История создания к чаадаеву. История создания стихотворения «К Чаадаеву. История написания и публикации

Каждую весну и осень мы ждем тревожных сообщений из Закарпатья о наводнениях. Молва связывает это со сплошной вырубкой леса в этом регионе. Мало оптимизма и в сообщениях некоторых информационных источников о том, что существующие леса не додают воздушному бассейну Украины существенные объемы кислорода. Отсюда вывод: леса наши истощены. Склоняются к такому мнению не только рядовые украинцы, а и некоторые ученые, даже академики и известные политики. К тому же из нашей прессы читателям приходится узнавать о взаимоисключающих вещах. Одни авторы утверждают, что в Украине вырубают много деревьев, другие, что якобы в Украине эти темпы низковаты. Накануне Дня работников лесного хозяйства, который страна будет отмечать 17 сентября, обозреватель Укринформа Елена Позднякова встретилась с председателем Государственного комитета лесного хозяйства Украины Виктором ЧЕРВОНЫМ.

- Виктор Александрович, что из себя представляют «зеленые легкие» Украины - наши леса?

Украина, с точки зрения ведения лесного хозяйства, - уникальная страна, потому что имеет несколько природных зон - Полесье, лесостепь, степь, горные леса Крыма и Карпаты. С полным правом можно сказать, что Украина - большое лесное государство, потому что занимает восьмое место в Европе по площади лесов, которых сейчас около 10 млн. гектаров. И этот потенциал все время возрастает. Например, в первые послевоенные годы в Украине было значительно меньше лесов, чем сегодня. Такими были последствия ведения хозяйства предыдущих поколений, когда вырубались леса, чтобы выжигать уголь, заниматься сельским хозяйством, использовать для нужд сахарной промышленности и так далее. Хозяйственная деятельность человека в предшествующие исторические периоды и войны причинили большой вред лесному хозяйству Украины.

- Получается, что, так сказать, в историческом разрезе состояние лесоразведения улучшается?

Вполне авторитетно могу это утверждать. Если даже взять за точку отсчета начало 60-х годов, когда площадь лесов (а с конца 40 х годов сажали по 100-120тысяч гектаров лесонасаждений в год) составляла 7,8 млн., то сейчас 9,8 млн. гектаров территории страны покрыто лесами. Можем сравнить запасы в «кубах»: на то время они составляли 700 млн., сегодня же - 1,800 млрд. куб. м. древесины.

Лес - система многофункциональная. Какая из функций у нашего леса самая главная - экономическая, экологическая, защитная, водоохранная, социальная, рекреационная?

И в Лесном кодексе, и во всех других законах записано, что леса в Украине выполняют преимущественно экологическую функцию. Ведь треть наших лесов - это леса степной части, они не могут нести эксплуатационные функции - исключительно экологические.

Если так заботимся об экологии, то почему Западная Украина часто страдает от больших осенних и весенних паводков? Общественное мнение однозначно связывает это явление с рубкой лесов в Карпатах, это справедливо?

Что сделаешь, когда выпадает за день двухмесячная норма осадков? Наводнения - многоаспектная проблема. Годами и промышленность, и местное население, как говорится, прикладывают усилия: сбрасывают мусор в реки, следовательно, уменьшается их пропускная способность. Гидросооружения не поддерживаются должным образом - в Карпатах до сих пор действуют такие, которые строились еще при Австро-Венгрии. Кроме того, в природе существуют циклы, когда осадков выпадает больше, чем за предыдущие циклы. Одним словом, стихия. И это никоим образом не связано с тем, что в Карпатах вырубаются леса. Кстати, лесов становится не меньше, а больше. Если хотите знать, в Карпатах поднимается верхняя граница леса, потому что на полонинах не пасется скот, не пасутся овцы, не косятся сенокосы - вот горы и зарастают лесом. Не берусь судить, как это отражается на производстве мяса, а в целом для лесного хозяйства, для экологии это хорошо, количество лесных насаждений увеличивается - и природных, и искусственно созданных. Поэтому говорить об уничтожении лесов или даже об уменьшении их площадей - не корректно. К слову, когда происходят наводнения в Германии, Чехии, других странах, то там никто не говорит о вырубках лесов.

Хочу сообщить, что 44 процента украинских лесов выведены из оборота эксплуатации, их не рубят, не используют, то есть, не отбирают древесину.

На этих площадях ведется исключительно экологическое лесоводство. Отмечу, ни одна страна Европы себе этого не позволяет. Могу привести примеры. В Германии 0,8 процента лесов выведено из оборота, в Австрии - 12 процентов.

Почему у нас такой большой процент выведен из оборота? Потому что мы такие предусмотрительные или, наоборот, нехозяйственные и непредприимчивые?

Выше я приводил объемы лесных запасов в «кубах». С одной стороны, хорошо, что имеем такой прирост, а с другой, считаю, что мы нерационально используем возможности наших лесов, средний возраст которых - 60 лет, в то время как европейских - 52 года. Это говорит о том, что леса стареют, потому что не берем на нужды экономики то, что можем и должны взять от лесного хозяйства. Пожинаем плоды советских времен ведения хозяйства. Тогда большая страна могла себе позволить не вырубать леса в европейской части, потому что была возможность завозить древесину из России. Тогда в Украине заготавливали около 12 млн. «кубов» древесины ежегодно, потребляли - 45 млн. за счет российских и белорусских лесов. А сегодня, когда мы стали независимыми и имеем серьезные по объемам ресурсы, то, конечно, грех их не использовать, потому что это сегодня не оправдано ни с экологической, ни с экономической точки зрения.

- Объясните, почему не оправдано в смысле экологическом?

Потому что существует, например, проблема усыхания смерековых лесов в Карпатах, проблема деградирующих насаждений вокруг больших городов, в том числе и Киева. Поедьте в сторону Святошина, - увидите старые, по 150 лет сосны, стоящие далеко друг от друга. Утрачивается лесная среда, они уже не выполняют ту функцию, которую должны выполнять.

