Русские обрядовые куклы своими руками. Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка. Подарок, с любовью и заботой о близких

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

Программа «Традиционная народная кукла».

Составили: Макаренко Е.В.

Есикова Ю.В.

(мастер традиционной народной игрушки).

    Пояснительная записка

Образовательная программа «Традиционная народная кукла» относится к художественно-эстетической направленности . Она направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. Программа вводит детей в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир славянской культуры.

Образовательная программа «Традиционная народная кукла» ориентирует на решение задач декоративно-прикладного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Данная программа носит комплексный характер и способствует формированию у обучающихся духовной и художественной культуры.

Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных народных кукол в жизнь современных детей. Кроме того, традиционная народная кукла обладает рядом особенностей. Ее изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

Актуальность данной программы. Программа «Традиционная народная кукла» способствует вовлечению детей в изучение традиционной народной культуры с младшего школьного возраста (6-7лет), что влияет на формирование у ребенка национального самосознания и приобщение к занятиям трудовой деятельности.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Традиционная народная кукла» соответствует основной цели образования в России, направленной на развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы и стремлению к самосовершенствованию.

Программа разработана в соответствии:

    с типовым положением «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей», утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 7.03.95г. №223;

    с Уставом МОУ ДОД «Центр детского творчества», утвержденным решением Железногорской Думы от 17.10.2005г. №256-3-РД;

    с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденными на заседании научно-методического совета по дополнительному образованию Минобразования России от 3.06.2003г.

    с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПиН 2.4.4.1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03г. №4594)

Новизна программы и ее целесообразность заключаются в обращении к истокам народной художественной культуры. Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опытунашего народа и использованию потенциала народной педагогики. Тряпичная кукла в старину играла большую роль: она была участницей многих праздников и обрядов; являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода; была оберегом. В игре ребенок приобщался к культуре, впитывая весь предыдущий практический и философский опыт своего народа.

Обучаясь по программе «Традиционная народная кукла» ребенок испытывает радость от изготовления игрушки. Кукла, изготовленная своими руками, дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии, т.к. ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли. Застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную роль. При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, речи, письма.Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственные и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и болееобъектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.

Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в нее свой труд, мысли и душу – вырастает созидателем и творцом. Поэтому разработанная мной программа нацелена на знакомство детей с разнообразием мира народной куклы и освоение старинных техник и технологий по их изготовлению.

Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Образовательная программа «Традиционная народная кукла» для учреждения дополнительного образования основывается на принципах природосообразности,культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, добровольности, единства обучения, воспитания и развития.

    Принцип природосообразности базируется на том, что обучение и воспитание должны соответствовать закономерностям развития природы, особенностям ребенка. С позиции принципа природосообразности в образовательном процессе необходимо учитывать естественное состояние детей, а также создавать условия для раскрытия их потенциальных возможностей, формирования чувства ответственности и сопричастности к природе.

    Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной)

    Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что образование, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

    Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.

    Принцип проектности - предполагает ориентирование педагога, на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие. Ребенок может программировать свои шаги, составлять план исполнения и анализировать свою деятельность.

    Принцип добровольности - это предоставление возможности любому участнику образовательного процесса принять участие в проектировании. А так же все, что ученик делает, он делает добровольно. Добровольность предполагает добровольно взятые на себя определенные обязательства.

    Принцип единства обучения, воспитания и развития предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебно-воспитательной работы педагога в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности воспитанника.

Цель программы: Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на основе изучения истории, культуры и традиций славяно-угорских народов посредством народной куклы.

Задачи:

Обучающие

    Знакомство обучающихся с историей, традициями и обрядами на Руси

    Обучение детей изготовлению традиционной народной куклы с использованием старинных техник

Воспитательные

    Привитие детям любви к Родине и людям ее населяющим

    Воспитание эстетического вкуса и чувства прекрасного на лучших образцах декоративно-прикладного творчества

Развивающие

    Развитие у обучающихся творческих способностей

    Развитие у обучающихся здорового чувства национального достоинства

Содержание программы «Традиционная народная кукла» ориентирована на детей 7-12 лет. Количество детей в группе не должно превышать 15 человек. В процессе освоения материала педагог работает с каждым ребенком индивидуально. Что позволяет вовремя корректировать образовательный процесс.

Организационные формы проведения занятий могут быть:

    Коллективные (в процессе освоения знаний работает вся группа)

    Групповые (дети разбиваются на группы в соответствии с выполнением задания)

Такие занятия позволяют обучающимся овладеть необходимыми приемами и навыками в работе, накапливать теоретические знания. Эти знания активизируют познавательную и творческую деятельность, способствуют развитию отзывчивости, сотрудничеству со сверстниками и педагогом, самокритичности, добросовестного отношения к труду.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы и методыобучения : рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа-метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений являетсяприменение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.

В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:

    Этап – организационный.Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

    Этап – проверочный. Задача: устранение пробелов в знаниях.

Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

    Этап – подготовительный. Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия.

Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности

    Этап – основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний. Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу и т.д.

    Этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.

    Этап – итоговый. Задача дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.

Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий. Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

Ожидаемые результатык концу обучения :

    Знать правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами

    Знать классификацию тряпичных кукол и историю их возникновения

    Знать основные приемы изготовления народной куклы: сворачивание, скручивание, приматывание

    Уметь выполнять основные технологические операции, применяемые при изготовлении кукол

    Знать общие сведения об обрядах, традициях связанных с народной куклой

    Знать общие сведения о народном костюме и его составных частях(рубаха, порты, понева, сарафан, душегрея, кокошник и тд.)

