативные права защищают личность от вмешательства государства и др. людей в ее дела и жизнь. Эти права не предоставляются, а охраняются и гарантируются государством; они не зависят от возможностей и ресурсов государства (равенство всех перед законом, право на жизнь и неприкосновенность и др.).

Позитивные права закрепляют обязанности государства, лиц, организаций предоставить гражданину те или иные блага : право на труд, отдых, образование, собственность, жилище, социальное обеспечение в старости и др. Осуществление позитивных прав требует достаточных ресурсов, хорошо развитой экономики.

Гражданские права и свободы составляют основу конституционно-правового статуса гражданина государства. Они призваны защитить человека от произвола со стороны государства и др. людей. Это: право на свободу и равенство, на жизнь, свобода от вмешательства в личную и семейную жизнь, право на защиту чести и достоинства, свободу мысли, религии, убеждений и др.

Если гражданские права определяют отношения всех индивидов между собой, то политические права определяют отношения между государством, властью и личностью. К политическим относятся правовые нормы, определяющие положение человека в государстве, возможности его участия в управлении обществом, занятии государственных должностей, в формировании органов власти. К политическим правам и свободам относятся избирательные права, свобода слова, свобода получения информации, право занимать государственные должности, право создания политических организаций, свобода мирных собраний, право на гражданство.

В статье 29 Всеобщей Декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года упоминается о том, что каждый человек имеет обязанности перед обществом. Права и обязанности составляют единое целое, они неразрывны. Ни одно общество пока не в состоянии удовлетворить все законные потребности своих граждан и других лиц. Потому чрезмерное внимание к правам и забвение обязанностей человека неблагоприятно влияет на отношения индивида и общества. Поэтому важно формировать не только уважение к закону, запрещающему какие-либо действия, но и моральную, политическую ответственность людей за свои действия.

Библиографический список:

Мальцев В.А. Основы политологии. М.,1997.

Мухаев Р.Т. Политология. М., 1997.

Политология: Курс лекций. Под ред. Денисюка Н.П. Минск, 1998.