Активно продуцирует кислород растущий лес, потому что молодой биологический организм потребляет углерод. Лес, который не растет, а стареет и фактически погибает, кислород не продуцирует.

- Почему же, если есть понимание, как обращаться с «переспелыми» деревьями, их своевременно не рубят?

Сегодня наше законодательство этого не разрешает. Сейчас разрабатываем нормативно- правовые акты под новый Лесной кодекс на современных основах. Но я не могу сказать наверняка, что нам дадут возможность рубить больше. Однако надеюсь, что сегодня законодатели более взвешенно подойдут к вопросам охранных зон вокруг городов, к вопросам использования ресурсов национальных природных парков.

- Какова потребность Украины в лесе?

Заготовляем около 15 млн. куб. м древесины, и часть ее не имеет сбыта в пределах Украины. Это нонсенс. А связано это с тем, что глубокая переработка древесины у нас ведется в незначительных объемах, деревообрабатывающая промышленность только начала становится на ноги. Заметьте, наибольшим потребителем нашей продукции в советские времена было строительство. Сегодня его потребность в лесоматериалах сократилась: окна ставят пластиковые, полы из новейших материалов стелят, крыши делают исключительно не из дерева. Поэтому строительство нашу продукцию мало потребляет.

Но нужно смотреть на несколько шагов вперед. Свершившийся факт: газ дорогой, уголь не так уж легко добывать, с нефтью - напряженка. Поэтому для хозяйства в целом, для экономики страны необходимы ресурсы. Говорим о биотопливе, а лес - восстанавливающийся ресурс, который сегодня просто пропадает.

- А что с качеством наших лесов и как они содержатся?

Украинские леса в неплохом состоянии, они не истощены. Преобладают в Украине хвойные, сосновые леса и дубовые - это одна из наиболее ценных пород. По площадям дубняков занимаем второе место в Европе. В целом, я бы сказал, у нас на довольно высоком уровне ведется лесное хозяйство.

В нашей структуре есть государственное лесоустроительное предприятие, которое полностью обеспечивает лесоустроительные работы по Украине: разрабатывает по каждому предприятию проект организации ведения лесного хозяйства на 10 лет. Этот проект утверждает Минприроды, ежегодно подтверждаются объемы рубок для каждого предприятия. Вы, наверное, бывали в лесу и видели квартальные столбы. У нас есть карты, схемы так называемых кварталов, каждый участок леса описан в книгах: сколько лет, какой диаметр деревьев и тому подобное. Это все достаточно четко отработанный механизм. И мы точно знаем, что будем рубить, в каком году, сколько, какой породы и что должны там посадить. И это все согласовано со структурами Минприроды, подконтрольно этим структурам, поэтому говорить, что мы рубим, что захотим и когда захотим - неправильно.

- Если так хорошо ведется лесное хозяйство, то почему оно у нас не является самоокупающимся?

Лесное хозяйство в непростых финансовых отношениях с государством, а они не соответствуют современным реалиям. Поэтому и самоокупающегося лесного хозяйства в Украине сегодня быть не может. Например, в прошлом году отрасль получила 250 млн. гривен из бюджета. В то же время мы перечислили в бюджет и все государственные фонды более 600 млн. гривен. Между прочим, каждая гривня, вложенная государством в лесное хозяйство, обеспечивает около трех гривен поступлений в государственные фонды. Следовательно, лесное хозяйство не является обузой для государства. Самые большие налоги выплачивают предприятия, работающие в Карпатах и в Полесье, потому что там они самоокупающиеся, прибыльные. А средства, выделяемые государством отрасли, направляем на восток и юг Украины, где леса выполняют исключительно экологические функции и, соответственно, не могут существовать без государственной поддержки.

Конечно, если бы была применена другая схема, например, такая, что работает в Польше, то, весьма вероятно, удалась бы выйти на самоокупаемость отрасли в целом. Скажем, польские предприятия были освобождены от платы за использование лесных ресурсов, имели другие льготы, в частности, 10 лет не взымался налог на добавленную стоимость. Был создан специальный внебюджетный фонд, куда каждое предприятие перечисляет соответствующий процент своих средств, полученных от реализации древесины. Потом на государственном уровне эти средства перераспределяются и идут в помощь тем предприятиям, которые в этом нуждаются. Если бы такая схема была применена у нас, думаю, лесное хозяйство Украины, в общем, могло быть рентабельным.

- А что мешает введению такой схемы?

Нужно изменить всю налоговую базу и принять ряд законодательных актов. Мы к этому сегодня готовы. Уже действует новый Лесной кодекс - он довольно прогрессивный, в основном, обеспечивает эффективное управление лесным хозяйством. Однако нужно принять еще десятки подзаконных актов. Некоторые документы уже представлены на утверждение правительства. Надеемся, что нас поддержит Минфин и государственные налоговые органы. Вместе мы должны преодолеть пережитки советских времен. Ведь нигде в мире, кроме России и постсоветских стран, не действует странная система налогообложения - так называемая попневая (по количеству пней) оплата. В России большие массивы природных лесов, за использование которых платят так же, как за использование недр, - за уголь, за газ и нефть. А лесное хозяйство Украины - это фактически более 50 искусственно созданных лесов, которые уже не являются природным ресурсом, а являются продуктом хозяйственной деятельности человека.

- А далеко ли, как говорится, до горизонта, то есть до введения новой системы отношений?

Думаю, не так далеко. Правительство утвердило стратегию развития лесного хозяйства Украины. Есть основания считать, что три-четыре года - период, достаточный для реформирования лесного хозяйства. Скажем, Польше, имевшей такую же, то есть советскую, модель, на реформирование отрасли понадобилось пятнадцать лет. Почему ссылаюсь на польской опыт? Нам более всего подходит именно польская схема, потому что в Европе только Беларусь и Украина имеют сто процентов государственной собственности на леса. В Польше 90 процентов лесов - в государственной собственности, 10 процентов - это маленькие лесочки, которые и во времена социализма были частными.