    Знать основные виды швов: строчной, «вперед иголка», «через край»

    Уметь самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол

    Уметь создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы

    Уметь применять приемы изготовления народной куклы: сворачивание, скручивание, приматывание

    Усвоить бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры

Формами подведения итогов реализации программы «Традиционная народная кукла» могут быть выставки, проведение конкурса или викторины. Проведение итоговых выставок имеет большое воспитательное значение. На выставки рекомендуется приглашать гостей, педагогов, родителей. Выставки позволяют рассмотреть творческое продвижение всего коллектива.

Результаты обучения по программе педагог вносит в диагностическую карту. Кроме этого здесь же фиксируются наблюдения педагога. Оценивание идет по десятибалльной системе.

    Учебно-тематический план обучения

Кукла "Бабочка"

Кукла "Каркуша"(Сорока)

"Петрушка". Изготовление декоративного панно

Кукла "Парочка".

Калужско-тульский мужик

«Утешница»

Мамушка с младенцем

Кукла "Коза"

Кукла на палочке

Сувениры: куколки-малышки

III

Раздел: Обрядовые куклы

Отдарок на подарок

Кукла "Кувадка". Изготовление Кувадки среднерусской, тульской, вятской

"Мартинички". Обряд закликания весны

Кукла "Птичка"

Свадебная кукла "Неразлучники

Вепсская кукла (кормилка)

Свадебная кукла "Мировое Древо"

"Кузьма и Демьян"

Кукла на пасхальное яйцо

Пасхальная голубка

Кукла "Крестец"

Кукла "Масленица"

Кукла "Коляда"

Кукла "Пеленашка"

VI

Раздел: Обереговые куклы

"Подорожница"

Кукла "Закрутка".

Кукла "Солнечный конь". Почитание коня в крестьянском труде

Кукла "Колокольчик"

Куклы "День и Ночь"

Кукла "Северная Берегиня"

Кукла народов Прикамья

Кукла "Веснянка"

Кукла "Благодать"

Рождественский ангел

Кукла "Девкина забава " или "Подружка- плакушка"

"Хозяюшка Благополучница"

Лихорадки- Лихоманки

Всего часов

III Содержание программы обучения

I Раздел: Организационно-контрольный

Тема 1. Вводное занятие

Теория: Вводная диагностика. Инструменты, приспособления, материалы. Техника безопасности работ. Классификация кукол. Узелковая кукла. Технология ее изготовления.

Практика: Заполнение анкет. Ответы на вопросы. Рассматривание готовых работ и фотоматериалов. Выполнение узелковой куклы «Зайчик».

Тема 2. Итоговые занятия.

Теория: Анализ работы за I полугодие и за конец года. Итоговая диагностика.

Практика: Ответы на вопросы. Практическое выполнение задания педагога.

II Раздел: Игровые куклы

Тема 1 Кукла «Бабочка»

Теория: Беседа из истории игровых кукол. Техника безопасности. Демонстрация готовой куклы. Технология изготовления куклы с помощью приемов наматывание и обережный крест.

Практика: Рассматривание готовых работ. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Бабочка»

Тема 2. Кукла «Каркуша» (Сорока)

Теория: Беседа «Праздник Сороки». Загадки про ворон(сорок), народные приметы. Демонстрация картинок по теме. Правила выполнения куклы «Каркуша».

Практика: Рассматривание готовых кукол. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Каркуша». Разыгрывание сюжетно-ролевых сцен.

Тема 3. «Петрушка». Изготовление декоративного панно.

Теория: История куклы «Петрушка». Особенности изготовления куклы используя приемы скручивание, приматывание.

Практика: Практическая работа по изготовлению куклы «Петрушка» и оформлению панно. Анализ готовых работ.

Тема 4. Кукла «Парочка».

Теория: Беседа о дружбе. Стихи и поговорки о дружбе. Элементы народного костюма: сарафан, рубаха,порты, передник, пояс. Последовательность выполнения работы. Демонстрация готовых работ. Техника выполнения девицы, молодца

Практика: Практическая работа по изготовлению девицы, молодца. Оформление работы по замыслу учащихся.

Тема 5. « Калужско- тульский мужик».

Теория: Беседа о куклаках(куклак –кукла в мужском образе). Особенности куклы «Калужско-тульский мужик». Пояс – как знак духовной силы. Демонстрация готового образца. Техника выполнения куклы посредством приемов закручивания и наматывание.

Практика: Анализ предстоящей роботы. Практическая работа по изготовлению «Калужско-тульского мужика». Представление готовых работ.

Тема 6. Кукла «Утешница»

Теория: Рассказ о кукле «Утешница». Стихотворения по теме. Демонстрация образца. Технология изготовления куклы.

Практика: Самостоятельная работа по изготовлению куклы «Утешница». Анализ готовых работ.

Тема 7. Традиционный народный костюм: детский, женский, мужской.

Теория: Беседа о традиционном народном костюме. Демонстрация кукол в народном костюме, иллюстраций, фотографий. Пословицы и поговорки по теме. Понятие шаблона.

Практика: Ответы на вопросы. Задание: нарисовать и раскрасить женский костюмпо шаблону.

Тема 8. « Мамушка с младенцем».

Теория: Беседа о материнстве. Куклы столбушки. Пословицы и стихотворения по теме. Демонстрация готовых кукол, иллюстраций. Особенности изготовления кукол столбушек.

Практика: Практическая работа по изготовлению «Мамушки с младенцем». Работа над костюмом куклы. Анализ готовых работ.

Тема 9. Кукла «Коза»

Теория: Рассказ о Святках и роль «Козы» в святочных ряжениях.Потешки по теме. Знакомство с природным материалом – лыко. Демонстрация готовых образцов, иллюстраций. Технология выполнения куклы «Коза».

Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическое изготовление куклы «Коза» из лыка, костюма куклы.