- Нам противопоказан частный лес?

Думаю, что ни общество, ни отдельные граждане не готовы к этому. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективно ведется хозяйство именно в государственных лесах. Если смотреть на это как на процесс производственный, а леса у нас наполовину искусственные, то период этот составляет приблизительно 100 лет. И никакой частник не может эффективно вести хозяйство, вкладывая средства в оборот на такой огромный срок. Это может себе позволить только государство.

На западе леса заливает, а на юге леса усыхают. Это во многих случаях зависит от того, как зарастают лесом реки. Например, плывешь по Десне по украинской территории - берега зеленые, покрыты лесом, а по российской - деревьев практически нет, в основном луга. Еще во времена СССР выражали обеспокоенность относительно состояния Десны с ее уникальной водой. В 70-е годы даже действовал «комитет по Десне», координировавший, в том числе, вопрос облесения берегов. Что-то подобное сейчас существует?

Честно говоря, об этом комитете ничего не слышал. Но могу сказать, что работы по созданию новых лесов начинаем, в первую очередь, с облесения рек малых и больших. Действительно, без взаимодействия здесь не обойтись, поскольку нужны систематические водоохранные мероприятия по всей протяженности рек. Но это старая проблема: защитное лесоразведение затормозилось еще в советские времена, в 80-х годах перестали выделять средства на выполнение этих работ.

С получением Украиной независимости государство начало финансировать работы как по облесению, так и по созданию защитных насаждений на песках. В свое время в Европе существовала единственная пустыня - Нижнеднепровские пески. Как говорится, дохозяйничались. А сегодня она покрыта лесом, движение песков остановлено, и там сейчас прекрасные сосняки, которые, кстати, тоже пришло время частично заменить. Древесину нужно брать на той конечной фазе, когда она еще выполняет экологические функции, тогда ее можно пустить на нужды экономики или использовать для получения энергетических ресурсов. Если этого не сделать, придется расходовать средства, чтобы привести в порядок лесной участок. Сосна растет 120 лет и поспевает к 90 годам. А эти насаждения, растущие в экстремальных для них условиях, уже в 45 лет исчерпывают свой ресурс, следовательно, их нужно заменить на молодые, производительные. Нормальная лесная среда на этих территориях будет создана лишь тогда, когда пройдет замена трех- четырех поколений леса. Но на пути научно обоснованного ведения лесного хозяйства стоит несовершенное законодательство и искаженное общественное мнение. Понимаете, никто не сомневается, что если посеяли траву, то ее нужно скосить, а доспевшую пшеницу - собрать. Такое же правило природного цикла распространяется и на лесоводство. Баланс экономических и экологических интересов должен быть четко обозначен законодательно. А общество должно понять: браться за пилу лесоводов побуждает не желание иметь от этого какую-то выгоду, а законы природы и лесной науки.

Когда-то рубили и жгли лес, чтобы подготовить площади для земледелия и животноводства. Теперь идет процесс обратный. За счет каких земель лесное хозяйство будет наращивать свой потенциал?

По данным Украинской аграрной академии, сегодня в Украине выведено из сельскохозяйственного использования до 10 млн. гектаров земель. Вместе с Госкомземом, с областными государственными обладминистрациями работаем относительно выявления земельных запасов, а также передачи их в государственный лесной фонд для последующего облесения. Для научно обоснованной лесистости Украины нужно высадить 2 млн. гектаров новых лесов. Конечно, цифра солидная, но засадить лесами эту землю мы должны не за один день, а за двадцать лет.

- И много средств для этого нужно?

Когда сегодня обсуждается вопрос бюджета и называются цифры компенсации кому-то за банковские кредиты - 700 миллионов гривен, то мы говорим: добавьте нам на следующий год 20- 30 миллионов гривен, мы вдвое увеличим площади лесов. Но для этого необходима добрая воля правительства, Верховной Рады, депутатов всех уровней.

На наш баланс уже принято 300 тысяч гектаров. Созданы новые леса как раз на юге и востоке Украины, там, где их лет двести или даже больше не было. Согласно с утвержденной правительством концепцией развития лесного хозяйства, ежегодно должны вдвое увеличивать площади создания новых лесов. Если в этом году посадили 16 тысяч гектаров новых лесов, то в следующем проведем лесопосадки на 30-35 тысячах, потом - на 60 тысячах, в 2010 выйдем на 100 тысяч гектаров посадок леса. Будем поддерживать такие темпы в течение 20 лет - засадим лесом как раз два миллиона гектаров, то есть доведем до научно обоснованной нормы лесов в Украине.

- А какова эта норма?

По площади лесов Украину можно отнести к мощным лесным государствам. Но в то же время лесистость нашей территории составляет 15 процентов, по этому показателю занимаем, к сожалению, предпоследнее место в европейском лесном рейтинге. Понятно, хочется иметь лесов больше, чем имеем сегодня, но не нужно забывать, что половина территории нашей страны - это степь и лесостепь. И на разнообразие климатических зон нужно смотреть как на богатство, подаренное украинцам природой. Да, мы не сможем, по- видимому, достигнуть среднеевропейского уровня лесистости, однако довести этот показатель до научно обоснованной нормы - 20 процентов - в ближайшие два десятилетия - задача абсолютно реальная.

Леса покрывают, по официальным данным, около 16% территории государства. Это едва ли не самый низкий показатель в европейских странах (например, в Польше лесистость составляет 28%, во Франции - 31%). Действительная же лесистость, вследствие тотальной вырубки и неточных критериев, еще меньше. Несмотря на это, по биоразнообразию наши леса занимают одно из первых мест в Европе. Предлагаем обзор самых красивых лесов Украины, посетив которые, вы сможете оценить все богатство зеленых легких Украины.

Карпаты

Буковые леса Карпат. Это единственный в Украине объект, отнесенный к списку объектов природного наследия ЮНЕСКО. В наше время это едва ли не единственные леса в Украине, которые никогда не подлежали никаким рубкам. Поэтому здесь можно увидеть лес в настоящем понимании этого слова - не посаженные ровными рядами одновозрастные деревья, как мы привыкли видеть повсеместно, а многовековые разноярусные древостои, с исполинскими буками в несколько обхватов и сгнивающими завалами из упавших великанов. К объекту ЮНЕСКО входит 5 заповедных массивов Карпатского биосферного заповедника и 1 - в ; еще три лесных участка этого объекта находятся в Словакии.

Больше о лесах можно найти на их странице на сайте Карпатского биосферного заповедника.

Еловые («смерековые») пралеса Карпат. Менее известны широкому кругу еловые леса растут на высотах выше 1200 м и поэтому не подлежат интенсивной хозяйственной деятельности. Они разительно отличаются от привычных нам ельников искусственного происхождения, посаженных на более низких высотах. В отличие от последних, чрезвычайно сомкнутых и бедных, размах островерхих гигантов в природных еловых лесах впечатляет. На покрытых мхом упавших и сгнивших стволах рядами тянутся вверх молодые деревья, так мертвое становится основой живого. На сухих стволах заметны многочисленные дыры - следы работы уникального трехпалого дятла, который в Украине живет только здесь. А летом в ельниках уйма черники и грибов!

Лучшие еловые леса растут на верхних склонах хребтов Горганы, и Мармаросы. Относительно двух последних массивов, подробную информацию о том, как добраться и где остановиться, можно получить на уже указанном сайте Карпатского заповедника.

Источник фото: atmwood.com.ua.

Полесье

Цуманская пуща. Один из самых известных лесных массивов Полесья расположен в пределах одноименного , в Киверцовском районе Волынской области. Пущами всегда называли особенно глухие, дремучие леса. В отличие от большинства других лесов Полесья, здесь преобладают не хвойные, а дубовые широколиственные насаждения. Украшением этого парка, кроме вековечных лесов, являются зубры, - это чуть ли не единственный лес в Украине, где можно встретить этих великанов в природе. Увидеть их легче всего зимой возле площадок для подкормки. Кроме них, в пуще очень много других животных - кабанов, оленей, косуль.

Как добраться: до райцентра Киверцы удобно добираться с Киева поездами, от Киверцов - или пешком в пущу, или электричкой/автобусом до пгт Цумань.

Источник фото: www.panoramio.com,

Поясковский лес. Старейший лес Полесья, растет в Олевском районе Житомирской области и в чем-то напоминает карпатские леса. Отдельным постановлением от 1924 года здесь были запрещены все виды рубок, чтобы посмотреть, каким образом будет развиваться лес в заповедном режиме. Несмотря на отдельные браконьерские порубки, лес является прекрасной иллюстрацией красоты полесских лесов, приближенных к пралесам. Единственной проблемой является то, что ныне в пределах заказника начали нелегально добывать янтарь.

Точки с положением заказника .

Как добраться: на автотранспорте, такси или автобусом из Олевска до села Шебедиха, оттуда 5 км пешком лесом до заказника. Можно приехать поездом на ст. Пояски, оттуда по насыпной дороге через Шебедиху 15 км до заказника.

Автор фото: С. Ваградян.

Звонковский лес. Один из старейших сосновых лесов Полесья, отдельные деревья в котором достигают почти 200-летнего возраста, а их обхват более 3,5 м. Абсолютное большинство сосновых лесов подлежит вырубке еще до достижения 100-летнего возраста, поэтому такой лесной массив, без преувеличения, является уникальным. К сожалению, весь лес начал массово усыхать, поэтому в ближайшее время следует ожидать интенсивных санитарных рубок. Следовательно, не провороньте шанс увидеть 200-летних исполинов, пока они еще стоят в лесу!

Точки со старейшими деревьями .

Как добраться: маршруткой № 778 от станции метро «Нивки», до с. Звонково, оттуда пешком по лесу; маршруткой № 791 от станции метро «Выставочный центр» до с. Плесецкое, оттуда пешком полем и лесом.

Лесостепь

Черный Лес. Один из самых южных лесных массивов Украины, расположенный в Знаменском районе Кировоградской области. Плодородные южные почвы в сочетании с теплым климатом позволяют дубам достигать огромного размера. Лучшее время для посещения - апрель: именно в этот период, когда дубовые великаны еще стоят без листьев и пропускают свет, земля покрывается невероятно красивым ковром цветущей хохлатки и другого разнотравья. Только на дубах появляются листья, в лесу наступает зеленый полумрак: очевидно, за это его и назвали Черным. В годы освободительных сражений 1917-1921 этот лес был центром так называемой Чернолесской республики - территории, которая контролировалась украинскими повстанцами.

Как попасть: автобусами/поездами до ст. Знаменка, оттуда пешком. Где ночевать: в палатках.

Фото автора.

Каневские грабовые рощи. Ныне сохранились фотографии более чем столетней давности, на которых так называемые Каневские горы (полоса холмов над Днепром) были совсем лысыми и использовались как пастбища. Но впоследствии выпас скота прекратился, а большой участок гор отошел к созданному в 1923 году . И ученые смогли наблюдать, как на их глазах происходит естественное восстановление леса фактически с нуля. Сейчас, в конце почти 100-летнего процесса лесовосстановления, на склонах появились очень красивые грабовые леса, которые не знали разрушительного действия пилы и топора. Живописности лесу придает пересеченный рельеф - в Каневском районе находится самая длинная в Европе овражная сеть. Пробираясь склонами глубоких оврагов, можно легко поймать ощущение, будто находишься где-то в Карпатских или Крымских горах.

Как попасть: автобусом до Канева, оттуда пригородным автобусом к , оттуда - пешком до заповедника (15 мин). Чтобы посетить заповедник, необходимо связаться с администрацией по контактам на официальном сайте (http://kanivbiosfera.at.ua/).