Тема 10. Кукла на палочке

Теория: Рассказ о куклах на палочках. Значение деревьев для изготовления кукол. Демонстрация готовых образцов. Последовательность изготовления куклы с помощью приемов наматывание и приматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы на палочке. Работа над образом куклы.

Тема 11. Сувениры: куколки – малышки

Теория: Рассказ о сувенирах. Понятие – «сувенир». Демонстрация иллюстраций, готовых образцов. Техника изготовления кукол в мужском и женском образе с применением приемов наматывание, приматывание, обережный крест.

Практика: Практическая работа по изготовлению куколок – малышек в мужском и женском образе. Оформление костюма кукол. Анализ готовых работ.

III Раздел: Обрядовые куклы

Тема 1. « Отдарок на подарок»

Теория: Рассказ об обрядовых куклах: знакомство с древним обычаем – одаривание. Поговорки, песенки по теме. Демонстрация готовых кукол, фотографий. Технология изготовления куклы « Отдарок на подарок» с помощью обережного креста.

Практика: Практическая работа по изготовлению куклы «Отдарок на подарок». Анализ готовых работ.

Тема 2. Кукла «Кувадка». Изготовление кувадки среднерусской.

Теория: Рассказ об обряде «Кувады». Знакомство с видами кувадок. Демонстрация готовых образцов, иллюстраций. Последовательность выполнения среднерусской кувадки, тульской и вятской.

Практика: Рассматривание образцов. Практическая работа по изготовлению кувадки среднерусской, тульской и вятской. Анализ готовых работ.

Тема 3. « Мартинички». Обряд « Закликания весны».

Теория: Беседа об обряде « Закликания весны». Технология изготовления кукол из ниток. Техника безопасности при работе с ножницами, нитками. Демонстрация готовых кукол. Последовательность выполнения куклы «Мартинички».

Практика: Ответы на вопросы.Анализ предстоящей работы. Упражнение по наматыванию ниток.Практическая работа по изготовлению кукол « Мартинички». Подведение итогов работы.

Тема 4. Кукла «Птичка».

Теория: Песенки – заклички, народные приметы месяца. Демонстрация готовых кукол. Последовательность выполнения куклы «Птичка».

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое изготовление куклы «Птичка» с использованием приема обережный крест. Оформление кукол.

Тема 5. Свадебная кукла «Неразлучники».

Теория:Рассказ о традициях народной свадьбы. Свадебный обряд. Пословицы, песни, приметы. Демонстрация свадебных кукол. Технология изготовления куклы «Неразлучники»с использованием приемов: обережный крест, наматывание, приматывание. Использование природного материала – березовая ветка.

Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Неразлучники». Анализ готовых работ.

Тема 6. « Вепсская кукла» (кормилка).

Теория: Беседа о народе вепсы и истории вепсской куклы. Особенности технологии изготовления. Демонстрация готовых кукол, фотографий.

Практика: Рассматривание работ. Практическое изготовление « Вепсской куклы»

Тема 7. Свадебная кукла «Мировое Древо»

Теория: Беседа о кукле «Мировое Древо». Демонстрация готовых образцов, фотографий. Использование березовой рогатины. Технология изготовления куклы с использованием приемов закручивание, наматывание, приматывание.

Практика: Анализ технологии изготовления. Практическая работа по изготовлению куклы «Мировое Древо». Анализ готовых работ.

Тема 8. « Кузьма и Демьян».

Теория: Рассказ о святых Кузьме и Демьяне и их значении в крестьянской жизни.Народные приметы и поговорки. Демонстрация готовых работ. Использование природного материала – березовая ветка. Последовательность изготовления куклы « Кузьма и Демьян».

Практика: Рассматривание образцов. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по кукле « Кузьма и Демьян». Особенности подбора ткани.

Тема 9. Кукла на пасхальное яйцо.

Теория: Беседа о православном празднике Пасха, знакомство с традициями. Стихотворения по теме. Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Особенности изготовления куклы на пасхальное яйцо.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы. Анализ готовых работ.

Тема 10. «Пасхальная голубка».

Теория: Кукла «Пасхальная голубка». Стихотворения по теме. Демонстрация готовой куклы, иллюстраций. Технология изготовления куклы с помощью приема наматывание.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое выполнение куклы. Анализ проделанной работы.

Тема 11. Кукла «Крестец»

Теория: Рассказ об особенностях куклы «Крестец». Знакомство с понятием – «кукла заместитель». Демонстрация готовой куклы, фотографии. Использование природного материала – ветки деревьев.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическое изготовление куклы «Крестец». Анализ проделанной работы.

Тема 12. Кукла «Масленица».

Теория: Беседа о народном празднике «Масленица», традиции праздника. Демонстрации готовых кукол, иллюстраций. Шутки, потешки. Использование природного материала - ветки деревьев. Последовательность выполнения куклы.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа по кукле «Масленица». Украшение куклы лентами, бусами, бисером, нитками.

Тема 13 . Кукла «Коляда»

Теория: Беседа о празднике Рождество.Традиции праздника. Рождественские колядки. Народные приметы, песенки – потешки. Демонстрация готовой куклы и иллюстраций. Технология изготовления куклы с помощью приемов обережный крест, приматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Коляда». Анализ готовых работ.

Тема 14. Кукла «Пеленашка»

Теория: Беседа о традициях материнства и детства на Руси. Знакомство с куклой «Пеленашка». Демонстрация иллюстраций, картин и готовых работ. Особенности выбора ткани для куклы «Пеленашка». Последовательность изготовления куклы с использованием приемов закручивание и наматывание.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическое изготовление куклы «Пеленашка». Анализ готовых работ.

IV Раздел: Обереговые куклы

Тема 1. Кукла «Подорожница».

Теория: Беседа о куклах оберегах. Знакомство с куклой «Подорожница».Народные приметы « в дорогу», загадки, ребус. Правила дорожного движения. Демонстрация готового образца. Последовательность выполнения работы с использованием приемов наматывание и приматывание.