Фото автора.

Крым

Буковый лес у подножия г. Каратау. Несмотря на то, что Крым оказался в оккупации, он является неотъемлемой частью Украины, поэтому вспомним об уникальных крымских лесах. Одним из таких является вековой буковый лес в южной части , у подножия потухшего вулкана Каратау. Лес здесь известен изумительными формами буков, которые достигают невиданной ширины и являются чрезвычайно раскидистыми. Вероятно, они вырастали на месте прежних пастбищ, поэтому и получили такую необычную, как для лесов, форму.

Как добраться: большие буки расположены в лесу вдоль так называемой «Круглой поляны», которая находится на маршруте, ведущем с Караби-Яйлы на Тырке-Яйлу.

Приблизительные координаты 44.840443, 34.476328.

Фото автора.

В русской поэзии первой трети XIX века распространенным жанром было дружеское послание. Популярность этого жанра во многом объяснялась относительно свободной формой выражения мыслей. Послание к другу напоминало непринужденную беседу, которая не ограничена строгими формальными рамками; часто это разговор на равных, обращение к читателю. Адресатом мог быть кто угодно: вполне реальное, близкое автору лицо или человек, с которым автор был лично знаком, им мог стать даже воображаемый герой.

Жанр послания возник в античные времена в творчестве Горация, после - Овидия, а затем пришел в европейскую литературу. В этом жанре писали М. Ломоносов и Д. Фонвизин , К. Батюшков и В. Жуковский. Послание часто бывает похоже на письмо, а так как наши соотечественники, жившие в XIX и ХХ веках, еще посылали близким и друзьям письма, то образцы лирических посланий можно встретить и в поэзии С. Есенина («Письмо матери» , «Письмо к женщине»), и в творчестве В. Маяковского («Письмо Татьяне Яковлевой» , «Письмо товарищу Кострову»).

Послание Александра Сергеевича Пушкина адресовано его лицейскому другу - Петру Яковлевичу Чаадаеву. Пушкин, уже живя в Петербурге и находясь в должности коллежского секретаря, часто приходил к своему товарищу на Мойку, в дом № 40. Он любил беседовать с Чаадаевым и старался не упускать возможности лишний раз повидаться с ним. У Чаадаева он учился независимости, достоинству, широкому взгляду на жизнь. Петр Яковлевич был последовательным защитником свободы: даже своих крепостных он отпустил на волю. Именно поэтому одно из лучших юношеских стихотворений Пушкина получило название «К Чаадаеву» .

Данное стихотворение по жанру с уверенностью можно отнести к дружескому посланию. Оно носит доверительный, более лирический характер. При этом глубоко личные мотивы сливаются в послании с возвышенными, патриотическими. Это настоящая лирика гражданского звучания, в ней звучит абсолютная убежденность в будущей свободе.

Сюжет послания «К Чаадаеву» развивает мысль о взрослении человека, прежде всего, гражданском. Начало стихотворения звучит удручающе: оказывается, «любовь, надежда, тихая слава» оказались всего лишь обманом. Юношеские мечты о славе и свободе при столкновении с реальностью обернулись сомнением. Неслучайно Пушкин сравнивает их со сном, с утренним туманом, которые имеют свойство рассеиваться в считанные секунды. Многие современники усматривали в этих строках отношение Пушкина к правлению Александра I, считавшего себя истинным либералом.

Вторая часть послания становится антитезой к первой, поэтому меняется ее звучание. Теперь герой «нетерпеливою душой» вслед за личными чувствами испытывает порывы свободолюбия. Они не менее пылкие, чем прежние, но теперь обращены не к собственной желаниям, а к нуждам своей родины. Для поэта такое обращение от частного к общему - вполне естественный шаг на пути взросления истинного гражданина и необходимое условие появления «вольности святой» . Герой уверен, что «Россия вспрянет ото сна» только тогда, когда проснется каждый искренне любящий ее гражданин.

Но при всей своей пылкости Пушкин прекрасно осознавал, что даже при неизбежности «пробуждения» человека и страны есть силы, препятствующие этому освобождению: «Гнет власти роковой» и «тяжесть самовластья» противостоят у него порывам «нетерпеливой души» . Поэтому лучшее время жизни, самую сильную и самостоятельную ее пору, по мнению юного поэта, надо «посвятить Отчизне» . Заслуженной наградой в этом случае станет громкая историческая слава, когда «на обломках самовластья напишут наши имена» .

Общественно-политическая лексика («честь» , «власть» , «гнет» , «отчизна» ), которой насыщено все стихотворение «К Чаадаеву», была характерна для ранней поэзии декабристов, особенно поэзии Рылеева. По этой причине стихотворение мало кому известного в 1818 году Александра Пушкина распространялось среди жителей Петербурга почти анонимно и только в 1829 году было напечатано в альманахе «Северная звезда» М. А. Бестужева в весьма искаженном виде. А режиссер Владимир Мотыль в 1975 году взял строчку из стихотворения - «Звезда пленительного счастья» - для названия своего фильма о трагической судьбе декабристов, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

Центральным мотивом стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина, так же как в оде «Вольность», является томительное ожидание «Минуты вольности святой» (это десятая строчка, занимающая центральное место в состоящем из 21 строки стихотворении). Послание адресовано единомышленнику, кому не нужно подробно излагать свою позицию. С ним лирический герой делится переживаниями, возникшими на возрастном переломе.

В то же время за психологической конкретикой возникает обобщенность, так как она является отражением общей одушевленности, окрашивающей мироощущение целого поколения. Лирический герой не одинок, он может, обрисовывая специфику своего состояния, надеяться на то, что его поймут («...нежил нас обман...», «...в нас горит еще желанье...», «Мы ждем...», «наши имена»), поддержат, отзовутся на «прекрасные порывы». Он видит свою задачу в укреплении у друга веры в скорое наступление эпохи «пленительного счастья», не сомневаясь в его выборе, ведь все они «горят» свободой, ждут ее прихода, готовы выполнить долг чести («Пока сердца для чести живы...»), считая наградой память об их вкладе в борьбу с «самовластьем».