Практика: Рассматривание готового образца. Ответы на вопросы. Практическое изготовление куклы «Подорожницы». Анализ проделанной работы.

Тема 2. Кукла «Закрутка».

Теория: Беседа о куклах закрутках. Особенности изготовления. Демонстрация готовых образцов, иллюстраций. Техника безопасности при работе с ножницами.Последовательность выполнения куклы «Закрутка» - 2 варианта. Приемы: закручивание, приматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Анализ предстоящей работы. Практическая работа по изготовлению куклы «Закрутка» вариант 1, вариант 2. Упражнения по выполнению приемов: закручивание, приматывание. Одежда для кукол, волосы, платок.

Тема 3. Кукла «Солнечный конь». Почитание коня в крестьянском труде.

Теория: Рассказ о кукле «Солнечный конь». Почитание коня в крестьянском труде. Загадки по теме, пословицы. Демонстрация готовых кукол, картин, иллюстраций.

Практика: Рассматривание образцов. Упражнение по основным приемам: закручивание, наматывание, обережный крест. Практическая работа по изготовлению куклы «Солнечный конь».

Тема 4 . Кукла «Колокольчик».

Теория: Беседа о значении колоколов на Руси. Знакомство с куклой «Колокольчик». Загадки, пословицы. Демонстрация готовых кукол, картин. Техника безопасности при работе с ножницами. Особенности подбора ткани. Последовательность выполнения куклы «Колокольчик» с помощью приемов приматывание и наматывание.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образца. Практическая работа по изготовлению куклы «Колокольчик». Анализ готовых работ

Тема 5. Куклы«День и Ночь».

Теория: Беседа по теме куклы «Обереги жилища» и их место в русской избе. Демонстрация готовых кукол, иллюстраций.(«День и Ночь», «Северная Берегиня», «Берегиня дома»). Технология изготовления куклы «День и Ночь»(2 варианта) с помощью приемов: обережный крест, наматывание, приматывание. Особенности подбора ткани.

Практика: Ответы на вопросы. Рассматривание образцов. Практическая работа по изготовлению кукол «День и Ночь» вариант 1, вариант 2. Анализ готовых работ.

Тема 6. Кукла «Северная Берегиня»

Теория: Демонстрация готовой куклы.Техника безопасности при работе с ножницами. Последовательность выполнения куклы «Северная Берегиня» с использованием приема наматывание.

Практика: Анализ предстоящей работы. Практическая работа

На протяжении веков человек создавал тряпичные куклы обереги своими руками. Такие куклы должны были защищать членов семьи от невзгод и болезней, приносить в дом счастье и достаток, уберегать от нечистой силы. создавали из природных материалов и подручных средств, их берегли, любили, передавали из поколение в поколение.

[ Скрыть ]

Что представляют собой куклы-обереги и какова их функция

Маленькая куколка, сделанная из ткани, ниток, соломы или трав, наряженная в красивую, расшитую одежду, не предназначалась для детской игры. Изготовить куклу-оберег могла только женщина, как продолжательница рода и хранительница очага, мужчины до такого дела не допускались.

Мастерицы старались создать куклу без использования острых предметов - ножниц, ножей или иголок (иглы допускались при вышивании кукольной одежды). Ещё одно важное условие — кукла не должна иметь лица, чтобы злые духи не вселились в неё через глаза.

Такие куклы-обереги помогали в сложных жизненных ситуациях, условно их можно разделить на несколько групп:

  • хранители дома и семейного очага;
  • хранители жизни и здоровья детей и взрослых;
  • хранители беременных и младенцев, помощники в родах;
  • приносящие удачу, благополучие, богатство;
  • покровители ремёсел, торговли, сельскохозяйственных работ, хорошего урожая;
  • хранители воинов и путешественников;
  • защитники от нечистой силы и злых духов;
  • куклы для гаданий.

Славянские

Первые куклы обереги своими руками девочки начинали шить ещё в детстве под руководством матерей и старших сестёр. К моменту выхода замуж девушка уже умела мастерить такие обереги для разных нужд. Будущая невеста также имела в своём сундучке с приданным нескольких кукол для будущего дома, новой семьи. Опыт создания кукол-оберегов передавался по женской линии, от матери к дочери.

Основные славянские куклы обереги и их значение приведены в таблице:

Название Для какого случая делали Как выглядела кукла, какие материалы использовались при создании Значение куклы-оберега
Берегиня Ко дню рождение, к свадьбе, на новоселье Красные нитки и красные лоскутки Помощница женщине в хозяйственных делах, в родах. Хранительница дома от злых духов.
Благодать 7 апреля или на Рождество (в подарок) Дерево берёзы или рябины. Изображалась с поднятыми вверх руками. Приносит в дом благую весть, помощница в воспитании детей.
Десятиручка В подарок на свадьбу, также невеста могла сделать такую куклу на собственную свадьбу Кукла имеет 10 рук, чтобы успевать по всем хозяйственным делам. Помощь молодой хозяйке в многочисленных домашних делах.
Зольная кукла На свадьбу (готовила мать для своей дочери-невесты) Голову куклы делали из смоченной золы. Рук и ног кукла не имела. Часто к зольной кукле приматывали Пеленашку. Символ материнства и благополучия в доме.
Кувадка К рождению ребёнка Очень простая кукла-мотанка, напоминавшая по форме крест. Помогали матери в родах, оберегали женщину и новорождённого младенца.
Подорожница Перед дальней дорогой В мешочек куклы клали щепотку золы из родного очага. Помогала в дорожных тяготах, приносила удачу.
Птица Радость Для встречи весны Кукла украшалась яркими ленточками, перьями, бантиками. Принимала участие в обрядовых праздниках закликания весны.
Утешница Для маленьких детей Набивная кукла-мотанка в виде мягкой, толстой бабы. Куклу давали ребёнку только тогда, когда необходимо было утешить его. Не служила ребёнку игрушкой.

Русские народные

Русские народные куклы тесно связаны с национальными традициями и обрядами. Обрядовые куклы готовились к определённым праздникам, после чего уничтожались или хранились до следующего праздника.

Изготовлялись такие куклы из:

  • ткани;
  • ниток;
  • дерева;
  • глины.

Существуют три основные куклы:

  1. Купавка - готовили куклу в день Летнего солнцестояния из двух жердин, скреплённых в форме креста. На жерди навязывались пучки соломы, получалась кукла в человеческий рост. Куклу наряжали в настоящую женскую одежду - рубаху и сарафан, на рукава привязывали длинные ленточки. В конце праздника Ивана Купалы Купавку отпускали по течению реки.
  2. Кострома (Масленица) - готовили куклу вначале масленичной недели. Так же, как и Купавку, Кострому делали в человеческий рост или даже больше, одевали в женскую одежду. Кострому сжигали в последний день празднования Масленицы.
  3. Пасха (Вербница) - готовили куклу за неделю до Пасхи, накануне Вербного воскресенья. Куклу старались сделать без ножниц и иголок из лоскутков и тряпочек красного цвета. Готовую куклу выставляли к окошку на всеобщее обозрение, а в праздник Пасхи ставили на стол вместе с куличами и крашеными яйцами.

Купавка Кострома (Масленица) Пасха (Вербница)

Правила создания обереговых куколок

При изготовлении кукол-оберегов следует соблюдать правила:

  1. Приступайте к работе в хорошем настроении. Помните, что кукла вбирает в себя часть энергии мастерицы, поэтому не стоит приниматься за куклу в состоянии раздражения, усталости или болезни.
  2. Рядом с мастерицей не должно быть мужчин и подросших мальчиков. Исключением могут быть мальчики раннего возраста, но при этом они не должны отвлекать мастерицу.
  3. Создавайте куклу не на столе, а на своих коленях. Покройтесь платочком, чтобы волосы случайно не попали в куклу.
  4. К кукле нельзя прикасаться острыми предметами (ножницы, ножи, иглы) и клеем. Одежду следует сшить отдельно, а потом надеть на куклу.
  5. Постарайтесь успеть сделать куклу до того, как соберётесь ложиться спать.
  6. Используйте для создания куклы натуральные материалы без красителей. Это могут быть хлопковые и льняные ткани, рогожку, нитки, верёвочки, ленты, солому и т. д.
  7. Готовых кукол нельзя стирать и выбрасывать в мусор. Если от куклы необходимо избавиться, её следует сжечь, закопать в землю, пустить по реке.
  8. Самую первую куколку следует изготовить для себя и оставить в своём доме.

Инструкции по созданию кукол

Мотанка - от слова мотать. Это кукла из лоскутков, все элементы которой приматываются длинной нитью. Нить нельзя отрезать, также нельзя делать узелки, допускается только один узелок в районе пупка. На мотанку обязательно нужно надеть длинную рубашку, юбку и платочек. Лицо нельзя вышивать или прорисовывать, стоит оставить либо чистой кусочек ткани, либо перетянуть лицо нитками крест-накрест.

  • два лоскутка белой ткани 10х10 см;
  • лоскутки цветной ткани;
  • пряжа для волос;
  • катушка красной нити;
  • лента синтепона для головки;
  • ленточки, тесьма, кружева для украшения и отделки куклы.

Пошаговая инструкция:

  1. Белый лоскуток плотной ткани сворачиваем плотно в трубочку. Это будут ножки куклы.
  2. Для башмачков из цветного лоскутка вырезаем два квадрата 5х5 см. Прикладываем каждый квадрат к противоположным концам трубочки и оборачиваем вокруг них. Фиксируем нитками.
  3. Сверните трубочку ровно пополам, отступите от сгиба 2 см и обмотайте нитками.
  4. Накрутите ленту синтепона на отмеченное нитками место сгиба. Это будет головка.
  5. Положите головку в центр белого лоскута, обомните ткань ровно вокруг головки и обмотайте по шейке нитками.
  6. Из правого и левого уголков лоскута сделайте ручки, подворачивая ткань внутрь. Кончики ручек закрепите нитками.
  7. Из переднего и заднего углов лоскута сделайте тельце, подвязав его ниткой.
  8. Пряжу намотайте на книжку подходящей ширины. Чем толще намотка, тем пышнее будет причёска куклы.
  9. Разрежьте намотку с одного конца, а с другого перевяжите кусочком пряжи.
  10. Приложите волосы к голове, распределите ровно и обвяжите по шее ниткой очень плотно. Заплетите косичку.
  11. Замерьте высоту куклы и сшейте ей сарафанчик из цветного лоскутка. Наденьте его на куклу.

Выкраивать и шить одежду для куклы нужно всегда отдельно, чтобы иголки не касались тела куклы.

Посмотрите, как поэтапно сделать куклу мотанку «Счастье» в ролике канала «АллатРа ТВ Днепр».

Метлушка

Кукла Метлушка выметет из дома все ссоры и неурядицы. Такую куклу вешали на кухне, прямо надо входной дверью. Если кукла падала со своего места на пол, считалось, что она выполнила своё предназначение, и нужно сделать новую Метлушку.

Кукла Метлушка

Для изготовления куклы понадобятся:

  • маленький веник (купить или сделать самостоятельно);
  • 2 квадратных лоскута белой ткани (размер зависит от размера веничка);
  • ткань цветная (для сарафана, платочка и фартучка);
  • тесёмка красная;
  • катушка белых ниток;
  • катушка красных ниток;
  • пряжа.