В содержательном плане стихотворение «К Чаадаеву» Пушкина, анализ которого нас интересует, делится на две части. В первой (она занимает четверостишие с перекрестной рифмовкой) вспоминаются юношеские иллюзии о счастье в любви, о реализации надежд, достижении известности. Они «нежили» воображение, наполняли душу, но, «как сон», развеялись с приходом зрелости:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

Иллюзии обманчивы (само слово происходит от лат. «обманывать»), но в увлеченности ими проявилась способность души «гореть» идеалами, жить непреходящими ценностями, внимать неземным голосам. Это свойство внутреннего мира не исчезло, но на первый план вышли иные понятия. Противительный союз не только постоянно подразумевается в антитезе двух периодов в жизни человека, он разделяет части стихотворения («Но в нас горит еще желанье...» — пятая строчка, столь важная, что звуковое соответствие к ней возникает не только в рифмующейся строке четверостишия — 8-й, но и в следующих, 9-й и 12-й это является напоминанием об основной мысли).

В послании отсутствует разделение на строфы, единство текста, написанного четырехстопным ямбом, способствует созданию впечатления, что монолог героя последовательно движется к финальному подтверждению вневременной значимости «горения», «упованья», «порывов», вызванных жаждой освобождения отечества от «гнета власти роковой» («И на обломках самовластья/Напишут наши имена!»). Свобода не только осознается как рациональное (от лат. «разумный») требование, она становится содержанием духовной жизни, наполняя мир чувств. Любовь к отчизне пришла на смену юношеским увлечениям, ей лирический герой готов посвятить всего себя:

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Слово «внимать» (первое лицо множ. числа: «внимаем или внемлем») теперь малоупотребительно, поэтому о его значении надо сказать особо. Внимать — это внимательно слушать, прислушиваться, впитывать услышанное или прочитанное, направлять ум и волю на осуществление умозрительного вывода. Пушкиным утверждается действенное отношение к несчастьям родины, потребность у молодого поколения вмешаться в ход истории, исправив ошибки, воздействовав на течение событий.

Накал чувств, напряженность поисков выхода из исторического тупика передаются с помощью сравнения и гипербол. В ожидании «минуты вольности» лирический герой томится, как перед любовным свиданием:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Свиданье предстает верным, он не сомневается в наступлении царства свободы, но предваряющие его минуты тянутся, как века, поэтому так важно внушить соратнику надежду, призвать его не оставлять попыток воплотить идеал в жизнь. Прекрасные порывы его души не останутся незамеченными, так как они подобны сигнальному костру, биение сердца — это отсчет мгновений до главного события. Художественное преувеличение (гипербола) возникает в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкина в связи с тем, что заостряется значение гражданственных чувств, они требуют самопожертвования: нетерпение становится «горением», высокая цель окрашивает существование в целом, превращает его в жизнь «для чести». Призыв посвятить отчизне лучшие движения души является продолжением мысли о любви к ней как содержании внутреннего мира зрелого человека, отказавшегося от «юных забав»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Наряду со сравнением и гиперболами, в образном ряду стихотворения важны метафоры, стилистические обороты, где свойства одного предмета переносятся на другой по сходству или контрасту (скрытая). Метафорой является выражение «свободою горим». Здесь можно увидеть два плана: предметный (пламя) и переносный (одушевление). Они сопоставляются, перекрещиваются, сливаются в одном образе. Это скрытое сравнение (преданы идеалу свободы, который захватил нас целиком, сжигает, как будто мы оказались в пламени), однако отсутствие разделения между планами, их слияние в одном выражении, что и становится смыслом метафоры, вносит новые оттенки. Метафора передает не только впечатление настолько живое и ощутимое, что по одной фразе можно судить о духовном мире ровесников лирического героя, но и эстетическую ценность, важную для поэта, их идеалов. Отблески костра прекрасны, им уподобляются порывы души, и, наоборот, высокие чувства напоминают возносящиеся к небу языки пламени. Сближение признаков двух явлений давно замечено, что выразилось в бытовой метафоре «пламенные чувства», но в стихотворении Пушкина она конкретизирована и в связи с этим характеризует общественно-политические устремления. В понимание своего будущего, благодаря ей, привносится мотив жертвенности, ожидания гибели на костре. Трагический отсвет падает на современность, и оттого друзья и единомышленники воспринимаются как поколение героев, сознательно выбравших свой путь, предвидящих, что для борцов с самовластьем наградой будет только память. Поддержать в них боевой дух должно сознание того, что они выполняют великую миссию — пробуждают Россию от векового сна, приближают восход светила, луч которого разгонит «сгущенную мглу», «вечный мрак» (А.Н. Радищев. «Вольность», строфа 54) неволи. В этом они уподобляются самому «зиждителю» мира, создают новую реальность (там же). Их особым даром выглядит и способность воспринимать плен своей трагической судьбы как истинное счастье:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Последнее утверждение выделено благодаря двум особенностям: восходящей интонации и сквозной рифме (на, наши, имена), созвучной мужским рифмам предыдущего четверостишия (она, сна). В нем предложение не закончено, пятая, завершающая строчка является его продолжением. Возникает эффект переноса (стилистический прием, состоящий в акцентировании слова, находящегося на границе строчек, входящих в одно предложение, но разделенных метрически как частей, составляющих строфу; здесь разбивка на строфы отсутствует, стихотворение членится на четверостишия в связи со схемой рифмовки, появление пятистишия нарушает ее, что способствует выделению «лишней» строки). Внимание привлекается к значительности противоборствующей стороны, противником в битве за свободу отчизны выступает самовластье, воплощающее силу зла, ненавистное лирическому герою («гнет власти роковой» — образ, продолжающий обобщения в оде Пушкина «Вольность»: «неправедная власть» «роковая» беда народной жизни «везде», строфа 3).