Пошаговая инструкция:

  1. Пряжей обмотайте ручку веничка так, чтобы сформировалась круглая головка.
  2. Оберните белым лоскутком головку и обмотайте белыми нитками.
  3. Сделайте по центру второго белого лоскута прорезь и наденьте на веничек. Сформируйте ручки куклы, закрепив их красными нитками.
  4. Отдельно сшейте цветной сарафанчик и фартучек, наденьте на куклу.
  5. Головку покройте платочком, украсьте тесёмкой. Кукла Метлушка готова.

Создавая головку куклы, старайтесь, чтобы лицо было гладким и ровным, без складок и морщин.

Фотогалерея

На фото можно увидеть, как сделать куклу Метлушку пошагово.

Валдайская кукла Колокольчик

Для изготовления куклы понадобятся:

  • 3 круглых лоскутка диаметром 15, 20 и 22 см (1 красный и 2 разноцветных);
  • 1 белый лоскуток 12х13 см;
  • 1 разноцветный лоскуток для косынки 15х15х21;
  • колокольчик маленький;
  • кусочек ваты или синтепона;
  • красные плотные нитки;
  • красная ленточка.

Пошаговая инструкция:

  1. Скатайте вату или синтепон в комочек, ниткой закрепите на нём колокольчик.
  2. Положите вату с колокольчиком в центр самого большого круглого лоскута.
  3. Оберните ткань вокруг ваты с колокольчиком, формируя головку. Закрепите ниткой.
  4. Второй по размеру лоскутик оберните вокруг первого и также закрепите ниткой.
  5. Таким же образом оберните и закрепите третий лоскут.
  6. Разложите белый прямоугольный кусочек ткани, заверните углы друг к другу.
  7. Приложите лоскут к голове, аккуратно обомните ткань, чтобы на лице куклы она не морщила. Закрепите нитью.
  8. Сформируйте ручки, подгибая длинные концы белой ткани внутрь. Закрепите кончики ручек нитью, отступив немного от края.
  9. Повяжите косыночку. Кукла Колокольчик готова.

Маленькие колокольчики можно купить в рыболовном магазине.

Фотогалерея

Кукла-оберег из льняных ниток

Для изготовления куклы понадобятся:

  • нитки льняные некрашеные;
  • нитки шерстяные красные.

Пошаговая инструкция:

  1. Возьмите плотную книжку или коробку, высотой примерно с ладонь. Намотайте на неё нитки для трёх частей куклы: самую толстую для туловища, в 2 раза тоньше для рук и для косички.
  2. Разрежьте намотки с одной стороны. Должно получиться три пучка ниток.
  3. Для ручек сплетите косичку, закрепите красной ниткой. Разрежьте косичку с другой стороны и также закрепите ниткой.
  4. Отмерьте 1 метр красной нитки. У туловища обозначьте головку, завязав её серединой длинной нитки.
  5. Пучок для косички завяжите с одного конца узлом, протяните его через головку и закрепите на макушке. Сплетите косу, конец завяжите ниткой.
  6. Вставляем в туловище косичку-ручки, закрепляем концами длинной нитки крест-накрест, а затем завязываем на поясе, оставляя поясок.
  7. Повяжите головку куклы ободком из красной нитки. Кукла готова.

Благополучница

Кукла Благополучница - первая помощница для хозяйки, ещё и беду от дома отведёт, а в дом привлечёт достаток и благополучие. Таких кукол дарили на свадьбу и на новоселье.

Кукла Благополучница

Для изготовления куклы понадобятся:

  • белый лоскут 10х10 см (для головы);
  • цветной лоскут 15х5 (для ручек);
  • цветной лоскут круглой формы диаметром 12 см (для юбочки);
  • цветной лоскут треугольной формы, 18 см по длинной стороне (для платочка);
  • тесёмки (для фартучка и пояска);
  • катушка белых ниток;
  • вата для наполнения.

Пошаговая инструкция:

  1. В центр белого лоскутка положите комочек ваты, оберните вокруг неё ткань и обмотайте ниткой. Головка для куклы готова.
  2. Лоскуток для ручек сложите пополам и подогните края внутрь. Должна получиться узкая четырёхслойная полоска материи. Завяжите посередине узелок.
  3. Ручки привяжите нитками к шее куклы, подняв их над головой.
  4. Круглый лоскуток соберите по краю простым швом, чтобы получился мешочек. Внутрь положите монетку и вату.
  5. Вставьте в мешочек головку с ручками. Затяните нитку и дополнительно обмотайте вокруг куклы, чтобы крепче держалось.
  6. Опустите ручки куклы вниз, повяжите ей фартучек, поясок и платочек. Кукла Благополучница готова.

Фотогалерея

Пеленашки

Для изготовления куклы понадобятся:

  • 2 белых лоскутика 20х30 для туловища;
  • разноцветный лоскутик 25х25 для пелёнки;
  • красный лоскутик 10х10 для платочка;
  • красная шерстяная нитка;
  • красивый шнурочек.

Пошаговая инструкция:

  1. Два белых лоскутика положите друг на друга, сверните пополам, потом ещё раз пополам и скатайте в тугой рулончик. Перевяжите рулончик красной ниткой. Это будет туловище куклы.
  2. Красный лоскутик сверните пополам и наденьте как косыночку на туловище.
  3. Лоскут для пелёнки раскладываем на столе. Загибаем один уголок к центру, кладём на пелёнку туловище.
  4. Подворачиваем пелёнку слева, а потом справа.
  5. Подгибаем нижний край пелёнки и поднимаем его вверх.
  6. Перевязываем куклу шнурочком. Кукла Пеленашка готова.

Фотогалерея

Куклы Зайчики

Для изготовления куклы понадобятся:

  • лоскутик цветной ткани 10х20 см;
  • вата или синтепон;
  • красные нитки.

Пошаговая инструкция:

  1. Сложите ткань пополам по короткой стороне лоскутка. Сверните уголком, обмотайте ниткой три раза и завяжите узелок (нитку не обрезайте). Это будут ушки Зайки.
  2. Скатайте плотный шарик из ваты и вставьте его под ушки Зайки. Закройте тканью и обмотайте шейку той же самой ниткой, формируя головку.
  3. Оставшуюся ткань заворачиваем внутрь, подгибаем на 1 см от края и подворачиваем под шейку. Обматываем той же ниткой крест-накрест, формируя лапки. Кукла готова.

Пошаговая схема создания куклы Зайчика

На видео можно посмотреть мастер класс для начинающих по изготовлению куклы «Зайчик». Снято каналом «U-mama. ru».

Неразлучники

Неразлучники - мужчина и женщина, крепко держащиеся за руки - традиционный славянский свадебный талисман. Готовили Неразлучников накануне свадьбы, а во время свадьбы вешали под дугу лошади, везущей молодых. Потом кукла хранилась в молодой семье, оберегая в доме супружескую любовь и верность.

Неразлучники

Для изготовления куклы понадобятся:

  • тонкая ровная палочка примерно 30 см длиной;
  • лоскут белой ткани 15–40 см (для палочки);
  • 2 лоскутка белой ткани 20х40 см (для туловища женщины) и 20х20 см (для туловища мужчины);
  • 2 лоскутка красной ткани 15х30 см (для рубахи женщины) и 15х20 (для рубахи мужчины);
  • лоскутик полосатый или цветной 20х30 см (для штанов);
  • лоскутик разноцветный 20х20 см (для платочка);
  • лоскутик тёмного цвета 10х10 см (для шапки);
  • тесёмки и ленточки;
  • синтепон;
  • красивая ткань для фартучка;
  • катушка толстых красных ниток;
  • проволочка и кусочки кожи для сапожек (можно использовать отрезанные пальчики от старых кожаных перчаток).

Пошаговая инструкция:

  1. Палочку оборачиваем белой тканью и с двух сторон фиксируем ткань ниткой. Это будут ручки куклы.
  2. Белую ткань 20х40 складываем в 4 раза, подворачивая внутрь. Должна получиться узкая длинная полоска. Сворачиваем её пополам, немного отступив, перевязываем красной ниткой, намечая голову. Набиваем голову синтепоном. Туловище для женской фигурки готово.
  3. Прикладываем туловище к руке и фиксируем её ниткой крест-накрест. Аналогичным образом делаем туловище для мужской фигурки — лоскут для штанов складываем в 4 раза, подворачивая ткань внутрь.
  4. Прикладываем штаны к руке и подвязываем ниткой снизу. Из белого лоскута 20х20 делаем голову мужчине точно так же, как делали женщине. Набиваем синтепоном и фиксируем ниткой на руке.
  5. Красные лоскутки складываем пополам и делаем простые выкройки для рубах женщине и мужчине.
  6. Прорезаем отверстие для головы и надеваем на кукол.
  7. Закрепляем рубахи красивыми тесёмками или ленточками. Женщине ещё надеваем фартучек.
  8. В сапожки вставляем проволоку и фиксируем нитками на ногах мужчины.
  9. Головку женщины обвязываем лентой и покрываем платочком. Лоскут для шапки прикладываем к головке мужчины, оборачиваем вокруг и подгибаем внутрь края на затылке. Фиксируем тесьмой или лентой.
  10. Привязываем к Неразлучникам нитку, чтобы можно было повесить. Кукла Неразлучники готова.

Фотогалерея

Крупеничка

Для изготовления куклы понадобятся:

  • холщовая или льняная ткань 20х20 см (для туловища) и 7х20 (для ручек);
  • широкая кружевная лента 10 см (для нижней рубашки);
  • лоскут по ширине кружевной ленты (для верхней рубашки);
  • маленький лоскут мягкой однотонной ткани (для повойника на головку);
  • лоскут красивой ткани 40х40 (для платочка);
  • вышитый фартучек;
  • игла и нитки;
  • любая крупа или смесь круп.

Пошаговая инструкция:

  1. Из лоскута 20х20 сшиваем продолговатый мешочек, засыпаем в него крупу и аккуратно зашиваем или завязываем узлом.
  2. Обернуть вокруг талии кружевную ленту и обмотать ниткой. Сверху закрепить ниткой лоскут верхней рубашки, оставляя зазор между краями шириной в 2–3 см.
  3. Головку оборачиваем мягким лоскутком повойника, пряча под него зашитый конец мешочка.
  4. Скручиваем длинную полоску ткани с двух сторон изнанкой внутрь. Затем прислоняем к спине куклы так, чтобы скрученные ручки были на уровне плеч. Фиксируем всё ниткой.
  5. Этой же ниткой крепим к туловищу фартучек.
  6. Повязываем платочек так, чтобы верхние края ручек были спрятаны под него. Кукла Крупеничка готова.

Травница

Травница охраняла здоровье всех членов семьи. Такой оберег делали для заболевшего, часто куколку давали играть детям. Это неспроста, ведь Травница наполнена лекарственными травами (ромашкой, мятой, мелиссой, зверобоем, чабрецом и др.), которые помогают укреплять здоровье, своего рода ароматерапия. Травы в кукле нужно менять 1 раз в год.

Мастер класс рассчитан на детей старшей группы детского сада, воспитателей, родителей.

Назначение : игровая кукла для ребенка ; оберег; подарок своими руками.

Цель : Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа , через изготовление традиционной народной куклы «Закрутка» .

Задачи :

- образовательная : научить детей изготавливать народную куклу «Закрутка» . Обогащать знания обучающихся об истории возникновения и разнообразии народной куклы ;

-развивающая : развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

-воспитательная : воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле . Воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы «Закрутка» .