Можно ли, говоря о вольнолюбивой лирике Пушкина, подменять понятие «лирический герой» словом «автор»? Несомненно, они близки, обрисованное в стихотворениях мироощущение было характерно для тех представителей пушкинского поколения, кто видел цель своей жизни в противодействии неприемлемым для них общественным тенденциям, в поддержке интересов угнетенных слоев. Автобиографичность очевидна и в связи с тем, что послание обращено к конкретному лицу, старшему другу Пушкина П.Я. Чаадаеву (1794—1856). Поэт познакомился с ним в 1816 году, когда был еще лицеистом, а Чаадаев закончил Московский университет и затем поступил на военную службу. Как гусарский офицер он участвовал в Отечественной войне (в бородинском, тарутинском, лейпцигском и др. сражениях). После войны он вернулся в столицу, где прославился как человек, настроенный резко критично по отношению к существующему общественному устройству. Чаадаев был членом декабристского Северного общества, но, находясь за границей в 1823—1826 гг., не принимал участия в восстании. Впечатления от встреч с этой яркой личностью отразились не только в лирике Пушкина, но и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», прототипом главного героя которой был Чаадаев (фамилия Чацкий является отзвуком его имени). Ему посвящено несколько пушкинских стихотворений, проявивших, как высоко поэт ценил друга. В их общественно-политических воззрениях было много общего, Чаадаев мог быть назван лирическим героем послания, товарищем по борьбе с «властью роковой». В другом стихотворении он сравнивается с участвовавшим в убийстве римского императора Гая Юлия Цезаря и возглавлявшим республиканцев в противостоянии второму триумвирату М.Ю. Брутом, а также с афинским вождем демократической группировки Периклом:

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской.

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он — офицер гусарский.

(«К портрету Чаадаева», 1820)

Проводя анализ, следует заметить, что дружбе с Чаадаевым Пушкин придавал большое значение, говоря о ней, как о «счастье» (запись в «Кишиневском дневнике», апрель 1821 г.), в связи с чем не случайным предстает обращение к нему в послании как к тому, чье имя встанет в один ряд с другими в характеристике поколения, «горящего» свободой. И все же ни автор, ни Чаадаев не обрисованы в стихотворении во всей сложности своего духовного мира. На первом плане оказалась одна из его черт, ей уделяется основное внимание. Особенности мироощущения борцов за приход «избраннейшего» дня (А.Н. Радищев) освобождения являются прототипическими для создания образа лирического героя, воспринимающегося в контексте данного произведения, сходного с характерами персонажей поэм Пушкина, другими образами вольнолюбивой лирики, каждый из которых тем не менее сохраняет своеобразие. Даже между авторскими лицами в оде «Вольность» и в послании «К Чаадаеву» есть разница, обусловленная различием в художественных целях.

Если в оде лирический герой стремится на исторических примерах подтвердить просветительские истины, выразив и личное отношение к порокам власти и долготерпению ее рабов, то в послании другу важно определить истоки общности между ними. Их связывают прежде всего эмоциональные (от лат. «волнение») факторы. Главными из них является восторг от сознания, что их ожидает участь героев, что перед ними дорога «чести», деятельность, которая принесет известность. Все ценности, усвоенные в ранней юности, бледнеют перед новым настроем на борьбу с самой судьбой («роковой» силой). В них «горит» желанье доказать свою любовь к отчизне жертвенным служением ей, надежда превращается в «томленье упованья», слава сделает их известными потомкам. Все это не обман детской мечты, а реальность, опасная, но принимаемая «нетерпеливою душой» с радостным ожиданием «верного свиданья».

Поэтические художественные средства, использованные в стихотворении, позволили высветить доминанту в мироощущении. Она важна не только для характеристики образного строя данного послания, но и в целом для того, чтобы охарактеризовать лирического героя ранней поэзии Пушкина. Свобода для него — необходимое условие жизни, порыв к ней прекрасен, несмотря на то что до нее нельзя дотянуться, как до звезды. Ключевая метафора послания («звезда пленительного счастья») акцентирует сходство между духовным и социально-бытовыми планами. Как ни далеки идеальные стремления от обыденности, человек оценивается лирическим героем в зависимости от способности подчинить свою жизнь достижению возвышенных целей, принести молодость в жертву общему делу, отказавшись отличных стремлений, если они противоречат ему. Таким образом, уже в ранней лирике заметно утверждение правоты жизни, истории, познать которую — задача мыслящего человека, а выразить красоту законов мира — счастье художника. В то же время для лирического героя Пушкина важен человек во всей неповторимости своих мыслей и чувств, направляющий волевые усилия на преодоление несовершенства, которое он ощущает как несправедливость, господство тьмы. Счастье людям он стремится принести, открывая путь к свету, звезде, всходящей («взойдет она») над земным сообществом людей, подобно солнцу. Рассвет, незаметный множеству погруженных в свои заботы людей, предчувствуется теми, кто уверен в его скором наступлении, но лирический герой готов неустанно доказывать его неизбежность, находить все новые краски для обрисовки того, что выпало на их долю. Это жертвы, потери, страдания, но и обретение смысла жизни, «пленительное счастье».

Известный философ своего времени, П. Я. Чаадаев в жизни А. С. Пушкина играл особенную роль. С этим человеком поэт полемизировал и спорил, но в одном порыве был един: они оба мечтали о свободной и прогрессивной России без деспотизма самодержавия. Поэтому имя отвергнутого и непризнанного таланта увековечено в послании, которое Александр Сергеевич написал в поддержку Петру Яковлевичу.

А.С. Пушкин не мог оставаться равнодушным к тем проблемам, что существовали в обществе после европейской кампании Александра I, в чём открыто признавался и после Декабрьского восстания. Революционными идеями с поэтом делился его близкий, ещё с лицейских лет, друг П. Я. Чаадаев, ему и посвящено стихотворение.

Датируется оно 1818-м годом, когда Пушкин жил в столице, еще не знал наказаний за вольные мысли со стороны властей. «К Чаадаеву» — одно из тех произведений, что спровоцировали первую, южную ссылку Пушкина в 1820 году. Не только это сочинение автор адресовал своему единомышленнику. Кроме «Любви, надежды, тихой славы», ещё существуют стихотворения «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…» и «К чему холодные сомненья?..».

Жанр, размер, направление

Жанр произведения «К Чаадаеву» — послание. Для него свойственна прямая адресация стихотворения определённому человеку, изложение определённых идей, рекомендаций или надежд. До XIX века такой жанр назывался эпистолой, от латинского «письмо, «поручение».

«К Чаадаеву» написано четырехстопным ямбом. Данный стихотворный размер делает стих лёгким и воодушевляющим. Так Пушкин придаёт позитивную интонацию произведению о мечтах и надеждах. Эти качества необходимы вольнолюбивой лирике, к которой поэт обращался нередко, особенно в ранний период творчества. Революционное направление в русской литературе начала XIX века разрабатывали многие литераторы: Радищев, Рылеев, Бестужев, Глинка. Все собратья по перу боролись за общую идею – освобождение страны от гнёта «самовластья».

Продолжателями социального направления в лирике стали Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок.

Композиция

Композиция «К Чаадаеву» трёхчастна:

  1. Первая часть ограничивается начальным катреном, который пронизан лирическими интонациями, сожалениями об уходящей юности.
  2. Вторая часть вносит противоположное настроение в стихотворение. Здесь появляется некое чаяние возможного счастья: «Мы ждем с томленьем упованья// Минуты вольности святой».
  3. Третья часть, со слов «пока свободою горим», является кульминацией произведения. Она наполнена призывом, звучит наиболее напряженно и громогласно. Финал носит характер манифеста, побуждающего к героическим поступкам.

Главные герои и их характеристика

Лирический герой стихотворения обращается к своему другу с намерением пробудить в нём желание бороться за свободу. Можно предположить, что адресат подавлен, теряет былой энтузиазм, но его сотоварищ не поддаётся отчаянию. И движет им, главным образом, «отчизны … призыванье».

Этот голос помогает сохранять веру в лучшее, в этом он видит свою миссию, долг. Прислушаться к этому голосу поэт предлагает и собеседнику. Борец хорошо осознаёт, что они оба ещё слишком молоды, чтобы сдаваться. Он считает, что они должны посвятить себя благому делу освобождения, в надежде, что их имена останутся в истории.

Темы

  • Патриотизм. На нем зиждется тематика произведения. Стихотворение проникнуто духом патриотизма. Лирический герой ясно видит все проблемы, существующие в стране. Но это не служит причиной отказаться от родины, напротив, молодой человек намерен посвятить свою жизнь преображению отчизны, он верит в её светлое будущее. Автор слышит голос страждущей страны и жаждет спасти её.
  • Дружба . Поэт не остаётся равнодушным к пессимистичному настрою своего товарища. Он пытается развеять его тоску, обессмысливающую существование. Лирический герой всячески поддерживает своего друга, мотивирует на достижение новых целей. Поэт верит в потенциал своего единомышленника, потому и посвящает ему послание.
  • Проблемы

    • Самовластие. Поэт осознает бедственную ситуацию в своей стране, сложившуюся в связи с тираническим политическим режимом. Он ощущает гнёт «власти роковой» и жаждет избавления от него. Но герой понимает, что в одиночку ему не справиться, и призывает на помощь своего верного друга.
    • Отчаяние. Автор испытал на себе воздействие юношеский иллюзий, он уже знает, какое бывает разочарование, если обмануться мечтами. Об этом он пишет в первой части. Очевидно, подобные чувства испытывает и адресат послания. Но Пушкин сумел преодолеть сплин, теперь он хочет излечить от него и своего друга. Таковы проблемные вопросы стихотворения «К Чаадаеву».
    • Смысл

      Никогда противостояние не бывает простым, путь, ведущий к заветной цели, может быть тернист. Враг может быть как внешним – самовластье -, так и внутренним – разочарование. Обо всем этом Пушкин напоминает Чаадаеву.

      Идея Пушкина заключается в том, что бороться нужно до конца, проявляя настойчивость, смелость и отвагу. Нельзя усыплять свои силы тоской, нельзя отказываться от мечты при малейшем разочаровании. Подарить родине свободу – истинное счастье для молодого, импульсивного человека.

      Средства выразительности

      Для того чтобы сделать своё послание воодушевляющим и убедительным, Пушкин использует множество различных средств выразительности.

      В стихотворении встречается побудительные предложения с восклицательной интонацией. Интересно, что поэт использует в них глаголы будущего времени («посвятим», «напишут»). В отличие от повелительного наклонения, такие формы глаголов не обладают приказным характером. Так Пушкин ненавязчиво мотивирует своего адресата.

      Чтобы добиться наиболее успешного воздействия на своего читателя, Пушкин обращается к сравнительным оборотам. Наиболее ярким, из представленных в тексте, является сопоставление чаяние свободы с ожиданием свидания. И автор, и его друг на тот момент – молодые люди, со свойственными им сердечными порывами, и такое сравнение весьма актуально для них.

      На композиционном уровне можно наблюдать антитезу, так соотносятся между собой первая и вторая части.

      Критика

      Влиятельный литератор пушкинской эпохи Белинский относил «К Чаадаеву» к тем стихом, что прививает патриотизм, что в том числе помогает воспитать в читателе человека.

      Друзья-декабристы горячо приняли это стихотворение, они видели в нём провозглашение своих идей, к тому же не без восхищения мастерством и талантом самого Пушкина.

      В двадцатом веке С. Л. Франк в статье «Светлая печаль» подчеркивает двойственность пушкинского мышления: импульсивность и умиротворение, веселье и мука. Послание «К Чаадаеву» критик считает одним из тех стихотворений, что иллюстрируют эту особенность.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!