Основные понятия : кукла , народная кукла , тряпичная кукла , современная кукла , обереговые, обрядовые, игровые куклы .

Материалы.

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Синтепон (вата) для объема;

тесьма для пояса.

О народной кукле сейчас Вам расскажу ,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы , и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы , заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя , так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы .

Технология изготовления куколки

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем край внутрь.

В середину кладем синтепон

Выполняем тугое закручивание.

Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.





Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек синтепона.


Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы .

Формируем руки : определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.



Основа нашей куклы готова . А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Мы сделали кукле сарафан . Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам. Оборачиваем вокруг тулова.

Стягиваем ниткой и завязываем.



Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером .



Спасибо за внимание!


Публикации по теме:

Друзья,коллеги,не могу не поделится с вами своими впечатлениями. В конце октября в нашей группе прошёл мастер-класс с родителями по изготовлению.

Мастер-класс «Тряпичная кукла Крупеничка» Мастер класс «Тряпичная кукла – крупеничка» Цель: Раскрыть способы нравственной деятельности дошкольника. Задачи: Пополнить знания о народных.

Народная кукла Отдарок – на – подарок настолько проста в изготовлении, что её легко могут сделать дети старшего дошкольного возраста. Раньше.

В нашей группе функционирует уголок народного творчества в котором размещены кухонная утварь, салфетки и рушники вышитые гладью, замечательный.

Традиционная народная кукла

Кукла-оберег для счастливого материнства

Мастер-класс с пошаговым фото «Традиционная народная кукла-оберег для счастливого материнства»

Мастер класс предназначен для детей среднего и старшего возраста, воспитателей, педагогов, всех увлеченных народной куклой и ее историей.
Выполнила: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель, ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Назначение: может быть трогательным подарком друзьям, родным и близким людям, ее можно торжественно вручить новобрачной паре с наилучшими пожеланиями любви, заботы, верности, служения своей семье.
Цель: создать традиционную народную куклу-оберег на счастливое материнство.
Задачи:
- научить выполнять тряпичную народную куклу по традиционной технологии;
- приобщать к русским народным традициям через знакомство с куклами-закрутками;
- воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- воспитывать бережное отношение к предметам своего труда.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукла становилась оберегом. Мастера создавали куклы для своей семьи. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду.
Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие - помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.
Делая традиционные куклы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны - тайны материнства. Оказывается, в этом незатейливом занятии можно открыть такие глубины, о которых и не подозреваешь, секреты, дошедшие до нас из глубины веков.

Оберег для счастливого материнства, представлен в виде куклы с младенцами.
Оберег в образе женщины с младенцем на руках считался очень сильным и всегда дарился с пожеланиями благополучия, мира в семье и в душе, спокойного, радостного и уверенного существования. Он символизировал женщину, которая вышла замуж и родила детей. А способность рожать была особенно значимой для наших предков. Радость быть матерью отражала, что у такой женщины все благополучно. Куклу творили, когда хотели или уже ждали появления малыша. Дарили её также на свадьбу с пожеланиями здоровых детей, на рождение новой семьи, особо почетным гостям, когда хотели показать уважение.
Эта кукла, дошедшая до наших дней из глубины веков – прекрасный образец народного искусства, воспитывающий и заставляющий думать.

Приготовим необходимые материалы и инструменты.


Для выполнения работы нам необходимо:
- грубая хлопчатобумажная ткань;
- кусочки разноцветной и цветной ткани;
- канва;
- кружево:
- нитки красные мулине;
- ножницы;
- синтепон;
- игла.
Делаем скрутку. Для этого берем кусочек хлопчатобумажной ткани размером 30/38, сгибаем ткань пополам.


Туго и ровно скручиваем столбик. Высота столбика будет = 15 см. Столбик обвязываем красными нитками по всей высоте.


Голову округлим немного синтепоном, обозначим нитками шею.


Берем квадрат хлопчатобумажной грубой ткани размером 20/20 см


Квадрат однотонной ткани накладываем на голову.


Закрепляем красной нитью по линии шеи.


Теперь делаем руки. Подвернуть уголок на 1-1,5 см.


Сложить края к середине.


На расстоянии 1см от края делаем ладошку куклы и перетягиваем ткань ниткой.


Нитки после обвязки отрезать не надо.


Перевязываем туго ниткой на месте талии куклы.


Будем делать юбку. Возьмем кусочек цветной ткани размером 12/30 и по верхнему срезу сделаем строчку и небольшую сборку.


Обматываем куколку лоскутиком-юбочкой лицевой стороной внутрь.


Перевязываем туго ниткой по линии талии.


Выворачиваем на лицевую сторону, расправляем.


Берем кусочек канвы, делаем из нее фартук, выдергивая нитки по краю.


Вышьем на фартуке простенький рисунок, но можно и не делать его.


Закрепляем фартук. Располагаем его посередине юбочки, лицевой стороной внутрь, перетягиваем по линии талии.


Отворачиваем фартук.


Кусочек кружева повязываем вокруг головы.


Повязываем голову куклы. Для этого нужно вырезать небольшой треугольник-косынку.


Связываем ниточки на руках куклы. Ведь ей нужно будет держать своих деток.


Делаем младенца. Возьмем кусочек хлопчатобумажной грубой ткани размером 10/7см, туго скрутим столбик и перевяжем его красной нитью. Из белой ткани вырежем косыночку и закрепим ее на голове младенца, как показано на фото.


Запеленаем младенца. Берем лоскуток размером 10/13 для пеленки. Пеленаем, как показано на фото. Открытые края ткани подгибаем вовнутрь, чтобы не было ниток, и работа выглядела аккуратно и эстетично, перевязываем.